Довольно спонтанным было решение ехать, довольно спонтанно собралась команда. Тем не менее, поездка, хоть и всего на неделю - удалась. Впрочем:

День –1-й и 1-й (25-26.09.04).

Что интересно – предчувствия были у всех. Нехорошие такие. Оправдались – на самолет мы опоздали. Сели в барчике и стали думу думать – вернее, это команда стала думать думу а я стал звонить по всем телефонам и ругаться.

Ругань, однако, действие возымела – и, ровно через 20 часов мы уже сидели в салоне Боинга компании JAT, который и нес нас к Белграду. Почему к Белграду? А другого рейса не было – пришлось на Тиват через Белград лететь. Что, впрочем, было все равно, ибо Белграда мы так и не увидели – стыковка в аэропорту была всего 30 минут (не страшно – аэропорт огромный, старый и на ¾ просто закрытый). Прямо на выходе из самолета нас подхватила милая женщина в форме, волоком протащила сквозь паспортный контроль, буквально выдернула наш багаж из кучи, бегом впихнула в уже ревевший моторами Дуглас… а опомнились мы уже в воздухе. Рассадили нас, само собой, в разные концы салона: Женя сразу уснул, девчонки принялись добивать бутылку «Джонни Уокера», а я, как «русский брат» (это не шутка!) всю дорогу развлекал рассказами о русской жизни православного священника (почему-то с косичкой).

Вообще, сербы и черногорцы к русским относятся весьма неплохо и еще не видят в нас, как братья-хорваты, ходячий кошелек с денежкой. Можно и за жизнь пообщаться, да и помощь всегда окажут, если что.

Моя «Дарья» меня ждала, тихонько покачиваясь у пирса. Пока команда занималась положенной ей работой – т.е. таскала вещи и восхищалась видом огромных, нависших над заливом гор – я пошел за судовыми документами и ключами к хозяину марины. Владо – личность колоритная: первый черногорский миллионер и первый банкрот. Миллионы свои зарабатывал весьма интересно: в годы экономических санкций купил финский паром и стал гонять его в Италию. Напрямую – 100 миль, 5 часов ходу. Средняя загрузка 20-тысячетонного судна – 10 человек. Но!..
Топливные танки вмещали почти тысячу тонн, а расход туда-обратно составлял едва ли больше 20… Стоит ли удивляться, что паром заправлялся в Италии шесть раз в неделю под пробку…

Владо получил подарок (Уральский бальзам), я – традиционную чашку кофе и ключи. Команда дисциплинированно ждала на пирсе, не решаясь пройти по узкой сходне. Пришлось показать пример и, наконец, познакомить их с домом на ближайшую неделю…

…Как ни странно, но традиционного знакомства с яхтой для новичков, т.е. удара пальцами ноги о комингс, а следом за тем – лбом о подволок – не произошло. Или уже оморячились (но с чего бы?) или благотворно подействовало виски. Пока готовили ужин и накрывали на стол, я быстренько произвел осмотр перед выходом и был здорово разочарован – приемник отсутствовал. Гм… выяснилось, что в нем просто что-то сгорело и Бранко (механик марины) уволок его в ремонт. Попытки найти Бранко результата не дали (черногорцев, вообще-то, и днем не найти, не то что вечером), так что всю неделю обходились без музыки. В принципе, при наличии достаточных запасов – нормально. Слушали музыку волн…

…Объявился земляк (в смысле – из России). Строит весьма интересную штуку – домик на воде. Который сам ходит по заливу, подобно кораблю. Этакий контейнер на корпусах из стеклопластика. Земляк по имени Игорь страшно соскучился по русской речи, поэтому с радостью принял предложение выпить виски. Утешил загрустивших было при виде тучек на небе новичков, похвалил «Дарью» и с большим воодушевлением принялся описывать свой домик. Впрочем, слушали его мы довольно вяло – дорога и напитки сделали свое дело. Учитывая, что выход я назначил на ранее утро, после ужина волевым приказом отправил всех спать. По просьбе экипажа, правда, провел инструктаж по пользованию гальюном и спасательными поясами. Забегая вперед, отмечу, что пояса не понадобились…

