Перед каждой поездкой на Сахалин ощущаешь немного волнительное состояние. Далекий перелет, осознание того, что летишь на другой конец страны, изменение часовых поясов, и конечно же, очередная встреча с родными местами, не могут не волновать. Вновь экипаж из двух человек, покоривший в недавнем прошлом Эльбрус, отправляется в путешествие. И вот, мы в самолете ИЛ 96, настроенные на долгий 9-часовой беспосадочный полет. Жалко, что облачность низкая и на протяжении пути совсем не видно земли. Самолет летит плавно и совсем не ощущается того, что мы мчимся на огромной скорости в далекие края. Рейс немного неудобен тем, что самолет вылетает вечером, а из за разницы во времени прилетает уже утром, таким образом, мы теряем целую ночь из своей жизни. Приблизительно за 10 минут до посадки женщина, сидевшая сзади нас, начала стонать и ныть как все плохо за окном… Что в прошлый раз, когда она садилась, было точно также - самолет кружил час над аэропортом города и, в конце концов, его посадили в Хабаровске. Это нытье продолжалось минут пять, пока самолет проходил облака. Когда же облака были пройдены, и показалась земля - стало ясно, что самолет все-таки сядет. Но это нисколько не обрадовало нашу соседку, и она продолжила ныть на другую тему. По ее мнению погода на острове никогда не бывает хорошей и то, что мы видим, наглядное тому подтверждение. Резюмировала она свое нытье словами: “Больше никогда не привезу сюда своего ребенка”. Такие мысли нашей попутчицы не наводили нас на радужные размышления о будущем пребывании на острове и слегка сбили романтический настрой :). Наконец то услышано сообщение, что самолет произвел посадку в г. Южно – Сахалинск и за окном всего 1 градус тепла! Остров встретил нас хмурым, дождливым, ветреным утром. На деревьях ни одного листочка, вершины сопок покрыты снегом. Настал первый день нашей семидневной поездки на Сахалин.

Как такового плана пребывания у нас не было, была просто цель повидаться с моими замечательными родителями, посетить родные места и попрощаться с Сахалином, так как неизвестно занесет ли судьба меня туда еще раз. Первое впечатления можно получить, еще пребывая в аэропорту. Парковка заполнена всевозможными марками японских автомобилей, и среди них пара тройка отечественных. Одна из этой пары - троики отечественных, а именно военная машина УАЗ встречала нас. Эта машина еще не раз окажет нам услуги по передвижению по острову. Спасибо его водителю, который был очень отзывчив и общителен. Дорога в город наводит на мрачные мысли. Обшарпанные и полуразрушенные здания, ужасная грязь по обочинам, огромные дыры в асфальте – и все это еще усугубляется плохой погодой. Грустно смотреть. Город мало, чем отличается от пригорода. Дороги, похоже, становятся еще хуже и машины только и успевают лавировать между выбоинами. Мрачные здания разбавлены более яркими новыми торговыми центрами, но и это практически не улучшает городской пейзаж. Ура, мы дома…родная квартирка, где прошли 16 лет моей жизни, любимые мама с папой и кошка, которая только и умеет, что шипеть и царапаться. Позавтракав, мы решили отправиться на небольшую прогулку. А так как на улице был жуткий холод и дождь, наш путь лежал в Сахалинский краеведческий музей. Музей расположен в японском здании - единственное уцелевшее здание после изгнания японцев с Сахалина. Музей отличный, там вся история острова, а также флора и фауна, и еще пара тематических выставок. Посетив музей, мы отправились в городской парк, который когда то был гордостью города. Но и тут нас ждало разочарование. Запущенность, мусор, полуразрушенный стадион, несколько заржавевших аттракционов. В центре игровых автоматов, куда мы зашли погреться, до сих пор стоят автоматы 20-летней давности! В общем, то первый день был полностью посвящен прогулке по городу. В одном из кинотеатров – самом модном нынче в городе нас позабавило объявление на автомате, производящем кофе – «Закидывайте точное количество денег»:), а при вопросе в киоске «Есть ли у вас карта города» - был получен ответ «А вы что не знаете, куда идти что ли?» Добрые люди:)

Вечером первого дня мы приступили к разработке плана пребывания, чтобы максимально полезно использовать оставшиеся дни. Было решено, что на пару дней мы едем на турбазу, расположенную в поселке Охотское, что на берегу холодного Охотского моря, затем один день посвящаем поездке в Холмск – город, на западном побережье Сахалина, на берегу Японского моря, еще день проводим в городе и поднимаемся на турбазу «Горный воздух», а на оставшиеся дни у нас был план взять машину на прокат и прокатится на север Сахалина.

