Пещеры - Постойна яма

Восточная Европа

Собор в Любляне

Восточная Европа

Любляна

Восточная Европа

Музыкант, Прага

Восточная Европа

Прогулочные повозки

Восточная Европа

Карлов мост, Прага

Восточная Европа

Вступление
Так случилось, что компания, в которой я работаю, заключила контракт на поставку нашего программного обеспечения вместе с оборудованием одного западного производителя в страны восточной Европы. Название западной фирмы, а также своей компании я называть не буду, чтобы избежать обвинений в свой адрес в рекламе. Наш бизнес-тур должен был проходить по столицам четырех восточноевропейских стран – Варшава, Прага, Будапешт, Любляна, где мы должны были провести семинары по нашим технологиям в представительствах западной фирмы для местных менеджеров. Кстати мы, это я и Люба – менеджер по продажам, усилиями которой собственно и был подписан контракт с вышененазванной западной фирмой. Подготовка прошла успешно, нам оформили визы через посольства Польши, Чехии, Венгрии и Словении. Четыре краткосрочных визы раскрасили страницы наших паспортов. Мы подготовили ноутбук с нашим софтом и всеми необходимыми презентациями. Нам разработали маршрут, забронировали гостиницы и выдали наличные деньги, что называется на проживание и пропитание.

Часть 1. Pzeczpospolita Polska.
Все началось очень буднично и по деловому, дорога в аэропорт на служебном автомобиле, огромная очередь на паспортном контроле в Шереметьево, и наконец, перелет Аэрофлотом, с непременным бокалом вина, и креветками на закуску. Все самое интересное началось на польской границе в аэропорту Варшавы. Польский пограничный контроль, до этого спокойно и методично пропускавший всех пассажиров, споткнулся именно на нас с Любой. «Где ваша Анкета из посольства?» - неожиданно спросил пограничник. И правда, где? Анкету мы заполняли, но отдали в посольство в Москве, обратно нам ничего не вернули, кто теперь знает где она. Впрочем, чистые бланки анкеты пограничник нам тут же выдал. Пришлось их заполнять, печатными буквами, но почему только нам? Благополучно вырвавшись из рук пограничников, с проштампованными анкетами и паспортами, и поменяв немного зеленых денег с президентами на местные злотые, мы взяли такси до гостиницы.

Устроившись в гостинице, мы поехали на вокзал, чтобы купить билеты на поезд в Прагу. Первое впечатление от Варшавы – очень обычный шумный и большой город. Единственное что запомнилось, это когда мы подъезжали к вокзалу, у нас случился небольшой приступ дежавю. Вдруг на фоне серого неба возник приближающийся силуэт стандартной московской сталинской высотки, что это МГУ, МИД, или гостиница "Украина"? Позже мы спросили у польского менеджера, что это за чудо. Подарок Сталина городу-герою Варшаве, ответил он. И добавил, что когда он был маленьким, и жил неподалеку от этого здания, ему всегда было удобно возвращаться домой. Высокое здание хорошо заметно из разных точек города, и выгодно выделяется на фоне непримечательной архитектуры новой Варшавы. Долгое время поляки вели споры, а не снести ли это наследие сталинского режима, слава богу, здравый смысл взял верх, здание решили оставить, слегка перестроив. Благополучно купив билеты в кассах вокзала, где, как нам показалось, половина пассажиров говорила по-русски, и кассиры также лучше понимали по-русски, чем по-английски. Правда, в дальнейшем нам пришлось говорить в основном только по-английски. Проголодавшись, мы решили перекусить. Как оказалось, сделать это в районе вокзала оказалось не самым простым делом. Либо мы находили палатки с хот-догами, вокруг которых сновали бомжеватого вида странники явного украинского происхождения, либо это были рестораны отелей, куда нам не хотелось заходить, так как было желание лишь слегка перекусить. Наконец, мы увидели указатель Pizza Hut, увлекающий нас вглубь подземного перехода. Спустившись в переход, мы, как и положено, стали двигаться по указателям Pizza Hut, при этом все более осознавая, что движемся по кругу. Попытки выйти наверх из перехода не увенчались успехом, мы не нашли Pizza Hut ни в одном из выходов из кольцеобразного тоннеля. Это такой польский рекламный трюк решили мы, и вышли из кольцевого тоннеля.

Наше желание перекусить, особенно после блужданий по кругу, стало уже просто навязчивым. Мы зашли в первое попавшиеся уличное кафе. Я сразу заметил краник с пивом, ага значит мы на правильном пути. Маленькая толстенькая полька поинтересовалась, что мы будем есть. Не поняв ничего в польских названиях блюд, мы ткнули в жареную колбаску, жареный же картофель и маринованный огурчик, ну и непременную кружку пива для меня. Но нам это показалось мало, увидев на плите милый чугунок с супчиком, мы имели неосторожность попросить подать нам и его. Запах исходивший от супчика, пожалуй, не дал бы шанса на выживание не только мошкам и мушкам, но и мелким грызунам. Но мы - представители высокоразвитого отряда приматов, выдерживали и не такое. Люба не смогла съесть и ложки, а я решил все-таки попробовать, что за национальную похлебку готовят в Польше. Что можно сказать, в нем было много перца и каких-то пряностей, но основной состав, кажется, я смог это определить, – стенки кишечника крупного рогатого, а может и копытного животного. Хорошо, что я имел возможность запить все это дело пивом!

