Ну, вот и закончился короткий летне-осенний отпуск…. И что же мы имеем в итоге? А в итоге, то есть в плюсе, мы имеем поездку с одной стороны - почти официальную, а с другой – практически полудикарскую. И ни куда-нибудь, а на восток, который, как известно у нас, «дело о-оочень-то тонкое», (в чем нам удалось убедиться на собственной шкуре), а если говорить конкретнее, то отпуск проходил по горам и рекам Узбекистана и Киргизии + доп. поездка в Самарканд. За 14 дней произошло 6 пересечений границ, из которых 2 – нелегальные… Для подтверждения сих фактов с собой, в качестве сопровождения, было взято: 6 полноразмерных пленок + «свежекупленный» Пентакс МЗ-7… Итак, что же это был за маршрут? Изначально ставилась задача пройти речку Чаткал(V к.с., еще говорят, что по всем классификациям – твердая «пятёрка»). Плюс к этом - посмотреть и насладиться красотами этого края и закончить всё это дело уже относительно цивилизованной поездкой в Самарканд(когда туда еще попадешь?). На всё про всё – 14 дней. В принципе – немного…

Началось всё просто превосходно. Так как, изначально почему-то не захотелось замарачиваться с самостоятельным освоением этих стран, а также познанием тамошних законов и порядков, через интернет был выбран довольно известный (ес-ссно, в узких кругах) посредник, или «тур.оператор», если его так можно назвать. Недолгая переписка закончилась покупкой авиабилетов в столицу РУ, город Ташкент(и обратно, ес-ссно, тоже).

Прилет. После довольно продолжительного заполнения разного рода деклараций, и постановкой какого-то штампа о въезде в наш общероссийский паспорт, нас встречают. Далее, перемещаемся с «представителями» фирмы на место временной дислокации – офис, он же по совместительству частный жилой дом. Ночной Ташкент пока особого впечатления не произвел – ну, так город как город, тоже – большой.

Утренние сборы. Далее, загрузка в супер-автомобиль Газ-66 и в 14-00 – выдвижение в сторону Киргизской границы, как говорится: «начало заброски»… (далее идет довольно однообразный и тяжелый серпантин, описывать который смысла не имеет). 23-00 – ночевка. Разбиваем лагерь, в каком-то(как потом оказалось) «чужом» саду. Утренние переговоры с хозяином-узбеком закончились приносом на место и кормлением нас местным типа-кефиром…Что, после первого ночлега и знакомств, оказалось как нельзя кстати. :))

Недолгие сборы. Опять дорога. Опять серпантин. И вот – она! Граница. Узбекистан/Киргизия. Тут начинается местный колорит. Узбеки 66-й пропускают легко. Опять же ставят какую-то хрень в 5 российских паспортов (нас было пятеро). Правда, своих же граждан, изучают довольно долго, хотя как и загран.паспорт одного из россиян (там та-ааакая куча виз – прямо одна на одной, практиц-ски, «вся Европа»).

Далее, Киргизия. С киргизами – сложнее. Погранцы – впускают (визы-то россиянам по СНГ, как и остальным, не нужны) довольно быстро. И вот и она – КИРГИЗСКАЯ ТАМОЖНЯ, ввиде строительного вагончика… Короче, нас всех посылают. Нах….. Хотя, вроде обо всем было уже договорено… Упорные переговоры. 3(!) часа прессинга на солнце. Открытым текстом нам(а точнее, организаторам) объявлена сумма. Всё – проблема решена. Продолжение заброски. Довольно резко похолодало. Уже часов в 10 вечера – еще одна стычка с официальными органами. На этот раз, какие-то левые киргизские менты решили срубить бабла с «заезжих иностранцев». На этот раз всё проходит гораздо менее корректно. Час потерянного времени и столько же нервов. Продолжаем путь. Пос. Башкы-Терек. Высота 2800м. В 2 или 3 часа ночи всё, мы - на месте.

