Мы в соцсетях
«Со вкусом было всё «Со вкусом было всё
Россия

«Со вкусом было всё, приятно и неспешно…»

«Всё меньше тех вещей, среди которых
Я в детстве жил, на свете остаётся.»

Опубликовано

«Всё меньше тех вещей, среди которых
Я в детстве жил, на свете остаётся.
Где лампы-«молнии»? Где черный порох?
Где чёрная вода со дна колодца?

Где «Остров мёртвых» в декадентской раме?
Где плюшевые красные диваны?
Где фотографии мужчин с усами?
Где тростниковые аэропланы?…

Где Надсона чахоточный трехдольник,
Визитки на красавцах адвокатах,
Пахучие калоши «Треугольник»
И страусова нега плеч покатых?»…  (Арсений Тарковский)

Прошу прощения у читателя за столь длинный эпиграф, но он необходим — хотя бы как отражение того обостряющегося интереса, который являют люди начала третьего тысячелетия к тем вещам, с которыми имели дело в быту их деды, прадеды и прочие, более удалённые по линии «пра-» родичи.

 

«Представляет интерес ваш технический прогресс…»

Это черта именно нашего века — вряд ли «мужчины с усами», о которых пишет поэт, в такой мере интересовались бытом… ну, скажем, пушкинской эпохи. Интерес может явиться и, что называется, с другой стороны. Например, любопытное дитятко вполне может спросить: «Когда на балу было душно, женщины пользовались веерами. А мужчины?» Ответ будет дан ниже…

Интерес этот связан не только с абстрактным желанием понять, как в книжке, «что непонятно у классиков» Кстати, сфера этого непонятного растёт с каждым годом, если не месяцем. Но и реально взглянуть на те вещи, которые их окружали в повседневной жизни. Ведь не век же они якшались с Аполлоном, музами, аонидами и прочими нимфами-наядами!

А интерес, как водится, находит своё отражение в музейных экспозициях. Как постоянных — трудно найти сегодня мало-мальски значимый туристический город, в котором не было бы того, что в общем виде называется «музеем городского быта» — так и временных. Читай: выставках, которых только в Москве в последние месяцы было несколько.

Очень важно, что первую скрипку в их сотворении играют частные лица. Иными словами — коллекционеры. Нет, я ни в коей мере не посягаю на заслуги государственных музеев в сохранении и особенно реставрации реликвий давно минувших дней. Но просто каждое государственное собрание — это более или менее подробная энциклопедия — со всеми особенностями этого жанра.

Любая же частная коллекция —  это всегда роман. Расспросите любого коллекционера об истории любого предмета из его собрания — порой Дюма и Конан Дойл могут спокойно отдохнуть. К сожалению, писаными для потомков строками  эти романы оборачиваются очень редко… И непременная часть этого романа — это перевод, трансляция, разъяснение (называйте как хотите) для своих современников тех смыслов, которыми обладали для предков вполне обыденные для них предметы, ставшие экспонатами. Или — употребим-таки модное словечко — артефактами.

 

Выставки с намерениями

А выставки… Великий Джузеппе Верди сказал как-то, что бывают оперы с каватинами, а бывают — с намерениями. С выставками (только вместо каватин — экспонаты) — то же самое.

Намерение отчётливо сквозит, например, в небольшой выставке, которая заканчивается в миниатюрных палатах XVII века, некогда составлявших часть городской усадьбы Хрущёвых-Селезнёвых — сейчас в ней живёт музей Александра Сергеевича Пушкина. Палаты, увы, не отапливаются, а посему выставочный сезон в них продолжается только с мая по сентябрь. Так вот, на нынешний сезон их заняли экспонаты из музеев села Вятское. И «намерение» тут вполне очевидно — постоянно растущий, молодой и даже  -в хорошем смысле! — подчас нахальный музейный комплекс впервые заявляет о себе в Москве — мол, знай наших, белокаменная!

