На автомобиле из Москвы в Сандански (Болгария) и обратно
(через Минск, Ровно, Черновцы, Бухарест, Русе, Софию)


Решение ехать в Сандански созрело летом 2012 года после оформления покупки квартиры. Поездка была запланирована на вторую половину сентября. Это вписывалось в отпускные планы и согласовывалось со сроками получения болгарской мультивизы. О том, что ехать надо на автомобиле, решение также было принято еще летом. Почему? Просто давно хотелось испытать "прелести" далекого путешествия. Это, как говорится, приятное. Но было и полезное. И заключалось оно в возможности перевезти относительно большое количество груза (купленные заранее одеяла и подушки, кухонные принадлежности, одежду и прочее). Итак, решено. Едем. Сборы были не очень тягостными. Основное внимание было уделено проработке и планированию маршрута. Такая подготовка, как показала жизнь, явилась одним из ключевых моментов реализации данной затеи. Но об этом – чуть ниже.
Мой отчет ориентирован главным образом на тех, кто собирается или только планирует поездку в Болгарию на автомобиле. И я очень надеюсь, что какие-то моменты и факты, описанные в отчете, окажутся полезными, причем не только для тех, кто только планирует первую поездку, но и для тех, кто уже ездил в Болгарию на автомобиле другим или даже этим же маршрутом. Отчет состоит из трех частей: 1) подготовка к поездке; 2) сама поездка (маршрутная часть); 3) дополнительная информация.
Итак, начинаем.

1. Подготовка. Выбор маршрута и его проработка

Всё началось с изучения карт и поиска отзывов в Интернете. Постепенно из кусочной и разрозненной информации стала вырисовываться более или менее складная картина. Пришло понимание того, как пересекают границы, где можно остановиться на ночь, какие куски дороги являются проблемными и т.п. Здесь необходимо отметить, что, судя по отзывам, размещенным в Интернете, большинство россиян предпочитает ездить в Болгарию через Киев, Одессу, Галац (Румыния), а далее либо через Бухарест и Русе (Болгария), либо одним из путей ближе к побережью (например, через Констанцу). Возможно, это вызвано тем, что конечной целью является болгарское черноморское побережье. Правда, мы нашли один отзыв о поездке в Банско (это – южнее Софии, недалеко от Сандански, куда собирались мы). Но до Русе маршрут был именно таким. Естественно, что мы тоже собирались ехать этим путем. И уже начали было подробно прорабатывать варианты проезда участка от Одессы до Галаца (там есть несколько вариантов). Но тут очень вовремя один из моих друзей вернулся из Болгарии, куда ездил на автомобиле. Причем, он и прежде ездил туда со своей семьей уже несколько раз. И чаще – именно через Одессу и Галац. Но в последний раз его путь пролегал через Русе, Бухарест, Черновцы, Ровно, Минск. Его эмоциональный рассказ об этом маршруте, да еще в сравнении с тем маршрутом, по которому он ездил ранее, как-то очень быстро заставил пересмотреть наши планы в пользу нового маршрута. Да, этот путь длиннее (по грубым оценкам, на 200 км). Но бОльшая доля хороших дорог и более цивилизованные пограничные посты оказались теми аргументами, которые и повлияли на принятие решения.
Проработка маршрута оказалась довольно непростым делом. Надо было не только прибыть в конечный пункт не позднее 15 часов местного времени, но и так увязать между собой время и пространство, чтобы исключить всякий экстрим вроде ночных переездов, ночевок в автомобиле и т.п. Не буду описывать подробности итерационного процесса проработки плана, говорить о количестве изученных карт и т.п. Остановлюсь на главных итогах разработки плана поездки. План выглядел так.
Отъезд в субботу в 4 часа утра, прибытие в Сандански в 14-30 местного времени в понедельник (два с половиной дня в пути).
Расчетное расстояние – 2640 км.
Предполагаемые ночевки – в Ровно (Украина) и Русе (Болгария).
При расчете графика движения была взята средняя скорость 70 км в час. На прохождение границ закладывалось время от одного до двух с половиной часов.
Была найдена и систематизирована информация об отелях не только в предполагаемых местах ночевок, но и в населенных пунктах, находящихся на расстоянии 100-150 км до и после.
Ну и сам маршрут в соответствии с планом выглядел так: Москва (ЮЗАО) – Смоленск – Минск (Беларусь) – Солигорск – Микашевичи - Столин – Ровно (Украина) – Тернополь – Черновцы– Сирет (Румыния) – Бакэу – Бузэу – Бухарест – Джурджу – Русе (Болгария) – Плевен – София – Сандански.