На следующий день нами был успешно проведен семинар для польских коллег. Интересно, что мы вели семинар на английском языке, а представить польской стороны переводил на польский для своих коллег-менеджеров. Не думаю, что такое возможно в России, то есть, что можно устроится менеджером в западную компанию, без знания английского языка. После семинара, у нас было несколько часов для прогулки по старой части города. Старая Варшава конечно достаточно приятное место. Маленькие улочки с сувенирными лавками, площадь с соборами и красивыми домиками. Стоит отметить также королевский дворец, и площадь перед ним, памятник Копернику и здание университета, а также дом-музей Шопена, с красивым парком. Ближе к вечеру мы прибыли на варшавский вокзал, поражающий своей неевропейской грязью, и бомжами, пристающими к пассажирам. Еще нам показалось забавным табло на перроне от которого отходил поезд на Мюнхен. Надпись с номером поезда загорелась на нем ровно в тот момент когда прозвучал свисток об его отправлении, и погасла, как только последний вагон скрылся из видимости. Такое ощущение, что это табло предназначено специально для опоздавших пассажиров, чтоб они убедились в том, что они опоздали именно на свой поезд. Как бы то ни было, мы сели в свой поезд, уходящий в Прагу, и заняли свои места в трехместном купе, с полками в три этажа, друг над другом. Уже ночью нас разбудили два пограничника, очень разных по виду, маленький толстый поляк в зеленой форме и высокий статный чех в черной. Проверив наша паспорта, чех обратился к нам с уже становившимся традиционным вопросом – "Где ваша анкета?". Что нам было сказать? Мы показали польскую анкету, заполненную в аэропорту. Поляк сделал в ней свою отметку, а чеху пришлось довольствоваться простановкой штампа в паспорт. Очередное пересечение границы состоялось, но было оно далеко не последним. Тем временем поезд вез нас в самое сердце Европы, город-сказку – Прагу.

Часть 2. Прага – все на благо гостей города (конечно же, за их счет).
Утро, пражский вокзал, самый дальний перрон. Но все-таки мы в Праге! Заходим в здание вокзала, надо купить билеты в Будапешт, так как вечером мы уже должны уехать. Гостиница в Праге у нас не запланирована, сдаем чемоданы в камеру хранения. Определившись с поездом на Будапешт, идем менять деньги. Вот тут и начинается знаменитое пражское туристическое обдирательство. Курс обмена нам ничего не говорит, возможно, где-то есть и лучше, но нам надо покупать билеты. А вот комиссионный сбор, который оставляет себе Exchange, прямо скажем, неприятно удивляет -5%. Однако пора на завтрак. Достаточно быстро мы выходим на бульвар. Сразу становится понятно - это не Варшава. Здесь, в центре Праги, каждое здание как произведение искусства. Вот, например, Национальный музей, стоит на холме и блистает своим куполом в лучах утреннего солнца. Но сесть и поесть утром в Праге тоже оказалось проблемой, то опять отели, то еще не открытые кафе. Спас нас, как это не прискорбно, американский общепит под желтой вывеской - Макдональдс. А что делать, уже пора было завтракать и ехать по бизнесу. Но то, с какой скоростью работали девочки в пражском Макдональдсе, это просто побило все рекорды…

Налить кофе – 2 минуты
Поджарить картофель –5 минут
Завернуть Биг-Мак – 4 минуты
Сдать сдачу – 2 минуты
Итого – 13 минут

Вот это скорость! И это при пустых залах, и работая над нашим заказом всего лишь вчетвером! Я думаю, с такой скоростью работы в Москве этих девочек уволили бы на 5-й минуте выполнения заказа. Видимо у нас все-таки разный темп жизни. Выпив свой утренний кофе, мы пошли к стоянке такси, чтоб ехать в офис так и неназванной западной фирмы, на семинар. Мы не знали, куда нам ехать, но имели бумажку с адресом, которую и предъявили скучающему таксисту. Он также не знал такого названия, но стал лихорадочно искать его в атласе Праги. Не найдя нужной улицы и там, стал звонить кому-то по сотовому телефону, что также не дало результатов. Тогда уже мы позвонили в офис нужной нам фирмы, и, хоть и не с первого раза, но нам ответили, и объяснили, наконец, таксисту, куда нужно ехать. Ехали мы долго, по уже знакомому бульвару, мимо вокзала, по мосту через Влтаву, потом куда-то в гору, через многочисленные трамвайные пути… Короче, добрались до места. После прощания с таксистом и мысленного пересчета в доллары суммы, которую мы заплатили по счетчику, нам стало немного не по себе. Содрал он с нас, ну просто неприлично большую, чтоб указать ее в данном рассказе сумму. Вот такие непредвиденные расходы ждали нас в Праге. Однако отработали мы семинар очень хорошо, помимо менеджеров было много журналистов, всем понравилась наша программа, что и не удивительно (замечу я скромно).

После семинара мы поехали в центр, уже на метро. Как прекрасна старая Прага, скажу я вам, с её улочками и площадями, соборами и замками, и, конечно, пивными заведениями. И насколько тяжелые ноутбуки выпускает фирма …, также не буду ее называть, чтоб не получить обвинение в антирекламе. Но сумка с этим ноутбуком, значительно сокращала интервалы свободного передвижения по городу, между остановками в уличных кафе, для дозаправки чешским пивом и для отдыха рук, ног, плеч и спины. Я покупаю, в качестве сувенира, маленькую ведьмочку с метлой, страшную внешне, но добрую внутри. С жесткими длинными волосами, кривым носом и голубыми глазами, сверху у нее веревочки, она марионетка и может двигать ручками, ножками и челюстью, подвластная движениям человеческих рук. Дойдя до Карлова моста, мы перешли на другую сторону Влтавы. Где решили поужинать в одном из ресторанчиков. Посмотрев меню, и убедившись в наличии супчика, большого выбора горячих блюд и приемлемых ценах, мы решили – садимся. Поели мы действительно приятно, при этом рассчитывая на ту сумму наличных крон, которая у нас была, но вот счет опять оказался, мягко говоря, неожиданным. Помимо съеденного в нем значилось:
· посадка за стол – 50 крон,
· обслуживание стола – 50 крон,
· хлеб, соль, специи – 50 крон,
· и т. п.

