Улан-Батор и окрестности

  От аэропорта до центра города Улан-Батор ехать примерно полчаса. Российского туриста город не удивит, архитектура та же, что и в России, иногда можно увидеть черепичные крыши буддийских монастырей, но в основном все советское. До поездки в Монголию нужно в принципе решить, воспользоваться услугами туристических фирм или рискнуть поехать самостоятельно. В первом случае попадаете на деньги, во втором Вам придется искать самостоятельно машину с водителем, переводчика, еду и карты. Из машин наиболее вероятен и дешев УАЗ, лучше, если "буханочка". Около 100 долл.в день. Можно найти, конечно, джип вроде Toyota, но будет значительно дороже. Большинство достопримечательностей разбросаны по стране, поэтому очень важно правильно проложить маршрут. Дороги как таковые часто отсутствуют, иногда по асфальтовым дорогам ездить труднее, чем по грунтовым. Пыль, жара летом, отсутствие указателей, трудности в общении с местным населением.

  Коренное население гостеприимно и если знать хотя-бы немного слов по-монгольски и соблюдать некоторые местные традиции всем будет приятно. "Баяр-лаа" - спасибо, " Санбай-ноуу"- здравствуйте, "Баяр-таа" - до свидания. Это минимальный набор вежливости. Подарки для аборигенов могут быть простые, но полезные в быту. Если предполагается общение с кочевниками, даже зажиточными, то батарейки, карманные фонарики, сигареты и даже чай - для хозяев и сладости для детей будут всегда кстати. Давать подарок нужно всегда обеими руками, возможно с легким поклоном. Берут тоже двумя руками, спасибо по-монгольски нужно выучить в первую очередь. В юрте часто нет стола, угощение хозяин передаст лично и даже если посуда покажется не слишком чистой - не бойтесь, не отравитесь, попробуйте хотя-бы чуть-чуть. Вам всегда сделают скидку на незнание, но злоупотреблять гостеприимством не нужно. Гостю монгол может отдать последнее, поэтому для возможного ночлега выбирайте семью побогаче, чтобы после Вашего пребывания дети хозяев не остались голодными.

  С ночевками проблем особых нет. Рядом с каждым достопримечательным местом находится кемпинг, а то и не один. Кемпинги почти всегда состоят из одних юрт. Проживание в двухместной юрте может стоить около 30 долл. По многим причинам это лучшее жилье в Монголии. Юрта - очень комфортабельное жилище, продуманное и испытанное веками. В ней нет ничего лишнего, только печка, умывальник, пара кроватей, ковер, зеркало да пара стульев. Идеальная аэродинамическая форма. Чистая шерсть. На верху окно, наполовину застекленное, а другую половину можно при желании закрыть, но для этого придется выйти на улицу и потянуть за веревку. Дышится в юрте легко, слышимость тоже отличная, утреннее солнце не помешает выспаться. Ну и конечно, романтики прибавляет. На зиму большинство кемпингов закрывается.

  В Улан-Баторе самый замечательный отель находится за городом примерно в 25 километрах. Называется он скромно - "Монголия", построен в виде буддийского монастыря. Номера не отапливаются, TV поставили совсем недавно, но не смотреть же телевизор Вы поедете в такую экзотическую страну. Цена номера около 150 долл. Посредине отеля находится ресторан, где прилично готовят, но нас обсчитали однажды долларов на 20. Но отель, правда, хороший. Там не пыльно и не шумно, как в городе, рядом течет река, а утром вид на горы. Номера большие, часто культурная программа. Если есть достаточно денег, поезжайте туда, не пожалеете. Зимой отель закрыт. В городе лучший отель - Чингис-Хан, номер стоит примерно 120 долл.

  Из столичных достопримечательностей в первую очередь стоит посетить храмовый комплекс Гандан. На площади покормите голубей, а переступив через порог храма, на миг почувствуете себя маленьким человечком, увидев перед собой огромную статую Будды, более 20 метров. Рядом, за забором, буддийский монастырь. Наверняка захочется посидеть на лавочке внутри, нет суеты, звуки совсем другие.

  Интересна экскурсия на швейную фабрику "Гоби".Там производят вещи из пуха особых коз - кашемира. Вещи качественные, но дизайн страдает. При фабрике есть магазин, цены не дешевле, чем в городе, но выбор больше.

