Краеведческий музей находится в бывшем Губернаторском доме, а это уже накладывает особый отпечаток. Первым делом мы поинтересовались тут ли петроглифы, опасались, что не найдём заброшенный кусок скалы среди засушенных животных. Оказалось, что на этих петроглифах строится вообще вся экспозиция музея. Маршрут для туристов по музею тщательнейшим образом спланирован местными экскурсоводами. Вы не просто ходите, бесцельно слоняясь, по музею, а целенаправленно и не спеша, погружаетесь в прошлое. Какие молодцы!

Зал №1. Называется «Листы каменной книги» и посвящён первооткрывателям петроглифов Карелии. Здесь вы просто пассивные экскурсанты, приглядывающиеся к предмету исследования.

Зал №2. «Петроглифы». Основной имидж посетителя – уже исследователь, в вас пробуждается активный интерес.

            На Севере есть два места, где находятся петроглифы. Это восточный берег Онежского озера (особенно их много на мысе Бесов нос) – открыты К.Гревингком, и на Белом море (скала Бесовы следки, не перепутайте) – открыл – А.Линевский. Эти древние изображения располагаются у самой кромки берега на пологих серых, чёрных, или чаще всего красноватых скалах. Рисунки в силу возраста поблёкли и сливаются с фоном. Но присутствует таинственный эффект. На закате или на восходе солнца, при боковом освещении, если смотреть на камни в отражённом свете, то рисунки вдруг, как будто появляются из ниоткуда – постепенно становятся всё более и более чёткими. Солнце зашло – всё, пустой камень, «первобытное кино» закончилось!

            Мало того, сама оконечность Бесова Носа (кончик носа? J) очень далеко выдаётся в озеро, противоположного берега отсюда вообще не видно, и поэтому создаётся ощущение края земли. И это ещё не все чудеса! На этом месте можно наблюдать (в конце августа) потрясающе красивую картину – с одной стороны в Онежское озеро опускается алый шар закатного солнца, а с другой стороны поднимается почти такая же яркая, большая, пронзительно светлая и совершенно круглая луна.

            Самые крупные фигуры – беса, выдры (ящерицы) и налима (сома). Петроглифы и непонятные фигурки-знаки пытаются расшифровать по разному. В основном считают, что это промысловая магия и символы тотемных животных (древние люди считали, что эти животные наши предки). Здесь много изображений животных (лоси, волки, медведи), птиц (лебеди, гуси, утки), охотничьих сцен, выбиты солярные и лунарные знаки и даже весьма натуралистически выраженный секс. Почему изображения зверей считаются тотемными, я уже написала, тотемных животных перечислила. А промысловая магия ставила целью обеспечить удачную охоту, каменные изображения зверей приманивали к себе свои живые аналоги.

            По этой же причине, «бес» (самая большая фигура ~2.5м) на одной из скал на Онежском озере специально выбит рядом (симметрично) с природной каменной трещиной, которая проходит через всё его туловище и заканчивается в воде. Кровожадное воображение современных историков тут же заполнило трещину кровищей, а как там было на самом деле никто уже и не знает. Но самое поразительное – петроглифы до сих пор не разгаданы. И любая догадка пусть даже самого умного академика – всего лишь гипотеза. Подтвердить или опровергнуть её может только сам первобытный автор. Мы, кстати, так и не поняли, почему фигуру человеческих очертаний называют «бесом». Читали, что это место – аномальное, а черезчур пристальное рассматривание этого петроглифа не приносит ничего хорошего в жизнь любопытного, а наоборот. Но это касается «беса». А мы с превеликим удовольствием насмотрелись во втором зале на фрагмент скалы с «невредными» петроглифами, перевезённый сюда в 1924г., огромных калек-копий с их изображениями, начитались информации и прошли в третий зал.

Зал №3. «Мир природы. Промысловая магия».

            Здесь полумрак. В центре воссоздано жилище древнего охотника, с очагом, необходимой хозяйственной керамической утварью, ножами, стрелами с птичьими перышками на конце, бусами из клыков медведя и зубов лося. Но больше всего поразил и удивил маленький каменный сейд. Много читали, ни разу не видели. Даже вкратце рассказать о них получится немало. Сейд – это огромнейший гигантский камень, поставленный на другие камни-ножки (есть и другие формы). Это уникальные сакральные памятники Севера. Это священные камни – объекты поклонения. Считается, что в нём обитает дух камня – Сейд. Это приёмная антенна – природный аккумулятор и трансформатор энергии. Кто поставил, как поставил, зачем поставил – сплошной вопрос. (www.perpettum.narod.ru/seid-index.htm).

Залы №4-5.

            Рассказывают о торговле мехами, золотыми украшениями. Очень интересно. Не получается описать экспозицию, приведу словесную иллюстрацию - разговор мореходов торговцев - русских и норвежских - на таких ярмарках.

Норвежец: Эй, рюсьман купом сейка, треска, тиска и балдуска. (Эй, русский, давай покупай сайду, треску, пикшу и палтус).

Помор: Да, да, моя купом альтсамма. Давай по шип ком. (Да, я куплю всё. Заходи на судно).

Норвежец: Басиба! Как твоя мукка? Как твоя группа? (Спасибо. У тебя есть мука? Есть крупа?)

Помор: Да, да, моя харь этта. Давай по шип ком, брат, твоя и моя по цай дрикки. (Да, это у меня есть. Давай, заходи на судно, будем чай пить.) J

            Обе стороны были железно уверены, что говорят на отличном русском и свободном норвежском. J

Зал №6. Выставка «Калевала».