Ну что тут сказать, пришлось бежать в ближайший обменный пункт, так как взять доллары официант категорически отказался. Как говорится, после вкусного обеда, нас потянуло размяться, и мы решили подняться к замку, так как оттуда должен был открываться прекрасный вид на город. Подъем проходил по достаточно крутой и длинной лестнице. И вот, на середине пути, когда мы остановились передохнуть, мы услышали грохот, катившийся на нас сверху по ступеням. Еще через несколько секунд, мимо нас пронесся велосипедист, притормаживая на площадках лестницы. Мы с интересом смотрели вниз по лестнице, так как в конце спуска его ждали припарковавшиеся, прямо возле лестницы, автомобили. И мы уже были готовы увидеть, как этот экстремальный парень влетит со всего разгона в новенький Гольф. Но на наше удивление парень изящным разворотом и торможением встал как вкопанный в самом конце спуска. Окончательно мы его зауважали, когда, он взвалил свой велосипед себе на спину, и честно понес его обратно в гору, видимо для следующего спуска. Поднявшись на самый верх, мы оказались на площади возле пражского замка, и как раз в тот момент, когда менялся почетный караул возле ворот президентской резиденции. Далее я просто дам ряд фотографии с небольшими комментариями, так как лучше один раз увидеть, чем много раз прочитать. (см. ссылку в конце рассказа) Потом был Пражский вокзал и поезд на Будапешт. Сев в поезд, мы, наконец, смогли отдохнуть от безумного дня, в течение которого мы обошли почти все достопримечательности этого действительно очень красивого города. Но отдых наш был не очень долгим, нас, как и положено, разбудили пограничники, но об этом уже в следующей главе.

Часть 3. Семьдесят семь верст не крюк или таможня не дает добро.
Второй ночной сон в поезде Прага-Будапешт, был нарушен традиционным стуком в дверь. Проверка документов. Слегка продрав глаза и достав свой паспорт, я пригляделся к форме пограничников. И увидев на рукаве нашивку со Словацким флагом, я заподозрил неладное. Ну понятно, должен был быть опять пограничник чех в черной форме, но с ним ведь должен был быть улыбающийся брюнет-венгр. Откуда здесь словаки? Тут словак-пограничник обнаруживает, что у нас нет словацкой визы. Конечно, нет, мы ведь едем из Чехии в Венгрию. "Вы должны выйти их поезда," - говорит нам пограничник. Какай кошмар! "Нам надо в Будапешт, у нас там бизнес-семинар," – начинаем мы его уговаривать. Нет, ничего не помогает, он непробиваем, забрал наши паспорта: – "Через 5 минут с вещами на выход!" Подошел пограничник-чех, и я спросил его: - "Имеет ли Чехия общую границу с Венгрией?" Оказалось, что нет. Значит, по земле мы в Венгрию не попадем, разве что ползком через границу, но такая перспектива нас не радовала. Что же нам делать, как попасть в Будапешт. Пограничники посоветовали вернуться в Прагу, и получить словацкую визу через консульство. Но это долго, а нам надо быть в Будапеште сегодня утром.

Картина: Словакия, 4 часа утра, мы выгружаемся с вещами из поезда, впереди идет пограничник с нашими паспортами, не хватает только наручников. А куда мы идем? Как оказалось, нас вели в кутузку! Где мы должны были просидеть около часа, до поезда в обратную сторону, в Чехию, до ближайшей станции бесплатно, в сопровождении пограничников, а дальше уже как хотим. Вот тут мы начинаем вспоминать нехорошими словами, тех, кто устраивал нам эту поездку, определял маршрут, и видимо не смотрел при этом на карту Европы. Ну сделали бы нам еще и Словацкую визу, и не было бы этих проблем. Эх, мы твердо решили купить карту Европы на чешском языке, и подарить ее в Москве, тем, кому положено заниматься организацией наших бизнес-туров. Пусть изучают на досуге. И вот сидим мы на наших чемоданах, на двери решетки, на окнах тоже. А за окном, светает, поют птички, хорошо! Вот когда начинаешь по настоящему ценить вольную жизнь…

За десять минут до отправления поезда, нас выводят, сажают обратно в поезд, отдают паспорта. Мы начинаем думать, как нам действовать дальше. Очевидно, что попасть в Венгрию, мы можем только по воздуху, значит надо искать аэропорт. Тут подходит кондуктор, причем видимо ее уже предупредили, билетов у нас она не спрашивает. Зато спрашиваем мы – "Куда идет этот поезд?" "В Брно". "А в Брно есть аэропорт?" "Конечно, есть". "Нам нужно в Брно, мы можем купить у Вас билеты?" Так мы и оказались в чешском городе Брно. Осмотревшись на вокзале, пытаемся выяснить, как попасть в аэропорт. Брно не Прага, по-английски там говорят далеко не все. Спрашивая дорогу в информационных киосках, у прохожих и водителей автобусов, наконец, находим остановку с автобусом в аэропорт. Проезжая по Брно, видим рекламу – приезжает Стинг, ага, значит город солидный и возможно нам повезет и будет самолет в Будапешт. По дороге в аэропорт неизгладимое впечатление оставил ярко красный ковер на склоне холма, цвели маки. Так и хотелось попросить остановить автобус, и сфотографировать его, но у нас в тот момент были проблемы поважнее. И вот аэропорт Брно. Уже на подъездах к нему, закрались подозрения, что-то не видно самолетов. В самом здании сидит один единственный человек, вроде как полетный сервис. Выясняем у него, можем ли мы улететь в Будапешт. Он смотрит в компьютер. Да можете… через Прагу… завтра… У нас на руках билеты на завтрашнее утро на самолет из Будапешта в Любляну, через Мюнхен. Мы понимаем, что на этот рейс попасть может оказаться затруднительно.

