Кризис, банкротства, забастовки Россия
Крах Monarch: самая масштабная эвакуация туристов в мирное время
Компании, входящие в британскую группу Monarch, в т.ч. лоукостер Monarсh Airlines и туроператор Monarch Holidays, прекратили свою работу в воскресенье. За рубежом по линии компаний Monarch находится 110 тысяч человек
Компании, входящие в британскую группу Monarch, в т.ч. лоукостер Monarсh Airlines и туроператор Monarch Holidays, прекратили свою работу в воскресенье. За рубежом по линии компаний Monarch находится 110 тысяч человек. «Вестник АТОР» разбирался, как работает механизм выплаты компенсаций туристам в Великобритании и вывоза их на Родину.
КАК И ПОЧЕМУ MONARCH ЗАКРЫЛСЯ
Об остановке деятельности компании, которая (и это важно!), помимо авиаперевозки, также занималась и реализацией пакетных туров, стало известно рано утром в понедельник, 2 октября. На этот момент за границей находилось примерно 110 тысяч туристов, еще около 700 тысяч человек не смогут воспользоваться оплаченными услугами компаний группы Monarch. Власти призвали туристов и пассажиров Monarch не приезжать в аэропорты для вылета за границу.
В группу входило несколько компаний. Все они остановили свою деятельность:
- Monarch Airlines Ltd
- Monarch Holidays Ltd (ATOL Number 2275)
- First Aviation Ltd (ATOL Number 4888) previously trading as Monarch Airlines
- Avro Ltd (ATOL Number 1939)
- Somewhere2stay Ltd
При этом клиенты лишь некоторые из них имели страховку ATOL (но об этом — дальше).
Причиной остановки деятельности стала невозможность продления авиакомпанией Monarch Airlines сертификата ATOL. Лицензия, позволяющая осуществлять компании туроператорскую деятельность, закончилась в ночь на 2 октября. При этом в понедельник было принято решение продлить лицензию на полдня — для того, чтобы все купленные у Monarch Holidays туры были защищены лицензией и покрывались компенсацией ATOL.
Руководство Monarch назвало в качестве причин банкротства компании такие внешние факторы, как проблемы с безопасностью в ряде регионов, за которыми последовала переориентация спроса с Восточного (Египет, Тунис, Турция — страны, на рынки которых ориентировалась компания) на Западное Средиземноморье, а также ослабление курса фунта стерлинга. Все это вместе, по заявлению руководства Monarch, привело к значительным финансовым убыткам.
ЧТО БУДЕТ С ТУРИСТАМИ ЗА РУБЕЖОМ
В британской прессе событие, повлекшее необходимость незамедлительной организации возвращения в Британии 110 тысяч туристов, назвали «самой масштабной репатриацией в мирное время».
Кроме того, это и самое масштабное банкротство авиакомпании за всю историю туристической отрасли в Великобритании.
В России его можно сравнить только с остановкой деятельности авиакомпании «Трансаэро» (оно, по стечению обстоятельств происходило также в эти дни октября, но в 2015 году). Тогда около 85 тысяч россиян находились за рубежом и в России с билетами этой авиакомпании.
Сообщалось, что в глубину было продано 650 тысяч билетов. Позже цифра увеличилась — около 2 млн человек имели на руках билеты на рейсы «Трансаэро» на момент краха авиакомпании.
КАК БУДУТ ВЫВОЗИТЬ ТУРИСТОВ MONARCH
Управление гражданской авиации Великобритании (САА) обратилось к правительству с просьбой оплатить фрахт более 30 самолетов для вывоза пассажиров Monarch Airlines. Все туристы компании вернутся в Британию без дополнительной оплаты.
На сайте САА появился раздел, посвященный ситуации с Monarch. Здесь шаг за шагом расписан алгоритм действий — как для туристов, находящихся за границей, так и для тех, кто еще только планировал свой отпуск.
«Если вы сейчас за рубежом и должны вернуться в Великобританию 15 октября или ранее, мы организуем для вас новые рейсы по завершении вашего путешествия. Вам не придется оплачивать эти дополнительные рейсы», — говорится на сайте САА. До этого времени туристам предлагается продолжать наслаждаться отдыхом и проверять статус своего рейса на странице «мой новый рейс в Великобританию».
