Ура! Ура! Ура! Мы стали самостоятельными путешественниками! Впервые, задумав поездку, ее подготовку мы осуществили самостоятельно без тур агентства.

Еще летом мы задумались о том, где бы нам хотелось встретить Новый год. КАК встречать Новый год, мы знали точно. Должна быть зима, должен быть снег, елки, веселье. Таким образом, варианты с теплыми странами отпадали изначально. Кроме того, хотелось еще и позаниматься спортом, покататься на лыжах, коньках. Так как мы собирались устроить себе двухнедельный отпуск, то «дорогие» страны типа Франции, Дании не подходили. Оставались страны бывшего соцлагеря.

Несколько лет назад я побывала в Польше: в Кракове и Ченстохове, где мне очень понравилась архитектура, большое количество церквей, польская кухня и, как это не странно может показаться в отношении Польши, - люди. Несмотря на то, что мы стараемся не ездить два раза в одну страну (стран-то много, и интересно побывать везде), выбор пал на Польшу и горы Судеты на юго-западе страны. Еще несколько лет назад, сотрудник одной из тур фирм подсказал мне, что в Польшу надо ехать не в Татры и Закопане, потому что туда едут все российские, украинские и белорусские туристы, а в Шклярскую Порембу в Судеты, потому что там лучший в Польше сервис, отлично подготовленные трассы, в том числе для беговых лыж, и мало русских туристов.

Определив маршрут, просмотрев цены на отели и пансионаты в интернете, мы поначалу обзвонили московские турфирмы и выяснили, что в большинстве турфирм, которые специализируются по Польше, о Шклярской Порембе ничего не знают. После моих звонков в паре агентств мне предложили одни и те же пансионаты, причем по ценам выше, чем эти пансионаты заявляют в интернете. Предложения по отелям Вроцлава тоже были довольно таки неубедительными.

Еще забавнее была ситуация с визами. В сентябре уже были разговоры о введении виз для россиян, но цена не была известна. Тем не менее, некоторые агентства уже предлагали свои услуги по оформлению виз с ценой однократной визы – 50 долларов. Когда, если не ошибаюсь, 1 октября действительно ввели визовый режим, и польское посольство определило цену в 12 долларов, агентства по-прежнему предлагали оформить ее за 50 долларов. Неплохой бизнес, правда?!
Таким образом, мы еще более утвердились во мнении, что действовать надо самостоятельно.

Итак, желаемый маршрут был таков: 29 – 31 декабря пребывание во Вроцлаве, 31 декабря – 10 января – горы.
Просмотрев предложения по пансионатам на http://www.szklarskaporeba.pl и на www.szklarska.ig.pl, были выбраны: пансионаты «Uroda», «Gawra», «Gracja» и отель «Karmen». В «Gawra» нам ответили, что свободных мест на декабрь – январь нет (это был конец августа!), «Uroda» http://www.uroda.wczasy.net.pl/opis.htm попросила подождать 2 недели. С самого начала нам этот пансионат понравился больше других, и мы надеялись, что нам ответят «да». Так и случилось. Мы забронировали двухместный номер с двухразовым питанием с 31 декабря по 9 января за 30 евро на человека и в начале октября сделали предоплату.

Изо всех гостиниц во Вроцлаве (поиск я вела на: http://www.discover-poland.pl, http://www.visit.pl, http://www.hotel.uni.wroc.pl) нам понравились «Dwor Polski» 4* http://www.dworpolski.wroclaw.pl/rez_php_eng.html и «Tumski» 2*, но в «Tumski» уже не было свободных мест. «Dwor Polski» не попросила никакой предоплаты, они просто прислали подтверждение о резервации.

Оставалось только оформить визу и определить, каким способом мы доедем до Вроцлава. Узнав, что есть поезд Москва – Вроцлав, билеты на который продают не ранее чем за 45 дней до даты отправления, мы решили не рисковать и купили билеты на самолет Москва – Варшава на 28 декабря и Варшава – Москва на 10 января. Оказалось, что билеты на самолет стоят столько же (511 долларов на двоих), сколько целое купе до Вроцлава, чтобы ехать вдвоем (мы не забыли нашу поездку в 3-х местном купе в Прагу год назад, после которой твердо решили путешествовать в таких вагонах без соседа).

