День 3й. Владимирская церковь и Владимирская улица. Софийский собор и Софийская площадь (памятник Богдану Хмельницкому). Михайловский Златоверхий монастырь. Андреевский спуск и ресторан «Будьмо». Посещение Музея национальной истории Украины.

            С неба капает дождь….

            Весь день, когда мы вдвоем ходили по Киеву, небо нас щедро поливало потоками воды. Такая погода – не самая удачная, мягко говоря, для осмотра достопримечательностей. Перед глазами рябят отчётливо видимые пунктиры дождевых ниток. Мокрая рука держит фотоаппарат. Нависший над головой тяжёлый от воды зонт ограничивает видимость. Я ещё в длинной до колен, приталенной итальянской куртке, которая меня относительно защищает от капель, а муж страдает в практически мокрых джинсах. Поэтому мы носимся перебежками. Залетим под любую музейную крышу, отряхиваемся как мокрые курицы и ходим, осматривая всё по максимуму.

            … По улице Владимирской (метро «Золотые ворота») мы поднимаемся к Софийской площади и Софийскому собору. Белые стены, арка – вход, над ней очень красивая колокольня – совершенно нежного голубого цвета с густым очень изящным белым орнаментом. Вход на территорию музея (билетики в кассе под аркой) – 2 гривны. Это вы заплатили за прогулку по территории, а вход в Софийский собор – 20 гривен (билеты слева в киоске) и включает в себя экскурсию. Вы не ждёте, когда соберётся группа, а идёте в собор и там присоединяетесь к любому экскурсоводу.

            София – это наивеличайший образ вселенской церкви, это Премудрость Божия, про которую «апостол Павло говорить, що вона е с самим Христом». У святой Софии было три дочери – Вера, Надежда и Любовь. Когда вы входите в храм святой Софии, знайте, что двери вам открывает – Любовь.

            Главное, самое сильное, самое яркое, самое острое впечатление подарила нам мозаичная Богоматерь Оранта «Нерушимая стена», которая находится в куполе над центральным алтарём. Мозаика выполнена «на сяючому золотому» фону «з кубикiв рiзнобарного (разноцветного) скла – смальти». Вот сколько лет этому собору – столько лет Киев находится под её защитой. Оранта – значит молящаяся. «Нерушимая стена» - потому что вокруг неё есть надпись на славянском языке: «Бог посреди Ея и не подвижится, поможет Ей Бог день и ночь».

            Три золотые звезды – на челе и на груди. Два золотых креста – на особых нарукавниках «поручах», знак того, что сила даётся от Бога. Богоматерь окутана золотым покрывалом. Стоит на золотистом камне. И весь купол покрыт золотой мозаикой. Цвет золота непередаваемо глубокий.

            Здесь в Софийском соборе – самый большой «у свiти ансамбль» аутентичных мозаик и фресок 11в. – 260 кв.м мозаик и 3000 кв.м фресок. Фрески чудом сохранились. Их осталось чуть больше половины. 200 лет собор стоял без крыши. Виноват хан Батый. Потом их забелили известью. Нанесли слой масляной живописи. В 19в., обнаружив, за случайно отвалившимся куском штукатурки фреску 11 века, дилетантами-рабочими железными скребками были трудолюбиво отскоблены все наслоения вместе с фресками. А уцелевшие древние фрески так же трудолюбиво «дорисовали» опять маслом. В наше время лет 50 проодили уже «научную реставрацию», которая полностью раскрыла софийскую стенопись на оставшихся кусках древней штукатурки. А сейчас в соборе микс – из живописи разных столетий. Похоже, что здесь есть даже работа Врубеля – я никак не могу точно перевести вот эту фразу на украинском: «У мозаiцi зберiгся архангел у блакитных (голубых) шатах (?), iншi (которого) майстерно виконанi (выполнил) М.Врубель наприкiнцi (в конце) 19ст.».

            Интересно, что в Софийском соборе совсем нет изображений славянских святых. На южной (правой) стороне очень интересна фреска «Ипподром» с композициями «Акробаты», «Скоморохи», «Борьба ряженых», «Охота на медведя», «Охота на вепря». И ещё меня, как носителя такого же имени, заинтересовала парное изображение святых Андриана и Натальи (на одной из северных (левых) арок).

