Мы в соцсетях
Россия. На чем будут летать в регионы? Россия. На чем будут летать в регионы?
Россия

Россия. На чем будут летать в регионы?

О катастрофах связанных с падением летательных аппаратов на территории Российской Федерации все чаще и чаще пестрят сообщениями новостные ленты. Как правило, причиной происшествий является неисправность, вытекающая из морального устаревания воздушных судов. Что же делать со старинным авиапарком? Менять! Вот только на что

Опубликовано

О катастрофах связанных с падением летательных аппаратов на территории Российской Федерации все чаще и чаще пестрят сообщениями новостные ленты. Как правило, причиной происшествий является неисправность, вытекающая из морального устаревания воздушных судов. Что же делать со старинным авиапарком? Менять! Вот только на что

Специалисты все еще пытаются настоять на том, что причина происшествий с вертолетами Ми-8, например, в 50% случаев – вина пилота. Следовательно, подготовим пилотов лучше – будет на 50% меньше катастроф. Ну а что делать с остальной половиной случаев? Ведь только за прошлый месяц и только с Ми-8 произошло 3 аварии, два вертолета разбилось, один приземлился, но плохо, так как тут же загорелся. 5 человек погибло. 16 ранено. Стоит ли держать и дальше держать эти вертолеты, пусть даже они не имеют аналогов среди западных производителей?

Теперь о самолетах. Ту-134 и Ан-24 – еще большая проблема внутренней авиации, нежели какие-то вертолеты. Гражданские авиаперевозки по России становятся все более и более экстремальным развлечением. Президент Дмитрий Медведев после череды авиакатастроф с отечественными самолетами, принял решение снять с регулярных пассажирских рейсов Ту и Аны с 1 января 2012 года. Правда, что будет с авиасообщением с отдаленными районами и городами – непонятно, так как только эти самолеты и летают по непопулярным направлениям.

Эксперты уже думают над проблемой, но решений пока нет. Глава авиакомпании «Спарк +», заслуженный пилот России Вадим Базыкин, к примеру, считает, что: «Если сразу убирать Ан-24, мы практически оголим две трети России, так как речь идет о региональной авиации. Конечно, лучше было бы покупать новые российские самолеты, но замены Ан-24 пока нет». А ведь важной отличительной чертой Ан-24 является то, что конструкция шасси этого самолета допускает взлет и посадку с грунта, со взлетно-посадочной полосы с неровным покрытием, что для многих регионов РФ – панацея, практически, так как западные самолеты с такой российской земли взлетать отказываются.

Конечно, две трети российского авиапарка требует замены, но закупка авиакомпаниями новых самолетов и вертолетов самым жестоким образом ударит по карманам пассажиров. Региональные перевозки окажутся в глубоком кризисе после замены 85% регионального авиапарка. На фоне этого хочется поинтересоваться направлениями госполитики в отношении региональной авиации. Хочется, да не получится, так как госполитика по этому вопросу отсутствует. Указ о Ту-134, Ан-24 и прочих самолетах не соответствующих требованию времени был подписан еще в 2009 году, но указа, о выпуске отечественным авиапромом нескольких сотен самолетов на замену им – почему то не последовало.

В итоге страдают как обычно рядовые россияне, конституционные права которых на передвижение на грани злостного нарушения, ведь туда куда летает тот же Ан-24 не ходят ни поезда, ни автобусы. Директор ООО «Аэропорт Томск» Евгений Янкилевич считает, что: «Небольшие авиакомпании, которые занимаются авиаперевозками до 1500 км на самолетах Ан-24 и Ан-26 – по сути, социальными рейсами, – заработать деньги в принципе не могут. Эти авиакомпании никогда не могли перейти на новую технику – ни российскую, ни иностранную. Соответственно, на заводах было не так много заказов, завод получал мало денег и переставал выпускать эту технику».

«Срок окупаемости регионального самолета – не менее 15 лет. Какой авиакомпании банк или лизинговая компания даст деньги на 15 лет? Это нонсенс. Решить проблему могла бы госпрограмма, устанавливающая понятные взаимоотношения федеральная власть – региональная власть – финансовые институты – авиакомпании», – добавляет Янкилевич.

Так что ситуация с заменой авиапарка РФ это не тот случай, когда ты должен спросить себя что ты сделал для страны, а как раз наоборот. Сейчас самое время граждан спросить, что страна сделала для них, в обеспечении права перевозки. Пока ответа на этот вопрос не будет, полеты по некоторым направлениям прекратятся минимум на полгода.

Руковожу проектом 100dorog с 2007 года по настоящее время. Стараюсь, чтобы сайт был функциональным и интересным

Россия

Как обустройство городской среды меняет туристические маршруты

Борьба за туристический поток всегда являлась драйвером развития для многих городов. За прикладными инструментами, такими как: модернизация инфраструктуры, разработка и развитие привлекательных маршрутов и проведение запоминающихся событий стоит большая задача — создание уникального образа городского пространства.

