Одним словом, нашей команды достаточно, чтобы имя Ганы прозвучало на всём пространстве Бывшего Союза. Сейчас Гана, как и большинство африканских «развивающихся стран», российской публике мало интересна. Мы сами еще «развиваемся». Эпоха большой любви и дружбы прошла, да и сами африканцы давно поняли, чьи в лесу шишки, и заигрывают с бывшими хозяевами и американцами, а не с нами. Однако, наши авто в Гане еще попадаются на улицах. И девушек наших ганцы замуж берут и увозят в далекую Гану.

Оформляя визы на нашу группу, столкнулся в консульстве с молоденькой барышней и внаглую поинтересовался, что ей здесь надо, то есть зачем в Гану едет. Может, думаю, этнографию или язык ашанти изучать для каких-то надобностей, но она, потупив взор, ответила, что едет в Гану на ПМЖ… Ну что ж. Как говорится, некоторые любят погорячее.

Надо сказать, что нашей группе Гана не очень понравилась. Некоторые вообще негров возненавидели и поддались наплыву ностальгических чувств по старым временам. Высказывались мысли, что белые колонизаторы негров учили, учили уму-разуму, а всё без толку. Откровенно говоря, англичане не очень-то старались кого-то учить. Это французы в каждой колонии насаждали Кодекс Наполеона и заставляли всех детей в школах учить французский. Англичане оставляли больше свобод, особенно для племенных вождей, князьков и царьков. И делали они это по практическим соображениям, в противовес французскому идеализму. Еще Киплинг сказал, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток. Вместе им не сойтись». Можно перефразировать, не меняя сути: Север есть Север, Юг есть Юг. Два мира. Мир рационализма и практицизма и мир иррационализма и бесшабашности.

Это они столкнулись в точке мимолетного соприкосновения окон Всемирного Торгового Центра с носом лайнера-камикадзе.
Почему мальчишки в придорожной деревне на подъезде к Кумаси продают портреты Бен Ладена? Любят они его, что ли? Нет. Он для них – бокор, оборотень колдун, всесильный, всемогущий, всепроникающий. Эти глупые белые не понимают, что нельзя поймать бокора. Даже если его убить, то бокор не будет по настоящему мертв; он примет другой образ – ягуара, птицы или даже мухи-цеце. Но может, Бен Ладен – это мамбо, «хороший» колдун. Он мстит Северу за поруганную Маму Африку.

А если серьезно, то у африканцев мифология развита не хуже, чем у греков. Про догонов в Мали я вообще не говорю.
Они знали издревле, что у Сириуса есть спутник. Они знали период оборота этого спутника вокруг Сириуса и устривали ежегодно праздник в день завершения этим спутником полного круга. Откуда такие сведения?

Мифология ашанти нам известна лучше. Прежде всего, благодаря замечательному паучку Ананси (Кваке Ананси). Про него создан мультфильм и выпущено несколько детских книжек. Я про него даже в журнале «Мурзилка» читал. Этот сказочный персонаж в мифологии ашанти занимает более важную роль, чем в адаптированных детских сказках, в коих он весело играет на дудочке и проводит вокруг пальца злобных хищников, которые так и норовят его съесть. В неадаптированных сказках, предназначенных для ушей африканских детей, Кваке Ананси сам способен сожрать кого угодно.

Все потому, что Ананси – не просто паук. Он – воплощение верховного бога Ньяме (Оньянкопон – истинно великий Ньяме). Ньяме сам подобен пауку, котрый сплел путину этого мира и сидит в его сердце, ощущая малейшие движения этой паутины.
Ананси – первосущество, самое древнее на Земле. Он умен, хитер, выходит победителем из любых споров. В лесу нет ему равных. Ньяме и Ананси – Бог Отец и Бог Сын. Женская сущность Ананси – Тётушка Нэнси карибских вудуистов…

