На рынке онлайн-тревел агентств активно муссируются слухи о скорой покупке портала Trip Advisor. Кто мог бы это сделать? Комментирует Сергей Хомяков, эксперт по европейскому туристическому опыту и автор блога «Travel Business за бугром». «Не могу не оставить в блоге информацию о слухах, которые сейчас циркулируют вокруг Trip Advisor и, кстати, показать читателям фотографию основателя и бессменного руководителя этого ресурса Стивена Кауфера (Stephen Kaufer).

Все это заслуживает внимания еще и потому, что в последнее время было совершено несколько крупных покупок на рынке ОТА. Priceline Group (собственник Booking.com) купила Momondo за $550 млн, китайское ОТА Ctrip приобрело шотландский метапоисковик Skyscanner за €1,79 млрд, а чешский фонд Rockaway в рамках процедуры банкротства стал обладателем активов печально известного Unister.

К слухам о продаже Trip Advisor стали относиться особенно серьезно после сильного падения биржевой стоимости ресурса. Еще в июне 2014 года акции рейтингового портала оценивались в $109 за акцию, а сейчас всего $42. Таким образом рыночная стоимость ресурса сегодня составляет $6 млрд при стоимости Priceline, например, $87 млрд, Expedia — $19 млрд. Причинами такого падения стоимости эксперты считают прежде всего финансовые показатели, а также откровенно затянутый процесс перепрофилирования чисто оценочного ресурса в мультифункциональный портал, предлагающий, в том числе, бронирование отелей, который Trip Advisor начал предпринимать после удачного примера Holidaycheck.

А теперь главная интрига — основными претендентами на покупку эксперты считают Facebook и Amazon. Если это произойдет, то картина мирового онлайн туризма сильно изменится. Эксперты предполагают много сценариев, вот один из них. На сегодняшний день Booking уже имеет 114 млн. feedbacks, и это один из самых серьезных мотивационных инструментов для обращения на ресурс потребителей. Facebook — социальная сеть, и если она добавит в свой органический вывод 10 млн feedbacks от TripAdvisor и функционалы SeatGuru & Co, то очень велика вероятность изменения в тренде клиентских предпочтений. Ну, а какую синергию и экономию рекламных бюджетов получит TripAdvisor, даже предположить сложно. В результате слияния этих бизнесов можно получить огромный кумулятивный эффект».

На прошлой неделе TripAdvisor объявил, что достиг полумиллиарда отзывов и мнений, которые оставили на его страницах путешественники со всего мира. Отмечается, что на сайте каждую минуту появляется около 290 новых отзывов от туристов.