Я считаю, что самое главное в поездке – это компания. Страна и сезон большого значения не имеют. Наша была представлена тремя бывшими однокурсницами около тридцати лет (Лена, Инна и Таня) и двумя киндер – сюрпризами (Вера 9 лет и Дима на год старше).
В последние годы мы разбаловались, отпуска проводим по заграницам, поэтому идея поездки в Сочи не вызвала особого энтузиазма. Если бы не проблема с Ленкиным паспортом, уехали бы Турцию.
Лена – это вообще отдельная песня! Именно она мечтала о Турции уже два года. И когда мы предложили поездку, оказалось, что у нее мало того, что нет загранпаспорта, так еще и российский старого образца. С риском невыезда мы выкупили билеты, а паспорт Лене выдали за день – два до отлета.
Билеты приобрели льготные, правда, с пересадкой в Москве (сами мы из Новосибирска). Стыковки заявлены удачные, аэропорт Шереметьево, компания «Аэрофлот». Что я могу сказать? Теперь я на всю жизнь запомню – «не летайте, дети мои, самолетами «Аэрофлота»! Из четырех рейсов задержались три, а вовремя улетел лишь тот, на который мы не успели из-за опоздания предыдущего. В результате на обратном пути на сутки зависли в дождливой Москве, с детьми, без денег и теплой одежды. Но это позже, а пока…
Приехали…
Полные радужных надежд, в пять утра мы загрузились в такси. Кто тушкой, кто чучелом, потому что сердобольные коллеги махали нам платочками и бутылочками почти до рассвета. В аэропорту выпили по таблетке цитрамона. Рейс, естественно, отложили. К счастью, только на 2 часа. Мы волновались за стыковку, поэтому пошли знакомиться с представителями компании «Аэрофлот». Забегая вперед, скажу, что мы посетили офисы «Аэрофлота» во всех трех аэропортах следования: в Новосибирске, в Москве и в Адлере.
Первый полет прошел успешно. Димка летел на самолете первый раз, и понравилось ему ужасно. Он вообще любит транспортные средства. Если бы не был отличником, открылась бы ему прямая дорога – в дальнобойщики. Вера с видом знатока показывала ему, где какие кнопки, и как пользоваться туалетом.
Следующий рейс, как водится, задержали тоже. Уже на 6 часов. Ехать в Москву не было смысла, и мы решили сходить на экскурсию в аэропорт Шереметьево-2 (все-таки иностранный!). Пешком! Вышли в дождик, пока шли - успели высохнуть и позагорать, устали, проголодались, а конца той дороге все нет. Не выдержали и доехали на автобусе. Автобус едет всего 5 минут, а пешком идти с ума сойдешь!
В Адлер прибыли уже в сумерках. Аэропорт поразил: из самолета вышли по лесенке и почапали по летному полю к какой-то сараюшке (а багаж-то по привычке взяли в салон!, а у Ленки-то в багаже полчемодана баночек, мазюлек и притираний!). На вокзал прибыли уже в темноте.
Тут нужно сказать, что отдыхать мы ехали дикарями. Знали, что в Адлере нужно выйти на улицу Ленина, в окрестностях которой сдается комнат видимо – невидимо по вполне умеренным ценам. Так бы оно и было, прилети мы хотя бы тремя часами раньше. В темноте мы сдали багаж в камеру хранения вокзала и пошли, куда глаза глядят. А местные жители, оказывается, рано ложатся спать. Это для нас отдых, а у них трудовые будни. В домах света нет, ворота на замках.
Меж тем наш «отдых» продолжался. Дети усаживались подремать на каждой лавке или ступеньке. Начался дождь. Мы обошли два десятка переулков, осмотрели несколько вариантов, но что-нибудь нас не устраивало: где цена, где окна на дорогу. И вдруг увидели симпатичный домик, комната на 5 человек за 600 рублей в день, огромная терраса, увитая виноградом, а на террасе столики с креслами – специально, чтобы вечером в тишине пить сладкое кавказское вино и вести неспешный разговор (во размечталась!). Я сразу же подумала, что именно там мы и будем жить. Но освобождалась комната только через 2 дня, а на ночь нас никто не брал… Сговорились, что нас будут ждать, и, окрыленные, побежали искать хоть какое-нибудь пристанище. Повезло нам в первом часу ночи. Добрая женщина Маргарита, пожалев наших детей, пустила нас впятером в двухместный малюсенький номер, зато с отдельным санузлом и выходом в сад. Что еще замученному человеку нужно? Оставив детей и наказав вымыться и спать, мы побежали на вокзал за вещами. Район вокзала в Адлере освещается, как глухая деревня (то есть никак). На ощупь по шпалам, на каблуках 10 см, груженные чемоданами, мы на втором дыхании (или последнем издыхании?) доскакали до Маргариты и даже успели по дороге прикупить еды (в ларьке среди ночи нам досталась копченая курица!).
