Дороги, которые нас выбирают

Светлой памяти дорогой и любимой бабушки, я посвящаю этот рассказ.

Ты покинула меня на второй день после моего возвращения, заснув тихим, мирным сном праведника. Я писал эти строки, глотая слёзы, и не мог смириться с тем, что ты никогда больше не встретишь меня у порога, когда я снова вернусь. В тот день Бог дал тебе крылья. Ты взлетела и ушла дорогой в небо, превратившись в звезду. И теперь, где бы я ни был и какой бы дорогой не шёл, ты всегда будешь рядом. Освещая мне путь, когда будет темно, согревая теплом, когда станет холодно. Смерти нет, есть вечная дорога без начала и конца, а на ней остановки в пути.

Предисловие.

Попрощавшись в очередной раз с домом, он вышел на улицу с двумя походными сумками в руках. Был ясный солнечный день. Подойдя к стайке жадных таксистов, почти круглосуточно дежуривших у его дома, вечно недовольных жизнью и никогда не согласных никуда ехать по реальной цене, он назвал им привычное направление: «Аэропорт». Поторговавшись немного для вида с одним из них, и придя вскоре к общему согласию, он положил сумки в багажник и сев на переднее сиденье, одел очки. Солнце слепило глаза. «Поехали, шеф!».

В тот день, кого-то ждал собственный кабинет с секретаршей и кофе на подносе, кого-то лекция в институте, кого-то свидание, кого-то ночной клуб и танцы до упада. Кому что.

Его в тот день ждала Дорога.

Дорога… Вечный спутник тех, кому некуда возвращаться, ведь их дом везде. Его ждала Дорога, которую выбрал он сам, Дорога, которая выбрала его. Сколько их уже было… Амстердам и Париж, Берлин и Иерусалим, Куала-Лумпур и Ханой. Из самолёта в поезд, и снова в самолёт. И где бы он ни был, везде и всегда проникался он чувством благодарности к месту, приютившему его. И ангелы-хранители тех мест отвечали ему взаимностью, оберегая его от опасностей, которыми чревата жизнь путешественника. И потому, всякий раз уезжая, он возносил им молитву благодарности и оставлял часть своей души там, куда привела его Дорога.

И снова в путь! Беги, беги, беги. Куда? Дорога подскажет, Дорога выведет к свету. Дороги, которые нас выбирают. У каждого они свои. Вся наша жизнь, Дорога. Лишь остановки в пути…

Остановка первая. Место встречи – Берлин.

- Sie muessen aussteigen *1, - раздался голос контролёрши в поезде.

Мне и сидящим рядом со мной трём русскоязычным девушкам пришлось встать и выйти из вагона. Частенько, находясь в Германии, я чисто интуитивно старался держаться поближе к людям, говорящим на русском, которых здесь хватает. Вдруг, не пойму что-то по-немецки, спрошу, они помогут, объяснят. Но, в этот раз это было бесполезно. Судя по всему, мои попутчицы понимали по-немецки ещё хуже меня. Мне пришлось выйти на станции Аэропорт Berlin Schoenefeld. Как я узнал позднее, в те дни шли какие-то ремонтные работы на железной дороге, и дальше ехать нужно было на S-Bahn *2, а билет на него покупать у автомата.

Автоматы, мои главные враги в Германии. Я не раз уже с ними сталкивался в предыдущих поездках. Немцы любят жаловаться на безработицу. А вот, оно решение проблемы. Сломать автоматы и поставить вместо них людей. И нет никакой безработицы.

Итак, не предвещая ничего хорошего, я подошёл к автомату, а там уже стоял и зло матерился, нажимая на все кнопки подряд, американец с традиционным рюкзачком на спине.

Are you German? *3 – с надеждой в голосе спросил он меня, обернувшись. Но, вглядевшись повнимательнее и, видимо осознав всю беспросветную глупость своего вопроса, американец безнадёжно махнул рукой и убежал куда-то вдаль вместе со своим рюкзачком. Видя страдания бедного американца, я решил даже не пытаться вникнуть в систему вокзального автомата. А вместо этого, просто, взять такси, сколько бы это не стоило, зато, по - крайней мере, иметь дело с человеком, а не с бездушной машиной.

