Хоть Россия и признала Осетию и Абхазию отдельными государствами, на многих сайтах (и здесь), Абхазия считается в составе Грузии...

Маршрут наш был таков: по М4 до Ростова на дону, там переночевать, дальше до Джубги и «на лево». Ночью быть уже на границе с Абхазией. Хороший план, короткий план, однако.

День 1
Суббота, 18 августа 2012 г.

Встали в 8 утра, собрали шмотки и погрузили (два рюкзака, подушки, плитка + газ + кастрюльки, фотоерундистика, ноут, нави, автомобильная ерундистика в дорогу). Палатка уже на машине. Заправился на Шелл до полного.

И направились в Ашан, так сказать закупиться супчиками в дорогу. Супчики, дошираки, пара банок консервов, любимый кекс «Мраморный», вода 2 шт. по 5 литров, блок газированной, плед, одеяло и еще какую то мелочевку. Итого потратили 2000р в Ашане. В 14 оклок мы уже встречались на М4 у заправки ВР, где уже вживую поприветствовали друг друга, а так же обменявшись рациями (мелкими, как позже оказалось, очень удобно) и тронулись в путь. Пошли незаметные первые километры, рассказывать особо нечего о них, кроме вечно ремонтирующихся мостов, и местами делающуюся трассу, где собственно все тормозят (хорошо, что поехали в субботу все-таки). Дошли до теста шлагбаумов въезда на платную дорогу, где заметили зелененький Вито годов так 90. Километры идут, смотреть особо нечего, дорога, поле, лес, холмы да речки (которые мы уже видели по пути на «Дачу»). Залились на ТНК (мне особой необходимости не было, но пускай будет полный). Через 50 километров пошел офигительный ливень, многие тормозили на обочину и включали аварийку. На въезде воронежской платной (60р до 3.5т), опять встретили Московский Вито. Покричали в канале, не отвечает. Димка решил догнать и жестами показал пообщаться. После этого Александр (так зовут водителя Вито), был с нами почти всю дорогу (до Джубги, мы налево на границу, он направо на Таганрог). Вот так мы, тремя экипажами дошли до Воронежа. У ребят на 15 канале спросили про дороги и где покушать. Отсоветовали обьездную, пошли через город.

Про Воронеж ничего не могу сказать, особенно не разглядывали. Встретили африканцев, много, подумали, что уехали в Африку. Смешно было читать вывески на надземных переходах «Заплати налоги», а под переходом висят мерилки скорости. Хорошую кафешку нашли уже на выезде из города. Поели (на двоих 500р), нам понравилось, второму экипажу не очень, третий промолчал.

Димка в мульте разложил диван, везет!
Уже вечерело, и мы продолжили путь. Дорога стала узкой. Настал следующий день в дороге.

День 2
Ночь, Воскресение, 19 августа

Не доехав до Лиски километров 10, встряли в пробку. Это в 2 часа ночи. Здесь уже нас обгоняли и по встречке и по полям, слушали ругань дальнобоев. Наблюдали, как перекрывают обочину, дабы не создавали еще большую пробку. В этот момент стало першить в горле… ну это же надо? Как раз от простуды мы ничего и не взяли. Поболтал с Дмитрием, в Лиске тормознули у аптеки и купили кучку таблеток. Продолжили путь. Я ширялся таблетками и слушал Александра в эфире (он оказался байкером спортсменом, и внутрях Вито стоял его мотоцикл на котором он выступает). Так дошли до Аксая, там, в местной МЕГЕ, под Икеей на паркинге решили переночевать. Время 5 утра. Димке опять везет, он булькнул на разложенный диван к семье и уже давит храпа. Александр в обнимку с мотоциклом. А мы, решили палатку на паркинге не разбивать, креативненько конечно, но косо смотреть будут, наверное. Мне как водителю уступили задний диван. Спали плохо, душно и постоянно кто-то тележки шевелил. Двое из двух экипажей решили обьединится (Ольга (Мульт) и Анна (Амарок) ) и остаток утра ходили вокруг МЕГИ, им не спалось… В 10 утра бодрые, нас, спящих, разбудили. Пошли умываться и завтракать в Икею. «Завтрак» нам не понравился (500р), второму экипажу понравился, Александр промолчал. Путь наш лежал в Джубгу. Пейзаж составлял собой виды на дорогу, поля, леса, ручейки. Трассу делают, поэтому дорога сузилась по полосе в каждую сторону. На таком участке мы догнали хвост очень длинной колонны. По каналу сказали, что 86 чешет 40 км\ч и обогнать его, не получается (сплошная), опять слушали ругань в эфире, вяли ухи. Тормознули на ЛУКОЙЛе, размяться и слить лишнее, заправляться не стали, водители Амарок разглядывали со всех сторон. Пока то да се, колонна рассосалась. Круг второй пейзажный, дорога, поля, леса и ручейки. Сашку тормознули за обгон по встречке (на самом деле он заканчивал маневр), стоим ждем, отторговался на 1000р. Опять едем, теперь аккуратней. По рации Александр нас расстроил, сказал что дойдем до Горячего Ключа, там знакомый, там же и разойдемся. Краснодарское водохранилище встретило нас ливнем (опять), хотели залиться на ТНК, дальнобои не рекомендовали, уехали. Салярки хватит даже забраться «заграницу». Но решили залиться в Сочи. В Горячем Ключе остановились у кафешки где ждал знакомый Александра, поболтали душевно, еда не особо понравилась (400р). Обменялись телефонами и с пожеланиями хорошего пути распрощались, ну что ж, нас как и в начале пути, два экипажа. Встретили первую аварию в дороге.

