Объезжая Карелию 2004
Финляндия – Швеция Финляндия, май 2004

Предисловие
Экипаж – я, меня зовут Юра, и моя жена Ольга. Она у нас штурман и по совместительству внутрисалонный гаишник. Машина – ВАЗ21099 1999го года выпуска, инжектор. Машина классная, пробег 90 тыс км, нареканий почти не вызывает. Отдельные узлы – это да, нехорошие чувства пробуждают.
Живём мы на юге Мурманской области. Отпуск предстоит с середины мая 2004 г. Мой водительский стаж – 5 лет, у Ольги, кстати, тоже. Каждый год выезжали на юг в разные места, в том числе на моря. Этот отпуск – шестой на колёсах. (С ужасом вспоминаю своё проклятое пешеходное прошлое).
Задача была поставлена конкретная – максимально экономично проехать и побольше посмотреть при этом. Напитаться впечатлениями. Поэтому – практически полная автономность.
При подаче заявлений на визу в финском консульстве в Мурманске нам задали вопрос – где будете ночевать (в графе «цель поездки» написал – автотуризм, ну и примерный план маршрута)? Отвечаю, в палатке или кемпингах, по России такой опыт уже есть. Адреса кемпингов имеем. Слукавил, конечно, нет у нас палатки. Но посчитал неудобным называть местом ночёвки легковую машину, это же не караванинг!
Так вот, этот ответ сотрудника консульства вполне удовлетворил. А отсюда важный вывод – не требуется, оказывается, для получения шенгенской визы вызов (из Финляндии, по крайней мере), или факс из какогото отеля с подтверждением бронирования номера на конкретную дату! Впрочем, это может быть прошло только у нас, в Мурманске. В Питере или Москве может быть иначе.
Там же, рядом с консульством в местной страховой компании оформили медстраховки на 15 дней и гринкарту на автомашину. Визы получили через 10 дней.
Машина была оборудована для ночёвок. Сидушка заднего дивана снята и оставлена дома, спинка сложена, расстелен толстый поролоновый лист, поверх простыня и два спальника. Если сдвинуть переднее пассажирское кресло максимально вперёд, то дажё я, с моим ростом 182, спокойно умёщаюсь на спальном ложё. Ну можёт чутьчуть по диагонали. Про Ольгу и говорить нё приходится (158 см). Лёжбище весьма комфортное. Перед сном переносим вещи из багажника на переднее пассажирское сиденье и потом раздеваемся, залезаем в спальные мешки и суём ноги в этот багажник. Опробовано впервые в прошлом году. На случай комаров имеется спираль «Фумитокс», поджигаешь её и комары дождём валятся, только успевай их складывать в мусорный мешок.
Пропитание взяли с собой в двух картонных коробках (овощи, фрукты, скоропостижные супы, гречка, «Геркулес», чай, хлеб, печенье, пару банок консервов – не уважаю я консервы!), газовая плитка с запасным баллончиком, кастрюлька, чашки, одноразовые тарелки, термос, 15 л чистой воды в 5литровых бутылях. Бритва на батарейках. Запасные батарейки. Важная вещь – бумажные полотенца в рулонах. А также пуховые платки – под утро, когда машина остывает и нос замерзает, накидываешь его себе на лицо – благодать! Водительское сиденье и рычаг КПП оставляем полностью свободными, на случай экстренного ночного отъезда. Однажды в Финляндии нам это здорово пригодилось.
Антирадар не взяли, запрещено!

