Жертвенник

Кечак

Птицы

Какаду

Это очень хорошо, даже очень хорошо…..
Бали, Ява 04.01.2005-19.01.2005

Часть I. Бали.
Считается, что если чего-то сильно захотеть, то оно сбудется.
Я так стремилась в Индию, что очутилась на Бали.
Лишний раз убедилась в том, что человек предполагает, а Бог располагает. И часто подсказывает, только мы не обращаем внимания. Уже вернувшись с Бали, я вспомнила, как период накопления информации об Индии, мне в руки попал каталог одного турагентства на зиму 2005 года. Каталог был роскошный, с красивейшими иллюстрациями пляжей и отелей. Но ничто не могло поколебать мои индийские планы. И вдруг, на одной из страниц я журнал захлопнула и отдала, дабы не передумать. Недавно я решила уточнить, что же это было (смутно уже догадываясь). Бали.

Теперь-то я уверена, что как минимум не прогадала.
Но тогда…
Что-то с Индией не сложилось. Решение о Бали принималось в несколько часов. На отель (Инна Путри Бали) согласилась, доверившись турагентству. Кроме того, я впервые отважилась на одиночное проведение отпуска и, признаться, не представляла как буду выкручиваться, реализуя «содержательную», не пляжную, часть тура. Пыталась смириться с мыслью о неизбежности организованных экскурсий в составе многочисленной группы. Но звезды не подвели. За несколько дней до поездки через общих друзей я познакомилась с Ленкой, которая также ехала отдыхать одна и, к счастью, дислоцировалась в близлежащем отеле (Мелья Бали). Еще неизвестно было, насколько пересекутся наши интересы, но наличие компании на 12-часовой перелет радовало.

Перелет был одним из очень немногих недостатков поездки. Авиакомпания совсем не старалась его скрасить. Питание было ниже среднего. Телевизионное развлекалово сопровождалось жуткими помехами. Организация музыкального досуга (трансляция через наушники) также оставляла желать. Некоторое время нас веселила сказка «Буратино», правда недолго, ибо части сказки перепутали местами, конец решили вовсе выкинуть, и мы так и не узнали развязку этой занимательной истории. Поймав пролетающую мимо стюардессу, мы поинтересовались судьбой деревянного мальчика, на что получили совет поискать финал на других каналах. «Это очень хорошо, даже очень хорошо…», - пел в сказке Буратино. Хм-м-м-м… Конечно, хорошо! Был поленом – стал мальчишкой… Интересно, что бы он спел при обратном превращении. Я, чувствуя, как деревенеют руки, ноги, спина, была не столь оптимистична.

Когда пытка самолетом окончилась, и мы покинули его борт, нос окунулся в густой и влажный воздух. Уже в аэропорту стало понятно, что мы попали в другой мир. Из динамиков доносились звуки гамелана, национального музыкального инструмента типа ксилофона, за стеклянными стенами можно было увидеть необычные архитектурные сооружения, пруд с рыбками. Пройдя формальности, пассажиры превратились в туристов. Я была очень тронута заботой принимающей стороны. Цветочки на шею, конечно, радовали, но бутылка холодной воды для человека, попавшего из какой-никакой, но зимы в 30 градусную жару воспринималась с большей благодарностью.

Дорога в отель. Бедненько. И ничего особо экзотичного. Разве что женщина прошла с огромной корзиной на голове. И ведь несла ее так непринужденно, даже по сторонам смотрела. Потом стали мелькать лавочки с какими-то безвкусными культовыми предметами: жертвенниками, скульптурами божеств. В какой-то момент мы въехали в ажурные ворота и попали в туристическую зону. Чистота, красота, благообразие.

