Наше прошлое, осеннее путешествие по южноуральским крепостям закончилось у стен Наследницкой крепости. С наступлением весны мы опять вернулись сюда, чтобы продолжить свой путь по старой пограничной линии. Из Магнитогорска выехали в половине седьмого утра и через три часа были в Наследницком. На этот раз ворота крепости и двери церкви были открыты. Мы побродили по внутреннему дворику укрепления, залезли на одну из башен, зашли в церковь Александра Невского.
  После Наследницкого двинулись на юго-запад по направлению на Орск и Новотроицк. Ласково пригревало весеннее солнышко. Серой лентой стелилась под колеса автомобиля пустынная дорога. Тихо и безопасно кругом. А в позапрошлом веке сам степной воздух был пропитан тревогой, земля гудела от топота многочисленных копыт, отрывисто гремели выстрелы, хищно свистели над пушистым ковыльным ковром вражеские стрелы, со звоном скрещивались серебристо сверкающие клинки, сходились в смертельных схватках бесстрашные казаки с жестокими степными батырами. В 1835-37 годах здесь построили цепочку укрепленных пунктов, часть Новой пограничной линии: Императорскую крепость, Екатерининский, Елизаветинский, Новоорский и Кумакский редуты. За валы и рвы этих сторожевых поселений выходить без оружия было смертельно опасно. Особенно в 1838-1846 годах, когда новые укрепления оказалась в эпицентре боевых действий с незаконными вооруженными формированиями султана Кенисары Касимова. Генерал И.Ф. Бларамберг, служивший в этих местах, вспоминал в своей книге про один такой трагический случай: «…однажды недалеко от новой линии он (Кенисары) захватил несколько казаков, которые рыбачили на близлежащем озере и не догадывались, какая опасность им грозит; спасся лишь один, вовремя укрывшийся в густом камыше. Кенисары приказал заживо содрать с несчастных кожу. Спрятавшийся в камыше казак, смертельно перепуганный, вынужден был слушать душераздирающие крики своих несчастных товарищей». Дорога на Орск идёт как раз по старой пограничной линии. Современная граница с Казахстаном лежит несколько восточнее. Первое старинное поселение на нашем пути - Екатериновка, названо в 1836 году в честь императрицы Екатерины I. Печальную известность этот редут получил в 1844 году, когда разбойничьи шайки кочевников спалили неукрепленный посад, угнали скот, поубивали или захватили в рабство местных жителей. Следующее звено бывшей пограничной линии называется Елизаветинка. Оно построено в 1836 году и напоминает о другой императрице, Елизавете Петровне. На месте крупного поселка Теренсай в 1835 году было заложено одно из первых укреплений Новой линии - Императорская крепость. Дальше дорога проходит через Новоорск, основанный в 1835 году во время 100-летнего юбилея Орской крепости. Последний населенный пункт перед Орском называется Кумак (по-казахски, песочное место). Он построен в 1837 году на одноименной речушке с песчаными берегами и дном.
  Подъезжая к Орску, я вспоминал, что мне известно про этот город? Изначально он назывался Оренбург и возводился как главный административный, военный и торговый центр на юго-востоке России. Название города, заложенного в августе 1734 года, произошло от реки Орь (по-казахски ор - канава). За две недели была построена небольшая крепостца между рекой Урал (тогда ещё Яик) и Преображенской (Яшмовой) горой. На вершине последней, царящей над окружающей степью, возвели малую цитадель. Позднее на склонах горы встали мощные бастионы Преображенского замка, а на срытой вершине выстроили церковь. Неподалеку, у впадении реки Орь в Урал, начали возводить сам город, окруженный неприступными укреплениями. Однако, первый Оренбург не оправдал возлагавшихся на него надежд. Его неимоверно сложно было снабжать продовольствием. В первую же зиму от голода погибли сотни человек. При разливе рек город беспощадно заливала вода. Недаром казахи прозвали его Яман-Кала – плохая крепость. В итоге, после многих злоключений, город вместе с названием перенесли на запад, а оставшуюся крепость стали именовать Орской. Все те бедолаги, которых жестокая судьба закидывала в эти негостеприимные места, отмечали тоскливость и однообразие окружающей степи. Этот суровый вид погружал изнеженные души выходцев из центральной России в тяжелую депрессию. В тоже время Орск во все века украшала церковь на Преображенской горе.