16.05.04 Воскресенье. Выезд из дома в 4.30 утра. Мокрый снег с дождём. До Кандалакши (150 км) ехал 2,5 часа! Это очень медленно, обычный срок – 1,5 часа. Ну так ведь снег! И резина! В Кандалакше дозаправился 10ю литрами. При въезде на отворотку в сторону Алакуртти пошёл уже просто снег, без дождя. Резина, помнится, летняя.
Остановились на обочине перекусить. Снег валит. И наблюдаем классную картинку на дорогу перед нами села большая чёрная курица с огромными красными бровями, это шикарный глухарь оказался. Мы замерли. Осмотрелся, чинно и не спеша прошёлся через проезжую часть, потом так же не спеша взлетел. Аж на душе потеплело от такой красоты!
На въезде в Алакуртти остановили на погранпосту. Отдали российские паспорта, солдатик с ними ушёл в будку, возвращается с лейтенантом.
С какой целью едете в Алакуртти?
Мы в Финляндию едем (с обидой, на фиг нам ваша Алакуртти!)
Так надо же было загранпаспорта предъявить! Счастливого пути!
Даже и не взглянул на загранпаспорта.
Дозаправился в Алакуртти, 8 л 92го по 15 р. А дальше началось первое приключение экстримтуристов. Наметился нехилый подъём на пологий перевал длиной парутройку километров. Снег валит. На дороге сантиметров 10 лежит. Причём дорога имеет уклон в правую сторону, машину стаскивает. Резина летняя, основная нагрузка на заднюю ось, передние ведущие колёса имеют минимальное сцепление с дорогой! Буксую!
Несколько раз откатывался назад, на более пологое место, и с рёвом, рыком и неистребимым желанием победить, штурмовал перевал. Бесполезно!
Один раз встречная уазка вытащила меня из кювета, куда я медленно и неотвратимо (как в кошмарном сне!) сполз. Затем от безысходности достал лопату и стал прокапывать колеи для ведущих колёс – для каждого индивидуально. Метров 5 прокопаю, тронусь, разгонюсь, и ещё метров 68 по инерции прокачусь. Такие манипуляции делал раз 8. Можно посчитать, сколько их потребовалось бы для преодоления хотя бы одного километра (77 раз, специально посчитал).
А снег валит… Когда 2 или 3 года назад премьер Касьянов торжественно и с помпой открывал погранпереход Алакуртти Салла, доставляли его туда только не по этой дороге! На вертолёте, не иначе.
Навстречу проехал финн на Лэндкрузере (это такой мощный японский джип, если кто не знает), на просьбу о помощи (в смысле дотащи до вершины перевала) сделал вид, что «нэ понымайт». Мужики местные пешком прошли, сказали, что снег валит уже сутки.
Тоскаааа!!! Панические настроения появились у некоторых членов экстримэкипажа, вплоть до того, что «поехали назад»! Слава богу, что развернуться не было возможности, да и вообще это кощунство! (Бывалые советуют горки такие на переднеприводных машинах штурмовать именно задним ходом, чтобы сцепление было лучше на ведущей оси.)
Прошло 2 часа. Я продолжаю копать снег и мелкими прыжками двигаться дальше.
И тут Господь послал нам спасителя – со стороны России приехал финн на Опеле. У него, думается, была ещё зимняя резина, поэтому он легко обошел меня по обочине по целинному снегу и улетел вперёд. Я понял – это мой шанс! Ведь он продавил колею почти до грунта (асфальтом там и не пахнет). Быстро (снегто валит) прокопал колею до его следа и мы медленно и натужно, с большими нервными издержками выдюжили этот перевал!!!
Победа! Ура! Какая же у меня замечательная ласточка!!! Умница!!!
Дальше пошло гораздо легче, хотя в одном месте на небольшом пологом спуске при скорости около 40 меня неожиданно развернуло поперёк дороги. Там под небольшим слоем снега, похоже, было разное сцепление левых и правых колёс, а я притормозить решил на спуске. Испугаться не успели, развернулись и поехали дальше. Наверное, уже отупение было некоторое от пережитого на перевале.
Перед самой границей долил в бак бензин из бутылок. Российскую границу проходили 50 минут при полном отсутствии очереди (наши погранцы и таможенники двигаются не спеша, с чувством собственного достоинства, дабы я не забыл, какие они важные и нужные!), финскую – 5 минут. Финн – таможенник за это время пересчитал все 60 банок с пивом. Водку мы ему забыли показать. Интересная деталь – всё, нас выпускают, т.е. впускают, я завожу двигатель, финнпогранец стоит на моём пути, я включаю ближний свет он сразу делает шаг в сторону – путь свободен! (Кстати, включаю я его уже автоматически с сентября прошлого года, когда на моих глазах произошло ДТП, которого на 100% можно было бы избежать, если бы один из «участников» ехал с ближним светом.)