Поездка в Охотское состоялась по плану. Наш друг на УАЗике доставил нас туда в целости и сохранности, хотя периодически у меня возникало ощущение, что мы туда не доедем, настолько тяжело и медленно полз наш «козлик» в горку. База расположена немного вдалеке от моря, но на протоке озера Тунайча. Местные жители сказали, что рыбы нет и рыбачить нет смысла, все равно ничего не поймаете. Поэтому мы отправились бродить по морю, собирать камушки и ракушки, дышать чистым морским воздухом и наслаждаться тишиной. На наше счастье в этот день выглянуло солнышко, и мы даже не задубели, хотя ветер был очень холодный. А вечером нас ждала горячая сауна, необычное массажное кресло и шашлыки. День прошел успешно. Глядя на морские просторы, наконец, то появилось ощущение, что мы на далеком холодном острове и пока что на его восточном побережье! Но пора на западное побережье, посмотреть на Японское море. Для этого мы отправляемся в г. Холмск – крупный островной порт и ворота Сахалина, для тех, кто пребывает на остров с континента по морю. Когда то дорога в Холмск представляла собой сложный серпантин, проходящий через перевал. Но недавно дорогу выровняли, сделали хорошее асфальтовое покрытие, и весь путь стал занимать чуть больше часа. Итак, Холмск – портовый город, расположен на небольших холмах, но главная улица города идет вдоль прибрежной полосы. В городе единственный выход к морю на набережной, где расположен небольшой пирс. Прыгая по камням, конечно же, невозможно было не замочить ножки, и потом этим хвастаться. Город ничем не отличается от провинциальных российских городочков. Вообще поражает, что на территории такой огромной страны, все одинаково. Одинаковые пятиэтажные дома, одинаковые улицы, одинаковые магазины. Никакого местного колорита. Разве что море спасает.

Итак, мы побывали на обоих побережьях. Оставалось только взять машину и самим проехать на север вдоль восточного побережья. Но к нашему разочарованию, прокат автомобилей, на который мы так возлагали надежды, закрылся на выходные, и мы остались не у дел. Пришлось развлекать себя в городе. 9-го мая сходили на митинг, посмотрели на местный парад и отправились на Горный Воздух. Во времена моего детства это было любимое место всех горожан. Турбаза, расположенная на сопке, представляла собой отличный горнолыжный комплекс. Гостиница, бары, маленькие домики для проживания на выходных, кинотеатр, а главное горнолыжная трасса и два огромных трамплина, построенных для международных соревнований. Все наше детство прошло на этой горе, там мы освоили навыки катания на горных лыжах и влюбились в этот спорт на всю жизнь. И как же печально было видеть полную разруху. В гостинице не то, что окон, даже стен уже нет, кинотеатр разрушен, бар сгорел, домики вообще стерты с земли, трамплины развалились. Все, что осталось это гора и то, забросанная мусором так, что даже невозможно было сфотографироваться так, чтобы мусор не попал в кадр. Вот такую грустную картину мы увидели, поднявшись наверх. День был солнечный, но присутствовала, какая та дымка, поэтому не совсем четко можно было разглядеть окрестности города, который расположился у подножья горы. После покорения горы, мы спустились в городской парк, который был наполнен жителями города по случаю праздника и представлял собой абсолютно другое место, нежели в первый день нашего посещения. К тому же, это был первый самый теплый день, и люди не могли этим не воспользоваться. Вдоль речки и озера мы наблюдали группы загорающих и поедающих шашлыки людей. А на стадионе к нашему удивлению проходил футбольный матч. Кто играл, было не понятно, так как ни одной вывески не было, поэтому все легко отвечали, что играют «красные» и «синие»:)

