Торжок — это любовь? Торжок. Или Торжец?
Легенды — легендами. И им Торжок обязан тем, что пишут сегодня о нём в Интернете охотно и много. Но понять в полной мере из этих материалов, что же представляет собою нынешний город, довольно затруднительно. Либо восторженно-бескрылое блогерское кудахтанье — ах, какая красота, посмотритеналево-посмотритенаправо. Либо подборки такой отборной бытовой «чернухи», от которой даже у видавшего виды путешественника враз потемнеет в глазах.
Но никто почему-то не задаётся вопросом, как же сегодняшний Торжок ухитряется и вправду соединяет в себе два очень разных и очень непохожих друг на друга города. И какой-нибудь Семён Семёнович Горбунков образца начала XXI века вполне мог бы сделать предметом своей лекции о городе контрастов не Нью-Йорк и не Стамбул, а как раз Торжок.
Всё те же «вечные» пожарские котлеты во многих своих вариантах — это Торжок.
Ухоженная и обустроенная могила одной из пушкинских муз, Анны Петровны Керн, на ближнем погосте в Прутне, давно ставшая местом паломничества влюблённых — это Торжок.
Стоящая в окружении вековых деревьев и тщательно отреставрированная деревянная многоярусная Старо-Вознесенская, она же Тихвинская, церковь, от которой открывается головокружительный вид не левобережье Тверцы — это Торжок.
Памятник Николаю Львову на главной площади вместе с окружившими его утками рядом с отреставрированной надкладезной Крестовоздвиженской часовней и зданием городского магистрата — это Торжок.
Крепкие, основательные и успешно продолжаемые ныне традиции краеведения, идущие от почти легендарного ныне Александра Александровича Суслова и воплощенные во многих подражания достойных книгах — такую, как «Торжок в путевых заметках и мемуарах» не худо бы иметь любому туристическому городу. Одна из последних — «Гостиница Пожарских, или Парадоксы русского гостеприимства» Ирины Чичкиной — доподлинная энциклопедия русских дорог первой половины XIX века. Это — Торжок.
Без этих традиций никогда не было бы инициативной группы, которая начала борьбу за включение исторического центра города и «венка» львовских усадеб вокруг него в список Всемирного наследия ЮНЕСКО — это Торжок.
Созданный на перестроечной волне по инициативе Дмитрия Лихачёва Всероссийский историко-этнографический музей с интереснейшими программами, некоторым из которых точно позавидовала бы Москва — это Торжок.
Хуже или лучше воссозданная, но очень уютная гостиница, точнее, музейно-гостиничный комплекс Пожарских — это Торжок.
Этот Торжок во всей красе можно увидеть с доступной сегодня каждому смотровой площадки Спасской церкви-колокольни (проект того же Львова), что в стоящем на высоком правобережье Тверцы Борисоглебском монастыре — вторым по древности в России. Городом с такой «партитурой» ландшафта и можно, и должно гордиться.
Но с той же колокольни — а также с равно общедоступной сегодня колокольни Ильинской церкви без особого труда можно разглядеть и совсем, совсем другой город.
Гостиница Пожарских
Например, доведённый до катастрофического состояния, почти до руин императорский Путевой дворец. Помню, с какой, помпой передавали его лет пятнадцать назад в «первое в России» трастовое управление некоей фирме! Результат управления налицо. Это уже не Торжок, а Торжец. (Торжец — одно из исторических названий города. Слово, в отличие от нынешнего имени, жёсткое, колючее и противное — Г. О.)
Пройдите по набережной с очень странным, не сказать бы резче, названием Мобилизационная . (Попутное предложение к «отцам города: отчего бы не дать ей имя другого великого зодчего, тоже местного уроженца — Саввы Ивановича Чевакинского?) Просто не будет конца-края заросшим бурьяном развалинам старинных, ещё явно позапрошлого века и старше особняков — неужто всех, кто мог бы их содержать в порядке, куда-то в срочном порядке мобилизовали?
А над набережной словно парит стоящий на другом берегу Тверцы дивной красоты и лёгкости Ильинский храм. Поневоле вспомнишь строчку Дмитрия Кедрина: «А над всем этим срамом Та церковь была — как невеста!»…) Это — Торжец.