Утром, обнаруживаем примерзший котелок. Целый день – сбор катамаранов, вязка рюкзаков и пр. Опять – ночлег. Опять ночью довольно холодно… Далее, начинается довольно интересная трудовая неделя. Хотя первые пару дней – довольно скучны со спортивной точки зрения. Но всё компенсируется местными красотами: горы, ущелья, каньоны, вода (всё задокументировано и все фото прилагаются). Потом начинается то, зачем мы туда и приехали, то есть начинается «твердая пятёрка». Причем начинается довольно неожиданно.:)) И такое продолжается следующие 5 дней, уже до самого окончания маршрута. Если кому, могут что-нибудь сказать названия, то это: Найза, Харкуш, Кишлаксай, Пегак, Шабрез и т.д. и т.п. Пороги идут постоянно, и вода практически не успокаивается… Если кратко описать речку в этой части маршрута, то это – довольно жесткий вариант, с постоянными прижимами, мощными бочарами, меняющимися (причем резко) поворотами и изгибами, а также с то и дело возникающими на пути «троллейбусами», ввиде огромных, торчащих и прячущихся под водой, глыб. Иногда довольно острых. Короче – слалом в горах, только по воде… :))

Да, и еще чуть не забыл, через каждые 5-7 км в расщелине сидит какой-нить киргиз и моет золото. С одним таким мы познакомились на стоянке, показывал нам самородки величиной с 1/3 ногтя. Ну, вообщем, описывать всё это + горные красоты можно бесконечно, но интерес вызовет разве что у фанатов, поэтому с «активной» части, плавно переходим к организационной. Окончание маршрута, совпало с еще одним пересечением границы, на этот раз по воде… Подойдя к берегу Чарвакского водохранилища группа была окружена и взята в кольцо толпой автоматчиков, которые оказались узбекскими пограничниками… Общение с сержантами ни к чему не привело. И по рации им было приказано вести нас в часть, примерно в 2-х километрах… Еще пару часов знакомств с местным, теперь уже военным, колоритом закончились ужином в солдатской столовой + объяснительные, что мы не афганские шпионы + всего 20 литров бензина и наша группа свободна. У них сейчас там какой-то ужасный бензиновый кризис… На заправках – очереди, как у нас в начале девяностых, да и бензин только 76й. Очень редко, да и то ближе к крупным городам - 92й.

Потом, было 2 часа дороги до Ташкента, довольно приличная гостиница, горячий душ и вот уже мы, голодные и дикие, готовы к дальнейшему восприятию местных красот(ок). :)) Утром, этим же тур.оператором, нам был выделен автомобиль, с гордым названием Нэксия, и водителем для «продолжения банкета», только теперь в Самарканде. Город описывать бесполезно, его надо смотреть. Короче, один сплошной музей под открытым небом. И везде – их местный полубог Амир Тимур (а по-нашему Тамерлан) и всё, что с ним связано. В Самарканде поселились в местной частной гостинице, принадлежащей персам. У них, вообще, там очень большая община, так же как и у таджиков. Иногда даже кажется, что узбеков там, в отличие от Ташкента, меньшинство. Гостиница, конечно, «не фонтан», но на одну ночь сойдет… Ну, что еще сказать? Совсем невозможно найти импортный алкоголь, проверено даже в «Интуристе». Очень вкусная и дешевая еда, хотя в мелких кафешках, мягко говоря, грязновато. Ну, это как и во всём Узбекистане.

Обратно в Ташкент мы прибыли, рассчитывая продолжить оттяг. Но. Не тут-то было! Оказалось всплыла одна не очень хорошая деталь, а именно: в данный момент мы(россияне) находимся в Узбекистане НЕЛЕГАЛЬНО(!) У них, кстати, со всем, что связано с документами и наркотиками очень и очень строго! Сами видели в аэропорту, когда прилетели, как шманали русского парня, у которого что-то не то было написано в паспорте (кстати, российском!). Таки вот, въезжая и выезжая официальным путем, мы получили две отметины сзади нашего паспорта «о въезде» и «выезде». Нарисовалась проблемка, которую организаторы, видимо, не учли. Хотя при оплате за поездку (а это 350уе за сопровождение, кормление и аренду инвентаря) было сказано, что «всё-хоккей!». Утром, нам было сказано: «типа, ребята, не волнуйтесь всё решим, подъедем на пограничный пункт, находящийся км в 20 от Ташкента, границы Узбекистана и Казахстана, ФОРМАЛЬНО(!) проставим там «псевдовизы» о въезде и поедем пить горькую. Так и порешили. Уже пройдя все кардоны, а их там было штук 6, я начал понимать, что как-то всё идет не по плану. Хотя формально границы между СНГ прозрачны, на практике «соседи» всячески стараются насолить друг другу, периодически вводя новые правила пересечения границы, жизнь явно не упрощающие.

