Идея посетить Петру из Шарма не давала мне покоя с того момента, как пару лет назад я посмотрел программу Крылова о Шарме, в которой он обозначил такую возможность.

Полазив по сети, я увидел, что такой вариант интересует достаточно большое количество народа, но, при этом, практическая информация о вариантах реализации подобной экскурсии сводится к заметке Анхар на 100 дорог и информации той же Анхар на ее сайте.

Информация там приводится достаточно исчерпывающая, но касается она только паромного варианта. Поскольку паром базируется в Иордании, а рейс из Шарма в Акабу давно уже «временно отменен», то расписание предполагает выделение на экскурсию не менее 3-х дней, из которых 2 уходит на дорогу. Меня такой расклад не устраивал, поэтому я начал изучать возможности альтернативы – авиаперелет. Чартеры из Шарма на один день с группой соотечественников не рассматривались, хотя, как выяснилось потом, они есть и даже по несколько в день. По поводу регулярных рейсов - на форуме иорданского клуба такой вариант даже не рассматривается и все попытки мои и других участников форума разведать у знатоков, что к чему, не увенчались успехом (для участника под ником Странник они вообще закончились плачевноL((.

В итоге было выяснено, что существует рейс Ройал Джордэниэн Шарм-Акаба (в Петре аэропорта нет). Из Шарма – в 9.45, назад – в 20.00. Время полета – 45 минут, стоимость 141 у.е. в один конец, 213 – туда - назад. Получается дороговато, но, если посчитать стоимость дороги из Шарма в Нувейбу, стоимость парома и прибавить сэкономленное время и кучу нервов, то, как по мне, разница не покажется столь уж существенной.

Билеты были куплены еще дома в агентстве Кий-авиа и не давал покоя только один вопрос: не возникнет ли проблем с получением второй египетской визы по возвращении в Шарм, поскольку на форуме народ сильно по этому поводу предостерегал. О том, насколько неожиданно хорошо эта проблема решилась, немного ниже.

Покинув гостеприимную египетскую землю, мы уселись в 48-местный самолетик DASH-8 и через 45 минут, пролетев над Эйлатом, приземлились в аэропорту Акабы. Поскольку самолет летел дальше в Амман, в Акабе, кроме нас, вышли всего 2 человека.

Получив свои бесплатные визы (Акаба находится в свободной экономической зоне и при условии въезда в страну через нее и последующего выезда через нее же не позднее, чем через 2 недели, виза бесплатна) и, вспомнив недобрым словом процесс получения ливанской и сирийской виз этим летом для моей жены, которая не достигла 30-летнего возраста, мы, сопровождаемые улыбками всего персонала аэропорта, вышли на улицу.

Такси не оказалось в принципе. Зато сотрудник аэропорта очень живо вызвался нам помочь и вызвал такси из Акабы. После того, как обещанные 10 минут ожидания истекли, он начал нервничать. Поговорил с нами о погоде, рассказав, что ночью в горах шел снег. Поскольку такси не приезжало и это вызвало невиданную обеспокоенность уже всего персонала аэпорпорта, включая таможню и пограничников, нам был предложен вариант подъехать до города на машине одного из сотрудников. На выезде с территории аэропорта мы встретили свое такси и, оказалось, что этот сотрудник аэропорта собирался нас подвозить не по пути, а специально, потому что он развернулся и поехал назад.

Такси от Акабы до Петры стоит 30 местных динаров (курс 1,4 доллара за динар). Эта цена была задекларирована на иорданском клубе как минимальная, потому мы сразу согласились. Расстояние до Петры – около 130 км, но дорога идет через горы, кроме того, снег-таки действительно выпал и вдобавок была сильная облачность, т.е. условия для езды по горам не саме лучшие, особенно для иорданских водителей. Потому ехали около 2-х часов и водитель в конце высказал свое восхищение нашим безпрецедентным мужеством, позволившим нам спать во время такой опасной езды.

По мере приближения к Петре начали оправдываться наши худшие погодные опасения. Был сильный туман, грозящий перерасти в дождь, и, к тому же, достаточно холодно. Я начал было скисать, но в Вади-Мусе, городке, расположенном в непосредственной близости от Петры, немного распогодилось и мы подъехали к входу в Петру. Осмотрев его, мы решили обеспокоиться ночлегом. В нескольких шагах от входа, рядом с Мувенпиком, был обнаружен отель Petra Moon Hotel, в котором мы и остановились за 25 динаров за дабл с завтраком. Отель такой себе, но нам нужно было только переночевать, а в нем был нормальный санузел, центральное отопление, телевизор с одной программой и вход в Петру в 2-х минутах ходьбы.