Наше желание взять машину на прокат было настолько сильно, что в последний день нашего пребывания, это все-таки случилось. Рано утром мы уже были перед офисом этой конторы. На выбор были предложены 4 автомобиля, все по одинаковой цене. Наш выбор пал на Тойоту Марк 2, естественно с правым рулем. Заключив договор и получив машину в наше распоряжение на сутки, мы первым делом покатили на рынок, где затарились икрой и крабами, которых нам поназаказывали в Москве. Ну а затем отправились на север. Путь, в принципе предстоял недолгий, всего 110 км. Для великих путешественников, преодолевших расстояние в 4500 км до Приэльбрусья и обратно, это просто прогулка:) Через 110 км закончился асфальт, и началась грунтовая дорога, куда нам запрещено было въезжать на арендованной машине. Первая половина пути проходило через мелкие поселки и деревни, вторая половина пути шла вдоль моря. Пейзаж постоянно менялся по мере нашего продвижения. Периодически мы останавливались, чтобы погулять и даже пособирать немного янтаря, который выносит море вместе с морской капустой. За какие то полчаса нам удалось найти небольшую горстку дальневосточного янтаря. Вообще это занятие сильно затягивает и если бы не время, которое нас поджимало, можно было бы и целый день провести за этим занятием. Итак, мы доехали до крайней точки, поселка Взморья, и отправились в обратный путь. У нас еще оставалось время до заката, и мы решили съездить еще в один портовый город на Сахалине Корсаков. Город этот, как и все остальное на острове погряз в грязи и разрухе, ничего ценного и интересного мы для себя не нашли. Наши попытки подъехать к морю не увенчались успехом, так как все проселочные дороги были разбиты и мы, испугавшись за машину, бросили эту затею. За этот день было пройдено 350 километров.

На следующий день с утра, вернув машину в контору, мы отправились в аэропорт, откуда нам опять предстояло совершить 9-часовой полет домой. На этом и закончилось очередное путешествие. Улетали со смешанными чувствами. Остров, который в детстве казался таким замечательным и прекрасным, потерял свою уникальность и оказался никому не нужным. Ну а чтобы не заканчивать рассказ на грустной ноте, скажу, что каждое путешествие оставляет только радостные воспоминания, и таковые остались и у нас!

1. Бывший
    Бывший 31 мая

Сюррреализм сновидений на уровне бреда
    Очень плохо, не знать, а потом ещё и забыть ::( Ну кто ж приезжает на помойку в мае? Летом нужно приезжать. Летом - в августе...

2. Маруся
    Маруся 01 июня

Не согласна......
    Приехала......не понравилось-уехала с такими мыслями , да и еще и выложила здесь......А вопрос можно? Где ваши друзья? которые могли бы ТАК показать вам остров-захотелось бы вернуться...а то музей, Горный воздух, развалины...места достойные осмотру людей преклонного возраста..или Вам уже 60? А парк у нас лучший на Дальнем Востоке....это так к слову........

3. Вячеслав
    Вячеслав 26 августа

Все так страшно, но Я ЛЮБЛЮ САХАЛИН
    Приезжайте на Сахалин тут не так страшно, как в вашем рассказе. Города стали чище. Море теплей. А в городе Холмске лучший стадион на всем Дальнем востоке.

4. Михаил
    Михаил 29 июля

Мы с друзьями собираемся съездить в Южно-Сахалинск в гости, подскажите что посмотреть и где машину можно на прокат взять?

5. Даниил Смирнов
    Даниил Смирнов 29 июля

Привет! Зависит от того, что вам интересно! Советую сходить в государственный краеведческий музей, парк культуры, литературно-художественный музей, музей книги, пик чехова. Насчет аренды авто - могу ресурс порекомендовать, сам пользовался когда родня приезжала naprokat65.ru надежная фирма.

6. сергей зубов
    сергей зубов 29 ноября

Довольно мрачновато. Вове Путину работы непочатый край. Безмерно жалко Сахалин.

7. Лом
    Лом 29 февраля

Отличное место - чисто, доброжелательные люди. Центральные улицы оригинально, с душой (не для галочки) подсвечены, освещение на столбах и домах. Как горнолыжный курорт "Горный воздух" хорош - современные кабинки, число склонов достаточно, чтобы было интересно, но без хорошей ложки дегтя не обошлось - работали не все трассы, и соревнования тому лишь отчасти причиной, и нет карт маршрутов на склонах (в первый день заехал так, что могло плохо кончиться); кроме того не все склоны протрачиваются, а это, извините, уже и опасно. Морепродукты. Люди рекомендуют рынок Успех, но там высокие цены. Лично я предпочел спец. магазин рядом с Успехом (метров сто через дорогу). Еще из плюсов отмечу современные (как я понимаю, построенные в 2017-2018 гг) культурные центры на площади Победы (даже детям интересно) и театр Кукол ("Убить Бабрыкина" рекомендую). А вообще, если человеку не принципиальны лыжи, уверен, что лучше посетить это место летом, тогда больше возможностей для экскурсий.

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…