Опубликовано

Как обустройство городской среды меняет туристические маршруты

О том, как правильное позиционирование помогает привлекать в города новую аудиторию мы поговорили с Кириллом Рожковым, профессором Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, автором учебного курса НИУ ВШЭ «Бренд-менеджмент города»:

1) расскажите о наиболее ярких маркетинговых стратегиях городов как инструмента туристического развития (с практическими примерами)

Город, который развивает туризм, можно рассматривать как бизнес, конкурирующий с другими городами – бизнесами за туристов. Поэтому городу надо позаботиться о ценности, привлекающей и удерживающей гостей – кто они конкретно и за что они готовы будут отдать деньги. И далее – о комбинации действий города, направленных на то, чтобы его многочисленные сделки с гостями состоялись.

Начну с примера стратегии совсем маленького населенного пункта, который даже не город, а поселок городского типа – Чернь Тульской области. Неподалеку от него регулярно проходит фестиваль «Бежин Луг», посвященный популяризации наследия И.С. Тургенева. Фестивали часто используются в маркетинге городов  — вспомним осенний «Октоберфест» в Мюнхене или Каннский кинофестиваль). «Бежин Луг» интересен решением в части маркетинговой коммуникации. Для того чтобы кратно увеличить турпоток через поселок, нужно было всего лишь уговорить  руководство Тульского молочного комбината напечатать на упаковке кефира “Бежин Луг”, производимого им продающегося в московских сетях, маршрут, ведущий к поселку из Москвы.

Изящество стратегии – в том, что большие затраты на продвижение турпродукта не обязательны, если есть креативные решения и сотрудничество заинтересованных сторон (здесь выглядит как совместный брендинг города, фестиваля и гастрономического продукта). В случае с городами и мероприятиями пока еще не очень известными, популярными и богатыми, малобюджетные стратегии становятся особенно актуальными.

Среди более известных случаев маркетинга городов, конечно, нельзя не упомянуть превращение Нью-Йорка в центр мирового туризма. Кампания «I love NY” дала старт тому, что сейчас называется брендингом городов, показав образец массовой коммуникации через лаконичную символику. Красное сердечко тронуло сердца миллионов во всем мире и перекочевало в логотипы многих других городов. Примечательно, что в 70-х гг. прошлого века этот бренд задумывался как внутренний, предназначенный жителям города, тогда еще небезопасного и неопрятного. И стал туристическим только потом, когда свой город заново полюбили сами нью-йоркцы.

Это привело и практиков, и теоретиков к выводу, что туристам хорошо там, где хорошо жителям. И что даже ориентируясь на туристов, в конечном итоге заниматься маркетингом города надо ради улучшения жизни самих горожан.

Красавица Вена, к примеру, позиционируясь на туристическом рынке как музыкальная столица Европы и – в определенной мере – как столица канувшей в лету империи, в последние годы лидирует в рейтингах качества жизни. Там, значит, хорошо и туристам, и жителям.

Впрочем, далеко не всегда получается угодить и тем, и другим одновременно. Барселона, используя мега-событие — Олимпиаду 1992 г-  как главный канал коммуникации, открыла себя всему миру как город необычных архитектурных форм (наследия А.Гауди) и современная архитектурная столица мира в целом, место творчества современных художников и архитекторов.  Став в топ городов мира по посещаемости, она через два десятка лет одной из первых столкнулась с проблемой овертуризма. Так что все закончилось демаркетингом, т.е. маркетингом «наоборот». На выборах 2015 г. жители избрали мэра, пообещавшего ограничить рынок дешевого временного жилья, а вскоре сами начали раздавать туристам листовки «Барселона – сокровище, спрячь его!» (т.е., не рассказывай потенциальным новым гостям).

 Уникальное историческое и архитектурное наследие в соединении с круизным туризмом породило еще одного лидера туризма – Венецию. Однако круизный формат лишает принимающий город значительной части доходов от туризма (прежде всего, связанных с размещением и ресторанным обслуживанием). Кроме того, с ростом турпотока недвижимость, повседневные городские сервисы и товары на местном рынке дорожают, а экономика становится монопрофильной. Поэтому при росте турпотока сокращается население, прежде всего за счет тех, кто не вовлечен в турбизнес и кому жизнь в городе становится не карману.  Город постепенно превращается в выставку туристических достопримечательностей на открытом воздухе. И в ответ опять применяется демаркетинг: власти вводят пошлины для гостей (даже несмотря на пандемию), а навстречу круизным судам выходят меньшие размерами суда самих венецианцев с демонстрациями протеста.

