Не совсем понятно, почему так мало написано о Горном Алтае, ведь здесь можно встретить людей со всей России, дальнего и ближнего зарубежья.
Здесь можно встретить любителей и профессионалов, энтузиастов и искателей острых ощущений, матрасников и экстрималов, новичков и бывалых путешественников, и каждый, кто приехал сюда, обязательно найдет то, зачем приехал, а если не найдет сразу, то вернется сюда еще раз. Потому что если ты заболел этим волшебным краем – это надолго, если не навсегда…
Наше путешествие начиналось в городе Новосибирске. Здесь мы (а было нас 13 туристов – Омск, Москва, Магадан, Новосибирск) разместились в автобусе ранее комфортабельном, ныне более удобном, чем пассажирская газель (в прошлый раз заброска до Тюнгура, а это 20 часов хода, осущест-влялась посредством той самой пресловутой газели) и двинулись в путь.
Кто-то ехал на сплав первый раз, кто-то ждал встречи с Алтаем, как со старым знакомым, но, все хотели побыстрее добраться и окунуться в приключение под названием «Сплав по Средней Катуни в большую воду».
Многие спорят, по поводу воды « лучше в большую, лучше в малую или в среднюю», я думаю, что Катунь хороша при любой воде. Главное – твое настроение, компания и хороший капитан. Как подручное средство может использоваться борзянка, которая выручит если очень холодно, никак не находится нужных слов при игре в «Голубую корову» или вылетел из головы самый свежий анекдот. Борзянка – это чудесное средство крепостью выше 40 градусов и употребляемое только вечером у костра, если, конечно, вы приехали для того, чтобы адекватно определять сложность порогов, а не количество борзянки вливаемое с утра, так чтобы целый день под откоc. Более емкого названия этому волшебному напитку трудно придумать, и подарено оно было нам на Алтае нашими гидами.
В нашей компании все сложилось, как в хорошей песне. Двух туристов мы высадили в Усть-Семе, (они шли на пешее восхождение). Здесь же мы оставили часть денег, возможность пользоваться сотовой связью и заходившее солнце. С этого перевала начиналась вечерняя горная дорога до Большого Яломана. В один момент ехать стало совсем грустно и пришлось подручное средство использовать как универсальное – и время побежало быстрее и жить стало веселей…
На Яломане мы были около двух часов ночи. Какое большое спасибо мы сказали нашим гидам за то, что палатки уже стояли, и нам не пришлось под звездным небом искать колышки для палатки. В ход пошла борзянка, потому как в первый вечер в компании незнакомых людей, с которыми тебе «рвать воду» семь дней, лучшего средства для сближения не найти. Правда, был у нас один разочарованный человечек, который не мог понять, за каким чертом он потащился в ночь, когда нечего есть, кругом песок, нельзя ходить в туалет, потому что рядом курган (захоронение) и вообще - о чем говорит эта горстка сумасшедших?
Разочарование усилилось в 5 часов утра, когда автотуристы с Кемерово достали рупор и стали орать «Подъем, каша стынет». Наша Люба, путешествуя таким образом первый раз, подумала «это ко всему прочему еще каждое утро меня так будить будут?» стала распихивать нас в поход за кашей, на что мы ей ответили «ты сходи нам набери, мы потом поедим». И вот человек, который ненавидит, когда его будят, ненавидит вставать в пять утра, но раз зовут – надо идти, выползает из палатки… Пусть Родина гордится такими людьми – успокоить «разговорившихся» туристов, разогнать стадо коров, сфотографировать восход, снова лечь спать не отведав каши – это поступок!
А разочарованию оставалось жить совсем чуть-чуть, как и присутствию автотуристов, потому как от Яломана до Еланды дороги практически нет, и создается впечатление, что ты один на один с величественными горами, рекой, то утихающей, то взрывающейся каскадом порогов и воронок, бесконечной тишиной и полным отсутствием цивилизации.
Правда, постоянными нашими спутницами были коровы и их дети, откуда они взялись там, где даже намека нет на людское жилье, нам было не понять, но их присутствие мы ощущали постоянно, на одной из стоянок нам пришлось использовать весла, как лопаты, дабы расчистить пяточек под стоянку.
И вот утром собравшись, мы двинулись в путь, правда, путь был очень коротким, так сказать проба весла, но зато, сколько времени мы потратили, втискивая себя в гидрокостюмы (это при 34 градусной жаре). Можно было бы отдельно написать рассказ, но вещь это незаменимая и крайне необходимая, поэтому, если не купить, то хотя бы взять в прокат, крайне рекомендую. Хотя, до этого четыре года обходились без него…
Теперь про цивилизацию – здесь присутствует некоторая недоговоренность, потому что на Средней Катуни кусочек цивилизации есть, и еще какой! Проведя три дня на воде, и даже принимая холодные Катунские ванны, ночуя в палатки и коротая вечера в хорошей компании у костра, начинаешь подумывать о чем-нибудь сугубо комфортном.
