Мы в соцсетях
Спасение авиакомпаний: почему не помогут госгарантии Спасение авиакомпаний: почему не помогут госгарантии
Россия

Спасение авиакомпаний: почему не помогут госгарантии

Реальной причиной нынешнего кризиса стала рискованная модель работы крупнейших российских авиакомпаний

Опубликовано

Реальной причиной нынешнего кризиса стала рискованная модель работы крупнейших российских авиакомпаний

Сегодня по уровню внимания к себе российский авиарынок можно смело поставить на второе место после валютного. Потенциально не улетевшие самолеты тревожат не меньше, чем взлетевшая валюта. Причем, последствия этого взлета очень сильно ощущают на себе авиакомпании. Но главная причина сегодняшних проблем вообще не связана с кризисом.

В кризис правительство оперативно озаботилось выживанием не только банков, но и двух авиакомпаний из первой пятерки, на которую приходится почти две трети перевезенных пассажиров – «Трансаэро» и «ЮТэйра». На днях премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о предоставлении государственных гарантий «Трансаэро» на 9 млрд рублей.

А идеолог этого пути решения проблем вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал не останавливаться и направить авиакомпаниям в этом году «остаток неиспользованных госгарантий, и в следующем году есть определенный объем средств, который можем использовать на гарантирование кредитов, которые берут компании».

Обещано и расширение практики субсидирования на внутренних рейсах, но это дело, скорее, близкого завтра, а очень сложное положение – уже сегодня. На этом перечень публичных мер поддержки со стороны правительства пока исчерпан.

Его теневая сторона также содержит два пункта. СМИ со ссылкой на очень осведомленные источники, очень близкие к процессу, «сватают» в новые акционеры «ЮТэйру» его крупнейшего кредитора – Сбербанк.

Впрочем, самой действенной мерой поддержки оказалась неформальная договоренность с Альфа-банком (видимо, на очень высоком уровне) о моратории на аресты имущества сургутской авиакомпании на время новогодних каникул.

Очевидно, что все эти меры не спасут двух крупных игроков очень концентрированной отрасли.

Для того чтобы это понять, достаточно оценить масштабы их долговой нагрузки. По нашей оценке, финансовый долг (кредиты, займы, векселя и финансовый лизинг) «ЮТэйра» превышает 85 млрд рублей, а у «Трансаэро» — 95 млрд. Так что госгарантии на 9 млрд рублей – это лишь способ реструктуризации кредита перед одним банком (ВТБ). Да и вообще сам этот механизм спасательным кругом явно не выглядит. Гарантии со стороны ВЭБа (как агента правительства) лишь снижают стоимость коммерческих заимствований, повышая их надежность. Но если экономика авиакомпаний с трудом выдерживала недавние 13% годовых, то нынешние 20% не выдержит точно, а дешевле сейчас не занять.

Понимает это и автор спасительных инициатив. «Речь идет о кредитовании на неделю, на две недели, максимум на месяц по очень высоким ставкам для закрытия каких-то текущих краткосрочных дыр. Для закрытия самых насущных проблем», — сказал Аркадий Дворкович.

Но сегодня авиакомпаниям нужно не латать краткосрочные дыры, а решать тяжелые долгосрочные проблемы. Госгарантии не выходом из долгового кризиса не являются. С их помощью через некоторое время заемщики окажутся в руках гаранта по кредитам (ВЭБ), и уже ему придется решать проблемы.
Вообще банковских кредитов у обеих компаний примерно по 50 млрд рублей. А крупнейшим кредитором «ЮТэйра» в этой части является, как вы понимаете, Сбербанк, на долю которого приходится примерно половина этой суммы. Капитализация долга, по которому компания уже активно дефолтует, является выходом из ситуации, но при этом остается два тонких момента. Во-первых, нужно согласие на реструктуризацию со стороны остальных кредиторов, чем сейчас занимается консультант Райффайзенбанк. При этом многие из них, в первую очередь Альфа-банк, занимают очень жесткую позицию, которая, на мой взгляд, выглядит так: пусть лучше компания остановится и перестанет плодить убытки и долги, тогда нам больше достанется. Для известного своей жесткостью банка – позиция вполне логичная.