Впрочем, в другом случае рост круизного туризма не только не остановил, но даже создал возможности. Мышкин, хотя и не входит в Золотое Кольцо официально, однако туда регулярно заходят круизные теплоходы, привозящие экскурсантов. Мышкин, в отличие от Венеции, маленький, и на продаже сувенирки и экскурсионном обслуживании, по некоторым оценкам, зарабатывает до трети жителей города, с учетом членов семей.  Поэтому в выборе маркетинговой стратегии города его размер имеет значение.

Стратегия Мышкина интересна и тем, что город считается одним из лидеров городского брендинга в России. Обладая интересным, но не особо выдающимся из ряда других поволжских городов культурно-историческим наследием, город придумал себе легенду, ставшую приманкой для значительного по размеру сегмента туристического рынка. Маркетинговая техника называется сторителлингом. Семьи с детьми, любящими сказки, едут в «мышиный город» так же, как к Деду Морозу в Великий Устюг. Но исследователи выделяют еще одну группу – так называемых «постмассовых» туристов, вышедших из сказочного возраста, но не из сказочного образа жизни. Для них ценность реального исторического наследия города не меньше, чем ценность наследия придуманного. И вот на таких детей и не наигравшихся взрослых и рассчитан сторителлинг. Примечательно, что Мышкин продвигается преимущественно через «сарафанное радио», что еще раз (см. пример с Чернью выше) показывает, что далеко не все и не всегда решают большие маркетинговые бюджеты. 

2) как способствуют развитию территорий и городских пространств такие направления, как: научный/эко/спорт/культурный /промышленный/food  туризм
(С практическими примерами)

На городские пространства очевидно влияют те виды туризма, в которых сами они являются основной достопримечательностью. Так, в начале 2010-х стартовал проект брендинга фавел Рио-де-Жанейро через стритарт, который изменил визуальную среду этого специфического района города. Однако еще более значимым оказался социальный эффект проекта: он показал всему миру, что фавелы – это не только бандиты, но еще обычные и даже вполне творческие люди. Так что посещение музея стриарта под открытым небом способствовало преодолению предрассудков о фавелах, что, в свою очередь повысило самооценку их жителей.

 Кроме того, городские пространства становятся площадкой для проведения мероприятий, которые привлекают туристов – прежде всего, фестивалей. Город может на время превратиться в сцену театрализованного действа, на которое съезжаются посмотреть со всего мира. Мадрид проводит корриды, а испанская деревня Буньоль знаменита «помидорными сражениями» между жителями.

Промышленный туризм связан с превращением в достопримечательность бизнес-процессов. Иногда часть этого бизнес-процесса выносится в публичное пространство. Например, туристов привлекают еженедельные сырные аукционы в Алкмаре (Нидерланды). В последнем случае в одном турмаршруте сходятся гастрономическая и промышленная составляющие.

Но чаще промышленный туризм связан с посещением индустриальных объектов, а не публичных городских пространств.  Поэтому если он и влияет на город – то преимущественно через заслуженную репутацию тех бизнесов, в нем локализованы. Так, к примеру, в Швейцарии развито посещение предприятий, производящих знаменитые на весь миры часы. Бизнес может стать локомотивом брендинга города. Имидж Женевы «цепляется» к одному из самых эксклюзивных часовых брендов – «Женевскому клейму», возникает эффект совместного брендинга.

Экологический туризм связан с контактами с природой, а не городскими пространствами и сообществами, вряд ли может быть массовым по определению и потому оказывать существенное влияние на дестинации. Как только посещение нетронутых природных объектов, которые являются основными достопримечательностями, становится массовым, туризм перестает быть экологическим. В свое время карельская Кинерма, получившая известность благодаря выигранному званию «Самая красивая деревня», не выдержала последовавшего за этим роста турпотока. Интересным может быть развитие т.н. «зеленых» аттракций в больших городах. Так, озеленение Сингапура, особенно вертикальное –  одна из его достопримечательностей и часть повседневной жизни города одновременно. Как показали наши недавние исследования, только ради них туристы в город не поедут, но расширение их доли в турмаршрутах по городу вполне возможно, причем будет поддержано жителями.

Спортивный туризм (я имею ввиду поездки на спортивные мероприятия, а не вид спорта с таким же названием) влияет на развитие принимающих городов неоднозначно. Если его причина – однократные мегаивенты типа мундиалей и олимпиад, то после их окончания традиционно встает проблема загрузки построенной спортивной инфраструктуры. Объекты, построенные к Олимпиаде в Афинах, к примеру, находятся в плачевном состоянии и негативно влияют ни имидж города. Решение лежит на поверхности: принимающими подобные события должны быть города, где спорт уже развит на международном уровне и регулярно притягивает болельщиков. Подобные спортивные туристические города, безусловно, имеют свое неповторимое лицо. Так, большое число спортбаров и конных полицейских в Манчестере объясняется тем, что в городе два футбольных клуба мирового уровня и постоянно проводятся международные матчи.