            Вообще рассматривание фресок в Софийском соборе – это занятие индивидуальное, тихое, внимательное, сосредоточенное и отрешённое. Фрески сохранились очень плохо, достаточно неотчётливы, и спрятаны под слоем въевшихся масляных красок. Они вам осторожно открываются…. Например, на масляной поздней яркоцветной фреске вдруг вы увидите нежноокрашенные часть фигуры, кусочек одежды, или вдруг на ярком фоне неожиданно проступает глаз, пол-лика. Спешите. Почему-то тщательно отреставрированные фрески исчезают… - их видимость становится все более нечёткой….

            Нам рассказывают про историю собора – «1019 год основания, Ярослав Мудрый, на фресках члены его семьи». Всё это можно прочитать в путеводителе или множестве других источников, например, ими забит весь Интернет.

            Но есть и альтернативные мнения. И честно говоря, они очень логичны, доказательны, аргументированы, селят сомнения и заслуживают внимания. Историки пользуются летописными документами, корпят над ними, сверяют имена, сопоставляют даты, события, и по мелким, мелким рассыпанным деталям восстанавливают истину.

            А она (истина) сильно противоречит общепринятой, уже давно и прочно изложенной везде, во всех учебниках. Ну, не переписывать же книжки, и не отнимать у русских князей звания «мудрецов»….

            Вот мнение (одно из многочисленных подобных) доктора исторических наук, профессора кафедры истории Киевской Академии и заведующей отделом научно-исторического наследия Национального заповедника «София Киевская» (!) – Надии Никитенко.

            Софийский собор был задуман и начал строиться при князе Владимире и его жене греческой принцессе Анне. Она привезла с собой византийских зодчих и художников, которые в дальнейшем построят на Руси храмы, и украсят их искусными мозаиками и фресками, напишут для них иконы. Привезла с собой христианские реликвии – мощи святых, священные книги. Так, взятая ею частичка мощей из церкви святого Пантелеймона Целителя с берега Босфора, будет заложена под престол Софийского собора в Киеве.

            А Ярослав Мудрый, вернее под Ярослава Мудрого, были сильно переписаны реальные события русской истории. У него была очень веская причина, из-за которой он пошёл на искажение дат и имён в летописях. (Разве это странно? Разве сейчас такого нет? История – это же пластилин.) Дело в том, что это он, убил своего сводного (родного по отцу) брата Бориса, а не Святополк «Окаянный». И отнял у него киевский трон.

            Про «Окаянного Святополка» мы знаем из «Повести временных лет». А Лев Гумилёв считал, что в «Повести» Нестор «даёт заведомо ложную схему событий», когда «собранные факты говорят об обратном». К тому же переделаны только русские источники, а «иностранные» хроники сохранились просто отлично, например, «Эгмундова сага» и др..  В ней все очень подробно описано. И тогда всё совпадает. Исторические паззлы сходятся, многое объясняется. По нашему же «заказному лiтописному сценарii» на Руси Святополк навеки останется «козлом отпущения» и «братовбийцейi», Борис – «його жертвой», а Ярослав – «мудрым и богообразным» наместником.

            Такою была цена золотого киевского трона.

 

            Слева в отдельном приделе находится «мармуровый саркофаг» с прахом Ярослава. А в следующем приделе – очень красивый и информативный макет древнего Киева под стеклом. Очень интересно увидеть и понять, наконец, топографию Киева и своим современным глазом оценить месторасположение всех его достопримечательностей. На макете муж нашёл и показал мне миниатюрные Золотые ворота, мимо реальных которых мы пробегали уже несколько раз. Сейчас они на реконструкции, все в лесах, и окруженные современным бетоном, выдернутые из своего исторического прошлого и лишённые своего прямого функционального предназначения – смотрятся как сувенирные. А раньше Киев был окружён огромными и крепкими стенами «детинца» и эти ворота, вписанные в мощную крепостную (видим на макете) стену выглядели совсем по другому и впечатляли.

            Кстати, памятник Ярослава Мудрого за «Золотыми воротами» тоже впечатляет. Да что же это за архитектурное обезьянничанье?! J Опять Ярослав Мудрый с кондитерским изделием в руках. В Ярославле он держит – маленький город в руках, в Киеве – маленькую Софию. При этом скульптор усадил князя в крайне неудобную позу. Чтобы так изогнуться мужчине – это надо постараться.

            Верхний этаж Софийского собора – музей, где выставлены уцелевшие фрески из Михайловского Златоверхого монастыря.

