Письмо 5.

 

Все как-то уже настолько одурели

 и столько было тумана в каждой  

          голове, что ни для какого недоумения уже не хватало места….

Венедикт Ерофеев «Москва  - Петушки»

 

Теперь прогуляемся по  Запретному Городу или Гугуну («Старый дворец»), его теремам, дворцам и площадям.

         Надо тебе сказать, что в Гугуне ощущается в наибольшей степени тот контраст, о котором я тебе уже писал: между тем, что дано тебе в ощущениях и знанием об этом дворце-музее. Здесь ты именно ощущаешь ту бездну, что тебя отделяет от культурного китайского кода и именно здесь ты понимаешь всю великую «тайну», отделяющую тебя от китайцев. Феодальные устои ли или менталитет китайцев тому причиной, не суть важно. Здесь ты должен прежде всего забыть о людях (попробуй это сделать !), а помнить только об императоре. И не просто об императоре, а об его божественном происхождении. И не просто о его божественном происхождении, а о буквально тысячах условностей, которые его окружали. Символизм жизни, ритуальность жизни, различные причуды жизни. И это не просто искусственная   жизнь, а и не жизнь вовсе, в нашем понимании.  Я, конечно, понимаю Оскара Уайльда, который говорил, что «естественность -  самая большая поза». Но эта искусственность…

 По крайней мере, ощущение от дворца именно такое. К этому нужно просто привыкнуть, как к некой неизбежности, только и всего.

Гугун в 3 раза больше Кремля, он около 1 км в длину и 750 м в ширину, он выровнен строго с севера на юг и все эти собранные здесь ансамбли: терема-веранды с загнутыми крышами и золотистой черепицей, храмы, мосты, беседки и театры предназначены для жизни императора и его семьи с прислугой.

         Пройдя через ворота Тяньаньмэнь  (прямо под портретом Mао Цзэдуна), ты попадаешь в Запретный город. Именно отсюда, сверху, императоры династий Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.) оглашали подданным свои указы. Не нарушил эту традицию и Великий Кормчий, объявив 1 октября 1949 г. с императорской трибуны в присутствии 300 000 жителей Пекина об образовании под покровительством компартии нового государства: "Чжун-хуа жэньминь гун хэ го" ("Центральное Срединное процветающее народное коммунистическое государство"), известное нам как "Китайская Народная Республика". Этим ворота Тяньаньмэнь завоевали право изображаться на государственном гербе КНР.

Запретный город - это классика китайского домостроения, самый большой дворцовый комплекс в мире,  включенный ЮНЕСКО в 1987 году в Реестр объектов мирового культурного наследия.

Древние китайцы уважали теорию «усин» (пять предметов: металл, дерево, вода, огонь и почва), являющуюся ядром китайской культуры. Не случайно во дворце Гугун в его южной части расположен административный павильон, а в северной – резиденция. По теории «усин» юг принадлежит огню, а огонь рождает жизнь, то есть «ян» (Солнце), и именно отсюда нужно управлять страной. А север принадлежит воде, вода же рождает «инь» (Луну), поэтому жить лучше в северной части. Последователи учения «усин» считают, что почва – это желтый предмет и является символом государственности, вот почему почти все крыши в Гугуне желтого цвета. Столбы в Гугуне красные, ведь огонь рождает почву, поэтому сочетание желтого и красного символизирует всеобщее благополучие. Во всех постройках Гугуна прослеживается влияние теория «усин», имеющее  важное значение в древней китайской архитектуре. 

Он обнесён со всех четырёх сторон красной стеной высотой 10 м (она достаточно широка, чтобы на ней свободно могли разъехаться две повозки) и 50-метровым рвом с водой. Запретным он называется  потому, что в период императорского правления на его территории, кроме монарха и его семьи, могли находиться только евнухи, наложницы, охранники и слуги. Простым людям запрещалось преступать его границы без приглашения. Возведение дворца началось в 1406 г. и в течение 14 лет на его строительстве работало 100 тыс. мастеров и почти миллион рабочих (!).

         Император и двор переехали в новый дворец в 1421 г. и после этого отсюда Поднебесной правили 24 императора (14 императоров династии Мин и 10 - династии Цин). Последний император Пу И покинул резиденцию в 1924 г., и на следующий год дворец стал музеем.

Кстати, фильм Бернардо Бертолуччи «Последний император», завоевавший девять «Оскаров»,  рассказывает именно о Пу И.