Из Варшавы до Вроцлава решили ехать на ночном поезде, чтобы иметь целый день на осмотр столицы, и таким же образом возвращаться в Варшаву 10 января, чтобы сесть на самолет до Москвы.

За визами мы пошли в посольство сами в ноябре, получив подтверждение о резервации из отеля и пансионата, заполнив анкету на получение визы, оформив страховку и авиабилеты. Сама процедура получения визы заняла гораздо меньше времени, чем подготовка документов. В первый день, простояв в очереди в окошко минут 20, мы получили квитанцию на оплату и оговорили время нашего прихода на следующий день. На следующий день, простояв в очереди минут 15, мы попали вовнутрь посольства, оплатили 12 долларов с человека. Просмотрев документы, сотрудник посольства сказала, что за паспортами мы можем прийти в этот же день с 15.00 до 15.30, причем прийти может один из нас. Отстояв 10 минут в очереди, я получила паспорта с визами. Могу сказать, что изо всего пакета документов сотрудников посольства совершенно не интересовали медицинская страховка и билеты на самолет. Самыми важными документами были подтверждения о резервации гостиниц.

Зная о том, что поляки не любят, когда их заставляют говорить по-русски, я купила словарь русско-польский, польско-русский и экспресс самоучитель с диском «Виза в Польшу». Выучив правила чтения и различные полезные фразы, я решила, что к поездке готова.

В этот момент я вспомнила о том, что в Варшаве у меня живет одна давнишняя знакомая. Я разыскала ее координаты и узнала, что живет она не в Варшаве, а в Катовицах (2,5 часа на поезда от Варашвы и Вроцлава) и очень ждет в гости. Кроме того, знакомая сказала, что в ночных поездах в Польше ездить опасно: «Там – бандиты!». Таким образом, наш план был немного изменен, чтобы не ездить по ночам в поездах, на обратном пути решено было переночевать у приятельницы в Катовицах.

Итак в 8 утра 28 декабря мы приехали в Шереметьево – 2, довольно быстро пройдя регистрацию, погуляв по Duty Free, мы оказались в полупустом самолете. Видимо, Польша - не самое популярное направление на Новый год.

В Варшавском аэропорту им. Фредерика Шопена спокойно объясняюсь с пограничником на польском (сама не понимая, откуда взялось такое понимание польского и словарный запас!), отвечаю на его вопросы, показываю по его просьбе подтверждение о резервации и вот мы в Польше! Таможню вообще не видели.

Варшава
В аэропорту сразу идем к киоску Туристической информации. Там встречаем наших соседей из самолета, с которым мы обмениваемся парой фраз, берем бесплатную карту Варшавы, узнаем, как доехать до вокзала Варшава Центральная, покупаем билеты на автобус. Я, растерявшись от новизны, позабыв заученные польские слова, разговариваю на английском языке, и все мне отвечают, даже пожилая женщина в газетном киоске на нормальном английском объясняет, где расположена автобусная остановка.

На остановке опять встречаем наших соседей, знакомимся с ними и решаем взять такси на четверых до вокзала Варшава Центральная. Такси стоило 40 злотых, то есть по 20 злотых на пару. Как потом выяснилось, поездка на автобусе обошлась бы на человека: в 3,6 злотых за проезд одного человека и 5 злотых за провоз багажа.

На Варшаве Центральной мы сразу купили билеты на поезд до Вроцлава, сдали багаж в камеру хранения (почему-то камера хранения там ручная, и, как мне показалось, в наших вещах немного покопались, но ничего не пропало) и пошли гулять по городу.