Делать нечего, надо ехать в Прагу и пытаться улететь куда-нибудь, надо менять билеты из Будапешта, на билеты из Праги. Связываемся с офисом в Москве по мобильному. Может нам смогут помочь, хотя бы советом… На вокзале в Брно покупаем карту Европы и билеты до Праги, до поезда час, надо позавтракать. Ресторан еще закрыт, утро. Идем в буфет. Едим какие-то холодные брнские сэндвичи, запивая местным чешским пивом. Хочется спать… Садимся в европоезд в Прагу, сидячие места. Мягкие кресла располагают ко сну, и мы почти засыпаем, но впереди сидит пара родителей с ребенком, в котором столько энергии, что он скачет не только по головам родителей, но и по всему вагону, с криками вождя краснокожих. Прибываем в Прагу, но не на тот вокзал что вчера. Быстро сориентировавшись (московский опыт помог) едем сначала на метро, а потом на автобусе в аэропорт Праги.

Офис на мобильной связи, вариантов мало, надо пытаться менять билеты Будапешт-Любляна на Прага-Любляна, так как завтра семинар в Словении, и обратные билеты в Москву у нас тоже из Любляны. В аэропорту бежим в офис Люфтганзы, именно их билеты нам и надо менять. В Будапешт рейсы только завтра. Пытаемся объяснить, что мы хотим тогда улететь в Любляну, но не из Будапешта, а из Праги, нас понимают, но предложить в обмен могут только очень дорогие билеты, через Франкфурт. Причем прилетает самолет в Любляну в 21-00, а словенская виза у нас только с 0-00 часов. То есть нас, скорей всего, не пустят в Словению до полуночи. Одна надежда, что накануне встречи президентов Путина и Буша, словенские пограничники не будет устраивать международный скандал и выдворять нас из страны. Получаем добро из офиса на покупку дорогих билетов, меняем по бешеному курсу деньги, покупаем новые билеты. Все! Кажется, мы возвращаемся на свой маршрут, заканчивается наш "Долгий путь куда-нибудь". Теперь мы полетим по маршруту Прага-Франкфурт-Любляна. На всякий случай выясняем, что нам не обязательно иметь германскую визу при пересадке во Франкфурте, и идем на посадку в самолет…

Часть 4. Это просто бизнес класс.
На регистрации нам просто очень рады, на наш багаж вешают красные бирки – Priority, и выдают купоны-приглашения на Launch перед вылетом, к чему бы это, думаем мы. Мы, конечно, сходили посмотреть, что там предлагает Люфтганза на халявный Launch, но там было только кофе с шоколадками, и большая толпа, мы решили перекусить в другом месте. Посидев в кафе, и потратив остатки чешских денег в магазинчиках Duty Free, мы пошли в самолет. Паспортный контроль. И чешские пограничники с традиционным вопросом, где наша анкета. Пришлось опять заполнять ее на месте. Где-то в этот момент мы осознали, что билеты, по которым мы летим, это Бизнес-класс. Так вот откуда взялось радушие персонала на регистрации, красные бирки на багаже, и приглашение. Ну и высокая цена на эти билеты, тоже получила свое объяснение. Дальше все было очень хорошо, удобные кресла и ужин в самолете, посадка над Франкфуртом с его небоскребами. Аэропорт Франкфурт – самый большой в Европе. У нас пересадка на рейс в Любляну, Gate 58. Это другой конец аэропорта. Наш багаж сразу перегрузят из самолета в самолет. А нам чтобы добраться до выхода на посадку, нужно сесть в вагончик маленького поезда, без машиниста, который в автоматическом режиме ездит туда-сюда по аэропорту. И вот, наконец, словенский самолет, милые блондинки-стюардессы встречают нас у входа, свободных мест в самолете много, и мы свободно размещаемся с нашим ноутбуком. В полете опять ужин и немного отдыха.

Аэропорт Брник, Любляна. Паспортный контроль, до даты действия визы 2ч.40мин., становимся в конец очереди, время работает на нас. Сразу чистосердечно признаемся девушке-пограничнице, что виза еще не действует, показываем билеты, говорим, что другого рейса не было, просим помочь. Она просит подождать и уходит с нашими паспортами куда-то советоваться. Приходит старший: "Вам придется подождать здесь". "Конечно", - соглашаемся мы, главное, что нам не нужно больше никуда идти или ехать. Нас провожают в зал вылетов, не забыв при этом просветить наш багаж. Мы сидим в пустом зале, после 18 часов непрерывного движения на шести видах транспорта, наконец, можно перевести дух. Впереди только такси в отель. В город нам позволили выйти за полчаса до полуночи, сказалось словянское разгильдяйство, немцы бы держали до последней секунды. Мы сели в такси, и понеслись в сторону города, по прекрасному ночному шоссе. Я глянул на спидометр – 160, совсем не чувствуется скорость. Навстречу проехал большой картеж с мигалками, президентский. Через день встреча Путина и Буша. На пункте оплаты дороги таксист не платит, смеется, говорит, что везет русскую делегацию. Прибываем в отель после полуночи, номера забронированы, быстро получаем ключи, идем наверх, спать.