            Это не простая расстановка музейных предметов, а философское наполнение каждого экспоната и таинственная инициация. Вам предлагают сначала прочитать про сложнейший символизм Калевалы, потом зайти в тёмную и тускло освещённую комнату, и пройти по определённому интуитивному маршруту-лабиринту, в конце которого с вами свершится (или с кем-то не свершится L) невидимая инициация, посвящение, озарение. Уф, аж мурашки по коже. Потрясающе глубокая выставка. Здесь напишу о наиболее запомнившихся моментах: коллаже с фотографиями, мистической варке пива и Сампо.

            На одном коллаже изображения - фотографии женщин на фоне времён года. (Женщина вообще главная фигура в Карельском древнем укладе жизни). Зелёная весна – девочка. Красное лето – девушка. Жёлтая осень – женщина. Белая зима – пожилая женщина.

            На другом - увеличенная фотография женщины-матери, прижимающая к юбке своего ребёнка-мальчика, сначала малыша, потом юношу, потом взрослого мужчину. Смысл такой – для матери (женщины) вы (даже зрелые мужчины) всегда остаётесь маленьким ребёнком.

            Варка пива – занятие таинственное не только на Руси, но и в Карелии, да и, наверное, везде. Раньше пиво называли мёдовым напитком. А мёд никогда не пьют, только ведают. Чтобы сварить золотое пиво и осуществить магическое брожение-оживление старухе Лоухи из Калевалы был нужен особый котёл, родниковая вода, ячменные зёрна, головки хмеля, еловые шишки, сосновые иглы, пена из медвежьей пасти, а главное пчёлка-золотая птичка принесла сок медовых трав, мёд душистых цветов. И только после этого забродит-заиграет молодое весёлое пиво.

            А Сампо – что это такое – ещё никто не разгадал. Может мельница, может дуб, может солнце, корабль, бубен. Ваши варианты? J… А мёдом древние люди называли смысл жизни…

Зал№7.

            Опять двигаемся в новый зал. И опять интересно. Здесь рассказывается о строительстве первой железной дороги в Мурманске в 1914-1916гг. Перед самой войной. Строили китайцы из Харбина, индийцы, военнопленные. Говорят, под каждой шпалой лежит человек. И здесь видим волка. Чучело. Непередаваемый красавец. Огромный. Мудрый. Зеленоглазый. Считается самым умным и неуловимым зверем. Убегая от охотника, запутывает следы филигранно, проворачивая в голове сложнейшие, многоходовые, практически шахматные комбинации.

            Но вот вроде и всё. Мы в восторге от посещения, теперь будем знать, что такое отличный краеведческий музей. Мы торопимся, время очень поджимает и мы уже засуетились-заторопились, поблагодарили и хотим выбежать на улицу, чтобы прыгнуть в машину и успеть ещё заехать в Музей кукол.

            Но нас не отпускают! J

            Что вы думаете, интеллигентные женщины – музейные работники буквально волоком затаскивают нас в следующие залы. Они по-хитрому говорят: «Ребята, ну вы посмотрите быстренько, одну минуточку, чего там у нас, чтобы не было обидно потом». Какая минуточка! Мы уже с восхищением осматриваем огромный губернаторский танцевальный зал с чудным паркетом и сверкающими гроздьями хрустальных люстр, прилипаем к выставке, рассказывающей про разработку местных железных руд, Карле Гаскойне и становлении пушечно-литейных заводов в Петрозаводске, меряем старомодные шляпки (я, конечно J) в зальчике, окунающем в неспешную жизнь петрозаводчан 19 века. Очень рекомендуем купить в музее билетики на фотографирование. Помимо петроглифов и других интересных экспонатов здесь в музее можно сфотографироваться в больших картинах с прорезями для головы, и нам девушкам в этих кокетливых шляпках. Музейные работники даже сами советуют примерять и фотографироваться. (Сайт музея: www.karelia.ru/~kgkm).

 

Музей кукол Татьяны Калининой.

            Мы были о нём очень наслышаны. Действительно хороший музей. Тихая набережная маленького озера в центре города, 1й этаж жилого дома. Но скажу честно, он предназначен для тех людей, кто в детстве не наигрался в куклы и до сих пор спит с плюшевым мишкой в обнимку. Почему-то я была уверена, что здесь много кукол в национальных карельских нарядах, расшитых жемчугами и украшенных вышивкой. А здесь в основном куклы театральные. Они задействованы в детских кукольных спектаклях. Мы сфотографировали для одного маленького почитателя бабок-ёжек – огромную Ягищу с метлой и совершено крохотный её домик с очень смешной миниатюрной утварью внутри, типа связок сухих грибов на стенах, горшка каши на столе, лоскутного одеяла на печке и половичков на полу. И ещё я полюбовалась очень симпатичной беременной куколкой, чем-то смахивающую на актрису Оксану Мысину. Накупили открыток. Посмотрели музей очень быстро. Я лично давно и по максимуму отыгралась в пупсики в своём детстве. И муж в машинки тоже J.

            В принципе, если бы мы в него не заехали, то особо не расстроились. Музей хороший, но мы не его контингент – выросли, болсые узе. (Сайт музея: www.kukla.karelia.ru).

 

Продолжение следует.

 

(с) www.pamsik.ru – здесь размещены другие наши рассказы и фото.

При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – НатА – обязательны.

 

Страницы12

1,0/5 (2)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Муромский Свято-Успенский мужской монастырь

    Муромский Свято-Успенский мужской монастырь

    Муромский монастырь основан на месте заброшенного древнего поселения между двумя озерами – Онежским и Муромским. Добраться до него можно только по воде: с одной стороны монастырь окружают…