Планирование обратного маршрута осуществлялось примерно по той же схеме, а сам маршрут проходил через те же населенные пункты.
Отъезд из Сандански в 8 часов местного времени в четверг. Прибытие в Москву в 23 часа (московского времени) в субботу (почти три дня в пути).
Предполагаемые ночевки – в Бакэу (Румыния) и Столине (Беларусь).

2. Поездка (туда и обратно)

Планы – планами, а жизнь – жизнью. Конечно, нам было очень интересно, насколько реалии будут отличаться от планов, хотя мы прилагали усилия для соблюдения намеченного графика (по крайней мере, чтобы от него не отставать). Скажу сразу, что расчеты оказались очень близки к реальному графику движения. Об этом красноречиво свидетельствует время прибытия в Сандански (14-30 местного времени, как и было запланировано) и обратно в Москву (21-30 вместо запланированных 23 часов), а также то обстоятельство, что ночевали мы по пути туда в Ровно и Русе (как по плану), а по пути обратно – в 25 км от Бакэу (по плану – в Бакэу) и в Давид-городке (Беларусь) в 40 км после Столина (где было запланировано). Однако это не означает, что расчеты были совсем точными. Главной ошибкой было то, что в расчеты была заложена не совсем правильная средняя скорость (с учетом остановок, состояния дорог и законодательных ограничений скорости). Например, дороги по России и Беларуси позволили держать среднюю скорость на уровне 80-85 км в час, в то время как в Украине (из-за плохих дорог) средняя скорость составила менее 55 км в час. Суммарное время на прохождение всех границ оказалось в два раза меньшим, чем было запланировано. Получилось так, что проигрыш по времени в одном компенсировался выигрышем в другом. В итоге по-крупному реальное движение соответствовало запланированному.
Теперь о поездке.
Нас двое, я и супруга. Возраст – близкий к предпенсионному.
Автомобиль – Шкода Румстер Скаут, 2007 года, пробег 32000 км.
День первый. 4 часа утра, суббота. Стартуем. Машина загружена хорошо. Задние сиденья сняты (по 30 секунд на каждое из трех сиденьев). Все пространство занято грузом. В бардачке – список того, что везем, из 27 пунктов. Зачем список? Об этом ниже.
До Смоленска долетели на ура (с одной остановкой на дозаправку и попить кофе). А на часах только 8-15. Идем с опережением. Далее – граница с Беларусью. Практически сразу после неё пункт оплаты проезда по дороге. Но это только для грузовых а/м. Смело подъезжаем к шлагбауму, девушка в будке включает зеленый свет и поднимает шлагбаум. Через несколько десятков километров – похожая картина. Действуем по той же схеме. Надо сказать, что дорога до Минска – очень хорошая. Два ряда в каждую сторону с разделительной полосой (в основном, в виде газона). Разрешенная скорость для легковых – 120, для грузовых – 100.
Минск объезжаем по объездной дороге. Примерно в середине объездной дороги делаем фиксацию времени (предварительно перейдя на местное время – один час назад) и километража. Пробег – 750, время 10-30 (опережаем график на два с половиной часа – вот что значит длинные перегоны по хорошей дороге). Далее движемся на юг в сторону Солигорска и Слуцка. Наша цель – Столин, приграничный город, от которого 10 км до границы с Украиной. В Столин можно попасть как минимум двумя путями: от города Микашевичи либо через Житковичи и Давид-городок, либо через Пинск. Особенность местоположения Столина заключается в том, что он находится южнее реки Припять, которая протекает по этим местам с запада на восток, а мосты через Припять имеются в Пинске (который западнее Столина) и около города Житковичи (который восточнее Столина). Поэтому из города Микашевичи в Столин можно доехать, только сделав приличный крюк через Пинск или Житковичи. Нам при планировании маршрута путь через Житковичи показался более интересным. Дорога от Минска до Столина в целом неплохая, а местами, очень даже хорошая. Нам не очень повезло, т.к. всю дорогу от Слуцка до Столина шел дождь.
В Беларуси мы заправлялись только один раз после Минска, не доезжая до Солигорска. Бензин – немного дешевле, чем в России. Расплатились рублями без проблем. Но в кафе, расположенном в том же здании, рубли брать отказались категорически. Перекусили собственными запасами.