Часть 5. Ljubljana.
Как приятно проснутся утром, не очень рано, да еще и в номере хорошего отеля. И никуда не спешить, ни на поезд, ни на самолет и не предъявлять никому никаких паспортов и анкет. Спокойно сходить на завтрак, потом собраться и поехать на последний в нашей бизнес программе семинар. После семинара, забросив наши вещи в отель и сменив официальные смокинги на туристическую одежду, мы поехали осматривать центр Любляны. У нас в запасе три дня в Словении, и мы, наконец, можем не спеша прогуляться по городу и спокойно все осмотреть. Люблина – город низкий ростом. Центр города построен примерно в одно время, после сильного землетрясения, в XIX веке. Поэтому практически все здания выдержанны в стиле барокко. На общем фоне выделяется Францисканская церковь (на фото в центре, красного цвета). При общем населении Словении около 2 миллионов, в столице проживает менее 300 тысяч. Любляна очень тихий город. Даже в центре, где много туристов, всегда можно найти свободные места в кафе или сделать фото, не опасаясь, что в кадр влезет чья-то кучерявая голова.

Любляна стоит на берегах реки Любляницы, на набережной которой располагаются многочисленные кафе. Особый интерес представляют творения архитектора Йоже Плечника - веерообразный мост – Трёхмостовье, и здание рынка, формирующее набережную реки, а также Драконий мост (см. фото). От набережной мы идем к Кафедральному собору. Поражает главная дверь Кафедрального собора, выполненная из бронзы, которая олицетворяет 1250 лет Христианства в стране. Верхняя часть массивной двери представляет собой дугообразный ряд голов Епископов Любляны, и выглядит очень необычно, правда, как ни странно, это творение скульптора получило одобрение самого Папы Римского. Заходим в собор, странно, но внутри он выглядит довольно роскошно, для католического собора. Видимо сказалась близость Византии. Позже, мы заходили в другие соборы в Любляне, и везде, в отличии, например от Испании, было очень много позолоты и ярких цветов.

Затем, слегка подкрепившись, купленными на рынке спелыми персиками, мы начали подъем к Люблянскому Замку. Построенный в IX веке и многократно перестроенный Замок стоит на холме над городом, и тропинка к нему очень живописна, но и достаточно крута. Примерно на середине пути мы догнали бодрого старичка с портфелем. Я уже не помню, на каком языке мы с ним заговорили, но, довольно быстро, узнав, что мы русские он перешел на русский язык, и говорил он по-русски весьма сносно. Рассказал, что он профессор математики из местного университета, Что он пообедал и решил прогуляться в гору, что у него есть знакомые профессоры в МГУ, что он переводит на словенский язык "Горе от ума", что ему нравится русский язык и Москвичи. При этом он не слышал нас, главное ему было выговорится по-русски, видимо давно хотелось. Короче очень милый дедушка. Кое-как оторвавшись от деда, уже в самом замке, мы оказались в подземном музее археологических раскопок, где в качестве экспонатов были наконечники стрел, черепки сосудов и прочие, обычны для таких мест мелочи. Потом мы пошли в виртуальный музей, где нам выдали стерео-очки и приемники с наушниками. Сев в темном зале мы посмотрели на большом экране компьютерный стерео-фильм, с комментариями на английском языке, об истории замка и города Любляна. После фильма мы начали подъем по длинной винтовой лестнице в главную башню замка. С верхней площадки башни открылась панорама города и окрестностей Любляны.

На следующий день должна была состояться их встреча в Любляне. Однако нам пришла пора пообедать, и мы спустились вниз в Старый город. В одном из уличных кафе на Старой площади мы славно перекусили с местным пивом Union. Вообще, в Словении всего две известных пивоварни Union и Lasko. Чисто субъективно, мне больше понравилось пиво Union, хотя, как мне показалось, словенцы больше любят Lasko. Потом мы еще долго гуляли по городу, благо у нас был прекрасный путеводитель с картой, специально изданный к визиту нашего президента, который я благоразумно прихватил из гостиницы. Из достопримечательностей отмечу церковь св. Иакова, Сапожнический мост, остатки римской крепостной стены и Трновскую церковь. Ближе к вечеру мы решили сходить в парк Тиволи. И так случилось, что по дороге мы проходили мимо американского посольства, которое легко было узнать по звездно-полосатому флагу. Усиленный наряд полиции возле посольства свидетельствовал о том, что президент Буш уже в стране. Рядом с американским посольством мы увидели красивый особняк, возле которого развивался до боли знакомый флаг - вот она, Родина! Кусочек России, в центре Любляны. Сдерживая слезы и желание зайти на чашечку кофе, мы прошли мимо. Теперь стало понятно, почему для встречи президентов выбрана именно Словения. Посольства России и Америки имеют, можно сказать, общий забор в Любляне, и, видимо, послы вечерком по-соседски ходят, друг к другу в гости, на стаканчик виски (или рюмочку водочки).

