ЧАСТЬ 2

Я вошел в здание вокзала и оказался в фойе.
Направо находился ресторан и там, как заведено в это время суток, гремела музыка и пенилось вино. Но – мне надо было налево, в зал ожидания.
Вопреки ожиданиям, зал ожидания был не таким уж и пустынным. Я походил между скамеек и выбрал себе одну.
Присел. Сосредоточился. И решил повечерять, благо и время для этого подоспело.
И вот только я полез в сумку за сэндвичем , как за моей спиной раздался грохот падающих скамеек, над моей головой пролетела бутылка и разбилась на много-много мелких осколков о стену.
Я оглянулся.
В зале ожидания, прямо напротив двери с вывеской « Милиция» шла драка. Двое на одного. Правда из двоих один был тучноват, а второй был низковат. А их vis-a-vie был и ладно скроен, и крепко сшит, и ростом, и по диагонали – всем взял!…Так что предсказать, чем закончился бы этот эксцесс ,было трудно. А вскоре стало невозможно чисто по техническим причинам. Открылась дверь и вышел милиционер средних лет. «Что- здесь- происходит?» - устало продиктовал он в пространство.
Похоже что его появления ждали все. Ибо драка тут же прекратилась.
«Так. Вы трое – оба следуйте за мной,- скомандовал милиционер и не оглядываясь ушел.
Следом потянулись и бойцы.
А я, глядя на такие дела, решил не медлить, а идти гулять прямо сразу. Не ждать утра. А ждать закрытия ресторана.

Я ходил по улицам. Вышел к огромному дому культуры, фотография которого есть аж в Большой Советской Энциклопедии!
Появилась возможность сравнить фото и оригинал:)
Здание впечатляет. Думаю, в момент своей постройки оно впечатляло еще больше.

Ближе к 23 часам, когда по моим расчетам ресторан должен был прочно опустеть, я вернулся на вокзал.
Зал ожидания был …заполнен лежащими телами.. Моя скамейка была уже занята!
Шьерт побьери!
Нашел другую…
Прикрыл глаза-
И тут кто-то потряс меня за плечо.

Я прислушался.
В полумраке зала ожидания слышались хорошо поставленные голоса и команды « Предъявите документы для проверки. Паспортный контроль!»
« Ваши документы!»- произнес профессионально усталый голос.
Я потянулся, протер глаза и посмотрел вверх.
Сверху на меня смотрел милиционер ( на этот раз в кителе с погонами:)
Что бы вы на моем месте ответили?

Вот и мне ничего умного в голову не пришло. Ответил, как смог спросонья.
« А они в сумке, в багажном отделении».
Тут недалеко от нас голоса зазвучали громче и с надрывом. Назревало сопротивление органам милиции.
Мой собеседник посмотрел в том направлении и нетерпеливо произнес: « Почему вы ночуете на вокзале?»

«This is an interesting question!»- подумал я про себя. Ну что тут можно быстро и убедительно соврать?..
…может у вас получилось бы лучше, а я так ответил: « Да я жду катер, который пойдет в 4 утра в Советскую Гавань»

Милиционер открыл рот …
За нами громкие голоса перешли в негромкие крики…
Милиционер махнул рукой и произнес – как окончательный вердикт вынес: «Вот идите в пароходство и пусть вас там обеспечивают кроватями!»

Внимание! Как говорил моряк Конецкий : с патрулем спорят только салаги.

Поэтому я энергично поднялся, четким движением руки вынул из багажной ячейки свою сумку ( я ведь ее туда взаправду спрятал, когда увидел в какой компании ночевать придется:) и – вышел в холодную октябрьскую ночь где-то на краю Евразии….

Шел …первый час ночи!

Шутки шутками , но надо было где-то укрыться, потому что уже шел мелкий дождь. Ветер с моря дул…нагонял беду…
Теперь я уже ни искал прохожих. Да их, кстати, и не было. Не май месяц, в конце концов!
Прямо перед вокзалом начиналась и шла вверх по склону улица. На ней , прямо между двумя рядами жилых домов вознесся маяк. Кажется, проблесковый.
По крайней мере маяк мигал по какой-то системе:)

Я прошел мимо маяка. Мимо последних на улице домов . И оказался – на окраине поселка….
Дальше начиналась ночь, дальше пустыня внимала богу и в тайге кто-то с кем-то говорил….

….Я нашел остатки деревянного домика: стены и брусья на которых когда-то лежали доски пола.
Дождик все равно проникал сюда, но хоть от ветра можно было спрятаться….
…шел час за часом…
иногда проносились кошки…
…один раз пробежала собака…

Около 4 утра я вышел из-за стен и медленно пошел против ветра вниз, в порт.
Надо сказать, что в 5 утра действительно из Ванино в Совгавань ходил пассажирский катер.
Я узнал об этом заранее, и хотел на нем добраться до Советской Гавани, чтобы там и осмотреть местность, и на поезд билет взять.
Ровно в пять часов открылась дверь и охранник впустил меня и группу таких же «ранних птиц».
Мы последовали за вахтером.
На территории порта выгорожен проход, за границы которого заступать посторонним нельзя. Большие белые стрелы на земле показывают куда идти и где сворачивать. И по ним мы вышли к причалу.
У причала действительно находился катер.
Только он не смирно стоял, а прыгал на высоких волнах.
Посадки не объявляли.