Помимо Ананси у Ньяме были более привычные сыновья и дочери. Асасе Афуа (она же его супруга) - богиня плодородия, Асасе Иа – богиня бесплодия и смерти, Тано – бог рек, Опо – ашантийский Нептун и другие. Подобно греческим богам, все эти персонажи могут спокойно ходить по Земле и простые смертные могут их встретить в самых неожиданных местах. Вот рассказ об охотнике Туо и боге Тано «Однажды Туо в пальмовом лесу услышал бой барабанов и шум (как будто там находились великий вождь и его приближенные), но никого не увидел. Испуганный, он углубился в чащу и оказался у истоков реки. Кто-то невидимый окликнул его по имени и спросил, зачем он пришел и чего он хочет. Затем бог Тано, которому принадлежал таинственный голос, предложил Туо взять листья растения сумме, обвязать их вокруг оснований пальмовых деревьев и прийти сюда снова через семь дней. Позднее Туо пришел к этому месту с людьми, которым он обо всем рассказал. И они услышали голос Тано. Сестра Туо - Анаа впала в транс, отправилась к истоку реки и отсутствовала семь дней. Вернувшись, Анаа объявила, что одержима Тано. Она стала танцевать и пророчествовать. Ею было сообщено людям желание Тано - чтобы они к нему приблизились. После этого люди основали близ истоков реки, где находился Тано, деревню и стали там жить.»

А вот легенда о происхождении человеков, вернее о том, как их создал бог Ньяме:

«Одна человеческая пара спустилась с неба, а другая вышла из земли. Онини - питон, пришедший от бога неба Ньяме и обосновавшийся в реке (Босоммуру), предложил этим людям, у которых не рождались дети, свою помощь. Он велел, чтобы мужчина и женщина каждой пары стали лицом друг к другу, затем нырнул в воду и, выплыв наружу, обрызгал водой их животы, сказав при этом "кус кус" (это заклинание произносится при отправлении культа нторо [духи предков] и Ньяме). После этого Онини отправил пары домой и велел мужчине и женщине лечь вместе. Женщины забеременели и родили первых людей. Они и их потомки составили нторо Босоммуру. Люди, принадлежащие к этому объединению, не убивают питонов». (Обе цитаты были любезно предоставлены энциклопедией «Мифы народов мира»).

Создание самого государства Ашанти тоже окутано мифами. Прежде всего это касается легенды о Золотом Троне - «Сике Гва». Верховный вождь ашанти – асантехене Осей Туту, основатель Конфедерации Ашанти в пику прозападной Конфедерации Фанти – имел свим советником жреца Окумфо Аноче. С помощью заклинаний он заставил спуститься с неба Золотой Трон.

Вообще, у ашанти вместилищем души человека считается стульчик с изогнутым сиденьем, на котором, впрочем, не сидят. Сике Гва стал вместилищем души нового государства. В экстазе Аноче также вогнал в землю свой ритуальный меч по самую рукоятку. Случились эти замечательные события в 1701 году. С тех пор меч никто не мог из земли вытащить. Говорят, даже Мухаммед Али специально приезжал чтобы попытаться его достать, но и у него не получилось. Англичане, когда в 1874 году взяли Кумаси, начали раскапывать землю вокруг рукоятки и под ней, но обнаружили, что самого лезвия у меча там нет. А саму рукоять не смогли выдернуть из земли! Произошло чудо!!! К тому же, Золотой Трон, который англичане тоже хотели у ашанти изъять, исчез. Тот трон, который в 1896 году они вывезли-таки из Кумаси в Лондон, оказался подделкой. И тот трон, который показывают народу во время церемонии Аквасиди, когда асантехене совершает торжественный выход в народ, тоже ненастоящий. Настоящий делся туда же, куда и меч. Наверное, в другую реальность.

На церемонии Аквасиди мы не присутствовали, но те массивные украшения, которые использует асантехене во время нее, я видел на выставке «Золото Африки» в ГМИИ им. Пушкина. Там были и жезлы, и мечи, и здоровенные перстни, которые вождь носит на руках и ногах. Причем, носит не только он, но и приближенные, в том числе «переводчики». В функции переводчика входит донесение до толпы мыслей асантехене, даже если асантехене говорит на одном языке с публикой. Переводчик нужен для пущей важности. Помимо асантехене в управлении участвует асантехема – «королева-мать», которая занимается женскими вопросами. Она не жена асантехене и сохраняет существенную автономию. Эти две фигуры в Гане более значимы, чем президент, которых со времен Кваме Нкрумы сменилось немало. И это понятно. Президент – фигура преходящая сама по себе (хотя вон, нынешний-то, Джерри Ролингс, с 79-го безвылазно сидит на своем посту), а асантехене – пожизненная и священная.