***

Таксистом оказался выходец из Молдавии. Вот, так за душевной беседой о том, о сём я не успел оглянуться, как через несколько минут был уже на Alexanderplatz. Посетив торговый центр «Kaufhof» и так ничего и не купив, кроме одного компакт-диска, я отправился бродить по Берлину.

Берлин, один самых интересных городов мира. Здесь есть, что смотреть. Вся история Германии, да, что там Германии, история мира отразилась в этом городе как в зеркале. Это и Siegesaeule, Колонна Победы, выстроенная в честь победы над Францией, после которой была провозглашена Германская империя, Второй Рейх. Это и знаменитые Бранденбургские ворота, КПП «Чарли» и многое другое. Однако, Берлин вовсе, не похож на ветхую историческую реликвию, как скажем Иерусалим. Много живого и интересного происходит на его улицах и сейчас.

***

Мне всегда забавно и любопытно наблюдать, как люди в разных странах относятся к правилам дорожного движения. По отношению к светофорам можно сделать вывод и об общей дисциплинированности людей. В Берлине, как везде в Германии, как и во всей Европе, наступает такой момент, когда знак «стоять» относиться как к пешеходам, так, и к машинам. Представьте себе картину, стоят все, и машины и пешеходы. И никто не двигается. Немцы в целом, народ дисциплинированный, сказали «стоять», будут стоять, немецкий порядок. Однако иногда даже у стойкого нордического характера сдают нервы, и кто-то начинает идти на красный свет, а за ним и все остальные, мол, не я первый нарушил порядок.

Идём дальше. Вот, интересная выставка под открытым небом.

Как известно, символом Берлина является медведь. Так, вот на улице открыта выставка медвежьих фигурок из разных стран, разрисованных в национальные цвета художниками из тех стран, которые представляют медведи. На выставке много туристов и каждый находит своего родного медведя и фотографируется рядом с ним. Так, и я нахожу медведя из Узбекистана и прошу сфотографировать себя рядом с ним туриста из Америки. В связи с близостью в алфавитном порядке Usbekistan, USA, рядом с узбекским медведем стоит медведь американский, разрисованный в зелёный цвет с короной на голове и факелом в руке как у Статуи Свободы, поэтому, около меня крутится много представителей единственной сверхдержавы в одетых задом наперёд одинаковых «бейсболках». Всего на выставке медведи из 120 стран. Вот, медведь из Украины в нарисованной «косоворотке». Вот, русский медведь, вот, мишка из Киргизии, как две капли воды похожий на свергнутого некоторое время спустя Президента Акаева. «Мишка, Мишка, где твоя улыбка полная задора и огня?»

Интересно, что из бывшего Союза нет только представителей Туркмении и Белоруссии. Видимо, вождь всех туркмен и «батька» не дали своего высочайшего согласия на создание столь легкомысленных фигурок, и ни туркменский, ни белорусский медведь – баши в Берлин так и не приехали.

Идём дальше. Это что такое? На набережной Шпрее я вижу «напёрсточников». Неужели? В Ташкенте их разогнали ещё на заре «перестройки» и вот они здесь. Как будто, какая-то картина из прошлого. По акценту и внешнему виду, возникает смутное предположение, а не наши ли это бывшие соотечественники?

***

Голод, как известно, не тётка, поэтому, я начинаю движение в сторону Фридрихштрассе, где находится одно весьма приличное заведение.

Заведение называется Treffpunkt – Berlin, Место встречи – Берлин. Рядом приписка Alt-Berliner Kneipe *4. Kneipe, лучше всего переводится на русский, как «трактир». Kneipe, действительно, хорошее место. У входа вас встретят по-доброму пьяные физиономии завсегдатаев, искренне вежливые официанты и стилизованный под старину интерьер. Всё в лучших немецких традициях. В Kneipe царит добрая домашняя атмосфера, здесь можно вкусить настоящей немецкой пищи. Это и сосиски и знаменитые свиные ножки. Да, и сама пища какая-то душевная. Это не гамбургеры и не макдональдсы, которые я не могу воспринимать как пищу. Она скорее похожа на топливо для автомобилей. Вроде съел, сыт, а вкуса и удовольствия никакого.