Финляндия нас просто дождём встретила, в отличие от снега в России. Заехали в Саллу на минуту, дождь. Едем по 82му шоссе. Через часок остановились на трассовой стоянке для отдыха. Красиво!!! Озеро, вид чудесный, деревья красивые. Дождь чуть приостановился. Должен сказать, что так и не удосужился перед выездом помыть машинку, перед этим мыл её аж в октябре 2003 года. А на этой остановке смотрю на неё и не узнаю – она чистая!!! Дождь помыл машину!!! Это в России возможно?
Ещё был случай, поразивший до глубины души. Встречная фура окатила меня из дорожной лужи. Ну бывают и у них неровности на дорогах (хехе!). Так вот, думал, после этого долго придётся прыскать на стекло писалками, чтобы сделать видимость. Ан нет, один взмах дворниками – и стекло чистое! Господи, у них даже вода в лужах чистая! И колеса у фур чистые!
Приехал в Кемиярви, дождь. Заехал в центр. Там классный вид на город при въезде на мост через озеро, но изза дождя не получилось на фото или видео отобразить! Жалко. На подъезде к Рованиеми случилась деревня Санта Клауса (пофински Елопукки). Было уже 6 вечера, поэтому всё закрыто, и Елопукки тоже уехал домой. Это целый городок, в основном для детишек предназначенный. Аттракционы, сувенирные магазины, кафе, рестораны, заправка, почтовое отделение Санта Клауса, полоса Северного Полярного круга, разные смешные деревянные скульптуры.
Я до того там впервые за границей расслабился, что оставил машину без охраны и вообще открытой на 1,5 часа, пока мы по этой деревне гуляли и фоткались. И никто машинку мою не тронул, потом не раз в этом убеждались. Лишь бы не было поблизости русских туристов! Рованиеми. Читал в Инете, что посреди города стоит гора, где горнолыжные всякие удобства. Неправильное выражение, надо так – город расположен вокруг сопки Оунасваара и вдоль реки Оунасйоки! Приехали к кирхе городской, красивая, а вот припарковаться с ней рядом стало проблемой – всё вокруг забито машинами. Через 5 минут служба закончилась и из храма стали выходить старики и старушки, их было большинство, люди средних лет и совсем мало молодёжи. Так вот вся эта публика расселась по машинам и разъехалась. Все стоянки опустели.
А как в российских церквах подобное действо происходит? Все 100% прихожан пешочком или на общественном транспорте покидают свой храм.
Из статей в Инете усвоил, что пешеход в Скандинавии – священная корова. Подошёл он к переходу – жми на тормоз. Даже если не ступил на проезжую часть.
Теперь мой случай. Пустынная улица, я один на дороге, и девушка подходит к переходу с противоположной стороны улицы. Останавливаюсь. Девушка стоит, я стою. Вдруг сзади на приличной скорости вылетают два финна и со свистом один за другим проносятся между нами. Как будто не знают ПДД! Я упорно стою. Девушка посмотрела пристальнее на меня, увидела русские номера, рассмеялась, махнула рукой и перешла улицу. Вывод: правила в отношении пешеходов такие же, как и в России – ступил человек на переход – вот тогда жми на тормоз.
Выехали на юг по шоссе Е75. Ночевать остановились в RovaMotelli (10 км южнее Рованиеми) по 10 Евро с человека. Отличный кемпинг! Хотя и была первоначальная установка на ночёвку только в машине, в этот первый день посчитали, что заслужили цивилизованный отдых после приключений на перевале и в виду раннего отъезда из дома. Отдых был действительно цивилизованный. Огромный холл, кресла, телевизор, буфетная стойка, в углу большая кухня, т.е. мойка, электрочайник, две микроволновки, набор кастрюль, тарелок, мисок, чашек, ложек, вилок. Из холла входы в два туалета и несколько номеров. В одном туалете в углу – душ. В номере две двухъярусные кровати с одеялами (без постельного белья – достали из машины своё), столик, два стула, электрообогреватель. Возможно, отсутствие постельного белья и обусловило фантастическую дешевизну номера. Следующая ценовая категория – 40 Евро!
В соседнем номере остановились два дальнобойщика из Мурманска на Мерсемикроавтобусе. Едут домой из Норвегии. Пообщались. Удивились нашей авантюре. Первый раз таких бесшабашных видят, хотя давно по Скандинавии катаются. Один очень советовал заехать в Лулеа (Швеция), в музей техники. А со спиртным и сигаретами посоветовали быть осторожнее. Продавать можно только проверенным людям, незнакомые могут заложить в полицию за незаконный бизнес и тогда шенгенскую визу больше не увидишь – попадёшь в чёрный список (в итоге мы всё спиртное и сигареты, за исключением двух десятков банок пива, привезли назад, в Россию).
Ещё сказали, что в Стокгольме трудно ориентироваться, легко заплутать. Забегая вперёд скажу, что это не так. Имея карту с номерами шоссе и названиями районов города, всегда попадёшь в нужное место. Очень понятные и подробные знаки и указатели. И неоднократно дублируемые.