Парк Тиволи встретил нас прохладой и целующимися на лавочках парочками. Излюбленное место отдыха горожан, с прекрасными аллеями и цветочными клумбами, старинными деревьями и фонтанами. В самом центре парка стоит прекрасный Дворец Тиволи, построенный Иезуитами. Конные полицейские на больших и красивых лошадях, следили за порядком и делали замечания владельцам собак, отпускавших своих питомцем на прогулку без поводков. Нам совсем не хотелось покидать этот приятный во всех отношениях парк, но уже вечерело, становилось очень прохладно и, кроме того, дело близилось к ужину. По дороге в отель мы присмотрели уютный ресторанчик, куда и направились, когда уже стало темнеть. Ресторанчик Casa del Papa, посвящен Эрнесту Хеменгуею. Стены украшены картинами, газетными вырезками, плакатами, так или иначе относящимися к писателю. Изображение головы Папы украшает стаканчики и салфетки, пакетики с сахаром и листочек со счетом. Заведение поражает богатым количеством военных и охотничьих трофеев, старинными печатными машинками и много чем еще, что, видимо, могло принадлежать Эрнесто. Еда вкусная, на запивку беру традиционное пиво Union. Впереди у нас были два дня в Любляне. Но еще утром, после семинара, словенские коллеги посоветовали съездить в несколько замечательных мест в Словении. Поэтому мы не стали долго засиживаться у Папы Эрнесто, договорившись встретится утром на завтраке в 07-00. Когда мы вернулись в отель, нас ждал большой неприятный сюрприз. Весь холл был полон массой оформляющихся людей, с телекамерами и микрофонами. И, о ужас, все они говорили по-русски. Огромный журналистский, телевизионный десант высадился в Любляне, более того, в нашем отеле. Среди толпы мы заметили пару известных тележурналистов международников. В тот вечер нам совсем не хотелось с ними пересекаться, поэтому мы быстро взяли ключи и проскользнули в лифт.

Часть 6. Под землей, на воде и в поднебесье.
Ранний подъем в субботнее утро. Завтрак в отеле. После чего мы рванули на автобусную станцию. Купив билет, мы почувствовали себя настоящими "потниками", что переводится как пассажиры. Вообще, для русского человека, словенский язык иногда звучит очень забавно, чего стоит только такие названия как "Меняльница" (обменный пункт) и "Чесальница" (парихмакерская). До автобуса еще оставалось время, и мы пошли посмотреть железнодорожную станцию, которая располагалась рядом с автобусной. От перрона как раз собирался отходить пригородный поезд, который должен был тянуть старенький коптящий паровоз. Когда мы подошли ближе, он уже вовсю разводил пары, и было видно, как кочегар бросает уголь в топку. Особенно контрастно паровоз смотрелся на фоне красного современного европейского состава. Полупустой автобус с десятком "потников" отошел от "постойи" (станции) точно по расписанию. Путь наш лежал в городок Постойна, куда мы и добрались через час с небольшим, преодолев по пути перевал, на который взобрались по крутейшему дорожному серпантину, Альпы однако.

В Постойне нас интересовали знаменитые пещеры - Постойнская Яма. В одном километре от автобусной станции Постойна, располагается туристический центр, с гостиницами и ресторанами, красивым парком с прудом и речкой с водяной мельницей. А также вход в знаменитую систему карстовых пещер, вторую по величине в мире. Купив билет, мы зашли внутрь скалы. Маленький поезд с открытыми рядами сидений наполнялся туристами. Осмотревшись по сторонам, я вдруг понял, что все, кто собирается ехать в пещеры, надевают на себя дополнительную одежду, поверх летних маек. Действительно, ведь в пещерах должно быть холодно. Моя спутница также достала из рюкзака кофту. Но у меня не было ничего, кроме майки и джинсов. Делать нечего, придется мерзнуть… Поезд тронулся, и довольно быстро понесся по подземному тоннелю. Прекрасное освещение, точнее подсветка, позволяла любоваться по пути бесконечными подземными залами, полными причудливых скал и сталактитов. Поездка доставило огромное удовольствие. Иногда, при проезде под очередной скальной аркой, казалось, что сейчас ударишься головой о скалу, были слышны даже женские вскрики, но, конечно, все было рассчитано и поезд благополучно остановился в глубине подземного царства. Нам предстояла еще пешая прогулка после 2 км езды на поезде. Виды вокруг напомнили мне детскую сказку про семь подземных королей. Высокий, уходящий под самый потолок огромного зала холм, украшенный оплывающими сталактитами, возвышался перед нами как дворец. Дополняли картину уходящие вглубь темные ходы, какие-то колодцы, каменный стол, капающая вода. Не хватало только летающих ящеров. Позже нам показали одного представителя местной фауны, но, к счастью, довольно маленького.

Однако мне становилось прохладно. Как я узнал позже, в пещерах постоянная температура круглый год – 8 градусов Цельсия. Но я взял себя в руки, представил себя на месте югославских партизан, и решил привыкать к холоду. Тем временем туристы собирались в группы по языковому признаку, русской группы, конечно, не было, и мы присоединились к словенцам, так как они уходили вглубь пещер первыми, а язык был понятен не хуже английского. Первая остановка – русский мост, названный так потому, что его построили русские солдаты. Одно из немногих строений под землей. Затем был километровый, как мне показалось, переход по узким дорожкам, с бесконечным рядом залов, с подсвеченными сталактитами, сталагмитами, столбами и узорами, которые создала вода за многие века. Я постепенно начал привыкать к холоду, и в этот момент вдруг погас свет. Промелькнула мысль - все, теперь пустят сонный газ, и останемся мы спать в пещерах, как те семь королей из сказки. Нет, действительно жутко, в нескольких километрах от выхода, в полной темноте и холоде… Но нам повезло, местный Чубайс передумал вытрясать долги из пещер, и свет опять зажегся. За время нашего пребывания в Словении, свет гас еще раз, но об этом немного позже.

