Оглавление 4й части:

Удачные составляющие вашего отдыха. Экскурсии.

Экскурсия «Болгарское село». Или обожженное сердце.

 

 

Удачные составляющие вашего отдыха. Экскурсии.

            Экскурсии в Болгарии просто шикарные – очень интересные, необычные и запоминающиеся. Но есть и «подводные камни». Попытаюсь рассказать.

            На следующее утро после нашего прибытия в Болгарию, нас ещё «тепленьких» уже охватили экскурсионными объятиями – в 9.10 в гостиничном холле назначена встреча с представителем Солвекса Ивой. Подошла очень спокойная болгарка, с мотоциклетным шлемом в руках, дала нам список экскурсий. Нам надо быстро ознакомиться, выбрать и оплатить.

            Вот некоторые экскурсии, которые предлагает Солвекс:

1. Стамбул/2 дня, цена – 149 левов взрослые/75 левов дети, начало – 23.00;

2*. По следам Ванги/2 дня, 189/95, начало – 06.00;

3*. София – Рильский монастырь/2 дня, 169/85, начало - 06.00;

4. Долина Роз – Шипка, 89/45, начало – 06.30;

5. Велико Тырново – Арбанаси (созвездие болгарских храмов), 99/50, начало – 06.00;

6*. Бачковский монастырь – Перперикон, 133/67, начало – 08.50;

7. Жеравна (старинное болгарское село) – Сливен (природный парк «Синие камни»), 81/41, начало – 08.00;

8. Созополь – Ропотамо (заповедник и плавание по реке), 53/32, начало – 08.00;

9. Варна – Балчик/ Ботанический сад, 72/36, начало – 08.00;

10. Дегустация в «Шато Медово», 39/20, начало – 15.45;

11. Болгарское село, 45/23, начало – 18.30;

12. Панорама Несебра + ужин, 53/27; начало – 17.00.

* подробно ниже

            Список достаточно большой и интересный, но у нас уже всё заранее продумано и решено, поэтому мы быстро выбираем – все вместе с ребёнком едем на вечернюю экскурсию «Болгарское село», и по одиночке на Шипку-Долину роз и Бачковский монастырь-Перперикон. Болгарка несколько разочарована, она расписывает нам прелести посещения этих достопримечательностей и активно внедряет мысль, что «чего ж вы поодиночке, пусть и ребёнок посмотрит, места уникальные, красивейшие и т.д., давайте, пока есть места, я запишу вас всех на все экскурсии». Но мы видели, как укачало и как просто устал малыш от всей дороги, поэтому железны в своём решении.

            Забегая вперёд, скажу – как мы оказались правы! Во-первых, всегда уточняйте у представителей турагентств когда начнётся ваша экскурсия и когда закончится – это очень важно, потому что вы можете выехать в 6 утра, а приехать в 2 часа ночи. Во-вторых, уточняйте рельеф местности – к примеру, Шипка – это подъём пешком в гору по лестнице высотой с три шестнадцатиэтажных дома, а Перперикон – это скакание по валунам при том же подъёме в гору. Поэтому – взвесьте свои возрастные возможности, вспомните про заболевания и не берите с собой детей ни в коем случае. Фраза - «а то места расхватываются мгновенно и их может и не быть» - сильно сказана. Ничего у них не расхватывается, и болгары вместят в автобус всех желающих присоединиться к экскурсии, и для этого даже не постесняются пересадить всю группу в другой более большой автобус из-за 2х «дополнительных» человек и даже сделают за ними крюк по дороге, потому что стоимость экскурсий обычная для туристов, но гигантская по болгарским меркам.  В Болгарии пенсия составляет 50-450 левов, зарплата женщин – 180-270 левов, а мужчин до 500 левов. И по этой причине они чрезвычайно заинтересованы, как можно в большем числе желающих купить путевку, а пенсионер вы, или у вас нога, к примеру, болит, или вы с ребёнком (описываю примеры из нашей группы) – турагентства мало волнует. Наоборот, это вы расстроитесь, когда, подъехав к достопримечательности, поймёте, что, к примеру, на Перперикон вам не взобраться и шипкинскую лестницу не одолеть по причине давления. Но это уже будут ваши проблемы, а не их. Поэтому – будьте внимательны.

