Озеро Лох-Несс

Грейфрайарс Бобби

Эдинбургский замок

Гилмор Плейс

Поездка получилась несколько спонтанной: сначала была конференция в Лондоне, под которую были подстроены все даты, и договоренность со старым приятелем о возможности остановиться у него в Эдинбурге. Потом мероприятие отменилось, а приятель в самый последний момент затеял переезд на новую квартиру и в буквальном смысле сидел на чемоданах и, что самое неприятное, не имел никакой возможности составить компанию в поездке по Шотландии.

Итак, была данность: первого мая мы находились в Эдинбурге без крыши над головой и без компании для путешествия. В перспективе маячило остановиться в аэропортовской гостинице. Перемещаясь по залу небольшого аэропорта Эдинбурга, я обратил внимание на сувенирный магазинчик, при котором было местное туристическое бюро (или наоборот). Поразглядывав сувениры, я решил наудачу спросить работавших там женщин о возможности как-то устроиться в городе на ночь.

Несмотря на достаточно поздний час, очень любезная дама быстренько организовала нам B&B в районе Гилмор Плейс (название упоминалось приятелем ранее). Удовольствие стоило порядка сорока фунтов, но выбирать уже не приходилось, поэтому после не очень долгой поездки на типичном английском кэбе, мы стояли на пороге двухэтажного домика на улице сплошь состоявшей из таких же домиков. На многих были вывески B&B (впоследствии вообще оказалось, что улица Гилмор Плейс (Gilmore Place) практически полностью из такого рода заведений и состоит).

Комната, которую нам предложили, тянула по местным понятиям на сегмент премиум, поскольку имела собственный туалет в маленькой будочке, выстроенной прямо внутри комнаты. Утро следующего дня встретило нас не по-шотландски солнечной погодой. Солнце сияло в холодно-голубом небе, и по местным меркам было просто жарко – градусов двадцать. После достаточно плотного завтрака в симпатичном маленьком холле, мы отправились на прогулку по городу.

Гилмор Плейс – улица достаточно длинная, поэтому до центра города с замком мы добрались минут через тридцать.

Первым делом мы заглянули к Грейфрайарс Бобби, т.е. нашли памятник верному скай-терьеру, который жил на могиле хозяина в аббатстве Грейфрайерс в течение долгих лет до собственной смерти, за что тронутые жители и поставили памятник этой собачьей преданности. Посмотрев по пути бар, где безработная мать-одиночка Джоан Роулинг писала первую книгу о Гарри Поттере, мы вышли на Ройял Майл (Royal Mile), повернули налево и двинулись по направлению к Эдинбургскому замку. Посещение замка заняло достаточно много времени, поскольку внутри располагается большое количество разных интересных музейчиков (истории самого замка и различных шотландских полков). А в полдень все собираются во внутреннем дворе, чтобы присутствовать при выстреле из пушки. С многочисленных орудийных площадок замка открывался замечательный вид на весь Эдинбург.

После замка мы отправились в обратном направлении, миновали музей виски (некоторое упущение, конечно) и, подкрепившись в одном из Старбаксов, отправились прямиком в Холирудский дворец (Holyrood Palace) – шотландскую резиденцию королевы. По дороге нам попался винный магазинчик, где в витрине мирно спал скай-терьер – символ города.

Дворец Холируд – резиденция действующая, и королева посещает ее с завидной регулярностью. В самом дворце с гордостью демонстрируют частички королевского быта: стол для званых обедов и место, где обычно любит сидеть Елизавета, а в исторической части – комнату, где на глазах Марии Стюарт убили ее секретаря-итальянца (есть версия, что это была последняя капля в ее разладе с мужем, который закончился убийством последнего). После дворца мы еще прошлись по саду, где все цвело, и замечательно пели птицы.

