Тауэрский мост разводят.

Медовая поездка в Лондон

Вид на Вестминстерский дворец с London-eye.

В Британском музее.

На меридиане в Гринвиче.

Медовая поездка в Лондон

В Гринвиче на фоне Королевской лаборатории.

Зал политиков музея восковых фигур.

День 1 Из осени в лето.

Честно говоря, мы даже не размышляли о том, где провести медовый месяц. Выбор как-то так сразу пал на Лондон. Во-первых, это мой самый любимый город, которым я была очарована еще в свои первые поездки туда. Кроме того, вопреки мнению многих путешественников, ратующих за романтику Рима, Афин, Парижа, я считаю Лондон не менее романтичным городом. Я не знаю ни одной другой европейской столицы с таким количеством просторных парков в центре шумного города и интересных интерактивных музеев.
  К тому же, мой муж – большой поклонник британской музыки, и ему тоже было очень интересно побывать на родине любимых исполнителей.
  Доброжелательность населения и легкость общения и понимания языка явилось тоже немаловажным фактором для самостоятельного пребывания в стране. А мы хотели поехать в Лондон именно сами, без экскурсионной группы, заказав через турфирму мини-пакет: а/перелет + проживание + виза.
  Больше всего мы переживали за британские визы, которые, как известно, получить достаточно сложно. Ведь подавали мы документы, еще не будучи мужем и женой, что обычно является существенным для лояльности британского посольства. Поэтому по подсказке турагентства «Великобритания.ру», через которое мы оформлялись, представили справку о нашем грядущем бракосочетании, чтоб посольство смилостивилось и не стало ломать нам медовый месяц.
  К тому же, именно в этот период как раз обострился конфликт между Россией и Великобританией, и последняя стала лютовать в части выдачи виз российским чиновникам. К счастью, мы к ним не относились и вовсе не собирались везти в Лондон полоний. Наверное, поэтому визы нам все-таки дали.
  Накануне отгремели фанфары нашей шумной и веселой свадьбы, а уже ранним утром, после короткой пятичасовой брачной ночи, прошедшей в основном в доупаковывании чемоданов, мы неслись на такси в Шереметьево-2 по темной, еще не проснувшейся Москве.
  Мы были немного уставшие, но чувство радости от предстоящей встречи со столицей Англии переполняло нас.
  С нами в группе летели на чемпионат российские футбольные болельщики, перемотанные разноцветными шарфами (в этот период как раз проходил матч между Россией и Англией). К счастью, они оказались неагрессивными и даже не очень шумными и представляли собой преимущественно семейные пары среднего возраста.
  Поскольку мы были не такими яркими, на паспортном контроле нас удивленно спросили: «Вы тоже на чемпионат?»
  В Хитроу нас встретила представительница туроператора «BSI Group», которая довольно быстро отвезла нас в отели разных категорий комфортности и поведала в автобусе необходимую информацию о пребывании в Лондоне (как звонить в Москву, как дешевле пользоваться метро).
  Наш двухзвездочный отель Lodge Park находился в самом центре Лондона, рядом с Кенсингтонскими садами, в которые мы и отправились гулять, коротая время до нашего заселения, бросив вещи в холле отеля.
  Как приятно было после пасмурной и холодной московской погоды снова окунуться в атмосферу лета! Вокруг еще вовсю буйствовала зелень и светило яркое солнышко. В парке гулял народ, валяясь в полосатых шезлонгах или просто на травке: в Европе нет принципа «по газонам не ходить!». По голубой глади пруда отдыхающие пускали свои деревянные парусники. Такое повсеместное увлечение встречается по всей Европе, корабликами управляют не только в прудах, но зачастую и просто в фонтанах.
  Видя, что деньгопрос ушел взимать дань в другую сторону парка, мы запечатлели друг друга на фото в шезлонгах, и направились в сторону Кенсингтонского дворца.
  Вся ограда перед ним утопала в цветах, фотографиях Дианы, записках с признанием в любви и даже стихах. Десять лет как нет Дианы, а любовь народа все не угасает.
  За пару недель до отъезда в предсвадебной суете нам все-таки удалось выкроить свободный вечерок для того, чтобы припасть к голубым экранам и посмотреть по центральному ТВ посвященные Диане фильмы – «Последний вечер в Париже» и «Королева». При этом, если первый фильм показался нам сплошным пиаром и просто коммерческим проектом, при том весьма неудачным и однобоким, то оскароносная «Королева» очень понравилась.
  «Последний вечер в Париже» рассказывал о знакомстве принцессы Дианы и Доди Альфаеда – сына богатейшего англичанина, владельца универмага «Хэрродз» Мохаммеда Альфаеда, их отношениях и трагической гибели. Художественная съемка сочеталась с документальными кадрами очевидцев всего происходящего. Но сюжет был размыт, а герои показаны весьма схематично. Мохаммед Альфаед был вообще выставлен в комическом свете как властный самодур, и только!
  В общем, как в примитивном американском кино: противопоставление плохого и хорошего.