Первой неожиданностью (неприятной) стала цена входного билета на 2 дня – 26 динар взрослый и 13 – студенческий. Я владел информацией о цене 13,5 динар за взрослый и был сильно огорчен. Увидев наши погрустневшие лица и послушав вялые потуги выдать себя за студентов, билетер согласился с тем, что цены неоправданно высоки и, удостоверившись в отсутствии у нас каких-либо документов, подтверждающих наше студенчество, предложил вариант с покупкой одного билета взрослого и одного студенческого. Подобная экономия 20 долларов в арабской стране сильно подняла нам настроение и мы двинулись на покорение Петры.

Поскольку описывать Петру бессмысленно, остановлюсь только на некоторых моментах.

Готовясь к поездке, я прочел мнение о том, что при посещении Петры за один день можно увидеть только Сик, Казну и, максимум, театр, а это – слезы, а не Петра. При этом, народ сильно рекомендовал посетить Дейр, который внешне очень похож на Казну, но находится довольно далеко. Но никто не писал, зачем нужно карабкаться в горы для того, чтобы увидеть Дейр, когда Казна все равно круче. Потому, осмотрев в первый день Сик, Казну, театр и прилегающие гробницы, я задумался над тем, что мы будем делать весь следующий день. Как оказалось, думал я об этом зря, потому что в Петру можно ехать даже ради одной дороги в Дейр, не говоря уже о самом Монастыре. Путь к Монастырю по ступенькам, вырубленным в скалах, на осликах превзошел все ожидания и остался одним из самих ярких впечатлений. Ослики в одну сторону обошлись в 4 динара за 2 штуки.

В Петре есть старый и новый музеи. Старый находится прямо в пещере. Сам музей не представляет особого интереса. Но, если, выходя из него, вы повернете налево и обойдете скалу, в которой он находится, то через несколько десятков метров попадете на смотровую площадку, с которой открывается шикарный вид а-ля Гранд каньон Колорадо. При этом, вы будете там совершенно одни. Нам повезло с погодой во второй день, было ясное небо и виды были просто потрясающие. Хотелось там сесть на краю пропасти и сидеть вечно. При этом, об этой точке нет никакой информации и мы случайно туда попали по наводке смотрителя музея.

Обязательно нужно подняться на гору жертвоприношений. Мы поднялись туда в первый день перед закатом, когда погода была не очень, потому были наверху одни. В качестве вознаграждения получили узкую полоску ясного неба между тучами и горизонтом и сделали супер-кадр. Еще, воспользовавшись отсутствием продавца-бедуина, выбрали себе несколько красивих камешков на брошенной им до следующего дня раскладке.

Очень сильное впечатление произвел Большой храм, стоящий прямо над улицей колоннад. Народ почему-то не оделяет его вниманием, а зря. Только с верхней площадки видно, каких он колоссальных размеров. По масштабам и произведенному впечатлению я поставил бы его на уровень храма Бела в Пальмире и баальбекских храмов. Но, для того, чтобы составить такое впечатление, нужно обязательно его обойти полностью ( с тыльной стороны даже сохранились росписи на стенах).

Еще советую залезть внутрь гробницы Урна и попробовать, какое там эхо. По моим подсчетам, оно раздается не менее 7 секунд.

Сильно удивило огромное количество соотечественников. Оказалось, что в этот день прилетело 2 чартера из Шарма на один день. При взгляде на большую часть этих людей невольно возникал вопрос: а чего их сюда занесло? Причем, судя по выражению лиц этих людей, их мучал тот же вопрос.

Ужинали в ресторанчике Red Cave, расположенном на улице, идущей мимо Мувенпика. Приятное заведение с приятными хозяевами. Если повезет, сможете сесть у камина.

Обратно решили ехать на автобусе. Автобус уходит с автовокзала. Такси до него стоит 1 динар. Менеджер отеля предложил вызвать автобус прямо к отелю, но попали на первый и единственный развод. Билет до Акабы стоит 3 динара. Дав 10 динаров за два билета, услышали, что сдача нам не положена, поскольку заезд автобуса за нами стоит по 2 динара с носа. Поругавшись, сбили цену до 1,5 динаров за двоих.

В Акабе прикупили косметики Мертвого моря и за 5 долларов доехали до аэропорта.

Посмотрели на огни Эйлата, служащего примером того, как рационально можно использовать даже такой мизерный выход к морю.

По прилету в Шарм я купил визовые марки и внутренне напрягся. Каково же было мое удивление, когда офицер объявил о том, что покупать визу прилетевшим из Иордании не нужно при условии, что они не будут покидать территорию Синая. Т.е. нужно просто на регистрационной карточке с обратной стороны написать “Sinai only”, получить соответствующий штампик на уже погашенную египетскую визу и вперед.

Насколько я понял из краткого диалога с офицером при вылете домой, это такая льгота для экскурсантов в Петру. Мелочь, а приятно.