  Ну а если Вы попадете в Улан-Батор 11-12 июля, то Вам повезло. В то время идет главный праздник для монголов - Надам. Сначала колонна конников несет знамя от площади с памятником Сухэ-Батору. Открытие - на главном стадионе. Хотя билеты для иностранцев дорогие, зрелище довольно долгое и скучное. Театрализованное шоу, потом состязания борцов, а рядом со стадионом - лучников всех возрастов. За городом проводятся скачки. На второй день финал. Стадион ревет, особенно когда толстого здорового борца заставляет коснуться земли другой борец, значительно меньший по размерам. Каждый победитель совершает танец орла вокруг выставленного под охраной знамени. Вокруг стадиона множество ларьков, торговля, дым. Хорошо еще, если с погодой повезет. Когда все заканчивается, во все стороны Монголии по юртам разъезжаются участники, своим ходом. Кто на "коне", а кто и на машинах. Готовиться к следующему Надаму.

  Пустыня Гоби в Монголии.

  Маршрут наш проходил по пустыне Гоби. Около 1500 километров. Был конец сентября месяца, в меру прохладно днем, около +25 и не очень холодно ночью, до -5. Звездные ночи, бескрайние просторы, уникальные ландшафты, редкие, но очень гостеприимные люди. Такого ощущения Великого Пространства не испытаешь больше ни где.

  Много молодых японских туристок. Часто они путешествуют поодиночке, только японка и водитель-монгол. Очень романтично и сильно прибавляет жизненного опыта. Они наверное, испытывают неимоверный шок, попав из густонаселенной страны в такие места, где от дома до дома, точнее от юрты до юрты многие километры и более. На отрогах хребтов хорошо видны редкие белые крапинки - дома кочевников. На лицах пастухов - морщинки у глаз от постоянного прищуривания, но это не столько от яркого солнца, сколько от стремления разглядеть что-то вдалеке.

  Поездка по Гоби началась в городе Баянхонгор, куда мы прилетели на самолете.Это был последний рейс самолета Ан-24, после него на линию должна была выйти другая машина. Самолет скрипел крыльями на ветру, был полон пассажирами, но все-таки благополучно сел. От Улан-Батора больше 400 километров, маленький кусочек асфальта на одной из центральных улиц, единственная гостиница, неожиданно приличная для этих мест, была даже горячая вода. На главном базаре продают все, что пользуется повседневным спросом: кирзовые сапоги, посуду, сахар, соль, крупы, батарейки, седла, ножи, спички, керосиновые лампы, ткани, матрасы и т.д. Еще играют в бильярд на пыльных столах и покупают самородное золото, правда, не легально.

  Утром в путь, водителя звали Немка, это такой монгольский Шумахер на УАЗе, необыкновенно обаятельный человек. Наша "Буханочка" неслась местами со скоростью под 100 км. в час, Немка пел песни по-монгольски и никто не испытывал страха. Опасно только, если вовремя не заметить пересечение с другой дорогой - можно получить сильнейший удар по подвеске. Первая неожиданность - трудно было представить, глядя на топографическую карту такой ландшафт в действительности. Невысокие холмы, поросшие редкой выжженной за лето травой, прозрачный воздух, скрадывающий расстояния, редкие каменные кучи на перевалах и памятных местах. Просторы, пространства, расстояния. И ни одного человека вокруг. За день - всего две встречные машины. Одна из них с отвалившимся передним колесом стояла у дороги, семейство монголов без паники ждало помощь почти целый день.

  Пустыня Гоби в Монголии - это не такая пустыня, какую рисует наше воображение, не бескрайние горы желтого песка. Ровная как стол каменистая поверхность пересекается горными хребтами и руслами высохших рек и совсем не лишена жизни. Здесь есть даже вода в кем-то вырытых в незапамятные времена колодцах. Изредка попадаются пастухи-кочевники с отарами овец, коз и коров. Чем ближе к сердцу Гоби, тем больше становится погибших верблюдов.

  Первая достопримечательность на пути - красивые скальные образования. Потом перевал. Куча камней. Говорят, так раньше хоронили погибших в пути воинов Чингиз-Хана. Есть и другие кучки камней, вокруг которых нужно обойти три раза по часовой стрелке с камнем в руке и одновременно с броском камня загадать желание - обязательно исполнится.

  Первая ночевка - в кемпинге. Несколько юрт, забора вокруг нет, есть душевая. По утру прохладно. Завтрак практически в поле с видом на ближайшие горы впечатляет. Едем дальше. В поселке по пути есть школа и нужные китайские товары в магазинчиках. Много детей, школьники в форме. Заправка на краю города, заправщика искали полчаса. Бензин от старости почти не пахнет.