А, во-вторых, такой сценарий не снимает, как и в случае с госгарантиями «Трансаэро», главного вопроса – что делать дальше.

Для поиска ответа на него, важно понимание причин нынешней ситуации.

И сразу нужно отмести сомнительный тезис о том, что если бы не кризис, то все было бы неплохо, а он, окаянный, нас подкосил.

Последний раз отрасль положительный финансовый результат отрасль демонстрировала в посткризисный 2010 год (плюс 4 млрд рублей согласно отчетности компаний по РСБУ). Но затем растущие убытки от внутренних воздушных перевозок перестали перекрываться прибылью от международной деятельности, и отрасль ушла в минус, в котором и прибывала по итогам 2013 года.

Да и в этом году еще до финансового кризиса два квартала подряд лидер отрасли – «Аэрофлот» показывал убытки по МСФО. Так что говорить о том, что до декабря все было неплохо, а курсовая скачка все погубила, по меньшей мере, некорректно. Взлетевшие доллар и евро лишь усугубили ситуацию. Теперь очевидно, что доходы от международных линий точно не покроют убытки от внутренних полетов. К тому же осуществляющие полеты за рубеж компании столкнулись с очень сложной ситуацией: жестко привязав тариф к евро или доллару, они теряют пассажиров, которые сами уже потеряли в валютном эквиваленте 35-40% своих доходов, а если отказаться от этого, то начнут расти убытки.

На внутренних линиях валютные лизинговые платежи также принесут очередную порцию убытков. Идея субсидирования их со стороны государства есть, но масштаб сумм по сравнению с примерно 20 млрд рублей по последним двум годам в 2015 году существенно увеличится. К тому же нужен сложный и точечный механизм распределения, ведь на одном маршруте летают не только «ЮТэйр» и «Трансаэро», но и вообще не испытывающая долговых проблем S7, и национальный авиаперевозчик «Аэрофлот», и его низкобюджетная дочка «Победа». Все они работают по совершенно разным моделям, с принципиально отличающейся структурой себестоимости. Да и почему нужно признавать социальную значимость одних и не делать это в отношении других? А если делить на всех, то социальная значимость может стать стимулом к экономической неэффективности.

Реальной же причиной нынешней ситуации стала весьма рискованная модель работы самих авиакомпаний. В расчете на рост спроса они активно наращивали предложение, провозные емкости росли, самолетов становилось все больше, а вместе с этим росла и долговая нагрузка.

Для того чтобы загрузить их, авиакомпании устроили соревнование, кто щедрее по отношению к пассажирам. В результате по итогам первого полугодия 2014 года доходные ставки на пассажира на внутренних линиях в рублях у «Аэрофлота» упали на 8%, а у «Трансаэро» — на 18%, а на международных линиях (в евро) у «Трансаэро» — на 7%, у «Аэрофлота» — на 12%.

При этом в мире существует не писаное правило — если прирост пассажиропотока превышает темпы роста ВВП более чем в два раза – отрасль напрямую кредитует пассажира, а не сбалансировано работает. В 2013 году при росте ВВП в 1% прирост пассажиропотока составил 14%, годом ранее соотношение было 3% к 15%, а в 2012 году – 4% к 13%.

Итоги этого сегодня в балансах компаний.

При этом, сколько наших сограждан реально пользуется услугами отечественной авиации доподлинно не известно. Последнее исследование проводилось в 2001 году. Сегодня оценки разнятся от 5 до 10 млн человек.

С таким потенциальным спросом даже минимальное снижение платежеспособного спроса чревато потрясениями.

Простого выхода из нынешней ситуации нет. То, что предлагает правительство, по сути, является временным спасением социально значимой, по его мнению, отрасли за большие деньги. Но накопившихся проблем это не решит, а лишь отсрочит необходимость реализации серьезных и болезненных мер.