Мой отель. Сначала даже и не рассмотрела его толком. Архитектура, конечно, необычная. Но, проведя сутки без сна, организм хотел только одного – принять горизонтальное положение и вырубиться. Получив ключ, по жизненной дороге, пошла, с трудом передвигая ноги. Уставшая, я все же заметила следы непростой судьбы номера. Чисто, просторно, претензия на стиль, но совсем не ново. Даже расстроилась, но ненадолго, ибо плюхнулась в койку и заснула часа на три. Очнувшись, организм напомнил о том, что у него есть желудок и потребовал закинуть в него хоть что-нибудь. Созвонилась с Ленкой, взяла в лобби (на ресепшене) карту местности и пошла искать Мелью. Между нашими отелями расположился Гранд Хайат. Очень фееричный отель. И здание, и территория. Мелья тоже не подвела. Все-таки это уровень. Очень все стильно и качественно.

Где будем ужинать, еще не знали. Просто пошли куда идется. За территорией отеля на нас набросились местные продавцы туристических услуг. В результате мы договорились, что на следующий день (или через день) нам сделают обзорную экскурсию по острову (за 25 долларов на двоих), а прямо сейчас отвезут поужинать в Джимбаран. Много я читала про это местечко с ресторанчиками на пляже и возможностью наблюдать за закатом. Поели неплохо. Рыба, креветки, фреш из ананасов. Доедали уже через силу. За все удовольствие заплатили порядка 15-16 долларов на нос (вообще-то нас хотели надуть, включив в счет лишние 600 грамм креветок, но обман был раскрыт). Солнце закатилось невыразительно, без световой дорожки на воде, но было очень приятно сидеть в начале января на берегу океяна, вдыхать аромат морской воды и наслаждаться теплом. В отель отвезли бесплатно. Эту услугу предоставляют, кажется, все местные рестораны. Вернувшись в Мелью, побродили по территории, осмотрели центр СПА. Обратили внимание, что одни процедуры можно принимать в помещении, а другие – на огромных лежанках под балдахинами на свежем воздухе. Удовольствие доставляло само предвкушение.

Уже совсем стемнело, и мне надо было возвращаться в Путри Бали. Ленка пошла меня немного проводить. По дороге мы свернули не туда и заблудились. Тут, откуда ни возьмись…. Промышляющие туристами балийцы подобрали нас на Тойоте и за какие-то смешные деньги развезли по отелям, предложив услуги по транспортированию в любое время в любое место. Машинка у них была уж больно хорошая – кондиционированный джип, так что мы решили на обзорную экскурсию съездить в гарантированно комфортных условиях, за те же 25 долларов.

В 9 часов следующего дня нас забрали у отелей и повезли. Провожатых было двое – водитель и «главный», он же кассир по имени Геде. По дороге остановились поменять деньги и купить воды. С обменом долларов на Бали творится что-то невообразимое. Курс отличается от номинала купюры и даты ее выпуска. К слову скажу, что в аэропорту в магазине у меня не взяли сотенную бумажку, напечатанную в 1996 году, аргументируя тем, что не смогут сдать ее в банк. Почти верю. Правда, наши провожатые возили нас в хороший обменник с приличным курсом и отсутствием дискриминации купюр по возрастному и номинальному признаку.

Воду и кое-что погрызть покупали в магазине «Трагия». Он большой, цивильный и с точки зрения цен хороший. Затоварившись, поехали вглубь острова. Надо сказать, что у Геде было свое представление об обзорной экскурсии, несколько отличное от нашего. Живописуя ожидающие нас природные красоты, он первым делом остановился возле магазина батика. Пройдя мимо дам, которые ткали, рисовали воском, отмачивали тряпочки в краске и т.д. и т.п., мы попали в помещение. В магазине продавались многочисленные шарфы, парео, саронги (это национальная одежда – ткань, оборачиваемая вокруг бедер наподобие юбки). Далее нас завезли в большую сувенирную лавку. Выручку в тот день мы им не сделали, но взяли магазин на заметку и вернулись в него через 2 недели.

