В российских аэропортах предлагают вновь разрешить курение. Какой позиции в этом вопросе придерживаются ведущие воздушные гавани страны и туроператоры, и о чем свидетельствует мировая практика, выяснял "Вестник АТОР".

ЗАПРЕТ НА КУРЕНИЕ ПРИЗНАЛИ МАЛОЭФФЕКТИВНЫМ

Курить или не курить внутри здания аэропорта? Этот вопрос в России стал дискуссионным в ноябре, когда с инициативой разрешить создание помещений для курения в отечественных аэропортах выступил депутат Госдумы от "Единой России" Сергей Боярский.

По мнению политика, нынешний запрет на курение является малоэффективным, и в итоге сложилась ситуация, "в которой некурящие граждане вынуждены подвергаться воздействию табачного дыма".

Как считает депутат, эта проблема особенно остро стоит в так называемых чистых зонах и залах транзитных пассажиров международных аэропортов, когда возможность доступа к месту для курения вне аэропорта практически отсутствует.

Напомним, внутри аэропортов на территории РФ отведенные места для курения отсутствуют в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.02.2013г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Пассажиры имеют возможность курить только на территории привокзальной площади - на улице. И до, и после прохождения предполетного досмотра в самих зданиях аэропортов места для курения не предусмотрены.

РОССИЙСКИЕ АЭРОПОРТЫ И ТУРОПЕРАТОРЫ ПОДДЕРЖИВАЮТ ВОЗВРАТ КУРИТЕЛЬНЫХ КОМНАТ

Как показывает практика, несмотря на все запреты, пассажиры все равно курят - в комнате матери и ребенка, в технических помещениях, и, конечно же, в туалетах. Как отмечает заместитель гендиректора по обслуживанию пассажиров и воздушных судов АО "Международный аэропорт Шереметьево" Дмитрий Кайгородов, существующий запрет на курение заставляет пассажиров искать "обход", что вызывает дискомфорт и многочисленные жалобы у некурящих, которые ранее могли не заходить в курительные комнаты, а теперь вынуждены "наслаждаться" дымом в туалете (часто - вместе с детьми).

Представители аэропортов выступают за возвращение в терминалы специально оборудованных мест для курения. Так г-н Кайгородов, слова которого приводит ТАСС, заявил, что одним из способов "легализовать" курение теоретически могло бы стать выведение комнат для курения в аэропортах из-под понятия "общественного места".

Позицию московских коллег поддерживают и в Петербурге. "Пулково поддерживает предложение о возврате специальных мест для курения в аэропорту, при условии, что они будут оснащены соответствующими системами вентиляции, чтобы не доставлять неудобства для некурящих пассажиров. Таким образом, удастся создать комфортные условия для всех пассажиров. Более того - это распространенная мировая практика: во многих ведущих авиахабах мира созданы места для курения прямо в терминале", - говорит пресс-секретарь аэропорта "Пулково" Маргарита Потехина.

В случае, если по вопросу курения в аэропортах будет предложено "оптимальное решение", его готовы рассмотреть и в аэровокзальном комплексе Международного аэропорта Сочи. Как рассказали в пресс-службе "Базэл Аэро", которая управляет этой воздушной гаванью, еще в ходе подготовки к Олимпийским играм администрацией города Сочи была проведена работа, направленная на отказ от курения.

"Аэропорт следует нормам и законодательству, а также поддерживает город. При этом не отказывается от инициатив, направленных на создание комфортных условий для каждого пассажира. Если будет оптимальное решение, готовы его поддержать", - подчеркнули представители компании "Базэл Аэро", управляющая воздушной гаванью Сочи.

Российские туроператоры в вопросе курения в аэропортах придерживаются гуманной позиции, особенно учитывая интересы туристов, которые летят с пересадкой или дальними рейсами, и тоже выступают за возврат специально оборудованных курилок.

"Очевидно, что федеральный закон о запрете курения в зданиях аэропортов не принес ожидаемых результатов, а только ухудшил ситуацию. Возвращение комнат для курения необходимо, чтобы как раз уменьшить вредное влияние табачного дыма на некурящих людей. Главное, чтобы такие комнаты были специально оборудованы и исключали возможного проникновения запаха и дыма в общие залы аэропортов", - подчеркивают и в пресс-службе национального туроператора АЛЕАН.

"Например, транзитные пассажиры в российских аэропортах не могут покурить ни в полете, ни в аэропорту - то есть, достаточно длительное время. Это негуманно. Считаю, что курение ограничить, конечно же, надо, но оставив возможность курить в специально отведенных местах, не мешая окружающим", - говорит Анна Филатовская, директор департамента прямых продаж, рекламы и PR туроператора ICS Travel Group.

КАК ОБСТОИТ ДЕЛО С ЗАПРЕТОМ КУРЕНИЯ В АЭРОПОРТАХ МИРА

В запрете на курение в аэропортах Россия не одинока, но в нашей стране эти правила наиболее строгие. Согласно данным нового исследования, проведенного проведенное Центрами по контролю и профилактике заболеваний (CDC, США), только 23 из 50 самых загруженных аэропортов в мире, полностью запрещают курение в помещении. Другие 27 аэропортов с большим пассажиропотоком также разрешают курение в специально отведенных или вентилируемых помещениях.

Из ТОП-10 самых загруженных аэропортов мира пять не разрешают курить вообще (аэропорты в Пекине, Шанхае, Чикаго, Лос-Анджелесе и Хитроу в Лондоне), а остальные пять дозволяют курить в определенных помещениях (аэропорты в Атланте, Дубае, Гонконге, Токио и парижский "Шарль де Голль").

Как оказалось, самой трудной для курильщиков делают жизнь аэропорты США: 14 из 18 самых загруженных аэропортов Америки запрещают курение вообще. С другой стороны, Европа и Азия - относительный рай для курильщиков. В Европе находится 9 из 50 самых загруженных аэропортов мира, и только 4 из этих 9 запрещают курение полностью (аэропорты в Мадриде, Барселоне и Лондоне).

В Азии всего в 4 из 22 воздушных гаваней запрещено курить совсем. Кстати, все четыре азиатских аэропорта, где существует подобный запрет, находятся в Китае, включая международный аэропорт Пекина.