2 

- Пожалуйста, минеральная вода, - неожиданно прозвучал рядом приятный женский  голос. Оглянувшись, я увидел стюардессу, разносившую воду в пластиковых стаканчиках.

- Спасибо, - поблагодарил я, взяв один из них.

Сделав несколько  глотков, я обратил внимание на громкие голоса.

- Интересно, что это там происходит? – подумал я и привстал с кресла. Недалеко я увидел стоящих в проходе  людей. Они что-то горячо обсуждали  между собой.

  - ….я позвонила своим друзьям в городе, и они выяснили, что в  аэропорту началась забастовка. Уже объявили, что какое-то время не будут принимать, и отправлять самолеты. Нет, вы представляете себе! – Возмущалась блондинка из этой компании.

- Да, что вы говорите?! – откликнулась рядом стоящая брюнетка. – Вот мы попали! Ой, почему же тогда никто нам ничего не сообщает об этом! Что за тайны! Ведь мы же заплатили за билеты свои деньги!

- Ха, чего захотели! – пробасил мужчина спортивного вида, - зачем же они это будут делать? Они что – сами себе враги что ли? Нет, не надейтесь. Они будут тянуть до последнего. Ведь здесь же замешаны деньги. И в случае задержки самолета, авиакомпании придется раскошеливаться: кормить нас, размещать в гостинице, а кто-то начнет и морального удовлетворения требовать…

- А что, - поддержала его брюнетка, - и правильно будут делать….Я вот, еще тоже посмотрю, как это всё закончится…Я не согласна здесь из-за кого-то сидеть целый день. У меня в Москве столько дел…

- Не у тебя одной, дорогая, - отозвалась блондинка, - хорошо, если мы здесь проведем только один день. Я слышала, что совсем недавно люди несколько суток вот так ждали своего вылета….

- Ну, это же было в зале аэропорта, а не в самолете, - не выдержав,  вмешалась пожилая женщина, сидевшая рядом…

- Да какая вам разница, где ждать! - огрызнулась блондинка. – Место не имеет значения. И потом, - она  понизила голос, - если вас всё устраивает, вы можете не беспокоиться. Сидите себе спокойно на своем месте….

- А вы мне не грубите, молоды еще, - ответила пожилая женщина

- Вот еще, делать мне, что ли больше нечего……

Тут кто-то  увидел поблизости стюардессу.

- Скажите, - тут же направилась к ней брюнетка, - можем мы наконец-то узнать, почему задерживается наш рейс? Почему нет никаких объявлений? Вот мы сейчас звонили знакомым и узнали, что в аэропорту, оказывается, идет забастовка…

- Да, действительно, почему от нас скрывают правду….

- …так что же все -таки случилось….?

- …когда же мы сможем полететь….?

- …сколько нам еще здесь сидеть….?

-….какое безобразие!.....- послышалось со всех сторон

- Успокойтесь, пожалуйста, - не растерялась стюардесса, - я сейчас всё постараюсь выяснить. Только нужно немного терпения. Присядьте, присядьте, не стойте в проходе, - это небезопасно для вас, - сказала она, и больше не обращая ни на кого внимания, направилась в сторону кабины пилотов.

Людской гул немного затих.

- Ну, что, кажется, бунт на корабле, и мы никуда не плывем…э….то есть не  летим?! –  появился Соломон.  –  Что слышно? Какие новости? Где бунтовщики и виселица для них? – начал он опять балагурить. - Впрочем, - он внезапно замолк, в своей театральной  паузе, - мне сейчас позвонили и сказали, что казнить будут  не всех.

- Что так и сказали…

- Именно так.  Так что только через одного. Или через два. А может быть по росту или цвету глаз….Что, скажете, мой друг, вы с нами? – и он опять широко улыбнулся во весь свой искусственно - зубастый рот

- Я вас всё хочу спросить…., - начал, было, я…

- Не служил ли я в театре? – легко угадал он мою мысль

- Именно! У вас чувствуется серьезная подготовка….

- О, мой молодой друг! - воскликнул Соломон, - надеюсь, я вам, когда -нибудь   расскажу о своём  богатом творческом прошлом, - он медленно поднял глаза к верху. - Тогда  вы удивитесь, узнав с кем, имели дело! Вы узнаете, ЧТО  я был для театра и для  сцены! О, как  меня боготворили поклонники! Как после премьеры они забрасывали меня цветами! О Господи, какие это были времена! Какие были рядом женщины! Режиссеры не давали мне пройти, предлагая ведущие роли….- он умолк и достал носовой платок. Кажется, его глаза сделались влажными.