После этой лавки Геде было твердо сказано, что злато-серебро, жемчуг, резьбу по дереву, покрывала, картины мы пропускаем, и попросили везти нас к достопримечательностям. И нас тут же отвезли……..в парк обезьян. Я не была в странах, где эти животные бродят по улицам. Может, поэтому парк стал самым ярким впечатлением дня. Очень забавляла общительность макак. Я подошла к одной, чтобы сделать фотографию, присела на парапет и тут же почувствовала на спине маленькие пальчики. Другая обезьянка устроилась у меня за спиной и стала делать массаж всеми четырьмя лапками. К другому туристу малышка села на плечо, оперевшись ручками и ножками. Он подошел к высокой стойке, чтобы ей было куда перелезть с его плеча, но у обезьянки оказались другие планы. Она сменила положение. Оставаясь на плече туриста, она села на попку, свесила ноги, а руки положила на стойку, как на стол. Снять ее удалось, только прибегнув к помощи служителя парка. Вообще, обезьяны вызывали уважение. Именно они диктовали правила поведения: отнимали бананы, пресекали сюсюканье боевым шипением, т.е. давали понять кто в парке хозяин. И еще казалось, что страшный храм, у входа которого расположились статуи чудовищ, пожирающих людей, принадлежит обезьянам. Вид божеств был настолько устрашающ, что рука не поднялась фотографировать.

Покинув парк, мы занырнули в лавку с побрякушками, откуда были извлечены Геде, сообщившим (очень «своевременно»), что к обеду горы затягивает облаками, и если мы планируем увидеть вулкан, то надо быть пошустрее. По пути к вулкану сделали остановку, чтобы полюбоваться рисовыми террасами. Ландшафт формировали огромные зеленые ступени в окружении кокосовых пальм. Несколько подпортили впечатление местные жители, набрасывающиеся на каждого туриста с сувенирами. Наши балийцы сказали, как себя вести (твердое «no, thank you»), поэтому обошлось без потерь. При этом видели, к чему привела ошибка кого-то из японских туристов, соблазнившихся на дешевый сувенир. Микроавтобус с диким шумом облепили горе-продавцы, просовывая в окна и двери всякие вещицы.

К обеду доехали до вулкана. Облаков было все-таки много, видимость приближалась к нулевой. Наверное, при ясной погоде здесь очень красиво. К сожалению, не в этот раз. Отобедали в одном из многочисленных ресторанчиков, предлагающих блюда местной кухни (шведский стол – 8 евро), а также вид на вулкан и горное озеро. После обеда, на пути к машине к нам опять стали приставать продавцы сувениров. Одна умильная крошка лет двух с пофигистским выражением лица протягивала какие-то разноцветные палочки, увенчанные деревянными фигурками, и, не переставая, говорила: «плиз, ван доллар, плиз, ван доллар». За малышкой краем глаза следили взрослые тетьки, готовые броситься с новой порцией сувениров на дрогнувшего сердцем туриста. Геде с водителем где-то задерживались, а в это время к нам подошел полицейский. «Вэр а ю фром?», - спросил он. «Фром Раша», - отвечаем. Видим, не понимает. Ладно, попробуем иначе: «Фром Руссия». Он: «О! Ю спик инглиш вери гуд!».

К слову… У нас настолько разные звуки, из которых складываются слова, что повторить простейшие слова на местном языке было почти невозможно. Равно как и наоборот. Водитель как-то интересовался не хотим ли мы купить «тземцюнг». А мы не могли его понять. Он удивлялся: «ну как же так? Я же по-русски говорю». Не знаю, как Ленка догадалась, что имелся в виду «жемчуг». Что касается английского, то взаимопонимания удавалось достичь только максимально отступив от правил произношения. Балийцы всегда очень радовались, когда их понимали и, не скупясь, лили потоки лести. Иногда из-за этого возникали всякие забавные ситуации. Например, однажды я пришла на завтрак в футболке с надписью The Russian Wodehouse Society. Подошел официант и между нами завязался такой нехитрый диалог на английском:
- Доброе утро.
- Чай, кофе?
- Чай, пожалуйста.
Вижу, что-то еще спросить хочет.
- Вудхауз – это что?
- Вудхауз – английский писатель, я его книги люблю.
- (уважительно) O!!!! Вот почему Вы так по-английски хорошо говорите!