            Также лично меня очень напрягала экскурсионная разболтанность со временем. Например, сказали быть на остановке в 18.30. Пришли заранее на 15 минут, стоим ждём, а автобус приходит в 19.00. И так каждый раз, и всё это стремительно накапливается с каждым подсаживающимся человеком, и в результате выливается в дикое ужимание вашего свободного времени, прогон по достопримечательностям и приличное опоздание на обратной дороге.

            Да, и на некоторых экскурсиях, например, в Варну, Балчик, Бургас можно элементарно сэкономить и поехать своим ходом. На Солнечном береге есть большая автостанцияАвто-гара – которая находится за отелем «Свежесть», за главной дорогой, за перекрёстком, за большим китайским рестораном с красными фонариками, налево. Приходите вечером и смотрите расписание – приходите утром, покупаете билет и едете куда хотите. Всё очень культурно. Билет, к примеру, до Варны стоит 8 левов/в одну сторону, экскурсия – 70 левов. Решать вам. До Бургаса, как и до Варны можно легко добраться на обычном рейсовом автобусе, по-моему, даже не надо идти на Авто-гару/станцию, на автобусных остановках висят таблички со временем рейсов. Недалеко от отеля «Свежесть» точно с автобусной остановки идёт автобус до Бургаса (~30 км), и ещё до Святого Власа и Несебра.

            Хотя, что это я всё про проблематичные моменты рассказываю. Останавливаюсь и перехожу на позитив – почти сплошной и приятный – собственно на сами экскурсии. (Все фото и полная версия рассказа на www.pamsik.ru).

 

 

Экскурсия «Болгарское село». Или обожженное сердце.

            Начало в 18.30, приехали в деревню в ~ 20 часов, заканчивается ~ в 23 часа (для Солнечного Берега и для нашего отеля), цена – 45 левов взрослые, 23 лева дети.

             Главное причина, зачем мы поехали на эту экскурсию – желание увидеть удивительные пляски босыми ногами на раскалённых углях. Гид Христо рассказывает нам, что эта деревня называется Бата и находится ~ в 30-40км от Солнечного Берега. Мы свернули с шоссе на узкую дорогу и едем между полей и холмов. Раздолбайский окологородской строительно-мусорный пейзаж сменился сельским и необычайно красивым – холмистые распаханные поля, виноградники, барашки, которых стерегут собаки. Во всём, что мы видим за окном, есть что-то могучее и первобытное, не испорченное цивилизацией. Проезжаем болгарские деревни – они очень бедные (по крайней мере, так выглядят снаружи), значит такое же бедное и деревенское население. Здесь живёт 80% болгар, 10% турков и остальные - болгарские цыгане. Но, тем не менее, у всех деревень есть общий стиль – обязательная черепичная красно-оранжевая крыша и обвитые виноградником обшарпанные терраски.

            Сама «Болгарская деревня» куда нас везут, представляет собой большой развлекательный комплекс из деревянных построек под открытым небом. Христо рассказывает нам последовательность наших действий – зашли, сначала хлеб-соль-фотография, угощают ракией, потом подождать, нас рассадят, детей можно покатать на ослике, в фасолевый суп добавить уксус, вино наливать в пустые кувшинчики из бочек и сколько хочешь, можно найти домик с крестьянской утварью, а можно где-то переодеться в болгарские национальные костюмы и бесплатно сфотографироваться, будут клоуны и конкурсы, народные песни и пляски, а потом и собственно сами танцы на углях.

            В целом двигаемся по вышеописанной схеме. Зашли за массивные деревянные ворота – озираемся, рассматриваем территорию, привыкаем. Появился болгарин в расшитой рубахе, загудел в кожаный мешок, и вышла болгарка в национальном наряде с хлебом и солью. Они встали по бокам других ворот в другой стене, через которые мы проходим медленно и по очереди, потому что нас фотографируют и потом эту фотографию можно купить (5 левов). Проходим, макаем хлеб в мёд, растягиваем губы в улыбке, щуримся от вспышки, и оказываемся в маленьком зелёном внутреннем дворике, впереди на телеге стоят расставленные глиняные стаканчики с ракией. Пробуем ракию – хорошо пошла J, наверное, сливовая, чувствуется вкус слив. Ныряем в узкий проход и видим под огромной крышей на столбах рядами стоящие столы с расставленной болгарской керамической посудой, танцплощадку и всё-такое. Нас гуськом ведут к столам и все начинают рассаживаться. Самые лучшие места – крайние, ближние к сцене/танцплощадке. Мы, кстати, совершенно случайно их и занимаем, а все пролезают сквозь нас, подальше вглубь к стене. Тут я вижу, что выводят смешного донельзя ослика, такого аутентичного иа-иа с большими торчащими ушами и печальным взором – он катит тележку. Всех детишек усаживают туда и ослик, которого ведёт за уздцы болгарин, прогоняет круг почёта вокруг сцены. Тем временем всё прибывают и прибывают другие толпы туристов и все постепенно рассаживаются и заполняют скамейки и столы.