Я немного подождал и осторожно сообщил:

- Говорят, что в аэропорту, забастовка и нам здесь придется посидеть некоторое время….

Старик вздрогнул.

- Стюардесса была послана к командиру за выяснением подробностей, - продолжил я.

- Ха, забастовка….- тихо  вымолвил он. - Я вам так скажу, если стюардессу не послали куда подальше, чем к пилотам, то у всех нас еще есть шанс….

- Ну, кажется, жизнь налаживается, - подумал я, услышав прежние веселые нотки в голосе Соломона….

- А если вы меня спросите, - уже чуть громче продолжил он, - что по этому поводу может сказать Соломон, то я вам отвечу так, - он поджал губы, - лучше быть на земле обетованной, чем в забытом Богом другом месте.….

- Боюсь, я не очень уловил...

- О, не пугайтесь, молодой человек, - окончательно пришел он в себя, - мысль не птица, вылетевшая из клетки. Её, можно вернуть, - он грустно улыбнулся….- Я имею сказать, что слово «обетованная» происходит от слова «обет». Я уверен, вы это и так знаете. А обет – это, то обещание, которое дал Бог Аврааму. – Вы, я надеюсь, помните, кто такой Авраам? – вдруг повернулся он ко  мне.

-  Первый человек в Библии …..

- Да, да, - обрадовался Соломон, - именно в Библии, а не в анекдоте! Это тот самый умный Авраам, который первый усомнился в силе языческих  божков, сделанных руками самих людей. И он начал искать истину. Авраам долго её искал. Очень долго. И, знаете, что, мой друг,- его глаза сверкнули, - он её таки нашёл! Чудо свершилось! Он нашел своего всемогущего Бога. И, как вы думаете, что произошло дальше?

Я наконец-то стал понимать, что отвечать на вопросы Соломона было совсем не  обязательно. Он мог легко обходиться и без моих ответов….

- ….в этот момент Бог с ним заговорил! Да, я вам скажу, это настоящее чудо! Я вот, - тихо сказал он, наклонив ко мне голову, - между нами, говоря,  уже многие  долгие  годы молюсь Богу. Но, знаете…. пока не услышал ни единого слова в ответ. Нет, вы не подумайте, что я расстраиваюсь! Соломон не расстраивается. Соломон только немножко огорчается. …Я надеюсь, что это когда - нибудь произойдет. А как же иначе? По - другому нельзя…

-  ….это точно….Люди должны верить в чудо….

- Вот и я о чем говорю! – воскликнул старик. – Должны!

- А Авраам…., - нетерпеливо спросил я

-  А что Авраам? Бог и Авраам  дали друг другу обещание. Авраам со своими потомками обязался жить по законам, данным Богом. А Бог дал Аврааму, в вечное владение эту землю, с тех пор и называемую  обетованной. Поэтому-то то, я и думаю, что лучше быть на земле, благословленной Господом, чем неизвестно, где еще…

-  Скажите, а как вы догадались о…

- ….вашем отпуске, - быстро подхватил он, – всё очень просто, молодой человек. Я уже долго живу на этом свете. Видите ли, опыт сказывается. Знаете, несмотря ни что, в моих годах  тоже есть своя прелесть…

- Неужели…

- Да, поверьте мне на слово. От своего опыта, видите ли, нельзя просто так избавиться, даже если этого сильно захочешь. Он все время с вами. И даже скажу вам по секрету, - он перешел на шепот, -  как мужчина мужчине, опыт даже бывает очень полезен. Что вы так улыбаетесь, мой друг? Вы  не верите старому Соломону?

- Да, нет, верю,  я только…

- Таки я вам дам один пример. Знаете, - многозначительно сказал он, - при мне женщины уже теряют свою бдительность. Представьте себе, подхожу я, такой старичок к молодухе, - довольно хихикнул он, - а она  не ждет от меня ничего такого…. Ну, что ей меня бояться, старенького и плюгавенького? – старик  быстро провел рукой по своей, плешине на голове. – И…- Он сделал эффектную театральную паузу.