Дети с комфортом развалились на двух кроватях (по одному на каждой) и дрыхли без задних ног. Мы смотрели на них с обалдевшим видом. Комната была настолько маленькая, что по бокам сдвинутых коечек можно было только стоять. Единственное свободное место на полу заняла умная Инка. Но счастье наше было так велико, что на досадные мелочи внимания не обращали. Мы с наслаждением вымылись и устроили пикник на полу у входа. Я живо представила себе Барбоса (пригласившего в гости Бобика) и его дедушку, который спал «в прихожей на коврике». Копченая курица прошла «на ура»! Мы с Леной без церемоний сдвинули детей и улеглись спать на ребрышках (кроватей). Никогда в жизни я не казалась себе такой стройной, приткнувшись в борозде между матрасами. Представляю, что думала о себе Лена, она спала с краю (на одном ребре)!
Маленькое отвлечение: наевшись, мы решили сохранить для детей остатки курицы и выложили мешочек за дверь, чтобы не воняла. Утром припасы мы не нашли, зато услышали странный хруст. Пошли на звук и увидели в зарослях кошку, которая давилась нашими уже костями (то есть все остальное было съедено). С тех пор мы еду легкомысленно не бросали, относились к ней с уважением.
Первые три дня нашего отдыха шли дожди разной степени продолжительности (позже, к счастью, их не было вообще). Еще ночь мы переночевали у Маргариты и наконец-то устроились на постоянном месте. Комната очень хорошая, и недорого. Второй этаж, два больших окна, из одного можно вылезти прямо на террасу. Улица называлась Взлетная (догадайтесь, почему). Правильно, каждые 15 минут над нашими головами стартовали или приземлялись оглушительно шумные транспортные средства (из тех, что не пустили в страны Европы). До моря нам нужно было пройти неспешным шагом 10 минут. Форма одежды – купальник и парео. Вдоль дороги экскурсионные бюро, закусочные и кафе. Пляж большой, не поделен на маленькие камеры бетонными перегородками, как в курортном городке Адлера. Жаль только, что галька.
За два года, что я не была в Сочи, город очень изменился. Точнее, частный сектор. Появилось много частных гостиниц, по уровню комфорта они не сопоставимы с советскими санаториями. Некоторые даже предлагают бассейн. Я уже видела каталоги турфирм, предлагающих эти гостиницы прямо в городах вылета. Очень это радостно, некоторым важно заранее знать, где они будут жить.
Аквапарк.
Итак, свершилось! Мы - обладатели прекрасного жилья, вокруг море, солнце и пальмы, можно приступать к отдыху.
Для начала мы решили сходить в новый аквапарк, который открылся в курортном городке. Аквапарки в России редкость, да и нравится мне очень атмосфера праздника и веселья, которая там царит. Лежишь себе, попиваешь пиво, кругом смех, визг. Дождешься, когда очереди схлынут, и можно покататься с кайфом. Так вот мы и мечтали, но облом-с! Билетов в кассе не оказалось. Ну, думаю, завтра поднимусь с утра пораньше, часиков, эдак, в 10, и побегу покупать билеты, пока остальные отдыхающие спят. А пока решено было поехать на морскую прогулку и посмотреть на вечерний Сочи.
Сказано – сделано. Схватили камеры, детей, вино и загрузились на теплоходик. Солнышко светит, вино вкусное, ветер в лицо…если бы это продолжалось час, цены бы этой экскурсии не было! Но мы ехали 3 часа. Похолодало, народ закутался в куртки, голос гида в теплоходный микрофон перестал восприниматься членораздельно. Зато мы наблюдали дивной красоты закат. Низкие кучевые облака фантастических форм, подсвеченные оранжевым и малиновым, такие плотные, что хотелось потрогать. Над самым морем узкой полоской проглядывало чистое небо, и настал момент, когда спустившееся солнце включило эту мощную лампу, и от горизонта до горизонта вспыхнула золотая нить, бликами разбежавшаяся по морской глади. Наконец прибыли. В парке Ривьера нам не понравилось, аттракционы не интересные, смотреть не на что, да и сложно в темноте что-то разглядеть. В общем, не рекомендую эту прогулку. А уж каково возвращаться по холоду! Мы поступили иначе: начался ливень, и мы, чтобы не простудить детей, поймали такси.
