Ле Же: с видом на Монблан
Небольшой французский курорт Ле Же (Les Gets) расположен на самом краю региона Порт-дю-Солей и всего в часе езды от Женевы. Зимой здесь традиционно много солнечных дней, а в ясную погоду хорошо виден Монблан. В этом сезоне благодаря ранним обильным снегопадам трассы в Ле Же открылись уже 9 декабря.
Из 14 курортов, входящих в регион Порт-дю-Солей, восемь находятся на территории Франции, остальные шесть – в Швейцарии. И у каждого из них есть свои преимущества и свое лицо. Если вы ищете уединения, спокойного, тихого отдыха и немноголюдных трасс – остановите свой выбор на уютной французской деревушке Ле Же. Здесь превосходные условия для семейного отдыха с детьми. Курорт отмечен наклейкой «Семья+горы», означающей его максимальную приспособленность для отдыха с детьми.
Ле Же расположен на небольшом перевале высотой 1172 м со своей «домашней» зоной катания и 120-ю километрами трасс. Это натуральная альпийская деревня, начавшая свою историю с XI века. Здесь даже новые дома и отели строятся в традиционном альпийском стиле.
Отели в Ле Же в основном двух- и трехзвездные. На общем фоне особенно выделяется очень домашний и уютный отель-шале La Marmotte, которому присвоены твердые 4*.
Для отделки интерьеров в этом шале использовались деревянные панели возрастом более ста лет, собранные со старых домов. Особенным шиком считается роспись, сделанная на дереве жучками-короедами как бы подтверждающая возраст и натуральность дерева. Номера в La Marmotte просторные и оформлены с богатой фантазией и вкусом, а превосходный ресторан удовлетворит своим меню самого привередливого гостя.
На лыжи!
Ле Же находится в окружении 3-х вершин: Mont Chery (1850 м), La Rosta (1665 м) и Le Ranfoily (1826 м), по склонам которых и проложены «домашние» трассы.
Cамый скоростной и современный подъемник – гондольный Chavannes Express производительностью 3000 человек в час, доставляет лыжников и бордеров в верхнюю зону катания. Параллельно ему установлен новый шестикресельный подъемник и еще один бугельный, уникальный, почти музейный экспонат. Это подъемник Boule de Gomme, первым установленный в Ле Же в 1936 году и к тому же один из первых подъемников, выпущенных всемирно известной фирмой Poma. Что интересно: он по-прежнему исправно работает и поднимает лыжников наверх. Слева от верхней станции Chavannes расположена детская зона катания, оформленная в стиле Дикого Запада и североамериканских индейцев. Там же на склоне устроен небольшой зоопарк, в котором можно погладить и покормить домашних животных.
Прямо из центра деревни можно подняться на склоны Le Ranfoily. На La Rosta добираются либо поднявшись сначала на Ranfoily, либо проехав несколько километров на автотранспорте до нижней станции подъёмника PerrieresExpress. На La Rosta есть несколько интересных чёрных трасс, одна из которых называется Yeti.
Третья весьма интересная и уединённая зона Монт-Шери (Mont Chery) обслуживается одноименным подъемником. Собственно, это склоны горы Монт-Шери, высотой 1850 метров, которые имеют и северную, и южную ориентацию.
На мой взгляд, здесь наиболее интересны северные и северо-западные склоны с хорошим морозным снегом и приличным уклоном. В дополнение к чёрным трассам тут есть симпатичные участки для фрирайда. А на южных склонах, обласканных солнцем, находится слаломный стадион и фристайл-арена. Обкатав эту зону, придётся вернуться обратно в первые две – продолжения она не имеет.
Зато от верхней станции Chavannes Express можно спуститься в Морзин и оттуда начать путешествие по всей области Порт-дю-Солей. Но это уже после того как обкатаете все трассы в Ле Же.
На что можно сменить лыжи
В Ле Же можно попробовать новое развлечение на снегу под названием Sled Dogs. Его придумали не так давно два брата-норвежца и их изобретение вышло далеко за пределы северной страны. Оно быстро распространилось и в альпийских странах.
В дословном переводе с английского Sled Dogs переводится как «ездовые собаки» и мало раскрывает смысл самой активности. Второе название – Snow Skates, более точно характеризует этот снаряд. Да, именно, это снежные коньки.