3) расскажите о ярких примерах создания вау- эффекта для привлечения туристического потока (практика городов лидеров/развлекательных городов /городов музеев и т.д.)

Вау-эффект возникает, когда предоставляемая ценность резко превышает ожидаемую гостями города, или, попросту говоря, когда последних ждет что-то неожиданное и при этом очень приятное или позитивное.
Это часто происходит тогда, когда настоящая ценность путешествия или какой-то его части неочевидна на этапе его планирования и открывается лишь под конец,  подобно золотому снитчу Гарри Поттера. То есть, здесь действует принцип «не поймешь, пока не попробуешь».

Поэтому эффект часто возникает на контрасте медийных (через рекламу, отзывы в сетях и т.п.) и прямых контактов гостей с городом. Потому что именно в прямых контактах возникают самые сильные эмоции. Одно дело смотреть и читать о чужих впечатления, другое – испытывать свои собственные.  И на эмоции в прямых контактах с городом должно работать как можно большее число каналов восприятия информации, или органов чувств.

Не могу не вспомнить свой двадцатилетней давности поход в ботанический сад в Питере на цветение кактуса «Царица ночи». На сильный эмоциональный отклик, прежде всего, работал необычный и канал восприятия – обоняние: кактус при цветении источает ванильный запах. Ощущение неповторимости-мимолетности момента усиливалось тем фактом, что кактус цвете всего один раз в году. Кроме того, приключение было устроено в период белых ночей, причем в очереди к растению собралась чуть не половина города, и люди невольно разделяли друг с другом предвкушение события.

В создании первоначально неочевидной ценности важна роль эмоций, создаваемых людьми — поставщиками турпродукта. Музей истории пивоварения в Чебоксарах возник во многом из-за того, что прямая реклама алкоголя была однажды запрещена. Те, кто туда идут попить пива, стараниями создателей узнают историю создания пива от Древнего Египта, и пиво по ходу дела оказывается лишь приложениям к этим знаниям и эмоциям, которые создает пассионарный персонал. Формула вау-эффекта в этом случае содержит вкусовые ощущения, которые так же, как и запах в предыдущем случае, могут создают сильную ассоциативную связь с городом в сознании гостей.

На вау-эффект может хорошо сработать присоединение гостя к процессу, когда он сам становится в какой-то мере соучастником создания той ценности, которую получает (и за которую платит)). Коломенские энтузиасты не только возродили старинный рецепт пастилы, но и вовлекают посетителей города в театрализованные действа, посвященные технологии создания и культуре потребления традиционного русского лакомства. 


 
 Самостоятельное изготовление пастилы на мастер-классах включает при этом не только вкусовые, обонятельные, но и тактильные (осязание) каналы восприятия. Так эмоциональный контакт с городом усиливается еще больше.

Контраст медийных и прямых контактов с городом может быть парадоксальным образом усилен негативным образом города в глазах его потенциальных посетителей, создаваемым конкурентами. Так, к примеру, те футбольные болельщики из Великобритании, которые все же решили приехать в российские города, принимавшие Чемпионат мира в 2018 г., по возвращении с энтузиазмом развенчивали стереотипы, сформированные пропагандой.
Подобный вау-эффект не поддается непосредственному управлению, однако его можно использовать.

Чаще всего произведенное на «вау-очевидцев» впечатление побуждает их делиться эмоциональным опытом с окружающими, так что он довольно быстро распространяется через сарафанное радио, причем не только в сетях. Так, мой рассказ про «вкусный» кейс «Коломенская пастила» на курсе «Бренд-менеджмент города» в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ вызывает неизменные отклики студентов типа «Коломна покорила сердечко»
и их сообщения о намерении туда поехать.

4) всем известен проект «Золотое кольцо», а есть ли примеры новых подобных стратегий совместного маркетинга нескольких территорий, которые скоро станут конкурентами, в хорошем смысле, для «Золотого кольца»

Как показали наши последние исследования, брендинг городов-участников «Золотого кольца» больше влияет на турпоток, чем брендинг сходных по характеристикам российских городов, не входящих в подобные объединения. То есть, строгая наука подтвердила интуитивное ощущение пользы совместного (в данном случае, т.н. зонтичного брендинга), довольно давно возникшее у практиков. Поэтому «Золотое Кольцо» стало хорошим примером для подражания. Во-первых, возникают претенденты на присоединение к этому бренду (например, Рязань), а во-вторых, появляются подобные совместные проекты маркетинга и брендинга городов. Так, В 2012 г. по инициативе Президента появилось «Серебряное ожерелье России» (тема – культурно-историческое наследие Северо-Запада России). В 2013 г. в Свердловской области был создан индустриально-минералогический маршрут «Самоцветное кольцо Урала», в который вошли 8 городов региона. В конце 2010-начале 2020-х годов Фондом развития малых исторических городов начинают продвигаться тематические маршруты «Путь Софии» (города, в которых построены и действуют соборы в честь св. Софии) и «Льняная дорога» (малые исторических города, в которых было развито льнопроизводство).

