Впервые мы оказались в Черногории в 1997г., причем, произошло это совершенно случайно, даже как-то по-дурацки: вдруг захотелось куда-то поехать, почти незнакомый человек неуверенно посоветовал Черногорию (вроде бы там неплохо), в крайне сомнительном, уже давно исчезнувшем агенстве были приобретены путевки в отель Aleksandar, и вот мы уже на месте. Прошло уже 8 лет, какие-то мелочи подзабылись, но чувство восторга от той красоты, которая столь неожиданно обрушилась на нас так и осталось с нами. За прошедшие с той поры годы мы, конечно, стали гораздо искушеннее, побывали во многих чудесных местах, научились долго и придирчиво выбирать отели, но часто ловили себя на том, что оказавшись в каком-либо красивом месте, вздыхая повторяли: " А в Черногории красивее!" Не встретились нам (пока еще) такое необузданное буйство красок, нежная прозрачность моря, величественность гор и ослепительная голубизна неба!

Вот потому и отправились мы туда вновь этим летом в самом конце июля на 2 недели.

Признаться, я совершила вялую попытку поехать самостоятельно, выбрала отель, но обнаружила ряд сложностей с приобретением билета: они уже были раскуплены. Решив не мучаться, мы обратились в турфирму, которая быстренько забронировала нам искомую гостиницу "Ривьера" в поселке Петровац. За две недели проживания с завтраками заплатили мы по 1150 евро с человека. Все документы получили вовремя, летели рейсом сербской авиакомпании JAT, которая запомнилась черезвычайно скудной кормежкой и отсутствием в надлежащем месте туалетной бумаги. Но какое это имеет значение - 3 часа, и мы потихоньку привыкаем к 32 градусам в аэропорту Тиват.

Рассадили нас по автобусам, повезли в отели, но именно меня с мужем поджидал сюрприз! Почти вскользь гид сообщил нам, что в обещанном отеле мест нет, и нас собираются везти в другую гостиницу в Бечичи. Стоило рыскать по всевозможным туристическим сайтам, чтобы в итоге тебя поселили туда, куда ты вовсе не собирался! В общем, пришлось им довезти нас до "Ривьеры", где мы встретились с другим гидом, отвечавшим за " Петровацких" туристов. К счастью, нам довольно быстро удалось найти приемлемый для всех вариант: 5 дней мы живем в аппартаментах на вилле Срзентич, а потом нас перевозят в обещанный отель. Разницу в цене было предложено компенсировать питанием "All Inclusive" и 2-мя бесплатными экскурсиями. Договор наш состоялся, настроение выправилось, можно было приступать к отдыху!

Начали мы, конечно, с посещения ближайшего пляжа, и были очень неприятно удивлены большим количеством народа, большим до такой степени, что идущие к воде непременно наступали на чужие подстилки и полотенца. Правда, нам сказали, что мы попали в самый пик сезона, что в другие месяцы народу поменьше, но как-то мы призадумались.

В общем на пляже в Петроваце мы больше ни разу и не были. На самом деле в этом районе оказалось довольно много чудесных, малообитаемых мест для загара и купания. Ближайший- Лучица ( 10 мин. от Ривьеры), но он и самый оживленный, затем - Булярица (30 мин. ходьбы), Дробный Песак ( туда лучше доехать на автобусе - 5 мин.), а еще целый ряд маленьких пляжиков без названия, к которым можно спуститься по дорожке от идущего вдоль моря шоссе. На один из таких пляжиков мы попали совершенно случайно, попросив водителя автобуса высадить нас у какого-то одиноко стоящего дома, километрах в 3-4 х от Петроваца. Это был 3-й и один из самых жарких дней нашего отдыха, что-то около 38 градусов, купаться хотелось невыносимо! Подойдя к дому, мы спросили у хозяев, есть ли здесь "пляжа", получили ответ, что пляж маленький, а спуск крутой. Мало что могло остановить нас в тот момент, и мы опрометью бросились вниз. Спуск я почти не помню, а вот подъем, который нам пришлось преодолеть через 6 часов я забуду вряд ли! Он занял у нас около часа. Но оно того стоило! Место было просто волшебное: огромные валуны и мелкая галька, вода местами изумрудная, местами лазурная, местами темно-темно синяя, бесцеремонные рыбешки и крабики. Это было место похожее на рай! Так мы подумали в тот момент, пока нам не показали рай. Точнее мы увидели его сами, когда решились поплавать вдоль берега.

Наверное, мы проплыли метров 200-250, обогнули небольшой мыс и увидели... Прямо в море лежал огромный камень-утес, на камне стоял небольшой и ужасно симпатичный домик, в том месте где камень уходил в воду в нем располагалась большая железная дверь, над которой мерно покачивалась лодка. Возле простирался небольшой( метров25-30) расчищенный пляж, посреди которого лежал одинокий человек с книгой.

Посидели мы на небольшом рифе,посмотрели, позавидовали, почему- то вспомнили Ихтиандра, но не решились, конечно, нарушать покой этого отшельника, а вернулись обратно. Провели мы там почти пол-дня и за все время видели еще 3-х человек .