Следующей достопримечательностью города, куда мы добрались, был монумент Веллингтону, представляющий из себя недостроенную дорическую колоннаду. По свидетельству путеводителя, деньги на этот монумент были попросту разворованы, а новых собрать не смогли. Так он и стоит до сих пор. Пока мы его разглядывали и собирались с духом продолжить прогулку, с парковочной площадки отъехал старенький Фольксваген «жук», волочивший за собой целую гирлянду пустых консервный банок – у кого-то начиналась семейная жизнь.

Изрядно подуставшие, мы выбрались мимо вокзала на Принсес Стрит (Princes Street), где у памятника Вальтеру Скотту вовсю играл волынщик в национальном костюме. Тут нам, наконец, удалось созвониться со знакомыми, и вечер был замечательно заполнен разговорами и виски. Следующий день предполагал начало автомобильного путешествия. С утра мы добрались до офиса Europcar, где был забронирован автомобиль.

Впервые в моей практике у сотрудницы возникли проблемы с российскими правами, но наша настойчивость дала плоды, и через полчаса мы уже выехали навстречу приключениям на компактном Фольксвагене Джетта. Это был мой первый опыт вождения в Англии. Как оказалось, самая большая проблема заключалась не в движении по левой стороне, и не в ориентации на перекрестках, а в чувстве левого габарита. Дома мы привыкли, что слева у нас ничего нет, а вот там слева еще полмашины. Короче, более-менее уверенно я себя стал чувствовать только к концу дня, а до этого спина была реально мокрая. Хорошо, что перед поездкой в навигатор были закачаны карты Англии и Шотландии.

Сразу скажу, что маршрута, как такового, мы не прокладывали, просто решили посетить несколько мест и прикидывали, насколько это получится. Первой точкой, которую мы себе наметили, был королевский замок в Стерлинге (Stirling), куда нас и привела трасса М9. Место это известно тем, что под стенами этого замка в XIII-ХIV веках произошли две судьбоносные для Шотландии битвы. Сначала там в битве при Стерлинге одержал победу над англичанами Уильям Уоллас (Храброе сердце), изгнавший захватчиков с родной земли в самом конце XIII столетия, что не избавило Шотландию от английского завоевания и казни самого Уолласа. Затем уже в начале века XIV в сражении при Баннокберне (небольшой ручей по соседству) победу над англичанами одержал Джек Брюс, ставший затем королем. В этом замке жили шотландские короли и королевы, а сейчас в нем расположен музей полка Королевских шотландских стрелков (The Royal Regiment of Scotland), положивших начало метафоре «тонкая красная линия». Во время одного из боев Крымской войны с Россией шотландцы подверглись неожиданной атаке русских гусар. Находившиеся в первой линии турки бежали, и королевские стрелки в своих красных мундирах выстроились в одну шеренгу, т.к. их было мало, дали залп и приготовились умереть. Однако гусары были настолько поражены их решимостью, что заподозрили ловушку и предпочли отступить. Ну, а шотландцы вернулись героями. Погуляв по замку и вдоволь налюбовавшись раскинувшимися вокруг пустошами, поросшими цветущим дроком (именно им по легенде любил украшать свой шлем король Генрих II, за что и был прозван Плантагенетом), мы продолжили путешествие на северо-запад.

Следующей остановкой на нашем пути был замок Дун (Doune). Замок расположен на берегу небольшой реки посреди леса, и по сути является сильно укрепленным домом. Внутри он практически пустой, зато можно забраться на крышу, откуда открываются замечательные виды. Кстати, по поводу названия замка (его произношения) нам пришлось поломать голову, пока приятель по возвращении не развеял наши сомнения – как-то не хотелось думать, что были в гостях у «даунов».

День, между тем, клонился к вечеру, а мы не имели ни малейшего представления, где будем ночевать. Решено было ехать дальше на северо-запад по направлению к острову Скай (Isle of Skye), где располагается еще одна достопримечательность Шотландии – замок Эйлин Донан (Eileen Donan). Дорога A82 вела нас через хайлендс, открывая взору весьма живописные, но столь же суровые пейзажи. Во время одной из остановок на фотосессию, к машине подошли неизвестные животные, при ближайшем рассмотрении оказавшиеся дикими пони.