Итак, Столин, практически граница. Проехали уже 1090 км. Запланированный график опережаем на два часа. Еще через 10 км въезжаем на границу. Сначала – беларусская. Очередь небольшая, несколько автомобилей. Как выяснилось, недавно упростили порядок, теперь не надо отмечаться отдельно у транспортников. Таможня и пограничники. Причем, сотрудники погранпоста сами подходят к автомобилю. Отдаем паспорта, свидетельство о регистрации автомобиля, показываем зеленую карту. Отвечаем на ненавязчивые вопросы типа: "куда едете?", "что везете?", "нет ли наркотиков и оружия?". Забираем оформленные документы и движемся к украинской границе. Порядок – тот же. Подходит таможенник и забирает документы сразу у нескольких водителей. Потом подходит еще раз (уже с документами) и задает типовые вопросы. Наш груз вызвал у сотрудника таможни интерес. После того как все двери были открыты, он попросил меня перечислить все, что мы везем. Вот тут то и пригодился наш список (27 пунктов). Сотрудник согласился посмотреть список с облегчением (так мне показалось). Посмотрел. Что-то стал говорить о том, что нельзя провозить вещей более чем на одну тысячу евро и более 100 кг весом. Я не стал вдаваться в тонкости, а предложил прямо с ходу сделать денежную оценку всех вещей. Отклика не последовало. Интерес пропал. Пограничники (после таможенников) все сделали без лишних вопросов и пожелали счастливого пути. Суммарное время, проведенное на границе Беларусь-Украина, составило 1 час 20 минут (хотя в расчет закладывался один час).
Наша следующая цель – Ровно, где запланирована ночевка. Надо проехать 170 км. По пути заезжаем в город Дубровицы, заправляемся. Навигатор немного запутался. Но в итоге, потеряв минут 20, выехали на дорогу в Ровно. Здесь - самое время упомянуть про украинские дороги. Мы были готовы к тому, что дороги – плохие. Практически во всех отзывах, которые мы читали, это особенность отмечалась с той или иной степенью эмоциональности. Подтверждаю – плохие. С этим сталкиваешься сразу после границы. Хотя было несколько очень приличных участков (например, объездная вокруг Ровно и примыкающие к ней автострады). Расслабляться на дорогах Украины нельзя. С засадами в виде приличных размеров ям или колей с высокими и острыми бортами мы сталкивались часто и неожиданно. Иногда стоят знаки, предупреждающие о неровной дороге. Не врут. Эти участки дорог еще хуже.
Но вернемся к нашим делам. Скорость по сравнению с Россией и Беларусью уменьшилась. Начало темнеть и стемнело. Стала проявляться усталость… Подъезжаем к Ровно. Дорога огибает город с запада и юга. На юго-востоке от Ровно объездная дорога проходит через село Колоденка (скорее всего, само это село находится несколько в стороне). Но мы знали, что в Колоденке есть несколько отелей. И действительно, с левой стороны увидели довольно большой отель "Айвенго". Места есть, 300 гривен (1200-1300 рублей) за двухместный номер. Горячий ужин в ресторане. Сон. Для полноты картины даю информацию о времени и километраже. Время прибытия в отель 20-30 (на один час раньше запланированного), пробег за день 1270 км.
День второй. Утром встаем рано. Завтракаем в номере. Отъезд в 6-30 (воскресенье). Следующая контрольная точка – Тернополь, 160 км. Едем по навигатору. Здесь мне бы хотелось сделать небольшое отступление и поразмышлять об особенностях навигации и том, что язык до Киева (читай – до нужного населенного пункта) доведет. В целом в данной поездке наличие навигатора оказалось полезным. Несколько раз он нас реально выручал, указывая правильную дорогу, подсказывая, в какой съезд с кольцевой развязки надо свернуть, неоднократно мы пользовались дополнительной информацией (о заправках, отелях и т.п.). Перед поездкой были закачаны актуальные карты. Но при этом были и недоразумения. Несколько раз он терялся в населенных пунктах или пытался провести нас через тупики или промышленные объекты, находящиеся за забором. Наибольшее количество таких чудес происходило в Украине. Он заблудился в городах Дубно и Костополь, несколько раз не видел крупных развязок и куска автострады. Возможно, это связано с тем, что карта Украины была устаревшей. Благодаря такому поведению навигатора мы имели возможность пообщаться с местным населением (и даже милицией), выясняя дорогу. Все наши собеседники были очень приятны в общении и великолепно говорили по-русски (а ведь это – западная Украина). Была еще одна интересная вещь. Туда и обратно при проезде городов навигатор вел нас разными путями. Несколько городов, например, остались в стороне при возвращении.