Реализовать такой алгоритм действий позволяет страховка, обеспечиваемая сертификатом ATOL (Air Travel Organiser’s Licence). Наличие такой лицензии — обязательное условие для всех туркомпаний, занимающихся авиаперевозками туристов.
Лицензия подразумевает отчисления в одноименный страховой фонд на случай приостановки деятельности компании. Застрахованы в ATOLтолько «пакетные туристы», купившие у Monarch и перелет, и проживание. В данной конкретной ситуации защищены страховками ATOL оказались… только клиенты компании Monarch Holidays и First Aviation.
У пассажиров Monarch Airlines страховки ATOL нет — но клиенты авиакомпании все равно вернутся на родину бесплатно. Однако эти туристы не смогут обратиться в САА за компенсацией экстренных расходов, которые могли у них возникнуть во время ожидания своего рейса (питание, проживание в отеле, вылет другим рейсом, приобретенный за свои деньги и пр.).
КАК ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ ЗА НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ТУР
Перспективы возврата затраченных средств на отдых, который не состоится, у клиентов Monarch зависит от времени и компании, где были оформлены бронирования.
Так, билеты, забронированные напрямую в Monarch Airlines с 15 декабря 2016 года и далее, не защищены ATOL — поэтому в этом случае пассажирам предлагается обращаться в свой банк-эмитент иили PayPal с запросами на возврат денежных средств, списанных с их банковских карт (по процедуре chargeback международных платежных систем).
Туристы, сделавшие бронирования 14 декабря 2016 года и ранее через First Aviation Ltd (под брендом Monarch Airlines) защищены ATOL. Эти туристы смогут получить компенсации в полном объеме в ближайшее время. Аналогичная ситуация у туристов, купивших туры у туроператора Monarch Holidays — они все получат компенсации, используя механизмы ATOL.
ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ
Коллапс Monarch в Великобритании практически совпал с остановкой деятельности авиакомпании «ВИМ-Авиа». В СМИ и профильных группах в социальных сетях в течение дня 2 октября активно проводились аналогии действий российского и британского механизма организации помощи туристам — в то время, как в России все решается «в ручном режиме», в Британии механизм помощи пассажирам и туристам удалось запустить за полдня, оформив соответствующие инструкции.
Однако эксперты, с которыми удалось поговорить «Вестнику АТОР», не спешат проводить подобных аналогий. «Это как сравнивать фунт и рубль», — говорит один из участников российского авиарынка, отмечая, что ситуация с банкротством целой группы компаний, включающей не только авиаперевозчика, но и крупного туроператора, не схожа с финансовыми проблемами у «ВИМ-Авиа».
Несхожи и методы решения ситуации. Напомним, сейчас в России существует фонд для организации помощи пассажирам в случае банкротства авиакомпании при Росавиации, а также несколько фондов (фонды коллективной и персональной ответственности) для помощи организованным туристам при «Турпомощи».
Несмотря на наличие фондов, ситуация с «ВИМ-Авиа» решается иначе — пассажиры внутренних регулярных рейсов перевозятся за счет государства (на эти цели обещают выделить деньги в бюджете следующего года). Пассажиры же чартерных рейсов «ВИМ-Авиа» — за счет туроператоров. Которые пока, по информации «Вестника АТОР», не решили вопросы с возвратом депозитов у «ВИМ-Авиа» и фрахтуют борта других авиакомпаний.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БУДЕТ ЖЕСТЧЕ
Кризис «ВИМ-Авиа», с одной стороны, и коллапс Monarch- с другой, ярко и наглядно выявили необходимость создания в стране эффективно действующей системы гарантий туристам — пассажирам чартерных рейсов и отлаженных схем их возвращения домой (как это имеет место в Великобритании). По факту сейчас возвращение туристов пришлось оплатить туроператорам — дважды (т. к. один раз они уже оплатили его «ВИМ-Авиа»).