  А вот «Королева» действительно стоящий фильм: глубокий сюжет, потрясающая игра актеров, характеры, переживания и боль всего британского народа.
  В этих фильмах были показаны кадры с Кенсингтонским дворцом, вся площадь перед которым была завалена цветами так плотно, что не было и сантиметра свободного места.
  Так вот теперь ограда Кенсингтонского дворца тоже представляла собой ковер из цветов и плакатов.
  В самом дворце проходила выставка «Диана – мать, жена, политик». Вход на выставку стоил недешево, но мы пошли. В общем-то, представляла она собой только большие экраны, установленные в залах, на которых демонстрировались видеоролики и фотосюжеты из жизни Дианы разных лет: Диана с сыновьями Уильямом и Гарри, Диана после знакомства с Чарльзом и на разных официальных церемониях, Диана, занимающаяся благотворительной деятельностью.
  Еще мы осмотрели покои дворца с аудиогидом, но, к сожалению, только на английском языке. Правда, внутреннее убранство большого впечатления не произвело: Диана проживала весьма скромно.
  В парке неподалеку от дворца располагалась детская площадка Дианы и чудесное сказочное дерево, улепленное вырезанными прямо на его коре фигурками эльфов, гномиков, животных и сказочных персонажей.
  В два часа мы успешно заселились в отель и отправились гулять по Лондону. Через Кенсингтонские сады мы дошли до позолоченного мемориала принцу Альберту, воздвигнутого его безутешной и очень любящей вдовой – королевой Викторией.
  Принц сидит в окружении четырех фигур, олицетворяющих Промышленность, Торговлю, Сельское хозяйство, Инженерное дело, развитию которых Альберт очень способствовал. Не зря именно на викторианскую эпоху приходится основной расцвет британской науки и промышленности.
  Мемориал находится прямо напротив еще одного примечательного объекта – огромного круглого, но немного мрачноватого здания Королевского зала искусств и науки «Альберт-Холл», где проводятся самые значимые британские концерты и выступали любимые исполнители моего мужа.
  Первым музеем на нашем пути оказался музей науки, вход в который был свободным.
  Больше всего нам понравились залы с моделями космических кораблей, самолетов, парусников. Залы исследования человека и искусственных материалов, используемых в народном хозяйстве, не произвели большого впечатления: видимо, для их полноценного осмотра наших знаний явно не хватает.
  В соседние музей естественной истории и музей Виктории и Альберта мы уже не успевали. Универмаг Harrods также закрыл свои двери прямо перед нашим носом.
  Поэтому мы просто отправились гулять по вечернему Лондону. Мимо арки Веллингтона (арки Конституции) мы прошли к Букингемскому дворцу, представшему перед нами практически в ночи.
  Посреди дворцовой площади высился монумент королевы Виктории, на парапете фонтана у его подножия сидели влюбленные парочки. Тусклая подсветка дворца и монумента придавала площади какую-то особенную романтичность.
  Через тенистые сады Сент-Джеймского парка по ажурным мостикам, перекинутым через темную гладь прудов, мы вышли на улицу Whitehall, которая соединяет мои самые любимые площади в Лондоне – Трафальгарскую и Парламентскую.
  Вскоре перед нами во тьме выросла ажурная подсвеченная башня Святого Стефана Вестминстерского дворца, в народе именуемая Биг-Беном по имени расположенного в ней колокола.
  Надо признаться, меня всегда завораживает зрелище ночного Биг-Бена, сердце начинает колотиться сильнее. Для меня именно здесь центр Лондона!
  В расположенном рядом метро «Westminster» мы по совету гида купили Oyster Card на неделю за 23 фунта на две зоны метро (центральные), в пределах которых и расположены основные достопримечательности города. Это был самый экономичный и удобный вариант передвижения по городу. К тому же, Oyster Card действительна и на автобусах.
  Лондонское метро очень быстрое и в нем довольно просто разобраться. Конечно, оно не такое красивое как наше, потому и прозвано в народе «трубой».
  Неудобство метро – слишком рано оно закрывается, причем разные станции – в разное время. Поэтому лучше возвращаться в отель не позже одиннадцати вечера, если, конечно, нет желания воспользоваться ночными автобусами.
  Но даже в это время поезда ходят с большими интервалами и в метро образуется настоящая толкучка из многонационального британского населения.
  Как оказалось, от ближайших станций метро Bayswater и Queensway до нашего отеля тянулась цепочка сувенирных лавок, кафе, представленных в основном азиатской кухней, и супермаркетов с низкими ценами, где мы с этого дня приноровились покупать горячие багеты, разнообразные сендвичи и просто нарезки и супервкусную воду «Volvic» с привкусами клубники, лимона, апельсина и персика.
  Я даже почти всерьез подумывала о налаживании бизнеса по поставке воды данной марки в Россию.

День 2. В обнимку с пиратами и На автобусах по городу.