Продолжаем ехать в Тернополь. Погода хорошая. Дорога свободная. Правда требует повышенного внимания. Но это терпимо. Мы едем, и это – главное. Тернополь проехали спокойно несмотря на ужасное состояние дорог в городе. Не очень понятно, как по таким дорогам возят отцов города. Далее – Черновцы. Не доезжая до города, заправляемся по завязку. Этого бензина нам хватит до Болгарии. Навигатор провозит через весь город, в том числе, через старую часть. Дорогу (а это – несколько километров), проходящую через старую часть города, описать словами я не смогу. Эту дорогу можно только почувствовать (пятой точкой и всеми другими частями тела). Дорога выложена брусчаткой (предполагаю, что не менее ста лет назад). При движении тряска и шум вызывают вполне осознанный страх за сохранность колес, подвески и автомобиля в целом. Меня при движении по этому участку дороги почему-то волновал вопрос о том, что если вдруг пожар, или кому-то нужна помощь, то как же перемещаться-то. Но заметив спокойные лица водителей встречных и уверенное движение обгонявших меня автомобилей, я предположил, что причина этого спокойствия и уверенности – в привычке. Именно сила привычки давит все страхи, связанные с особенностями этой потрясающей брусчатой дороги.
От Черновцов до границы Украины с Румынией около 50 км. Еще немного, и мы покинем эту страну. Надо сказать, что Украина оставила очень неплохое впечатление в целом. Нам понравились люди, их доброжелательность. Красивая природа, особенно, в районе города Кременец. Что удивило? Не то что удивило, а поразило количество огромных плакатов с портретами кандидатов в какой-то выборный орган (или органы) и текстами их предвыборных слоганов. Видимо, это было связано с выборной кампанией. Сотни плакатов вдоль всех дорог. Размер каждого плаката примерно 3 на 5 метров, каждый установлен на солидной стальной опоре. Представляется, что на деньги, затраченные на все эти дела, можно было бы привести в божеский вид если не все, то хотя бы часть дорог, вдоль которых красуются эти плакаты.
Подъезжаем к границе. Населенный пункт Тереблече, о чем свидетельствует указатель населенного пункта. Но признаков населенного пункта (домов и прочее) не видно. Едем дальше, дорога – ровная, прямая. Про указатель забываем. Вдали виднеется что-то, говорящее о том, что это и есть собственно, пограничный пункт. Еще немного… Наперерез слева направо бежит доблестный сотрудник ДАИ с жезлом и радаром в руках и останавливает нас. С радостью показывает мне дисплей радара, на котором значится 83 км в час. Сообщает, что ранее есть знак населенного пункта, после чего следует отрепетированный и многократно апробированный не очень длинный монолог о правилах, об ответственности водителя и т.п. Отправляет меня к другому инспектору, который находится в припаркованном автомобиле дорожной инспекции. Тот тоже выдает заученные фразы. Все заканчивается довольно мирно. Свобода стоит 100 гривен (примерно 400 рублей). Скажу честно, знака населенного пункта я не видел или не обратил на него внимания. Думаю, что место, на котором работают эти хлопцы, очень выгодное. От знака населенного пункта до точки их расположения примерно километр-полтора (за это время при отсутствии признаков населенного пункта про знак очень легко забыть), а до самой границы от этой точки метров триста-четыреста, т.е. знаки, ограничивающие скорость перед границей, стоят уже после ребят. Надо сказать, что это был единственный случай нашего общения с сотрудниками ДАИ. Мы их и издалека-то видели всего пару раз. Повезло, наверно.
К границе подъезжаем в 12-30 с полуторачасовым отставанием от графика (сказалось качество дорог Украины) и 1645 км на одометре. Украинскую часть границы прошли на удивление легко. Все быстро, вежливо. При выезде мы увидели впереди две длинных очереди из легковых автомобилей на румынской части границы. Что-то меня подтолкнуло спросить у украинской девушки-пограничницы, в какую очередь (правую или левую) нам становиться на румынской части. На что она очень любезно посоветовала нам объехать обе очереди справа и попытаться пройти границу через третий пункт, через который вроде бы пропускают транзитные автомобили. Мы так и сделали. Правда, я сразу соваться не рискнул (при прохождении границы надо максимально проявлять терпимость и соблюдать этикет). Встали в правую очередь, а потом я сходил и узнал. Да, транзитникам можно без очереди. Но почему-то об этом наглядной информации нет. Типовая процедура с документами. Вопросы, осмотр автомобиля. Возвращение оформленных документов и пожелание удачи. На прохождение всей границы ушло полчаса! Это обстоятельство позволило не только компенсировать отставание от графика, но и получить получасовую фору (ведь по нашим планам мы отвели на прохождение этой границы два с половиной часа).
