Москва провожала осенней промозглой слякотью. Вся Европа тоже была под облаками, и командир экипажа объявил, что в Ницце дождь. Но, когда мы приземлились, дождь уже прошел, и сияло солнце, отражаясь в еще невысохших лужах. Пройдя за считанные минуты паспортный контроль и получив багаж, я направилась в офис Хертца, где у меня еще из Москвы был заказан автомобиль. Достался мне ярко синий дизельный Пежо-206. Получив машину, первым делом я переоделась в легкую футболку, потому что октябрьское солнце грело совсем по-летнему. Направлением моего пути был София Антиполис. Французские таксисты называют его кратко – Софи. София Антиполис – это не город, а технопарк, расположенный на площади около квадратных км. и где находятся офисы более 1000 технологичных общеевропейских компаний и компаний Франции. Географически София Антиполис принадлежит трем небольшим городкам Приморских Альп – Вальбонну, Биоту и Мужену. Забронированная мною гостиница с романтическим названием «Castel Provence» располагалась на склоне небольшого холма в 2 километрах от городка Вальбонн. Эта небольшая гостиница привлекает меня почти домашней атмосферой, запахом прованских ароматов и тишиной, так необходимой каждому жителю мегаполиса. Разве что пение петухов иногда нарушало утреннюю тишину. Уютный номер с балконом и с выходом на бассейн, расположенный во внутреннем дворике, стал мне домом на неделю пребывания на земле Прованса. Быстро разложив вещи, я решила не терять световой день даром и поехать в живописнейший городок Мужен, расположенный на вершине холма.

Здесь я хочу сделать отступление и рассказать об особенностях передвижения на автомобиле в этой части Франции. Сеть дорог здесь густая, и практически все перекрестки являются круговыми. Правила проезда такого перекрестка таковы – преимущество имеет тот, кто уже находится на перекрестке. Нужно иметь хорошую сноровку, чтобы научиться въезжать и выезжать из таких перекрестков. Во-вторых, никому из моих знакомых, которые первый раз попадали в те края не удавалось 20-минутный путь от аэропорта до гостиницы проехать менее, чем за 2 часа, потому что на очередном круговом перекрестке, закружившись, выезжаешь в неправильном направлении, и дальше уже как повезет, можно долго кружить по густой сети дорог, пытаясь определить верное направление. Поэтому в одну из наших первых поездок был выработан следующий алгоритм, минимизирующий временные затраты на преодоление маршрута от точки А до точки В – если на очередном перекрестке точно не знаешь, куда выезжать, то делаешь два круга – на первом из всех указателей выбираешь наиболее подходящее направление и только на втором круге выезжаешь в этом направлении. Таким образом, обучаясь искусству управления дизельным мотором и проезда перекрестков, конечно же, слегка заплутав, я попала в город Мужен.

Мужен встретил меня теплым солнцем, великолепными видами, открывающимися на Каннскую бухту, и толпами немецких и французских пенсионеров. Вообще у меня сложилось впечатление, что октябрь – это месяц пенсионеров, потому что столько нарядно одетых, отдыхающих людей преклонного возраста одновременно видеть мне не приходилось. Город Мужен – это город художников. Плутая по узким улочкам Мужена, постоянно натыкаешься на крохотные художественные салоны и артистические кафе. В этом городе в разное время жили Наполеон, Брель и Пабло Пикассо, Ив Сен Лоран, Катрин Денев и другие французские знаменитости. Пабло Пикассо прожил в Мужене с 1961 года до самой своей смерти в доме-мастерской "Нотр-Дам-де-Ви". Гуляя по Мужену я наткнулась на Музей фотографии и посетила его. Фотопортреты Шагала, Кокто, других известных представителей французской богемы, а также многочисленные портреты Пикассо были весьма интересны. Кроме музея фотографии в окрестностях Мужена находится музей автомобилей, где представлена коллекция престижных экипажей с 1894-го года до наших дней. В октябре в Мужене проходил органный фестиваль, каждое воскресенье в главной церкви выступал приглашенный органист, концерты были бесплатными.. В это воскресенье играли Баха. Когда я пришла за 10 минут до начала концерта, с удивлением обнаружила, что церковь битком набита, дети сидели даже на каменном полу, и их родители к этому относились совершенно спокойно. Вообще хочется отметить удивительно спокойное отношение французов к детям. В предыдущий раз, когда я посещала эти места, был март, море было довольно холодным, но дети босиком бегали совершенно мокрые, и их родителей, кажется, это совершенно не волновало. Воскресный день клонился к завершению. Музыка Баха в теплое осеннее воскресенье в чудном городке на юге Франции звучала очень гармонично и дарила желанный покой.