Все вдруг заторопились к выходу и уже у выхода, нам показали бассейн с пещерными рыбкам, слепыми, но зато с ножками. Последний зал пещер имел хорошую акустику, в нем иногда проводят концерты. Несколько женщин из нашей группы встали полукругом и спели красивую печальную песню. Я так думаю, в честь нашего благополучного возвращения. Но звучала она в том зале действительно хорошо. Потом опять был поезд и обратный путь к выходу. Оказавшись снова на солнышке, но, еще не согревшись, мы, особо не сговариваясь, двинулись в сторону ближайшего ресторанчика, выпить чего-нибудь горячительного. "У вас есть грог?" – спросили мы и милых старушек. "Конечно, есть!" - сказали они. Мы поняли, что не мы первые приходим к ним из пещер, может быть, они помнят еще Югославских партизан. Однако горячий грог с яблочным пирогом действительно нас согрел, и дал сил двигаться дальше. Пообедав в приятном Постойнском ресторанчике, мы опять сели в рейсовый автобус, уходящий в сторону моря, в город Порторож. Затем была долгая дорога к морю по красивой горной трассе. В какой-то момент, взобравшись по очередному серпантину на перевал, мы увидели море. Дальше автобус поехал по дороге вдоль моря, заезжая в уютные курортные приморские городки – Копер, Изолу, Пиран и, наконец, Порторож.

Выйдя из автобуса в Портороже, мы первым делом зашли в информационное бюро, узнать, когда будут автобусы обратно в Любляну. Было это в субботу, в 17-00. Посмотрев расписание, девушка нам сказала примерно следующее: "А сегодня больше автобусов в Любляну не будет. Сегодня ведь суббота. Последний автобус ушел пять минут назад". Так, перспектива ночевать на песочке, пусть даже хорошего пляжа и под звуки накатывающихся волн, нас как-то не очень радует, решили мы. Дальше состоялся такой диалог.
-А как можно сегодня уехать в Любляну?
-Можно поездом из Копера.
-А сегодня будут еще поезда?
-Да, в 19-15.
-А как добраться до Копера?
-Автобусом.
-А когда будет автобус, чтоб успеть на поезд?
-Через 50 минут.

Значит, нам осталось провести на морском побережье Словении минут 40-45. Побежали купаться. Адриатическое море в районе городка Порторож оказалось теплым, но с большим количеством плавающей морской травы. Плавать трава не очень мешала, но ощущение все равно не очень приятное, вода не прозрачная. Но главное мы все-таки добрались до моря, успели искупаться и немного позагорать. Довольные, мы сели в автобус, который провез нас опять по приморским городкам, мы попрощались с Адриатическим морем. Железнодорожная станция Копер, поезд в Любляну. Мы заняли свободные места, впрочем, народу было мало, только велосипедисты с велосипедами заняли полвагона, и стали пить пиво. Тем временем, поезд мирно катился по долине, справа горы и слева горы. Посмотрев на гору, я увидел столбы еще одной железнодорожной ветки, идущей параллельно нашей, но намного выше. Наверное, они должны сойтись где-то в тоннеле, решил я. А вот и тоннель, мы делаем крутой поворот и… оказываемся на той самой ветке, теперь путь, по которому мы ехали минуту назад, прямо под нами, мы взбираемся в гору. Такое вот железнодорожный серпантин. На самом верху открывается прекрасный вид на всю долину и на море, блестящее в лучах заходящего солнца. Полный восторг! Прибываем в Любляну, когда уже стемнело. На ужин идем в уже известный ресторанчик Casa del Papa. Сидим не долго. Утром опять рано вставать, мы еще не все посмотрели.

Часть 7. По путинским местам.
Воскресным утром мы направились на уже знакомую автобусную станцию в Любляне, чтобы поехать в городок Блед, где накануне встречались два президента – Путин и Буш. Автобус вез нас в сторону Австрии, и пейзажи вокруг становились все интересней, а городки все чище и аккуратней. Где-то на половине пути начали сгущаться тучи, пошел дождь, переходящий в ливень, а затем и в грозу. Настроение ухудшалось по мере потемнения неба и усиления дождя. Все-таки мы ведь ехали гулять на природу, и гроза никак не входила в наши планы. А тут еще по дороге из автобуса выходили пассажиры, но никто не входил, в конце концов, мы остались одни - я, Люба и водитель. А вдруг нас сейчас завезут в горы, в глухомань, и обратный автобус только через неделю. Мы отогнали эти мысли. Вот и Блед, пустая остановка, моросит дождь, на улицах ни души. Но делать нечего, мы приехали на прогулку. Так, судя по путеводителю здесь должно быть озеро с островом и замок. Вскоре мы находим и то и другое. Замок на скале выглядит очень мрачно. Сразу припомнился граф Дракула. Находим узенькую тропинку от озера вверх, вдоль скалы, по лесу. Надеемся, она приведет нас к цели.

Начинаем подъем, сначала идем легко, но лес начинает темнеть, а дождь усиливаться. Вдруг налетает ветер. Где-то уже грохочет гром. Пройдена примерно половина пути, дорожка становится скользкой. Но назад идти тоже плохо. Вниз идти труднее, можно упасть. Продолжаем подъем, ветер и дождь только гонят нас вперед. Ощущение как в фильме ужасов, а может и правда, еще через мгновение на нас выскочит вампир или мертвец. Вот, кажется, и крепостная стена, осталось найти вход. Делаем выбор: лезть вверх, вроде видна тропинка, но может сдуть ветром, или идти в обход параллельно стене, выбираем второе. Решение верное, довольно быстро доходим до асфальтированной площадки перед замком, на которой стоит автобус. Ага, значит, есть другая дорога, асфальтированная. Но мы, как настоящие Russo Turisto не искали простого пути. Входим в замок, редкие туристы прячутся в арках и помещениях музея и кафе. Гроза все ближе, льет как из ведра. Решаем пока осмотреть музей. Первый зал, экспонаты из раскопок – осколки, наконечники, прочая мелочь. Поворачиваюсь к окну и в этот момент прямо перед окном вспышка молнии, как мне показалось толщиной с дерево. И удар грома по моим ушам. Все! Началось, сейчас захлопнутся ставни, и все призраки замка вылезут из своих углов. Поворачиваюсь от окна, в музее погас свет. Маленькая паника, служители пытаются зажечь свечи. Шальная мысль, сейчас будут грабить музей, сигнализация наверняка отключена, может тоже прихватить чего поценнее. Дальнейший осмотр проводим в полутьме, глаза быстро привыкают и даже рыцарские доспехи с мечом удается не спутать с призраком сэра Артура.