Решили доехать до Сучавы (50 км), там купить ровинету и подкрепиться. Про ровинету писать подробно не буду, почти в каждом отзыве об этом есть. Скажу только, при выезде из Румынии этот документ на границе спрашивают. Сучава – довольно крупный по местным меркам город. На заправке Rompetrol купили ровинету (минимальный срок действия - 5 дней, стоимость около 4 евро, при покупке нужно показать продавцу свидетельство о регистрации, т.к. в ровинету вбивают номер автомобиля).
Едем на юг Румынии. Наша цель – Джурджу, приграничный румынский город, находящийся на северном берегу Дуная. Граница между Румынией и Болгарией, как мы поняли, проходит по Дунаю. На южном берегу – болгарский приграничный город Русе, где у нас запланирована ночевка. Надо, всего-навсего, пересечь Румынию с севера на юг, а затем пересечь Дунай по мосту. Крупные города на пути – Бакэу, Бузэу и Бухарест. Подробно описывать переезд не буду. Скажу только, что Румыния в целом нам понравилась. Хорошие дороги, ухоженные населенные пункты (особенно, небольшие), обработанные и аккуратные поля. Парк личных автомобилей ощутимо солиднее, чем в Украине. При подъезде к Бухаресту автомобилей, движущихся с нами в одну сторону, становится все больше. Так воскресенье же! И время приближается к 20 часам. Все понятно, жители столицы торопятся домой. К Бухаресту подъезжаем с северо-востока. Далее – по кольцевой до съезда на трассу, ведущую на юг в Джурджу. Кусок объездной дороги вокруг Бухареста, по которому мы ехали (около 30 км), произвел определенное впечатление. Темно, освещения практически нет, дорога узкая, не всегда хорошая. Выдержали. Навигатор четко вывел нас на трассу в сторону Джурджу. Приехали. Времени 22 часа. Темно. Нам нужен мост через Дунай, но выходит заминка, т.к. навигатор, несмотря на то, что в качестве конечной точки маршрута задан город Русе, куда можно попасть только через мост, не может найти дорогу, ведущую к мосту. Водит нас по кругу. Но чувствуем, что мост где-то рядом. Надо спрашивать дорогу. На улицах – никого. Хорошо, что чуть раньше заметили здание с надписью Politia (полиция). Останавливаемся. Тут же подходит девушка в форме. Мост? Пожалуйста! Прямо (300 метров) и направо (1 км). И указывет в сторону, противоположную той, куда пытался нас завести навигатор. При подъезде к пограничному пункту – огромная очередь из фур. Становимся за крайним трейлером, чтобы взять паузу и осмотреться (а правильно ли мы приехали?). Тут же сзади пристраивается трейлер. Водитель говорит нам, что для легковых автомобилей – отдельная очередь. Надо объехать колонну фур слева. Объезжаем. Ближе к границе понимаем, что очередью это назвать уже трудно. Фуры стоят и справа, и слева, и поперек. Замечаем впереди легковушку, движущуюся примерно в туже сторону. За ней! Все правильно. После нескольких маневров с объездами фур, оказываемся перед пограничным постом. Подъезжаем к будке. Сотрудница в форме просит показать ей ровинету и заплатить 10 евро за проезд по мосту. Дает разрешение ехать на мост. Едем, пересекаем ночной Дунай. На том берегу – совмещенный румынско-болгарский пограничный пост (все дела делаются в одной будке, над одной дверью которой написано "Румыния", а над другой – "Болгария"). Отдаем документы, ждем несколько минут. Документы возвращает тот же человек, который их забирал. Но какую страну он представлял, я так и не понял (хотя по-русски говорил неплохо). На пограничные дела ушло полчаса. Время 22-30. На одометре 2210 км. Путь открыт. Впереди Русе с большим количеством отелей. По пути останавливаемся на ближайшей заправке, покупаем две винетки (каждая – на неделю), отдав в сумме 12 евро. Хотели заодно заправиться, но бензина не оказалось. Едем к Русе. Дорога огибает город с востока и юга. Темно, отелей не видно. Вспоминаем, что на улице Христо Ботева должен быть отель. Навигатор выводит нас на эту улицу. И практически сразу супруга замечает справа небольшой отель. Останавливаемся. 20 евро (или 40 левов) за номер. Ужинаем в номере своими припасами. День оказался насыщенным. Три страны, две границы. Пробег за день – чуть меньше тысячи км.
День третий. Утро понедельника. От отеля отъезжаем в 7 часов. Все выглядит по-другому, чем ночью. Напротив, через дорогу, еще один отель, которого вчера не заметили. Заправляемся и в путь. Помним, что в Сандански нас ждут в районе 15 часов. Подводить нельзя. Местность – в меру холмистая, но дорога позволяет держать хорошую скорость. Населенных пунктов немного, автомобилей - тоже. Контрольные пункты – Плевен и Софию – проходим по расписанию. За 80 км до Сандански делаем остановку на дозаправку и кофе. В 14-30 приезжаем на место. Всё! Позади 2710 км.

