На территории Республики Каракалпакстан находится множество исторических и архитектурных памятников, содержавших письменные источники по истории и истории культуры народов Южного Приаралья. Речь идет о надписях на различных зданиях и сооружениях исторического прошлого (дворцы, мечети, медресе, гробницы, предметы культа и т.п.). Эпиграфические надписи разнообразного содержания и объема входят в число важнейших первоисточников по наиболее полному раскрытию и исследованию до конца еще не изученных проблем древней и средневековой истории нашего края. Это касается вопросов не только социально- экономической и политической истории, но и истории местной культуры, международных торговых и культурных связей и даже проблем этнической истории и этногенеза. Введение в научный оборот новых источников по истории народов Приаралья — научная задача мирового уровня. Среди наиболее значимых эпиграфических памятников Каракалпакстана прежде всего можно назвать надписи на майоликовых надгробьях и стенах мавзолея Мазлумхан Сулу и так называемой Белой ханаки на некрополе Миздахкан в Ходжейлийском районе, на крупных погребальных комплексах Султан Ваис-баба и Наринджан-баба в Берунийском районе, на могильных камнях Кетен-калы, на гигантской мраморной плите и деревянных колонах соборной Хан мечети в Чимбае, на медресе Каракум ишана в Бозатауском районе, а также на других аналогичных религиозно-исторических памятниках. Надписи выполнены в средневековой арабской графике на тюркском, арабском и персидском языках. Например, в обширном тексте Чимбайской мраморной плиты 15 века можно найти не только географические и этнические названия, имена собственные и зашифрованные буквенные даты (абджад), но и названия общественных должностей и придворных чинов, характерных для местного населения, а также дидактические нравоучения в духе суфийской философии. Стихотворные надписи на надгробиях мавзолея Мазлумхан Сулу раскрывают философские взгляды и мировоззрение средневекового мусульманского Востока. К эпиграфическим памятникам относятся также надписи на керамических изделиях бытового назначения (хумах, кувшинах и т.д.), в том числе на древних погребальных сосудах — оссуариях. Так, старейшим памятником древнехорезмийской письменности является краткая надпись, прочерченная на стенках хума с городища Большая Айбуир-кала. Датируется она 4-2 вв. до н.э. Любопытно имя, прочерченное на одном из древних сосудов, — Аспабарак, что переводится как "сидящий на коне". В Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан хранится несколько десятков цельных и более ста фрагментов оссуариев, найденных на Миздахкане (Ходжелийский район) и на городище Ток- кала (Нукусский район). Главная ценность этих оссуариев и их фрагментов, относящихся к 7-8 вв., состоит в наличии на них многочисленных и нередко пространных надписей на древнехорезмийском языке. Эти надписи, большинство из которых хорошо сохранилось и поддается прочтению, содержат значительный объем информации, включающей имена людей, их биографические данные, некоторые сведения о похоронных обрядах и религиозных культах того времени, а также даты. Алфавит надписей является развитием древнехорезмийского письма, известного по документам царского архива из Топрак-калы Элликкалинского района (3-4 вв.) и очень близок к алфавиту надписей ряда серебряных блюд и чаш, произведенных в Хорезме и найденных в Приуралье. Этим же алфавитом написаны документы из замка Якке Парсан. В последние голы, в ходе археологических раскопок в Берунийском районе, на Акшахан-кале найдены новые образцы древнехорезмийской письменности (1 в. до н.э. — 1 в. н.э. ). По предварительном} чтению эти надписи являются именами собственными и предположительно относятся к большой серии портретов, изображающих членов правившей тогда царской династии Хорезма. Этими вышеперечисленными эпиграфический! памятникам, разумеется, не исчерпывается их полный список. На территории нашей республики еще имеется немалое их количество, и все они ждут своего из\"чения и новых научных открытий. Значение эпиграфических текстов несомненно очень велико. Они не только открывают новую страниц} культурной жизни тех или иных районов Каракалпакстана глубокой древности и средневековья, но также воссоздают бытовавший в то время литературный язык. Сегодня даже трудно предсказать все проблемы историко-лингвистического характера, которые возникнут на основе подробного изучения и комментирования надписей. Но уже сейчас ясно, что будет пролит новый свет на культурную роль Хорезма в античном и средневековом мире, а также на вопросы возникновения среднеазиатского направления зороастризма. И.МУСИН