И еще одна история на лингвистическую тему. Как-то раз балиец, занятый в туристическом бизнесе, просил меня помочь ему с русским языком. Он рисовал в блокноте числа, я их озвучивала, а он писал транскрипцию латинскими буквами. Другие слова на русском его не интересовали.

Отвлеклась….
В горах продавали много разных фруктов: снейк-фрут (потому что кожура как змеиная кожа, «snake» (англ.) - змея), рамбутан, мангостин, джек-фрут (гигантский плод, так и не довелось попробовать). Из всей экзотики по настоящему прониклись только рамбутаном. Нас завезли в садик, где росли многие из этих фруктов. Попробовали там местный кофе, какао, имбирный чай. Имбирный чай стал настоящим кулинарным открытием. Острый, очень вкусный. Купила потом в Москве блеклый намек.

На обратном пути нас все-таки завезли сувенирную лавку с деревяшками. Покупать ничего не стали, но побродили с удовольствием. Очень много красивых вещиц. В угоду туристам в магазине продавались как откровенно вульгарные сувениры, так и изящные, выполненные с большим вкусом. Выйдя из мастерской на улицу, мы проинформировали Геде о том, что пойдем прогуляемся пешком. Место было красивое, люди там жили не бедные. Забрели за один забор и там, помимо красивейших построек, были ошарашены блеском старинного мерседеса, красного, начищенного как самовар. Нам разрешили осмотреть домовый храм. Вообще, жизнь балийцев проходит в мире духов и божеств. Каждый день повсеместно можно видеть, как люди приносят высшим силам поношения из цветов и фруктов в сплетенных из листьев корзиночках. Однажды мне довелось увидеть целую религиозную церемонию, совершаемую на пляже нарядными балийцами.

Домой мы вернулись на закате – часов в шесть. Я решила хотя бы пройти босиком по берегу. Но, ступив в воду, на ножной ванной остановиться не смогла. Плавала до тех пор, пока совсем не стемнело. Одна во всем обозримом пространстве. Непередаваемые чувства! Следующий день отдыхали. Я училась ориентироваться на территории Путри Бали. Русских до 10-11 числа было много, поэтому по возможности старалась подслушивать разговоры, надеясь выудить что-нибудь полезное. Зря, ибо публика поначалу была специфическая: табуны чисто-конкретных пацанов с женами-подругами. Пацаны (похожие друг на друга как близнецы – упитанные, с короткой стрижкой, сожженной кожей) преимущественно разговаривали матом, очень многое их расстраивало. У одного деятеля от жары крыша поехала, произошло обострение мании величия. На обращение балийца «мистер», тот царственно приосанился (это в плавках-то) и величественно произнес: «да, я мистер! На колени, раб мой, на колени».

Больше отдых ничего не омрачало. Море сказочное. Отель расположен в великолепном месте, позволяющем купаться даже во время отливов. Только у Гранд Хайата пляж был не хуже. А вот у роскошных Мельи и Шератон Лагуны во время отливов буйки лежали на песке. Вечером мы встретились с Ленкой. Поужинали и разработали маршрут на следующий день. Позвонили Геде, озвучили наши пожелания, опять договорились на 25 долларов.

В 9 часов нас забрали. Первым делом поехали в парк птиц. Даже и представить не могла сколько детской радости там получу. У входа нас встречал белый какаду. Тоненьким голосом всем входящим он говорил «hello». Его перышки были белоснежными и казались очень мягкими. Я протянула руку, чтобы до них дотронуться. И тут совершенно неожиданно какаду сошел с ветки ко мне на ладонь. Стал осторожно перемещаться по предплечью, пробуя меня на вкус (дотрагиваясь язычком до руки).