Анатолий Ходоровский

Руковожу проектом 100dorog с 2007 года по настоящее время. Стараюсь, чтобы сайт был функциональным и интересным

Читать далее

Россия

ТОП — 5 железнодорожных вокзалов Европы, которые стоит увидеть

Если вы мечтаете о поездке по Европе на поезде, то у вас открывается возможность испытать волшебство путешествия даже не покидая вокзала

Опубликовано

ТОП - 5 железнодорожных вокзалов Европы

Если вы мечтаете о поездке по Европе на поезде, то у вас открывается возможность испытать волшебство путешествия даже не покидая вокзала. Европа известна своими красивыми железнодорожными вокзалами, которые поражают своей архитектурой и уникальным дизайном. Вот список из пяти самых красивых и впечатляющих железнодорожных вокзалов Европы, которые стоит увидеть во время вашего следующего путешествия.

1. Железнодорожный вокзал Антверпена, Бельгия — транспортный храм

Главный железнодорожный вокзал Антверпена является одним из наиболее значимых транспортных узлов Бельгии. Здание вокзала было спроектировано известным бельгийским архитектором Луи Деласенсери в конце 19 века и объединяет различные архитектурные стили, такие как неоренессанс, модерн и барокко. Особенностью вокзала является его огромный купол над залом ожидания, благодаря которому он получил прозвище «железнодорожный собор».

2. Железнодорожная станция Хунгербург, Инсбрук, Австрия — альпийское чудо

Хунгербург — это железнодорожная ветвь, соединяющая центр Инсбрука с горой Зегрубе. Станция Хунгербург была спроектирована лондонским архитектором Захи Хадид и представляет собой удивительное сочетание современного дизайна и природы Альп. Ее изогнутая стеклянная крыша придает ей эффект парения, а плавная ледяная поверхность создает ощущение гор вдали.

3. Вокзал Аточа, Мадрид, Испания — тропические джунгли

Вокзал Аточа — самый загруженный железнодорожный вокзал Испании. Он может не выглядеть внешне примечательно, но его интерьер действительно впечатляет. Вокзал представляет собой тропическую оранжерею, где пассажиры могут расслабиться и насладиться кофе перед поездкой на скоростном поезде в направлении Барселоны, Малаги или Аликанте.

4. Вокзал Гар-ду-Ориенте, Лиссабон, Португалия — модернистское чудо

Вокзал Гар-ду-Ориенте — это интермодальный транспортный узел, спроектированный известным испанским архитектором Сантьяго Калатравой. Этот модернистский вокзал был построен к всемирной выставке Expo ’98 и его конструкция из стекла и металла привлекает внимание. Внутри вокзала вы сможете найти множество магазинов, ресторанов и кафе, что делает его отличным местом для проведения времени перед отправлением в путешествие.

5. Железнодорожный вокзал Роттердама, Роттердам, Нидерланды — экологически чистый центр

Железнодорожный вокзал Роттердама был открыт в 2014 году и поражает своим футуристическим дизайном. Вокзал отличается впечатляющим фасадом из стекла и металла, который уступает место уютному и гостеприимному деревянному интерьеру. Он был создан с учетом экологических принципов и является одним из самых устойчивых железнодорожных вокзалов в мире.

Посещение этих впечатляющих железнодорожных вокзалов Европы позволит вам насладиться не только самой поездкой, но и самой станцией. Их красота и атмосфера несомненно оставят у вас яркое впечатление и добавят особое очарование к вашему путешествию.

Читать далее

Россия

ЭКОавтопробег «Едем в Ярославию» анонсировали для журналистов

В четверг, 7 декабря в 12:00, в представительстве Ярославской области в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная старту ЭКОавтопробега по Ярославской области на электромобилях EVOLUTE «Едем в Ярославию».

Опубликовано

ЭКОавтопробег «Едем в Ярославию» анонсировали для журналистов

Пробег организуют Министерство туризма Ярославской области и Союз «ЕСОТ – Евразийское содружество специалистов туриндустрии» при поддержке Центра развития туризма «Ярославия».