Уже в сумерках мы въехали в Форт Вильям (Fort William), находящийся на берегу озера Лох-Линн (Loch Linnhe). Каково же было наше изумление, когда оказалось, что в многочисленных B&B абсолютно отсутствовали свободные комнаты. Покружив по городу, мы попытали счастья в местной гостинице (явление, кстати, редкое для Англии и Шотландии), но только лишь для того, чтобы узнать, что в связи c праздником (bank holiday), все места были раскуплены много недель назад. Нам оставалось только двигаться вперед, обдумывая перспективу ночевки в машине.

Когда до побережья оставалось миль тридцать, я решил попутать счастья у озера Клуани (Loch Cluanie)в придорожном пабе, окна которого светились у дороги. Прямо на пороге заведения я неожиданно попал в объятия толпы молодых шотландцев, которые что-то праздновали. Только после многочисленных рукопожатий мне удалось добраться до хозяина заведения, который уточнил у жены судьбу единственной гостевой комнаты, которая оказалась занята. Выражение моего лица видимо тронуло его сердце, потому что он попросил меня подождать и созвонился со своим знакомым в гостинице городка с просто-таки чудным названием Кайл-оф-Лохалш (Kyle of Lochalsh), что на побережье.

Видимо, удача от нас отвернулась не полностью, поскольку там была свободная комната, хоть и по 45 фунтов с носа. Поблагодарив хозяина паба и выслушав его указания по поводу дороги, мы продолжили путь и к часу ночи уже располагались в комнате внушительных размеров, расположенной на верхнем этаже большой, но заметно старой гостиницы. В многочисленные окна номера и ванной (к которой внутри номера вел достаточно длинный коридор) отчаянно сквозило. Тем не менее, мы быстро обнаружили в номере пару обогревателей и остаток ночи провели в тепле и комфорте.

Утро встретило нас серым небом, по которому неслись клочья туч. Завтрак в ресторанчике на первом этаже с видом на остров Скай через неширокий пролив оказался традиционным и таким же хорошим: колбасы, пудинги, омлет – все очень сытно и как раз по погоде. Покинув гостиницу, мы решили, что быть так близко от острова Скай и не побывать на нем – неправильно. Справа от нас виднелся мост, по которому мы и переехали пролив. Недолго покрутившись по узеньким дорожкам острова и запечатлев невообразимую красоту бескрайних ярко-желтых полей цветущего дрока под свинцовым небом, мы развернулись в направлении Эйлин Донана. Именно это сочетание цветов у меня теперь четко ассоциируется с Шотландией.

Замок Эйлин Донан представляет собой восстановленный (а точнее, отстроенный заново в ХIХ веке) укрепленный дом на острове Донана. Он частенько появляется в разных фильмах («Горец» с Кристофером Ламбертом, например) и является одной из визитных карточек Шотландии. Внутри замок не столь интересен, зато виды с ним на фоне воды залива и гор незабываемы. Покинув побережье, мы отправились в обратный путь, но не на юг, а на восток, чтобы посмотреть еще на одно известнейшее место – озеро Лох-Несс (Loch Ness).

Дорога шла среди живописнейших горных пейзажей, а потом вдоль самого озера, открывая все новые и новые виды. Озеро Лох-Несс тянется на многие мили с юго-запада на северо-восток, и дорога идет как раз по его западному берегу. Около развалин древнего замка на берегу мы сделали небольшую остановку.

Именно в этом месте чаще всего и видят Несси.

По берегу бродили толпы туристов, но Несси так и не проявилась, а мы отправились дальше, доехали до Инвернесса (Inverness) и повернули на юг по А9. Горные пейзажи Хайлендс скоро сменились равнинами Лоулендс, погода испортилась, и в Эдинбург мы въезжали уже под дождем по М90 через гигантский мост над заливом Росайт-Зебрагдж (Rosyth-Zeebrugge).

Потом снова B&B, вечер с друзьями и поезд до Лондона на следующее утро.