На утро нас ждал традиционный английский завтрак из яичницы, запеченного картофеля, фасоли, кофе и тостов с джемом. Причем тосты нам так понравились, что мы поначалу робко просили вторую порцию, а в последние дни нашего пребывания в отеле услужливый персонал мусульманской наружности, закутанный для порядка в черные платки, приносил нам по две порции сразу.
  В этот день первым пунктом нашего посещения был музей восковых фигур мадам Тюссо, поэтому мы отправились на знаменитую Baker Street.
  Очередь в этот раз была поменьше, чем в прошлый мой визит сюда, когда мы стояли за билетами больше часа. Мы купили комбинированный билет: музей + колесо обозрения London-eye, который обошелся нам на 5 фунтов дешевле, чем, если бы мы покупали билеты раздельно.
  В первых залах нас встречали представители мира кино и музыки: Уилл Смит, Леонардо ди Каприо, Том Круз, Стивен Спилберг, Альфред Хичкок, Фредди Меркьюри, Майкл Джексон, всех и не перечислишь… Затем шла королевская семья в полном составе и Диана, стоящая особнячком. Несколько залов были оформлены в виде сцен из известных кинолент, например «Человек-паук», «Великан Халк».
  «Пиратам Карибского моря» были посвящены даже несколько залов, оформленные как декорации к этому фильму. К Джеку Воробью стояла очередь из желающих сфотографироваться.
  Затем мы оказались в зале спорта, где можно было забить гол в интерактивные ворота, посидеть на велосипеде рядом с известным гонщиком и запечатлеть себя с несколькими десятками известных спортсменов.
  Следующими нас приветствовали различные политики, в том числе наш президент, а также такие знаменитые исторические фигуры как адмирал Нельсон, Фидель Кастро, Гитлер. На стульчике в своей излюбленной задумчивой позе сидел один из самых талантливых американских политиков – Авраам Линкольн. Как известно, этот великий президент был крайне несчастлив в личной жизни, поскольку его жена отличалась слишком сварливым нравом. Видимо, из-за этого у Линкольна всегда такой грустный вид.
  Дальше шла темная комната, где были представлены томящиеся за решеткой известные преступники, к каждому из которых на табличке шло пояснение о том, сколько и каких жутких преступлений он совершил.
  Интерактивно демонстрировались казни, включая публичное отрубание головы. Несколько кровавых сцен тоже были представлены. Желающие более острых ощущений проходили в следующие комнаты, где на фоне еще более жутких сцен их пугали профессиональные актеры.
  Последним был аттракцион музея в виде поездки через эпохи в открытых вагончиках, имитирующих знаменитые лондонские кэбы. На английском языке нам рассказывали об основных исторических вехах жизни Лондона на фоне сцен с двигающимися восковыми фигурами, демонстрирующими жизнь британской столицы во время чумы, великого пожара, в викторианскую эпоху развития науки и промышленности, и почти в наше время!
  На выходе из музея есть переход в помещение Планетария, посещение которого включено в стоимость билета. Но это Планетарий не в нашем обычном понимании. В нем разыгрываются спектакли и показывают фильмы, в которых принимают участие зрители. В общем, анимация!
  Сначала посетителей минут двадцать томят перед входом в зал. Потом все рассаживаются в полукруглом помещении с большим экраном на потолке. На сцене прыгает ряженый аниматор и быстро что-то лопочет на английском, репетируя с залом, как и в какие моменты нужно махать руками, улыбаться и т.п.
  В итоге показали нам какой-то дурацкий мультик о неземных цивилизациях, в котором инопланетянам якобы демонстрируют фильм о нашей Планете, с документальными нарезками о наших «звездах» – т.е. знаменитостях, которыми рождаются, а не становятся (это главная идея фильма!), начиная с их юного возраста. В итоге инопланетным существам захотелось посмотреть на наших звезд, они вооружились фотокамерами и прилетели на Землю и стали якобы нас фотографировать с потолка, а мы махали руками и улыбались в точности, как учил нас ведущий.
  Честно говоря, я не поклонник подобных развлечений, поэтому мне было немного жаль потерянного времени.
  Может быть, мы и отправились бы исследовать Baker Street дальше, в частности, чтобы заглянуть в знаменитый музей Шерлока Холмса, который расположен неподалеку.
  Но перед самым выходом из Планетария стояла будочка с продажей билетов на обзорную экскурсию в автобусе с открытой верхней площадкой, на которую нас и завлекли.
  В Лондоне существует несколько типов таких экскурсий: с живым гидом на английском языке, с аудиогидом на самых разных языках, включая русский, и ночная обзорная поездка вовсе без гида. Все эти автобусы имеют разные маршруты по городу.
  Поскольку утром мы поленились вставать на обзорную экскурсию по Лондону, а теперь на наших глазах осуществлялась посадка на автобус с аудиогидом и на втором этаже – верхней открытой платформе –были места, мы решили этим воспользоваться и приобрели комбинированный билет: на автобус и катер с подобной экскурсией. По этому билету мы имели право в течение суток ездить на данных автобусах и кататься на катере аж до Гринвича.
  Нам раздали наушники и карту маршрута с указанием объектов, которые мы будем проезжать. Путь нашего автобуса был довольно длинным и включал в себя осмотр практически всех основных достопримечательностей Лондона.
  К сожалению, на наших местах не работал один русский аудиогид, поэтому пришлось подключиться к одному и разделить одни наушники на двоих. Это обстоятельство, а также знаменитые лондонские пробки, в которых постоянно стоял наш автобус и соответственно молчал аудиогид, немножко омрачили обзорную экскурсию. Кроме того, уже почти в конце маршрута нас вдруг пересадили с нашего автобуса на другой, который был забит народом, и поэтому нам пришлось сидеть внизу – на закрытом первом этаже. С этого момента поездка окончательно потеряла для нас свою привлекательность. Поэтому вскоре мы покинули автобус.
  К счастью, ранее я была в Лондоне с великолепными гидами, поэтому данная экскурсия была нужна в основном Олегу. Хотя в целом мы не пожалели о ее совершении.
  За 40 минут до закрытия мы оказались в музее естественной истории. К сожалению, зал геологии с интересной подсветкой и огромным макетом земного шара, через который на эскалаторе проезжают посетители, был закрыт на реконструкцию. Поэтому мы перебежали в противоположную часть музея, где «обитал» динозавр. Его движущийся макет в натуральную величину с разеваемой пастью и издаваемыми устрашающими звуками поразил меня еще в первый мой визит сюда. Олегу динозавр тоже очень понравился.
  Пройдя по улочке Knightsbridge, мы снова оказались у универмага Harrods. На этот раз он был открыт. Без труда мы нашли красиво оформленный египетский зал со статуей сфинкса. Потом в чайном отделе купили домой пару коробочек этого истинно английского напитка и отправились на поиски расположенного здесь знаменитого мемориала Доди и Диане с недопитым бокалом. Сначала мы долго бродили по залам, спрашивая у всех подряд, где он находится. Служащие радостно улыбались и направляли нас из зала в зал. После десяти минут таких блужданий, нам наконец-то пояснили, что этот мемориал в данный момент закрыт. Разочарованные такой неудачей, мы покинули Harrods.
  Еще на дневной экскурсии со второго этажа автобуса мы заметили, что на площади Пиккадилли промелькнул музыкальный магазин Virgin Megastore. Олег хотел разыскать там эксклюзивные альбомы своих любимых исполнителей, но так и не нашел ничего достойного его внимания.
  Пока мы рассматривали диски, на Лондон спустились сумерки, и мы решили прокатиться еще и на ночном туристическом автобусе (на этом маршруте наш утренний экскурсионный билет не действовал, т.к. это совсем другая автобусная компания), чтобы посмотреть на основные достопримечательности города в ночной подсветке, отчего любой город (а уж тем более Лондон) становится еще более таинственным и романтичным. К тому же, на таком автобусе я мечтала покататься в свои прошлые поездки в Лондон, но он все время был забит туристами, так что на втором открытом этаже не было места.
  Без труда мы отыскали ближайшую остановку посадки пассажиров, автобус вскоре подошел. И, о счастье! На верхней платформе были места.
  Мы, как и днем, посетили основные районы Лондона (и пробка на этот раз на улицах была гораздо меньше) и проехались практически по всем центральным знаменитым мостам.
  Поездка нам понравилась. Правда, под конец мы немного замерзли и даже спустились на первый этаж погреться. Покинули автобус мы недалеко от Мраморной арки – это был ближайший пункт к нашему отелю.