17.05.04 Понедельник. Выехали поздно – расслабились и не спешили. Денёк обещал быть солнечным, настроение радужное. Поехали на юг, в сторону Торнио (рядом с ним большой финский порт Кеми, поэтому указатели на него ориентированы). Половину расстояния покрыли и увидели указатель на город Тервола. Захотелось заехать, посмотреть. Заранее таких планов не было, о городе ничего не знали.
На въезде виден большой красивый костёл (кирха). Городок маленький, но очень симпатичный. Я вообще в Скандинавии полюбил маленькие городки. Видно, как жители любят свой город, как блюдут чистоту на улицах, как бережно к природе относятся. Настоящие патриоты малой родины.
Например, у кирхи обнаруживаем настоящий ленинский коммунистический субботник. Старушки – божьи одуванчики устроили в парке и на кладбище уборку после зимней непогоды (наверное, у них тоже впервые выдался солнечный день). Собирали мусор и прошлогоднюю листву в пластиковые мешки. А старички на мотоблокахтележках вывозили всё это. На кладбище трогательные мелочи – на надгробных плитах сидят маленькие ангелочки из мрамора, или целующиеся голуби (супружеская чета похоронена). Стоит памятник в виде скорбящих старика и женщины, внизу простая надпись «19391945»! Рядом с кладбищем – крематорий.
Прошлись по центральной улице города. Только старики и подростки на улице, взрослые заняты делами. Зашли в магазины, сначала продуктовый, потом остальные. В маленьких магазинах, когда нет наплыва покупателей, принято здороваться с каждым вошедшим. Хэйо! Примерно так это звучит. Причём вошедший должен первым это сделать, на что обязательно получит ответ и лучезарную улыбку.
Вообще люди приветливые, улыбаются часто. Видя нашу иностранность стараются искренне помочь. И так, кстати, везде было. В Швеции тоже.
Цены на овощифрукты раза в полторадва выше наших, ну а на промтовары – в разы. Стоит напомнить, что средняя зарплата в Финляндии – 2000 Евро. В Швеции – 2700 Евро. Но и налоги подоходные там несравнимо выше.
Купили немножко помидоров, хлеб. Ольга запала на консервированные персики и вскоре их съела, прямо на автостоянке у кирхи. Часа два в городе провели. Сфотографировались, поснимал на видео.
Двинули дальше. На автостраде в Финляндии ограничение – 120 км/ч. Еду строго по знакам. А внутрисалонный гаишник всё время канючит – ну приподними ножку с газа, ну приподнимииии! Мне страшно!!! Отвечаю – ВАЗ21099 – это скоростная машина, и ничего я с этим поделать не могу!
Про качество дорог в Скандинавии говорить, я думаю, не надо. Почему вообще решил ехать в Москву через Финляндию? А вот подумалось, что в ней, в Финляндии, асфальт весной не сходит с дорог вместе со снегом, как в Карелии и Мурманщине. Потому и решил, жалеючи машинку, проехать по хорошей дороге. Ну а идея о Швеции родилась позже, когда внимательнее на карту Европы посмотрел. Конечно, это крюк, но зато какой классный крюк! Приезжаем в Торнио. Начало шоссе Е4. Едем через него со скоростью 80, как знаки велят. Ну, думаю, скоро таможня, погранпереход и соответствующая потеря времени. Проехали через какуюто ажурную арку с символами Европейского Союза (на синем фоне круг из белых звезд). Причём всё с той же скоростью 80. Думаю, ну когда же граница? Вдруг заметил, что на дорожных указателях немного изменилось начертание букв. Здравствуй, Швеция!