Конфедерация Ашанти была создана для борьбы с племенными союзами Фанти и Денчира, которые держали в своих руках работорговлю. Фанти были главными союзниками европейцев. Завоевав земли фанти ашантийцы таким образом получили бы право взимать арендную плату с европейцев за использование их территорий под свои фактории. Ведь «колонизаторы» еще не были в то время колонизаторами в полном объеме, ибо платили за постой. Ашантийцы разгоромили Денчиру, оттеснили аким и аквапим, но одолеть фанти не смогли. Главным противником ашанти на побережье были англичане, а союзником – голландцы, снабжавшие их оружием. Англо-ашантийские войны шли одновременно с наполеоновскими -1804, 1811, 1814 года, потом менее удачный для ашанти 1826 (правда, пять лет спустя право торговли без береговых посредников они всё-таки получили), потом 1863-64, и только тогда, когда голландцы в 1872 году продали Эльмину англичанам и убрались восвояси, оставив ашанти без ружей и пороха, англичане два года спустя с помощью лучшего гвардейского стрелкового полка Black Watch взяли Кумаси и сожгли его дотла. По договору в Фомене ашантийцы отказывались от притязаний на побережье. В 1896 англичане снова взяли Кумаси и ликвидировали Конфедерацию Ашанти. Асантехене Премпе I был пленен, посажен под замок в одной из башен Эльмины, а затем вообще сослан на Сейшелы. Представьте себе. Когда-то туда ссылали!

В 1900 году англичане попытались отобрать Золотой Трон с филантропическими целями – ради отправки в Британский Музей.
Англичане вообще со всего мира свезли награбленные сокровища в свой музей и очень этим гордятся. Но маленькая и тщедушная женщина-вождь омана (вождества) Эджису по имени Иа Асантева посчитала, что нечего чужие святыни по своим музеям таскать. И подняла местных мужиков на восстание. Вместе они атаковали британский форт в Кумаси и вообще доставили любителям овсянки массу хлопот. Но против пушек и пулеметов с кремневыми ружьями не попрёшь.
Армия Асантевы была разгромлена. Королевство Ашанти прекратило свое существование. Теперь не было Золотого Берега и протектората Ашанти. Теперь был только Золотой Берег, продвинувшийся вглубь суши на сотни километров от полосы прибоя.

В 1876 столицей колонии становится Аккра. До этого главным форпостом англичан и резиденцией администрации Золотого Берега был замок Кейп- Кост, основанный в 1653 году шведами, а в 1665 году захваченный англичанами. В общем и целом он похож на Эльмину, хоть и больше ее по своим размерам. Те же белые стены, те же черные пушки и ядра. Те же подземелья для рабов. И те же «Ворота Невозвращения». Замок знаменит тем, что в нем погибла душа известной английской поэтессы Летиции Ленгдон, жены губернатора Дж.Маклина в 1830 гг. Её сгубила тоска и малярия. Думали, что муж, но следствие показало, что не он…

Правда, в 30-е годы ХХ века англичане формально восстановили Королевство Ашанти, которое продолжает свое полувиртуальное существование по сию пору. В Кумаси нас водили в бывшую резиденцию асантехене (Manhyia Palace Museum), где фотографировать нельзя и где я всячески старался этот запрет нарушать. Непонятно, чего добивается администрация, вводя такие запреты. Ничего особо ценного, кроме нескольких старых ружей, мечей и восковых фигур ашантийских царей в музее нет. Ну меблишка всякая. У нас самый задрипанный помещик лучше жил. И вообще, экспозиция в ГМИИ гораздо ярче давала представление о культурном наследии ашанти, наверное потому, что золото так хорошо блестит! Я зашел было за деревце (ну мало ли для чего человек может за деревце зайти!), начал доставать фотоаппарат, как меня окрикнул охранник – «ноу фото!». Но я вышел с территориии дворца, прошелся по площади (а охранник голову за ворота высунул, смотрит), выбрал момент, когда стайка ребятишек охранника отвлекла, и щелкнул затвором.

Но не всегда все так проходит гладко. В старой части Аккры, рядом с маяком и фортом Ушер, нас было не побили.