На улице нас сразу поразило отсутствие машин и людей. Мне кажется, что по Москве ночью больше машин ездит, чем в воскресенье днем по центральным улицам Варшавы. От Варшава Центральная до Старого города мы дошли пешком, не торопясь, минут за 30. Погода была чудесная, по улицам Старого города гуляли варшавяне с детьми, играли музыканты, дома были украшены гирляндами. Город и его жители были в состоянии праздника, и нам сразу передалось их настроение. Старый город нам очень понравился, хотя он и похож на любой другой средневековый европейский город. Несмотря на то, что здания Варшавы на 80% были разрушены во время Второй мировой войны, и здания восстановлены по фотографиям и чертежам уже в пятидесятые годы, Старый город выглядит старым. Мы не ставили цель посетить музеи и дворцы Варшавы, для нас было гораздо важнее побродить по городу, почувствовать его дух, рассмотреть архитектурные особенности зданий.
Пообедав в одном из многочисленных ресторанов Старого города, мы продолжили путешествие по улицам, заходя в каждую открытую церковь.
Обратный путь к Варшаве Центральной мы так же проделали пешком.

Вокзалы Польши.
Взяв багаж из камеры хранения, мы вышли в переход над путями за час до отправления поезда. Зная, что на российских вокзалах поезда подают на посадку задолго до отправления, мы ожидали, что сможем расположиться в поезде и начать отдыхать. Время шло, а поезд все не подавали. Выудив из разговорника все слова, касающиеся данной тематики, я попробовала расспросить других ожидающих, что происходит, будучи уверенной, что поезда нет потому, что что-то случилось, или мы что-то не так поняли. Нам объяснили, что поезд будет за 15 минут до отправления. Поезд подошел за 5 минут до отправления. К тому времени мы уже стали переживать, как мы успеем сесть в вагон за считанные минуты, поэтому обратились к группе польских пенсионеров с вопросом о том, где у поезда будет «голова», а где «хвост». Пенсионеры по первому же моему слову поняли, что я не полька, и переспросили, не говорю ли я на английском, немецком или французском. В ответ я сказала, что говорю на английском и на русском. Пенсионеры тут же перешли на русский и объяснили, что весь перрон разбит на сектора, и диктор вокзала при объявлении о подаче поезда говорит, какой вагон какого класса остановится в каком секторе. Посмотрев в наши билеты они указали примерно, где остановится для посадки наш вагон.

Такой же порядок существует на всех вокзалах Польши.

Хочу отметить, что периодически объявления по вокзалу шли на русском языке, но касались они российских и украинских поездов. А вместо лестниц для путешественников для спуска на перрон сделаны эскалаторы. Очень удобно!

Вроцлав
Итак, поезд Варшава – Вроцлав, за двоих мы заплатили 50 долларов за второй класс поезда Intercity. В пути он почти 5 часов, потому что идет через Познань. Вагоны похожи на вагоны поезда, который ходит в аэропорт Домодедово с Павелецкого вокзала: все удобно и достаточно просторно. Один раз за 5 часов нам подали бесплатно напитки и шоколадки. Второй раз стюарт предлагал тот же ассортимент уже за деньги. Во Вроцлав мы прибыли в 00.55.

Вроцлавский вокзал неприятно поразил нас: было очень грязно и много нищих.
Спросив у полицейского (на польском языке!), где автобусная остановка, и на каком добраться до отеля, мы прошли к остановке и сразу столкнулись с проблемой покупки билета в билетном аппарате. Обратившись к девушке, также ожидавшей автобус, мы услышали от нее, что нужный нам номер в такое время не ходит, но минут за 20 можно доехать на другом автобусе до Рыночной площади, и, перейдя площадь, мы окажемся на нужной улице. НО девушка сделала совершенно квадратные глаза: «Бандито!» Оказывается на Рыночной площади по ночам ходят бандиты!
Услышав эти слова, мой муж решительно вышел на дорогу и стал ловить такси. На такси мы доехали до отеля за 10 минут и за 200 злотых. Таксист так же подтвердил, что бандиты на Рыночной площади встречаются. В этот момент я уже задалась вопросом: «Что же это за страна такая: в поездах бандиты, на центральной площади бандиты. Может, надо было поехать в другую страну?» К счастью, бандитов мы не встретили нигде ни разу. Самыми бандитами оказались официанты и продавцы, которые стремились во всем нас обсчитать, так что на второй день у нас выработалась привычка самим подсчитывать по меню в ресторанах и ценниках в магазинах, сколько денег мы должны заплатить и какую сдачу получить.