Все необходимое снаряжение – это собственно сами ботинки и никаких палок. Пластиковые ботинки для Sled Dogs мало отличаются от горнолыжных и плотно фиксируются на ноге с помощью застежек, а вот вместо обычной подошвы у них маленькая лыжа с металлическими кантами и загнутым носком длиной с сам ботинок. Наверх подниматься лучше на обычном бугеле – на кресельный подъемник в следдогсах вас просто не пустят – это небезопасно. Да и сама трасса не должна быть сложной – лучше всего спускаться по зеленым или голубым.
На следдогсах лучше всего спускаться по гладко отратраченной горнолыжной трассе, выполняя плавные повороты. На отдельных участках можно переходить на коньковый ход. Но нужно быть особенно внимательным к положению центра тяжести, так как в отличие от лыж тут ничто не удерживает от паданий. Стоит немного больше наклониться вперед – носки тут же зарываются в снег и летишь носом вперед.
Впрочем, если вы хорошо умеете кататься на коньках, то научиться этому виду спуска будет несложно. Обладая только с лыжной подготовкой, как у меня, это было несколько сложнее. Но вы всегда можете обратиться за помощью к специальному инструктору. В общем это довольно забавное развлечение и вовсе не сложное, так что после нескольких спусков и некоторого количества падений вы освоитесь и начнете получать удовольствие. В марте 2017 в Ле Же проводился Snowfest , на который съехались любители Sled Dogs со всей Европы.
В Ле Же прокат следдогсов открыл владелец отеля Sled Dogs Hotel. По-соседству с ним расположен бугельный подъемник La Turche, поднимающий к началу голубой трассы Vorosse. Она как раз соответствует всем требованиям, которые предъявляются для катания на следдогсах.
Апрески
В конце катального дня у входа в заведение под вывеской Irlandais царит оживление, а внутри толчея. Хозяин бара американец Colin Bishop из Кеннектикута. Он когда-то приехал в Ле Же немного развеяться, да так тут и завис. Женился на местной француженке. Потом начал свой бизнес – открыл паб, затем затеял свое собственное производство.
Колин с гордостью показывает служебное помещение за дверью с надписью Brewery, где располагается маленькая пивоварня. В медных чанах варится пять собственных сортов пива: от легкого светлого до крепкого темного и эля.
За традиционной савойской кухней можно и нужно отправиться на окраину Ле Же в ресторан Fruitiere les Perrieres. Он расположен в шале возрастом более ста лет. В его сводчатых залах установлены деревянные столы, а на стенах висят характерные предметы быта. Этот ресторан чисто семейное предприятие и в нем трудятся люди связанные родственными узами. В меню ресторана предлагается настоящий савойский ужин, состоящий из разнообразных колбас и ветчины домашнего приготовления, а также традиционнго раклета и фондю. Дополняют общую картину сыры собственного приготовления, а запивается все это домашним пуншем.
Музыкальная механика
Предмет особой гордости жителей Ле Же – Музей механических музыкальных инструментов. Это самый большой музей в Европе подобного рода, с коллекцией из 550 экспонатов, причём действующих. В музее, расположенном рядом со старой церковью, на трёх этажах представлены самые разные по размеру и звучанию музыкальные автоматы, издающие звук исключительно благодаря механическому приводу. Среди них есть и довольно простые устройства, вроде шарманки, более сложные механические пианино и целые оркестры, включающие до шести музыкальных инструментов. Забавный аккордеонист не только виртуозно извлекает звуки из своего инструмента, но и игриво подмигивает глазом.
Причины, по которым стоит поехать именно в Ле Же
- Достаточно большая и разнообразная собственная зона катания;
- На большинстве трасс — вполне свободно, нет столпотворения лыжников и бордеров;
- Если вдруг наскучит 120 км «домашних» трасс, можно легко отправиться на освоение всего региона;
- Почти идеальное место для начинающих и семейных, а для детей это — просто райское место;
- Компактная, тихая и уютная альпийская деревня располагает к размеренному и сравнительно спокойному апрески;
- Сравнительно невысокие цены на отели и апартаменты.
Выражаем благодарность за содействие офису по туризму Les Gets и лично Christelle Felisaz
Фото: Владимир Головин, Amandine Varlet и Sleddogs.com
Горные лыжиОбзоры Россия
Покорение собственных вершин
Российский турист заменил для себя европейские горнолыжные трассы отечественными. Курорты стараются обеспечить высокий комфорт, в том числе и за счет качественной инфраструктуры и оборудования, чтобы удовлетворить высокие запросы горнолыжников, привыкших к западному уровню сервиса.