Чтобы не возвращаться больше к пляжной теме, могу добавить, что мы съездили на так называемый "Велика Пляжа", начинающися сразу за Ульцином, полностью песчаный, не слишком людный, с долгим мелководьем, напомнившим нам родные пляжи Финского залива. Неплохо там, но возвращаться не хочется. Я подумала там бы с маленькими детками было бы удобно, а так скучновато как-то.

До Ульцина идет автобус, но мы поехали на машине, которую взяли напрокат на 2 дня.Хотели взять "Хюндай" по 45 евро в сутки, но их разобрали, поэтому выбрали "Тойоту" за 65 евро. В горы ехать не решились, поэтому поездили вдоль побережья. В самом Ульцине нам совершенно не понравилось: грязновато, суетно, напомнило нетуристические районы Турции - те же примитивные строения, развешанные повсюду одинаковые товары, множество сидящих за столиками усатых мужчин. Там ведь около 80% населения - албанцы, что и вносит соответствующие нюансы. Доехал до Ада Бояны, на въезде шлагбаум с надписью " Только для гостей отеля ", у шлагбаума дядечка усатый, неласковый. Чуть в стороне идет какая-то лесная дорога в никуда, но дядечка пробурчал, что до моря мы не доедем, хотя, может, и наврал. Но мы ехать не решились, да уже и темнеть начинало.

Из наших самостоятельных поездок можно перечислить по мере удаленности от Петроваца - Будву, Котор и Требинье( это в Боснии - Герцеговине). В Будву мы поехали, чтобы посмотреть, как выглядит то место, где мы жили в 97 году, сели на автобус и за 1,5 евро с человека доехали за 25 минут. Посмотрели, погуляли, полакомились вкуснейшими десертами и тем же путем отбыли назад, хотели на катере, но он почему- то в тот день не ходил.

До Котора ехать нужно чуть больше часа, билет стоит 2,5 евро, но следует серьезно подойти к вопросу возвращения, осбенно если это происходит в вечернее время. Мы , заглянув в расписание, планировали уехать 18-30, пришли на вокзал, подождали, затем спросили у кассирши, когда будет автобус и услышали радостный ответ: " Нэма! " Окружающие, не менее радостно, принялись объяснять нам, что автобус, видимо, переполнен, а, возможно, даже сломался, но мы слегка призадумались. Конечно, выход нашелся: подошел - таки автобус до Будвы, а уж оттуда пришлось нам взять такси, что обошлось в 25 евро. Но в Котор ехать надо обязательно и лучше самим, чтобы спокойно походить по его старинным улочкам, послушать уличного музыканта, поплескать на себя водой из фонтана, послушать бой старинных часов, посидеть в уютном кафе...

В Боснию - Герцеговину мы попали только благодаря нашему гиду Александру, который после столь быстрого улаживания нашей небольшой проблемы с заселением, проникся к нам симпатией и всячески нас опекал. Сам он оказался родом из Требинье, вот и предложил свозить нас " за границу ". Впрочем, граница была самая настоящая, с проверкой паспортов, штампиком о пересечении границы, с вооруженными, но очень милыми, военными. Провели мы там часов -6, надо сказать, с интересом и удовольствием. Во- первых, горная дорога, по которой мы ехали, весьма красива и своеобразна; сам городок очаровывает своей безмятежностью, чистейшим воздухом, живописными видами. Там, кстати, цены на все почти в 2 раза ниже, чем в Черногории - наверное, из- за отсутствия туристов. Сходили мы в 2 православных храма, прошлись по центральной улице, зашли в гости к нашему покровителю, вкусненько пообедали в ресторанчике, да и отправились восвояси. А штампик в паспорте остался!

Организованных поездок с группой у нас было 3. Это - Острог, каньоны Тара и Морача и Дубровник. Каждая из них была хороша и интересна по - своему.Самый длинный путь - дорога до каньонов, нужно проехать 240 км, выезжали мы в 8 утра, вернулись в 8 вечера, устали конечно, но все понравилось! По пути заехали в маленький монастырь с уютным, засаженным розами двориком, пчелиными ульями, прохладной горной речкой - все это создавало ощущение такой идиллии, что и уезжать не хотелось. В качестве сухого практического совета, я бы не рекомендовала брать с собой маленьких детей: с нами ехало в автобусе несколько, все они жутко устали и даже измучились.

Экскурсию в Дубровнике с нами проводил Александр и, надо признать, делал это замечательно. Если бы мы поехали сами, вряд ли увидели бы все потаенные уголки этого удивительного города - республики и столько узнали о его истории.

Но вообще туда можно просто поехать на автобусе или машине, необходимо только иметь при себе паспорта.

Поездка в Острог особенно запомнилась почти экстремальной горной дорогой,будто парящим в небе монастырем и гигантской очередью в храм со святыми мощами.