  Наш путь к Долине Динозавров. По дороге заросли саксаула, сухие деревья собирает на зиму семья на грузовом ЗИЛе. Добродушный хозяин семейства, потный и толстый, рассказывает о трудностях бытия в Гоби. С лица его не сходит улыбка. Далее едем по руслу высохшей реки, дорогу с бешеной скоростью перебегают маленькие стада сайгаков. Догнать их мы не смогли. Голодные быстро бегают. Деревья пьют воду с огромной глубины. Места очень красивые. Есть даже цветы.

  Долина Динозавров раньше была усеяна костями доисторических животных, находили даже целые скелеты. Почему они пришли умирать сюда - неизвестно, но кости их сейчас выставлены в палеонтологических музеях и растащены немногочисленными туристами. Маленькая кучка костей по виду похожая на потухший костер была слабым утешением. Радовали хорошая компания и предстоящий ночлег в палатках. Солнце садилось, все вокруг стало багровым, подумалось о Вечном Времени. Под ногами история земли, много миллионов лет, но казалось, особенно ночью, что вот-вот из-за ближайшей горы появится силуэт динозавра. Все-таки лучше кости смотреть в музее.

  Дорога идет мимо колодца. Через сотню километров очень радует единственное дерево. Потом оказывается, неподалеку оазис. Непонятно откуда вытекает река, потом также непонятно куда пропадает. Трехметровый тростник косят серпами на зиму скоту. Похоже на работу кубинских "мачетеро". Женщина варит крутой бараний бульон на обед. Жарко. На деревьях растут маленькие орешки. Вечно обеспокоенные суслики с любопытством смотрят на людей.

  Дальше нас ждет Красный каньон. Почти как в Америке. Дорога к нему настоящий трофи-рейд. Увязнуть в песке проще простого, вытаскивать машину будет некому. Приехали туда в удачное время - вечером перед закатом. Глиняные горы еще краснее, горы песка с красивой фактурой. На фоне высохшего 300 лет назад саксаулового леса восходит желтая луна. Земля местами изрыта сусликами так, что проваливаешься по колено. Русло высохшей реки поросло деревьями, они даже осенью зеленые. Классический туристский набор - Чертов палец, Красная Скала, Кривой Лес. Ночуем в палатке. Утром тоже самое, только наоборот. Солнце восходит, луна заходит, а мы уезжаем. Это место оставило самые сильные впечатления.

  Далее в Пески. В нескольких местах Монголию прорезают полосы песчаных барханов высотой до 50 метров и длиной многие десятки километров. Мы подъехали к ним ночью и рано на заре увидели надвигающуюся стену песка. Весь день провели в семье монголов, издавна живущей рядом с барханами. У них много баранов, есть овцы и лошади. Барана можно купить за 25 - 30 долларов и тут-же попросить приготовить. За 5 - 15 долларов возможно покататься на любом из двадцати верблюдов. Из молока верблюдиц делают сыр, потом сушат на солнце. Угощают монгольским чаем. Это смесь из обжаренных бараньих косточек, жира, молока, соли. Если не смотреть, как его варят, то пить можно. Для почетных гостей с подарками - дегустация монгольской водки из молока. Крепость ее меньше, чем у саке, около 10 - 12 градусов. Поэтому пьют без закуски по очереди из общей пиалы и как можно быстрее, а то ничего не почувствуешь. Но самое трудное и приятное развлечение - забраться по сыпучей тропе на верхушку песчаной горы на закате. Налегке потребуется почти час. Вид открывается потрясающий.

  Преодолев еще пару сотен километров, можно посетить заповедник "Турьи Горы". Кемпинг неподалеку встретит силуэтом каменного тура на въезде. На закате он смотрится как настоящий, едешь и думаешь, почему он не убегает? В голых скалах рано утром можно увидеть живых орлов и горных баранов. Утром такая тишина, что страшно дышать, чтобы не спугнуть зверей. Прогулка пешком по сужающемуся горному ущелью займет часа 3.

  Но главная достопримечательность Монголии - дорога. Как вечное движение к вечному покою. Только кажется, что нашел место в кажущемся бескрайнем пространстве, где можно остановиться и отдохнуть, но дорога тянет вперед и вперед. Заметишь, что пролетело уже 10 дней только в аэропорту.

Комментарий автора:

Страницы1

4,0/5 (2)

2 комментария

  1. Ani
    Ani 24 марта

    Понравился рассказ!
    Привет! Спасибо - все замечательно и информативно описали... и сразу захотелось съездить в Гоби. Именно такого импульса и ждешь от рассказов :-)! Счастливо! Аня

  2. zhargal
    zhargal 11 декабря

    Гоби
    Мне очень понравился ваш рассказ!Спасибо!

Ваш комментарий