В Сандански время пролетело на ура. Обживание квартиры (квартира была куплена в состоянии, полностью готовом для проживания, т.е. с мебелью, оборудованной ванной комнатой, кухней, кондиционерами и т.п.). Докупка мелочей и дополнительное обустройство. Исследование окрестностей города и ближайших населенных пунктов (Мелник, Банско, Петрич, Кулата). Поездка на выходные в Велико Тырново (400 км в одну сторону). Хорошо, красиво. Но Сандански нам нравится больше. Хотя и город-то небогатый, и не очень ухоженный. Но что-то в нем такое есть. И это что-то заставляет думать о нем и все время хотеть там оказаться. Но пора собираться в обратный путь. Мы решили, что ехать с юга без овощей и фруктов было бы не совсем оправданно. На местном рынке купили картофель, морковь, баклажаны, виноград, перец, пару арбузов, помидоры, яблоки. Завтра отъезжаем.

День первый (домой). Четверг. Отъезжаем в 8 часов. Наша сегодняшняя цель – город Бакэу в Румынии, где мы планировали заночевать. А пока едем по Болгарии. По дороге покупаем две дыни и сетку с репчатым луком. Вот и Русе. Бак почти пустой. Заправка, перекус (а-ля обед). Мост. Перед мостом болгары берут 2 евро за проезд моста (румыны, напомню, брали 10). Переезжаем мост. Днем все выглядит по-другому. Дунай шириной русла не впечатлил (хотя, возможно, весной он и пошире). После моста - пограничный пост. Служащий забирает документы. Ждем. Уже несколько машин с разными (и российскими тоже) номерами собралось и тоже ждут. Потом выясняется, что готовые документы надо забирать в окошке самим. Но служивые об этом не говорят. Местный прикол? Там же на границе покупаем ровинету и вперед. Время 16 часов. Бухарест объезжаем по той же окружной дороге. Очередной раз ловлю себя на мысли о том, что одна и та же дорога выглядит по-разному в зависимости от того, в какую сторону по ней едешь. А здесь еще подмешаны различия, связанные со временем суток. Точно помню, что в прошлый раз (когда ехали в другую сторону) был неприятный кусок дороги (узкий, неровный, извилистый). Так мне казалось в темноте. Я все ждал встречи с ним. Хотел его увидеть при свете. Но не получилось. Уже надо съезжать на дорогу, ведущую в Бузэу. Движемся на север. Очень хотели купить виноград. Две недели назад в деревнях его продавали вдоль дороги. Из окна автомобиля смотрелся великолепно. А сейчас нет. Весь продали? Зато мы купили три качана цветной капусты за 5 евро. Местной валюты у нас не было. Едем дальше. До Бакэу еще далеко, а уже темно. Решили попытаться найти тот мотель, который я приметил еще в прошлый раз (на пути в Болгарию), когда за рулем сидела моя супруга. Нашли. Не доезжая до Бакэу 30 км с левой стороны находится отель La Capul Dacului. С дороги хорошо виден. Небольшой, с площадкой для авто. Ночь – 30 евро. Дневной пробег – 835 км. Все-таки сон очень важен при длительных переездах. Ужин и завтрак – своими силами.
День второй (домой). Отъезжаем в 6-45. В Сирет, приграничный румынский город, прибываем в 10-30. Границу проходим за 20 (!) минут, и въезжаем на территорию Украины. Сразу в начале дороги ограничение скорости 40 км в час. По спидометру держу максимально разрешенную скорость. Через некоторое время вижу своих старых знакомых инспекторов ДАИ, которые в этот раз контролируют участок от границы (где действует ограничение 40 км). Махать рукой я им не стал. Заезжаем на заправку. Бензин, кофе. За этот день планируем пересечь Украину и доехать до белорусского города Столин. Опять дороги Украины, плакаты с лицами политиков. Навигатор провел мимо Черновцов (спасибо ему!). Далее Тернополь, Кременец, Ровно. Проезжаем мимо отеля Айвенго, где