На других же улицах исторической части города просто поднимите голову — почти наверняка вы увидите один или даже несколько либо наскоро заколоченных досками, либо отданных на потеху всем стихиям домов. Как сохраняющий стать Дом городничего на когда-то поразительно красивой, почти столичной Дворцовой площади. Или стоящее напротив гостиницы Пожарских здание некогда успешно конкурировавшей с нею гостиницы Климушиных. Именно в этом (подлинном!) здании, кстати, останавливался автор «Грозы». А другие особняки на этой же стороне? Тут уж не до поэтов — это больше похоже на знаменитую картину Аркадия Пластова «Немец пролетел»… Это тоже— Торжец.
И совсем уж больно глядеть на многочисленные по-прежнему храмы Торжка. Один, Крестовоздвиженский, на самой что ни на есть столбовой дороге, заброшен — и осиротелость эта видна даже при взгляде из окна проезжающего автобуса. У другого, Успенского, ободраны барабаны, купола и кресты, и у обоих сломаны такие необходимые для силуэта города колокольни. Третий, Знаменский вообще не узнать — одна «коробка» стен осталась. В красивейшем Воскресенском монастыре — в самом центре исторического города! — по- прежнему «коптит небо» швейная фабрика. И это — Торжец.
Про раздолбанные дороги, про расползшиеся по уцелевшим старинным стенам бесконечно разнообразные в безвкусице и уродстве вывески, про загаженные дворы, про застящие все лучшие видовые точки густые провода и покосившиеся столбы (о, этот традиционный российский «обыкновенный столбизм»! — Г. О.)) даже писать не хочется. Это, жёстко говоря, уже полный Торжец.
И если Торжок — это восхищённое созерцание, любование и гордость, то Торжец — это в первую голову душащий и жгучий стыд за тех, кто тысячелетний великолепный город до такого создания довёл. И, в равной мере, за тех, кто равнодушно — хату строю с краю! — взирал на это… Крепчающим, ширящимся разорением и запустением маленьких исторических городов нынче, увы, мало кого удивишь. Но мало, мало так остро ощущается даже не контраст — пропасть между потенциалом и степенью его реализации. Между тем, что могло бы быть — и тем, что есть.
И ведь никак при этом не скажешь, что нынешним городским властям эта ситуация безразлична. Открыто немало интересных музеев — один музей вертолётов, при всей сложности попадания в него, мог бы стать настоящим туристическим магнитом.
Оборудованы смотровые площадки — виды с них ничуть не хуже, чем с московского висячего моста в Зарядье. Жаль только, что «лес» торжокских колоколен за советские годы изрядно поредел.
Обустроны городские валы — сегодня там вполне возможны театральные представления в очень модном сегодня формате open air. Отчего бы, например, лёгкой на подъём «Геликон-опере» не сыграть на них «Царскую невесту» в честь 200-летия Льва Мея, которому торжокский музей посвящает специальную круглогодичную программу?
Храмы (некоторые) медленно, как, скажем, Власьевский — возрождаются. Взят «в реставрацию» главный собор города, построенный по проекту Карла Росси. Может быть, дело дойдёт и до воссоздания его утраченной звонницы?
А примеры решений подобных проблем в России есть. В части возрождения исторического силуэта города — Арзамас, который со стороны смотрится сегодня почище сказочного града Леденца. В плане стилистической унификации бесчисленных вывесок — Рыбинск. Было бы только желание этот опыт использовать.
Что же дальше? В «Википедии» читаем: «В 2018 году город Торжок должен был получить 2 млрд рублей на реализацию проекта по восстановлению исторической части города и туристической привлекательности». Получил ли? И если да, то где результат?
Далее: «Средства на реконструкцию выделит новый банк развития БРИКС— в размере 1,5 млрд рублей». Вместе с Торжком, добавим, в это программу попали Гороховец и Старая Русса. «За счёт этих инвестиций планируется восстановить комплекс Путевого дворца, дома городничего (результат, по крайшей мере, на сегодняшний день, мы видели — Г. О.) и казначея, жилой дом XIX века… Завершить проект планируется до 2025 года». А сейчас, между прочим — уже 2022-й…
Чего греха таить: сегодня мало кого в России удивишь разрухой и забвением множества малых исторических городов. Но почему-то сегодняшнем Торжке эта очень давняя и немало откуда сочащаяся неприкаянность, неуютность, безнадёга даже — почти как в известной всем песне: «Что они ни делают — не идут дела» — не выглядит столь разительной, даже, пожалуй, даже на фоне его не менее заметного историко-культурного и туристического потенциала.