5) Дорогое ли это удовольствие – создать бренд города или региона? Сколько это стоит?

Бренд, как его определяет наука – это коллекция впечатлений и образов в сознании публики, обычно связанная с набором символов (именем, слоганом, логотипом и др.), помогающим этой публике различать разные продукты, фирмы или – в случае территорий – города, туристические дестинации.
Разработать символику стоит по-разному – от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей в зависимости от амбиций заказчика, опыта и известности исполнителя.
Однако для того, чтобы эта символика работала на образы и впечатления, нужна целая индустрия, в которую, помимо турбизнесов, вовлечены власти, НКО, волонтеры городов.
Эта индустрия должна не только продвигать символику через медиа, но и – как мы видели из большинства кейсов выше – создавать сильные впечатления в местах прямых контактов с гостями. Поэтому к затратам на создание символики надо, как минимум, прибавить городские бюджеты на туризм (порядок цифр по отчетам того же «Золотого Кольца» –несколько миллионов в год). Как правило, в города идут деньги региональных бюджетов и целевых программ, не говоря уже о расходах бизнесов. При этом бренды – продукт «скопортящийся», и потому не живут долго без регулярных вложений усилий и денег.

6) Куда бы Вы посоветовали поехать в отпуск внутри России? Ваши собственные любимые места отдыха?

Мое любимое место отдыха, как я думаю, у многих россиян – Санкт-Петербург. А этим летом я бы посоветовал – особенно москвичам – вспомнить слова старой милой песенки «Солнце светит ярким светом над Москвою и вокруг. Почему же люди летом отправляются на юг? А в Подмосковье ловятся лещи, водятся грибы, ягоды, цветы. Лучшем места даже не ищи, только время зря потратишь ты!»

 

Читать далее

Россия

Ярославская область подводит туристические итоги уходящего года

Наш корреспондент побывал в Ярославле и побеседовал с и.о. директора департамента туризма Ярославской области Владимиром Алексеевичем Лысенко

Опубликовано

Ярославская область подводит туристические итоги уходящего года

Владимир Алексеевич, скоро завершится текущий год. Время подводить предварительные итоги. Какие главные туристические результаты  уходящего года хотелось бы отметить?

Несмотря на ограничения, связанные с пандемией коронавируса, туризм в Ярославской области не только не «просел» как отрасль, но и довольно динамично развивался. Если говорить о цифрах, по данным за 9 месяцев число гостей, останавливавшихся в классифицированных средствах размещения, превысило 1 миллион 200 тысяч человек. Тогда как за весь прошлый год было размещено всего 650 тысяч, а в 2019-м, предпандемийном, году – 870 тысяч.

Хорошо, на мой взгляд, описывает ситуацию и динамика оборота денежных средств (статистика получена на основе сервиса аналитики ПАО «Сбербанк»). Если в 2019 году оборот составил  4,9 млрд рублей, в 2020-м — 5,1 млрд, то только за 6 месяцев этого года  он вырос до 6 млрд рублей.

Все это – результат большой и плановой работы, в основе которой правильная стратегия. Закрытие границ в связи с коронавирусом и широкая федеральная поддержка (гранты Ростуризма, кредитные программы, туристический кешбэк) открыли для нас новые возможности, а ориентация на индивидуальный (самостоятельный) туризм позволила этими возможностями воспользоваться.

Хочу отметить, что в течение года мы работали практически по тем же направлениям, которые выделены в качестве приоритетных в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства». Что, на мой взгляд, говорит в первую очередь об актуальности нацпроекта. Так, в 2021 году в регионе было открыто 28 новых туристических объектов – это музеи, тематические кафе и рестораны,  глэмпинги, арт-объекты, визит-центры.

В плане цифровизации – обгрейд регионального туристического портала, на котором сейчас можно не только получить всю необходимую информацию для планирования собственного маршрута, но и выбрать и забронировать отели, заказать экскурсии, приобрести билеты в театры и музеи, получить скидки и бонусы, а также разработка целого ряда интересных для гостей региона мобильных приложений информационного характера.

Проделана огромная работа в плане развития инфраструктуры. По итогам участия во Всероссийском конкурсе проекты по созданию комфортной городской среды реализуются в Переславль-Залесском, Угличе, Тутаеве, Пошехонье. Для реализации в 2022 году отобраны проекты в Мышкине и Данилове. Реализуются и другие проекты, причем часть из них – на основе частно-государственного партнерства.