Отель во Вроцлаве «Двор польский» оказался маленьким, совершенно незаметным с улицы отелем, но находящимся в 10 метрах от Рыночной площади и имеющим целую сеть общепитовских заведений: чайную, пивную, корчму и дорогой ресторан, в которой постояльцем отеля предоставляется скидка 10%. В этой гостинице, как сообщалось со стенда на стене холла, в свое время останавливался Папа Римский Иоанн Павел Второй, премьер-министр Польши и королева Бельгии. Номер был совершенно нормальный, симпатичный, с телевизором, баром и балдахином над кроватью. Завтрак был в виде шведского стола, с несколькими видами салатов, колбасных изделий и сыров, молочной продукцией и булочками. За 2 суток мы заплатили 165 долларов за двоих, включая завтрак.

Обеды и ужины в ресторанах стоили от 25 до 30 долларов на двоих.

Вроцлав – один из древнейших польских городов, в котором достаточно много интересных с точки зрения архитектуры домов, много интересных церквей. В здании Вроцлавского университета расположен потрясающий по красоте Леопольдовый зал в стиле барокко. Когда мой папа увидел фотографии «Aula Leopoldina», он прокомментировал: «Вот настоящий Храм Науки, а не то, что у нас современные университеты, даже подвалом науки и то не всегда назовешь». Да и само здание университета в стиле барокко, приобретший окончательный вид в середине 18 века, очень красиво. Остров Тумский оказался совсем маленьким островком, и на его осмотр ушло меньше половины дня. Интересная также ратуша между Рыночной и Соляной площадями, но она очень типична для средневековых европейских городов и похожа на ратушу на Староместской площади в Праге. Кстати, у Вроцлава есть еще одно, немецкое название – Бреслау, как память о прусском периоде в истории города. Кстати, немцы, которых поляки не очень-то любят, называют город по-своему, чем поляки недовольны.

30 декабря мы ходили на концерт «Танец, танец, танец» во Вроцлавскую филармонию. Примечательно это событие было по нескольким причинам. Во-первых, это был мой день рождения. Во-вторых, билеты на концерт я забронировала в начале ноября через интернет, и они преспокойно дожидались нас в кассе филармонии (вы с такой системой встречались в России?). В-третьих, концерт вел сам дирижер, перед каждым произведением рассказывая о композиторе его сочинившем и о самом произведении. Исполняли, кстати, кроме других выдающих произведений и вальс из «Маскарада» Хачатуряна, это приятно тем, что Хачатурян все-таки относится к советской эпохе, тем не менее, в Польше (а я уверена, что и во всем мире) знают и его произведения и его происхождение. В-четвертых, в антракте был коктейль в честь наступающего новогоднего праздника: в фойе накрыли столы и подавали шампанское со сладостями. Все совершенно бесплатно и в любых количествах.

И исполнительское мастерство оркестра и сам зал мне очень понравились: было ощущение, что мы попали на какой-то домашний камерный концерт.

Пансионат «Uroda»
Во Вроцлаве мы провели 2,5 дня и 31 декабря уехали в городок Шклярская Поремба. За нами заехал владелец пансионата Кшиштов Гоншорек, и после 3 часов езды в ужаснейших условиях видимости, не больше 50 метров, потому что стоял сильнейший туман, мы приехали в пансионат. Всю дорогу, проезжая очередной поворот, Кшиштов комментировал: «Справа в хорошую погоду открывается красивейший вид на горы. А вот слева обычно видно самую высокую вершину Судет – Снежку». И так далее. Всю красоту пейзажа нам пришлось увидеть уже позже.

Пнасионат «Урода», то есть «Красавица» по-русски, оправдала наши ожидания целиком. Во-первых, внешне пансионат отличается от остальных классических: небольшой, альпийского типа с большим количеством стекла. Во-вторых, помещение ресторана на первом этаже пансионата сделано из старого кирпича и бревен, которым по 200 лет, что создает очень уютную атмосферу. В-третьих, к ресторану примыкает зимний сад с полностью стеклянными стенками. Как там приятно было сидеть вечерами, накатавшись на лыжах, попивая глинтвейн или подогретое пиво! В-четвертых, пансионат небольшой: в нем всего 9 номеров, из-за чего нет столпотворения народа на завтраках и ужинах, и придает дополнительный уют.