Туапсинский район, обзорная площадка, народу навалом, не тормозим. Дорога пошла небольшим серпантинчиком, так сказать разминка перед Сочинским. Вот мимо пролетели Джубга, Агой, Туапсе, Лазаревское… В пути передача в основном третья и не понятно (уже темно) куда едешь, вверх? вниз?. Так и бултыхляло, вверх, вниз, влево, вправо, наискосок. Поразило как ездят местные «Джигиты», сплошная, встречка, поворот, все равно на обгон! Вот так на спуске и в повороте один догнал. Сочинкий серпантин это нечто! Ладно, повороты спуски, подъемы это ерунда, а вот качество этих дорог кошмарное, особенно на спуске к Сочи. Размах стройки грандиозен, в связи с этим не понятные объезды, тут попался Димка. На Т образном перекрестке выходя с дороги одностороннего движения, с левого ряда. Он не вписался в полосу (со второго ряда тоже поворачивали), а полоса эта одна для двух рядов. Я выскочил со второго и передомной начали бегать ГАИшники, догонять Димку. Его тормознули, я тоже остановился ждать. Зависли на долго и все же отпустили. Димка был расстроен и злой, отпустили в обмен на 5000р. Мы его старались поддержать. Нам нужно было в Веселое, а там граница, совсем чуть чуть.

День 3
Опять Ночь, Понедельник, 20 августа

Трассу перекрыли, начали плутать дабы вылезти к границе, за этим делом нас настиг ливень. Нашли дорожку, перед границей залили полные баки (ушло примерно 100л, 7.6л на 100км пути) и спрятали рации. Граница встретила нас в 01:00 с дождиком и очередью на 1.5 часа. На Российской нас осмотрели внимательно, сравнили с паспортами, отправили дальше. Там нас тоже осмотрели внимательно, спросили, что везем «запрещенного», после ответа, что «ничего», осведомился, «что это на верху?», ответ последовал незамедлительно «что ЭТО, автопалатка», пропустил дальше, где мы в будке показывали паспорта, а с меня еще и СТС. На Абхазской стороне, посмотрели, сравнили паспорта, я показал СТС в окошко и вуаля, мы на другой стороне. Второй экипаж поздравил с прибытием и рассказал правила.

Правило первое: Едем аккуратно и смотрим в зеркала!
(В Абхазии нормально ездить по встречке через сплошную. Своих не остановят).
Могут обогнать слева, справа, перепрыгнуть и снизу подлезть.

Не обращайте внимание на «Российские» машины ездящие как они. Это местные и их так же не остановят.
Второе: Машину не бросаем где попало (Как бы они не относились хорошо к Русским, но жить то как то надо, у своих не своруешь (оторвут голову), остаются туристы). Ничего на виду внутри не лежит. Оставляем, либо на платной (с этим строго), либо около отеля, либо один в машине сидит.