Какой-нибудь особо продвинутый блогер наверняка завершил бы заметки о Торжке давно набившим оскомину уподоблением савану накрывших его нынешней зимою снегов.
Мне же они показались почему-то похожими на белые халаты многочисленных врачей, собравшихся у ложа тяжёлого, но совсем не безнадёжного пациента… Что же делать? Для начала — трезво и без эмоций отдать себе отчёт в том, что ещё немало воды утечёт в Тверце до того, как можно будет произнести слова «Торжок — это любовь» без вопросительной интонации.
Но в то, что однажды это произойдёт— верю.
Георгий ОСИПОВ
Фотографии из архива С. М. Прокудина-Горского и автора
Мария Кожевникова, актриса и экс-депутат Госдумы, озвучила свои недовольства по поводу обслуживания в сочинском аэропорту в посте в социальных сетях. В своем сообщении она подчеркнула, что пассажиров, включая тех, кто летел в бизнес-классе, заставили добираться до терминала в переполненном автобусе. Это вызвало негативные эмоции у артистки, которая отметила, что ситуация была неудобной: «Все были затиснуты в автобусе».
В ответ на ее жалобы пресс-служба аэропорта обратила внимание на то, что не всегда есть возможность производить высадку пассажиров через телетрап, добавив, что парк автобусов регулярно обновляется, и они оснащены кондиционерами для повышения комфорта. Кроме того, они предложили пассажирам воспользоваться услугой «Индивидуальное сопровождение», которая включает трансфер на комфортабельном автомобиле непосредственно к самолету.
Также актрисе не понравилось, что коляску для ребенка она не получила прямо у выхода из самолета и была вынуждена брать одного ребенка на руки, а другого вести за собой, пока добиралась до места получения багажа. В аэропорту объяснили эту ситуацию тем, что выдача колясок различается у авиакомпаний и аэропортов, однако правило не касается тех, кто приземляется из Москвы, как это было и с самой Кожевниковой.
Еще одной трудностью стал неработающий лифт на гейте при вылете, и сотрудники аэропорта подчеркнули, что пользователю необходимо удерживать кнопку для активации подъемника. Работал лифт на 17-м гейте, где находилась Кожевникова, остается загадкой, возможно, возникло недоразумение с сигнальными кнопками.
В телеграм-канале «Крыша ТурДома» возникло активное обсуждение ситуации. Некоторые подписчики выразили своё понимание и согласились с Кожевниковой, упомянув о частых очередях и недоброжелательности сотрудников. Они отметили, что в аэропорту ощущается явно недостаток персонала в условиях увеличенного пассажиропотока.
Другие туристы, в свою очередь, объяснили, что из-за закрытия нескольких аэропортов южной части России в Сочи наблюдается значительная нагрузка. Это обстоятельство колоссально увеличивает объем работы для персонала, и аэропорт сталкивается с огромным потоком людей, что вызывает сложности в обслуживании.
Ранее также сообщалось, что бывший пилот авиакомпании Nordwind выплатит 100 тысяч рублей за ущерб в 80 миллионов рублей, причиненный при столкновении самолета с трапом в сочинском аэропорту.
Индонезийские власти принимают новые жесткие меры в сфере иммиграции, которые затронут иностранных туристов. С недавних пор за нарушение визового режима, включая просрочку визы, может грозить до 10 лет тюрьмы. Ранее такие правонарушения карались сроком от полугода до одного года лишения свободы, а большинство нарушителей просто отправляли на родину.
Новые строгие меры распространяются и на более серьезные правонарушения. Если раньше максимальное наказание за уголовные преступления для иностранцев составляло 5 лет, то теперь оно может достигать 20 лет, а в некоторых случаях даже пожизненного заключения.
Генеральный директор иммиграционной службы Индонезии, Силми Карим, отметил, что главная цель реформы — создать комфортные условия для тех туристов и инвесторов, которые соблюдают законы, одновременно защищая местных жителей от нарушителей. В этом году на Бали уже было депортировано примерно 400 иностранцев за несоблюдение визового законодательства. Власти уверены, что ужесточение наказаний — подходящий шаг для изменения ситуации.