День 2-й (27.09.04)

С утра выпала настолько обильная роса, что пришлось натянуть непромокаемые штаны. Дизель весело затарахтел, отфыркивая за борт непрожеванную солярку. В тесноте, да не в обиде – вывернулись из марины впритык, но очень ловко. Женя получил первичный навык работы с мурингом, затем остался на носу яхты как впередсмотрящий. Ненадолго – пейзажи по сторонам вынудили его пойти за камерой. Посмотреть в Которком заливе и правда, есть что: одна церковь на насыпном островке чего стоит… Дальше Которский залив переходит в Тиватский, по берегам которого в изобилии разбросаны укрытия для подводных лодок Третьего рейха времен Второй мировой, а на выходе в открытое море – система австрийских фортов 18-го века, надежно закрывавшая в свое время выход из залива.

…И вот оно снова – открытое море. Первая волна легко поднимает нос, первый порыв ветра заставляет яхту слегка накрениться. Даже у меня выход в открытое море вызывает сентиментальные чувства, что уж говорить о новичках! Правда, вопросы типа «Когда же будет шторм?» и «Когда нас укачает?» заставляют меня напрягать мозговые извилины в поисках цензурного ответа на первый и популярно объяснять особенности работы вестибулярного аппарата в условиях резонансных колебаний внешней среды на второй – но видно, что ребятам (и девчатам) весьма нравится все, что они видят. Но – хватит глазеть по сторонам, нужно и поработать.

Машу, как самую нетерпеливую, ставим за штурвал, а сами начинаем работать с парусами. Вот хлопнул и наполнился стаксель, вот, мотнув гиком, поймал ветер и грот… Непередаваемо чувство, когда замолкает тарахтящий дизель и слышно только журчание воды за бортом и гудение натянутой парусины (это поэтическая вольность – на самом деле паруса давно делают из дакрона или даже кевлара).
Яхта, накренившись, режет носом податливую воду, чуть взбрыкивая кормой, когда ее догоняет волна – экипаж просто балдеет. Даже начавшийся дождик, похоже, не может испортить ему настроение…

…Эге, Жене не хватило непромокаемых штанов – так и ходит в шортах и штормовой куртке. Не жалуется. Остальные закутались по самое не хочу, я же, как самый опытный, натянул еще и сапоги. И правильно сделал – возле Цавтата нас подхватывает небольшой штормик, идущий полосой – ничего особенного, но с неба начинает лить побольше и кроссовки моментально бы промокли. Судя по карте (и опыту) до Дубровника остается миль 10, т.е. около полутора часов хода – а значит, вполне успеем засветло побывать и в городе.

Вход в марину в Дубровнике всегда впечатляет – кажется, что огромный подвесной мост, протянувшийся над заливом, вот-вот снесет мачту. И хотя знаешь, что это не так – над мачтой добрых пять метров – все равно всякий раз смотришь вверх. Две мили по заливу яхта проходит, бодро тарахтя двигателем, экипаж на удивление быстро и не упустив ни одного, вешает кранцы – и вот мы уже между створов. Чегой-то никто не встречает – ленивые они, хорваты, дождь, выходить неохота… Ну и ладно – с разгону ювелирно втыкаю яхту на понравившееся место. Швартовы заведены, муринг натянут – теперь уже не прогонят. Официально поздравляю команду с первым переходом, поднимаем по рюмочке… нет, по стаканчику – рюмки в море не в ходу. Программа на вечер проста – ужин, вино, Дубровник. Барометр идет вверх, что дает повод для оптимизма.

Оптимизм оправдывается – едва собрались в ресторан, как кончился дождик и даже проглянуло солнышко. Ресторан прямо в марине с хорошим названием «Клуб капитанов». Кстати, и кухня там отличная – но это к слову.