День 3. В покоях королевы и Туда, где стояла Катти Сарк

В этот день нам предстояло посетить одну из самых главных и труднодоступных достопримечательностей Лондона – Букингемский дворец.
  Труднодоступная она потому, что посещение дворца возможно только во время отпуска Елизаветы II, который обычно случается в конце лета, когда королева-мать на пару месяцев уезжает подышать свежим британским воздухом в свою загородную резиденцию – замок Виндзор. Короче, «на дачу» ;).
  Нам повезло! Во время нашего визита в Лондон, королева еще не вернулась, и двери Букингемского дворца были распахнуты для посетителей. Правда, до проникновения непосредственно в королевские покои нам предстояло отстоять огромную очередь за билетами.
  Идея посещения туристами за плату обиталища английских монархов возникла в связи с нехваткой денег на восстановление Виндзорского замка после пожара. Замок давно восстановили, но столь сильны в Англии традиции, что теперь туристы посещают дворец ежегодно. Ну и дабы не опустела государственная казна, традиция платить за входные билеты также сохранилась.
  Перед входом во дворец нам раздали «аудиогидов». К счастью, русский язык присутствовал, и мы сполна насладились экскурсией по залам и комнатам, открытым для доступа.
  Надо сказать, что я не особый любитель ходить по дворцам, музеям, соборам. Гораздо больше я люблю просто гулять по городу.
  Конечно, любопытно заглянуть и в помещения интересных объектов, но обычно я ограничиваюсь беглым визуальным осмотром. Возможно к этому меня приучили автобусные туры, в которых на обстоятельное посещение музеев никогда не было времени.
  У моего мужа на этот счет другая позиция: он может бродить по музеям часами, разглядывая каждый экспонат, читать к нему все комментарии, одновременно сверяя их с путеводителем. Первые полчаса я хожу за Олегом спокойно, но потом я начинаю тихо и осторожно поскуливать, мол: «не пора ли на волю?» На что обычно Олег мне отвечает: «Ты что? Мы же только что пришли! Тут так интересно! Вот ты знаешь, например, что это за столик?» Дальше следует пятнадцатиминутная тирада относительно того, чей это столик и чем знаменит его владелец, кто за ним когда сиживал и что делал: ел или раскладывал пасьянс, какой мастер и в каком году его изготовил. И в итоге окажется, что этот столик чрезвычайно известен, а я хотела пробежать мимо него в свойственной мне манере.
  В этот раз почти на каждом объекте помещения дворца стоял порядковый номер, при нажатии которого на трубке, можно было услышать про него целую историю.
  Поэтому с манерой осмотра моего мужа мы вполне могли провести во дворце целый день.
  Но у нас истекал срок действия суточного билета на пароходик, приобретенного вчера вкупе с билетом на автобусную экскурсию. Мы планировали уплыть по нему в Гринвич.
  Полный ужас охватил меня, когда мы оказались в галерее дворца, где на каждой из картин висел номер и Олег, увидев это, принялся радостно жать на кнопки.
  В общем, с большим трудом мне удалось сократить время осмотра, и вскоре мы уже были в примыкающем к нему внутреннем садике (кстати, как ни странно, особо не украшенном ни статуэтками, ни фонтанчиками, ни цветниками).
  В садике продавали королевское мороженое. Мы выбрали клубничное. Знали бы, что оно будет таким вкусным, купили бы еще шоколадное и ванильное!
  Вскоре мы неслись к причалу, чтобы успеть на последний по времени, на которое рассчитан наш билет, кораблик.
  По красавице Темзе мимо района небоскребов Доклендс и современных кварталов, отданных под строительство молодым архитекторам, чтобы они не портили вид города ближе к центру, мы плыли к нулевому меридиану.
  Еще недавно в порту Гринвича недалеко от причала нас встречал бы чайный быстроходный клипер «Катти Сарк», который, как и сам нулевой меридиан, был визитной карточкой Гринвича. Но совсем недавно он сгорел, и сейчас неподалеку мы наблюдали лишь огороженную территорию, где шло восстановление клипера с жалобными надписями с просьбой собрать денег на реконструкцию парусника-легенды.
  Как-то особенно грустно смотрелся причал в отсутствие «Катти Сарк». Только стеклянные купола подземного тоннеля напоминали о том, что мы в Гринвиче.
  Перво-наперво по зеленой травке парка Гринвич мы побежали на холм, где возвышалось здание Королевской обсерватории, которое через час должно было закрыть свои двери для посетителей.
  В связи с поздним временем пустили нас туда бесплатно, и очередь для фотографирования на нулевом меридиане была небольшая. Так что мы довольно быстро друг друга запечатлели и отправились исследовать внутренние помещения обсерватории с выставленными там огромными приборами для измерения времени, географических координат, изучения космоса, погодных явлений.
  Олежка долго переживал, что время не позволяет все детально исследовать, прочитав все аннотации. Большинство сооружений и их функциональные значения так и остались для нас загадками. В утешение мы приобрели в магазинчике Олегу кружку и футболку с изображением звездного неба и знаков зодиака.
  Национальный морской музей, расположенный в нижней части парка, работал на полчаса дольше обсерватории, поэтому мы устремились туда в надежде хоть немного осмотреть его экспозицию.
  Мне как дочери моряка это было наиболее интересно.
  Туда нас тоже пустили бесплатно. В музее были выставлены макеты кораблей и даже их настоящие части, преимущественно носовые, с сиренами и иными разукрашенными фигурами.