Следующий день наконец-то посвятили аквапарку. Утром рано я с детьми поехала за билетами. Мы прибыли к открытию (это 10 часов) и обозрели жуткую очередь, толстую и длинную, как анаконда. Я была в отчаянии! Поставив детей, отправилась на поиски Счастливого случая. Он не замедлил явиться в виде коротенькой очереди в соседнюю кассу (народ издалека видит длинную и безропотно пристраивается в хвост). Но не все так просто. Купив билеты (500 рублей на все горки), нужно отстоять отдельную очередь, чтобы войти внутрь (такого я еще не видела!). На руку наклеивают непромокаемый браслет. Можно выходить из аквапарка, например, поесть за территорией. Это очень удобно, так как еда внутри дорогая. В западных парках такое невозможно. Они же должны продать золотые булки с платиновыми сосисками.
Парк мне понравился. Свеженький, чистый (второй год эксплуатации). И набор горок не самый плохой. Не хватало ленивой речки, я очень ее люблю. Пока с утра очереди большие, приятно понежиться, неспешно двигаясь по речке на надувном круге и отталкиваясь ногами от берегов. Здесь до обеда я тоже не стала кататься, фотографировала и снимала на камеру. Часа через два подтянулись мои девушки. Мы встретили еще одну знакомую с сыном, поэтому компания наша разрослась. Девочки зашли уже без всякой очереди, я передала им билеты. Очень удивлялись, когда показала им на камере утреннюю толпу. Мы накатались, наелись пиццы и, разморенные, поплелись домой. Шли вдоль моря и увидели пляжные резервации курортного городка. Каждая из них принадлежит огромному отелю и представляет собой бетонные лестницы из нескольких ступенек плюс галечный пляжик пять на десять метров (я слегка утрирую). Прямо на бетоне на полотенцах загорают отдыхающие, по ним ходят многочисленные разносчики еды-питья и просто прохожие. Видимо, эти пляжи способствуют глубокой медитации, в противном случае никаких нервов не хватит так расслабляться.
Тем же вечером мы открыли кафе на набережной нашего пляжа. Зашли поужинать и просидели за полночь. С тех пор мы регулярно ели солянку в этом заведении, облюбовали там столик на краю террасы и любовались закатами над морем. Красота! С темнотой в кафе начинались танцы. Не дискотека, а скорее, как в ресторане, с певцами и танцплощадкой.
Экскурсии.
В последующие дни мы посетили большинство экскурсий, которые предлагались. Девочки съездили в Новый Афон, посмотрели пещеру и монастырь. Мы не поехали (Димку не выпустили бы без доверенности, он мой племянник) и вместо этого посмотрели каньон Псахо.
Удивительнейший, скажу я вам, лес вокруг этого каньона! Все без исключения стволы и веточки деревьев поросли мхом. Создается впечатление, будто ты в дремучем сказочном лесу. Солнце почти не пробивается сквозь кроны, и под пологом сумрачно. Ступаешь по мягкому ковру, кругом пеньки и валежник, и все это по обрывистому берегу каньона. Сам каньон ничего из себя не представляет. Только вода в нем глинистая, а сам мелкий. А ведь при продаже тура нам наказали не забыть купальники! Представляю, если бы кто-нибудь полез в эту лужу…
Вообще, водопады на Кавказе (и в Крыму) в августе смотреть не стоит. Течет себе худая струйка, даже душ принять сложно. Мы видели водопады Шапсуг и Псыдах, водопад Пасть Дракона и что-то еще. Если ехать до водопада далеко (до первых двух мы добирались 5 или 6 часов), я бы не советовала такую экскурсию. Счастье провести почти весь день в автобусе (или хуже того - в Газели) невелико. У нас один Димка был счастлив! Но он просто любит ехать в транспорте.
Посетили мы дельфинарий, неплохое представление, можно посмотреть, в первый раз даже интересно. Мы с Инной и Верой в Испании видели подобное, и мне показалось, что в Адлерском гораздо меньше трюков.
Грустное впечатление произвел на меня дендрарий в Сочи. Там царит запустение, особенно, в нижнем парке. Особняки и статуи облупились, да и растениям не достает ухода. При этом билеты подорожали (кажется, 50 или 70 рублей). Зато гиды очень хорошие, профессиональные и, чувствуется, любят парк.
Красная Поляна.