Об актуальности работы по развитию инфраструктуры могу судить на примере Рыбинска. В городе с 2017 по 2021 год осуществлялось благоустройство городских территорий, парков, исторических зданий. В итоге турпоток за этот период увеличился втрое — до 453 тысяч человек.

Давайте подробнее остановимся на опыте Рыбинска…

На мой взгляд, для Рыбинска 2021 год стал прорывным в развитии туризма. Это связано, в том числе, с открытием туристических объектов и маршрутов.  За 2021 год в Рыбинске появилось шесть музеев: в их числе Музей пожарного дела, экспозиция, посвященная Дурдиным и истории пивзавода «Богемия», аттракции, посвященные «русской Атлантиде» – затопленному при создании Рыбинского водохранилища городу Мологе. Создан десяток экскурсионных маршрутов, в том числе, велоэкскурсии по Рыбинску и авторские маршруты самозанятых экскурсоводов.

Огромной популярностью у гостей пользуется уникальный рыбинский проект — Музей живой старинной вывески под открытым небом: за четыре года существования проекта при активной поддержке со стороны муниципальной власти в историческом центре города появилось около 90 вывесок в старинном стиле.
 
Традиционно интересны туристам Музей советской эпохи, памятник археологии Усть-Шексна, предлагающий интересные интерактивные программы. Мощно заявил о себе водный туризм – прогулки по Волге пользуются большим успехом.

Серьезные преобразования проходят сейчас и в Ростове. Расскажите о них

В числе прочих в Ростове реализуется инвестиционный проект «Ростов Великий — духовный центр России», Соглашение о реализации которого было подписано в этом году на Петербургском международном экономическом форуме. Инициатива получила поддержку Министерства культуры России и патриарха Кирилла.

В планах — работа по включению Ростовского кремля в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, исследование архитектурных памятников, а также реализация инвестпроектов по развитию туристической инфраструктуры, благодаря которым будет отреставрировано более двух десятков памятников культуры, созданы музеи и туристическая инфраструктура.

Ростовский Кремль

В частности, в Гостином дворе планируется разместить крупнейший в мире музей велосипедов и самый большой в России музей карет и саней. Кроме того, в городе появятся музеи ретро-автомобилей, ювелирных часов, истории кирпичного производства, музей на основе переданной семьей Вениамина Смехова уникальной коллекции дамских сумочек, шляпок, платьев, бижутерии и кружев, театральное кафе, смотровая площадка на колокольне утраченной Крестовоздвиженской церкви. В городе появится многофункциональный культурно-развлекательный комплекс, сеть фуд-кортов, несколько новых ресторанно-гостиничных комплексов, семейный мультимедийный парк, сеть парковок, а возле Успенского храма — ремесленные палаты: печатня, свечной заводик, чернолощеная керамика, ростовский мармелад и другие.
Мне остается только добавить, что первые результаты жители и гости Ростова увидят уже в следующем году.

Недавно в Ярославле прошел межрегиональный форум «Большое Золотое кольцо». Почему местом проведения форума был выбран именно Ярославль? Какого значение этого мероприятия для Ярославской области и всего Золотого кольца в целом?

Разработка макротерриторий, которые объединят ключевые туристические направления, отмечена в приоритетах развития туристической сферы страны в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Большое Золотое кольцо – одна из первых территорий, которые заявлены в разработку на ближайшие годы. Проект направлен на развитие регионов через активизацию туристического потенциала.

В июне на Петербургском экономическом форуме был сделан серьезный шаг по реализации проекта «Большое Золотое кольцо» —  подписано Соглашение с регионами. Но нужно двигаться дальше. И вполне логично, что Ярославль, позиционируемый многими как столица Золотого кольца, взял на себя организующую роль.

Мы пригласили представителей всех регионов – участников проекта «Большое Золотое кольцо России», чтобы обсудить совместные подходы к созданию и продвижению единого туристического пространства с разными типами отдыха. Эти подходы лягут в основу федерального мастер-плана. Объединение туристических, культурных, инновационных, образовательных ресурсов регионов-участников позволит сформировать современное конкурентное предложение как для внутренних, так и для въездных туристов.

Лично мне форум понравился тем, что носил сугубо практический характер. Его важнейшей частью стала командная работа в кросс-региональных командах по формированию видения развития территории Большого Золотого кольца до 2030 года, в том числе целей и показателей проекта.

Конечно, мы не решили всех проблем и не нашли ответов на все вопросы. Более того, и не все вопросы еще сформулировали. Но мы сделали главное. Мы поняли, что хотим – и можем! — развиваться вместе.

Углич, Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Волге, Воскресенский монастырь, Богоявленский женский монастырь

Каковы планы на будущее? 
     