  В маленьком затемненном зале можно было постоять на деревянной палубе воссозданной части корабля с мачтой и старинным фонарем. Из динамика прямо над посетителем доносились шум волн, скрип мачты, шелест парусов, крики чаек, ругань матросов, и создавалось полное ощущение того, что ты в шторм плывешь по морю и напряженно вглядываешься в его темную пучину, готовый взбежать по реям на мачту и закричать «Земля! Земля!» Умеют же британцы обеспечивать «эффект погружения» в своих музеях.
  На первом этаже в маленьких комнатках были выставлены костюмы различных морских званий: от матроса до адмирала. К сожалению, часть интерактивных экспозиций (где можно было все потрогать и подергать) была закрыта.
  В музее стояло несколько стендов с картинками, на которых были нарисованы различные природные явления, и нужно было выбрать, например, сколько баллов волнение моря на каждой из картинок, какой ветер дует в городе. Я сполна насладилась этой милой детской шалостью, с удовольствием давя на кнопки. Музей мне очень понравился! Жаль только, что было мало времени, и залы потихоньку начали закрываться прямо перед нами.
  Мне хотелось приобрести здесь себе на память какую-нибудь футболку. Но уж больно детские рисунки на них были, а мне и в деловых костюмах редко дают больше двадцати, а в такой футболке точно запишут в начальные классы школы.
  Покинули музей мы практически последними. До нашего кораблика в центр Лондона оставалось меньше часа. Конечно, можно было уехать из Гринвича на легком метро, тем более, что наш билет на кораблик уже не действовал. Но мы хотели вернуться по Темзе. Остаток времени провели, гуляя у маленького ажурного домика Королевы, величественных корпусов Морского госпиталя, больше напоминающих соборы (недаром это творения руки Кристофера Рена – архитектора собора Святого Павла), а также по территории Военно-морского колледжа.
  Мы фотографировали залитый солнцем парк и красивые белоснежные здания с колоннами со штатива, пока нас не прогнал местный служащий, указав, что профессиональная съемка на территории запрещена. Мы сказали «Оk!» и отошли снимать на 50 метров дальше, вроде как «за территорию», где продолжили фотосессию на травке среди других отдыхающих.
  И когда они только работают? Вроде бы середина дня, а в парках Лондона и пригородов всегда полно народа, гуляющего с собаками, играющего в мяч, совершающего спортивные пробежки или просто устроившего небольшой пикничок, развалившись на травке.
  В порту мы приобрели билеты на кораблик. В кассе по международному студенческому удостоверению ISIC я получила скидку. Ура! ISIC экономит наш бюджет не только в музеях! Жаль только, что через 2 месяца он у меня заканчивается, я уже так привыкла к студенческим скидкам.
  Вскоре мы плыли по Темзе к Вестминстеру в спускающихся на город сумерках, озаренных багрово-красным закатом. Безумно красиво смотрелся на его фоне Тауэрский мост и прозрачные капсулы London-Eye.
  В этот вечер мы решили покончить с ужином «сухим пайком» – багетами с ветчиной и сыром и наконец-то насладиться посещением традиционного английского паба.
  В предыдущие вечера сделать это никак не получалось. Кухня в пабах работает только до 21-00 (изредка позже), а мы к этому времени в паб никак не успевали.
  Я решила отвести Олежку в паб «Шерлок Холмс» с антуражем в стиле произведений про знаменитого сыщика. На втором этаже этого паба находится даже комната с восковой фигурой Холмса в окружении предметов из произведений Конан-Дойла. На развешанных по залам экранчиках демонстрировали английский черно-белый фильм о его расследованиях.
  На улице возле паба было полно народа с кружками пива, и мы даже испугались, что все места заняты. Но внутри было гораздо свободнее.
  Просто посещение паба для англичан – это прежде всего место деловых встреч и общения с друзьями, выпивка, а уж тем более еда – не главное!
  Мы были свидетелями в одном пабе, где просидели порядка полутора часов, как за соседними столиками, не умолкая, общались два парня, не осушив за это время и половины бокала эля.
  Похоже, англичане способны просидеть за одной поллитровой кружкой целый вечер. Пожалуй, это только для русских встреча с друзьями – неизбежный повод напиться, чтобы мало что помнить из проведенного вечера.
  «Шерлок Холмс» не баловал большим выбором блюд, поэтому мы заказали традиционный «Фиш-энд-Чипс» – треску в кляре с картофелем-фри и, конечно, эля.
  Надо сказать, что изначально у Олега к пабам было стойкое отвращение. Он считал, что это напрочь прокуренные помещения с огромным количеством шумного народа. В пабах действительно довольно шумно и много толкотни. Но вот английский закон с недавнего времени запрещает курение в пабах, отчего они постепенно превращаются в семейные заведения, где довольно часто можно встретить ужинающие в полном составе семьи, в т.ч. с маленькими детьми, для которых здесь даже выдают специальные стульчики. Однажды мы видели счастливое семейство, которое, отужинав, так увлеклось разговором, что маленькие детишки, устав, безмятежно заснули прямо у отца на коленях.
  Вообще в пабах можно увидеть много подобных интересных зарисовок.
  С этого дня мы, как истинные англичане, стали ежевечерними завсегдатаями пабов, а иногда и заглядывали туда пообедать днем, если он лежал на пути от одной достопримечательности к другой.