Рекомендую всем «мешано мясо», но Маша предпочитает рыбу, а Лялька берет медальоны (из телятины с грибами). И, естественно, «точено вино» - то есть, местное. И "црно", и "бело" - то есть и красное, и белое. И Интернет – но после вина, так что просим прощения за написанное под большим хмельком. Горяченькое тает во рту, вино молодое и идет очень легко – вот только потом ноги начинают отниматься…

Наблюдение: в Хорватии не любят разогревать еду. Каким бы маленьким не был ресторанчик, он обязательно имеет свою кухню. Отлично готовят мясо и рыбу, чуть хуже – овощи (совсем не готовят, если быть точным – просто режут). Неплохо представлена итальянская кухня. Великолепные сухие вина – есть и молодые, и выдержанные. Отличное местное пиво. И «жестока писа» - крепкие напитки. Впрочем, обычно хватает вина – в жару лучше брать молодое и просить льда.

Дубровник… Жемчужина Далмации – и вполне заслуженно. Хотя, мне он уже не так нравится – слишком шумно и многолюдно, но остальная команда видит его в первый раз и чуть ли не пищит от восторга – впрочем, этому проявлению чувств наверняка способствует выпитое за обедом вино. Старый город весь выложен камнем, вычищен и вымыт после дождя, узкие улочки призывно распахиваются навстречу… Сразу за воротами – фонтан, где в старые времена обязаны были вымыться перед входом в город все приезжие. Чуть левее – торчащий из стены «камень желаний» (устоишь минуту – сбудется желание; впрочем, из всех известных мне людей это удалось только моей дочери 8-ми лет), экипаж пробует постоять на нем, но даже крики тут же собравшихся болельщиков не помогают – камушек с секретом:)).

…Вымощенная камнем улица выводит к старому порту, над которым глыбой нависает здание арсенала. Через вторую арку проходим на площадь к собору – у тут вдруг буквально ударяет по ушам великолепный джаз. Плюхаемся за столик, берем пиво, хлопаем в ладоши, подпеваем – оттягиваемся, в общем. Наше поведение никого не шокирует – все вокруг веселятся также – оркестр в баре играет попурри из джазовых мелодий, мелодий из кинофильмов и просто собственного сочинения… Красота…

Вернувшись из Дубровника, выпили рома и пошли купаться в бассейн… Между прочим, за этой простенькой фразой стоит довольно большое событие, ибо на улице достаточно холодно. Но ром… это напиток, пробуждающий в душе некие струнки, казалось бы, давно и прочно забытые, вызывающий поэтические чувства даже у прозаиков… а попросту – здорово дает по башке. Хороший ром настолько ароматен, что его можно и не закусывать. Поэтому и решили искупаться на сон грядущий. Затем выпили еще немножко рому (так, пустяки – около литра)…

День 3-й (28.09.04)

Заправка - в устье реки. Плюсы: пролитую солярку тут же уносит и у заправки не воняет. Минусы: здорово узко и мелко, яхту сносит сильным течением. Однако мои уже освоились: пока я крутился в развороте, приготовили концы, и, едва яхта мягко притерлась бортом к кранцам, подали их на берег. Толстый хорват лихо залил танк, не забыв протереть борт от пролитой солярки тряпочкой с моющим средством – сервис, вызвавший немало пересудов в экипаже. Но – впереди сорок миль, поэтому я даю полные обороты и «Дарья», быстро пройдя выходные знаки, разворачивается к норду. Курс – Корчула.

Ненастье, однако. Поставленные паруса намокают, по палубе лупит дождь. Команде хочется рому. Что интересно – барометр по-прежнему идет вверх, но… все равно, стоишь в сапогах. В миле перед носом внезапно возникает молочно-белая стена, чрез минут пятнадцать врезаемся в нее – дождь, плотный, очень плотный тропический дождь. Видимость падает совсем, перед носом видно едва на пол-кабельтова.

И сразу – солнце. За полосой дождя моментально становится настолько сухо, насколько это возможно. Палуба и тенты активно парят, высыхая, мы – раздеваемся, ибо в штормовой одежде больше не выстоять – сауна. Проходим проливчик, команда подступает с ножом к горлу – купаться!

Купаться, так – купаться. Ставлю лесенку, Женя, как самый нетерпеливый, тут же плюхается в воду – 22 градуса, терпимо, даже ром никто не просит. Впереди, на горизонте – остров Корчула, на котором, по статистике, 250 дней в году – солнечные. Кстати, могу подтвердить – там даже штормит с солнышком.