В отношении Большого Золотого кольца планируем продолжать работу с партнерами по проекту.

Внутри своего региона будем работать с территориями по реализации туристических и инфраструктурных проектов. Продолжим хорошо зарекомендовавшую себя практику выездных встреч с представителями туристического сообщества с участием глав муниципальных образований с целью выработки путей поддержки предпринимательских идей, в том числе на федеральном уровне.

Что касается пула турпродуктов, основную ставку, как и в этом году, будем делать на развитие индивидуального туризма.

И логичный для завершения года вопрос: чем и как порадует гостей  Ярославия в новогодние праздники и зимние каникулы?

Наш регион удивителен в том плане, что в любое время года здесь можно найти отдых по душе.

Любители активного отдыха найдут у нас горнолыжные склоны, трассы для тюбинга и сноуборда, сертифицированные лыжные трассы и фристайл-парки, центры зимнего дайвинга и виндсерфинга. При этом гостей ждут не только зимние развлечения, но и развитая инфраструктура: кафе, места для отдыха и ночевки, прокат инвентаря, профессиональные инструкторы.

Интерактивные экскурсии и городские прогулки, а также яркие культурные открытия порадуют приверженцев познавательного туризма. Новинками года можно назвать интерактивную экскурсию «Как родился Ярославль?» в Ярославле и тур «Молога. Росписи затопленных земель» в Рыбинске. Программы реализуются в интерактивном формате, предусматривающем конкурсы, мастер-классы, элементы театрализации. Не менее интересные программы подготовлены в Угличе, Мышкине, Тутаеве, Данилове, Переславле-Залесском, Пошехонье и других населенных пунктах области.

Поклонники гастротуризма также найдут в нашем регионе много интересного. Их ждут дегустации пива и медовых напитков на заводе «Богемия» в Рыбинске, крафтовых сыров в Угличе, мастер-классы по декорированию пряников в Мышкине и многое другое.

Ярославль. Успенский собор

Активное развитие глэмпинг-туризма позволяет даже зимой организовать комфортный отдых на природе. Современные глэмпинги и кемпинги предлагают номера в глубине леса, на уединенном острове или на побережье водохранилища с панорамными видами, террасами и СПА-зонами.

Совместить полезное с приятным смогут любители рыбалки. Ярославская область богата рыбными ресурсами – в здешних водоемах водятся плотва и щука, судак и густера, сом, лещ, сазан и многие другие. Услуги по организации осенней рыбалки готовы оказать рыболовно-охотничьи клубы и базы отдыха, расположенные в районах Рыбинского водохранилища и Плещеева озера.

Благодаря своим природным богатствам ярославская земля предусмотрела все возможности для оздоровительного отдыха. Гости найдут у нас и минеральные воды, и солевые ванны, и грязевые обертывания, и многие другие чудодейственные процедуры, а сервис во многих современных санаториях легко даст фору иному дорогостоящему отелю.
Славится ярославская зима и уникальными праздниками. В декабре тысячи людей со всей России и из других стран приезжают в Рыбинск, чтобы принять участие в фестивале «НаШествие Дедом Морозов». Помимо традиционного парада новогодних волшебников гостей праздника ждут сказочные представления, мастерские морозных дел и новогодние угощения.

Не менее колоритно проходит в Ярославле Главная Масленица страны, которая по традиции открывается красочным парадным шествием гвардейцев Государыни Масленицы. Причем начинается Масленица в Ярославле на день раньше, чем в других городах страны.

От всей души приглашаю читателей приехать на Ярославскую землю – здесь вас ждут яркие впечатления, комфорт и наше гостеприимство!

 

Читать далее

Россия

Камчатку ждет взлет туристической отрасли: полуостров нуждается в защите от вреда золодобычи

Правительство России начинает развивать новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». В рамках нацпроекта внимание будет уделено самым уникальным уголкам России, в том числе Камчатке.

Опубликовано

Камчатку ждет взлет туристической отрасли: полуостров нуждается в защите от вреда золодобычи

Здесь появится туристический кластер международного уровня «Парк «Три вулкана»».

Однако туристической сфере края угрожает загрязнение окружающей среды, происходящее в том числе из-за местной золотодобычи. Эксперты убеждены, что опасную разработку месторождений нужно убирать как можно дальше от рекреационных и природных территорий, рек и городов.

В рамках нового национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», разработку которого поддержал Президент России Владимир Путин, начнется активная работа со всеми регионами Дальнего Востока. «Наша цель — обеспечить синергию всех участников процесса, синхронизировать новые туристические проекты с уже существующими», — говорит заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

Президент России Владимир Путин отметил, что поддержка туризма на Камчатке в 2020 году — только первый шаг, необходимо и дальше развивать регион в этой сфере: «Такие, безусловно, жемчужины нашей страны, как Камчатка, с туристической точки зрения, нужно развивать и дальше».