Село Вятское, открывшее собой список самых красивых деревень России, кажется, в особых представлениях уже не нуждается. Однако напомним, что новейшая история его не насчитывает и десяти лет, и отсчитывается она с того момента, когад ярославский предприниматель (и коллекционер!) Олег Жаров купил в нём дом и решил обустроить окружающую «натуру», которая очень  хотела стать городом, снабжала солёными огурцами обе столицы и была описана Некрасовым в «Кому на Руси жить хорошо». «Картина», написанная Жаровым, была достойно «обрамлена» легендарной и, увы, очень рано ушедшей от нас музейщицей Еленой Андреевной Анкудиновой — её имя ныне носит музейный комплекс Вятского

Результаты «обустройства» поражают: Государственная премия 2012 года, гостиницы, рестораны, 12 (!) музеев, самые колоритные экспонаты из которых и прибыли в Москву. Чего там только нет! Попробуйте-ка вообразить стиральную машину конца позапрошлого века — основные части, разумеется, из дерева. Какая Россия без самовара? Но самовар особенный — по моде начала ХХ века он совмещён… с граммофоном. Как говорится, без комментариев. Походный набор для любителя горячительных напитков: всё честь-честью, в одном небольшом сундучке два графина, набор рюмок — это вам не рукавом в подворотне занюхивать… Напоследок — американский тостер рубежа XIX-XX веков . Между прочим, в рабочем состоянии. Весьма зажиточные жители Вятского в 1900-х годах могли выписывать такие прямо из-за океана — тут поневоле задумаешься о превратностях времён в русских сёлах…

 

«Всё это было, было, было…»

Вятское порадовало и совсем иной выставкой — лукавой и чуть ироничной — она работает во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Экспозиция представляет собой кабинет богатого предпринимателя начала прошлого века — и интересна она будет не в последнюю очередь тем, кого сегодня называют офисным планктоном». То есть тем, кто ещё мало что собою представляет, зато любит кичиться «крутыми» прибамбасами и таким же офисом.

«Ничто не ново под луной», — с грустноватой улыбкой на губах говорит нам экспозиция. Гордишься «навороченным» компом — так вот тебе его предок, американский комптометр 1920-х и арифмометр впридачу. Надо скопировать важную бумагу — есть мимеограф, «папаша» нынешнего ксерокса. Проголодавшись, можно сварить яичко в очень стильной яйцеварке — правда, такие трапезы нынче из моды вышли… И «музон» бизнесмен былых времён у себя в кабинете вполне мог послушать — его услугам и органетто-шарманка кабинетная, и обычная музыкальная шкатулка.

Словом, умели предки и хорошо, и «вкусно» жить… Жаль только, что абсолютное большинство экспонатов — это опять-таки заморские гости. Из отечественных ноу-хау — разве только мухоловка… Выставка эта уже немало поколесила по дорогам и Ярославской, и прочих областей, и можно только пожалеть, если нынешние её гастроли окажутся последними…

 

 Бурдалу, урыльники и другие

Не так давно тот же Музей декоративно-прикладного искусства показывал немало поразившую Москву выставку так называемых «безделиц» из коллекции писателя и коллекционера Елены Лаврентьевой. Условимся о терминах: здесь и в дальнейшем «безделица» (синоним: «диковинка») — это любой предмет или часть привычного предмета (как, скажем, ложка или кружка с полочкой для усов), назначение которого представляется как минимум неясным нашему современнику.

Вдобавок это тот самый случай, когда собиратель и истолкователь едины в одном лице — по мотивам выставки изданы две подробнейшие книги с описанием назначения того или иного предмета с введением в литературный контекст.

Но, повторимся, во всех описанных выше случаях речь шла о предметах той поры, которую сегодня называют fin du siecle — конец века. Понятно, века девятнадцатого. А если речь идёт о пушкинской эпохе? И речь тут не только об Александре Сергеевиче, но и о его дядюшке Василии Львовиче, чей дом-музей с недавних пор работает на Старой Басманной близ Разгуляя. Музей, напомним, совершенно особенный, музей из тех, которые называются музеями среды — там нет этикеток под каждым экспонатом, экспонат в данном случае — это атмосфера дома, являемая в большом и малом.

Только что открытая выставка «Что за диковинка?» — из коллекции той же Елены Лаврентьевой — строго вписана в контекст музея. Разделы выставки («презренной прозой говоря» — домашняя медицина, карточная игра, кухонная утварь, мужская мода и т. п.)  предварены цитатами из старшего Пушкина.

А по сути… Можно, конечно, от души подивиться какому-нибудь упоминаемому в «Опасном соседе»  урыльнику (в современном толковании — больничной уткае) или приспособления, позволявшие выйти из деликатной ситуации на балу одетым в многослойные платья дамам — бурдалу.