На это уже обращала внимание Ассоциация туроператоров (АТОР), направившая в Минтранс России свои предложения по корректировке ряда процедур в чартерной авиации и изменениям в законодательную и нормативно-правовую базу.
Похоже, что скоро в российское авиазаконодательство будут внесены серьезные изменения. Так, 2 октября на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал скорую подготовку законопроекта о жестком контроле над авиакомпаниями.
«Готовим проект нормативно-правового акта, проект закона, который устанавливал бы более жесткую систему контроля за деятельностью авиакомпаний, ввел бы показатели финансовой устойчивости, а также обеспечил бы страхование пассажиров от подобных ситуаций» — приводит его слова официальный портал Правительства РФ.
По его словам, проект будет внесен в правительство в ближайшие недели. Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил доложить ему о подготовке законопроекта.
Фото: Alamy
Кризис, банкротства, забастовки Россия
Кто хочет отрезать глэмпинги от госфинансирования
В течение 2023 и 2024 годов из федерального бюджета выделено 18 миллиардов рублей в качестве субсидий на строительство модульных отелей и глэмпингов
В течение 2023 и 2024 годов из федерального бюджета выделено 18 миллиардов рублей в качестве субсидий на строительство модульных отелей и глэмпингов. Бизнес в свою очередь вложил дополнительно около 35 миллиардов рублей, что позволило создать некапитальные гостиничные объекты с общей вместимостью в 14,5 тысяч номеров. Данные были опубликованы РБК со ссылкой на Минэкономразвития.
На ближайшие три года, с 2025 по 2027 год, предусмотрено выделение 15 миллиардов рублей на поддержку данного сектора. Это подразумевает, что годовой объем субсидий сократится с 9 до 5 миллиардов рублей. Те предприниматели, которые планируют запуск новых глэмпингов или расширение существующих проектов, будут вынуждены искать дополнительные инвестируемые средства, как свои, так и внешние.
Хотя сокращение господдержки может усложнить положение предпринимателей и увеличить сроки окупаемости, эксперты считают, что для глэмпинг-индустрии это не так критично. По словам Сергея Петрова, сооснователя глэмпинга «Под небом», важно учитывать, что планировать бизнес лишь вокруг государственных субсидий может быть рискованным.
В текущем году субсидии предоставляются при условии сдачи в эксплуатацию модульного некапитального размещения до 1 сентября, что представляет собой компенсацию за уже совершенные вложения. Максимальная поддержка может составить до 1,5 миллиона рублей на номер, но не более половины от общей стоимости проекта. Также есть требование поддерживать работу глэмпинга для приема гостей минимум на три года после получения субсидий.
Основатель юридического агентства «Персона Грата», Георгий Мохов, обращает внимание на то, что предоставление господдержки идет с жесткими обязательствами. Известны случаи, когда полученные средства приходилось возвращать в бюджет из-за нарушений условий использования. Эксперты советуют начинающим предпринимателям не инвестировать в глэмпинги, если у них нет как минимум дважды большего капитала, чем изначально планировалось.
Кризис, банкротства, забастовки Россия
Почему горящие туры теперь дороже раннего бронирования
Принято считать, что дожидаться появления горящих туров бесполезно
Принято считать, что дожидаться появления горящих туров бесполезно. Экспертырекомендуют делать предварительное бронирование, что в итоге может обойтись дешевле.
Тревожным сигналом для туристов стало недавнее падение курса рубля, который за последний месяц снизился к доллару примерно на 6,5 руб. Это заставляет многих путешественников, планирующих зимний и новогодний отдых, задуматься о том, когда лучше оплачивать путевки: сейчас или ближе к дате вылета.
Некоторые клиенты спешат забронировать поездки, опасаясь дальнейшего падения рубля. Согласно прогнозам Совкомбанка, в 2025 году курс доллара может достигнуть 103–108 руб. Однако такие предложения – это большая редкость, и обычно людям потом приходится платить существенно больше, – замечает Ирина Хабибуллина, менеджер по продажам в Via Tourism.
Существует и третья категория путешественников, которые больше сосредоточены на наличии мест в самолетах на нужные даты, нежели на ценах. Анна Баглай из Luxury Travel Advisor утверждает, что состоятельные клиенты не обращают внимание на колебания валюты.