И вот, мы – на месте. Мы – это трое граждан России, два парня и девушка. К нам подошла молодая, одетая по-деревенски узбечка, довольно хорошо и без акцента говорящая по-русски. И тут выясняется, что наш руководитель-тётка, просто нас передаёт этой узбечке, под простое обещание и 3000 сум (3 USD), что всё будет в порядке. И тут начинается самое интересное. Если кто смотрел фильм Г. Данелии «Паспорт», то всё что там показано снято было по-нашему сценарию… Или наоборот, фиг знает. Знакомимся. Говорит идти за ней и поторопиться. Мои товарищи еще не врубились, идут прикалываются, думают, что всё – шутка… Игра, что ли… Заходим в какой-то двор. Идем дальше задними дворами, периодически, то перелезая через заборы, то проползая под ними… Узбечка, то резко останавливается, приказывая нам присесть, то ускоряется, переходя на бег и командуя следовать за ней…. Проходя очередной дом она просовывает 200 сум (0,2USD) в форточку и так практически у каждого дома. Дальше – хуже. В один из домов мы заходим, а точнее, забегаем, как будто прячась от кого-то (как оказалось на самом деле так и было). А прятались от местных (уже казахских) жителей, промышляющих рэкетом на подобном бизнесе. Отсидевшись минут 10-15 в пустой и грязной избе, она повела нас дальше… И вот, уже выйдя на дорогу, и ступая довольно быстрым шагом, мы замечаем, что за нами увязались, ускоряясь и переходя на бег несколько местных, явно не трезвых, тёмных личностей… Наша проводница начинает периодически отставать и орать (именно, орать!) то ли на них, то ли в их сторону. И вот, уже почти догнав нас, (проводница уже не орет, а просто вопит!) они кричат остановиться. Мы – не реагируем. Нас, есс-но, догоняют. Трое. Завязывается потасовка. А точнее не потасовка, а мы – отбиваемся. Так как между нами – эта маленькая, плачущая и уже то ли вопящая, то ли сипящая на своём узбечка-проводница. Самое главное мы то, вроде, спокойны, а она – орет и защищает нас, будто она волчица, а мы – её волчата, попавшие в лапы охотника. У них в руках какие-то цепи, еще какая-то хрень, вроде ножа… Мне чуть досталось по спине цепью, товарищу – по роже съездили. Как потом сказала узбечка хотели с русских по 100 баксов. Пока она остается, задерживая их, вроде как договариваясь, нам говорит быстро идти по дороге… Показывает куда. Пейзаж – как в «Паспорте» на границ Израиля и Иордании, кажется… Потом она нас нагоняет. Вся в слезах. Выводит на шоссе и подводит нас к КПП и показывает куда дальше.

Если Вы думаете, что всё позади, Вы – глубоко ошибаетесь… /Закон Мэрфи действует…/ :)) Ну, собственно дальше на каждом, уже казахском, кордоне: погранцы, таможня и паспортно-визовая служба нас начинают прессинговать (кроме, таможни – там официальная плата: 200 сум), прямым текстом называя сумму… Полный 3,14здец! Я такого еще не видел! Особенно меня сразил паспортный контроль, а точнее эти совершенно пустые глаза девчонки-казашки, сидящей на выходе и откровенно глядя мне глаза называющей сумму, за которую она нас пропустит и не вызовет миграционную полицию. Сумма эта 500р – за каждого. (А у их погранцов было – 200р за всех!) Ну вот, и всё. Узбекская территория. За всё это время прошло 3,5 часа. Я думаю, Вы представляете, что увидела в наших уже глазах и услышала наша представитель тур. фирмы, когда мы вышли с узбекской стороны. Ну, и выводы, конечно, сделает для себя каждый сам. Я лишь позволю себе закончить. Страна (Узбекистан)- потрясающе красивая и интересная. С природой, которой, на мой взгляд, нет нигде. Горы, ущелья и горные же реки чистоты неописуемой. Но, люди! Причем люди не простые смертные, а в особенности те, кто Вас приглашает и обещает, что все проблемы будут решены. Пока, к сожалению, это – невозможно. Лучше 100 раз переспросить все детали, а уж потом только доверяться. Хотя у официальных групп, едущих на экскурсии и лиц не пересекающих границы с частотой последнего пентиума проблем точно не было и вряд ли когда будут. И на вопрос: «а стоит ли туда ваще ехать», я бы и сейчас ответил – СТОИТ! Да и поехал бы, даже если б знал, что такое произойдет…

Автор ЯД

1. настя
    настя 30 апреля

прикольно, учту ваш опыт.

2. Доник
    Доник 11 апреля

УЗБ. Ташкент
    Это так и есть с Казахами у нас проблема.Помню как в Алма ату ехал и проходил также через эти дворы.

Государственный музей-заповедник Ичан-Кала

Государственный Историко-архитектурный музей заповедник «Ичан-Кала» …