Наконец из глубин портовых сооружений нарисовался человек и объявил, что из-за сильного волнения катер сегодня не пойдет.
Началась небольшая истерика у части пассажиров, которым –кровь из носу – надо быть в аэропорту и лететь в другой аэропорт, на стыковочный рейс.
«У нас билеты на руках, вы ЭТО понимаете!!?» - перекрикивали они шум моря и ветра.
Портовый служащий понимал. Только поделать ничего не мог.
Я тоже призадумался. Признаться, в ЭТОТ раз у меня совершенно никаких идей не возникло.

…И вдруг подали автобус. И вот нас уже сажают в него. И уже везут. И везут нас в автобусный парк, где мы можем сесть на автобус до Советской Гавани.
Это хорошо.
Нас привозят в парк. Но сотрудники автопарка хмуро говорят, что автобусы пойдут по расписанию, а в Совгавань расписание начинается в 8 утра.
Это плохо.
И вот здесь уже НИКТО перед пассажирами не виноват, и спасать их билеты никто не со-би-ра-ет-ся!….

Дождь….Ветер… Тусклое октябрьское утро на краю Евразии….

Среди пассажиров распространилось решение «идти на трассу» и ловить попутку. Кто- то сразу двинулся «на трассу». Остальные потянулись следом.
Я выбрал себе в лидеры одинокого мужичка, который не кричал про билеты и не требовал звонить начальнику автобазы домой, а сейчас динамично двигал по одному ему известному маршруту. Я пошел следом – и не прогадал. Мужичок где-то через кусты, где-то напрямки – вышел на шоссе, а вскоре нас подхватил проезжавший служебный автобус.

По пути автобус притормозил, я вышел – и увидел станцию Советская Гавань-Город.
Конечный пункт БАМа – Транссибирской магистрали –2.
Знаковое место.
Зона метафизического потрясения….
Как и все подобные зоны и места, внешне станция выглядела неказисто. Ей-богу, даже вокзал в Ванино смотрелся как Дворец бракосочетаний по сравнению с этой станцией.
Но, по счастью, кассы уже были открыты.

Я был в очереди четвертым.
«У вас прописка не совгаванская ! – скомандовала продавщица билетов.
Я молча сунул ей свое секретное командировочное удостоверение.
« Здесь должна быть печать из милиции! – скомандовала продавщица опять.
« Да неужели ?!- удивился я.- Хм…действительно не стоит…»
« В следующий раз билет я вам не продам!»
« Так точно!»- подумал я.. И еще подумал…разное…:)

С обратным билетом я почувствовал себя полноценным человеком.
Поезд уходил вечером. Времени оставалось много. И я решил-таки съездить и осмотреть Советскую Гавань.

На десятой минуте поездки в городском автобусе я вдруг поймал себя на мысли, что если сейчас откроется дверь и с двух сторон войдут милиционеры и объявят: « Предъявите документы для проверки! Паспортный контроль.» , то я совершенно не удивлюсь.
Но автобус довез меня без дополнительных переживаний.

….Советская Гавань.
Я провел там один световой день, в не самое лучшее время года, при не самой хорошей погоде и не в самом лучшем своем настроении.
Все это повлияло на окраску моих впечатлений.. С меня достаточно и того, что я там побывал.

Мне достаточно , что
Я посетил два «закрытых города российского Востока»: Ванино и Советскую Гавань.

При этом,
Я приехал в эти два города не имея совершенно НИКАКОГО личного, общественного, делового и подспудного интереса.

Кроме того,
Я не ДОЛЖЕН был попасть в эти города. Правительство законом запретило посторонним приезжать сюда.
В этих городах нет совершенно НИКАКИХ исторических памятников , природных чудес и архитектурных излишеств.

Более того,
По пути сюда у меня четыре раза проверяли документы, один раз высадили с поезда, один раз выставили ночью на улицу, и чуть не разбили голову бутылкой в драке.

Но при всем при том – я рад, что все вышеперечисленное случилось со мной.
Да что там рад – я ГОРЖУСЬ что в моей жизни была эта авантюра.
…хотя ни себе, ни другим подобного я бы не стал желать сейчас, когда все позади:)

P.S. В итоге вся поездка заняла два дня и три ночи. Обратный путь прошел уже без происшествий.
Поезд ехал без остановок всю ночь. Хотя …Не обошлось без пьяной драки – как это заведено в общих вагонах поездов, что курсируют где-то на краю материка Евразия:)

P.S. Внимание! Безумству храбрых поем мы песню:)…(слово «безумство» стоит на первом месте!)

При этом я замерз в снегу, промок под дождем и чуть не отравился сырниками в диетической столовой города Советская Гавань...

1. Alex
    Alex 29 июля

Блестяще!!!

2. Igor`
    Igor` 20 июля

Браво!
    Пишите ещё! И не важно про какой год. Что интересно, у меня не бало специального интереса читать про Дальний Восток, но очень рад, что прочитал.

3. илья

6. Всеволод (сПутник)
    Всеволод (сПутник) 02 августа

Спасибо!
    Прочитал с огромным интересом! Да, вот что значит захотеть!!! Не знаю, отчаялся бы я на такое... К счастью, сейчас все эти места открыты и в мае сего года я без проблем проехал от Комсомольска до Ванино. Конечно, помню и вокзал, и маяки на горе. Удачи Вам!

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…