Горнолыжные курорты Европы стали терять популярность у российских граждан. Скажем, по данным сервиса заказа трансферов I’way, в Альпы, на Куршевель и Шамони-Монблан, отправляется сейчас в 2 раза меньше россиян.
Причиной тому стали не только санкции и заградительные действия Запада в отношении туристов из России. Но и тот факт, что Россия переживает бум внутреннего туризма, и оказалось, что предложения собственных отечественных курортов ничуть не хуже. Да и горы у нас тоже есть высокие, с невероятными обзорами, с крутыми или длинными склонами, что дает разнообразие сложности трасс – это ценится любителями горнолыжного отдыха.
А главное – регионы с большим энтузиазмом бьются за туриста – появилась реальная конкуренция. Это раньше, представляя себе отдых с горнолыжным катанием в России, сразу думали о сочинском регионе. А теперь – практически в любом направлении можно найти курорт, причем с хорошей инфраструктурой. И конечно, строятся и новые! Потому что бизнес увидел -турист поехал! Точнее – покатил. Покатил на свои, российские склоны.
И для требовательных, и для спортивных
К примеру, самые крупные горнолыжные курорты сегодня работают в таких горах как Кавказ, Саяны, Алтай, Урал, Хибины, Камчатка, и здесь отменные трассы. Свои усилия в развитие горнолыжки направили Сибирь, Мурманская область, Карелия, Калининград, и даже центральные регионы страны. Но, конечно, Сочи в целом задает тон – ведь когда-то именно здесь, на Красной Поляне, и стартовало развитие горнолыжной отрасли России уже в современном понимании этого слова – тогда началась подготовка к Зимней Олимпиаде в Сочи-2014.
Здесь, в горах сочинского региона, курорты, пожалуй, самые инфраструктурно развитые и самые дорогие – отвечают взыскательным вкусам тех, кто когда-то ездил в Куршевель. Другие регионы не отстают – взять тот же «Манжерок» Сбербанка на Кузбассе, номера в отелях тут космического уровня – как по интерьерам, так и по ценам. В общем, все сделано, чтобы удовлетворить требования капризных туристов. Но и для тех, кто едет не на тусовки, а кататься, вариантов в России море. И горнолыжники уже с предвкушением ждут новых предложений, а они скоро будут. Скажем, в Северной Осетии это новый курорт Мамисон, в Чечне – Ведучи, и здесь скоро появится несколько новых канатных дорог. На Камчатке строится мощный туристический кластер с горнолыжным отдыхом. А в Сочи начинается строительство большого курорта «Турьев Хутор», тут появится несколько канатных дорог общей протяженностью 6,5 км, а также около 50 км горнолыжных трасс.
При этом на том же Эльбрусе, например, — самый продолжительный сезон катания в России — с ноября по июнь, почти 8 месяцев! А многие курорты стараются делать у себя и круглогодичное катание. Не каждый зарубежный курорт может этим похвастаться.
«Я раньше часто ездила катать за границу. Италия, Франция – любимые места, там хорошие интересные склоны. Но и наши не хуже! Полюбились поездки на Шерегеш, побывала на курорте «Манжерок», ну а в Сочи мы и раньше катались очень часто. И считаю, что уровень нашей горнолыжки не уступает зарубежному, — делится своим опытом Екатерина С., горнолыжница с большим стажем. — А еще я бы отметила сервис. Часто говорят, что у нас невежливый персонал, но я в последнее время как раз сталкивалась чаще с равнодушием и пренебрежительностью при обслуживании на европейских курортах, а вот на наших всегда встречаешь теплый прием и заботу. И еще – у нас становится все больше уютных и качественных кафе и ресторанов на горнолыжных курортах, все больше активностей, и мне нравится, что администрации курортных мест вкладываются в свою инфраструктуру, обновляются, не хотят быть отстающими или дряхлыми, ведь в конкуренции выигрывают самые современные, качественно оснащенные курортные места».
Без пробок на трассах
Туристы очень дотошно в последнее время отслеживают уровень современности оборудования на курорте. «Даже в Европе вовсе не всегда можно встретить качественные подъемники. А это важно. Потому что когда на курорт приезжает огромное количество туристов, а подъемники стоят старого типа, то можно стоять в очереди на него и час, и больше. Это портит всю радость от катания. Уже знаешь такие курорты, не ездим туда, выбираем другие места», — поясняет Сергей М., который катается на горных лыжах уже более 30 лет.