Поначалу ничто не предвещало беды. Старый маяк, ржавые пушки, постамент без памятника. Элементы разрухи. Я сделал снимок пушек и форта (нужно хоть что-нибудь в Аккре сфотографировать), а так как это был последний кадр, то пленка начала перематываться назад. И очень вовремя. Откуда-то вырос дюжий негроид с автоматом и портебовал все пленки. Я свою быстро извлек и положил в карман, а потом, как бы прогуливаясь, пошел к машине. Таким образом я остался единственным обладателем уникального снимка ржавых пушек на фоне городской тюрьмы (форт был тюрьмой, а негроид – ее охранриком). У всех остальных, кроме меня и Олега, пленки конфисковали. У Александра Юлдашева хотели отобрать видеокассету, а у Сергея Винского – конфисковать цифровую фотокамеру, видимо, в расчете обеспечить себе безбедное существование в течение года. Но откупиться удалось скромной суммой в три доллара… Потом Абрамка за ужином извинялся, говорил, что власти боятся, что тюрьму будут специально снимать, потому что там антисанитарные условия и т.д. и т.п., а потом общественности представят вопиющие факты и т.д. и т.п. Короче, только мы затем в Гану приехали, чтобы раскрыть глаза мировому сообществу на ужасный быт ганских заключенных!

В одной только Аккре таких фортов целых три, правда, в одном из них, бывшем датском Осу, живет сам президент. Из его резиденции видна Площадь Черной Звезды – подобие стадиона, на котром проводят массовые мероприятия. Нам посчастливилось присутствовать на сорокапятилетии ганской независимости. Правда, ничего впечатляющего не увидели. Даже не парад, а простой смотр войск. В полном обмундировании под нестерпимым пеклом. Кого-то в обмороке унесли на носилках.

Постояли, ручками помахали, речь вице-президента послушали, развернулись и пошли. Народ, не дождавшись окончания действа, вывалил на площадь. Началось гулянье и началась торговля. Собственно, в самой Аккре мы были один день. Посмотрели «парад», посетили мавзолей Кваме Нкрумы, на гранитной могильной плите которого бойко фотографировались ганские пионеры, прошвырнулись по рынку народных ремесел. Конечно, ганский хит – сумки из ящериц и крокодилов. Самый «массовый» ганский сувенир – деревянные плоские куклы плодородия «акуа-ба» с короткими ручками и круглой головой. Когда хотят забеременить, ее привязывают платком к спине и так ходят, а также лелеют ее как ребенка, пока не добъются нужного результата. Хотя , по правде говоря, не кукла здесь главное. Я так полагаю, что для этого главное – знать определенные заклинания. Тогда непременно всё получится.

Вообще, экскурсионная программа в Гане неизбежно плавно переходит в шопинг. Нас завозили в деревню, где делают кенте – национальную одежду типа римской тоги (не исключено, что ганцы – потомки древних римлян и древних нубийцев; такой теории я еще не слышал, но, я думаю, она скоро появится). Нас завозили в деревню, где варят краски и наносят на кенте узор методом штамповки. Нас завозили к резчикам по дереву. Нас завозили в институт какао в Вакри, где предлагали купить бренди и мыло из какао (правда, показали, как какао растет). Нас завозили даже к гробовщикам, которые изготовляют гробы с соответствии с родом занятий или пристрастиями покойного. Есть гробы в виде пушки, башмака, петуха, льва или даже самолета “Ghana Airways”. Уменьшенные копии ганских гробов можно купить в сувенирных магазинах. Сергей Винский лег в гроб, сложил руки на груди и попросил себя так сфотографировать. Потом рассказывал, как ему после этого плохо было.

Даже все кадры с собой в гробу уничтожил. Но я думаю, что это гробовщик, который возмущался по поводу слишком маленьких, по его разумению, чаевых, наслал на нас проклятия при помощи известных только ему заклинаний. Но зато теперь все присутствовавшие могут сказать Винскому без всякой злобы или намека, что они его в гробу видали.

Плавали мы в круиз по водохранилищу Вольта. Плотина в Акосомбо, построенная при помощи Советского Союза, обеспечивает электроэнергией половину стран Гвинейского залива. Наш корабль был заполнен довольно обеспеченной и приятно веселой публикой. Были танцы. Играл негритянский ансамбль. Попивая молт (разновидность нашего кваса) я наполнялся гордостью за нашу страну, сделавшую такое большое дело, запрудившую реку и предоставившую любому ганцу в выходной день вот так вот петь и танцевать!

Возили нас на природу – к водопаду Боти (который в это время года не шумит по причине полного отсутствия воды), в ботанический сад Абури и горы Аквапим. Пытались завезти в национальный парк Кукум, но мы отказались, так как зверей там не было, а ходить по жаре как-то не особо хотелось. Из представителей животного мира нам запомнились прежде всего термиты, понастроившие свои ферралитово-красные дворцы буквально повсюду.