Впрочем, к данному заведению у меня интерес не только гастрономический. В заведении есть меню на русском. Поэтому, притворимся, что не знаем ни немецкого, ни английского, откроем его и ознакомимся с ассортиментом:

Тарелка горохового супа, понятно, именно тарелка. А это что? Тарелка горохорого супа. Интересно, в чём отличие? Далее, следует гуляш по-венгерски с ляпшой. Ну, в общем, тоже ничего. А это что? Говяжья зраза с краснакачанай капустой. Нет, лучше не рисковать. Из напитков предлагается загадочный оранжевый сок и неизвестная мне доселе водка Рюмка.

Немного поразмыслив, я делаю выбор в пользу селёдки с картошкой.

Жизнь после хорошей и доброй пищи кажется прекрасной. Поэтому, с новыми силами, я направляюсь в сторону КПП «Чарли», исторической границе между бывшими американской и советской оккупационными зонами.

***

На своей недавней истории немцы научились делать хорошие деньги. Каждый раз что-то новенькое и оригинальное. На этот раз у КПП «Чарли» сидит девушка, одетая в военную форму ЗГВ и ставит всем желающим визы ГДР за 1 евро, а также печати типа «Вы выезжаете из американского сектора» и т.д. Услуга пользуется популярностью. Вот, американцы, не мудрствуя лукаво, просят поставить подобные печати прямо в паспорта. Признаюсь, что и вашего покорного слугу на секунду, но только на секунду, охватило короткое умственное помешательство, и я тоже было, машинально сунул руку в карман, в котором лежал мой паспорт. Однако, ещё секунда, и я представил себе лица сотрудников наших «органов» в аэропорту и, рассудив резонно, решил, что подобные шуточки они вряд ли поймут. Поэтому, я поставил себе визу несуществующего государства в записную книжку и сфотографировался с девушкой ещё за 1 евро.

Эх, сколько уже виз я получил за все эти годы. В паспорте осталась всего одна страница, скоро менять. Жалко. Но, впервые пусть и в записную книжку, но, всё-таки, я получил визу государства, более 10 лет назад канувшего в лету.

В любом случае, день удался. Место встречи изменить нельзя, место встречи – Берлин. И я счастлив, что мы снова встретились. Каждый крупный город, он как живой организм, имеет свой характер. И если город вам нравиться, значит, что-то близкое вашему характеру есть в нём и наоборот. И из всех крупных городов мира, в которых мне довелось побывать, Берлин близок мне как никакой другой. И как бы наивно это кому-то не показалось, но и я готов вслед за Президентом Кеннеди, в порыве души воскликнуть:

Ich bin ein Berliner! *5

Остановка вторая. Le ordre en francais *6

Гроссберен. 8 километров от Людвигсфельде. Здесь осенью 1813 года прусскими и союзными Пруссии войсками была разбита армия Наполеона. Далее, был Лейпциг, захват Парижа и т.д. На месте сражения небольшой монумент с высеченными на нём словами генерал - фельдмаршала князя Блюхера, командующего прусской армией. Дословно не помню, но что-то типа «Отступать некуда позади Берлин».

На этот раз мы попали на Пасху, в нерабочие дни и наши немецкие друзья решили сделать нам пасхальный подарок, отправив на пару дней в Париж в составе группы немецких туристов. Впрочем, собственно немецких в этническом смысле этого слова там было немного. В основном, русскоязычные и китайцы с вьетнамцами. Так, что и мы не собираемся никуда отступать. Вперёд, только вперёд! На Париж!

***

Признаюсь честно, что в последнее время, я стал немного уставать от так называемого немецкого порядка. Как-то всё уж очень у них правильно, а от того скучно и холодновато. В общем, не хватает романтики. Однако, вынужден признать, что во Франции вас быстро научат любить Фатерланд.

Франция встречает грязными туалетами, сумасшедшими ценами на всё и бардаком в городском движении. А может быть, это вовсе не бардак, а именно та самая романтика?

В гостинице мне выдают ключ. Ключ представляет собой, простой клочок бумаги, на котором написан код моего номера. Кстати, если вы временно останавливаетесь в гостинице, по-французски вы называетесь «occupant». Забавное словечко. Никогда не был оккупантом. Тем более, немецким. В первый же день я попал под дождь и мой «ключик» настолько вымок, что едва не прекратил своё существование.