Концепция автопробега предполагает создание автомобильного туристического маршрута для электромобилей по территории региона. Тестовый заезд по маршруту Москва – Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль – Углич – Москва пройдет с 11 по 13 декабря 2023 года с участием представителей общественных организаций, федеральных СМИ и туроператоров, блогеров и фотографов.

Основной задачей автопробега «ЭКОавтопробег – Едем в Ярославию» является тестирование возможностей путешествия на электромобиле. Во время поездки участники автопробега на себе проверят возможности придорожного сервиса и комфортность инфраструктуры, изучат достопримечательности и их доступность для автолюбителей, путешествующих на электромобилях, сформируют карту зарядных станций для электромобилей.

«В последнее время мы наблюдаем значительный рост автотуристов в нашем регионе, – отмечает министр туризма Ярославской области Ольга Габуева. – Именно для того, чтобы таких путешественников становилось еще больше, мы реализуем данный проект. Мы хотим показать, что инфраструктура Ярославской области готова к приему гостей, в том числе и на экотранспорте, который сейчас набирает популярность. В рамках пробега участники посетят как известные достопримечательности Ярославской области, как, например, музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха», так и те, которые откроют двери для туристов только в будущем году, – музей-завод «СырКультПросвет» в Угличе. Запланирована насыщенная культурная программа в Ростове и Ярославле, а также знакомство с региональной кухней».

На пресс-конференции заместитель министра туризма Ярославской области Максим Цветков рассказал, что туристический поток в регион за 10 месяцев текущего года вырос более чем на 16% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Тем не менее власти региона не останавливаются на достигнутых результатах и открывают новые маршруты и локации для туристов. Так, полностью реконструируется исторических центр Ростова Великого, восстановлена историческая среда в Рыбинске. «Чтобы посмотреть все самое интересное в Ярославской области, трех дней явно маловато», – пошутил Максим Цветков.

Автомобилем пробега стал отечественный современный автомобиль EVOLUTE (ООО «Моторинвест»). Яркий дизайн, современные технологии и мультимедийные решения открывают новые возможности для автопутешествий по России.

«ЭКОавтопробег по Ярославской области – это отличная возможность продемонстрировать преимущества автотуризма и показать, что в каждом уголке нашей большой страны есть много достопримечательностей, неизведанных и удивительных мест, которые еще не удавалось посетить, – считает руководитель специальных проектов ООО «Моторинвест» Василий Чеботарев. – Отличную компанию в этом пробеге составят новые электромобили кроссоверы Evolute i-SKY и Evolute i-JET – комфортные и экологичные. В поездке участники оценят преимущества путешествия на электрокарах на дальние расстояния зимой».

Василий Чеботарев подробно рассказал журналистам о возможностях автомобилей EVOLUTE, их технических характеристиках, особо отметив их безопасность, а также о перспективах развития электромобильного транспорта в России и в мире. Если в 2016 году по дорогам планеты курсировала лишь 791 тысяча электромобилей, то сейчас их в мире 26 миллионов, а к 2030 году, по прогнозам, будет 145 миллионов. В России в мае прошлого года их было всего 16 тысяч, а в октябре 2023-го – уже 26 тысяч.

Елена Сергеева, руководитель проектов Союза «ЕСОТ – Евразийское содружество специалистов туриндустрии», рассказала о серии уже реализованных автопробегов «PROстранствие».

«В портфеле ЕСОТ несколько реализованных автопробегов, но впервые перед нами стоит двойная задача – не просто продвижение автотуризма, как перспективного вида отдыха в России, но и формирование «с нуля» совершенно нового маршрута для путешественников на электромобилях, – подчеркивает Елена Сергеева. – Автопробег «Едем в Ярославию» будет не только способствовать росту узнаваемости туристических локаций Ярославской области, но и станет первопроходцем в формировании экологических автомаршрутов в России».

