Фридрих II Великий
Благодаря обширной переписке на рубеже 1740-х гг., Фридрих слыл самым осведомленным, начитанным и всесторонне образованным наследным принцем в Европе.
Годы службы в Руппине Фридрих посвятил изучению философии, истории и поэзии. Служебные обязанности не слишком обременяли кронпринца, оставляя время на чтение книг, переписку, беседы в кругу друзей и развлечения. Здесь он собрал обширную личную библиотеку по своему вкусу и, все более осознавая свое монаршее призвание, выработал ставший знаменитым распорядок дня: ранний подъем, посвящение утренних часов государственным делам и чтению, а вечеров — светским забавам.
Философия, литература, искусство и музыка давали ему пищу для ума, но более всего его занимала международная политика, важнейшими инструментами которой он почитал войну и армию. Всем его существом завладела мечта завоевать для Пруссии достойное место в Европе. 31 мая 1740 г. кронпринц Бранденбурга и Пруссии стал королем. Незадолго до этого увидела свет его книга «Анти-Макиавелли», в которой автор нарисовал образ идеального государя, верного в дружбе, руководствующегося благом своих подданных и законами высшей морали.
Первые шаги молодого короля — отмена пыток и провозглашение полной веротерпимости — казалось, оправдывали надежды на воплощение этого идеала в жизнь. Фридрих Вильгельм I первым из европейских монархов ввел обязательное повседневное ношение военного мундира. Этот обычай окончательно закрепил его сын, а следом за ним — и другие государи. Военная мода продержалась при дворах европейских владык до конца XIX века. Австрийская императрица Мария Терезия была заклятым врагом Фридриха II, однако Польшу они грабили сообща.
Так прусский монарх стал одним из инициаторов раздела Польши и 5 августа 1772 г. заполучил экономически важное устье Вислы, служившее мостом между Бранденбургом и Восточной Пруссией, а также часть Великой Польши. Непрочный союз трех стран вскоре распался, ибо Вена всячески стремилась ослабить позиции Пруссии в Священной Римской империи.
Частыми гостями в Сан-Суси были известные литераторы, композиторы и философы. Творческое наследие разносторонне одаренного прусского монарха насчитывает не один десяток томов. Его перу принадлежат письма в стихах, поэтическая лирика, сатира и едкие эпиграммы. Будучи блестящим прозаиком, он оттачивал слог в обширной переписке и исторических трактатах, выдержанных в духе древнеримской историографии.
Все его труды написаны на французском языке, которым он владел лучше родного немецкого. И все же, несмотря на безупречный стиль, его творчество носит вторичный характер, хотя в нем и отражена проблематика эпохи Просвещения. В возведенном близ Потсдама дворце Сан-Суси Фридрих предавался своим любимым занятиям в обществе литераторов, композиторов и философов.
Почетное место среди гостей «короля-философа» занимал «король философов» Вольтер, под влиянием которого Фридрих пребывал с юных лет. Их переписка длилась 42 года. Вольтер был не только первым рецензентом, но и соавтором, а порой редактором многих литературных сочинений короля. В жизни Фридриха четко обозначены три периода — покой уединения, неустанные труды и любимые увлечения.
Первый из них приходится на юные годы в Руппине; второй и самый блестящий — жизнь в Сан-Суси до начала Семилетней войны; наконец, третий — старость и постепенное угасание в том же Сан-Суси. На склоне лет король превратился в желчного, брюзгливого мизантропа. Фридрих не был бездушным солдафоном, но не был и философом на троне вопреки собственным убеждениям.
Он вошел в историю как незаурядный монарх, открывший Пруссии путь к общегерманской гегемонии. Продолжая дело отца, он заложил фундамент прусского милитаризма, которому в будущем предстояло ввергнуть мир в пучину двух разрушительных войн и принести немецкому народу неисчислимые беды и страдания. За годы правления Фридриха II население Пруссии выросло с 2,5 до 5,4 млн. человек, а территория страны расширилась почти вдвое.
Большинство новых подданных составили поляки захваченных при разделе Польши областей. Разоренное войнами королевство гордо заняло место на авансцене европейской политики. Между тем из-за голода, эпидемий и повального набора рекрутов в армию естественный прирост населения был ничтожен, а непрерывные войны породили великое множество инвалидов.
Не получая ожидаемых поступлений от налогов, Фридрих поручил управление государственными финансами французским советникам, и в 1766 г. около 300 явившихся из Франции чиновников приступили к плановому разграблению имущества подданных прусского короля. Поэтому не приходится удивляться, что известие о смерти Фридриха, последовавшей 17 августа 1786 г., было встречено всеобщим ликованием. Находившийся тогда в Берлине граф Мирабо был изумлен, увидев, что местные жители не выказывают особого огорчения — «ни сетований, ни горьких вздохов, ни посмертных восхвалений». Инвалидам войн было дозволено собирать милостыню. Карабин со штыком был важнейшим элементом боевого снаряжения прусского солдата.
- Статьи по странам2 месяца назад
Осень на Камчатке: советы для поездки в сентябре
- Полезные советы2 месяца назад
Стюардесса дала полезные советы по безопасности в путешествиях
- Обзоры2 месяца назад
Сколько лет тюрьмы могут теперь получить туристы на Бали за просроченные визы
- Обзоры2 месяца назад
Марии Кожевниковой жестко ответили по поводу её возмущения аэропортом в Сочи
- Маршруты2 месяца назад
5 маршрутов, показывающих все лучшее в Ирландии
- Маршруты2 месяца назад
Осень в Воронежской области: незабываемое автопутешествие для всей семьи