Номер, в котором нас поселили, был небольшой, но функциональный, приспособленный для спортсменов. Самым большим преимуществом было то, что две стены были полностью из стекла, что позволяло по утрам наблюдать красивейшие восходы солнца в горах!

В помещении ресторана горел камин, который топили каждый день, отчего в нашем номере, который находился как раз над камином, всегда приятно пахло древесиной и хвоей.

Питание в пансионате было двухразовым: завтрак с 8.15 до 10.00 и «обедо-ужин» с 17.00 до 20.00. Завтраки классические: йогурты, разные мюсли, масло-сыр-колбаса и горячее блюдо. Обедо-ужин состоял из первого, второго и третьего блюда в неограниченных размерах порций. Чай и кофе с булочками были доступны в любое время бесплатно.

А самое главное – пансионат расположен в 5 минутах ходьбы от главного подъемника на Шреницу!

За все эти удовольствия мы заплатили за двоих 540 долларов за 10 дней/9 ночей.

Шклярская Поремба
Городок расположен в 440-886 (какой перепад высот!) метрах над уровнем моря между Карконошскими и Изерскими горами у подножия горы Шреница (1362 метра над уровнем моря). Небольшой по численности населения (8 тысяч человек и столько же туристов), но достаточно протяженный географически, и состоит из 3 частей: Шклярская Поремба Горная, Средняя и Дольная. В основном все пансионаты находятся в Горной части. Как нам сказали, пансионаты, расположенные в удалении от подъемников, обычно обещают бесплатную доставку постояльцев к месту катания, но реально это не всегда осуществляется.

Обычно все перемещения происходят вокруг того места, где живешь, потому что путь из Горной части в Среднюю занимает около получаса: сначала спускаешься по улице ведущий вниз, а потом по улице ведущие наверх. В Дольной части мы не были ни разу, путь туда займет, я думаю, не менее полутора часов.

Так как перепады высот большие, то пешком перемещаться даже по Горной части утомительно - улицы идут под углом 70-80 градусов! Все магазины для туристов, в том числе с сувенирами, находятся в самой низкой части Горной Порембы.

На лыжах можно кататься с октября по май. Лучший месяц для катания - март.
В какой-то статье от тур агентства я прочитала следующее: «Ну а вволю накатавшись на лыжах, можно покататься на коньках или санках прямо на озерах.» Озер там нет (даже летом нет естественного водоема для купания), на коньках негде кататься вообще, нет даже проката, хотя нам сказали, что каток будет строиться.

Кроме катания на лыжах можно гулять по окрестностям к водопадам, которые, впрочем, сильно замерзают зимой и выглядят не так живописно, как на летних фотографиях. Есть музей минералов, сейчас идет создание музея стекла, потому что городок сто лет назад был знаменит именно стекольной промышленностью.
Летом в лесах вокруг Шклярской Порембы открыты велосипедные трассы, работают прокаты горных велосипедов.

Лыжи беговые.
Еще при подготовке к поездке я знала, что трассы для беговых лыж находятся в Якушицах, что в 9 км от Шклярской Порембы Горной. В этом месте уже идут Изерские горы. От Порембы и обратно можно добраться на рейсовом автобусе, который идет до Якушиц минут 30. В Якушицах проложено 50 км трасс, которые готовятся каждое утро: идет огромный трактор, равняет трассу для конькового хода и прокладывает лыжню для «классики».

Перепады высот здесь большие: Якушицкая поляна, откуда начинаются трассы, где расположен прокат лыж, автобусная остановка и стоянка машин, находится на высоте 800 метров над уровнем моря, а самая высокая точка, под названием Cicha Rownia, через которую проходит лыжня, – 1001 метр. Почти все трассы проходят на высотах от 900 до 1000 метров, и все проходят по лесу. Самая низкая точка – 740 метров находится на границе Польши и Чехии, к которой приводит одна из трасс.