Накупавшись, народ решает готовить обед. Ветер спал, премся на дизеле, качает совсем мало – с готовкой справляются. В принципе, хватило бы и сэндвичей с вином, но и нормальный обед проскакивает нормально. Острова отходят в сторону, на фоне Млета, лежащего мористее, ясно проецируются чьи-то паруса – сезон не закончен, отдельные яхты будут шататься здесь вплоть до декабря, а затем либо встанут на зимнюю стоянку, либо уйдут к югу. А пока – ловят береговой ветер…

Длинный берег Млета, наконец, закончился. Корчула видна уже яснее, скоро войдем в пролив, а там встанет из моря красивейший город – мое любимое место на Адриатике. Совсем маленький, расположенный на выдающемся в море мысу, город – которому 1000 лет, в который вернулся после своих странствий (и, вроде бы, родился здесь) Марко Поло, город, бастионы которого продолжают стеречь пролив от врага, мрачно нацелив в море жерла чугунных пушек. И все-таки – душевный, веселый, космополитичный портовый город, гордо возвышающийся старинными башнями и громадой собора над Адриатикой…

Похоже, места в марине нам не досталось. Но нет, машут рукой в «аппендикс» - там как раз места на три-четыре яхты. Нагло обогнав поляков и немцев, на полном ходу влетаю в малюсенькую гавань. Приходится резко реверсировать двигатель, подаем концы – нас подтягивают к берегу, борт о борт лепят поляков, затем фрицев – а всем остальным, увы, не повезло: придется на якоре стоять. Летом бы оно ничего, но осенью – удовольствие то еще…

Пошли в город – благо, марина прямо под стенами. Красота – поднимающиеся на холм узенькие улочки, вымощенные камнем, который топтали еще венецианцы, тянущийся из сумрака переулков запах разросшихся цветов, дух древности, ощутимо ложащийся сверху, опускающийся от стен домов, каждому из которых не менее 400 лет…

А здесь готовят самую вкусную пиццу по обеим берегам Адриатики – завсегда захожу в эту кафешку. Пиццу («нормал», между прочим) диаметром сантиметров тридцать Лялька смолотила быстрее меня – однако! По глазам видим, что хочет еще, но с большим сожалением отказывается от добавки – боится, что в люк не пролезет. Прогулявшись по набережной, я отправляюсь спать – переход был довольно утомительным, да и я чего-то вышел из формы. Остальные же отправляются погулять по ночному городу, заходят в диско-бар – и зависают там до тех пор, пока зевающие хорваты с горя не сжигают свой музыкальный центр, чтобы хоть так намекнуть этим русским, что ночью, вообще-то, нужно спать, а уже утро…

День 4-й и далее (29.09.04-02.10.04)

Утром получил штормовое предупреждение с норда – это довольно хреново. Как-то раз по такой же причине я завис на Корчуле дня на два – а потом пришлось выгребать против волны и ветра 18 часов. Поэтому принимаю решение – валить обратно в Дубровник, тем более, что по пути – отличная погода. Выходим резво, не цепляя в тесноте гавани никого – с пирса одобрительно машут вслед. Ветра, правда, нету. Уступая настойчивым требованиям экипажа о купании, миль через 15, в проливе выгружаю экипаж в воду и закладываю лихую дугу мористее – неохота стоять у камней. Фрицы со встречной яхты гогочут и, видимо, не против подобрать девчонок – Женя, типа, и сам до берега доплывет. Бросаю якорь чуть дальше, даю целый час на купание – радуйтесь! До того радуются, что в момент выпивают 3 литра вина и кое-кто (не будем говорить кто, хотя это был слоненок(с)) тут же топит стакан – больше посуду не доверяем, «кое-кто» дальше пьет из горла (из пятилитровой бутыли). Накупавшись, берем курс на Дубровник, куда и прибываем через пару-тройку часов.