Последние — как утверждает хозяйка коллекции — в силу художественности оформления предмета и неосведомлённости о его подлинном назначении — иногда встречаются на столах наших современников в качестве… соусников. В связи с этим нередко вспоминается известный всему туристическому миру анекдот о впервые выехавшем за «железный занавес» в Париж некоем московском профессоре, не подозревавшем о назначении биде и воспользовавшемся им в качестве унитаза…

Впрочем, можно и не только о смешном. О вечно человеческом, снизошедшем до уровня отдельного индивида, мало кому — особенно в нашей стране! — интересного. Индивида, нередко попадающего в житейски затруднительные ситуации — как тот же кавалер на балу, которому не подобало пользоваться женскими веерами. Не подобало? Так вот вам, сударь, очень напоминающие большие ножницы предмет с маленьким «мельничным» колесом на конце — для, так сказать, добычи собственного ветра вручную.

Индивида, не только витающего вэмпиреях, но и страдающего всевозможными недугами. Скажем, во все века имущий класс маялся «болезнью королей» — подагрой, которая на старых картинках изображается то в виде стаи свирепых голодных крыс, то в виде распустившего клешни огромного чёрного рака. Спасительная безделица, она же диковинка представлена в виде подставки-качалки под больную ногу. Пожилые люди страдают от отсутствия зубов во все времена — так приневольтесь получить специальную «выемку для мякоти из яблок для людей больных или беззубых».

Кое о чём из тех «диковинок» не худо было бы в чисто практическом плане вспомнить и сегодня — например, о специальном небольшом приборе для измерения размера головы… Но, как говаривал отменно знавший те времена поэт — «ах, это, братцы — о другом»…

 

Георгий Осипов

Россия

Марии Кожевниковой жестко ответили по поводу её возмущения аэропортом в Сочи

Опубликовано

Мария Кожевникова, актриса и экс-депутат Госдумы, озвучила свои недовольства по поводу обслуживания в сочинском аэропорту в посте в социальных сетях. В своем сообщении она подчеркнула, что пассажиров, включая тех, кто летел в бизнес-классе, заставили добираться до терминала в переполненном автобусе. Это вызвало негативные эмоции у артистки, которая отметила, что ситуация была неудобной: «Все были затиснуты в автобусе».

В ответ на ее жалобы пресс-служба аэропорта обратила внимание на то, что не всегда есть возможность производить высадку пассажиров через телетрап, добавив, что парк автобусов регулярно обновляется, и они оснащены кондиционерами для повышения комфорта. Кроме того, они предложили пассажирам воспользоваться услугой «Индивидуальное сопровождение», которая включает трансфер на комфортабельном автомобиле непосредственно к самолету.

Также актрисе не понравилось, что коляску для ребенка она не получила прямо у выхода из самолета и была вынуждена брать одного ребенка на руки, а другого вести за собой, пока добиралась до места получения багажа. В аэропорту объяснили эту ситуацию тем, что выдача колясок различается у авиакомпаний и аэропортов, однако правило не касается тех, кто приземляется из Москвы, как это было и с самой Кожевниковой.

Еще одной трудностью стал неработающий лифт на гейте при вылете, и сотрудники аэропорта подчеркнули, что пользователю необходимо удерживать кнопку для активации подъемника. Работал лифт на 17-м гейте, где находилась Кожевникова, остается загадкой, возможно, возникло недоразумение с сигнальными кнопками.

В телеграм-канале «Крыша ТурДома» возникло активное обсуждение ситуации. Некоторые подписчики выразили своё понимание и согласились с Кожевниковой, упомянув о частых очередях и недоброжелательности сотрудников. Они отметили, что в аэропорту ощущается явно недостаток персонала в условиях увеличенного пассажиропотока.

Другие туристы, в свою очередь, объяснили, что из-за закрытия нескольких аэропортов южной части России в Сочи наблюдается значительная нагрузка. Это обстоятельство колоссально увеличивает объем работы для персонала, и аэропорт сталкивается с огромным потоком людей, что вызывает сложности в обслуживании.

Ранее также сообщалось, что бывший пилот авиакомпании Nordwind выплатит 100 тысяч рублей за ущерб в 80 миллионов рублей, причиненный при столкновении самолета с трапом в сочинском аэропорту.

Читать далее

Индонезия

Сколько лет тюрьмы могут теперь получить туристы на Бали за просроченные визы

Опубликовано

Индонезийские власти принимают новые жесткие меры в сфере иммиграции, которые затронут иностранных туристов. С недавних пор за нарушение визового режима, включая просрочку визы, может грозить до 10 лет тюрьмы. Ранее такие правонарушения карались сроком от полугода до одного года лишения свободы, а большинство нарушителей просто отправляли на родину.