В одном местечке под названием «Орле» (ударение на «о») в лесу есть турбаза с кафе, где готовят разные вкусные блюда и делают горячие, в том числе горячие горячительные, напитки. Это самое многолюдное место Якушиц. Можно бежать по лесу и встретить одного-двух человек, но кафе в «Орле» обязательно будет полно посетителями. Там встречаются компаниями, поляки, чехи и немцы, пьют подогретое (гржано) пиво, греются у камина, сушат вещи у «буржуйки». Замечательное, теплое местечко!

Меня удивили и порадовали лыжники - поляки. Встречные обязательно здороваются друг с другом. Несколько раз, когда я останавливалась, чтобы достать фотоаппарат из рюкзака, пробегающие мимо лыжники спрашивали, не нужна ли мне помощь.

За недельный прокат беговых лыж, ботинок и палок я заплатила 144 злотых, а прокат оборудования на один день стоит 24 злотых. Вход на трассы платный, но плата эта добровольная и составляет 2 злотых в день. Можно купить абонемент на месяц, который стоит 10 злотых. Такое вот пожертвование в фонд Якушиц.

Лыжи горные.
Все трассы идут с горы Шреница. Всего их 7 штук, все окружены лесом, огромными соснами.
1. Трасса FIS - очень трудная. Длина: 2000 м. Перепад высот: 510 м. Средний наклон: 25,5 градусов, наибольший - 50 градусов. Ширина трасс: 30-50 м. Минимальная высота: 792 м, максимальная - 1302 м над уровнем моря. Снежные пушки.
2. Трасса "Лолобриджида" - трудная. Длина: 4444 м. Перепад высот: 602 м. Средний наклон: 14 градусов, наибольший - 36 градусов. Ширина трасс: 15-45 м. Минимальная высота: 882 м, максимальная - 1182 м над уровнем моря. Снежные пушки.
3. Трасса "Снежинка" - трудная. Длина: 2080 м. Перепад высот: 300 м. Средний наклон: 15 градусов, наибольший - 45 градусов. Ширина трасс: 15-35 м. Минимальная высота: 882 м, максимальная - 1182 м над уровнем моря. Снежные пушки.
4. Трасса "Пухатек" Длина: 1470 м. Перепад высот: 172 м. Средний наклон: 12 градусов, наибольший - 27 градусов. Ширина трасс: 15-35 м. Минимальная высота: 708 м, максимальная - 800 м над уровнем моря. Снежные пушки.
5. Трасса "Быстрая" Длина: 2510 м. Перепад высот: 303 м. Средний наклон: 12 градусов, наибольший - 43 градусов. Ширина трасс: 10-25 м. Минимальная высота: 882 м, максимальная - 1185 м над уровнем моря. Снежные пушки.
6. Слаломный спуск Длина: 1000 м. Перепад высот: 270 м. Средний наклон: 27 градусов, наибольший - 50 градусов. Ширина трасс: 30-50 м. Минимальная высота: 1120 м, максимальная - 1390 м над уровнем моря.
7. Слаломный спуск "Цирк Шреница" Длина: 650 м. Перепад высот: 120 м. Средний наклон: 18,5 градусов, наибольший - 25,5 градусов. Ширина трасс: 30-50 м. Минимальная высота: 1280 м, максимальная - 1160 м над уровнем моря.

Пунктов проката много по городу и несколько расположено непосредственно у подъемника.
В период нашего пребывания была открыто всего одна трасса «Пухатек», самая короткая и самая легкая. Остальные трассы были официально закрыты из-за малого количества снега, но по всем из них все равно катались.
Первый кресельный подъемник доходит до начала спуска «Пухатек», затем можно пересесть в другой кресельный подъемник и доехать до вершины, до Шреницы. На вершине горы находится турбаза, в которой останавливаются горнолыжники. Но второй подъемник прекращает ежедневно работать в 17.30, поэтому каким надо быть фанатом гор, чтобы жить на вершине, осталось для меня загадкой.
Большинство лыжников спускаются с «Пухатека» и только немногие осмеливаются съезжать по «Лолобриджиде» или «Снежинке».