За воротами Тяньаньмэнь находится огромная пустая площадь и ещё одни ворота -  Полуденные (мощная оборонительная башня, построенная для того, чтобы защищать вход в Запретный Город) в которых есть тоже 5 проходов - три центральных и два боковых. Везде снова сплошной символизм: центральный проход предназначался исключительно для императора. Раз в жизни (в день свадьбы) им могла пройти и императрица. Чиновники и военные входили через восточный проход, члены императорской семьи - через западный. На крыше ворот построены башни Колокола и Барабана.   Когда император отправлялся молиться в храм Неба, звонили  в колокола, а когда шел молиться  в Храм предков, били в барабаны, а во время важных церемоний и в колокола звонили, и в барабаны били. 

          Кроме приёма дипломатических миссий, на площади  разыгрывались императорские свадебные церемонии. Это вообще сплошная регламентация и ритуальность.

         Как пишет всё тот же А. Фролов «перед этим ответственным мероприятием официально объявлялся конкурс наложниц, подать заявку на участие в нём могли лишь дочери чиновников 2-х высших степеней, из которых на императорский подиум допускались те кандидатки на императорское ложе, чьи восемь иероглифов, обозначающих даты их рождения, считались благоприятными.

 Кстати, что интересно, в те не очень отдалённые времена днём рождения человека в Китае считалась дата зачатия, а не момент его появления на этот свет.

          В "конкурсе красоты" победительницей, а, следовательно, и будущей императрицей оказывалась та из соискательниц прав на свадебную опочивальню в павильоне Дуннуаньгэ, которая по указанию Сына Неба первой из соперниц получала из рук евнуха нефритовый жезл (жуи). Остальные конкурсантки, также удостоенные нефритового жезла, пополняли штат императорских наложниц. Этот официальный гарем, минимально состоящий из 81 лица "женской наружности", делился на 6 разрядов. К первому - самому престижному - относились "императорские драгоценные наложницы",  им отводились комнаты в павильоне Тайцзидянь. Последний - шестой разряд наложниц - состоял из просто "драгоценных людей", им отводились задние палаты и "зарплата" в 150 лян.

         Весь этот "женский гарнизон" обслуживала целая армия евнухов - числом 3000, регулярно поставляемых в императорский дворец только выходцами из одной определённой провинции (провинцией Хэбэй), которые тоже подразделялись на две категории: "императорские" (их   клиентами были Сын Неба, его мать, обе императрицы и императорские наложницы) и "вечные мальчики" - для менее титулованных особ.

         Кроме официальных наложниц, в полной власти монарха были ещё 2.000 служанок, всегда готовых быть "осчастливленными" императором, а также мужское спецподразделение, состоящее из юных несовершеннолетнего возраста евнухов "иньской ориентации" (со II в. до н.э.)».

           За Полуденными воротами протекает канал «Золотая вода», через который перекинуто пять мраморных мостов, которые символизируют пять конфуцианских добродетелей - доброту, ученость, верность, прямоту и уважение традиций.. Главными сооружениями Запретного города являются три павильона (дворца) - Тайхэдянь, Чжунхэдянь и Баохэдянь (соответственно, дворец Высшей гармонии, Средней гармонии и Сохранения гармонии).

За каналом, через площадь стоит самое большое деревянное здание в Китае - тронный зал Высшей гармонии (Тайхэдянь, высота 35 м, длина 64 м, ширина 33 м). 

В зале Высшей гармонии проходили самые важные церемонии империи: коронации, приемы по случаю зимнего солнцестояния, лунного Нового года, дня рождения императора, отсюда же провожали армии на войну.  Перед павильоном Тайхэдянь с мраморного постамента взирают на площадь изящный бронзовый журавль, символизирующий счастье, массивная черепаха с головой дракона и стандартная мера для отвешивания риса - символ справедливости императорской власти. Каменное основание, на котором хранится мерная весовая единица цзялян, украшает буддийская свастика пакоа - знак солнца, удачи и плодородия, чем-то так полюбившийся Гитлеру, перенёсшему его в слегка повёрнутом виде на свои боевые знамёна.

         Подойдя вплотную к павильону Тайхэдянь, покоящемуся на 6-метровом уровне можно увидеть вознесенный посреди Тронного зала, украшенный резьбой с драконами и тщательно отлакированный императорский трон. Поверхность деталей трона покрыта позолотой, спинка украшена резным орнаментом из трех извивающихся драконов. Трон покоится на прочном цоколе в духе лож буддийских святых, он богато инкрустирован драгоценными камнями. Его окружают 6 позолоченных колонн, увитых резными пятипалыми драконами.