Я читала много отзывов, подчеркивающих доброе отношение к нам сербов, и это правда, но мне показалось, что столь же доброжелательно они относятся и ко всем другим приезжим. У них вообще хамство не в почете. А по сравнению с 1997г. они стали смотреть на русских явно без былого восторга, просто приветливо. Вот вспомнила, кстати, эпизод.

Возле Острога на торговой площадке немолодой мужчина торговал буреками (вкуснейшие пироги с сыром или мясом), захотелось ужасно, я поинтересовалась ценой, из ответа услышала только 6, что он и подтвердил с помощью пальцев. Отметив про себя крайнюю дороговизну буряков (5 евро стоит огромная порция горячего в ресторане), я протянула ему 6 евро. Продавец посмотрел на меня удивленно, потом взял у меня из рук кошелек, положил туда деньги, нашел 1.20 евро (а пирожок- то стоил 60 центов), погрозил мне ласково пальцем и выдал вожделенное лакомство. Я испытала острый приступ благодарности, машинально подумав, что если бы южный торговец на рынке в моем любимом городе Петербурге и забрал у меня кошелек, то уж обратно бы точно не вернул.

Черногорцы вообще сами над собой посмеиваются, признавая свою лень, легкий пофигизм и другие, столь же милые нашему сердцу качества. Но они отличные водители и прекрасные повара!

Вкратце опишу 2 места, где мы волею обстоятельств проживали:

Вилла Срзентич - аппартаменты. По сути это была 2-х комнатная квартира с небольшой прихожей, кухней со всем необходимым, телевизором, кондиционером. Кстати, если вы едете в Монтенегро летом, не верьте, когда вам говорят, что кондиционер не нужен, можете сильно пожалеть! Сама вилла оказалась просто 3-х этажным домом с прилегающими к каждому этажу верандами. Ни малейших признаков роскоши я там не обнаружила, но и ругать особо не за что. Ежедневно приходила хозяйка, выносила мусор, проявляла некую заботу. Главное, чего нам там не хватало, так это удобной мебели, а так жить можно. Не слишком живописно, но тихо и совсем близко от автобусной станции.

В отеле Ривьера нам, конечно, понравилось больше. Море гораздо ближе, номера удобные, обустроенные. Кормили вкусно и обильно, а поскольку на нас неожиданно свалился этот "Ол инклюзив", то деваться было некуда - ели!

Более подробный отзыв об отеле я поместила в соответствующей рубрике. Отель вполне приличный, особенно для Черногории.

Подводя итог, замечу, что все, кто пишет о Черногории, склоняются к одному и тому же выводу: это прекрасная страна, требующая снисходительного отношения к своему сервису, но полностью компненсирующая это сказочной красотой, гостеприимством, доступными способами всевозможных путешествий, прекрасным климатом и абсолютным взаимопониманием с местным населением.

Мы туда обязательно поедем снова!

23.08.05.

Автор Valentina

1. Vlad
    Vlad 26 августа

Спасибо за рассказ! Монтенегро - удивительна...
    А фотки где-то выложены?

2. Избор
    Избор 30 октября

хороший отзыв, добавлю свою фотки за октябрь
    Отдыхал недалеко от вашего места (в Бечичи), в середине октября в отеле Монтенегро (4*), неделю. Что-то вроде 700 евро с носа, точно не помню. Конец сезона ощущался во всём. Никакой суеты на пляжах, наоборот - уединённость и тишина. Всё море - твоё. На купанье не рассчитывал, октябрь всё же, тем не менее за неделю трижды была настоящая жара, и море прогревалось до 22 градусов. Народ купался, да и мне понравилось. В Хорватии море красивей (имею в виду Истру, самый её кончик - Веруделлу, где из-за геологических особенностей побережья море окрашено в ярко-лазурный цвет, а скалистые берега заросли соснами). Зато в Черногории больше свободы, по ощущениям. Страна маленькая, народ доброжелательный. Захотел на экскурсию - сел, и поехал.Катались посмотреть Которско-Рязанский фьёрд // да ладно, "ризанский", конечно же, но так прикольней))) //, в Дубровник (Хорватия). Хотели ещё в Острог и пару других мест, но, к сожалению, забыл дома права, поэтому арендовать тачку не было возможности, а с группой в такие точки лучше не ездить. Лучше вдвоём. По сравнению с Будвой, Бечичи намного более уединённое место (в конце сезона). Я получил всё, чего хотел. Оторвался от работы и текучки. Отснял около 2000 кадров, в основном, в горах. Кухня вполне приличная, что в гостинице, что в близлежащих конобах (особенно порадовали ресторанчики в соседней веси под названием Рафаиловичи). А учитывая компактность территории, всё досигаемо и пешком, при желании. До того же Петроваца и далее (Св.Стефан) ходили туда пешком, обратно на маршрутке (1 евро). если коротко, в Черногорию обязательно поеду ещё раз, может быть, уже в мае. Или в начале сентября, как сложится. С правами))) Несколько фоток: http://www.flickr.com/photos/izbor/tags/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/

Ресторан Старая Мельница

Ресторан Старая Мельница (Restaurant Stari Mlini) находится в историческом здании начала XVIII века. …