            Выходим из Софии Киевской на Софийскую площадь с памятником Богдану Хмельницкого, который сидит на коне и размахивает булавой. Пьедестал в виде кургана, и чем-то по очертаниям напоминает Гром-камень под Петром I в Питере. Памятник задумывался так: наверху украинский гетман, внизу поверженные им враги: «католический монах, польский пан и еврей» - цитата из путеводителя. Но денег на изображение врагов не хватило, только на пьедестал.

 

            Под проливным дождём быстро перебегаем от Софийской площади с Софийским собором до Михайловской площади с Михайловским Златоверхим монастырём. Они совсем рядом, представьте себе гантели – шарики это площади, а ручка – дорога их соединяющая (Владимирский проезд).

            Залетели под входную арку монастыря вместе с такой же мокрой до нитки свадьбой. Вход в Михайловский собор бесплатный, но на кованых воротах висит табличка с предупреждением, что фотографировать на территории запрещено. Но нам не до этого. Зонты вперёд и несёмся до входа в сам собор. Сразу удивляет и запоминается его цвет – настолько неизбитый, и вообще нехарактерный для русских православных храмов – цвет сирени. Внутри новенькие фрески. Сам древний собор XI века взорвали в 1937г. А какой он был красивый! Его расписывал иконописец Алипий (я рассказывала о нём в главе о Киево-Печерской Лавре). И чудом сохранившиеся некоторые фрески сейчас хранятся в музее Софийского собора (тоже уже писала выше). Известная всем мозаика с изображением Дмитрия Солунского сейчас выставляется в Третьяковской галерее в Иконном зале. Про современные фрески, которыми расписан храм, может быть, через сотни лет будут говорить – «шедевры древних мастеров 21 века». Но сейчас этого не скажешь, хоть и краски прогрессивные, и роспись «подчинена древнерусским канонам». В Михайловском храме слева есть очень красивая и почитаемая икона – святой Варвары. Главной святыней храма являются мощи этой святой.

            Вышли на улицу и поливаемые дождём побежали вокруг сиреневого собора. Зачем? J А чтобы найти часовню с источником позади него и прилепить монетку к медным кранам – на удачу J

 

            Что дальше? Снова дождь. Андреевский спуск. Борщ, чесночные пампушки, вареники и вишнёвая наливка в ресторанчике «Будьмо». Национальный музей истории Украины на Киевской (Киевой) горе. Залетели мы туда вместе с очередными промокшими молодожёнами. Шушукающиеся музейные тётеньки про них осуждающе сказали, что «если бы не дождь, они бы к нам не зашли». Скажу честно, это в целом относилось и к нашему мотиву посещения этого музея. Если бы не дождь… J. А музей-то хороший и очень интересный, четырёхэтажный. Мы честно осилили только два этажа. Осмотрели «первобытнообщинные» залы, зал русской истории и сломались на остальном. Дело в том, что вся русская история в украинской истории занимает крохотный зальчик, там бюст Ярослава Мудрого, воссозданный Герасимовым, пара картин, чуть-чуть украшений и черепков. И всё. А остальное это литовские экспонаты, польские персонажи, и сами знаменитые украинцы. Интересно было узнать про Петлюру.

 

            В наших лучших фирменных беззаботных традициях на вокзал мы прискакали за пять минут до отправления поезда (муж потом меня гордо поправил: «не за 5, а за 8! 3 минуты разницы!) J.

 

Послесловие.

            Киев оставил очень многослойное впечатление. Теперь больше в листопад в Киев не поедем, а только в травень (май), червень, липень, серпень, вересень или жёлтень (октябрь) J.

            Мне понравилась Украина. Моя бабушка, красавица с чуть раскосыми зелёными глазами и соболиными бровями – Анастасия Стефановна Коломиец – была украинкой, из села Ладыжичи.

            То-то я думаю, шо это мне так нравится сало! И шо это мне так идёт платок на голове, повязанный, как у Солохи, крылышками-кончиками наверху? J

 

 

 

© www.pamsik.ru – здесь размещены другие наши рассказы и фото.

 

Страницы123

4,6/5 (10)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Международный аэропорт Борисполь

    Международный аэропорт Борисполь

    Борисполь — международный аэропорт города Киева (Украина), крупнейший по объёмам перевозок аэропорт на территории Украины. Официальное название — Государственное предприятие «Международный…