В Китае дракон (лун) - это не ужасное чудовище, изрыгающее пламя и живьём пожирающее людей, каким его представляем мы, воспитанные на русских народных сказках. Для китайца - это добрейшее, справедливейшее жизнерадостное существо, приносящее счастье и удачу, - владыка Востока, где рождается Солнце, покровитель гор и рек. Но в то же время, этот мифологический зверь воплощает в себе мужскую силу (ян), причём пятипалый дракон с эпохи Хань является символом исключительно императорской власти, четырёхпалый - покровительствовал принцу-наследнику, а трёхпалый представлял интересы высших чиновников (мандаринов).

Как показала экспертиза лакового покрытия и стиля изображенных драконов, этот трон был изготовлен в годы правления династии Мин, но и при императорах Цин продолжал служить по назначению.

       Главные дворцовые строения обнесены балюстрадами из белого мрамора. Столбы и перила балюстрад покрыты искусной резьбой. Интересно, что назначение балюстрады не ограничивается декоративной целью, в ней, кроме того,  кое-где спрятаны скрытые сигнальные устройства. Всякий раз, когда возникала опасность вторжения внешнего противника или пожара, охранник вставлял в сигнальное отверстие мраморного столба специальную бронзовую дудочку воронкообразной формы и начинал с силой дуть в нее. При этом каменные шарики в полости столбика приходили в движение, издавали низкий гул, напоминающий гул большой морской раковины, поднесенной к уху. Говорят, что этот сигнал можно было услышать и в отдаленных уголках Запретного города.

За залом Высшей гармонии расположен небольшой квадратный зал Срединной гармонии, где император отдыхал перед церемониями и планировал с министром обрядов их проведение. Зал венчает позолоченный шпиль. Это не только декоративное украшение, шпиль соединяет вместе четыре деревянные балки, поддерживающие крышу.  

Третий и последний из главных залов называется зал Сохранения гармонии.

         Ежегодно в канун лунного Нового года и в Праздник фонарей император устраивал здесь прием в честь наместников Синьцзяна и Монголии, других важных чиновников. Перед тем, как выдать замуж дочь, властитель приглашал на банкет в зал Сохранения гармонии чиновников, жениха, его родителей и родню.

         Позади павильона Баохэдянь лежит гигантская каменная плита, покрытая барельефами, изображающими драконов на фоне облаков - самое крупное и высокохудожественное произведение барельефного искусства в Запретном городе. Эта плита была установлена в Минскую династию, при цинах прежний рельефный узор был сколот и заменен новым. Узор составлен из 9 извивающихся драконов, каждый из которых держит в пасти большой жемчужный шар. Фоном танцующим драконам служат рельефные изображения гор, морей и облаков. По расчету специалистов, вес каменной плиты до ее обработки превышал 300 тонн. Каким же образом такой гигантский камень был доставлен в Запретный город? Согласно «минской истории» этот камень раздобыли в Фаншаньской каменоломне в западном предместье Пекина. Чтобы вынуть его из карьера, пришлось мобилизовать более 10 тысяч рабочего люда и более 6 тысяч солдат (!). Не менее сложным оказался вопрос доставки камня в столицу. Прежде всего, надо было сделать абсолютно ровной дорогу, ведшую в Пекин, для чего было задействовано несколько десятков тысяч рабочих: они засыпали и утрамбовали рытвины и по всей трассе вырыли колодцы. С наступлением морозов дорожное полотно было тщательно залито водой из колодцев, так что получилась гладкая и твердая трасса. По ней прочно связанный камень людьми и лошадьми волоком был доставлен к месту назначения. Потребовалось 20 тысяч человек и тысяча лошадей, на транспортировку пошло 28 дней. Казне все обошлось в 110 тысяч лянов серебра. К сожалению, не были обнаружены записи о точной дате доставки камня. Можно лишь предполагать, что камень был доставлен еще до окончания застройки императорской резиденции, так как иначе такой камень невозможно было бы перенести через многочисленные ворота дворца. То есть, гигантский камень из Фаншаня является одним из первых строительных деталей дворцового комплекса и насчитывает более 570 лет.

          За этой стелой начинается  Внутренний двор (самая запретная часть Запретного города), который предназначался для личной жизни императора и его семьи.  Внутренний двор начинается с одного из главных дворцов в Запретном городе с ворот Небесной чистоты (Цяньцинмэнь). Между павильоном Баохэдянь и воротами Цянцинмэнь лежит площадь, отделяющая внешнюю (служебную) часть Запретного города от внутренних (семейных) дворов. По бокам площади имеются ворота: восточные Цзинъюньмэнь и западные Лунцзунмэнь. Проникновение во внутренние покои строго контролировалось. При династии Цин проход в ворота запрещался любому, даже князьям императорской крови, им пользовались лишь дежурный чиновник и лица, призванные к императорской аудиенции.