Мы очень хотели съездить в Красную поляну. Но она долго была закрыта (кто-то стал жертвой камнепада). И вот день настал! Точнее, ночь. Потому что договаривались и покупали экскурсию мы в час ночи. Посидели в кафе (оно оказалось с программой и со стриптизом) и решили пройтись – послушать, что говорят про Поляну. В полночь в курортном городке очень оживленно. Кто-то сказал, что завтра будут пускать. И мы на радостях в час ночи (не иначе, стриптиз подействовал!) прикупили у неизвестной девицы джиппинг (по 500 рублей с носа). Взяли девицын телефон, обозначили место встречи с водителем джипа и срочно отправились высыпаться.
Наутро ни свет, ни заря (в 6 часов) впихнули в себя бутерброды и отправились на стрелку. Ждем полчаса, час, второй. Забеспокоились. Тут опять появились паникеры, заявляющие, что в Красную Поляну никого не пускают. Дескать, с вас, убогих, деньги содрали, теперь ищите - свищите ту даму, она уже перекрасилась давно! Но девушка по телефону ответила, велела ждать. В общем, через два часа подъехал некто Владимир (вызвали на замену) и сказал, что он никуда не поедет – путь закрыт! Намучились мы с этим дядькой, такого зануду я в жизни не видела, и ведь не старый еще! Меня, как самую нетерпеливую, посадили назад, чтобы не сорвала процесс переговоров. У Елены Прекрасной вообще не осталось нормативных слов, поэтому сложное дело взяла на себя Инна. Хочу сказать ей отдельное огромное спасибо, так как она села на переднее сидение и весь день развлекала ворчливого пессимиста. Договорились доехать до скалы «Пронеси, Господи!», и, если дальше не пускают, вернуться, но деньги нам не отдадут. На том и порешили.
Зато какой был джип!!! Ни до, ни после я не видела такое чудовище. Сделанный из Газика (ГАЗ-69, кажется), он выглядел навороченным монстром. Представьте, у Газика отрезают верхнюю часть (до уровня пикапа), оставляют лобовое стекло, и везде, где можно, приваривают трубы. Трубы обтягивают пористым материалом (чтобы не деформировать, или чтобы нержавейка не облиняла?), прикрепляют глазастые прожекторы, раскрашивают в агрессивные цвета, рисуют молнии и так далее в том же духе. Получается такое чудище! Полдороги дяденька рассуждал, как сильно он любит свою машину. Гораздо больше, чем жену. Кстати, кажется, жены у него нет (уже?).
Стояла прекрасная солнечная погода, мы ехали с ветерком и восточной музыкой в открытом джипе, попивали пиво, танцевали и пели прямо сидя в машине. А насколько хороша дорога через ущелье Ахцу! «Утесы с левой стороны, направо глубь реки мятежной»… кто ездил - тот знает, а кто нет – тому и не расскажешь. И надо же было умудриться поддаться уговорам противного драйвера поехать на Хмелевские озера! Я-то уже была в Красной Поляне, поднималась на фуникулере и даже летала на параплане, а вот Хмелевские озера не видела. В общем, еще по 400 рублей с носа, Володя при деньгах, а мы на мели.
Итак, поехали на озера. Автобусы и легковушки там не ходят, очень крутой подъем. Только джипы и туристы - бэкпэкеры. Нам повезло, что джип у нас был открытый. Едешь себе, кругом природа. Остальным не так повезло. Их набивали по 5-6 человек в закрытые Газики, а у нас даже задние сиденья были развернуты вдоль дороги, свободно. Правда, при камнепаде могло по голове шарахнуть, но мы об этом не думали. Через час напряженного подъема (для машины, не для нас) Володя высадил нас на опушке. Отсюда открывался прекрасный вид на маленькое болотце, почти полностью заросшее ряской. Купаться там было невозможно, да и смотреть не на что. Мы разозлились не на шутку и набросились на шофера. Нас подло обманули! На вершине стоит гостиница, туда всё привозят снизу с большим трудом, поэтому цены сумасшедшие. Дядька сказал, что раньше лужа называлась «Болото «У полковника», а с развитием индустрии туризма была переименована в «Озера счастья» (где-то рядом есть еще одно). Мы поднялись выше, откуда открывалась прекрасная панорама окрестных гор. Я от злости не могла даже любоваться красотами. Но делать было нечего, «деньги плочены, кушать надо». Я очень жалела, что мой народ не покатался на подъемнике, не подрыгал ножками над верхушками елок.
Далее экскурсия шла по разработанному давно маршруту: купание в озере (новое водохранилище), минеральный источник Чвижепсе (вот где совсем нечего делать), пасека. На пасеке в бассейне содержалась форель, агрессивная такая, голодная. Когда мы кормили ее хлебом, рыбы аж из воды выпрыгивали. Мы, кстати, на Кавказе пристрастились к форели, особенно, Димка. Ели, где только можно. А на пасеке понравился очень нам хозяин (?), настолько он увлеченно рассказывал о пчелах, их повадках, разведении, просто уши развесили. Видно, много знает человек и любит свое дело. Даже захотелось что-нибудь делать так же хорошо.