Правило третье: Выходит из второго. Оставаясь в машине, закрываемся. История по этому поводу в нагрузку. Сижу один, авто закрыто, стекла приспущены, рюкзак на коленях. Слышу дергают ручку водительской двери, оборачиваюсь, смотрю крендель, держится за ручку и вопрошает «Ты не Вадик?», соответственно я ему отвечаю, что «Я Алексей». И начинается история, вот тормозили, снимали жилье, на такой же машине(ну да, в России такую же фиг встретишь) и уехали не заплатив. Начал выяснять, где живешь, снимаешь или у родственников? После ответа «У родственников», извинился и отстал. У Димки тоже пару раз было.
Вот ночью прошли Гагры, и еще 50 километров РОВНЫХ основных дорог. И вот мы прибыли! Остановились у родственников Дмитрия и Ирины. Мы были поражены гостеприимством этих людей (все время что стояли у них, и стол ломился. Уснули в 5 утра (опять) под утренние выстрелы (сезон Перепелов, отстреливали покушать.)

Проснулись в 10 (Снова)… На участке увидели как растет (я понимаю камни в наш огород посыпятся градом) лавровый лист(я думал это куст), хурма, мандарины, инжир, гранат. Короче МЫ не верили, что мы ТУТ.

День 4
Вторник, 21 августа

В этот день было решено перебраться жить отдельно. Поскольку мы все же несколько неудобно себя чувствовали «упав на хвост» и стеснять хозяев, да и услышали, что подъедут еще родственники. Переехали через дорогу к знакомым занедорого (Цены везде таковы: от 350 р с человека, 500р кемпинг, дикий кемпинг возможен, но не приветствуется). В первый раз опробывали Мамалыгу, запивали Чачей и самодельным вином.

День 5
Среда, 22 Августа

Перебазировались и поехали в Сухум. Посмотреть ботанический сад. Сад понравился, особенно бамбуковая роща. Хоть он и маленький, но по сравнению с Московским, очень симпатичный (150р с носа). Обезьянник не рекомендовали (они там какие то замученные). Сходили на набережную, попили кофе (15р! Это кофе сделанное из зерен, в турке и на песке). Посмотрели как играют в шахматы и в нарды попивая кофе, местные жители. Кафэ на набережной нам опять, рекомендовали не ходить (соответственно спрашивали у жителей), короче полное дружелюбие. Купили куру гриль(интересовались), хлеб, вино, булки (1000р). Начало темнеть, решили ехать обратно, где уже волнуясь где мы ездим, нас встречала Людмила. Зажевали куру с вином, самолепную хачапури, пили сок из Фейхоа, отпад. Легли в кровать. Слушали пальбу. Уснули.

День 6
Четверг, 23 августа 2012 г.

Проснулись, поели. Поехали в Новый Афон. Смотреть Новоафонскую Пещеру (400р.чел + 50р фото + парковка 100), «водопад», «келья грот» (150р чел+парковка100). Посадили нас в типа вагонетки громыхалы и везли до места высадки. Сама пещера поразила огромными сводами, местами с марсианскими пейзажами. Далее были новоафонский водопад и келья грот Апостола Симона Кананита (Кстати, действующая молельня). Водопад не поразил, понравилась станция и тут же действующая ветка железной дороги. До кельи дошли, даже зашли внутрь. Пейзаж посмотреть можно, но опять же не поразил. До монастыря не дошли. Сегодня был день рожденья Натальи (Дочери Зураба, сына Людмилы), соответственно мы были приглашены. Наелись, устали, легли в кровать, уснули.

День 7
Пятница, 24 Августа 2012 г.

Сегодня солнечно - валятельное настроение. Выспались, пошли на пляж. Первый раз за все время. Помыл машину (200р. комплекс 450р). Потерял штырь антенны от рации. Вечером посмотрели «Служебный роман». Сегодня слушали свадьбу в кафе. Уснули.

День 8
Суббота, 25 Августа 2012 г.

Сегодня планы таковы, озеро Рица, источник Ауадхара и Гегский водопад (250р взрослый, 50 детский, 20 стоянка у Рицы). Дорога одна, но что бы добраться до двух последних мест, нужно больше времени и внедорожник. Внедорожник есть, времени на осмотр водопада не осталось (Уже начало темнеть, неизведанное горное бездорожье, могло сыграть злую шутку…). Решили не рисковать. Но жаба душила не по детски, отдавать два раза (второй раз на водопад) по 520р очень не хотелось.