Здесь жили и занимались государственными делами императоры династий Мин и Цин. В Китае не существовало правила наследования трона старшим сыном. Имя наследника называл император. Точнее не называл, а записывал на двух табличках, которые затем клал в две разные шкатулки. Одна хранилась у  императора, другая во дворце Небесной чистоты. После смерти владыки евнухи сверяли имена в шкатулках, и если они совпадали, то избранный становился императором, а его братья не могли оспорить трон. Перед  дворцом Небесной чистоты находится зал Планирования страны Цзяншаньшэцзи. Это символ прочности и стабильности страны

           Далее, за воротами, по центральной оси на мраморном постаменте сосредоточены: Цзяотайдянь (Павильон Соприкосновения Неба и Земли), где в ларцах под жёлтыми шёлковыми покрывалами хранятся 25 именных печатей цинского императора Цяньлуна, а в углу установлены оригинальные водяные часы, сделанные в 1746 году - массивная многоступенчатая конструкция под двойной ажурной крышей с тонким резным и рисунчатым орнаментом. В этом павильоне цинские императрицы устраивали аудиенции и пышные семейные торжества; Куньнингун (Дворец Земного Отдохновения), здесь, в красной комнате Восточного зала, находится свадебное ложе императора, перед которым установлены парные фонари с пожеланием счастья, а над утопленной в стене кроватью для новобрачных иероглифами написано: "Император подобен солнцу, императрица подобна луне". Ложе скрыто жёлтым шёлковым пологом, на котором вышита идиллическая картина: сто  играющих мальчиков - недвусмысленный намёк новобрачным на предназначение данного лежбища. Использовать, однако, Сын Неба мог его не чаще одного раза в месяц, так как нелимитированные связи с императрицей, обладающей наивысшим потенциалом женской энергии инь, могли поглотить мужскую императорскую оплодотворяющую сущность ян. Здесь же, в одном из боковых залов дворца, устраивались ежедневные жертвоприношения, в которых принимали непосредственное участие ни в чём не повинные животные.

 Перед дворцом Цяньцингун на мраморном резном пьедестале установлена "игрушечная" позолоченная беседка Цзяншаньшэцзи,  символизирующая прочность императорской власти в стране.

Во Внутреннем дворе находится Императорский сад. Он был разбит в 1420 году и практически не изменился с тех пор. Его общая площадь – 12 тыс. кв. м. Здесь расположено огромное количество беседок и теремов. На северо-востоке Императорского Сада стоит 14-метровая каменная формация, известная как Холм Славы. Перед этой горкой установлены два льва, несущие на себе дракона, из пасти которого бьет струя воды высотой 10 м. Наверх холма, где стоит Павильон Императорского Вида, ведет извивающаяся дорожка. Во время Фестиваля Двойной Девятки (9 сентября) император с императрицей взбирались на этот холм и любовались видом Запретного Города.

На юго-востоке сада стоит Палата Красного Снега, а напротив,  на юго-западе, находиться Палата Воспитания Характера  - библиотека, построенная в стиле павильона. Дорожки в парке выложены маленькими цветными камешками, которые образуют мозаики, изображающие людей, цветы, пейзажи и различные сценки.

Пришло время подвести  какой-то итог всему рассказанному тебе. Я промчался по всем этим павильонам с загнутыми крышами и площадям за отведённые мне два часа, успел подумать, что к жизни всё увиденное мной никакого отношения не имеет, а имеет к императорам Китая, которые в своей ритуальности и количественных критериях с уймой слуг, наложниц и чиновников уже ко мне никакого отношения не имеют, выскочил наружу и взял такси до Института.

Гармонична ли резиденция Сына Неба на земле ? Да, безусловно. Но эта гармоничность абсолютно бесчеловечна, ритуальна и символична. Если тебя это устраивает, включая гигантизм и многолюдность окружения, то Пекин для тебя.

 На этом я заканчиваю описание двух «мегасайтов» северной столицы.

Страницы12

0,0/5 (0)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Xu Xiang Zhai

    Xu Xiang Zhai

    Xu Xiang Zhai - вегетарианский ресторан традиционной китайской кухни. И внешний вид, и интерьер выполнен с соблюдением классических традиций Китая. …