Экскурсия произвела незабываемое впечатление, во-первых, кайфом от езды на открытой машине, а во-вторых, обилием разнообразных эмоций. Если поеду еще раз в Красную Поляну, буду выбирать только открытый джип, это половина успеха!
Сплав по реке Мзымта.
Это звучное слово «рафтинг»! Я видела предложения на рафтинг еще в предыдущий приезд в Сочи в 2001 году. Сплав проходит по реке Мзымта. Проезжая мимо этой реки, я диву давалась – как же можно по ней сплавляться? Рафт будет брюхом скрести по гальке. Чтобы не скучать на пляже, решили попробовать. Надо сказать, что все мы имеем опыт сплавов по Катуни в Горном Алтае, включая детей. Поэтому ничего нового в данном виде активности для нас не было. Кроме пейзажей, да каких! Маршрут проходит по воде там, где мы по дороге ехали в Красную Поляну. Из ущелья скалы выглядят еще более величественно! Белые скалы, ущелье Пасть Дракона, богатая зелень по берегам. Красивые виды и спокойное путешествие - это напоминает ленивую реку в аквапарке. И степень сложности точно такая же. Сидишь себе в спасжилете в центре рафта, груженного 15 человеками. Весел 5, и гребут только мужчины. У нас было 4 таких лодки – целый табун! В общем, удовольствие для бабушек. Инструкторы пытаются как-то развеселить народ, но не умеют, народ веселит себя сам, как может. В этом плане мне очень понравился рафтинг в Турции. Речка там лишь чуть поживее, но сколько в тех парнях драйва! Что только они не вытворяют: переворачивают случайно – принудительно, затаскивают лодку на лодку и едут в два этажа, устраивают фигурное катание по реке и наперегонки. Веселят, в общем. А на Кавказе на эту сторону аттракциона пока не обращают внимание. Да и не мудрено: сплавляют всех желающих, ограничений по количеству нет, лодки забиты, как бочки селедками. Спрос большой, стараться смысла нет. После сплава предложили питание. Мы все лопали форель, кроме Веры, которая весь отпуск питалась шашлыками и чебуреками. Там я впервые попробовала чачу. Очень горячая.
Понравилось, что сплав снимал оператор (скорее, любитель, но ведь не я рискую своей камерой!). Кассеты потом продавали желающим по 300 рублей. Это, между прочим, единственная у меня съемка сплава. Я вырезала удачные кадры с нашими физиономиями и вставила их в свой фильм.
Если есть возможность (читай, деньги) заказать индивидуальный сплав, сделайте это. Но без спасжилетов и возможностью грести и купаться в речке. Пейзажи того стоят.

Каньонинг.
Перед поездкой я наткнулась в Интернете на отзыв о каньонинге. Фирма «Мастерская приключений» в Сочи (у нее есть свой сайт) организует прохождение по каньонам с применением альпинистского снаряжения. В меню присутствуют спелеотуры, скалолазание и их различные комбинации. Каждый вид представлен 3-4 маршрутами. Я очень хотела эту аттракцию добыть, но у лоточников такие приключения не предлагались. Как обычно, совершенно случайно, у нашего хозяина Андрея завалялась соответствующая брошюрка, номер телефона в ней оказался действующим. Позвонила и – о, счастье! – сговорилась, что нас возьмут на каньонинг в пятницу. Мы должны были прибыть на вокзал в Хосте к 10.00 и стоять на привокзальной площади, они сами нас найдут (?! – представляете, сколько там народа?). Удовольствие стоило 1 440 рублей. Детей обещали взять.
Итак, утро пятницы. Мы в предвкушении приключений доехали из Адлера в Хосту и стали ждать Николая. Как обычно, прошло полчаса, час, никто не появился. Я стою на вокзальной лестнице ровно по центру, как статуя Беренрики – воительницы, жду. Подъезжает Жигуленок, останавливается. Вижу, на заднем стекле написано «инструктор». Вот, думаю, наш человек! Мужик выходит из машины и направляется прямо ко мне. Я фокусируюсь – над надписью «инструктор» мелкими буквами написано «секс», а ниже что-то еще добавлено (возможно, расценки). Я разворачиваюсь на 180 градусов и делаю вид, что мне срочно нужно в туалет. Мужик проходит мимо. Ну, думаю, пора действовать. Оставляю вместо себя на посту Лену, а сама иду разыскивать телефон. К счастью, переговорный пункт близко. Звоню – Николай заболел, «но Вы не беспокойтесь, позвоните по такому-то номеру Сергею». Звоню. И в ответ: «Да, конечно, мы вас ждем. Вы где? В Хосте? И мы в Хосте, на привокзальной площади. Уже полчаса стоим. Зеленый джип». Ура!!! Я бегу к своим, а Леночку нашу уже клеит мужичок ярко выраженной местной национальности. Вот, думаю, оставила на 5 минут. Но тут, как в фильме про Индиану Джонса, на Лену налетают дети, и дядечка мгновенно смывается. Не ожидал, видимо.
