Иштван I
Заботясь об интересах государства, Иштван не мог ожидать мирного обращения всех мадьяр, поэтому немедленно после утверждения его княжеской власти племенными князьями начал при поддержке немецкого рыцарства жестокую борьбу с оппозицией.
Происхождение мадьяров было определено на основе исследований лингвистов и археологов. Угрофинны — а венгерский язык относится к угро-финской группе — первоначально жили над Камой; видимо, тогда же произошло разделение на угров и финнов. Как гласил обычай, после смерти князя власть должна была перейти к ближайшему его родственнику. В данном случае им был Коппань — двоюродный брат Гезы и дядя Вайка, влиятельный человек и храбрый солдат.
В своё время он был крещён византийскими миссионерами, но это было не более чем видимостью: Коппань не ощущал себя христианином и не собирался навязывать новую веру своим подданным. Своего юного племянника он считал неопытным юношей, пребывающим под сильным влиянием немецких миссионеров и склонным поэтому отстаивать чуждые его народу интересы.
Корона св. Иштвана, украшенная драгоценными камнями и эмалью, напоминает золотую корону немецких императоров, однако в ней прослеживаются и византийские элементы. Возможно, эта реликвия — переделанная легендарная корона Аттилы (часть сокровищ, награбленных Карлом Великим у аваров, оказалась в Риме, откуда корона вполне могла попасть в Венгрию).
Исследования доказали, что расположенные на ободе изображения святых выполнены в технике, которая использовалась в первые века нашей эры на территории современной Армении, то есть примерно в тех местах, откуда гунны выступили на покорение Европы. Однако на пути к трону Коппань встретился с сильным сопротивлением со стороны вдовы Гезы — Саролты, которая любой ценой стремилась выполнить завещание мужа, то есть нарушить обычаи и сделать правителем своего сына.
Вайк отдавал себе отчёт в слабости собственной позиции и предложил компромисс — он, сын Гезы, отказывается от каких бы то ни было претензий на трон, а дядя взамен сам принимает католичество и обращает в него народ. Коппань отказался от этого предложения и поднял восстание, однако на стороне Вайка выступили папа Григорий V и император Оттон III, и в 997 г. восстание было подавлено.
Коппань был убит и четвертован, а его останки в качестве предостережения развесили на воротах четырёх главных замков страны. Ещё до принятия христианства в Венгрии царило убеждение, что власть светская даётся от неба. Предок Вайка, Алмош, согласно легенде был сыном «отца-Солнца», так что миссионерам оставалось лишь ввести вместо языческих представлений новые понятия.
Ещё более облегчало эту задачу поражение мадьяров у реки Лех (955) войсками Отгона I, после которой воцарилось убеждение, что «немецкий бог» — могущественный покровитель. После покорения Коппаня и утверждения избрания Вайка племенными правителями новоиспечённый князь пригласил в свои земли монахов-бенедиктинцев и немецких рыцарей и начал хлопотать о королевском венце.
В 1001 г. в городе Эстергоме — новой столице государства и архиепископстве — состоялась торжественная коронация Иштвана I. Однако укрепление власти требовало дальнейшей борьбы с сильными удельными князьками. Первым был побеждён Айтонь — правитель Баната и основатель монастыря св. Василия в Марошваре, сторонник союза с Византией. Другой князь — Тонузо — отказался принять христианство даже после проигранной битвы, за что вместе с женой был живьём закопан в землю.
Последним представителем провизантийской и языческой оппозиции оказался правитель Семиградья. В битве, состоявшейся в 1004 г., против короля сражались вместе кочевники-язычники, обращенные византийскими миссионерами венгры и христиане-славяне, но благодаря поддержке немецких и итальянских рыцарей победу одержал король. Правитель Семиградья вместе с сыновьями провёл остаток жизни в заточении, а его княжество стало частью Венгрии.
Язычникам пришлось выбирать: крещение или смерть. Это стало началом великих перемен, направленных на объединение государства. Племенные и родовые общины заменила частная собственность. Вместо свободного союза княжеств, племенных территорий и жуп образовалась страна с единой административной системой королевских комитатов. В X ст. западная граница Венгрии проходила по реке Эмс, на северо-западе государство занимало часть Наддунайской котловины, ограниченную Дунаем, на востоке — территории Затисья, а от юга и юго-запада граница шла по реке Драве.
После битвы под Пожонем (907) венгры временно заняли Восточную Марку — территорию, расположенную к западу от Вены, до самой реки Эмс. В начале XI века были присоединены северо-западные земли сегодняшней Словакии, и в результате северная граница державы достигла Татр. В Паннонхалме расположились католические монахи, неутомимо распространявшие новую веру.
Бенедиктинцы были одним из главных монашеских орденов средневековой Европы; руководствовались они правилом от et labora — «молись и работай». Новая религия не навязывалась внешним вооружённым конфликтом — наоборот, тем, кто крестился, переставали угрожать завоеваниями: например, воинственные чехи, которых не мог победить Оттон I, их соседи поляки, а ещё дальше на севере — норманны.