Это меня потрясло!!! Я думаю, Ольгу тоже. Вот так вот, со скоростью 80 проехать государственную границу? И всё???
Опять грустить хочется, особенно после прохождения российскоказахской и казахскокиргизской границ (это уже через две недели).
Очень часто вдоль дороги стоят металлические сетки. Это для защиты оленей и лосей. Потому как знаки «Олени» стоят в других местах, без сеток. В Швеции (как и в Финляндии) нет государственных земель, вся земля частная, мы на этом не раз споткнулись при поиске места для ночёвки.
Думал, глядя на карту, что поедем всё время по берегу моря. Фиг вам, в основном вдоль сопок и иногда по мостам через проливы.
Описываю стандартную стоянку для отдыха на трассе (буква Р). Плавный въезд, красивый вид (обычно рядом с водоёмом), обязательный бак для мусора с крышкой, информационный стенд, стол и скамейки у него, туалет для инвалидов (с поручнями), кабинка для женщин с биде, кабинка для мужчин с писсуаром, умывальники с зеркалами, бумажными полотенцами и шампунью. И везде чисто, везде есть туалетная бумага, и везде приятно пахнет освежителем.
В городке Kalix на большой заправке зашли в туристический информационный центр. Милая женщина средних лет сумела понять наш корявый английский и выдала проспекты и карты Уппсалы, Лулеа и Стокгольма. Совершенно бесплатно. В знак благодарности подарили ей значки Суздали и Ударника коммунистического труда. Она спрашивает: Вот из ит? Отвечаю: Ит из хироу оф коммьунистик ворк. (Про Суздаль она с ходу поняла) В ответ – Йес, йес, thank you!! С благодарным жестом. Потом мы поняли, почему она так благодарила. Значки там стоят по нашим деньгам рублей 3040.
Должен отметить, что все шведы очень прилично знают английский.
Лулеа. Заехали в город и на указателях сразу увидели надпись типа Technik Hus (точно не помню). Так что без проблем добрались до Дома Техники. Это в университетском городке. И, конечно, опоздали. На полчаса. Рано у них все заведения закрываются! Почему мы так стремились в этот музей? Дальнобойщик из Мурманска, что был соседом в RovaMotelli, рассказал, что учился там несколько месяцев, этот музей хорошо знает и даже описал его. Типа того, что там разные технические изобретения человечества представлены, все механизмы работают, и всё можно трогать руками. Даже больше – всё можно приводить в действие!
Поглазели снаружи, облизнулись и поехали на трассу. Около студенческих общежитий или учебных корпусов огромными стадами стоят велосипеды, штук по 4050. Красивый большой город (60 тыс), великолепный обзор с длинного разводного моста.
В Инете почти все авторы отмечают, что скандинавы немного превышают установленную максимальную скорость, километров на 10. Это так. Но никто не сказал, что примерно половина из них при обгоне весьма неприятно подрезают обгоняемого. Хотя никакого повода для этого нет – дорога впереди пустая. Рука так и дергается сделать обидное «фафа». Вовремя вспоминаю, что я здесь иностранец, и смиренно проглатываю оскорбление.
Заночевали чуть в стороне от трассы на пустыре за деревьями, туда был приличный съезд.