И важный старт уже дан. На Камчатке появится туристический кластер международного уровня «Парк «Три вулкана»». Здесь  оборудуют горнолыжные трассы протяженностью 17 км с двумя канатными дорогами, построят гостиницу на 1 тысячу мест, а еще кемпинги и глэмпинг. Прекрасная возможность заняться спортом и при этом полюбоваться дикой Камчаткой: туристы увидят вулканы Горелый, Мутновский и Вилючинский, гейзеры, лавовые пещеры. Проект будет реализован в рамках государственно-частного партнерства. Идея одобрена Правительством РФ и региональной властью, Ростуризмом.

Камчатка уже давно интересует туристов, и это неудивительно: необычные пейзажи, вулканы и сопки, чистейшие, с хрустальной водой реки с лососем, леса с диким зверем, возможность охотиться, рыбачить, сплавляться по рекам – все эти возможности отдыха привлекают. Теперь, при появлении не стихийного, а уже организованного туризма приезжать сюда будет легче, с учетом налаженной инфраструктуры и логистики. Однако сфере туризма  угрожают проблемы, возникающие в связи с работой горнорудных предприятий в крае.

Результат добычи золота – это вредные отходы производства, которые должны уходить на очистные сооружения. Однако при нарушении природоохранного законодательства ядовитые отходы сливаются в реки и грунт. В итоге – отравление вод Камчатки, уход рыбы из рек, уход зверей из диких лесов. Всемирный фонд дикой природы (WWF), обеспокоившись постепенным снижением в реках Камчатки лосося, уже направил в Росрыболовство письмо с предложением создать в крае рыбохозяйственную заповедную зону.

За 2020 год по всей стране почве и водам нанесен ущерб на сумму почти 235 млрд рублей – таковы подсчеты Росприроднадзора. И значительный вклад в эту цифру внесли золотодобытчики Камчатки. Претензии природоохранных ведомств, связанные с тяжелыми последствиями для экологии Камчатки, звучат в адрес золотодобывающих компаний «СиГМА», «Тревожное зарево», ранее лицензии уже лишилась компания «Дальстрой».

Тревожащим фактором экологи считают опасную близость золотодобычи к природным территориям и, в том числе, к территории будущего туристско-рекреационного кластера «Парк «Три вулкана»». Здесь рядом находится Родниковое месторождение – на нем пока ведет георазведку компания «Тревожное зарево», в планах – начать здесь добычу.
ЗАО «Тревожное зарево» (учредители – английская Trans-Siberian Gold) подвергалась многие годы постоянным судебным взысканиям – штрафы накладывались природоохранными ведомствами за нарушения природоохранного законодательства (неготовность очистных сооружений, сливы ядовитых отходов в грунт и нерестовые реки)  Самым крупным штрафом за вред экологии была сумма почти в 139 млн рублей –  Росприроднадзор уличил компанию в том, что отходы IV класса «Тревожное зарево» выдавало за отходы V класса (а их утилизация стоит дешевле, чем работа с ядовитыми опасными отходами). Судебный спор длился несколько лет, и в декабре 2020 года Верховный суд РФ наконец окончательно утвердил решение о взыскании.

В компании «Парк «Три вулкана»» подтверждают, что, действительно, рядом с кластером оказалась территория Родникового месторождения, разрабатываемая «Тревожным заревом», и это неприятный факт: такое соседство может негативно сказаться на развитии экологического туризма, а загрязнение окружающей среды отходами золотодобычи, возможность техногенной катастрофы напрямую угрожает природе.

Сергей Мылов, руководитель общественной организации «Экологическая безопасность»,  убежден, что надо убирать объекты золотодобычи и от городов края, и от зон отдыха, и от рек и других ценных природных территорий: «На Камчатке хватает разных месторождений, но золотодобытчики берут себе участки рядом с дорогой, с реками, чтобы им было удобно. До тех пор, пока федеральные власти будут так себя вести, не глядя выдавая разрешения на добычу, мы будем расхлебывать это на местах».

Петр Шпиленок, директор Кроноцкого заповедника, убежден, что нельзя создавать угрозу для ценных рекреационных мест: «Если поставить под угрозу эти ценные места, мы потеряем  и экономический ресурс, ведь люди приезжают сюда тратить деньги и возвращаться сюда, а потерять можем еще больше, всемирное наследие, то, чем мы как государство и страна можем гордиться – нашу невероятную Камчатку с нерестовым ходом, с вулканами, гейзерами. Это храм природы, где надо восхищаться, быть гостем,  — для этого, для того, чтобы увидеть дикую природу, и едут сюда люди».

 

Читать далее

Новости партнеров

Популярное