провели самую первую ночь нашего путешествия. По пути несколько раз останавливались, чтобы купить яблоки, картофель. В Костополе навигатор запутался. Местный молодой человек подробно рассказал, как выехать из города и попасть на трассу, ведущую в Дубровицы. Навигатор опять нас пожалел и не стал вести через Дубровицы, проехали мимо. До границы около 50 км. Темнеет довольно быстро. В 20-50 - мы на границе. Вся процедура занимает полчаса. Запомнилось вот что. На белорусской части границы перед нами оказался автомобиль типа Газели-фургона (марку не запомнил, но это не важно) с номерами Беларуси. Так вот, пограничники заставили своих соотечественников вытащить из автомобиля абсолютно все, что они везли. А забит он был под завязку. Были какие-то обрывки фраз о допустимых количествах провоза грузов, о стоимости и т.п. Мы так поняли, что связано это с чисто белорусскими законодательными нормами. До Столина всего 10 км. Там есть гостиница, где мы планировали остановиться. Гостиница находится на улице Ленина (что-то родное). Нашли. С виду гостиница приличная, большая. Места есть. Но рубли и евро не берут, а терминал для безналичной оплаты не работает. Близко локоть… Едем дальше в небольшой город Давид-городок (всего-то 40 км), в котором на улице Калинина, 14 имеется гостиница (информацию об отелях, как я уже упоминал, мы собрали заранее). Навигатор улицу Калинина не видит, поэтому будем искать сами. Город находится в стороне от трассы. Поворачиваем, въезжаем в город. Длинная улица, справа и слева частные одноэтажные дома. Смотрим название улицы. Да, это улица Калинина, номера домов – за сотню, и нумерация убывает в сторону нашего движения. Слева – четные номера. Значит, наш дом с номером 14 – впереди, ближе к концу (т.е. к началу) улицы. Едем, смотрим. Улица заканчивается домом с номером 24. Далее – резкий поворот направо, мост, а за ним – площадь. И все, что за мостом, не имеет никакого отношения к улице Калинина. Едем обратно, пытаемся понять логику. Еще раз смотрим на номера домов. Ничего нового не обнаруживаем. Принимаем решение ехать дальше. Еще через 40 км город Туров, где тоже есть гостиницы. Движемся в обратную сторону туда, откуда въехали в город. Буквально через несколько десятков метров с левой стороны (там, где нечетные номера домов) супруга замечает небольшой двухэтажный дом, на котором имеется еле заметная вывеска "Гостиница". Останавливаемся. Глазам не очень верим. Заходим. Да, гостиница, Да, рубли возьмут. На мою реплику о несоответствии между нумерацией домов и реальном местоположении здания, сотрудница гостиницы только пожала плечами и сказала что-то типа: "Да, у нас так". Нам предложили трехместный номер за 500 рублей. Гостиницу и номер описывать не буду, чтобы не обижать хороших людей, которые нас приютили (ведь мы явились около 23 часов). Скажу лишь, что отдельные штрихи уже забытой эпохи провинциально-захолустного развитого социализма мы прочувствовали в полной мере.
День третий (домой). Отъезжаем в 7 часов. Туров, мост через Припять, Житковичи, Микашевичи, Солигорск, Минск проезжаем на одном дыхании. Передвижение по дорогам Беларуси доставляет удовольствие. Вдоль дорог торгуют грибами и клюквой. Клюквы много. Останавливаемся. Оказывается в этих краях много торфяников. Поэтому и клюквы много. Становимся на трассу Минск-Москва. Почти - финишная прямая. Осталось каких-то 700 км. Супруга за рулем. После въезда в Россию меняемся местами. Смоленск, Сафоново, Можайск. В 21-30 мы – дома.
Путешествие закончено. В ощущениях – смесь усталости, впечатлений, гордости за преодоленные километры и прожитые в дороге часы.