  Академик П.С. Паллас писал ещё в 1769 году: Орская крепость «построена на горе, на средине сей горы стоит изрядная каменная церковь, которую со всех сторон издалека видеть можно».
  В романе А. И. Герцена «Кто виноват!» упоминается гвардейский офицер, которого за провинность перевели из Санкт-Петербурга в местный гарнизон: «Орская крепость вся стоит на яшме и на благороднейших горнокаменных породах, тем не менее там очень скучно... Года через три его опять перевели в гвардию, но он возвратился из Орской крепости, по замечанию знакомых, несколько поврежденным…» (имеется в виду психически).
  Украинский поэт Тарас Шевченко находился в Орской крепости в 1947-48 и в 1850 годах. В повести «Близнецы» он рассказал про свой приезд к месту службы:
  «Так вот она, знаменитая Орская крепость! - почти проговорил я, и мне сделалося грустно, невыносимо грустно, как будто меня бог знает какое несчастие ожидало в этой крепости. А страшная пустыня, ее окружающая, казалася мне разверстою могилой, готовою похоронить меня заживо. Подъезжая ближе к крепости, я думал (странная дума), поют ли песни в этой крепости. И готов был бог знает что прозакладывать, что не поют. При такой декорации возможно только мертвое молчание, прерываемое тяжелыми вздохами, а не звучными песнями. Подвигаясь ближе и ближе по широкому, едва зеленью подернутому лугу, я ясно уже мог различить крепость: белое пятнышко - это была небольшая каменная церковь на горе,…».
  А вот какие строки написал ссыльный кобзарь в повести «Несчастный»:
  «Редко можно встретить подобную бесхарактерную местность. Плоско и плоско… Крепость Орская как нельзя более в гармонии с окружающей ее местностью. То же однообразие и плоскость. Только и отделяется немного от общего колорита местности - это небольшая каменная церковь на горе, заметьте, на яшмовой горе.»
  Красный командир Н.И. Кирюхин, отряд которого брал Орск в 1919 году, записал свои впечатления в дневнике: «Орск – город небольшой, мало отличающийся от большого торгового села. Центр города с церковью стоит на горе, откуда открывается вид на расположившиеся внизу предместья, казачий посёлок и холмистую степь.»
  А лучше всего орские степи охарактеризовало местное население в глубокомысленном стишке:
  Выйдешь в поле,
  Сядешь ср…,
  Далеко тебя видать.
  Мои краеведческие воспоминания и размышления прервались при въезде в Орск. Первым нас встретил Орский завод тракторных прицепов (ОЗТП) - таинственный оборонный завод, на котором и в самом деле могут производить в качестве побочной продукции автомобильные и тракторные прицепы. В народе его прозвали «завод трахнутых прицепов». При въезде в поселок ОЗТМ, там где дороги от Новоорска пересекается с Орским проспектом, наше внимание привлекли какие-то странные сооружения. При ближайшем рассмотрении, это оказался детский городок с миниатюрными копиями башен московского кремля. Не бог весть какая достопримечательность, но нас это здорово повеселило.
  Орск не имеет сплошной застройки и состоит из двух относительно больших районов: Нового и Старого города, а также множества мелких поселков: Елшанка, ТЭЦ, Победа, Мостострой, Рабочий, Строителей, Никель, Первомайский, ОЗТП, Кирпичный, Железнодорожный, Вокзальный, Нагорный, Казачий, 2-й городок Мясокомбината, Гудрон, Биофабрика. Городские районы обособлены друг от друга, имеют автономные трамвайные линии, не соединенные в общую систему. Через Орск протекает река Урал, по которой проходит граница между частями света. Старый город и половина поселков лежат в Азии, а Новый город с другой половиной – уже в Европе. В поселке Вокзальном мы проехали мимо одного из железнодорожных вокзалов Орска. Красивое здание построено в 1916 году и по праву считается памятником архитектуры. Орск настолько важный и крутой город, что наравне с Москвой и Питером имеет несколько вокзалов.