Владелец нашего пансионата, Кшиштов, оказался инструктором по горным лыжам и сноуборду. Большую часть зимы он проводит в Австрии, работая там инструктором. В Польше он – лучший среди инструкторов.
Они с моим мужем сразу договорились о ежедневных индивидуальных занятиях. Так как мы были в праздничное время, то ежедневные занятия не совсем получились, но, тем не менее, Кшиштов успел поставить мужу правильную технику. Было очень приятно, что Кшиштов не просто вывозил мужа на один и тот же склон, оттачивая разные тонкости техники, но он каждый раз старался проводить урок на новом склоне. Так, они даже ездили на Лысу Гуру под городком Еленя Гура, что в 100 км от Порембы. С другими своими учениками, гражданами Польши, Кшиштов ездил кататься на склоны Чехии.
Вообще мы заметили и Кшиштов подтвердил это, что туристы из Белоруси, которые в большом количестве появились в городке 2 января, отличаются тем, что при совершенном отсутствии техники катания большинство из них имеют крутейшие лыжи и ботинки. С их появлением склон стал похож на выставку последнего горнолыжного оборудования.
Среди поляков тоже много «камикадзе» - техники нет, но зато скорость спуска высока! Кшиштов на каждого такого проезжающего замечал: «Катастрофа!» Отмечал он также и то, что зачастую инструкторы занимаются не совсем добросовестно со своими учениками: то, что можно объяснить и потренировать за 2-3 дня, растягивается на неделю. И как приезжему новичку понять, хорош инструктор или нет, неизвестно.

На 6 дней катания прокат оборудования стоил 200 злотых.
За подъемник за 6 дней муж заплатил 120 долларов. Кажется, в злотых это выражалось так: 80 злотых на целый день или 50 злотых на пол дня. Причем турникет работает таким образом, что по пропуску («ski pass») нельзя пройти два раза подряд. Мой муж наблюдал, как одно семейство из четырех человек из Белоруси вызвало большую пробку у турникета при попытке по одному «ski pass» пройти всей семье друг за другом.
Занятия с Кшиштофом стоили 15 евро в час.

Возвращение в Москву.
Пробыв в Шклярской Порембе 10 полных дней, 10 января хозяин пансионата, наш гид, помощник и инструктор Кшиштоф отвез нас на вокзал во Вроцлав на поезд до Катовиц. Опоздав на 4-х часовой поезд, мы уехали только на 5-ти часовом, прибыв в Катовицы через 2,5 часа.
Катовицы оказался довольно крупным новым промышленным городом. Муж моей приятельницы, Болеслав, встретивший нас на вокзале, за 20 минут показал нам все достопримечательности, включая очень красивую францисканскую церковь.
Оказалось, что семья моей приятельницы живет в town-house в 10 минутах езды от центра города. Выяснилось, что дома такого типа начали строить в Польше еще 20 лет назад. В основном, жили в них, конечно, высокопоставленные должностные лица. Ошибка заключалась в том, что эти «таун-хаусы» были построены в рабочем квартале. В следствие классовой неприязни до сих пор квартал считается небезопасным. И мы опять услышали истории о бандитах.
Переночевав у гостеприимных Наташи и Болеслава, на следующее утро мы сели в поезд до Варшавы Центральной. От вокзала мы сразу поехали на рейсовом автобусе до аэропорта. Вылетев в Москву в 16.05 по Варшаве, мы приземлились в Москве в 20.10 из-за разницы во времени в 2 часа.

Мы были полны прекрасных впечатлений, думали о том, что это был наш лучший отдых, и обсуждали, когда же мы опять поедем кататься на лыжах в Шклярскую Порембу. В общем, произносили все те же слова, как после каждого путешествия, потому что нам настолько понравилось в Польше, что даже самим себе не хотелось признаваться, что вероятность вернуться туда ОЧЕНЬ мала, ведь на свете так много мест, которых мы еще не видели.

Что касается материальной стороны путешествия, то за 12 дней/13 ночей мы потратили 1750 долларов на двоих без учета ужинов в Варшаве и Вроцлаве и покупки сувениров.

Здесь размещены мои фотографии из Польши

Таксист подтвердил, что бандиты на Рыночной площади встречаются. В этот момент я уже задалась вопросом: «Что же это за страна такая: в поездах бандиты, на центральной площади бандиты. Может, надо было поехать в другую страну?» К счастью, бандитов мы не встретили нигде ни разу.