А что такое три дня на солнце, после вечернего костра со всеми подручными средствами? В общем, когда наш гид сказал, что на стоянке Урсул есть чудесная баня и магазин с пивом – счастью нашему не было предела, как не было предела той силе, с которой мы замахали веслами и даже порог Шабаш, который интересен и опасен при любой воде, не стал для нас препятствием. Конечно, Шабаш посмотрели сначала посуху, ведь каждую неделю ситуация меняется, и путь к бане был не только долгожданным, но и экстримальным…
На Урсуле мы оставили последние деньги, оказалось, что денег взяли мало или расходы были несоизмеримы, ведь баня стоит 200 рублей с человека, а пиво в 3,5 раза дороже. Но, учитывая то, что дороги там, как таковой нет и нет электричества (хозяева используют генератор), присутствие этого оазиса с пивом, и прочими элементами традиционного быта (зубные щетки, паста, прокладки, шампунь, пленка для фото и т.д. и даже ШВЕПС, которого мы не могли найти в городе) показалось нам настоящим чудом!!!
И не с какими деликатесами не сравнится шашлык из косули, тут же замаринованный и съеденный после бани у костра! За что еще одно огромное спасибо нашему гиду Андрею, более эффектного урока по искусству продаж мы давно не видели, да и косулю, пожалуй, так мастерски давно не продавали!
Вечер удался, как в общем-то и ночь, и двинулись мы в путь на следующий день уже после обеда. Говорят, Катунь в переводе звучит как «ведьма», не могу спорить, но ее характер, нам, расслабившимся после стоянки Урсул, пришлось испытать на себе.
Некоторые даже не стали одевать гидрокостюмы, стояла страшная жара, да и тело было каким-то вяленьким. В этот день у нас был порог «Клизма», а перед ним «Самультинские бочки», о существовании которых, мы как-то и не вспомнили. Не успели мы отчалить от берега, как вода перестала быть спокойной и за командами капитана «Все ход!», мы так и не поняли, что произошло, или это продолжение волны, которая нас накрыла, либо мы кильнулись. Мы кильнулись – это было очевидно, все шесть туристов и капитан оказались в воде. Помня руководство капитана, сам пропади, а весло спаси, действовали крайне собранно. Киль был у всех первый, в том числе и у капитана, но по его отзывам мы оказались очень организованной командой. Ребята, шедшие на соседнем рафте, даже не успели достать фотоаппарат, чтобы зафиксировать факт переворота и оверкиля.
Скажу одно – более яркого впечатления не было давно!
В процессе, у нас открылся холодильник, мы утопили всю колбасу, чай, халву и некоторые очень необходимые вещи. Кепки смыло практически у всех, да и с очками остался только один член команды. Потом мы полчаса гонялись за пачками чая и еще чем-то, но это уже не имело никакого значения, потому что мы все находились в состоянии эйфории от того, что произошло. Мы гордились собой, гордились своим капитаном и радовались тому, что это случилось именно с нами…
Это потом уже были «Пни», и остервенелый крик капитана «Все ход, б…!» и мы действительно «рвали воду», чтобы вытащить наш «шестисотый» из воронки, которая сносила нас на скалы. И уже после мы смеялись над капитанам «коммерческого» сплава, который перед «Пнями» сказал нам «Идите первыми, а то я не гид, я футболист!». И надо было видеть лица двенадцати взволнованных туристов, не понимающих – шутит он или они погорячились, когда отправились на трехчасовой сплав на экскурсию с совершенно незнакомым человеком в каске.
А пока было разговоров на весь и вечер и припасенная ребятами из Магадана бутылочка стограммового «Немирова» празднично окончила свое существование, потому что повод был и повод был достойный!
Уже в Еланде мы обнаружили стойкое присутствие цивилизации, здесь расположен детский лагерь «Амаду», есть баня, пантовые ванны, а в деревне магазин – где есть и пиво и борзянка и мороженное, но больше всего нас рассмешило то, что продавца зовут тетя Галя, так же, как женщину, которая потчевала нас пивом на Урсуле. Мы решили, что все важные здесь люди – тети Гали.
Но все хорошее когда - нибудь кончается. В Еланде остались трое ребят, у них был тур «Средняя укороченная», остался наш капитан, готовить снаряжение для нового тура, а мы отправились по Катуни в сторону «Царской охоты». Здесь мы шли на маленьком желтеньком рафте – четыре девчонки и капитан Саня, который подарил нам нижнюю Катунь во всем ее великолепии, и на Семинском пороге мы испытали чувства близкие к «самультинским». А у ребят на соседнем «шестисотом», появилась идея создать новую игрушку – «Барби – Капитан».
Потом была «Царская охота», баня, ресторан (почти королевская роскошь, подаренная нам турфирмой).
Текила рекой – Екатеринбург гуляет. Ночной бассейн, дискотека. Но ничто не сравниться с блекнущими перед восходом звездами, сосновым запахом вековых красавиц, с журавлиной парой, о чем то воркующей на закате, с маленькой утиной семьей в тихой заводи, с шумом реки, которая как будто говорит с тобой о самом сокровенном и о том всепоглощающем чувстве единства, которое возникает, казалось бы, из ниоткуда и остается навсегда.
Я не буду называть турфирму, во избежании подозрений в рекламе. Я просто скажу, что это были настоящие Братья, настоящие Катунские волки, подарившие нам приключение под названием «Средняя Катунь в большую воду».