  Далее мы двинулись в наиболее интересную часть Орска - Старый город. Там сохранилось несколько храмов дореволюционной постройки. Рядом с Коровьим озером и Перовским садом стоит церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1890), оставшаяся от женского монастыря. Этот храм был изрядно разрушен в советские времена. Купола и колокольня недавно восстановлены и отличаются оттенком кирпича от старинных стен. Над Старым городом подобно средневековому рыцарскому замку возвышается храмовый комплекс на Преображенской горе. Главное здание этого комплекса - Преображенская церковь, неоднократно перестраивали и свой сегодняшний вид, сочетающий древнерусские и готические мотивы, оно приобрело в 1894 году. Запомнилась изумительная роспись стен этого храма. Сама по себе гора тоже уникальна. Природа сложила её из яшмы, пожалуй самого красивого поделочного камня. Орская пёстроцветная яшма особая, с разнообразным рисунком, образованным полосами и пятнами желтого, бурого, розового, красного, ярко-зеленого, серо-зеленого и черного цвета с прожилками Изделия из яшмы орских месторождений широко известны и выставлены во многих крупнейших музеях нашей страны: Эрмитаже, Русском музее, Геологическом музее Горного института в Екатеринбурге и т.д. Благородный камень был использован при отделке ленинского саркофага в мавзолее на Красной площади. Яшма украшает станции Московского метро, в частности, одну из самых красивых — «Маяковскую». Она применена в мозаиках питерского храма Спаса – на – Крови.
  У подножья холма ютятся несколько облезлых купеческих особнячков. На самом ветхом из них, с заколоченными окнами, памятная табличка: «В этом доме 24 июля 1891 года останавливался наследник престола цесаревич Николай Александрович, впоследствии император Николай Второй». У меня возникло подозрение, что этот дом до революции выглядел значительно лучше. В единственном хорошо отремонтированном здании располагается музей Шевченко. Его экспозиция совсем небольшая, но содержит несколько интересных диорам. Самая впечатляющая из них называется «Орская крепость» и изображает это укрепление во времена воинской службы Тараса Григорьевича. Есть ещё диорама казармы, где жил знаменитый украинец, с развешенными для сушки кальсонами и портянками.
  Поблизости от Преображенской горы заметили высокое узкое здание из красного кирпича явно недавней постройки. Оказалось, это колокольня Покровского молельного дома (1942), единственного религиозного заведения Орска в советские времена. Сам дом, простая деревенская избушка с приделанной к крыше главкой, как то совсем не гармонирует с новенькой пристройкой. Обратили внимание на высокие фундаменты домов Старого города. Весной эту часть Орска всегда заливает уральская вода
  Дальше мы поехали по мосту через Урал в Новый город на площадь Шевченко. Сам свободолюбивый творец новой украинской поэзии тоже присутствует на своей площади в виде бронзовой статуи, признанной памятником искусства республиканского значения. От площади начинается проспект Ленина, на котором расположен городской краеведческий музей. К сожалению в музейной экспозиции отсутствуют материалы о двух первых столетиях истории Орска, пока он был крепостью, казачьей станицей, уездным городом. Жизнь в Орске, судя по музейным экспонатам, вообще началась с 1917 года. Монументальные картины изображают победоносное уничтожение большевиками реакционного казачества, не принявшего советскую власть. В музее представлено оригинальное изобретение тех лет - трещотка-пулемет. В целях психического воздействия на противника красноармейцы применяли деревянные трещотки, издававшие резкие звуки, схожие с пулеметными очередями. Самый интересный и новый раздел музейной экспозиции – находки из долины Амазонок. В этом разделе представлены предметы быта и оружие сарматских племён, в том числе, из найденного женского захоронения. Сарматки были женщинами-воинами, сражавшимися наравне с мужчинами. Замуж они могли выйти только после того, как одержат в бою победу над врагом. Впрочем, женщина всегда остается женщиной, в сколь опасных и жестоких условиях не приходилось бы ей выживать. Свидетельством тому являются бронзовые зеркальца, лежащие в музейных витринах рядом с мечами и стрелами.
  После знакомства с Орском поехали в соседний город Новотроицк, возникший в 1945 году в связи со строительством Орско-Халиловского металлургического комбината. А первое пограничное укрепление в этих местах было заложено ещё в 1742 году. Кочевники здесь нередко переходили границу и совершали бандитские налёты на русские деревни. Поэтому, название редуту выбрали соответствующее – Разбойный. И сейчас в окрестностях Новотроицка протекает река Разбойка, напоминая про далекие тревожные времена. Позднее сюда переселились крестьяне из села Троицкого и основали новое поселение. Назвали его Новотроицким в память о покинутых родных местах. Дальше это имя передалось городу, выросшему по воле партии на берегу Урала.
