Москва - Лондон - Ливерпуль - Дублин - Белфаст - Странрае - Глазго - Эдинбург - Лондон - Москва

С чего же все началось... С давней, еще школьной мечты побывать в Шотландии и Ирландии. И если с Шотландией все еще более-менее сбылось, то до Ирландии никак не получалось добраться. Надо было срочно что-то предпринимать. Мы и предприняли. После часов сидения в интернете нашлись пара фирм, якобы организующих поездки по индивидуальным маршрутам. Съездив в одну из них и получив заверениия в том, что наш маршрут проблем не вызовет и что нам позвонят через неделю, мы успокоились и стали ждать звонка. Не тут-то было. Звонка от них мы не дождались и до сих пор (это при том, что сами им названивали несколько раз и напоминали о себе). Тогда мы обратились в другую фирму, которая все, что смогла сделать - это оформить нам ирландскую визу и заказать отели в Дублине и Лондоне. Ни отель в Ливерпуле, ни местные переезды они почему-то заказать не смогли. Пришлось опять лезть в интернет и делать все самим. Ну да это сейчас просто. Обсуждение маршрута, многократное его изменение, предъотездную лихорадку, покупку заказанных подарков тамошним друзьям - все это я опускаю. Бессоную ночь перед поездкой с традиционной автосигнализацией под окнами и дискотекой над нами - тоже. Короче, рано утром вылетели.

23.08.2003. Утро. Лондон. Аэропорт Heathrow - вокзал St.Pancrath station. Друзья, которым мы тащили посылку от родственников. И - о счастье! - первая пинта Гинесса: настоящего, с густой пеной. Правда, говорят, что в Англии и даже в Шотландии Гинесс не тот, что пить его можно только в Ирландии, больше того - только в Дублине. Ну что же, через несколько дней мы его и там попробуем. Садимся на поезд Лондон - Манчестер. Первая неожиданность: несмотря на забронированные билеты с местами мы остаемся без мест, потому что на наших уже сидят и у них точно такие же билеты. С пары других нас сгоняют, но в результате как-то устраиваемся. 2,5 часа в поезде без кондиционера и какой бы то ни было вентиляции, 20 минут в Манчестере до поезда на Ливерпуль (мелодия к советскому прогнозу погоды звучит в голове всю дорогу, хотя кроме слов «Ман-честер-Ли-вер-пуль» больше ничего не знаем). И наконец-то - Город Битлов - тоже давняя мечта. Отель сети Thistle, очень приятный - заселяемся и идем прогуляться. Уже вечер, так что надо разведать на завтра где тут основные битловские места, поесть, ну и по пинте конечно же.

Тут надо отметить, что в эти дни в Ливерпуле проходили сразу несколько фестивалей, в том числе и Beatles week, а кроме того, банковские каникулы, так что народ гулял три дня. Так вот, битловских песен в этот вечер мы так нигде и не услышали. Зато в центре города увидели такой разгул, какого и представить себе не могли - люди просто уже не помещались в барах и поэтому выходили на улицу, длиннющие очереди у банкоматов за наличкой, полуодетые девицы, выползающие из бара под названием «70-е» и переползающие в соседний бар, под названием «80-е», такси-лимузины, количество которых заставляло задуматься, а не на вручение ли Оскара мы случайно попали. Безбашенное веселье портового города заставило нас, любящих уединение в тихих уголках пабов, сбежать из центра. Паб, попавшийся по дороге, оказался таким маленьким, местечковым, куда, приходят люди из близлежащих домов и где все знакомы, на нас там даже почти покосились.

24.08.2003. Следующий наш день был целиком посвящен Битлз: прекрасно сделанный музей, автобусный тур, но и сам по себе Ливерпуль оказался приятным, интересным и красивым городом.