18.05.04 Вторник. Дождь. Утром положил термометр на землю – через 5 минут он показал плюс 3 градуса! А в машине +12.
На трассе изредка стоят столбы с видеоглазами для определения твоей скорости. Специальные знаки заранее предупреждают о подъезде к таким глазам. Вот тебе и вся «гаишная» засада!
Остановился на очередной стоянке для отдыха, очень красивое место. Прошли к озеру, там чтото вроде турбазы для рыбаков. Называется Mosion, в переводе на русский – Моцион (отдых). Кстати, это мой личный перевод, правильный может быть, конечно, другим. Стоят рядком деревянные крохотные домики. Думаю, там от силы умещаются две двухъярусные кровати и пара тумбочек. Тут же кафе, автостоянка, место для стоянки караванингов – это дачиприцепы, либо автодачи. На этой стоянке в ряд стоят столбики с подведённым электричеством! На стене администрации висит автомат по продаже лицензий на рыбную ловлю!
На берегу пирс, лодки, водные велосипеды. Вид с пирса – нет слов для описания! Хотя дождь приостановился, было пасмурно, но вид захватывающий – озеро небольшое, противоположный берег виден. Это крутые лесистые склоны, изрезанные берега, на воде рябь от ветра.
Пока не сезон, рабочий день, народу нет, хотя у одного домика трое мужиков разбирались с уловом. Да три караванинга стояли.
Двинули дальше.
Постепенно погода улучшилась, солнце появилось. Однажды трасса прошла через центр какогото города, название не записал, к сожалению. Помню, что длинное и труднопроизносимое. Со всеми прелестями типа светофоров и пробок. Но везде исправно висели указатели с обозначением нашего шоссе Е4.
На выезде из города смешной случай произошёл.
В России принято так: легковушка едет за фурой, обзор у неё слабый, а если дорога плохо просматривается, то «тошнить» долго приходится. И если за рулем высокой фуры нормальный человек, то он в случае безопасного положения на дороге даёт сигнал сзади идущей легковушке правым поворотником. Нормальный человек за рулём легковушки, обогнав фуру, благодарит её водителя включением аварийки на 23 мигания. Ну а водитель фуры обычно отвечает коротким звуковым сигналом, или миганием дальним светом, мол, ничего особенного, не стоит благодарностей.
В Швеции водители фур тоже помогают сзади идущим легковушкам, но никогда не отвечают на благодарный сигнал аварийками. Несколько раз такое было. И вот на выезде из этого города в аналогичной ситуации вижу, что водитель фуры на мой душевный жест аварийками ответил коротким миганием дальним светом! Хорошо! Значит и у шведов не всё в душе потеряно! И тут Ольга оборачивается и сокрушает меня сообщением, что за рулем фуры – турок!!! Или похожий на него, но не швед.
После проезда этого города замечаем, что трава на полях и склонах холмов какогото неестественно салатного или светлоизумрудного химического цвета. Фантастический вид! Мост! Едем по довольно извилистой дороге, впереди мелькает вода. Подъезжаем к мосту через пролив. Впечатление обалденное! Вантовый мост длиной почти 3 км. Высота от воды – 250 м! Ветер ураганный машину на скорости 6070 заметно бросает, надо успевать рулём и газом реагировать. Впечатление от этого моста очень сильное – уважение к техническому гению человечества. 14 тыс тонн высококачественной стали! В 1998 году открывать этот мост приезжал король Швеции Густав IV.
Гора. На трассе наблюдаем странный дорожный знак в виде коричневого прямоугольника с ломаной кривой, спадающей из правого верхнего угла в левый нижний. Метров через 500 ещё раз. А через 300 м изза поворота наконец увидели это чудо – горукрасавицу. Описать это трудно, только скажу, что все горы и сопки вокруг покрыты лесом, а этот склон – совершенно голый, настолько он крутой и каменистый!