Мы ноги в руки бежим искать зеленый джип. Смотрим – стоит. Подбегаем – «каньонинг?» - «чего?» - «Сергей здесь?» - «да» - «а где каньонинг?» - «а чё это такое?». Да, ошибочка. Ищем дальше. Всю площадь обыскали, нет зеленого джипа. Смотрю, стоит черный. Дай, думаю, подойду. Подхожу – наши люди! «А что же джип-то у вас черный, а вы говорите зеленый?» - «да зеленый он, только темный очень». Представляете? Зеленый джип настолько темный, что выглядит черным. Но это полбеды. В джипе уже 5 человек, места больше нет. Оказывается, произошла путаница, и о нас никто не знал, а ждали в этом месте совсем других людей, нам просто повезло, судьба привела нас за ручку. «Что же делать?» - «ничего, отвечает, все поедем». Пригнали вторую машину, и мы все разместились. Детей, правда, наших не пустили. Накануне шли дожди в горах, вода поднялась, и стало опасно.
Парни нам попались веселые, профессиональные альпинисты. При капитализме освоили смежные профессии и водят экстремальные туры. Зимой, кстати, сопровождают райдеров, забрасывают вертолетами и спускаются. Группа подобралась хорошая: 4 парней и 2 девушки (мы с Леной) плюс два инструктора. Смысл каньонинга в прохождении любым способом русла горной реки, которое пролегает в узком каньоне. В начале пути по руслу можно еще идти (прямо по речке по колено в воде или по мокрым камням берега), а позже только плыть, лазать и прыгать, потому что берегов уже нет, вместо них вздымаются скалы и кое-где почти смыкаются у тебя над головой. Иногда встречаются заторы: русло перегорожено бревнами и камнями. Экипировка состоит из гидрокостюма «мокрого типа» (т.е. ты его надеваешь (с великим трудом), плюхаешься в речку, вода просачивается в костюм, как в мешок, и образует горячую прослойку между костюмом и твоим телом), кед, шлема, спасжилета и защитных штанов, чтобы на камнях гидрокостюм не порвался. Выглядит все это снаряжением водолаза.
Удивительно было сначала идти по воде в одежде и обуви. Скользко, страшно упасть на острые камни. Потом стало глубже, и можно было поплыть. Инструкторы наши выпендривались, как могли. Например, ныряли на мелководье, а потом говорили, что так делать не нужно. Мальчишки! Наконец подошли к скальному выступу, с которого нужно было прыгнуть в заводь. Сказали, что высота 7 метров. Миша показал технику прыжка, и мы прыгнули. 2 наших юноши не смогли одолеть этот рубеж, и их спустили по расщелине волоком. Пока их уговаривали прыгнуть, мы от нечего делать взобрались на скалку и прыгнули еще раз. Дальше каньон стал уже. Появился отрицательный уклон (сечением напоминает бутылку). Русло загромождали стволы деревьев, камни, небольшие водопады. Очень мне понравились естественные водные горки. Водопадик уступами, садишься и съезжаешь на попе. Вода несет быстро, а под попой камни. По сравнению с аквапарком вода захлестывает с головой, невозможно дышать. Но кайф!
Так мы и проходили каньон. Еще несколько раз прыгали, один раз между двух водопадов высотой 3 метра, нужно было попасть ровно посередине, иначе вода утащит на дно, фиг выберешься! В середине пути выплыли на мелководье, там озерцо, и накрашенные девушки в купальниках фотографируются (экскурсия такая на автобусе с купанием). И тут мы выплываем расписные. Девушки, естественно, побежали с крутыми парнями фотографироваться, даже мы с Леной удостоились внимания. Видимо, нас воспринимали, как «девушек с веслом». Вторая часть пути прошла не менее интересно, мы плыли на спине и на животе, ногами и головой вперед. Надо сказать, что все наши галантные кавалеры помогали нам, страховали и подавали ручки. Так что теперь девушкам на заметку – вот где нужно знакомиться с нормальными парнями.