Следующим городом, который я посетила, был городок Биот. Он знаменит тем, что здесь жил и творил Фернан Леже - французский живописец, скульптор, график, керамист и декоратор, поборник т.н. «эстетики машинных форм» и «механического искусства».

Вообще Лазурный Берег всегда привлекал к себе людей творческих. Особенно в период между двумя мировыми войнами культурная жизнь на Лазурном Берегу была очень насыщенной. Одно перечисление имен займет целую страницу – Боннар, Пикассо, Матисс, Леже, Шагал, Ренуар, Кокто, Стравинский, Хемингуэй, Фитцджеральд, Бунин – список можно продолжать еще очень долго. Мне хотелось еще посетить музей Шагала в Ницце, музей Ренуара в Кань-сюр-Мер (Cagnes-sur-mer), но – оставим и на следующие разы. Все-таки я была не на отдыхе, а в командировке и свободной у меня была лишь одна суббота (не считая дня приезда и дня отъезда).

И я решила поехать в город Грасс., город, где многие годы в эмиграции жил Бунин странной семьей с женой и подругой Галиной Кузнецовой, и этот город мне был хорошо знаком из "Грасского дневника" Кузнецовой и по мотивам которой был поставлен замечательный фильм "Дневник его жены" (хотя дневники-то были как раз не жены). Проснувшись утром и выйдя на балкон маленькой гостиницы, приютившейся на склонах холма недалеко от Вальбона, я даже ахнула от восторга - день выдался на редкость (даже для Прованса) прозрачным, и видно было на много километров вдаль, и даже отчетливо видны были далекие снежники. Дизельный Пежо бодро, как швейная машинка, застучал по живописным дорогам по направлению к Грассу. Здесь хочется привести отрывок из Бунина, написанного в Грассе и о Грассе - "Раннее осеннее альпийское утро, и звонят, зовут к обедне в соседнем горном городке. Горная тишина и свежесть и этот певучий средневековый звон – все то же, что и тысячу, пятьсот лет тому назад, в дни рыцарей, королей, монахов. И меня не было в те дни, хотя вся моя душа полна очарованием их древней жизни и чувством, что это часть и моей собственной давней, прошлой жизни. И меня опять не будет – и очень, очень скоро – а колокол будет все так же звать еще тысячу лет новых, неведомых мне людей".

Здесь хочется сделать еще одно отступление. Арендуя машину за рубежом, вы приобретаете свободу передвижения, но в то же время расслабляться во время путешествия вы вряд ли сможете, особенно, если вы женщина и опыт вождения у вас не столь большой. Я до сих пор вспоминаю свою первую поездку в Америку, когда за плечами у меня было всего полгода вождения. Сейчас, конечно, садясь за руль арендованной машины, я не вижу в зеркало заднего вида глаза, круглые от ужаса, но проблемы поиска парковок, парковка, оплата за парковку, заправки, оплата за топливо – вещи, о которых постоянно надо думать. Не сразу найдя указатель к центру Грасса, немного поплутав по узеньким горным дорогам, я припарковалась на магазинной парковке магазина фабрики «Галимар», где было написано «Парковка частная, только для клиентов магазина», изобразив, что по-французски я не понимаю, далее в гору пошла пешком. Дорога оказалась длиннее, чем я предполагала, но каждый поворот дороги дарил такие чудесные виды, что я почти не пожалела о своем решении. Грасс - парфюмерная столица Франции. Здесь находятся знаменитые фабрики «Галимар», «Мулинар» и «Фрагонар», а также международный музей парфюмерии. Я с облегчением обнаружила, что мой приезд как раз совпал с перерывом в работе музея, и с чистой совестью просто побродила по старинным улочкам, посидела в кафе с чашечкой капуччино ( близость ли Италии к Лазурному Берегу сказывается, но капуччино здесь делают не хуже, чем в Италии) и пошла вниз к своей брошенной машине.