С ней согласен один из собеседников: «Я всегда советую своим клиентам: если вам подходит тур по цене и дате, бронируйте сразу и оплачивайте полностью. В противном случае, сделав минимальный взнос, вы можете столкнуться с тем, что цена на тур вырастет на 40 тыс. руб., как это произошло с моими знакомыми».
Андрей Агафонов, директор продаж Travelata, также поддерживает эту идею: «В этом случае вы не окажетесь в зависимости от курса. Если он упадет – отлично, а если вырастет, то вы уже застрахованы от этого».
Несмотря на отсутствие большого количества распродаж, есть некоторые направления, где это возможно. Например, в Арабских Эмиратах, где туроператоры в этом году забронировали много мест на регулярные рейсы, могут произойти распродажи в декабре и январе.
Для туристов важным остается не только курс валют, но и политическая обстановка. Многие, кто планировал поездки в ОАЭ и Египет, выбирают альтернативные направления из-за опасений относительно маршрутов, проходящих через Иран. Все больше людей предпочитают Таиланд, Кубу и Турцию. Некоторые наши собеседники отметили, что популярностью пользуются новогодние путевки в Maxx Royal.
Ранее сообщалось, что в следующем году ожидается повышение цен на отдых в Турции: размещение может подорожать на 15–16%.
Кризис, банкротства, забастовки РоссияТурция
Стоимость отдыха в отелях Турции в этом году увеличилась на 65%
В последние месяцы в Турции наблюдается рост инфляции, который лишь за один месяц составил около 3%, а за год общий уровень цен на товары и услуги возрос на 50%
В последние месяцы в Турции наблюдается рост инфляции, который лишь за один месяц составил около 3%, а за год общий уровень цен на товары и услуги возрос на 50%. Это ухудшение экономической ситуации в стране напрямую сказывается на увеличении стоимости отдыха на популярных курортах.
Согласно данным Института статистики Турции (TUIK), за последние 12 месяцев цены на жилье в стране возросли на 98%, в то время как стоимость алкогольных напитков и табачных изделий повысилась на 52%. Кроме того, медицинские услуги подорожали на 50%.
Египет: перспективы для развития
Рейтинг предпочтений по работе с туроператорами в Египте, на первый взгляд, схож с аналогичным в Таиланде, однако у египетского направления есть свои особенности – многие компании имеют собственное транспортное обеспечение и активно его расширяют.
Ситуация в туристической отрасли также оставляет желать лучшего. В TUIK подсчитали, что за последний год цены на рестораны и отели выросли на 65%. Явно ощутимый рост инфляции непосредственно влияет на стоимость отпусков в Турции. Эксперты прогнозируют, что это еще не предел. Турецкие гостиницы ожидают, что к началу следующего летнего сезона цены на размещение возрастут еще на 5-8%. Это значит, что с каждым месяцем стоимость отдыха будет продолжать расти.
Российским туристам в ближайшее время не следует ожидать доступной ценовой политики на курортах типа Антальи. Тем не менее, качество предоставляемых услуг может остаться на прежнем уровне или даже ухудшиться. Местные компании в туристическом бизнесе выражают обеспокоенность по поводу нехватки квалифицированного персонала, что также может сказаться на качестве сервиса.
- Новости направлений2 месяца назад
Германия возобновляет паспортный контроль на границах
- Новости направлений2 месяца назад
С 2025 года путешественникам из Европы придется платить за въезд в Великобританию
- Новости направлений2 месяца назад
Роскошный греческий остров, о котором мало кто знает
- Туристические Новости2 месяца назад
10 лучших впечатлений, которые вы можете испытать в Таиланде
- Новости направлений1 месяц назад
15 фактов, которые стоит учесть перед поездкой в Данию
- Новости направлений1 месяц назад
7 способов максимально насладиться Высокими Татрами в Словакии
- Новости направлений1 месяц назад
Древний монастырь, зажатый между скалами
- Туристические Новости2 месяца назад
Лучшее время для посещения Индии