Устраивали нам песни и пляски народов Ганы. Больше всего мне понравилось выступление Мармыша в набедренной повязке. Причем не только мне, но и барышням из фольклорного ансамбля, которые предлагали Мармышу стать их вождем и увезти их с собой в Америку.
Были мы и на пляже. Были на Коко Бич, были на Лабади. Сильная волна. Мелкое взморье. Теплая, как парное молоко вода. Самое интересное, как местная публика купается. Собираются многосотенной толпой и топчутся по пояс в воде.

Впечатляющее и незабываемое зрелище.

Винский уехал из Ганы почти расистом. Я уехал, каким и приехал. С осознанием того, что все мы разные. Да они и сами это понимают. О загадочной негритянской душе писали Леопольд Сенгор и Джеймс Блейден. Образованные люди, добившиеся солидных постов (Сенгор до поста президента Сенегала дошел). Так называемая теория африканской исключительности или негритюд. Мы белые, хорошо считаем и создаем умные машины, а они, черные, быстро бегают, танцуют и поют. Пусть будет так, и все будут довольны. Вон, Абрамка, считать так и не научился. Запутался в квитанциях, удалился в свой домашний офис и даже не проводил нас, не попрощался. Когда закончил считать, уже пропели петухи и забрезжил рассвет. Он вышел на дорогу. Жара чуть отпустила, но воздух был таким же тягучим и неподвижным, как и днем. Небо начинало бледнеть и розоветь, оставив звездам лишь свою западную кромку. Неожиданно Абрамка заметил, что несколько звезд как-бы соскочили со своих мест и начали движение к земле. Они приближались всё ближе и ближе и стали похожи на крохотных серебристых птиц. Постепенно птицы увеличивались в размерах и Абрамка вдруг начал понимать, что это не птицы, а самолеты, и не просто самолеты, а чартеры из России, которые прислал к нему господин Balandinski. Они приближались всё быстрее и когда они уже буквально вошли в пике, Абрамка заметил, что это на самом ганские гробы в виде самолетов. Буквально на брюхе пролетев над землей, они почти вертикально взмыли вверх, прочертив в небе линии, окрасившиеся в соответсвии с расцветкой национального российского флага.

Видно, и вправду бабка говорила, что все эти чертовы белые – колдуны…

Николай Баландинский
2002.

Страницы1

0,0/5 (0)

4 комментария

  1. igor kitaev
    igor kitaev 18 апреля

    николай, copyright надо уважать
    Свое мнение вы можете навязывать кому угодно, только не мне. Врите больше, люди будут знать кому не надо верить...

  2. N.Balandinski
    N.Balandinski 19 апреля

    Гонец из Ганы гуляет по стране
    Вот цитата из газеты "Советский Спорт": ПОСЛЕДНИЕ Три команды наконец-то забили свои первые мячи в одиннадцатом чемпионате. В субботу ростовчане усилиями " гонца " из Ганы Бабы Адаму открыли счет забитым мячам. В воскресенье в Волгограде свой первый мяч провели футболисты "Сокола", а спустя четверть часа то же самое сделали волгоградцы, которые и стали последней командой, забившей гол в нынешнем турнире. Может, подать в суд и на газету "Советский Спорт"? Но они-то наверняка форум Винского не читают и даже не подозревают о том. А как быть с "Гонцом из Ганы Кофи Ананом"? И кто Вам, г-н Китаев, навязывает свое мнение? ЮНЕСКО посылает Вас в Гану - рад за Вас (что б меня кто то послал!). Крылатая фраза про гонца гуляет по стране со времен Царя Гороха. Это фольклор, к Вашему сведению. Он принадлежит народу и авторские права предъявлять просто странно. Ну а если я рассказ "П...ц из Ганы назвал", кто бы на меня в суд (!!!) подавать собрался бы?

  3. Talka
    Talka 20 апреля

    Без названия
    Чувствуется рука мастера! Как всегда тонкое знание темы и искрометный юмор. Умеешь и копнуть, и подметить. Плюс хороший вкус и чувство меры - редкие в наше время качества. Браво, маэстро!

  4. Yurochka
    Yurochka 07 декабря

    Neslabo!!
    Dorogoy tovarisch Balandinskiy, nu eto, kak by skazat-, prosto PIRDUHA (po vyrazheniyu Mihal Sergeicha). Odno slovo - molodez. Ni odnogo maternogo slova, blya. Podnyalsya do vysot Vinskogo pochti chto. Seryezno, uvazhayu. Spasibo za rasskaz.

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все