Потом мы увидели двух ярких попугаев ара на другом дереве. Или услышали? Звуки они издавали неописуемые. Прошли мимо клеток с большими попугаями совершенно немыслимых расцветок. Дальше друг друга сменяли туканы с пузиками и носами разных цветов, птицы-носороги, голуби-монархи, райские птицы. Понимаю, что перечисление птиц ничего не передает. Но это действительно чудо, совершенная красота. Из парка мы вышли переполненные эмоциями. К рептилиям через дорогу не пошли, поехали приобщаться к культуре. Нас ждали (с нетерпением) храмы Пура Таман Айун и Тана Лот. Дорога бежала между пушистых рисовых полей, безумных тропических растений. Сплошное эстетическое наслаждение.

Подъехали к Пура Таман Айун. Это королевский храмовый комплекс. Вообще, в балийском понимании храм - это несколько культовых сооружений, расположенных по определенным правилам под открытым небом. Вход. Почти всегда это ворота, словно распиленные пополам. Я слышала несколько объяснений причин такого архитектурного решения (борьба двух начал вселенной – добра и зла; обрядовая особенность, а именно разграничение зон доступа обычных верующих и служителей). Красота храма определяется главным образом местом, в котором он расположен. Таман Айун – на большом зеленом поле в окружении каналов, а Пура Тана Лот, следующий на нашем пути небольшой храм, практически в море. Во время прилива он оказывается отрезанным от берега. Не хватает слов, чтобы описать пейзаж. Здесь и крутые волны, вдребезги разбивающиеся об камни, и скалы, и этот маленький храм, и обрамляющие его зеленые террасы. И все так органично, что трудно уйти. Оборачиваешься до последнего, чтобы только запомнить картинку.

А рядом туристическая жизнь. Десятки лавочек с сувенирами, ресторанчики. Остановились перекусить, попросив приготовить нам курицу в лаймовом соусе «только, пожалуйста, не острую». «Что вы, что вы, мы для туристов острое не готовим». То, что принесли, было очень вкусно, но пожароопасно. Хотя… Удивительная особенность местных блюд – нормальное восприятие их организмом. Никаких претензий со стороны желудка. Даже пить потом не хотелось.

Путь домой радовал уже привычными, но от того не менее впечатляющими картинами рисовых полей и деревушек. По возвращении опять купалась в сумерках. Счастье!!!!!!!!! И опять день для восстановления сил. Пару слов об отеле. Если бы я не знала классификации (сами себе рисуют 5 звездочек, у нас продается как четверка), то оценила бы его так. Номера и питание на уровне 3-х-звездочного отеля. Территория, интерьер – 4 звезды. Сервис – безупречен. Месторасположение – 5. Питание у меня было на базе завтрака и голодной я, конечно, не оставалась. Надо еще признать, что я в принципе на завтрак не все могу есть, поэтому рис, макароны и сопутствующие мясные продукты оценить не могла. Сыр был не каждый день и не более одного вида. Ела я в основном хлебо-булочные изделия. Очень вкусные были рулетики с цукатами, булки с заварным кремом. Фрукты (3 вида). Иногда пеклись блинчики. Сами по себе не особо выдающиеся, но карамельный соус и сахар с корицей превращали их в блюдо с изюминкой. В Мелье, Ленка говорила, завтраки прекрасные. Она пару раз приносила мне попробовать фрукты, которые нигде не продавались.

Очень расстроила необходимость оплачивать местные телефонные звонки. Я несколько раз звонила в Мелью (из номера в номер) и нашему балийскому гиду и просто на всякий случай подошла уточнить бесплатная ли это услуга. Нет, говорят, мы немножно денег берем. «Немножко» к тому моменту вылилось в 20 долларов.

Чем отель понравился, так это прекрасным ненавязчивым сервисом. За две недели я лишь однажды пересеклась в номере с уборщиком. Когда они убираются – загадка. Полотенца меняли по несколько раз на дню. Для потенциальных путешественников – немаловажная деталь. В местных отелях, помимо оплачиваемого мини-бара, посетителям ежедневно бесплатно предоставляется питьевая вода и чай, кофе, сливки, сахар. Главное преимущество Путри Бали – море. Но об этом я уже писала. По пляжу постоянно бродят массажистки, продавцы ракушек, парео, воздушных змеев, часов. Многие туристы покупали часы по 3 штуки за 15 долларов: Лонжин, Ролекс и иже с ними J

И снова о еде. По московским меркам питание дешевое даже в отеле (скажем, коктейли в дорогущей Мелье стоили 5 долларов). Но удаление от отеля на несколько десятков метров гарантировало как минимум двукратное снижение цен. Помню, что салат из морепродуктов с ананасом и свежевыжатый сок стоили вместе долларов 5.