-  И, что же дальше…

- Хм, что дальше, что дальше? – Переспросил Соломон. – Дальше по всем законам этого жанра происходит то, что должно случиться между  женщиной и мужчиной, охваченными одной страстью - улыбка заиграла на его лице.- Впрочем, вы молодой человек уже достаточно взрослый и все эти банальности наверняка и так знаете. Поэтому перейду сразу к заключительной части, в которой важно то, что происходит потом….

-А что же происходит потом?

- Ха, а потом, когда уже всё у нас случилось, молодуха долго благодарит меня за доставленное ей  удовольствие….. Вот что такое опыт, - закончил он, и мы вместе рассмеялись.

- Но может быть и другая сторона у этой медали опыта, - продолжил я

- О, это интересно! – старик посмотрел на меня. -   И что же это такое? Что находится на обратной стороне?

- А то, что ваша жена, например, начинает интересоваться, сколько она будет получать, когда останется вдруг вдовой….

- Ха-ха-ха-ха…, - вновь захохотал Соломон, - а вы шутник, мой друг, шутник…

Он не спеша снял свои очки, положил  их в верхний карман рубашки.  – Знаете, молодой человек, что вам еще скажет старый человек? Вы сюда еще вернетесь, - он кивнул головой куда-то в сторону. – И еще вспомните мои слова….

- Не знаю…- неуверенно пожал я плечам. – Всё может быть ….

- Поверьте мне. Как видно, вы здесь пробыли совсем не долго,  и вряд ли многое  успели понять в этой необычной стране….

-  Необычной? Мне показалось страна как страна, - подзадорил я старика.

- Что? Вы не заметили здесь ничего необычного?! – Воскликнул он удивленно

- Да, нет. Есть, конечно…. - начал я что-то бормотать ….

- Вот, и я вам говорю!  Есть! Этого нельзя не увидеть! Я уверен, вы это заметили! Обязательно должны были заметить!

- Да, конечно, я просто хотел сказать…

- И знаете в чем необычность? – не слушал он меня. – Необычность заключается в том, что есть вопросы….Но не всегда на них есть ответы…

- Я как-то  не очень понимаю…  

- Позвольте, объясню. Вы знаете, мой друг, в каком году образовалось государство, на земле которого вы сейчас.... э…., как бы это сказать, - при этом он оглядел меня с головы до ног, - сидите….

- Кажется в 48г….

- Совершенно верно! – Обрадовался Соломон. - А что это значит? Нет, вы только подумайте, что это значит?!

- Ну…., - начал, было, я думать…

- А это значит, - не дождался он меня, - что стране Израиль всего-то шестьдесят лет! Понимаете меня, мой друг?

- Ну, в общем…

- Вот и хорошо! – радостно воскликнул он. – А теперь, назовите мне, еще хотя бы одну такую молодую страну в этом очень старом мире? 

Я поморщил лоб…

- Нет! Нет больше таких  стран! – Улыбался мой сосед. - Представьте себе, что у нас и  сейчас здесь еще живут седые старики, которые помнят это далекий год….

Я посмотрел на этого веселого старичка…

- Нет, нет, - быстро ответил  Соломон, поймав мой взгляд. - Бог, с вами, - он замахал руками, - это не я!  В это время моя дорогая мамочка, Господи, упокой её светлую душу,  еще сажала меня на горшок, как не умеющего самого этого делать. Что при этом говорить про мою память, которая тогда еще спала сном младенца…    

- Да, нет, я совсем не хотел….

- Ничего, ничего, - спокойно сказал он мне. – Я и, правда, уже не молодой  человек, хотя….- старик сделал паузу, и озорные искорки брызнули из его темных глаз. - Да это, в общем-то, неважно. А теперь можете мне сказать ответ, на другой вопрос -  что за культура у этого народа?

- Ну, не знаю, наверное, еврейская, - неуверенно ответил  я ….

- Ха,  еврейская, - усмехнулся Соломон. - Да в таком  котловане как в Израиле, по ходу нескольких аллий…..