            Бегают официанты с многоэтажными сооружениями из тарелок, подбегают к столам и начинают раскидывать шопские салаты и банницу, мужчины, прижимая кувшины к груди, мчатся к огромным бочкам с надписями «белое вино» и «красное вино», заполняются стаканы, поднимаются, чокаются, жуются салаты, градус настроения повышается, тем временем на сцене начинают носиться какие-то клоуны, люди выходят, чтобы поучаствовать в конкурсах, музыканты на сцене настраивают свои инструменты, кому-то не хватило салата и они обижаются, кого-то не рассадили и вот уже выволакиваются дополнительные столы, начинает греметь музыка, нам тащат суп и куриный шашлык (для детей маленький и из более мягких куриных частей), выбегает ансамбль в красивых костюмах и начинаются национальные танцы, кто-то уже пьёт на брудершафт, кто уже мешает вино с ракией, кто-то оседлал ослика, все начинают знакомиться и т.п.. Надо отметить, что народу здесь собрано очень-очень много, человек 300. Всех попросили в шуточной форме крикнуть «Мы здесь!», когда будут объявлять страну, так больше всего оказалось поляков, украинцев и белорусов, а слабый писк России, Швеции и Ирландии потонул в их могучем вопле. Началась дискотека, кто-то уже упал на танцплощадке и снова т.п. Всё это действие я описываю динамично, а на самом деле оно очень растянуто по времени. И, честно говоря, всё носит ну очень дежурный характер – и даже болгарские танцы, которые мне очень хотелось посмотреть, тоже какие-то расслабленные, “made in Bulgaria” для туристов. Кто-то лезет знакомиться, кто-то приглашает на танцы – одной рукой кормишь ребёнка, другой ешь сам, ногой отбиваешься от разгоряченных вином кавалеров.

            В общем, мы, обалдев от всего этого, потихоньку ускользнули на первый открытый двор, куда наша группа зашла сразу, как только приехали. Уже вечереет, небо становится сизым, а воздух немного прохладным. Мы двинулись сначала в магазинчик сувениров, а потом увидели, что в соседней избе одиноко сидит болгарка, а на стенах развешаны национальные костюмы. Вошли, и она даже обрадовалась посетителям – народ то весь в танцах-манцах и около винных бочек. Я выбрала чудесный костюм – вышитую цветами белую рубаху, зелёную богато расшитую юбку и жилетку, а на голову мне повязали шёлковый красный платок и прикрепили огромную розу. Самое смешное, что ребёнка тоже одели в шикарную, типа гуцульской, высокую мохнатую шапчонку, дали рубашонку и жилетку и в таком виде мы сфотографировались. Потом сестра. Мы посчитали, что фотографироваться бесплатно это как-то нечестно и оставили болгарке левы. Она долго благодарила.

            Мы вышли предовольные - нафотографировались от души. Воздух уже стал серо-сиреневым, вдруг смотрим - впереди нас круглая, не очень большая площадка-пятачок и на ней рдеет куча угля. Площадку окружают круглые ступеньки-скамейки, и всё выглядит, как открытый мини-амфитеатр. Мы поняли, что сейчас вот-вот уже закончится, наконец, свистопляска и начнутся совсем другие танцы – здесь, на углях. Поэтому мы быстренько кидаем кофты на прохладные камни и усаживаемся на первый ряд – «в партер»J. Минут через десять ор музыки затих и послышался гул бегущей толпы и в одно мгновение всё было занято. Уже сильно стемнело.

            Вышел плотный мужчина в белой рубахе и закатанных по колено штанах и аккуратно граблями распределил кучу красных от жара угольков тонким слоем по всей площади пятачка. Вышла стройная женщина, вся в белом. Она была сильно сосредоточена, как бы ушла в себя. Не очень молодая, но с худенькой, красивой, гибкой фигурой. Нестинарка. Она подняла над головой икону и сначала просто прошла по бордюру вокруг тлеющего угля. Потом постояла, сосредоточилась, снова подняла икону и пошла по углям….