3. Дополнительная информация

В настоящем разделе приведена дополнительная информация. Это – отдельные факты, советы, статистика.  Возможно, для кого-то эта информация окажется полезной.

Некоторые факты

На всех заправках, на которых мы заправлялись, к оплате брали банковские карты (на некоторых желательно VISA). Картой на заправке можно оплатить также услуги магазинов и кафе.
Ровинету (в Румынии) и винету (в Болгарии) надо обязательно покупать.
Прохождение границ, честно говоря, приятно удивило. Всё вежливо, относительно быстро. Возможно, это связано с тем, что недавно введен упрощенный порядок, и с тем, что сентябрь – не самое пиковое время.

Советы

Об отелях. Мы уже говорили о том, что предварительно собрали в Интернете информацию об отелях не только в предполагаемых местах ночевок, но и в населенных пунктах, находящихся на расстоянии 100-150 км до и после. Информация оказалась полезной. Мы ей реально пользовались. Хотя недостатка в отелях нет. В каждом крупном населенном пункте или около него можно найти не один отель. Основная проблема заключается в том, чтобы его найти при целенаправленном поиске (особенно если его или улицу, на которой он расположен, не видит навигатор) или заметить, если поиск идет отеля вообще. Поиски то начинаются уже, когда стемнеет. Поэтому лучше иметь карты населенных пунктов с отмеченными отелями. Мы, например, распечатали несколько таких карт с нанесенными на них отелями, да еще расположили их в приоритетном порядке, не позволяющем сильно отклоняться от маршрута.
О втором водителе. Конечно, присутствие второго водителя – это хорошо. Поэтому совет очевиден. Если есть возможность, то лучше её реализовать.
Еда с собой. У нас все время был некий минимальный запас еды и воды. Это позволило не только оперативно перекусывать в дороге, но и питаться в отелях. Ужинали в ресторане мы только один раз. В остальных случаях все уже было закрыто. Ну, а завтракали так рано, что все еще было закрыто. Очень выручал небольшой электрический чайник.


Статистика

Движение туда
А) по бортовому компьютеру автомобиля (при работающем двигателе):
- пробег – 2710 км;
- средняя скорость – 70 км в час;
- время работы двигателя – 39 часов;
- средний расход – 7.1 л/100 км.

Б) с учетом остановок на заправки, перекус и прохождения границ:
- время в пути – 41.5 час;
- средняя скорость - 65.3 км в час.

Движение обратно
Статистика:
- пробег 2685;
- время в пути – 42.75 час
- средняя скорость – 62.8 км в час (с учетом границ и остановок)


Страницы1

4,8/5 (64)

12 комментариев

  1. Ангел
    Ангел 24 октября

    Невероятно! Спасибо Вам! Никогда раньше не приходилось читать столь адекватное и полезное для читателя описание путешествия!

  2. Автор отзыва
    Автор отзыва 24 октября

    Наше путешествие не состоялось бы, если бы не была куплена квартира в Сандански. Большую помощь в поиске квартиры и оформлении документов нам оказали сотрудники агентства недвижимости "Мирела" Ангел Радославов - директор московского офиса агентства, и Вера Филчева - главный директор по продажам офиса в Сандански. Спасибо им большое. Отдельное спасибо Ярославу Вронскому (московский офис) и Розалине Ивановой (офис в Сандански).

  3. Евгений
    Евгений 02 ноября

    Читал несколько отзывов о поездках в Болгарию на автомобиле, все они были мрачноваты. Либо действительно, что-то поменялось в законодательствах сопредельных стран, либо просто ПОВЕЗЛО. Мы тоже собирались съездить в Сандански из Петербурга на машине , перевезти вещи, но 48 часов за рулем в одну сторону как-то озадачивает. Это почти что подвиг!

  4. Гость
    Гость 06 ноября

    С огромным удовольствием прочитала информационный ,интересный отчёт по поездке в БОЛГАРИЮ,город Санданск.Хотя меня интересовал этот город,как больнеологический курорт ,не могла оторваться от информации вашей семейной поездки.СПАСИБО .Здоровья,удачи. НЬЮ ЙОРК.

  5. Гость
    Гость 21 марта

    Прочитал на одном дыхании. Спасибо за подробное описание путешествия.

  6. Гость
    Гость 04 июня

    да, очень интересно, мы тоже купили квартиру в Болгарии у компании RER LTD, ОГРОМНОЕ им спасибо! Теперь ездим туда на машине 2-3 раза в год! Теперь обязательно поедем в Сандански. Всего наилучшего!

  7. Гость
    Гость 04 июля

    Большое спасибо за статью. Прочитала на одном дыхании. Живем в Болгарии третий год и каждую поездку думаем авто или самолет. Теперь однозначно ТОЛЬКО на самолете. Всего наилучшего, удачи!

  8. Гость
    Гость 19 августа

    Спасибо за прекрасную статью ! Хотим попробовать съездить в Болгарию на машине . возможно ваши советы пригодятся и нам ...

  9. Гость
    Гость 10 сентября

    Андрей, спасибо. Мы собираемся сейчас поехать тоже в сандански. Можно с вами связаться по эмейлу или телефору. Мой мейл [email protected] Есть еще вопросы. Спасибо

  10. Гость
    Гость 18 октября

    Из питера есть более интересный маршрут через Литву, Польшу и еще целую кучу европейских стран. Расстояние 2640. Мне кажется, что этот маршрут более цивилизованный и интересный. Летом обязательно поеду.

  11. Гость
    Гость 14 февраля

    Рассказ интересный, познавательный, но могли бы Вы сказать сколько стоит квартира и какой тип дома? Ну и другие цены на то, что приходилось покупать в Сандански?

  12. Гость
    Гость 25 июля

    Консультацию по Сандански мне тоже давал в Москве Ангел Радославов, он тогда работал в компании Мирела. В двух словах - кто интересуется Болгарией, пусть обращается к нему.

Ваш комментарий