Анна Хворостяная, директор Департамента по стратегическому маркетингу ГК «АГРАНТА», рассказала о новом туристическом объекте в Угличе – музее-заводе «СырКультПросвет», официальное открытие которого планируется в апреле 2024 года. Угличский сыродельно-молочный завод (УСМЗ) ведет свою историю с 1935 года. Он является наследником исторических традиций сыроварения. Уникальность нового музея в том, что посетителей приглашают пройти на специально оборудованный променад, расположенный прямо над действующей линией производства сыра. Посетители смогут увидеть производство через
панорамную стеклянную галерею. Также предполагается проводить дегустации, лекции.

В ЭКОавтопутешествие по Ярославской области отправятся представители «Российской газеты», журналов «Отдых в России», «Тонкости туризма», «РЖД-тур», медиахолдинга Правда.ру, интернет-порталов TRIP2RUS.RU, 100дорог, радио «Автодор».

Генеральный партнер: EVOLUTE (ООО «Моторинвест»).

Стратегические партнеры: «Российская газета», музей-завод «СырКультПросвет», российский туристический форум «Путешествуй!», отель «Азимут Ярославль».

Информационные партнеры: журнал «Отдых в России», портал о внутреннем туризме TRIP2RUS.RU, радио «Автодор», медиахолдинг Правда.ру, порталы 100дорог, «Тонкости туризма», Business Travel, ГК «ТревелЭксперт», «Новые ведомости», Союз городов Золотого кольца, туроператоры «Русский путешественник», Coral Trevel, журналы «Турбизнес», «РЖД-тур».

Реализованные проекты организаторов – Евразийского содружества специалистов туриндустрии – ЕСОТ:
– автопробег «PROстранствие – Едем на Роза Хутор», который состоялся в октябре 2022 года по маршруту Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар – Сочи – Роза Хутор;
– автопробег «По пути к морю не пропусти Воронеж» в июне 2023 года по маршруту Москва – Воронеж – Павловск – Москва;
– автопробег в честь 60-летия полёта Ю.А. Гагарина в космос «Земные дороги российского космоса», который состоялся 5-12 апреля 2021 года по маршруту Москва – г. Гагарин, Смоленской обл. – г. Калуга – д. Новосёлово, Владимирской обл. – с. Шоршелы, Республика Чувашия – г. Самара – г. Саратов.

Читать далее

Россия

Альтернатива аэропортам и их проблемам

Железные дороги Европы становятся все более популярной альтернативой аэропортам для отдыхающих, которые хотят избежать стресса, задержек и дополнительных затрат

Опубликовано

Альтернатива  аэропортам и их проблемам

Железные дороги Европы становятся все более популярной альтернативой аэропортам для отдыхающих, которые хотят избежать стресса, задержек и дополнительных затрат. Отказавшись от самолетов и выбрав поезд, вы не только заботитесь о природе, но также можете сэкономить деньги.

Исследование проведенное компанией Which? Путешествуя, показало, что выбор спального поезда вместо короткого перелета может сэкономить вам деньги. Семья из четырех человек может сэкономить почти 100 фунтов стерлингов (115 евро) на поезде со спальными местами. Если ваша семья большая, то ваша экономия может составить более 250 фунтов стерлингов (287 евро).

Выбор железнодорожного пути имеет не только экологическое значение, но и финансовое. Более комфортные путешествия, возможность увидеть прекрасные пейзажи через окно поезда и экономия денег — это все достоинства поездов по сравнению с самолетами. Спящие вагоны позволяют вам расслабиться и отдохнуть во время длительных поездок, а удобства и сервис в поездах только добавляют комфорту.

Если вы планируете семейный отдых в Европе и хотите не только сэкономить деньги, но и получить удовольствие от поездки, обратите внимание на спальные поезда. Вам не придется мучиться с багажом, проходить через дополнительные проверки и сидеть в аэропортах. Вместо этого, вы будете наслаждаться мирным и удобным путешествием, которое не только принесет удовольствие, но и позволит сэкономить деньги.

Читать далее

Новости партнеров

Популярное