            Это было невероятно, невероятно красиво. Ночь - бархатная, чернильно-синяя. Над головой бриллиантами искрят россыпи звёзд, и очень низко, прямо над нами, висит сверкающий Ковш – Большая Медведица. Вспышки от фотоаппаратов засоперничали с темнотой, а женщина всё кружила и кружила по красным углям, потом к ней выскочил на угли тот самый плотный мужчина и они закружились вместе. Кажется, взволнованное напряжение поддерживалось тянущими и гулкими звуками волынки и барабана – чётко не помню. А дальше мужчина выхватил из толпы какую-то женщину, схватил её на руки и под пронзительные визги как самой ноши, так и возбуждённой толпы стал ходить с ней по пышущим жаром углям и даже опускал её вниз до самого жара, чтобы показать, что всё это не взаправду и по-настоящему. Женщина тоже взяла на руки девочку и прошлась с ней. Потом сделала круг, отпустила её и стала смотреть по сторонам, кого ещё взять на руки. И тут я вытолкнула Своего Ребёнка….

            Она подошла к нам, бережно подняла его на руки и пошла с ним по раскалённым углям. Толпа восторженно ахнула. У меня вспыхнуло сердце так, как будто вместо него положили кусочек такого пылающего угля. Но не от страха. А от чего-то безумно прекрасного и глубокого.

            Я какими-то немыми непослушными руками пыталась фотографировать. Потом нестинарка подошла к нам, опустила ребёнка и тихо сказала «Спасибо». Она каким-то образом поняла (в такой темноте и такой толпе! почувствовала?) что мы русские, и поблагодарила нас по-русски, а не по-болгарски.

            Дальше женщина как-то тихо исчезла. А мужчина-нестинар, её партнёр, стал творить какие-то кульбиты с туристками – схватил одну, достаточно поддатую, задралась юбка, показались трусы, все захихикали, стали вызывать его на бис, откуда-то выскочил пьяный турист и полез повторять нестинарский танец на углях, запахло жареным… Незаметно волшебство улетучилось.

            Угли стали гаснуть, всё закончилось и народ помчался обратно на дискотеку, допивать недопитое, дожёвывать недоеденное и дотанцовывать недоплясанное. Зажатая в толпе, я отстала от сестры с ребёнком, и случайно увидела как нестинар, который танцевал перед нами, подошёл к большому рукомойнику на улице и стал в нём ополаскивать ноги, вернее ступни серые от пепла и золы. Я замедлила ход, хотя сделать это было трудно в густом потоке движущихся людей, все на меня натыкались, а я и сама не понимала, зачем остановилась. Я была просто переполнена поразительными, неведомыми чувствами, и у меня вдруг возникло острое желание подойти и поблагодарить его. Но в то же время я жутко застеснялась. Тем не менее переполнявшие меня восхищение и благодарность всё же перебороли стеснительность, я подошла поближе и сказала что-то типа «Огромное вам спасибо, Ваш танец был просто потрясающим». Нестинар так внимательно посмотрел на меня и спросил «Тебе очень понравилось?» – я закивала головой, заулыбалась и двинулась вперёд, чтобы влиться в толпу. И вдруг слышу – «Стой, вернись обратно». Я удивилась и подхожу опять к нему. Он спрашивает: «Как тебя зовут?» Отвечаю: «Наталья». «Пойдём со мной, Наталья», - говорит он, берёт за руку и подводит к рукомойнику. Набирает полную пригоршню воды и окатывает меня – сначала плещет на лоб, потом на грудь, потом на живот. Дальше просит, чтобы я помочила руки в воде и перекрестилась. Я сделала так. И снова он выливает воду прямо мне на макушку. Когда завершил своё мокрое дело, улыбнулся с серьёзными глазами и говорит: «Ну всё, теперь иди». И я со все ног помчалась к сестре и ребёнку, чтобы рассказать, что сейчас со мной произошло. Состояние у меня было невероятное, как будто я выключилась из шелухи момента и подключилась к чему-то необыкновенно чистому и сильному, у меня сияли глаза, почти вся одежда была мокрой, я вбегаю на танцплощадку, и сразу кувалдой по мозгам получаю оглушающие децибелы: «Я уееду, в Ка-ма-рова – хэп-хоп-ла-ла-лей - на недельку, до второга – ээээхма».