Как отмечает заместитель генерального директора горного курорта «Роза Хутор» Рушан Сабиров, Сочи, к примеру, удается держать показатель NPS (Net Promoter Score) – индекс лояльности клиентов. – ред.) на высоком уровне – и как раз благодаря качественному оснащению в том числе: «Гости при сравнении нашего курорта с европейскими отмечают отличную подготовку трасс и демократичную по меркам известных европейских курортов стоимость услуг (прокат и обучение)».
А представители корпорации «Кавказ.РФ» считают, что повышение комфортности и расширение услуг повышает статус курорта и его прибыль. Компания хочет сделать горнолыжный отдых в Северо-Кавказском федеральном округе круглогодичным. Будут использоваться современные системы оснежения, в итоге до 85 процентов трасс будут в снегу даже летом. А это – дополнительный приток туристов.
Что же касается «пробок» на старте канатных подъемников, которые везут отдыхающих наверх, то помочь им рассосаться могут не только новые трассы. Но и современные канатные дороги. И сейчас это еще одна цель курортов, причем поставленная даже сверху: федеральные власти настоятельно рекомендовали оснащать курортные территории России отечественным специализированным оборудованием, и это касается в том числе ратраков и канатных подъемников.
На пике прогресса
В чем преимущество новых разработок канатных дорог? Они более плавные и быстрые, они умеют замедляться перед посадкой и ускоряться по пути наверх, поэтому перевозят большее количество туристов за меньшее время. И поэтому на склонах нет толпы и очередей – всем удобно. Ну а еще, конечно же, современные канатки имеют и комфортные сиденья, и подогрев. В общем, все цивилизованно, прогресс не стоит на месте.
Пока российские курорты по-прежнему поднимают горнолыжников наверх силами европейских канатных дорог. Другое дело, что обслуживание своих канаток западные бренды уже не ведут – компании ушли из России еще весной 2022 года. Россия находит выход: скажем, на курорте «Роза Хутор» уже обеспечили российским ПО распределительные шкафы механизмов европейской канатной дороги – а это значит, что поломки уже не страшны, и это первый такой важный опыт.
Второй вопрос – а чем оснащать новые трассы? Или на что будут менять постепенно устаревающие нынешние подъемники, которые работают уже не одно десятилетие? Есть предложения российских компаний, которые активно разрабатывают современные канатные дороги. Есть варианты и китайские – скажем, свои подъемники России предлагает бренд BMHRI, компания из КНР.
С одной стороны, Китай, как мы знаем, вполне умело и профессионально копирует западные разработки и выдает интересную продукцию, в разных отраслях, только с качеством, которое, как мы знаем, хромает. Так же китайцы поступили и с канатными дорогами: они ориентировались на разработки Европы и успешно копировали и внедряли их у себя. Но есть нюанс: то, что внедрял Китай, уже устарело на рынке, об этом много говорили и специалисты-производители горнолыжного оборудования, и туристического сектора – тот же Сбербанк, который вкладывает серьезные средства в «Манжерок», уделяет аналитике большое внимание, говорил, что китайские подъемники «устарели технологически».
В таком случае, это не понравится клиентам курортов. Туристы хотят пользоваться новейшим оборудованием и получать удовольствие от катания. К тому же есть риски и получить оборудование, которое не сможет работать в российские морозы – китайские подъемники порой ломаются в холода, такое случается даже на самих китайских курортах.
Да и понравится ли любителям лакшери-отдыха уровня Куршевеля катиться в гору на китайском подъемнике? Такие клиенты обычно относятся к китайской продукции как к упрощенной копии всего качественного западного, не доверяют. И могут просто отказаться от отдыха на курорте, который использует китайские механизмы в оснащении своей территории.
Тем временем российские производители не стоят на месте. Например, на том же «Турьевом Хуторе», инвестиции в который составляют 80 млрд рублей, будут ставиться уже наши, отечественные подъемники. «Одним из первых объектов нового курорта «Турьев Хутор» на северном склоне хребта Аибга станет скоростная канатная дорога с кольцевым движением и с отцепляемыми на станциях зажимами. Подвижной состав из 36 шестиместных кресел с подогревом и колпаками будет перевозить до 2,4 тыс. человек в час. Работы по строительству данной канатной дороги планируется начать в конце 2024 года», — сообщает РБК-Кубань. А делает эти дороги известная отечественная компания «РУСЛЕТ».