В новую веру решили обратиться Мешко и Геза — правители поляков и венгров, а также киевский князь Владимир (крестился по православному обряду); приняли эту религию и конунги Скандинавии. Для развития торговли Иштван I начал чеканить монеты. На аверсе было изображено копьё, а на реверсе — копьё и корона. Копьё и корону привёз из Рима папский легат Анастасий Ахерик, будущий близкий соратник короля и епископ Калочи.
С самого начала Вайк-Иштван вёл пронемецкую политику. Это помогло ему получить корону, а после коронации — укрепить как собственные позиции внутри страны, так и своего государства на европейской политической арене. Большинство чужеземцев — рыцарей и духовенства, сыгравших важную роль в построении новых государственных структур — были немцами.
Однако союз с Германией привёл короля Венгрии к конфликту с Болеславом Храбрым, и в 1003 г. последний захватил земли сегодняшней Словакии, которые снова стали частью Венгрии только спустя почти три десятка лет. Иштван, по примеру отца, не отказывался и от близких контактов с Востоком. За последние двадцать лет правления он укрепил связи с Византией, внешним проявление чего стал брак наследника трона Имре с византийской царевной.
Хорошие отношения с германским и византийским императорами сделали возможным открытие пути к Святой Земле, что имело большое значение не только для верующих, но и для торговцев. Первый король венгров оказался мудрым правителем и способным политиком, считавшим сферой интересов своего государства всю Европу — от Скандинавии до Константинополя.
Иштван живо интересовался ситуацией в Иерусалиме, землях армян и персов, арабских халифатах, что помогало ему проводить гибкую и успешную внешнюю политику. Судя по всему, в конце жизни важнейшим для Иштвана стал вопрос о продолжении его дела. Король всегда заботился о том, чтобы воспитать из сына Имре достойного последователя, был горд его достижениями и собирался доверить ему будущую власть (Иштван даже написал предназначенное для сына политическо-законодательное завещание).
Неожиданная трагедия разрушила надежды короля: на охоте Имре упал с коня прямо на клыки разъярённого раненного кабана и погиб, причём авторы некоторых хроник впоследствии высказывали мнение, что это было успешным покушением. Как бы то ни было, Иштван очень переживал: его младший сын Отто умер совсем маленьким, а Вазула — двоюродного брата короля — никто не считал достойным кандидатом на трон.
Легенда гласит, что отчаявшийся король по ночам стал выходить из замка, чтобы раздавать нищим деньги, за что его скоро начали считать святым. Тем не менее канонизация Иштвана, состоявшаяся в 1038 г., была не чем иным, как актом признания заслуг этого правителя в деле распространения христианства в Европе. В конце концов Иштван принял решение назначить своим наследником племянника Пьетро Орсеоло, сына венецианского дожа.
Задетый таким решением, Вазул попробовал организовать покушение на Иштвана, но заговор был раскрыт, зачинщик ослеплён, а его дети стали искать пристанища при иностранных дворах. Однако правление Орсеоло не стало для государства мадьяров периодом благоденствия. Новый король неприязненно относился к своим подданным, а на высшие должности назначал почти исключительно немцев и итальянцев.
Общее возмущение при дворе он вызвал тем, что ограбил и лишил положения вдову Иштвана — Гизелу. Этот и ряд других поступков в конце концов стали причиной восстания магнатов (1041), после начала которого король был вынужден бежать и укрыться у немцев. Хотя Иштван не смог уберечь страну от потрясений после своей смерти, временные неудачи оказались не в состоянии перечеркнуть все достижения правителя Венгрии.
Путь, на который первый король мадьяров вывел свою державу, оказался абсолютно верным. Первое прочное государственное образование на территории, ограниченной дугой Карпат, смогло не только защититься от опасностей, но и значительно расширить свою территорию. Мадьярские племена не разделили судьбу аваров, государство которых исчезло с карт Европы: его национальные, языковые и культурные особенности сохранились до наших дней.
Иштван I скончался в праздник Непорочного Зачатия, что духовные лица того времени были склонны интерпретировать как знак особой опеки Богоматери над молодым Венгерским государством. В своём политическом и духовном завещании, адресованном сыну Имре, Иштван писал: «Уже пришло время перестать кормить тебя тёплой кашей — это сделало бы тебя мягким и капризным. Лучше тебе время от времени пить кислое вино — оно направит твоё внимание на то, что говорит твой отец».
- Статьи по странам2 месяца назад
Осень на Камчатке: советы для поездки в сентябре
- Полезные советы2 месяца назад
Стюардесса дала полезные советы по безопасности в путешествиях
- Обзоры2 месяца назад
Сколько лет тюрьмы могут теперь получить туристы на Бали за просроченные визы
- Обзоры2 месяца назад
Марии Кожевниковой жестко ответили по поводу её возмущения аэропортом в Сочи
- Маршруты2 месяца назад
5 маршрутов, показывающих все лучшее в Ирландии
- Маршруты2 месяца назад
Осень в Воронежской области: незабываемое автопутешествие для всей семьи