Дождь продолжается, и мы идем в кафе. Там тоже нет света, и уже кончился кипяток в кофеварке. Пьем чай с ромом. Небо начинает светлеть. Дождь заканчивается, и мы, наконец, можем насладиться осмотром замка и видом на озеро. Спускаться из замка все-таки решаем не по автомобильной дороге, а по петляющей дорожке, выложенной желтой каменной крошкой, почти как желтым кирпичом. Но скоро дорожка становится крутой тропой, и каменная крошка исчезает, ноги начинают скользить. Неужели опять начнется экстрим. Но нет, мы уже внизу. Появляется солнце, сразу становится тепло. Выползают из своих укрытий люди, набережная озера оживает, мы наслаждаемся картиной просыпающейся после дождя природы. Блед открывается нам совсем с другой стороны. Замечательное курортное место с уютными отелями и ресторанчиками. Прекрасным воздухом и поразительной красоты горами. После стольких переживаний мы решаем подкрепится. Ресторанчик "Под Грабом" – самое подходящее место. На десерт Люба по традиции просит принести Cake. Официант извиняется, говорит, что нет у них тортиков. Предлагает взамен что-то подобное с непонятным словенским названием, Люба соглашается. В результате он приносит блины под шоколадным соусом. Десять баллов, чем тебе не Cake? Прогулка по Бледу - прекрасное завершение нашей командировочной программы, с удовлетворением возвращаемся в гостиницу. Завтра улетаем в Москву.

Эпилог
Утро понедельника. Выходим на завтрак, после которого мы должны ехать в аэропорт, возвращаться домой. Вся гостиница набита журналистами, все летят в Москву, одним рейсом с нами. С трудом пробиваемся, чтобы расплатится за номера. Берем такси в аэропорт, чтобы успеть пройти регистрацию первыми и не стоять в очереди. Это нам удается. В зале ожидания выходной день в Duty Free. Однако это не мешает журналистам смести остаток спиртного в единственном открытом магазинчике. Я открываю ноутбук, чтоб не терять времени, решаю набросать план этого рассказа, пока еще свежи воспоминания. Подходит телеоператор РТР.

- Ты хоть здесь не работай, – решил он посочувствовать мне.
- А это я для души, - парирую я.

В самолет нас сажают в последний ряд в салон для курящих, за что нам это наказание под конец поездки, даже непонятно. Впрочем, уже все равно, главное мы летим домой, родным Аэрофлотом. На посадке в Москве с потолка начинает капать вода. Пограничников проходим без заминки и Анкет. И вот мы опять в компании нашего водителя Леши катим по МКАД. Как-то бедненько выглядят наши деревья после словенского великолепия, да и горы не закрывают половину горизонта. Как быстро привыкаешь к хорошему. На следующий день на работе торжественно вручаем карту Европы на чешском языке, в следующий раз все границы будем изучать заранее. В ответ нам дают наши анкеты из посольств. Просто их нам не дали, решив, что это лишние бумаги. Однако хорошо, что хорошо заканчивается. У нас осталась не использованная венгерская виза. Срок истекает только через полгода. Может, все-таки, поедем в Будапешт? Если да, то обязательно напишу…

Комментарий автора:

Страницы1

5,0/5 (1)

5 комментариев

  1. упс
    упс 04 декабря

    О Словянах
    Рассказ действительно интересный,но ,мне показалось,что егописал человек не славянского происхождения и навело меня на такую мысль описание польской похлёбки--Андрей,ты чё,не знаешь такое блюдо фляки?А рубец не ел что ли никогда?Так вот--почищенный желудок коров всегда использовался в пищу славянами по крайней мере белорусами украинцами и конечно же поляками .Это пища ранее была в рационе простолюдина и заменяла дорогое мясо-но,извесно ,что основу всех национальных кухонь составляют блюда бедноты.

  2. Lari
    Lari 04 декабря

    Без названия
    Да,фляки вы зря обидели.Они намного лучше еды из Маcdonalda.Да,и с географией малость проблемы.Но все равно неплохо.

  3. sceptik
    sceptik 04 декабря

    Хороший рассказ!
    Насчет границ я так же попал, когда автобус Вена-Загреб вдруг оказался в Словении! Но словенская виза у меня к счастью была, а поскольку она была однократная - пришлось выйти :)

  4. Андрей
    Андрей 04 декабря

    Фляки потом я ел и не раз...
    Когда ездил на автобусные туры в Европу. Вешь хорошая спору нет, но во первых тогда (в 2000 году) я не знал что такое фляки, а во вторых я бы не стал ту конкретную похлебку сравнивать с настоящий польской кухней, вот так вот. Кстати, что вы имеете против не славянских национальностей? :-)) Не ну я то положим русский, хоть и вырос в Казахстане :-)) А с географией бывшей Чехословакии - да вышел кузус, но иначе было бы не так интересно :-) Всем Спасибо

  5. Андрей
    Андрей 04 декабря

    Кстати, фотографии из поездки тут...
    http://cs.isa.ac.ru/home/cherry/PHOTO/Europe/page_01.htm

Ваш комментарий