ЧЬЯПАС
Вилли не похож на «типичного» мексиканца. Белая кожа, светлые волосы. Вилли образован и очень предприимчив. В нем подкупает открытость, честность и искренность. Возможно, люди сохраняются лучше в таких затерянных уголках земного шара, как мексиканский штат Чьяпас. Вилли и его семья владеет ранчо у дороги, ведущей в туристические достопримечательности Чьяпаса, древние руины городов майя - Яшчилан и Бонампак. Каждый день с 7 до 11 утра он кормит завтраком толпы проносящихся мимо на шатл-басах туристов, спешащих туда. В его трактире под открытым небом мы и познакомились. Вилли слывёт в этих местах самым опытным проводником и пользуется огромным авторитетом среди местных туристических компаний и всех, кто зарабатывает на жизнь в Чьяпасе, обслуживая туристов. В этот раз наша цель не Яшчилан и Бонампак, а труднодоступный гватемальский берег реки Усумасинты, где располагалось царство майя Йокиб, а точнее, его древняя столица – город Пьедрас-Неграс.

- Хотите попасть в Пьедрас-Неграс? Отлично! Завтра утром выезжаем. – Неожиданно быстро для нас отвечает Вилли на наш не уверенный вопрос о возможности путешествия. Единственный маршрут в Пьедрас-Неграс, который мы знали раньше, это путь на лодке из гватемальского города Бетель, протяжённостью 6-7 часов, да и не каждый проводник отважится провести лодку по всем порогам и стремнинам Усумасинты.
- А сегодня это невозможно? – наглеем мы.
- Нет, ребята - Улыбается Вилли.- Мне нужно всё приготовить. Утром выступаем. А пока можете съездить в Яшчилан.

ЯШЧИЛАН и БОНАМПАК
Самые ранние следы поселения на месте Яшчилана относятся к III–I векам до н. э. Его наибольший расцвет пришелся на правление царя Ицамны-Ягуара III-го (681-742 гг. н.э.) и его сына Птицы-Ягуара IV (752-771 гг.). Древним названием города было «Танхасияхчан» - «Посреди воды рождено небо», а царство, столицей которого он являлся, называлось «Сияхчан». О происхождении основателя династии Яшчилана, царя Ягуара-с-Поднявшимся-Пенисом ничего неизвестно. Известно только, что он правил в середине IV-го века н.э. История Сияхчана богата войнами и сражениями, которые велись между царствами бассейна Усумасинты за контроль над этой рекой и другими водными путями. Хотя майя и строили замечательные дороги, но, ввиду отсутствия у них тягловых животных, для перевозки грузов реки были более удобны - по ним шла торговля, и велись военные походы. В начале V века цари Сияхчана подчинили себе соседнее царство Шукальнах, со столицей на месте современного Бонампака, а с правления царя «Черепа-Копьеметателя» (423 – после 454 года) начинаются постоянные войны с царством Йокиб, со столицей в Пьедрас-Неграсе, расположенным ниже Яшчилана по течению Усумасинты. Эти войны велись с переменным успехом в течение ста лет и завершились поражением Сияхчана в 514 году. В начале VIII века Ицамна-Ягуар III начинает войну за независимость от Йокиба в союзе с царством Баакаль (Паленке). Борьбу против Пьедрас-Неграса продолжил его сын Птица-Ягуар IV. Но окончательную победу над Йокибом одержал правитель Сияхчана «Опаляющий … Череп III-й», в 808 году он пленил последнего из правителей Пьедрас-Неграса - Кинич-Яйина, а город сжёг. Это подтверждается данными раскопок, проводившихся в Пьедрас-Неграсе в 1997–2000 годах. Победа Сияхчана позволила ему занять доминирующее положение в верхнем и среднем течении реки Усумасинты. Вскоре после победы над Йокибом, Яшчилан сам пал под ударами неизвестного врага. В результате недавних раскопок археологи обнаружили на Южном акрополе большое количество каменных наконечников. Они были найдены на лестницах и в дверных проемах, что свидетельствует об ожесточённом сопротивлении защитников царского дворца.

Знаменитые фрески из храма Бонампака, куда мы направляемся после Яшчилана, рассказывают о периоде истории царства Шукальнах, связанного с правлением в Яшчилане Ицамны-Ягуара IV-го, при поддержке которого правитель Бонампака «Царь Неба-Сова» в 787 году одержал победу над своим давним противником - царством Сакци и его правителем Йет-Киничем. К сожалению, сейчас неизвестно, где именно располагалось Сакци, известно лишь, что где-то в лакандонской сельве, в районе рек Хатате и Лаканха - в самом глухом и труднодоступном уголке современного штата Чьяпас. В VII-VIII веках Бонампак достиг пика своего могущества, чему в немалой степени способствовала его дружба с правителями Яшчилана. Фрески Бонампака были открыты в 1946 году американцем Д. Хёрли, при помощи местных индейцев – майя-лакандонов и являются единственными, хорошо сохранившимися во влажном климате региона, настенными росписями. Изучение росписей и археологические работы в Бонампаке начались спустя два года Францем Бломом и Карлосом Фреем. В трёх комнатах храма с великим мастерством изображены сцены битв и празднования победы: торжественно восседают вельможи и царицы, процессия музыкантов и танцоров движется вокруг царя Шукальнаха, вот его облачают в танцевальный костюм, вот он грозно рубит в битве врагов, а вот уже поверженный правитель Сакци молит о пощаде…