Второй раз в Дубровнике ведем себя осмотрительнее, обедаем в старом городе, гуляем, народ активно покупает сувениры – в общем, как обычно. Правда, обратный путь на яхту все равно тонет в хмельном тумане…

Путь в Котор в море проходит на редкость спокойно – солнце светит, ветерок слабенький, зыбь легкая. Останавливались купаться два раза, последний – на Хорватско-Черногорской границе, нас пристально рассмотрели в бинокли и решили торпедный катер не высылать – побоялись, что не справится (крейсеров у Хорватии нет, а Черногорцам, как всегда, по барабану). И снова вдоль череды укрытий для подлодок, мимо судоверфи и церкви Святого Николы (на островке) – домой. Завтра нужно снять паруса, прибраться, законсервировать яхту на зиму – в общем, работы полно…

…Объявился Бранко – механик. Здоровенный серб (или черногорец – Аллах их знает, в чем разница) с усами «а-ля Семен Михайлович», с прической «под Котовского», с замотанным глазом. Приемник, оказывается, будет жить, но потом – чего-то там внутри сгорело.

…По берегу гуляет девушка – Женя сильно хочет познакомиться, но девушка берет акваланг, садится к Бранко в лодку и уплывает. Женя в печали – сумел узнать только, что девушку зовут Яна…

…Женская часть команды отличилась напоследок – пошли погулять пешком, приехали на машине, уехали на машине, приехали – на двух. Черногорские парни оказались застенчивыми и знакомится не пришли. Маша и Оля с оч-ч-чень честными глазами оч-ч-ч-ч-ч-чень заплетающимися языками заявляли, что выпили только три бокала вина на двоих (позже выяснилось, что они курили еще толстые сигары из зеленых листиков – впрочем, какое это было растение, нам узнать так и не удалось).

…В аэропорт нас повез Бранко на очень старом, но очень чистом Мерсе – здорово у него скребет переднее правое колесо, но гонит быстро. Подъезжаем – стоит на поле наш самолет от КрассЭйр – но только вышли из машины, только зарегистрировались – самолет взял и улетел… без нас. Опять? Но регистрация идет, народ валит – непонятно… Прилетел второй самолет – ИЛ-86, старенький такой, надписи кривые, фюзеляж выправлен плохо…

…Выпили напоследок в полете бутылочку рома…

P.S.Да, зачем это все нам нужно было? Пожалуй, сказать можно только так:

"Изведать то, чего не ведал сроду,
глазами, ртом и кожей пить простор,
кто в океане видит только воду,
тот на земле не замечает гор.
Пой, ураган, нам злые песни в уши,
под череп проникай и в мысли лезь,
лей, звездный дождь, вселяя в наши души
землей и морем вечную болезнь..."

В.С.Высоцкий

P.P.S. Фотоальбом - http://foto.za.ru/show.xhtml?idAlbum=1411, еще один - http://foto.za.ru/show.xhtml?idAlbum=1409

Автор Максим

Страницы1

5,0/5 (1)

8 комментариев

  1. Маруся
    Маруся 13 октября

    Здорово!
    Молодцы, ребята! Сразу же захотелось опять в Хорватию (ходили в начале сентября на Баварии-44) Максим, а ты кроме Адриатики где ходил? Можешь сравнить ощущения? А то выбираем акваторию для следующих путешествий...

  2. Дарья-Zippa
    Дарья-Zippa 13 октября

    привет морским волкам от морских волчат!!!
    Присоединяюсь к Марусе - мы ее тоже от штурвала не могли оторвать во время нашей регаты - расскажите нам, если вы еще где-то были!

  3. Максим
    Максим 13 октября

    Ответ
    Ходил по Эгейскому, Ионическому, Средиземному, выбирался в Атлантику - почти до Канар. Океан, конечно - это океан, Эгейское - более, как бы сказать, суровое в осенний период. Средиземное - мало отличается от Адриатики летом, разве что переходы побольше. А чем, собственно, плоха Адриатика для отдыха? Переходы небольшие, достопримечательностей хватает, сервис неплох (если в Албанию не соваться:)). В эгейском, особенно на греческих островах - сервис куда хуже... А вообще, если не только для отдыха - хорош маршрут Корфу-Крит-Мальта-Корфу, либо по Балеарским островам (но там дорого), либо Мармарис-Родос-Хиос-Лесбос и обратно. Если еще что-то интересует - пишите на мыло, так проще отвечать и можно файлы прикрепить.