И как раз эти подъемники избавят туристов от неудобств: благодаря системе отцепляемого зажима канатка обеспечивает хорошую скорость и комфорт. И никакого коллапса у захода на подъемник не случится. Это лишь один пример. Отечественные канатные дороги будут появляться и на других склонах России. Понятно, что курорты будут выбирать для себя те варианты оборудования, которые обеспечат удобство и высокий сервис, а значит, лояльность туристов.
Горные лыжиОбзорыПолезные советы Россия
Недорого и комфортно: лучшие курорты для горных лыж 2024
Удовольствие от катания на горных лыжах не обязательно должно быть привилегией богатых людей
Удовольствие от катания на горных лыжах не обязательно должно быть привилегией богатых людей. Хотя курорты в таких странах, как Швейцария, Италия и Франция, могут оказаться дорогими, есть и другие варианты, которые дешевле.
Согласно последнему исследованию, средняя цена однодневных ски-пассов в Европе выросла с 47,40 евро в 2015 году до 66,46 евро в 2023/24 году. Это увеличение на 34,8% выше инфляции. Компания Radical Storage, специализирующаяся на хранении багажа и лыжного снаряжения, с 2015 года проводит анализ стоимости путевок на 100 популярных курортов в Европе.
Неудивительно, что из десяти самых дорогих однодневных путевок 9 относятся к швейцарским курортам. Замыкает список северная Италия.
Самая высокая цена за дневной абонемент находится на Маттерхорне, в таких местах, как Церматт, Брёй-Червиния и Вальтурнанш. Там каждый день на склонах обойдется в 108 евро. Даже курорт Гриндельвальд-Венген, занимающий десятое место в списке дорогих, стоит 78 евро — сумма, недоступная для многих.
Однако, если вы хотите насладиться зимой и катанием на лыжах, не потратив все свои сбережения, вам стоит рассмотреть более доступные места в Европе. Вот некоторые из лучших курортов и однодневных туров, где сочетаются доступная цена и качество.
Горные лыжиОбзорыПолезные советы Россия
Где покататься на лыжах в Европе зимой 2024?
Сильный снегопад вернулся на горные склоны Европы, подарив радость любителям зимних видов спорта
Сильный снегопад вернулся на горные склоны Европы, подарив радость любителям зимних видов спорта. Прошлая неделя принесла с собой холодные морозы и экстремальную холодную погоду, когда термометры в некоторых частях Швеции показывали до -43°C. Однако, на этой неделе настоящий арктический взрыв обрушился на южные регионы, сделав зимний карнавал еще более ярким и веселым
Альпы во Франции, такие роскошные курорты, как Шамони, Ле-Же и Морзин, стали белоснежными благодаря более чем метровому слою свежего снега. По данным специалистов, таких как On the Snow, соседи Франции — Италия, Австрия и Швейцария, тоже не остались без внимания природы. В этих странах выпало от 30 до 50 см снега на горнолыжных курортах, принося счастье и радость любителям активного отдыха.
Такие снегопады на старте 2024 года дают большую надежду на один из самых успешных лыжных сезонов последних лет. Ожидается, что снегопады будут сильными и длительными, благодаря изменениям, вызванным климатическим феноменом Эль-Ниньо. Обычно зимы в Европе начинаются с относительно теплой и влажной погодой, а затем становятся более холодными и суше в январе, феврале и марте.
Такой период снегопадов — замечательное изменение для горнолыжных курортов Европы, которые в последние годы страдали от нехватки снега из-за глобального потепления. Это даст возможность всем желающим окунуться в мир зимних спортивных развлечений и насладиться неповторимыми пейзажами горных вершин. Если вы планируете поездку на горнолыжные курорты Европы, январь 2024 года — идеальное время для этого. Для тех, кто хочет окунуться в атмосферу зимнего карнавала, предлагаем ознакомиться с прогнозом осадков снега на популярных курортах, чтобы быть уверенными в отличном катании на лыжах.
- Полезные советы3 месяца назад
Стюардесса дала полезные советы по безопасности в путешествиях
- Обзоры2 месяца назад
Марии Кожевниковой жестко ответили по поводу её возмущения аэропортом в Сочи
- Статьи по странам3 месяца назад
Осень на Камчатке: советы для поездки в сентябре
- Обзоры2 месяца назад
Сколько лет тюрьмы могут теперь получить туристы на Бали за просроченные визы
- Маршруты2 месяца назад
5 маршрутов, показывающих все лучшее в Ирландии
- Маршруты2 месяца назад
Осень в Воронежской области: незабываемое автопутешествие для всей семьи