Садимся в лифт. Я по обыкновению слегка облокачиваюсь на противоположную сторону, а зря. То, на что я облокотился, вдруг оказывается дверью, открывается, и я едва не вываливаюсь в коридор. Вот, так, входишь в одну сторону, выходишь в другую. Заходим в номер. Туалет в нём настолько мал, что, войдя в него, так и хочется с ужасом вскрикнуть «Замуровали демоны!». В ванне душ без шланга. Открываешь кран, и вода просто льётся из дырки сверху. Кроме этого, в ванне некуда повесить полотенце. Можно только положить на пол, но, поскольку, и ванна крайне мала, то полотенце может намокнуть. Поэтому, приходится выбегать из ванны, в чём мать родила и вытираться уже в номере. Но, самое интересное, это то, что над кроватью находится… Верхняя полка. Как в поезде. Можно спать внизу, а можно залезть наверх. Одним словом, романтика. И нам скучным материалистам вряд ли понять поэтическую душу французов.

***

Немецкая турфирма организовала поездку из рук вон плохо. Туристы были, по сути, предоставлены самим себе. Однако, мне было полегче, так, как я был в Париже ранее и неплохо знал город, по - крайней мере, центр. Поэтому, на второй день, когда за нами не пришёл автобус до Фонтенбло, и мы оказались предоставлены самим себе до пол одиннадцатого вечера, к нам с Рустамом пристроились три туристки из нашей группы. Сёстры Оля и Валя, живущие два года в Берлине, приехавшие из Новороссийска и Владимира, и одна представительница революционного Бишкекграда из Киргизии. Мы пытаемся впятером выбраться из того места, где нас бросили, а по дороге сёстры задают мне вопросы о жизни в Узбекистане, типа «Сколько лет у вас идёт война?», «Почему женщины у вас ходят в паранджах» и т.д. Примерно такие же у них познания и о Франции. Поэтому впоследствии, всякий раз, когда я открывал рот с рассказом о парижских достопримечательностях, Валя включала видеокамеру и записывала всё, что я говорил.

Однако, в чём в чём, а в лёгкости приспосабливания к парижской жизни, они оставили нас далеко позади. К примеру, они научили нас пользоваться на «халяву» туалетом, используя всего один жетон. Я бы до этого ни за что не догадался.

Наконец, я понимаю, что слишком много на себя взял в качестве гида и просто забрёл неизвестно куда. Поэтому, наступив на свою гордость, я предлагаю поехать на метро. Сёстры уже ездили на метро, а я никогда ещё не пользовался этим видом транспорта заграницей, предпочитая пешие прогулки.

В метро, по одному единственному жетону, мы впятером нагло проходим через турникеты. Самое забавное, что работница метро, только, что продавшая нам этот единственный жетон, взирает на всё происходящее с олимпийским спокойствием, даже не пытаясь остановить творящийся у неё под носом беспредел. Напрашивается вопрос, а зачем она вообще здесь нужна. В метро меня ждёт ещё один сюрприз. Никто не объявляет станции. Тебе надо, ты и узнавай, куда тебе ехать. Но, справедливости ради, стоит сказать, что названия станций на платформах всё-таки написаны. Так, что не всё так плохо.

Таким, вот образом, мы всё-таки доезжаем до нужной нам станции и выходим из метро на место встречи туристов из нашей группы, где стоит памятник де Голлю, «мужик в пиджаке», как мы все его дружно прозвали.

Остановка третья. Праздник, который снова со мной

И всё же, всё же, всё же… Париж остаётся Парижем. И каждый, кто хотя бы раз побывал здесь, никогда об этом не забудет и, вернувшись домой привезёт с собой свою, непохожую ни на какие другие, историю путешествия в этот великий город. И какой бы она не была, неизменным будет то чувство, которое лучше всех выразил Хемингуэй одним названием своего рассказа «Праздник, который всегда с тобой». И этот праздник всегда останется в душе человека, который его пережил. И я счастлив, что этот праздник вновь посетил меня в тот момент, когда я совсем не ждал встречи с ним.

Есть особая прелесть в посещение тех мест, в которых уже когда-то был. Как встреча со старым другом, которого уже не надеялся увидеть. И вот, неожиданное, почти волшебное стечение обстоятельств и вы видитесь вновь. Поэтому, оставим «le ordre en francais» для предыдущей главы, и отдадимся этому празднику, совершив прогулку по Парижу, и пусть каждый решает для себя, стоит ли он того, чтобы его увидеть или нет.