  4. Маруся
    Маруся 13 октября

    Спасибо!
    Завидую, особенно про океан. На Адриатике, несомненно, хорошо. Но для меня, наверное, она показалась слишком уж пляжным вариантом - ветровку за все время одевала раза два максимум (правда, ходили мы возле островов). Хочется больше здорового экстрима. Хотя, его, наверное, на любом море найти можно... А какие технические характеристики вашей Дарьи?

  5. Максим
    Максим 13 октября

    Ветровка в нашем деле - не главное:)))
    Тип - Feeling 486, бермудский шлюп, 49 футов, 4,5м - ширина, 4 каюты, Yanmar 60лс, 1996 года постройки, ну, и вообще все остальное: GPS там, радар и прочее. Генуя - 100кв.м, грот - 70. Купил в прошлом году у австрияка, один хозяин, очень удачно сторговались. Теперь бы еще генакер прикупить, да постоянно по мелочам под себя подгоняю - это процесс непрерывный:). Держу ее в Которе, там значительно дешевле, чем в Хорватии - раза в 4. Кстати, летом она у меня (когда свободна от меня ;)) в чартере работает - надо будет, дам телефон компании, обращайтесь. У капитанов есть права на обучение, можно повышение квалификации пройти (если нужно, конечно). Не считаю, что Адриатика - пляжный отдых. Для двух недель летом - нормально (ветра только мало). Зато - виза не нужна, чартеры часто летают. Конечно, Эгейское море для яхтинга побогаче будет - но, если вспомнить, как мы на Родосе (!) соляру на борт в канистрах за 700 метров таскали - то сервис на первое место все-таки ставить будешь:)))

  6. Максим
    Максим 13 октября

    Ветровка в нашем деле - не главное:)))
    Тип - Feeling 486, бермудский шлюп, 49 футов, 4,5м - ширина, 4 каюты, Yanmar 60лс, 1996 года постройки, ну, и вообще все остальное: GPS там, радар и прочее. Генуя - 100кв.м, грот - 70. Купил в прошлом году у австрияка, один хозяин, очень удачно сторговались. Теперь бы еще генакер прикупить, да постоянно по мелочам под себя подгоняю - это процесс непрерывный:). Держу ее в Которе, там значительно дешевле, чем в Хорватии - раза в 4. Кстати, летом она у меня (когда свободна от меня ;)) в чартере работает - надо будет, дам телефон компании, обращайтесь. У капитанов есть права на обучение, можно повышение квалификации пройти (если нужно, конечно). Не считаю, что Адриатика - пляжный отдых. Для двух недель летом - нормально (ветра только мало). Зато - виза не нужна, чартеры часто летают. Конечно, Эгейское море для яхтинга побогаче будет - но, если вспомнить, как мы на Родосе (!) соляру на борт в канистрах за 700 метров таскали - то сервис на первое место все-таки ставить будешь:)))

  7. Маруся
    Маруся 14 октября

    Да, своя яхта это хорошо! А часто получается выбираться походить?
    Моей квалификации хватило пока только на то, чтобы по фоткам заметить, что вооружение бермудский шлюп, и яхта длиной ок. 45-50 футов :))) Про возможность арендовать - спасибо, может и попросим координаты. Хотя следующую поездку пока планируем на Белое море, потом - может быть, Эгейское. К вопросу о правах обучения: а в Хорватии разве можно международный сертификат об обучении получить?

  8. Максим
    Максим 15 октября

    Можно
    сертификат ISS можно получить везде, где есть школа в формате ISS. Но мы-то предлагаем морскую практику, а экзамен в России на русском языке:)) Просто наши шкиперы имеют права шкипера-наставника в системе ISS, что значит - все, что он напишет в зачетном листе, зачтется в любой школе ISS.

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Ресторан Старая Мельница

Ресторан Старая Мельница

Ресторан Старая Мельница (Restaurant Stari Mlini) находится в историческом здании начала XVIII века. …