Возвращение «Боинга» негативно скажется на развитии российского авиапрома

Российские власти готовы к обсуждению возможности возобновления поставок титана компанией Boeing. Однако вопрос о возвращении американского производителя на российский рынок самолетов остается открытым и требует внимания экспертов, поскольку пока официальные разговоры об этом не ведутся.
На сегодняшний день в России наблюдается потенциальная нехватка воздушных судов, что делает возвращение Boeing весьма актуальным. Как отметил один из авиационных экспертов, у авиакомпаний есть срок до конца 2026 года – начала 2027 года, после которого они начнут сталкиваться с новыми вызовами, так как почти 30% их иностранного флота может оказаться под угрозой. В частности, 15–20 авиалайнеров модели А320/А321neo, которые уже находятся на земле, имеют проблемные двигатели, ремонт которых в России невозможен.
Ситуация с местным производством самолетов также требует особого внимания. Серийное производство МС-21 ожидается только в 2026 году, а Ту-214 планируется начала выпускать в 2025 году. А вот Ил-114-300 должен начать поставки также в 2026 году, в то время как сертификация новых модели Ил-96-300 идет больше в рамках единичного производства.
Тем не менее, эксперты сомневаются, что правительство разрешит иностранным авиастроительным компаниям вновь захватывать российский рынок. Как замечает Олег Пантелеев, главный редактор агентства «Авиапорт», возвращение иностранных конкурентов может минимизировать ценность усилий, направленных на восстановление отечественного производства в авиации.
В перспективе, если Boeing возобновит свою деятельность в России, вполне возможно, что правительство поддержит импорт дальнемагистральных авиалайнеров, которые были важны до введения санкций. Среднемагистральные перевозки, в свою очередь, могут быть переведены на новую отечественную технику.
Государственная поддержка покупки отечественных самолетов также остается актуальной. Дмитрий Горин, председатель совета директоров холдинга «Випсервис», пояснил, что выдача разрешений на международные рейсы от Росавиации может зависеть от объема внутренних перевозок и наличия российских самолетов в авиапарке.
Однако, как отметил Александр Ланецкий, руководитель консалтинговой компании Friendly Avia Support, существует противоречие: как можно требовать от авиакомпаний покупки отечественных самолетов, если они пока не производятся? В долгосрочной перспективе протекционистские меры могут сделать свое дело, но пока такой продукции нет, ситуация остается сложной.
Эксперты заявляют, что говорить о возвращении иностранных компаний на рынок преждевременно. Санкции со стороны США и Европейского Союза остаются в силе, и официальные переговоры с Boeing на данный момент невозможны. Олег Пантелеев добавляет, что облегчение условий для поставок комплектующих для самолетов, уже летающих в РФ, вполне реально в среднесрочной перспективе. Это также поможет авиакомпаниям получить поддержку от разработчиков.