Новые строгие меры распространяются и на более серьезные правонарушения. Если раньше максимальное наказание за уголовные преступления для иностранцев составляло 5 лет, то теперь оно может достигать 20 лет, а в некоторых случаях даже пожизненного заключения.

Генеральный директор иммиграционной службы Индонезии, Силми Карим, отметил, что главная цель реформы — создать комфортные условия для тех туристов и инвесторов, которые соблюдают законы, одновременно защищая местных жителей от нарушителей. В этом году на Бали уже было депортировано примерно 400 иностранцев за несоблюдение визового законодательства. Власти уверены, что ужесточение наказаний — подходящий шаг для изменения ситуации.

Планируется также увеличить количество иммиграционных патрулей, которые будут проверять документы у туристов, и сотрудники получат разрешение на ношение огнестрельного оружия для своей безопасности и предотвращения конфликтных ситуаций.

Читать далее

Россия

Погружение в идиллию: отдых на экоферме Былинкино

Мечтаете испытать спокойствие вдали от суеты городской жизни?

Опубликовано

Мечтаете испытать спокойствие вдали от суеты городской жизни? Тогда стоит задуматься о визите на экоферму. Это не просто отдых, а уникальная возможность насладиться чистым воздухом, натуральными продуктами и узнать секреты сельского хозяйства.

Сельский туризм становится всё более востребованным не только в Подмосковье, но и в других уголках России. Если раньше такие поездки ограничивались выходными, сейчас всё чаще выбирают полноценные каникулы на природе.

Экоферма Былинкино — это удивительное место похоже на уединённую дачу, окружённую зелёными лугами и живописными пейзажами. Здесь бродить босиком по траве, купаться в прозрачной реке с удобными сходами, приобщится к основам сельского хозяйства или сыроварения. Кроме того, можно расслабиться на уличной качели с книгой и чашкой ароматного кофе. Или наслаждаться уникальными сырными деликатесами, приготовленными прямо на ферме.

Отдых здесь продумали так, чтобы обеспечить максимальный комфорт. Гостям предлагают множество возможностей для релаксации — погружение в природу, общение с козами, рыбалка, катание на сапах и даже посещение русской бани. Также есть шанс научиться играть в петанк — увлекательную французскую игру, которая подойдёт для всех желающих. Владельцы создают для вас оригинальные развлечения, чтобы каждый момент был незабываемым.

В этом году ферма празднует свой юбилей — десять лет! Идея создать такое место пришла к Юрию и Елене Головащенко, любившим мечтать о загородной жизни. Убегая от городской суеты, пара переехала в деревню, имея за плечами опыт ведения бизнеса и стажировку в НИИ овцеводства и козоводства. Вдохновленные альпийскими козами, они решили открыть козью ферму.

С нуля они организовали все необходимое для хозяйства — от инфраструктуры до специализированного оборудования, привезённого из Италии. Однако вскоре владельцы осознали, что необходимо локализовать подход к обслуживанию и модернизации. В настоящее время они трудятся над развитием уникальной климатической установки для созревания сыров, которую планируют адаптировать для других направлений пищевой сферы.

На ферме обитают исключительно альпийские козы, покорившие сердца хозяев своим дружелюбием и отменным молоком. Это молоко обладает особыми свойствами — оно почти не имеет запаха и имеет сливочный привкус, что делает его особенно ценным для людей с непереносимостью лактозы. В настоящее время на ферме насчитывается более 400 козочек.

Сыроварня появилась как необходимость, когда количество молока стало превышать потребности. Чтобы освоить процесс сыроделия, Елена прошла обучение во Франции и накапливала опыт в лучших фермерских хозяйствах. В настоящее время сыроварня предлагает 30 различных видов сыров, ориентируясь на предпочтения российских покупателей, которые можно приобрести непосредственно на ферме и в ряде магазинов Москвы и области.

Если вы захотите разнообразить свои дни на свежем воздухе, неподалёку находятся Коломна, Зарайск и Рязань, где можно насладиться богатой историей и культурой. Погружение в атмосферу старины, а затем возврат в спокойствие фермы станет идеальным завершением дня перед возвращением к городской жизни.

Читать далее

Новости партнеров

Популярное