День 4. Сокровищница мира и Полет над лондонскими крышами.

В свои предыдущие поездки в Лондон мне так ни разу и не довелось попасть в Британский музей, и я хотела восполнить этот пробел.
  К своему глубочайшему стыду я не особый поклонник музеев, в которых выставлены культурно-исторические ценности и всегда считала, что моих знаний для их осмотра явно недостаточно, а соответственно я и не могу в полной мере восхититься ими. Но как же быть в Великобритании и не побывать во всемирной сокровищнице, где представлена история развития мира и цивилизаций всего человечества с древнейших времен до наших дней?! В общем, мы с Олегом решили все-таки сходить на эту экскурсию. А, если нам очень понравится гид принимающей стороны – Людмила Уилсон, может быть, записаться и еще на какие-нибудь под ее руководством.
  Утром, как всегда, слишком долго собирались, поэтому добрались к месту встречи практически бегом. К счастью, у входа в музей группу наших футбольных болельщиков нашли очень быстро.
  Сам музей – массивное здание XIX века с колоннами – внутри выглядит очень современно: просторный светлый двор под прозрачным куполом из стекла и стали. В центре – Круглый читальный зал, где проходят всякие выставки. По его обеим сторонам изящная модерновая извивающаяся лестница выводит посетителей на мостик, пройдя по которому попадаешь в залы верхних этажей музея.
  Музей поделен на сектора – по странам и регионам.
  Под руководством гида мы сначала бродили по залам древних цивилизаций (ассирийской и т.п.), греческому, римскому, египетскому залам, в которых даже сохранились остатки храмов (знаменитого Парфенона) и мавзолеев, ну и, конечно, статуй фараонов, в том числе Аменхотепа Третьего и Рамзеса Второго, а также иных различных античных скульптур, весьма побитых временем.
  Посмотрели на мумии фараонов и священных животных – кошек с практически человеческими лицами. Увидели знаменитый розеттский камень – кусок черного базальта, испещренного надписями на трех языках, сопоставление которых позволило расшифровать египетские иероглифы. Интересной показалась черная портлендская ваза, изготовленная еще до нашей эры и разбитая на 200 осколков пьяным вполне современным посетителем, аккуратно собранная по кусочкам, словно паззл.
  Останки линдоуского человека, по всей видимости ставшего 2000 лет назад ритуальной жертвой, неплохо сохранились в кислых торфяных почвах Чешира, как и коричневое скрюченное тельце «ginger mаn» – имбирного человека.
  Показали нам изначально ничем не примечательную старинную вазу, однако после сообщения гида, что на ней изображены сцены э… мужской любви, народ с любопытством к ней подтянулся… Запомнился зал с монетами и денежными купюрами разных стран и различного периода времени, увидели там и царские рубли и советские, ностальгия!
  В одном из залов был представлен советский фарфор, в витринах стояли тарелочки, разрисованные красными флагами и лозунгами типа: «Все на стройки», «К победе коммунизма», «Этапы ГОЭЛРО выполним в срок». Были среди них и тарелки, выпущенные уже в наше время РАО ЕЭС в том же стиле, но с вполне современными лозунгами, типа: "Даешь реформы!". Выглядело это очень интересно!
  Гид нам не понравилась, ничего большего, чем было написано в нашем любимом путеводителе «Дорлинг Киндерсли», мы не узнали. При ее рассказе о сцене охоты на львов, вырезанной на каменной плите, мы вообще чуть было не рассмеялись: что вижу, о том пою. Выглядело это приблизительно так: «Перед нами охота на львов. Мы видим, как слева лев яростно нападает на копье, он кусает его, но копье попадает ему прямо в глаз, пронзает его, ему больно…». И все подобное в том же духе.
  Олег в итоге вообще перестал ее слушать, и в свойственной ему манере ходил и читал надписи к экспонатам, уверяя, что узнает из них больше, чем из рассказа гида.
  По окончанию экскурсии мы сами немного побродили по ярким залам Китая, а также разыскали маленький зал Америки с представленными в нем предметами быта древних индейцев.
  Пожалуй, для детального осмотра музея не хватило бы и нескольких дней. Поэтому мы лишь немного пробежались по залам и поспешили на выход.
