Культура каракалпакского народа формировалась в результате длительного исторического развития с древнейших времен. Понятие "культура" включает в себя очень многое. Это, прежде всего, народное творчество: литература, музыка, национальные игры, прикладное искусство, народная музыка и каракалпакский фольклор богат и разнообразен. Бесчисленные легенды, сказки, загадки, пословицы и поговорки, исторические обрядовые песни, эпос составляют его основу. Фольклор вбирает в себя события не только настоящего, но и ранней истории каракалпакского народа. Об этом говорят этнические поэмы "Алпамыс", "Кырк кыз", "Гарип ашык", "Коблан" и другие. Они передаются нам через кобыз — любимый инструмент народов Средней Азии. Исполнителей на кобызе называют жырау. Примечательно, что кобыз существует и у других народов. Так, на Украине тех, кто исполняет народные произведения, называют кобзарями, самым известным из которых был великий Тарас Шевченко. О происхождении нашего кобыза рассказывается в одной из легенд. Его создателем считается Корык-ата. Он давно мечтал создать инструмент, играя на котором, он мог бы исполнять песни. Как-то шел он в тугаяе и вдруг услышал дивные звуки. Видит, громадный дикий кабан трется о высохшую джиду, и это рождает удивительные звуки. Корык-ата решает сделать инструмент из этой джиды. Увидели готовый кобыз черти и просят Корыка-ата показать его им. Но он отказывается. Однако почему-то на кобызе не получается исполнять музыку. Тогда черти переговариваются между собой и решают помочь Корык-ата, подсказав ему, что нужно сделать смычок из конского волоса. Так появился удивительный инструмент, на котором и сегодня продолжают играть жырау. Одним из известных сказителей республики является народный бахсы республики Бакберген Срымбетов. Первым учителем для него стал отец — народный жырау Каракалпакстана Жаксылык Срымбетов. С детства он слышал и видел, как играет отец. Однажды, еще учась в школе, Бакберген включил магнитофонную запись дастана, исполненного его отцом, и стал подпевать ему. Увлекшись, он не заметил, как в комнату вошел отец, внимательно слушавший его исполнение. Потом, выйдя из комнаты, Жаксылык Срымбетов с радостью сказал своей жене, что растет продолжатель династии жырау. Первое успешное выступление Бакбергена на сцене состоялось в 1992 году на конкурсе "Мы ищем таланты", проходившем столичном парке культуры. Жюри, в составе которого были Камал Мамбетов, Генжебай Тлеумуратов, Махсет Камалов и другие, отметили блестящее исполнение Бакбергена Срымбетова. Кстати, именно этому исполнителю Нукусский колледж культуры и искусства обязан открытием отделения народной музыки. Один из членов жюри Махсет Камалов выступил с предложением создать отделение фольклора в тогда еще Нукусском училище искусств, которое было поддержано руководством Министерства по делам культуры. Так в 1992 году молодой исполнитель Б.Срымбетов стал одним из первых учащихся отделения народной музыки колледжа. Всего на этом отделении обучалось 25 человек. Руководил отделением народный бахсы Республики Узбекистан Гайрат Утемуратов. За время существования отделения многие его учащиеся добились значительных успехов, среди них немало известных исполнителей: Тенел Калиев, Инжигул Сабурова, Клышбай Алламуратов, Рустем Утемуратов и другие. Они с успехом выступали на различных конкурсах, праздничных мероприятиях. Сейчас отделением руководит Бакберген Срымбетов. Его искусство было по достоинству оценено жюри международных фестивалей, проходивших в Голландии, Бельгии, Германии, Индии, а также в странах Центральной Азии. На отделении народной музыки сейчас работают первые выпускники, учившиеся вместе с Бакбергеном, осваивавшие кобыз и дутар, готовящие новых исполнителей народных песен и дастанов. — Обучая начинающих исполнителей, я всегда говорю им, что надо постоянно работать над собой, не останавливаться на достигнутом, — говорит Бакберген Срымбетов. — Я благодарен судьбе, что родился и вырос в семье известного жырау. Однако успех пришел ко мне в результате большой работы, многочасовых занятий на инструменте. Вот и своим ученикам я желаю терпения и верного служения искусству. Народная музыка всегда была любима людьми. И сегодня, несмотря на разнообразие музыкального искусства, она остается по-прежнему любимой. Радует, что в нашей республике не исчезает интерес к ней и появляются новые имена, продолжающие радовать своим мастерством.