Все хорошее когда-нибудь кончается. Так и наш тур длился всего лишь 5 часов. Мы сроднились с коллективом и загорелись желанием продолжить приключения. Наш маршрут был самым простым, не требующим применения альпинистского снаряжения. Кажется, каньон Теплого Ручья это был. Мы захотели пройти каньон Пасть Дракона, где спускаешься по водопадам, один из которых 50 метров (мы его видели в ущелье). К сожалению, Мастерскую Приключений мы разыскали перед самым отъездом, и у нас не осталось ни денег, ни времени. Тем не менее, подсчитав запасы, мы сговорились на воскресенье (в понедельник уже уезжали). Экономили, во всем себе отказывали, а в воскресенье тур сорвался по вине организаторов. Было ужасно обидно. Я с удовольствием попробовала бы спелеотур (там есть и подземный каньонинг). Теперь Инна, которой не удалось поучаствовать в экстриме, кусает себе локти и намекает на продолжение Кавказских приключений. Увы, не в этом году.
Расстроенные, мы отправили детей в аквапарк, а сами гуляли, впитывали напоследок атмосферу всеобщего праздника и счастья.
А потом – домой! И тут-то нас подстерегла насмешница – судьба (точнее, злодей – «Аэрофлот»). Рейс из Сочи задержался, мы опоздали на Новосибирский самолет и на сутки зависли в столице нашей Родины. Столица встретила нас холодом и дождем, а также вонючим отстойником – гостиницей «Восток» (работники «Аэрофлота» клялись поселить в «Новотеле»). Самой теплой вещью у меня был льняной костюмчик (все-таки брюки, а не шорты), у девчонок аналогично. И лишь мудрая Димкина мама положила ему аж 2 куртки, одну из которых он отдал Вере. Но я горжусь, что из всех пассажиров нашего рейса лишь мы одни совершили экскурсию по Москве. Под проливным дождем, в насквозь мокрых босоножках мы показывали ребенку Красную площадь.
Теперь небольшой постскриптум.
Поездка длилась чуть больше 2 недель. Я потратила около 20 000 руб. на себя, на детей по 13 000 руб., самолет 8 500, дети 5 000, проживание по 2 000 руб. с носа. При этом мы ни в чем себе не отказывали, ели-пили, что хотели, на экскурсии ездили почти каждый день, покупали какие-то вещички.
Поскольку я трижды побывала на Кавказе, могу дать несколько советов.
1. Перелет из Новосибирска в Краснодар дешевле (самолет 7 000 руб. плюс электричка 150 руб. (4-5 часов), для сравнения плацкарта около 5000 руб. (3,5 суток в одну сторону, неделя в минусе), самолет до Сочи 8500 руб.). Ловите спецтарифы!
2. Поселитесь в частном секторе, это недорого, а выбор частных гостиниц велик.
3. Не ездите на дальние экскурсии, дорога долгая, а красоты везде почти одинаковы.
4. Обязательно посетите Абхазию (лучше Новый Афон), экскурсия насыщенная, красивая, гиды очень компетентны.
5. В Красную Поляну лучше поехать на открытом джипе, очень красивая дорога, подняться на фуникулере на гору и, если есть время и деньги, спуститься на параплане с инструктором (сейчас с вершины это стоит 3 000 руб., с 3 ступени около 1 500 руб.). В любом случае берите индивидуальную поездку, а не автобусную. Закажите хорошего гида (народ подскажет), пусть завезет вас к дольменам.
6. Из Красной поляны организуют пешие и конные 2-х и более дневные походы, местность там красивая, а доехать можно на автобусе с вокзала в Адлере (50 руб.).
7. Не ездите на коллективный сплав, если вы имеете хоть какой-то опыт. Скучно.
8. Обязательно съездите на каньонинг, спелеотур и прочее из меню «Мастерской Приключений». Это безопасно, а куча впечатлений гарантирована.
9. Если вы не фанат тусовок, в Центральном районе Сочи делать нечего.
10. Посетите аквапарк, это здорово поднимает настроение.
11. Если у вас мало денег, в некоторые туристские места вы можете добраться на общественном транспорте.
12. Старайтесь ходить в нетуристические зоны. Например, если зайти за ограждение в тисо-самшитовой роще в Хосте, попадешь в красивый и безлюдный каньон реки Хосты. Мы устроили там купание и фотосессию «а ля натюрель».
13. Лучше путешествовать компанией 3 человека (веселее, и нет проблем в случае отказа кого-нибудь куда-то поехать).