  Британский музей находится в тихом райончике Блумсбери, представленном стройными линейками симпатичных улочек с небольшими жилыми домиками, одинаковые подъезды которых отделаны коудским камнем, уютными маленькими кафе, книжными и антикварными лавками, среди которых мы обнаружили магазин, где продавались футболки различных британских групп. Правда, Олежек не нашел среди них своих любимых музыкантов. Зато мы купили футболку нашему почетному свадебному свидетелю Диме с названием его любимой группы.
  Оттуда мы поехали к Вестминстерскому дворцу, надеясь попасть на заседание Парламента. Я уже посещала палаты лордов и общин в свою самую первую поездку в Лондон, и мне там очень понравилось. Но вот очередь тогда отстоять пришлось немалую, и вход занимал гораздо больше времени, чем присутствие на самих слушаниях. В основном это было обусловлено длительной проверкой туристов службой охраны с тщательным ощупыванием и осмотром всех вещей, которые безжалостно отбирались у входов в каждый из залов, вплоть до кошельков и косметичек.
  В этот раз очередь на вход стояла не меньшая, и поэтому Олег, услышав историю о процедуре посещения Парламента, не вдохновился идеей побывать там. В итоге мы просто погуляли по Парламент-сквер с памятниками полководцам и политикам, среди которых особенно колоритно выделялась массивная фигура Уинстона Черчилля и длинного интеллигентного Авраама Линкольна.
  В скверике у Вестминстерского дворца со стороны Темзы стояла копия знаменитой работы Родена – «граждане Кале», а немного поодаль – ажурная беседка с конусовидным куполом.
  Вокруг на травке отдыхали туристы и настоящие англичане, некоторые из них были весьма представительного вида в костюмах, при галстуках. Они жевали огромные багеты-бутерброды и пакетированные бизнес-ланчи, не отрываясь от клавиатуры ноутбука.
  В Вестминстерское аббатство мы тоже не пошли. Я была там дважды, и в первый раз без гида его посещение прошло для меня практически бесследно. Я ходила с путеводителем среди гробниц и мало что запоминала. В следующий раз знаменитый гид Крис своим великолепным рассказом исправил положение. Но вот подать материал так же, как он, Олегу я точно не смогла бы. Поэтому мы тоже ограничились лишь визуальным осмотром аббатства и посещением сувенирного магазина, в котором приобрели настенный календарь на 2008 год с видами Лондона.
  Пока мы гуляли по Парламент-сквер и были в магазине солнышко этого хмурого дня то вдруг выглядывало из-за туч, вызывая в нас желание прокатиться на London-eye, то вновь скрывалось. Поэтому мы решили прогулять до Трафальгарской площади и пообедать в пабе на Уайт-Холл, а уж потом, когда солнышко окончательно определится со своим выбором: светить или нет, взобраться на колесо или направиться в какой-нибудь музей.
  Пока пообедали, тучи немного разошлись. Уже вечерело и голубое небо в сероватой дымке стало потихоньку приобретать розовато-оранжевые тона.
  Мы обменяли наш ваучер со скидкой, который получили в музее Тюссо, на билет на London-eye и вскоре уже парили в огромной стеклянной капсуле над вечерним городом, по крышам которого медленно растекался красивый закат.
  Мы фотографировали и снимали на видеокамеру виды Лондона или просто стояли в обнимку друг с другом, завороженные зрелищем серебристой ленты Темзы, золотистым готическим зданием Вестминстерского дворца с поблескивающим циферблатом часов Биг Бена. Через каждые несколько минут перед нами открывались все новые районы Лондона. Среди плотной застройки мы узнавали шпили, крыши, колонны известных нам достопримечательностей.
  Вечер мы решили завершить прогулкой по докам Святой Екатерины, что находятся неподалеку от Тауэра.
  Перейдя от чернеющей в ночи крепости Тауэра под одноименным мостом, мы оказались у залива с пришвартованными частными яхтами, корабликами, катерами. В центре доков в окружении старинных фонарей, ярких цветников и красных телефонных будок располагалась знаменитая ярко освещенная Таверна Диккенса, набитая народом. Неподалеку в форме белого корабля стояло здание яхт-клуба.
  Из доков мы вышли на набережную Темзу и впервые увидели как разводят Тауэрский мост для того, чтобы под ним проплыл маленький смешной деревянный кораблик с несоразмерно высокой мачтой.
  Мы погуляли по набережной Темзы, полюбовались с Тауэрского моста вечерним сверкающим огнями городом, подсвеченным стеклянным зданием страховой компании Ллойда, и, конечно, Тауэром со светящимися окошками, где живут со своими семьями его служители – бифитеры.