Что должны сделать в этой ситуации экстримавтотуристы? Правильно, немедленно лезть наверх.
У подножия расположились два кемпинга, ресторан «Гроттен», автостоянка. Время около полудня, у начала цивилизованной тропы щит с пояснениями, что до пещеры – 400 м, до вершины – 600 м. А что нам 600 м? Влёгкую! Полезли.
Ага! Щасс! Не такто это и легко. Это потом выяснилось (когда после спуска внимательно прочитали информационный стенд), что перед подъёмом настоятельно рекомендуется надеть спортивную обувь и спортивную одежду. Проползли 300 м среди камней и по лестницам, в трудных местах для удобства протянуты верёвки или цепи. Весьма вспотели, подъемто крутой! И тут штурман забастовал. Говорю – 100 м осталось до пещеры, ерунда. А мне в ответ – нет, страшно!!! Конечно, когда перед глазами вертикальная деревянная лестница метров 10 высотой, укрепленная над обрывом! Произошло это на очередной деревянной площадке с перилами для отдыха лезущих (и спускающихся). Обратил внимание, что на перекладинах площадки под перилами местными шведами сделаны надписи типа «Здесь был Вася» и указаны дата и даже населенный пункт недалеко от горы. Думаю, а чем я хуже (в смысле, лучше)? Достаю шариковую авторучку, и жирно на той же перекладине извещаю всех шведов: «Olga and Yuriy, Russia, Murmansk2004».
Пришлось с трех четвертей пути возвращаться, очень обидно! Но и с той высоты, что достигли, красота открывается необыкновенная! Между гор виден залив, на нём белые яхты, изящные очертания сопок вокруг. Лепота! Заснял всё на фото и видео, конечно. Обязательно сюда вернусь (в кроссовках и трениках).
Время потратили кучу, пообедали заодно. Неплановая, конечно, задержка.
Едем дальше.
Как в Швеции делают ремонт дорог? Правильно, делают объезд вокруг этого участка. Но они этот объезд предварительно асфальтируют!!! Чёрт возьми!!! Более того, когда срезают старый асфальт, то ступеньки на местах среза делают пологими!! О людях ведь думают!
Под вечер заехали в город Гавле. Перед этим километров за 5 остановились на трассовой стоянке и внимательно изучили информационный стенд про город Гавле. Там и карта города изображена, зафиксировал её у себя в памяти и поехал. Встали у супермаркета, купили немножко овощей, погуляли. Красиво, чёрт побери! Кстати, в маленьких городках проблем с парковкой нет, причем всё бесплатно. А вот Стокгольм!!! Это отдельная пронзительная песня. См. дальше.
Едем дальше на юг, сумерки. Еду 110, как положено, вдруг меня быстро обходят два шведа. Ну я и решил с ними оттянуться, тем более, что это безопасно (они меня прикроют). Пристроился, еду, на спидометре 140150. И так минут 25! Класс!!! Хотя, конечно, неэкономично изза повышенного расхода дорогого бензина. И вопли внутрисалонного гаишника достали. Это был единственный случай, когда так злостно нарушал ПДД. Но кайф и адреналин получил!!!
Кстати, про цены на бензин. В Швеции чуть дешевле, в Финляндии чуть дороже. Но все равно для нас дико дорого – около 1,2 Евро за литр 95го бензина, это около 43 рублей на нашу валюту. 92го бензина там нет в принципе, только 95й и 98й, ну и дизельное топливо, конечно (цену не помню). Кстати, если свернуть с трассы в ближайший городок, то цены на бензин сразу становятся ниже (на 0,050,1 Евро).
Далее свернули с основной трассы Е4 на 76е шоссе в сторону Капельскаар. В итоге Уппсала осталась в стороне от маршрута. А я так хотел там побывать! Столько про Уппсалу прочитал!
Потом на трёхзначную дорогу свернули, карта под рукой.
Вечером довольно долго тыкался в разные отворотки с целью найти место для ночёвки. Везде частная территория! В итоге встал на Тобразном перекрёстке лесных дорожек в глубине частной территории.