            Болгарское село – это массовая диско-пьянка на открытом воздухе. В принципе ничего не имею против, кроме одного – упивания до состояния хрюшки. Вино, которым нас поили, было достаточно молодым и каким-то пустым. Я выпила стакана три, и практически не опьянела. Поэтому, чтобы упиться до этого состояния, не знаю, честно, сколько нужно было выпить или намешать с ракией. Не буду описывать, что выделывали наши соотечественники, а особенно бывшие (Украина и Белоруссия), которых отлавливали и тащили в автобус. Хотелось закрыть лицо руками – думаете плачу от стыда? – нет, смеюсь сквозь слёзы. Вот одна почти невинная мини-зарисовка: до хрюка пьяная женщина с уволоченным кувшином вина, бессмысленным иканием и отсутствием координации, бьющаяся об стенки кресел, льющая всем вино на головы и бормочущая «Мальч-ик-а жалл-ко». «Мальчик» - это J молодой тридцатилетний белорус, которого опознали среди бесчувственных тел и затащили в автобус последним, закинули на заднее сиденье, и который не мог произнести даже название своего отеля J

            Вообще, главное в этой экскурсии – это танцы босыми ногами на горящих углях под бархатным нереально красивым чёрным с алмазными искрами звёзд болгарским небом. Всё остальное – обрамление - местами очень пошлое. Создаётся впечатление, что людям показали что-то запредельно прекрасное, дали прикоснуться к чему-то запредельно сложному, и тут же густо разбавили порциями дешёвых трюков, танцев, пьянства и обжорства.

            Уже позднее я узнала - что такое нестинарство и кто такие нестинары. Это особая древняя и загадочная болгарская культура. Её корни уходят в то время, когда люди славили Силы Природы, и не только – они умели ещё и общаться с этими силами. Сейчас к этому прилепили насмешливо-уничтожающий ярлык – язычество. Нестинары – это огнепоклонники, углеходы. Современные нестинары обязательно носят белую одежду и держат в руках икону Святых Константина и Елены. Из этого можно сделать выводы, что древние боги и корни забыты и изменились. Но оказывается – нет! Так же как и у нас, многие имена христианских святых наложились на древних богов, как например святой Георгий Чудотворец – на бога Весеннего Солнца Ярилу, святая Параскева Пятница – на великую богиню Женской судьбы Мокошь, святой Николай Чудотворец – на бога Коляду, так и в Болгарии. Святой Константин - это болгарский древний бог - Светок или Великий отец.

 

Продолжение следует.

(с) http://www.pamsik.ru - здесь размещены полные версии наших рассказов и фото.

При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – НатА – обязательны.

Страницы1

4,8/5 (95)

5 комментариев

  1. Гость
    Гость 26 июня

    О хороший отзыв. Вот только читаю и вспоминаю гида Христо. Отвратительный человек. Хотел нас выкинуть посреди экскурсии. Никому не пожелаю такого Я его еще прозвал волосатое чудовище))

  2. Andy
    Andy 25 июля

    24 июля 2012 года был на этой "экскурсии", не ведитесь, банальная пьянка в очень плохом ресторане, нестинар (дядька) 10 минут под свист и одобрительные вопли толпы, потом дыскотека колхозная под "белые розы" и прочее. Вино отвратительное, посуда грязная, обслуживание ниже плинтуса. Привозят в обычную деревню, заводят в огороженный двор, в котором стоит ресторан, природы нема, но много поддатых людей, 50 лев не стоит. Лучше купите нормального вина и послушайте ту музыку, которая Вам близка. Таинством и не пахнет, про нестинаров (настоящих) ни слова. Коротко - ретродискотека.

  3. Гость
    Гость 19 сентября

    Согласна с Andy полностью!

  4. Полина
    Полина 04 октября

    А мне эта банальная душевная пьянка понравилась))) и вино нормальное и дискотека веселая =) не скучно и не дорого

  5. Диди
    Диди 25 февраля

    В июне 2013 года ездили на отдых в Болгарию и заказали экскурсию �Болгарское село� от www.bg-more.com Отличная экскурсия, которая позволяет проникнуться культурой страны, отдохнуть, весело провести время! Очень рекомендую!

Ваш комментарий