Вообще, эта поездка была на редкость богата моментами, связанными с неожиданной экономией на очевидных расходах. В Шарме мы жили в Корал Бич Тиран. На форуме египетского клуба народ рекомендует при поселении положить в паспорт 10 долларов, чтобы дали нормальный номер с видом на море. Мы имели неосторожность обратиться за посредничеством в этом вопросе к представителю принимающей стороны по имени Аладдин. Он перетер с рецепшионистами, мы получили свои номера ( с относительным видом на море, но, в целом, неплохие и договорились встретиться с ним вечером. Неожиданно этот герой со сказочным именем принял нас за лохов и решил снять с нас по 10 долларов в день за номер. Ему было отказано в категоричной форме и после непродолжительной жесткой дискуссии он отказался от каких-либо денег в принципе, а также от своего предложения продать нам экскурсию на катере в Рас-Мухаммед за 500 долларов и, пожав нам всем по очереди руки, с виноватым видом ретировался. Таким образом мы не заплатили даже те 30 долларов, которые планировали платить за 3 номера.

В качестве резюме могу сказать, что из посещенных арабских стран (Египет, Сирия, Ливан и Иордания) Иордания произвела впечатление самой приветливой и цивилизованной.

Автор Игорь

3. алекс
    алекс 19 января

Супер!
    Крайне интересный и информативный рассказ.Молодцы. Парочка вопросов. Где ночевали в Петре? Приличный ли отель? Мы тоже планируем поехать в Петру из Шарма и тоже предпочли бы пробыть там пару дней вместо однодневного чартера из Шарма. Но с нами, скорее всего поедет теща, которая не очень хорошо переносит физические нагрузки. В Петре вам пришлось много подниматься пешком? Или ко всем достопримечательностям можно подъехать на машине или на ослике?

4. Anhar
    Anhar 11 марта

Влезу
    На самом деле сейчас в Петре проблема сосвободными комнатами. На кучу дат ВООБЩЕ ничего приличного нет. Все забито. Много испанцев, в частности. Поэтому лучше заранее бронировать отель - если на ваши даты еще что-то есть.

5. Vlad
    Vlad 19 января

Спасибо за рассказ. А фото есть?

6. Игорь
    Игорь 19 января

Ответы
    Фотки есть, пара штук вообще супер получилась, но они не в электронном виде:-((. Все равно такую красоту фотками не передашь, самим нужно смотреть. По поводу физической нагрузки. В Петре ВЕЗДЕ можно передвигаться на "такси". В самом начале - на лошадях, дальше - на осликах, верблюдах или повозках (повозки ездят только по Сику). Обязательно торгуйтесь, в 2 раза цену они снижают сами, только увидев ваше равнодушие к предложению. Физически тяжело подниматься только на гору жертвоприношений и к Дейру, хотя на гору мы поднялись нормально (теща, боюсь, не осилит). В оба эти места можно подниматься на осликах, но имейте в виду, что это - не прогулка а-ля Шурик с Верой. Наверх ведут ступени, вырубленные в расщелинах скал и уклон досточно серьезный. Я бы рекомендовал теще воздержаться от посещения этих мест, а ограничиться нижней частью Петры (а потом посадите ее на скамейку напротив Казны - там можно вечно сидеть), хотя я получил массу удовольствия и от подъема и от видов сверху. Гостиница обычная, без прибамбасов, было все необходимое, рядом стояли еще 2 аналогичные. Вообще, насколько я понял, проблем с выбором отелей там нет. Возьмите теплую одежду. Желаю удачи.

7. yvan   petrov
    yvan petrov 25 августа

"1
    Обокрали нищего бедуина... Однако...

8. Елисеева Наталья
    Елисеева Наталья 21 сентября

Игорь,с большим интересом прочла Ваш рассказ.Собираемся на 2 недели в ноябре в Нувейбу (есть паром в Акабу)и хотим посетить Петру. Стоим перед дилемой или заказать экс.тур в Иорданском клубе в Москве или же рискнуть поехать самим ( проблем с языком нет).Что посоветуете?

9. Игорь
    Игорь 22 сентября

ответ по Петре
    to Елисеева Наталья: А разве я не ответил своим рассказом?:-))). По поводу иорданского клуба не могу сказать ничего плохого, был даже участником его форума. Безусловно, у качественно организованного тура с хорошим гидом есть много плюсов. Просто я на дух не переношу любые групповые туры с соотечественниками и предпочитаю таковым свободу передвижения. Ехать нужно не меньше, чем на 2 дня!!!

10. Наталья
    Наталья 22 сентября

Спасибо, за ответ:))Кстати в Иорданском клубе мне выставили цену за такси от Акабы до Петры-130$ :(( цена на 2 дня за 1 чел.получается 400 $ это без учета экскурсий.Решили, что сами поедем, тем более, что опыт самостоятельного передвижения есть.