День 9
Воскресение, 26 августа 2012 г.

Спали. Встали. Сходили на рынок. Жене поплохело (наверно с непривычки к живительной воде). Лечились. Я писал мемуары, пока она спала. Забыл написать, все вечернее время этих дней, мучили комары, полосатые…

День 10
Понедельник, 27 августа 2012 г.

Собрались в форелевое хозяйство. В поворот прошли правильно, по указателю. Дальше заметили вывеску «Форель, рыбалка» повернули, что-то не особо было похоже на хозяйство (даже спросили), расстроились. Купили рыбу (300р\кг). Решили проехаться дальше, вот там и оказалось настоящее форелевое хозяйство (100р\чел. + 100 охр. парковка). Паренек парковщик, спросил, что за машина и ответил «бомба», было приятно. Посмотрели рыбку, есть еще золотая, целый бассейн. Кидаются на камушки, аж выпрыгивают из воды. А вот дальше… Пошло самое красивое, это надо видеть (ни фото, ни видео не передаст всю гамму цветов и впечатлений от местности!), сказка. Дошли до устья реки. Над ним есть скальный монастырь. Но, попасть туда могут только местные, по своим тайным тропам (узнали чуть позже). Сегодня засыпали под впечатлением и тишину, приставали только полосатые комары (заразы, ничего их уже не берет!).

День 11
Вторник, 28 августа 2012 г.

Сегодня были планы в Новый Афон. Монастырь и Где-то по дороге затерялся Замок. В итоге ушли на море. Не пожалели, волны и солнце порадовали. После моря сели за стол, Праздник успения. Услышали, что за Сухуми есть шикарные места, но нужен проводник, иначе заплутаем. Сегодня уезжала в Сухум невестка, с детьми конечно. Дописывал мемуары, с завтрашнего дня буду вести «Дневник», день в день. Посчитали сколько уже нафоткали, оказалось 19 гигов. Перенесли все на внешний жесткий диск, надеюсь доедет благополучно. Сегодня комары не отставали ни на секунду. Засыпали под шум падающего дождя и раскаты грома.

День 12
Среда, 29 августа 2012 г.

Вчерашним прогнозом обещали кратковременные дожди, по-моему, это моросящий дождь разбавленный ливнями. Опять съездили в Новый Афон, дабы попасть в монастырь. А так же посмотреть две крепости. В монастырский храм зашли, поставили всем своим свечки и за здравие и за упокой. За парковку не взяли. Настроение было не гулябельное… В две крепости не поехали. Решили возвращаться. А на «базе» провожали родственников… и соответственно нас посадили за стол ко всей братии. Познакомились с местным "Вхожим в правительство" (имен не сообщаем), выпили, слушали тосты, выпили, слушали истории, выпили. Он был в небольшом шоке от «поборов» в местные достопримечательности и очень сожалел, что у нас не было «въездных» талонов (которые у нас забрали при въезде), дабы разобраться в данной ситуации. Рассказали, что хотим мед купить. Лично позвонил знакомому пасечнику, а потом съездил, взял и привез нам. Короче сказать, Гостеприимность с большой буквы. Помогли хозяйке, собрали немного инжиру. В итоге нам к отъезду вручили всяких гостинцев. Вечером собирали свое шмотье к завтрашнему отбытию. Пили чай, слушали выстрелы с Военного аэродрома.. Сегодня спали гораздо лучше (стало прохладно от дождя).

День 13
Четверг, 30 Августа 2012 г.

Как позже оказалось, действительно ДЕНЬ 13-й. Проводили нас хорошо, купили винца. Абхазию проехали замечательно, не спеша. Границы прошли прекрасно (Немножко поплутал, сунулся в грузовой терминал). Адлер – Сочи встретили стройкой, кое где грязью и небольшими заторами. Лоо пробкой на 2 часа. Лазаревское тоже пробочкой. Проехав Туапсе, нас сворачивают на Майкоп (сход сели вроде как), впереди нас ждало 400 километров, 50 из них «перевальной веселухи» в виде грейдера. А ведь планировали приехать в Анапу или Витязево максимум к вечеру. Дабы найти местечко где пристроиться. В итоге уже ночь на пороге, в 24 часа были в Геленжике, понравилось, но надежда не оставляла нас добраться до Витезяво.