Из Грасса я поехала в Ниццу. Пустая воскресная дорога, и уже через полчаса я была в Ницце. Погода резко испортилась. Поднялся сильный ветер, сотни любителей кейта и виндсерфинга с радостью ловили свежий ветер в свои паруса. Зрелище огромного числа кейтистов и серфингистов впечатляло. Вообще Ницца производит впечатление города любителей здорового образа жизни. Молодые мамаши на роликах, толкающие перед собой коляски, пенсионеры, бегущие кросс, дамы в возрасте, купающиеся в холодном море, разноцветные велосипедисты – это Английская набережная в Ницце в субботу.

Вечер я завершаю в ресторане «Голубая Лаванда» - красное вино, фуагра, улитки. Несмотря на то, что ресторан находится не в населенном пункте, свободных столиков нет. Группы пенсионеров, семьи с детьми, только я одна. Но внимание ко мне со стороны официанта, чью виртуозную работу я с интересом наблюдаю ничуть не меньше, чем ко всем остальным посетителям. Каждый чувствует себя здесь желанным гостем.

Утром в путь. Как я ни стараюсь оттянуть время отъезда, но все равно оказываюсь в аэропорту раньше положенного. За всю неделю на мои глаза ни разу заправка не попалась, так же, как и не попалась на пути в аэропорт, поэтому я решаю не заморачиваться на эту тему. Оставшееся до самолета время с удовольствием ловлю последнее тепло Франции перед возвращением в промозглую Москву. До следующего раза, Ницца!

Комментарий автора:
Вообще Ницца производит впечатление города любителей здорового образа жизни. Молодые мамаши на роликах, толкающие перед собой коляски, пенсионеры, бегущие кросс – это Английская набережная в Ницце в субботу.

Страницы1

0,0/5 (0)

4 комментария

  1. алекс
    алекс 19 января

    Читаю и ностальгирую!!!
    Вы очень точно все описали. И ощущения от посещения данных мест тоже. Это единственно правильный способ ознакомиться с достопримечательностями Лазурного берега - арендовать машину. Сам много раз ездил по делам в Sophia Antipolis (боже, какой там воздух в теплое время года!) и именно на машине объехал все близлежащие интересные места. Будете в следующий раз - обязательно посетите деревушку St. Paul de Vince (в сторону от моря на полпути между Ниццей и Антибом), а также Eze (в горах между Ниццей и Монако). Незабываемо!

  2. gulchatai
    gulchatai 20 января

    Без названия
    Про Eze мне говорили французы, что лучше всего поехать туда в январе. В январе, когда и море и небо становятся пронзительно синими, и синь моря сливается с синью неба, и Eze кажется висящим в этой синеве.

  3. Мирандолина
    Мирандолина 24 января

    Господи!
    Какая женщина, какая поездка, какой рассказ! Завидую белой завистью.

  4. kagen
    kagen 14 февраля

    Рассказ хороший, но не о Провансе
    Очень приятный, с чувством написанный рассказ о Приморских Альпах. Настоящий Прованс - это Оранж, Авиньон, Ним, Арль, Экс... Автомобильные пассажи вызвали улыбку, поскольку все совсем не так страшно: есть карты, много указателей, а дизельная машина - просто мечта, поскольку позволяет сильно сэкономить на горючем - :)

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Ресторан Pierre Gagnaire

Ресторан Pierre Gagnaire

Ресторан Pierre Gagnaire – Включенный в список шести лучших ресторанов мира 2005 года…