19.05.04 Среда. Солнце. Как приятно ехать не спеша среди леса по узкой дорожке с идеальным покрытием! Дорога идёт, конечно, через деревеньки (нет, наверное, так – малые населённые пункты), поэтому в них ограничение скорости до 50 и даже до 40. В этих населённых пунктах, как и в больших городах, тщательно нанесена разметка пешеходных переходов. Да и нет желания гнать.
Еду через одну дер.., т.е. нас. пункт, на переходе появляется старик с собакой на поводке. Останавливаюсь, тем более это легко – скоростьто 40. Старик машет мне рукой – проезжай, мол, и улыбается. Я не думаю, что он обратил внимание на иностранные номера машины, просто у них так принято. Помахал ему в ответ и тоже улыбнулся, затем поехал. Приятно, черт побери! Мелочь, а приятно!
И так много раз в своем путешествии мы получали положительный эмоциональный заряд. Приехали в город Норталлье, из которого должен быть поворот на Капельскаар. Ну и блуканули, конечно. Не заметил вовремя нужный поворот и просвистел вперёд. Аж на 20 км, пока сообразил, что не туда еду.
Приехали в Капельскаар, это морской порт. Начался дождь. Надо сказать, зачем мы туда вообще поехали. Из Интернета заранее скачал расписания различных паромов из Швеции в Финляндию и решил плыть на самом доступном по деньгам – из Капельскаара в Турку, это 42 Евро за двоих пассажиров без каюты и одну легковую машину. Так вот по приезде туда в кассе морвокзала выяснили, что это не так, от них паромы в Турку начинают ходить только с 15 июня! Облом! А в настоящее время ходят паромы прямо из Стокгольма. Причём по цене 47 Евро. Дааа, мы же на бензине больше этой разницы потеряли…
При въезде на стоянку морвокзала услышал сильный дребезг сзади. Окончательная труба глушителя отвалилась по сварному шву! Здорово! Всего два года глушитель прослужил, причем я же в нём изначально просверлил примерно 20 дырок сверлом 1 мм для слива конденсата. И конденсат сливался исправно, своими глазами виде. А предыдущий, без дырок, вообще 1,5 года прожил.
Довольно сильный дождь идёт. Ну а что делать? Ставлю Ольгу надо собой с большим зонтом, расстилаю подстилку, переодеваюсь в ремонтные штаны, надеваю ремонтную куртку, ложусь и прикручиваю эту долбаную трубу проволокой (проволока у меня с собой была). Так потом по Стокгольму и Финляндии и ездил, рыча как трактор.
Стокгольм по трассе Е18 встретил нас солнышком. Ненадолго, к сожалению. Ну хоть поприветствовал. На въезде решил дозаправиться, свернул к какойто небольшой заправке при фирме по продаже автозапчастей. Она оказалась автоматической, принимающей не только карточки, но и шведские купюры по 20, 50 и 100 крон. Кроныто у меня есть, а вот что с ними делать – не очень соображаю. Короче, засунул 100 крон в автомат, он их исправно съел, затем засунул заправочный пистолет в бак – и тишина…
И что дальше делать? Пошёл за помощью на фирму. Хелп ми, плиз! Проблемз виз ё аутомат! Ван хандрид кронс!. Оказалось, что я поступил как обычный русский человек, т.е. сначала действую по наитию, затем, если не получается, ну совсем не получается!!!, начинаю читать инструкцию. Так вот этот швед ткнул меня носом (фигурально, конечно) в инструкцию, написанную на автомате. Надо, оказывается, сначала воткнуть пистолет в бак, а затем уже совать деньги в дырку! А там компьютер сам определит, в какой пистолет подавать бензин. В итоге залил бензин, конечно. Но было очень неудобно перед шведом. Определяем задачи. Вечер близится. Первым делом надо ехать за билетом на паром. Карта у нас есть, но ориентируемся по ней пока слабо. Останавливаем прохожих и вежливо на очень ломаном английском просим показать, где мы есть на карте. Нам любезно объясняют и даже рассказывают, как проехать к причалу паромов Викинг Лайн. Не сразу, с небольшими приключениями, т.е. блуканиями, добираемся до терминала Викинг Лайн. Он, вообщето находится в самом центре города. В это время начинается дождь. Не смог найти нормальную платную парковку у терминала, поэтому бросили машину на стоянке для грузовых фур и ушли в морвокзал.
С кассиршей объяснялись поанглийски: 21е мая, дневной рейс, ту менз энд ван кар, смолл кар, визаут кэбин. 47 Евро. Все дела заняли 4 минуты, включая предъявление загранпаспортов и свидетельства о регистрации машины. Надо быть в 7.00 на CheckIn, это пропускной пункт для авто, отправление парома в 7.45.
После этого отправились в самый центр Стокгольма. Дождь. При въезде в Hamla Stan Старый город на отдельном острове, стоит хитрая платная парковка – по 35 крон в час. Курс шведской кроны – 3,9 рубля. Я, конечно, остановился на 2 часа, а такого количества монет (70 крон) не имею, но автоматы принимают также и карточки.
С подсказки Ольги жду клиента с карточкой и прошу его заплатить за мою парковку его карточкой, за что я ему эти 70 крон бумажками отдаю. Мужик с удовольствием согласился, сказал, что недавно был в России, и она ему понравилась. Соврал, небось. В итоге мне двухчасовая парковка обошлась в 273 рубля по курсу. Очень неслабо! Круто постоял! Почему парковка хитрая – да потому, что она на причале туристических катеров, а практически за углом парковка стоит 20 крон/час. На том же самом Hamla Stan. Почти в 2 раза дешевле!
Обошли весь этот старый город, даже на соседний остров заглянули. Слов нет, одни эмоции. Изумительная красота, старинные дома, костёлы, королевский дворец, посты королевских гвардейцев, памятники! Всё в идеальном состоянии. Дождь мешал, но не смог всё испортить. Снимали на фото и видео.
Ноги промочили, но удовольствие получили огромное!
Уже часов 6 вечера, пора искать место для ночёвки. Решил поехать на юг от Стокгольма. С тайной надеждой – уговорить Ольгу смотаться на денёк в Копенгаген. Всего-то 500 км. Уговоры, кстати, оказались бесполезными…
Отъехали километров на 40. При этом попали в медленную пробку – умудрился в час пик выезжать из города. С большим трудом в VIPзоне нашли уширение на дачной дороге и там заночевали. О том, что это было VIPместо, говорило то, что мимо нас проезжали только новые шикарные БМВ, Мерседесы, Саабы и Вольво.
продолжение

Автор Юра

Страницы1

0,0/5 (0)

1 комментарий

  1. падла
    падла 10 августа

    да уж...
    Ваз 21099-скоростная машина ! ну рассмешил

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Большая говорящая лампа

Большая говорящая лампа

Удивительная скульптура-инсталляция в виде огромной настольной лампы с абажуром впервые появилась в шведском городе Мальме в 2006 году. …