О солнце. Уж сколько я читала и слышала про «ядовитость» местного солнца. Своими глазами видела до язв сожженных людей (русских). Один громкоголосый соотечественник на пляже выступал с лекцией на обозначенную тему. Речь его сводилась к тому, что сколько он ездил, а такого нигде не видел. «Солнце в Тайланде – ничто, по сравнению с балийским солнцем». Так вот. По своему опыту могу утверждать. Можно, можно себя уберечь! Ничего нового не скажу. Крем и тень. Тень и крем.

Возвращаюсь к хронологическому изложению.
И еще один день прошел на пляже, но к вечеру мы решили махнуть куда-нибудь. Выбор пал на храм Улувату и демонстрируемый там на закате танец кечак. Я поехала в шортах, поэтому при входе мне выдали саронг и кушачок. Ленка была в бриджах, ей выдали только кушачок.

Как и предыдущие святыни, Улувату расположен на живописном месте. Храм построен на высокой скале. Снизу – пенные волны. Причем сила удара волны о берег такова, что пена меняет цвет воды на несколько десятков метров, постоянно перемешивая палитру. Повернув голову в сторону острова, взгляду открывается панорама с цветущими деревьями. В храме живут чрезвычайно упитанные обезьяны. Говорят, очень наглые. Подтвердить не могу, ничего плохого макаки нам не сделали.

Отсмотрев храм и окрестности со всех мыслимых и немыслимых точек зрения, пошли проникаться танцевальной культурой. Как и следовало ожидать, кечак – танец на любителя. Некоторые зрители уходили с середины спектакля. Нам же очень понравилось. Все действие совершается вокруг огня. Его в самом начале зажигает человек, совершая ритуальные действия. После на сцене амфитеатра появляется человек 30-40 мужчин. Они подходят к огню, рассаживаются вокруг него под определенные, очень интересные голосовые звуки, совершают ритмичные движения плечами и руками. Через некоторое время начинается само действие. В основе спектакля – Рамаяна. Кечак рассказывает о похищении злым духом красавицы Ситы и о том, как муж с помощью Ханумана, царя обезьян, спас ее. Актеры одеты в яркие наряды, движения их плавные, витиеватые. Очень эффектно все это выглядит в декорациях уходящего солнца. Уже после того, как «дневное светило» полностью погружается в океан, наступает кульминация. На сцене раскладывают кокосовое волокно, поджигают его, а «белая обезьяна», Хануман, разбрасывает огонь во все стороны, в том числе на зрителей первого ряда. После представления всем оставшимся в живых предлагается безвозмездно запечатлеться с актерами.

Порядок цен. 14 долларов за дорогу на такси (час туда, час обратно и 2 часа водитель нас там ждал), 30 центов - билет за вход на территорию храма, 5 долларов – билет на кечак. Итого 12 долларов, 30 центов на человека. А теперь внимание! Аналогичный тур, только организованный, обошелся бы в 40 долларов!!! Единственное отличие – посещение аптеки, где на глазах у изумленной публики (описываю со слов очевидца) отпиливают голову у кобры, выдавливают из трупика змеюки кровь и предлагают желающим выпить это средство «от всех болезней» за какие-то страшные деньги.

Следующий день снова прошел на пляже. Очень сильный отлив оголил часть дна немного в стороне от нашего пляжа. Туристы рванули искать в камнях что-нибудь интересное. На отмели можно было увидеть ракушки, морские звезды, водоросли, непонятные растения-животные. Лишних телодвижений в тот день не было. Следующим утром мы рано улетали на Яву. Надо было подкопить сил для большого дня.