***

Начнём, пожалуй, с церкви Sacre Coeur. Она возвышается на холме Монмартр, откуда открывается прекрасный вид на город. Лично мне, церковь интересна по нескольким причинам. Во-первых, сам её смысл. Sacre Coeur была воздвигнута после франко – прусской войны, и посвящена её жертвам. Именно, жертвам. В отличие от немцев, которые после 45 года бояться гордиться своей историей, опасаясь быть заподозренным в неонацизме, французы гордятся своей историей с лихвой. Посмотришь беглым взглядом, не люди, а сплошные герои. В Париже много памятников героям многочисленных войн, в которых участвовала Франция. Значительная их часть, это, как правило, французские генералы, неоднократно битые своими немецкими коллегами. А их главное достижение лишь в том, что у них были хорошие союзники в лице русских и англичан. Ну, и самый главный «герой», это, конечно, великий и непобедимый Наполеон, выигравший всё, что можно, в результате «победоносных» войн которого, Франция оказалась оккупированной всеми великими державами, а сам великий полководец бесславно закончил свои дни на острове святой Елены. Но, попробуйте об этом сказать французам. А тут, в честь жертв, а не героев. И это правильно. Ведь, война отставляет после себя лишь кладбище, а на кладбище все жертвы.

У церкви интересная и необычная архитектура. Она похожа скорее на церковь византийскую, чем на традиционную католическую и окрашена в белый цвет. У подножия церкви, весело крутится карусель, у которой Амели, героиня известного одноимённого французского фильма назначала свидание. Я видел эту карусель в фильме, и теперь я здесь в реальности.

Тут же рядом, наши чернолицые братья пытаются «впарить» проходящим мимо туристам некий «лохотрон». Не зная и не имея никакого желания узнать, в чём состоит «фокус-покус», уверен, что ничего хорошего он не сулит. Поэтому, я сразу предупреждаю Рустама, что, несмотря на всю романтику Париж всё же не Берлин, и ходить по улицам здесь лучше со злыми и агрессивными физиономиями, будет меньше шансов стать чьей-то наживой. Первый опыт удаётся, и чернолицые братья так и не решаются вступить с нами в контакт.

***

Покинем Монмартр и перейдём на остров Сите. Именно здесь, в своё время и возник Париж. Экскурсия, на которой я здесь был с русскими туристами так, и называлась «Чрево Парижа – исторический центр города». Ну, а самой главной достопримечательностью исторического центра является, конечно, Собор Парижской Богоматери, легендарный и воспетый Notre Damm de Paris. Беден язык, чтобы описать всю красоту Собора, хранящего в себе память о долгих, начиная с 13 века, годах своего существования. Да, и лучше, чем это сделал Гюго уже сделать невозможно. Это, действительно, готический стиль. Войдя внутрь, сразу создаётся ощущение тайны, чего-то непостижимого нашему сознанию, ощущение, что попал не просто в церковь, а в мир теней. Внутри много туристов, они молчаливы и только как-то неестественно щёлкают вспышки их фотоаппаратов. Мы медленно движемся в полутьме, затаив дыхание, в сопровождении ликов святых. А горящие тусклым светом свечи освещают нам путь. А Он взирает на нас из-под сводов Собора и видит каждого, его грехи и добродетели. И ничего нельзя утаить от Его взгляда. Он видит всё и решает, кому и что даровать по делам его, а для кого уже пришло время отправляться в путь по дороге в небо, туда, где в вечном танце кружит Эсмеральда. Но, наше время ещё не пришло, мы выходим из Собора, и с непривычки щурим глаза, защищаясь от яркого солнечного света. Мы продолжаем свой путь по грешной земле.

Пройдя по мостам, мы оказываемся у Лувра. С конца 18 века, после Революции, Лувр известен как самый большой музей в мире, а до этого здесь был королевский дворец. Здесь жил, пожалуй, самый известный французский король Людовик XIV, Король-Солнце, здесь по этим улицам и залам внутри ходил кардинал Ришелье, плелись интриги и заговоры парижского двора. Эти улицы видели Д` Артаньяна и трёх мушкетёров и других героев Дюма. Далее, от Лувра в сторону Елисейских полей, место любимое всеми туристами, сад Тюильри. Турист, существо, которое часто устаёт и поэтому, нуждается в отдыхе. А сад Тюильри, просто идеальное место отдыха, для уставшего путника. Можно сесть на стульчик и любоваться, как в искусственном пруде мирно плавают и крякают утки, предаться состоянию умиротворения, да, и, просто, отдохнуть физически.