14. Да, напоследок фирменный рецепт моей кавказской подруги Наташи: копченый адыгейский сыр, свежий базилик, помидоры, кавказская соль со специями типа ореховой, молодое красное вино (все это можно купить на любом южном базаре). Помидоры и сыр нарезаются кусками, густо обмакиваются в соль (по одному, не все сразу), заедаются вымытым базиликом и запиваются вином. Мы так питались на отдыхе каждый день, а по приезду на работе это блюдо произвело фурор в коллективе. А на сладкое – свежая чурчхела из гранатового сока с курагой!
Хорошего вам настроения!

Автор Татьяна

без имени 17 ноября

Хороший отчётик! Татьяна, мне импонирует стиль Вашего отдыха и взгляды на жизнь. Удачи!

2. Задумчивый Jack
    Задумчивый Jack 22 ноября

Приветствую оптимизм...
    Как то уж очень оптимистично... особенно по поводу русского сервиса... И соотношения цена-качество... Хотя с другой стороны людям с другой стороны Урала всегда был свойственен оптимизм... Помню. как лет очень надцать во времена "развитого социализма" был в Новосибирске в командировке ... Ни мяса, ни рыбы в общепите и торговле не было вообще, как жанра... Не говоря уже о каких-нибудь конфетах или пирожных...Мне даже показалось, что балерины в Новосибирском театре оперы и балета прыгают в "Дон-Кихоте" ниже, чем в Москве ислючительно из-за недоедания... "Да ты что,-говорили мне местные,-"наобророт, сейчас все очень хорошо - в город завезли яйца..." История про Адлер очень напоминает мне эти яйца... Хотя может быть лет через тридцать- сорок Адлер и станет хорошим курортом... В России надо жить долго...

3. Alex
    Alex 25 ноября

И я там был, так оно и есть!
    Я рад и горд, что у меня такие землячки. Сразу видно, люди отдыхать умеют и не теряют оптимизма ни в каких ситуациях. Чувствуется школа самодеятельного, дикого туризма. Сам прекрасно помню те давние молодые времена, когда главное было добраться до моря, все остальное уже не важно.Это здорово закалило холку и теперь всякие мелочи-неурядицы, от которых расстраивается до смерти, дорвавшийся до заграничного отдыха народ, воспринимаются стоически и с юмором. Сколько раз приходилось ночевать на крымских и сочинских пляжах и в парках, отстаивать многосуточные очереди за билетами в Н-Афонскую пещеру и на обратный вылет домой! Помните, жуткие правила предварительной продажи обратных билетов в строго регламентированный интервал? Поэтому часто туда ехали на удачу, ночами стояли в очередях и с боем штурмовали открывающиеся кассы. На эту "корриду" местный сочинский народ, специально выходил посмотреть со своих балконов. В прошлом году тоже побывал в Сочи-Туапсе после 13-летних заграничных отпусков. Что сказать? Говорят, нельзя дважды войти в одну воду и всему свое время... Пожалуй соглашусь. Пусть ещё пройдет столько же, м.б. ностальгия заставит вернуться, а пока весь мир у ног, надо успевать сравнивать. Но красивее крымской береговой линии моря от Симеиза до Судака ничего нет, это я понял для себя навсегда!

4. Татьяна
    Татьяна 29 ноября

Приключения для меня важнее комфорта
    Забавно читать реплики жителей столицы, которым, простите, "яйца завозят регулярно". Приятно, что существуют многочисленные исключения. Я писала рассказ не для любителей заграничных путешествий. Согласна, если есть деньги, можно выбрать интересную страну или комфортное проживание, где тебя оближут с ног до головы. Но есть масса людей, которые по разным причинам отдохнуть могут только в России. И они тоже должны иметь шанс сделать свой отдых более интересным. Я в своих загранпоездках сочетаю бэкпэкерский отдых, интересный, разнообразный, но дешевый, и отдых в очень хороших гостиницах у моря, где можно несколько дней понежиться с книжкой и отдохнуть перед трудовыми подвигами. В этом году мы, например, ходили в пеший поход под Белуху - 12дневный пеший тур по горам, местами в грязи по уши, с 9-11часовыми переходами и 20килограммовыми рюкзаками. но последующим отдыхлм на одной из самых комфортабельных баз Горного Алтая (не 5 звезд, конечно). И это тоже было очень интересно. Кстати, для женщин, за 2 недели я сбросила 6 кг только от нагрузки.

Океанариум

Огромный океанариум в Адлере пользуется большой популярностью у туристов. Сотни видов пресноводных и морских жителей обитают в трех десятках аквариумов. …