- Аль…чего? – не понял я

 - аллия – это иммиграция….Так вот в результате нескольких таких крупных аллий в стране  перемешано столько всего, что сам черт не смог бы порядок здесь навести! – горячо воскликнул он, ударяя себя ладонью по коленке. - Кого здесь только нет! Со всего мира народ-то подбирался! Здесь все наши континенты представлены. Не удивлюсь, если даже есть кто-то из Антарктиды. Вы можете себе представить это? Еврей, да из Антарктиды! – ха-ха-ха, - засмеялся он. - Что вы мне на это можете сказать?

- …Смешно…

- А я об чем и говорю! – воскликнул Соломон. - Смешалось всё в этом божьем доме! А культура, - он понизил свой голос, - она знаете, требует времени и терпения. Как хлебное зерно,  брошенное в землю. Нужна влага, нужно тепло, нужно время и человеческие руки. Тогда и хлеб созреет. А что у нас есть сейчас? – Этот вопрос явно обращен был ко мне

- Да, а что у вас есть сейчас? – переспросил я

- А у нас, мой молодой человек, не было, ни одного, ни другого, ни третьего, - грустно вымолвил старичок и замолчал…

- Но всё ваши руках… - заметил я

- Эх, - тяжело вздохнул он. - Это так, да не так. Не всё так просто. И очень нужно чтобы один человек мог  договориться с другим…

- Что, не получается?

- Видит  Господь, нет, - печально сказал Соломон. - Да и как это можно сделать, скажите мне, когда и язык- то у нас особый…. 

- А с  языком-то что? – Как-то нервно хмыкнул я

- Э, молодой человек, не спешите, - встрепенулся опять Соломон. -  Вот вы знаете, когда заговорили на  иврите?

- Э….Наверное, давно …

- Ха, что такое давно! Писали давно. Но разговаривать стали совсем недавно! И придумал это один умный еврейский человек. Скажу вам по секрету, - зашептал он мне на ухо, - очень, очень умный был человек. Но если вы меня спросите, когда это было, я вам отвечу, что тоже, всего лишь шестьдесят лет назад…

- Не может быть, - вырвалось у меня

- Вы удивляетесь так, как будто вам в руки упала звезда, - старик посмотрел на мои руки, пытаясь там что-то увидеть. – Но, кажется, там нет ничего,  - заключил он, - так, что и удивляться тут нечему.

-  Но как же разговаривали евреи все столетия до этого! – Не выдержав, спросил  я

- Частью на идише.  Но большей частью на других языках.  А вы знаете, где жили многие евреи до переезда в Израиль?

- Ну, в Польше, Америке,  России…..

- Вот, вот. И еще примерно   в десятке стран по всему миру. Там они росли, учили язык, кончали свои университеты, делали немного денег,  женились, потом  рожали детей. На иврите говорить они не могли, а идиш знают не все. Вот скажите, сейчас у вас в России многие евреи знают иврит? Идиш?

- Ну, не знаю, я  как-то не очень общаюсь с евреями… Сам то-я...

- Вижу, вижу, вижу, - сказал он быстро, - вы не похожи  на  еврея….Хотя, - старичок на секунду затаил дыхание, -  если присмотреться внимательно…, -и с этим словами он приблизил свое лицо к моему….

 Я так быстро отдернул голову, что поверг его в полное изумление:

- Не надо бояться, молодой человек! Я не сделаю вам плохо! Соломон никому не делает плохо! – быстро проговорил он. - И потом, чего вы так испугались? Я еврей и с этим живу уже много лет. И, что самое главное, почти доволен этим….

- Да, но…..

Как обычно старик меня не дослушал:

- Так, что с моим вопросом, мой друг?

- ?

- А-а, - протянул он, - кажется,  вы сказали, что не знаете.  – Хм, не расстраивайтесь! Зато знает Соломон! – самодовольно улыбнулся старик. – Понимаете, я часто  приезжаю на свою бывшую родину и общаюсь с теми евреями, кто там  остался. Там, у вас - он куда-то наверх кивнул головой, - почти никто не знает, что такое иврит. Скажите мне по правде, кому он там был нужен, кроме маленькой кучки всего и вся боявшихся людей в кипах?  Им нужно было выживать в чужой  стране. Жить по её законам. Знать в первую очередь её язык,  а не свой. Как-то не до  своего языка им было….

-….Всем было нелегко….