Автор Ольга

1. Сергей
    Сергей 02 июля

Двадцатьпять лет прожил в Алтайском крае. В Горном был 8 раз. Сплав по Катуни, конные маршруты (особенное впечатление), тарзанка с дамбы, да разве все перечислишь. Разве можно описать Телецкое озеро? Недавно мой друг, тоже из Питера, побывал там. Его впечатление:" Какая Швейцария? Какая цивилизация? Это надо видеть, надо почувствовать,"попить катуньской водички" И я с ним согласен!

2. Илья
    Илья 06 июля

Средняя форева!
    Я понял что средняя катунь это великое благо, по сравнению с нижней, ибо природа там чистая, практически никаких следов цивилизации в виде санаториев и лагерей, сотрясающих округу мощными басами дискотеки. Созерцая великолепные горы, колбасясь в очередной шевере или просто разбивая лагерь, начинаешь проникаться всем этим величием и в то же время простотой и наконец-то понимаешь - так вот, мля, зачем я живу!

без имени 08 июля

от автора
    спасибо за рисунок, разница лишь в том, что у нас был, практически, vip тур и у нас были сульчики и раскошный стол!

без имени 08 июля

от автора
    прошу прощения, роскошный стол

5. Наташа
    Наташа 08 июля

К сожалению, в отличии от предыдущих комментариев, добавить реплику по самому путешествию не могу, так как сама участие не принимала. Но мне хочется выразить безмерное восхищение самим рассказом. Читая его строки, мне так легко было представить себя среди девственной природы, услышать журчание воды где-то внизу и озябнуть от капелек холодной воды, принесенных ветром с берегов Катуни. И Вам, Дорогой Автор Ольга, за это спасибо, так как для армии людей не умеющих плавать и панически боящихся не только бурлящих рек, но и бассейнов глубиной 2 метра, к которым я себя отношу - иметь возможность читать, а значит и представлять себя в гидрокостюме,в рафте, спускающийся по какому-нибудь крутому порогу - это просто подарок! Желаю Вам успешных сплавов, хорошей команды и незабываемых впечатлений и в будущем! А мы, Ваши читатели, будем ждать очередных красочных рассказов!

6. Тараканов Александр
    Тараканов Александр 25 мая

Не придел
    Расказ отличный, но это не придел восторга. Есть еще верхняя Катунь и множество притоков Катуни, от туров по которым получаешь кучу эмоций и заполняешь вены адреналином. А есть еще множество рек на Саянах ни сколько не уступающих Алтаю. Путешествуйте господа туристы.

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…