ПЬЕДРАС НЕГРАС
Утром всё готово. Урчит дизельный двигатель Форда. Лодка надёжно закреплена на кузове. Выступаем! По дороге Вилли останавливается в деревушке, расположенной не далеко от мексиканского берега реки Усумасинты. В местном «клубе» проходит собрание ранчерос и предпринимателей. Тема обсуждения – туризм. Люди внимательно слушают выступление Вилли. Он говорит о необходимости улучшения сервиса и развитии инфраструктуры туризма. Здесь всё подчинено туризму. В Чьяпасе, как говорит наш проводник: «жить очень просто. Тепло круглый год, построил стены, накрыл их листьями от дождя, повесил гамак и всё – можно жить! Если хочешь чего-то большего – нужно работать». А почти вся работа в штате, так или иначе, связана с туристической сферой. Хоть и бродят по джунглям Чьяпаса сапатисты и, поэтому, не все его уголки изведаны, люди едут сюда из разных стран: немцы, американцы, канадцы, испанцы… все хотят пощупать и попробовать на язык свидетельства могущества древних майя, посетить их города, коих здесь хватает: Паленке, Яшчилан, Бонампак, Тонина, Лаканха, Ла Мар, Эль Кайо,.. да и просто побродить по сельве, полюбоваться реками, речушками, водопадами, поглазеть на паукообразных обезьян и услышать крик обезьян-ревунов, который неопытные туристы принимают за грозный рык голодного ягуара – хозяина джунглей. Мы въезжаем на территорию сапатистов, о чём предупреждает нас надпись на придорожном щите. Ещё через час пути по петляющей сквозь холмы узкой дороге, и наш Форд останавливается на пологом берегу реки, а пятеро жителей деревни с явным удовольствием помогаю Вилли снять лодку с грузовика и спустить её на воду. Ещё двое несут мотор и укрепляют его на корме. Моторка готова мчать нас по стремнинам в царство Йокиб!

Река Усумасинта в районе Пьедрас-Неграса сильно отличается от Усумасинты в районе Яшчилана. Здесь течение очень быстрое, мелко и много камней. Берега усыпаны чёрными глыбами. Собственно, именно отсюда происходит современное название города – «Пьедрас-Неграс» – «Чёрные Камни». Наш рулевой знает все стремнины и опасные места и поэтому маневрирует с уверенностью. Гватемальский берег реки, к которому мы причаливаем не исключение: на песчаной отмели, в которую тыкается носом наша лодка, лежат огромные чёрные глыбы. Это обломки поверженного каменного входа в город. Никто точно не знает, как выглядели ворота в город в эпоху его расцвета. Эмблемный иероглиф Пьедрас-Неграса, выбитый на самом большом валуне освещается солнцем, и на нём очень хорошо виден рельеф, изображающий двух основателей царской династии. Первые следы пребывания человека в Пьедрас-Неграсе датируются V-IV веками до н.э. В V-IX веках нашей эры город был столицей соединённого царства Йокиб и Киниль, которое состояло из пяти или шести провинций, кроме того, ему подчинялись некоторые мелкие царства, такие как Петун (современный Ла Мар). Сейчас, в зарослях джунглей, очень сложно разглядеть всё величие этого города. Первые раскопки здесь проводились в 30-х годах прошлого века, но Вторая Мировая вынудила их прервать. С тех пор в лесу остались инструменты, брошенные археологами, и даже американский трактор, позеленевший от времени и слившийся теперь с окружающей листвой. Работы возобновились только в 1998 году и продолжаются до сих пор.

Мы обходим заросшую пирамиду, известную как «Строение К-5», вокруг которой группами расположены поверженные стелы и алтари, описывающие жизнь царей. Каждая группа соответствовала одному правлению одного царя Пьедрас-Неграса. Этот факт помог американской исследовательнице русского происхождения Татьяне Проскуряковой, определить династическую хронологию Пьедрас-Неграса. Проскурякова - величайшая исследовательница майя, много работала в Пьедрас-Неграсе и, по её завещанию, похоронена здесь же. На её могилу Вилли нас и ведёт, поднимаясь по ступеням Центрального Акрополя. На высоте 80 метров над руслом реки, на полу древнего храма укреплена металлическая табличка, на которой просто написано: «Татьяна Проскурякова. 1909-1985»

Страницы1

0,0/5 (0)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Теотиуакан - Город, где родились боги

    Теотиуакан - Город, где родились боги

    Это развалины древнего города, находящиеся в полусотне километров от Мехико в Мексике. Считается, что Теотиуакан - старейший город на Западе. Его правильно и четко расположенные улицы…