25.08 Вот и долгожданное отплытие в Ирландию. Паром называется Supreseacat (супер морская кошка). К чему относится «супер» - трудно понять. То ли к морской, то ли к кошке, а может просто к размерам парома. Выходим на палубу фотографироваться. Кругом вода, солнечные блики на ней, белая пена за кормой и британский флаг на фоне голубого неба. Вот его-то и выбираем фоном для фотки. Тут же подходит рыжеволосый мужик и предлагает сфотографировать нас вместе. После чего следует дежурный вопрос фром откуда, а на полученный ответ он ссобщает: «Абрамович купил «Челси», очень богатый человек, наверное...» Наконец-то на горизонте показывается зеленая шапка. Ирландия! Оказывается, она действительно изумрудная. А я-то думала, что это такой же стереотип как и туманный Альбион, смог над Лондоном и рыжие шотландцы.

25.08-30.08 Ирландия. Ирландцы оказались такими, как о них говорят - веселыми, доброжелательными и безалаберными (это мягко говоря). Началось все с прибытия в порт. Во-первых, не будь мы законопослушными российскими гражданами с визой в паспорте, могли бы спокойно пройти без нее в коридор для европейцев. Потом выяснилось, что стоянки такси в этой стране не существует, так же как и понятия очереди. То есть некая видимость очереди была, но завидев такси, люди лезли со всех сторон и кто первый поднял руку, тот и уезжал. Так что не будь мы москвичами, долго бы наверное мы там простояли. Вез нас веселый парень, такси у него было микроавтобусом, поэтому он посадил туда 6 человек. Слушая его болтовню, я все пыталась раглядеть где же у него в машине счетчик и обнаружила, что счетчика нет! А изначально сумма тоже не оговаривалась. Потом выяснилось, что завозя первых пассажиров, он проехал точно мимо нашего отеля, высадил их, развернулся и поехал высаживать нас. Больше всего, похоже, не повезло последним двум девчонкам, потому что каждым последующим пассажирам он прибавлял 5 евро. Что же мы сделали сразу же после заселения в отель. Конечно же отправились в паб. Вот он ирландский Гинесс, самый что ни на есть настоящий, и сейчас мы наконец-то его попробуем! Не знаю, может мы не такие уж гурманы, может чего-то недопоняли, но различий ирландского Гинесса с шотландским и английским мы так и не заметили. Единственное, нам показалось, что ирландский немного пьянее, потому что после первой же пинты мы вернулись в отель и завалились спать. А может дорога и ранний подъем сказались.

Вечером мы занялись изучением местных пабов, благо что отель наш был в самом развлекательном и угарном районе Дублина под названием Темпл Бар. Исследование закончилось в два часа ночи в пабе с живой ирландской музыкой, зажигательной и веселой настолько, что даже несколько китайцев, выпивавших там, пытались танцевать местные танцы. Зрелище было еще то! Честно говоря, сам Дублин несколько разочаровал. Он произвел впечатление обычного британского города, без особенных достопримечательностей, на фоне которых хотелось бы сфотографироваться. Конечно, они там есть - и собор Святого Патрика (само собой), и Молли Мелоун (героиня песни, торговка рыбой, памятник ей стоит в центре города) и много еще чего, но вот какого-то яркого, символичного мы, к сожалению, не нашли. Была еще экскурсия на завод Гинесса, который занимает несколько кварталов и рядом с ним пахнет пережареными орехами. Как выяснилось в музее - это запах жареного солода, который добавляют к обычному. Была поездка в Малахайд Кастл - замок, где 800 лет жила одна семья, с 1100 какого-то года, и только в 70-х годах 20-го века его продали и там теперь музей. Было ирландское рагу, порцией которого можно накормить человека 3 и после которого я два дня не хотела есть. Но самое потрасяющее ждало нас на третий день пребывания в Ирландии. Сначала мы поехали на поезде в город Голуэй, где у нас была заказана машина. И уже на машине мы поехали в Клифден - столицу области Коннемара на западе острова. Примерно 70 км пути мы ехали 2,5 часа и не потому что непривычно было ехать по «встречной» полосе. Левостороннее движение я как раз одолела совершенно спокойно (почему-то). Но такую неописуемую красотищу просто невозможно было проехать. Поэтому мы все время останавливались, выходили из машины и смотрели, смотрели, смотрели... Ну и фотографировали, конечно.