Продолжение - см. часть 2.
  © С.В.Пулинец, 2007 г.

Медовая поездка в Лондон. Часть 2

1. Olga (hihihi)
    Olga (hihihi) 24 декабря

Отзыв
    Здравствуйте Светлана! Мои поздравления с семейным счастьем! Читала ваш рассказ и еще больше захотела в Лондон. Заканчивается рассказ очень интригующе. Опять в Лондон? Завидую белым чувством

2. Olga (hihihi)
    Olga (hihihi) 24 декабря

Отзыв

3. Светлана Пулинец
    Светлана Пулинец 24 декабря

спасибо!
    Спасибо, Ольга! Действительно через месяц судьба предоставила нам еще один шанс посетить Лондон, где мы продолжили нашу "медовую поездку" и покатались на экспрессах по Англии, посетив самостоятельно такие удивительные городки и места, как Кентербери, Солсбери, Саутгемптон и остров Уайт, Лонглит-Хаус. Рассказ уше пишется... ;)

4. Almdudler
    Almdudler 10 июля

Светлана, Вы молодец! Очень интересный и душевный рассказ, к тому же одновременно и довольно полезный. Радости Вам и счастья!

Национальный парк Нью-Форест

Великобритания часто ассоциируется с зелеными лугами, равнинами и древними леса. Такие ландшафты до сих пор сохранились в национальном парке Нью-Форест, расположенном на юго-востоке…