  Расположены Орск и Новотроицк так близко, что один из руководителей металлургического комбината даже предлагал пустить между этими городами трамвай. Да, междугородний трамвай – это звучит! Впрочем, города никогда не соединятся в один. Их надежно разделяет покатая гора, Орско-Халиловский металлургический комбинат и завод хромовых соединений с ярко-зеленым озером. Если какая-нибудь глупая утка садится на эту изумрудную водную гладь, то уже не может с неё взлететь, травится растворенными хромовыми соединениями и быстро погибает.
  Дорога от Орска плавно переходит в главную новотроицкую улицу – Советскую. В её начале, на площади перед железнодорожным вокзалом, стоит уникальная достопримечательность… памятник Ленину. Конечно, монументом вождю мирового пролетариата в России никого не удивишь. Своим размерами и художественной ценностью, пятиметровая, топорно выполненная скульптура тоже не выделяется среди десятков тысяч себе подобных. Вся соль во времени установки памятника… ноябрь 2004 года. Так что теперь это самая новая ленинская копия, а для коммунистов третье по значимости место в России, после мавзолея на Красной площади и шалаша в Разливе.
  При движении по улице Советской, слева периодически что-то привлекает внимание. На боковой стене дома № 13 прилеплена явно самопальная табличка с надписью «переулочек Лены Бушуевой». Кто такая эта Лена выяснить не удалось, но она явно из этого дома и, по-видимому, не отличается большой скромностью, раз решила завести себе персональную улицу. Хотя у меня родилась версия про роковую любовь. Мне явственно представилось, как Лена поставила условие своему молодому человеку: «Я выйду за тебя замуж только после того, как ты достанешь мне звездочку с небес». Несчастный влюбленный не смог выполнить требование надменной красавицы. После долгих переговоров они сторговались на именной улице. Парень нарисовал табличку и прибил его к стене дома, где жила девушка…
  Дальше мы заметили памятник участникам Великой Отечественной войны – монумент «Вечно живым». За серебристой фигуркой солдата возвышается гигантских размеров бетонный штык, на серой поверхности которой издалека видны какие-то надписи. Я сначала подумал, что это вандалы осквернили памятник, начертив что-то вроде «Вася + Петя = любовь». Ругая негодяев, я подошел к обелиску и с радостью убедился в своей ошибке. Надписи копировали фразы со стен сталинградских развалин и рейхстага, типа «За Волгой земли нет», «Дошли до Берлина» и т.п. Хотя, глядя на гордо взметнувшийся в небо штык, у меня самого появилась фрейдовская мысль, кощунственная в таком месте: какими комплексами страдал архитектор наваявший это?
  Следующий памятник посвящен воинам-интернационалистам и представляет собой глобус на высоком постаменте. Перед ним припаркована на вечную стоянку БМП-1. Заканчивается улица Советская у златоглавого собора Петра и Павла (1999), от которого открывается замечательный вид на горы за рекой Урал.
  К удивительным особенностям автомобильного движения в Орске и Новотроицке следует отнести:
  1. Наличие в этих городах нетрадиционных горизонтальных светофоров с огнями расположенными в ряд.
  2. Особая бестолковость пешеходов, хаотично бегающих по проезжей части. Временами возникает ощущение, что едешь по тротуару.
  На следующий день мы возвращались в Магнитогорск через озеро Талкас, объявленное в 1978 году памятником природы. Одно из самых красивых озёр Башкирии находится севернее городка Баймак. Оно занимает узкую впадину между гигантским хребтом Ирендык и цепочкой гор. Из прибрежного леса выглядывает крыша дачки президента Башкортостана Муртазы Рахимова, что является лучшей рекламой этого места. Во время нашей поездки Талкас был покрыт льдом, а вообще его вода по чистоте и прозрачности сравнима с байкальской.

Начало 

Комментарий автора:

Страницы1

5,0/5 (1)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Музей ювелирного искусства Костромы

    Музей ювелирного искусства Костромы

    Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…