Мы вновь доходим до «мужика в пиджаке» и поскольку есть ещё время, сворачиваем на самый красивый мост Парижа, мост Александра III. Мост, действительно, красивый, французы постарались на славу. Ведь, приезд императора и заключение франко – русского союза дало в своё время, гарантии Франции, что в случае, войны с Германией, помощь России ей будет обеспечена. К чему привёл этот союз Францию, всем известно, страна стала великой державой, победительницей в войне. К чему привёл этот союз Россию, к сожалению, тоже всем известно.

И ещё, с моста Александра III открывается великолепный вид на левый берег Сены, с Эйфелевой Башней. Я не большой поклонник Башни, могу лишь заметить, что она, действительно, великолепно смотрится в тёмное время суток, сверкая в темноте и напоминая огромную праздничную новогоднюю ёлку.

И снова назад к «мужику в пиджаке». Есть ещё время до отъезда, мы гуляем по Елисейским полям, которые венчает Триумфальная Арка. Идёшь по этой длинной улице, видишь Арку перед собой и кажется, что она уже рядом, ещё один шаг. А она как мираж всё дальше и дальше. Как оптический обман зрения, как чудо. Как вся эта поездка, такая неожиданная и незапланированная, что кажется, а было ли это всё на самом деле?

Ночь и тишина, данная навек

Дождь, а может быть падает снег?

Всё равно бесконечно надеждой согрет

Я вдали вижу город, которого нет

Остановка четвёртая. В сердце Саксонии

После непродолжительной остановки на обед и осмотра достопримечательностей в Майсене, мы продолжаем наш путь. Майсен один из старейших городов Германии и известен тем, что здесь была основана первая в Европе фарфоровая фабрика. Кроме этого, Майсен был первой столицей Саксонии. Я уже был в Саксонии, это и Лейпциг и Виттенберг, но сейчас мы держим путь в самое её сердце, столицу, исторический и культурный центр, город Дрезден. Старые друзья, Берлин и Париж позади, впереди новое знакомство

***

Мы едем по изогнутой трассе, а вдоль неё течёт река Эльба.

И вот, наконец, вырастает Дрезден. Первое впечатление, все основные достопримечательности города находятся очень близко друг к другу. Можно сделать один взгляд и охватить им всё сразу. Этого, конечно, будет недостаточно, чтобы познакомиться с городом, поэтому, естественно, мы идём дальше. Одной из самых главных достопримечательностей города является дворец Цвингер, бывший когда-то резиденцией саксонских королей, самым известным из которых был Фридрих Август II, прозванный Сильным. Из наших школьных учебников он в основном, известен тем, что, будучи по совместительству ещё и польским королём, являлся союзником Петра I в войне со шведами. Король был слаб в военных делах и большого толка от него в той войне не было, но зато он прославился на другом поприще. При нём Дрезден превращается в центр европейской культуры и искусства. При нём и был построен Цвингер, а также символ города церковь Frauenkirche. Впрочем, ещё при правлении саксонских королей Цвингер стал превращаться в музей. И сегодня здесь находятся коллекция фарфора, исторический музей, зоологический музей и самое главное, картинная галерея «Старые мастера», известная нам более как Дрезденская галерея.

Я небольшой знаток живописи, но сам факт пребывания в таком легендарном месте, безусловно, будоражит моё сознание, и я с чувством благоговения хожу по залам галереи, вглядываясь в шедевры мировой живописи. Здесь выставлены работы Эль-Греко, Дюрера, Рубенса, Гогена, Боттичелли, Тициана, Рембрандта. Но, самый главный шедевр галереи, это «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Я осматриваю картины известных мастеров, но, среди них выделяю малоизвестное мне имя Бернардо Белотто, по прозвищу Каналетто. Этот автор был придворным живописцем и отличился своими пейзажами Дрездена. Картины Каналетто поражают своей простотой и реализмом. Как будто они написаны только что. Настолько они похожи на сегодняшний Дрезден. Кажется, что можно просто сделать шаг и …

***

Я иду вдоль фарфорового панно «Шествие королей». Самое большое в Европе, 102 метра. На нём запечатлены 35 правителей Саксонии, правивших страной с 12 по 20 век. Я иду вдоль панно, глядя на королей, и приближаюсь к Frauenkirche, самой известной протестантской церкви Германии, в которой отразилась вся непростая история этого города. Дрезден многое пережил. Город страдал от сильных пожаров и наводнений, последнее из которых произошло совсем недавно 3 года назад, когда Эльба вышла из берегов, и её уровень достигал 4 метров. Но самая страшная трагедия случилась здесь в годы Второй Мировой войны.