- И еще одна мелочь, - не слышал меня Соломон, – я вас кое –чему научу. Затем, чтобы вы были умным молодым человеком. Это всегда может вам пригодиться. Так, вот, язык, на котором написан Талмуд, называется идиш. А иврит – это разговорный язык. Язык общения. Он усмехнулся:

 - Как говорит моя соседка Соня – почувствуйте разницу!

- Я не знал…..

- О, молодой человек, если вы еще немножко пообщаетесь с Соломоном, вы можете узнать много чего интересного….Вы не представляете, как важен для народа его язык, - тихо сказал  он. – Я вам даже не буду рассказывать историю про Вавилонскую башню, которую строили, строили, да так и не построили. Я уверен, вы её знаете, - он приоткрыл один глаз и быстро на меня посмотрел….

- Да, я знаю….

- Прелестно. И поэтому я вам лучше расскажу про такую далекую страну, как  Япония. Вы там  кстати бывали?

- Не довелось…

- Вот и мне не довелось. А странно-то говорят чудная! Вот бы я хотел посмотреть на еще одну чудную страну, - он мечтательно вздохнул…- Так вот, про Японию. Она была долгие столетия закрытой землей для всех иностранцев. Японцы старались никого не пускать к себе. Стерегли они свою культуры и секреты всякие. Думаю, было, им чего опасаться. Но дело  в другом. Как вы думаете, мой друг, они смогли добиться такой изоляции? – Соломон повернулся ко мне

-  Запрещали торговать, не принимали послов из других стран, - стал я что-то вспоминать, - запрещали браки с иностранцами,  закрывали границы…

- Золотые слова! – по -детски обрадовался Соломон. – Очень хорошо! Вы всё правильно сказали. Но есть и еще кое-что. Эти хитрые японцы придумали еще кое-что важное! И если я вам я скажу, что именно, то вы  поймете, что такое язык для народа….

- …ну, так скажите же….

- ….терпение мой друг, терпение. Это были умны люди, и они знали, что делали! Так вот, японцы запретили иностранцам учить свой  язык! Вот это был ход конем да с матом! Всё, точка! Они добились, своей цели!  Нет языка, нет ничего больше. В чужой стране без языка ты слеп, глух, и ничего не понимаешь. Можно смело собирать свои большие чемоданы и уплывать обратно к себе домой….

- Говорит командир корабля, - вдруг раздался надтреснувший голос по громкой связи, - я приветствую всех пассажиров на борту нашего лайнера «Боинг 767» выполняющего рейс по маршруту «Тель-Авив.- Москва».  К сожалению, я вынужден сообщить, что в аэропорту города Тель- Авив объявлена забастовка. Мы ведем переговоры о том, чтобы получить разрешение на взлет. Как только нам удастся сделать это, мы сообщим вам. Прошу сохранять порядок и спокойствие на борту самолета. Спасибо за внимание.

Голос умолк, и шум раздраженных голосов пробежался по салону.

- Ну вот, что и требовалось доказать, - сказал Соломон.- Кажется, мы никуда не летим. Наши евреи решили нас всё же задержать здесь. Прямо таки как всегда, ни себе, ни людям, - тихо проворчал старик.     

- Шлемочка, я всё думаю, почему вдруг наши еврейские работники в аэропорту объявили забастовку? – Услышал я знакомый женский голос сзади. – У них, что  голодают дети  или у них нет крыши над головой? Может так статься, что им негде больше жить? Я таки сильно беспокоюсь об этом….

- Дорогая, это не стоит твоего повышенного давления, - ответил ей  мужской голос.  - Ты же знаешь, что евреи всегда и всем не довольны. И даже когда один из них окажется в одиночестве на необитаемом острове, он будет просить высшие силы выстроить ему две синагоги….

- Очень хорошо. Я понимаю, что у еврея должно быть место для разговора с Богом. И знаешь, Шлемочка, лучшего дома для этого, чем синагога я не знаю. Но я пока не могу понять, зачем ему два таких дома?

- Разве ты не догадываешься, дорогая Рахилечка, что в одной он будет молиться, зато  другую он всё время будет обходить стороной…..Еврей должен же быть чем-то недоволен в этой жизни….

Страницы1234

4,3/5 (10)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Пляж Тель-Авива

    Пляж Тель-Авива

    Столица Израиля Тель-Авив имеет отличный песчаный пляж. Пляж искусственный, но сделанный так, чтобы купаться и отдыхать на нем было комфортно всем.…