Планируется также увеличить количество иммиграционных патрулей, которые будут проверять документы у туристов, и сотрудники получат разрешение на ношение огнестрельного оружия для своей безопасности и предотвращения конфликтных ситуаций.
Обзоры Россия
Погружение в идиллию: отдых на экоферме Былинкино
Мечтаете испытать спокойствие вдали от суеты городской жизни?
Мечтаете испытать спокойствие вдали от суеты городской жизни? Тогда стоит задуматься о визите на экоферму. Это не просто отдых, а уникальная возможность насладиться чистым воздухом, натуральными продуктами и узнать секреты сельского хозяйства.
Сельский туризм становится всё более востребованным не только в Подмосковье, но и в других уголках России. Если раньше такие поездки ограничивались выходными, сейчас всё чаще выбирают полноценные каникулы на природе.
Экоферма Былинкино — это удивительное место похоже на уединённую дачу, окружённую зелёными лугами и живописными пейзажами. Здесь бродить босиком по траве, купаться в прозрачной реке с удобными сходами, приобщится к основам сельского хозяйства или сыроварения. Кроме того, можно расслабиться на уличной качели с книгой и чашкой ароматного кофе. Или наслаждаться уникальными сырными деликатесами, приготовленными прямо на ферме.
Отдых здесь продумали так, чтобы обеспечить максимальный комфорт. Гостям предлагают множество возможностей для релаксации — погружение в природу, общение с козами, рыбалка, катание на сапах и даже посещение русской бани. Также есть шанс научиться играть в петанк — увлекательную французскую игру, которая подойдёт для всех желающих. Владельцы создают для вас оригинальные развлечения, чтобы каждый момент был незабываемым.
В этом году ферма празднует свой юбилей — десять лет! Идея создать такое место пришла к Юрию и Елене Головащенко, любившим мечтать о загородной жизни. Убегая от городской суеты, пара переехала в деревню, имея за плечами опыт ведения бизнеса и стажировку в НИИ овцеводства и козоводства. Вдохновленные альпийскими козами, они решили открыть козью ферму.
С нуля они организовали все необходимое для хозяйства — от инфраструктуры до специализированного оборудования, привезённого из Италии. Однако вскоре владельцы осознали, что необходимо локализовать подход к обслуживанию и модернизации. В настоящее время они трудятся над развитием уникальной климатической установки для созревания сыров, которую планируют адаптировать для других направлений пищевой сферы.
На ферме обитают исключительно альпийские козы, покорившие сердца хозяев своим дружелюбием и отменным молоком. Это молоко обладает особыми свойствами — оно почти не имеет запаха и имеет сливочный привкус, что делает его особенно ценным для людей с непереносимостью лактозы. В настоящее время на ферме насчитывается более 400 козочек.
Сыроварня появилась как необходимость, когда количество молока стало превышать потребности. Чтобы освоить процесс сыроделия, Елена прошла обучение во Франции и накапливала опыт в лучших фермерских хозяйствах. В настоящее время сыроварня предлагает 30 различных видов сыров, ориентируясь на предпочтения российских покупателей, которые можно приобрести непосредственно на ферме и в ряде магазинов Москвы и области.
Если вы захотите разнообразить свои дни на свежем воздухе, неподалёку находятся Коломна, Зарайск и Рязань, где можно насладиться богатой историей и культурой. Погружение в атмосферу старины, а затем возврат в спокойствие фермы станет идеальным завершением дня перед возвращением к городской жизни.
- Полезные советы3 месяца назад
Стюардесса дала полезные советы по безопасности в путешествиях
- Обзоры2 месяца назад
Марии Кожевниковой жестко ответили по поводу её возмущения аэропортом в Сочи
- Статьи по странам3 месяца назад
Осень на Камчатке: советы для поездки в сентябре
- Обзоры2 месяца назад
Сколько лет тюрьмы могут теперь получить туристы на Бали за просроченные визы
- Маршруты2 месяца назад
5 маршрутов, показывающих все лучшее в Ирландии
- Маршруты2 месяца назад
Осень в Воронежской области: незабываемое автопутешествие для всей семьи