***

В ночь с 13 на 14 февраля 1945 года, англо-американская авиация подвергла город мощнейшей бомбардировке, в результате которой, Дрезден был практически стёрт с лица земли самым варварским образом. Под руинами были найдены 35 000 человек, а точной цифры погибших нет до сих пор. В Дрездене не было ни одного военного объекта, это был город, в котором жили беженцы. Помимо бессмысленного убийства людей, можно добавить, что Германия к тому времени была уже повержена, и всем было ясно, что нацистам конец. А раз так, значит очень скоро, все исторические и культурные ценности станут общим достоянием. Но, ничего этого не было принято во внимание, и Дрезден был превращён в руины, став немецкой Хиросимой. Следы той страшной ночи видны практически на всех старых зданиях города, покрытых во многих местах копотью оставшейся после бомбардировки. Ну, а от Frauenkirche осталась лишь одна стена, всё остальное было уничтожено.

В годы ГДР стена служила просто мрачным напоминанием о прошедшей войне и не восстанавливалась. А после объединения начался процесс её восстановления на пожертвования обычных граждан. Реставрация идёт уже больше 10 лет и будет закончена в 2006 году. О том, сколько дней ещё осталась до окончания восстановительных работ напоминает табло в центре города.

Мы продолжаем бродить по городу, и выходим на Брюльскую террасу, откуда открывается прекрасный вид на Эльбу. Гёте называл это место Балкон Европы. Отсюда можно пройти в Новый город по самому известному мосту Дрездена, мосту Августа, соединяющего две части города и выйти к памятнику Золотой всадник. Золотой всадник, это Август Сильный в одежде римского императора. Мы идём по мосту и любуемся Эльбой. Ещё один шаг и …

Я снова стою перед картиной Каналлето. Что это было? Ещё один мираж?

Послесловия не будет. Путешествие продолжается!

Переводы на русский.

1 Вы должны выйти

2 Скоростной трамвай

3 Ты немец?

4 Старый берлинский трактир

5 Я – берлинец

6 Порядок по – французски

Использован фрагмент песни Игоря Корнелюка «Город, которого нет».

Комментарий автора:

Страницы1

0,0/5 (0)

2 комментария

  1. Gennadi Wittmann
    Gennadi Wittmann 04 июня

    Дрезден
    Извините,но у меня другое мнение о разрушении Дрездена.Немцы получили то, что заслужили.Вспомните о нацистском варварстве, в течении нескольких лет, против многих стран и десятков милионов людей.Я живу в Германии 15 лет и считаю, что они легко отделались за свои ужасные преступления.Новые поколения начинают уже забывать о том что произошло и по чьей вине.В Германии начинает появляться мнение о том что немцы были жертвами а не преступниками.Я считаю это очень опасным для нашего обшего будушего.Поэтому,несмотря на то что я являюсь гражданином Германии,в душе я считаю себя американцем.С уважением Г.Витман.04.06.05

  2. Игорь
    Игорь 07 июня

    Ich bin ein Berliner!
    А знаете, почему берлинцы посмеялись над Кеннеди? По правилам грамматики перед определением профессии, национальности и т.д. неопределенный артикль ein не ставится. Поэтому фраза "Я - берлинец!" должна была звучать так "Ich bin Berliner!" А у президента США получилось "Я - пирожное берлинер" (такая завитушка с глазурью).

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Студенческая пивная эпохи Гете: погребок Ауэрбаха

Студенческая пивная эпохи Гете: погребок Ауэрбаха

В 1525 году лейб-медик и профессор философии Хайнрих Штромер фон Ауэрбах открыл студенческую пивную в погребе своего дома, так как, по его словам, «при верном употреблении вино – превосходное…