Как же я ошибалась, когда думала, что природа в Ирландии точно такая же как и в Шотландии! Шотландия красива суровой северной красотой и вереск на ее холмах оживляет преобладающие серо-бурые цвета. И в Ирландии я никак не ожидала увидеть такое буйство красок, тем более на атлантическом побережье. Яркие красные и оранжевые цветы вдоль дорог, буйные заросли ежевики и вереск, в два раза пышнее и ярче, чем в Шотландии. Мы доехали на самый край, туда, где как говорится «кончается асфальт», на берег океана, где дальше - только Америка. Там же мне и захотелось остаться, по крайней мере, дней на семь. Такая там красота, такая умиротворенность, спокойствие и ощущение единства мира… Словами это не передать, фотографиями тоже, это надо видеть и чувствовать самим. Вот там-то я и поняла, что в следующий раз (а он обязательно будет, я надеюсь) надо объезжать весь остров, неторопливо, стараясь поменьше заезжать в города, особенно крупные. На обратном пути, на узенькой горной дорожке, мы попали в стадо овец - этих очаровательных созданий, белых, с черными ногами и головами, помеченных на спинах красной и синей краской. Они обтекали машину бело-черным морем и казалось, что нас сейчас подхватит течением… Такой вот показалась нам Ирландия в этот раз. Прекрасной, веселой, бесшабашной. И я обязательно вернусь туда, чтобы разглядеть ее поближе.

30.08 Ирландский отдых закончился, но впереди была дорога в Шотландию. На границе с северной Ирландией автобус даже не остановился, только по пограничникам в беретах цвета хаки со смешными помпонами, да вертолетам в небе мы поняли, что переехали в другую страну, да еще по ценам на автозаправках, которые из евро перешли в фунты. 20 минут в Белфасте, паром до Странрае, автобус до Глазго, еще час на автобусе и… здравствуй, любимейший город Земли, мой дорогой Эдинбург - любовь с первой секунды и навсегда. Замок, пабы - места боевой славы, друзья, по которым соскучились. Фейерверк в честь окончания фестиваля - грандиозный и ошеломляющий. Все такое знакомое и родное. Но каждый раз и в хорошо знакомых местах обнаруживается что-то новое и неизведанное. В этот раз это был паб, куда нас отвел наш шотландский друг Джимми. Заходишь в него - паб как паб, проходишь в дальний зал, а там подиум, на него навалены ковры, на них маленькие столики с отверстиями для пинты. Залезаешь туда, скидываешь обувь и возлежишь себе, попивая любимое пиво. Стены увешаны афишами фильмов: если в этом зале набирается 10 человек и больше, то можно заказать кино (меню, и неплохое, прилагается). Пообщавшись с соседями, сошлись на «Властелине колец», но через 20 минут заявились две девицы и сказали, что у них заказан этот зал для вечеринки.

3.09 Отдохнув в Эдинбурге, едем в Лондон - огромный, многолюдный, такой разный и тоже любимый. Морской музей, Королевская обсерватория с нулевым меридианом, мюзикл «Призрак оперы». Перекресток Moscow Road и St.Petersburgh Way недалеко от отеля. Такая насыщенная поездка, но все, пора домой. Последняя пинта Гинесса в аэропорту Хитроу в ночь на мой наступающий день рождения, ночь в самолете, полном болельщиков, летавших на матч Россия - Ирландия, и вот мы дома. Поездка осталась в прошлом, пора планировать новые путешествия…

Дорога гигантов

Дорога гигантов - уникальная прибрежная местность, покрытая 40 тысячью базальтовых (реже андезитовых) колонн правильной формы, образовавшихся в результате древнего извержения вулкана.…