Неделю мы катались по Лазурному Берегу на автомобиле, плюс первый день провели в Италии. В итоге нарисовался такой маршрут:
 
  Портовенере – Чинкве-Терре – Ницца – Кань-сюр-Мер – Ванс – Антиб – Канны – Сен-Рафаэль – Сен-Тропе – Раматюэль – Гассен – Марсель – Монако – Вильфранш-cюр-Мер.
 
  Portovenere – Cinque-Terre – Nice – Cagnes-sur-Mer – Vense – Antibes – Cannes – Saint-Raphael – St-Tropez – Ramatuelle – Gassin – Marseilles – Monaco – Villefranche-sur-Mer
 
  Пару слов о Портовенере. Это небольшой приятный городок в типично итальянском стиле. Узкие крутые улочки, старые дома, древние церкви, крепость, островок напротив... Сверху открываются неплохие пейзажи. Парковка везде платная, причем чем ниже к морю, тем дороже. Кемпингов мы нигде по дороге не нашли, поэтому стали на ночь просто на парковке.
 
  И вторым нашим пунктом по пути на Лазурный Берег стал Чинкве-Терре. Этот район состоит из 5-ти небольших живописных деревень, расположенных на берегу Лигурийского моря. Между деревнями проложены не менее живописные пешеходные маршруты, идущие среди скал вдоль линии берега и возвышающиеся над морем. Кроме того, ходят электрички, забитые под завязку. Лучше всего купить билет на день (5.4Е), действительный на электрички, пешеходные маршруты (они тоже платные) и автобусы, которые ходят наверх к трассе. Говорят, в самих деревнях припарковаться сложно. Для нас это оказалось вообще невозможно – на въезде стояла полиция и всех разворачивала. Пришлось спускаться пешком, по пути открываются сказочные виды на деревню Риомаджоре. Самый просторный пляж был в Монтероссо, лучшие виды – в Вернацце (особенно сверху с крепости), Манарола ничем особенным не запомнилась, в Корнилье мы не были.
 
  И наконец, переходим к Лазурному Берегу, считающимся местом отдыха для богатых. Надо сказать, не зря считается. Яхты в здешних портах стоят так тесно друг к другу, что их мачты образуют беспросветный лес. Особенно прикольно смотрится, когда владельцы усердно полируют бока своих и без того сверкающих огромных посудин маленькими тряпочками.
 
  Подавляющее пространство пешеходных городских улиц занимают рестораны, которые редко пустуют. А в общепринятое время приема пищи они почти все заполнены. Французы предочитают морскую кухню – на тарелках красуются огромные раки, крабы, креветки, мидии; бокалы заполнены вином. Даже поздним вечером старушки шустро орудуют вилками над своими огромными порциями.
 
  Но можно тут конечно отдыхать и недорого. Мы закупались в основном в супермаркетах, а ночевали в кемпингах. Вдоль трасс иногда встречаются мега-супермаркеты CareFour, в городах можно найти магазины поменьше – Champion, Casino, Spar, где всегда можно приобрести горячую курочку. Из уличных фастфудов лучше всего идут пиццы – сытно, вкусно и недорого.
 
  Кемпингов на Лазурном Берегу не так много, как я себе представлял. Стоимость за двоих + машина + палатка в среднем 15-20Е. Самый дорогой кемпинг обошелся в 26Е, но, во-первых, он был расположен прямо возле княжества Монако, а во-вторых, с его территории открывались сказочные виды на мыс Cap Ferra внизу. Условия во всех кемпингах более-менее одинаковые. Интересная деталь – туалеты французских кемпингов не принято оснащать туалетной бумагой, такого я больше нигде не встречал.
 
…Движение на дорогах более-менее спокойное, на машинах ездят в основном быстро, но корректно. Между автомобилями ловко маневрируют мотоциклисты. Иногда среди них всречаются совсем безбашеные, которые проделывают свои рискованные финты на огромной скорости. Таких лучше сразу пропускать…   Движение на дорогах более-менее спокойное, на машинах ездят в основном быстро, но корректно. Между автомобилями ловко маневрируют мотоциклисты. Иногда среди них всречаются совсем безбашеные, которые проделывают свои рискованные финты на огромной скорости. Таких лучше сразу пропускать. Большое наличие мотоциклов и мопедов обусловлено очевидно, во-первых, нередкими пробками, а во-вторых, тем, во всех без исключениях городах существует проблема парковки.
 
  Припарковаться в центре городов стОит денег, но, тем не менее, все забито. Кроме того, максимальное время парковки ограничено часто 2-3 часами, что очень неудобно. По истечении этого времени нужно возвращаться к машине и пробивать новый талон. В Марселе жандарм, гнида, типа не заметил талона у меня под стеклом и выписал штраф. Правда, сумма небольшая – на первый раз 11Е.
 
  Буквально каждая вторая-третья машина на Лазурном Берегу помята в той или иной степени. Такое большое количество вмятин просто удивляет – если машина уже не совсем новая, на ней наверняка найдется какой-нибудь отпечаток. Французы очевидно по этому поводу не очень переживают – при мне дедок парковался задним ходом на приличной скорости, пока от удара не содрогнулась стоящая сзади машина. Тогда он спокойно выключил двигатель, закрыл машину и пошел по своим делам.
 
  Проезд по автобанам платный, но мы ими почти не пользовались. Обычные дороги часто очень живописные (особенно трасса N98), а движение по ним вполне нормальное. Как и в Испании, основной тип перекрестка здесь – круговое движение.
 
  Очень удобная штука – навигация, экономит кучу времени. Перед поездкой в очередной город просто вносишь туда адрес туристического офиса, прямиком туда прибываешь и сразу берешь карту города и информацию по кемпингам. В любом незнакомом городе едешь как с закрытыми глазами (если знаешь конечную цель, конечно). Кроме того, любой понравившийся пункт (кемпинг, супермаркет...) всегда найдешь снова по кратчайшему пути из любой точки.
 
  Ну и после такого длинного вступления пробежимся теперь по нашему маршруту.
 
  Ницца
  Самое сильное впечатление производит панорама на местный мега-пляж – широкая и длинная линия побережья в сочетании с лазурным цветом воды. Особенно хорошо все это обозревается с холма Шато. Оттуда же прекрасно видно порт, расположенный с другой стороны. Исторический центр лежит рядом, он довольно небольшой и обходится быстро.
 
  Необычен променад Ниццы – такого широченного променада я еще нигде не видел. Тут бегают люди, гоняет немеряно ролеров, и вообще довольно людно. На променаде расположен символ Ниццы – отель Негреско. Можно даже зайти внутрь и прокатиться на лифте, обитом бархатом.
 
  Перед прогулкой по променаду мы сделали ошибку – легкомысленно оставили на пляже коврики, придавив их камешком. Вернувшись вечерком, ковриков мы не обнаружили. Но после непродолжительных поисков мы нашли того, кому они приглянулись. Какой-то тип спокойно лежал на одном из ковриков, а второй замотал в свою палатку. На немой вопрос, застывший у нас в глазах, – «какого черта?» – он лишь спокойно пожал плечами.
 
  Кань-сюр-Мер
  Довольно большой город. Исторический центр лежит на горе, там довольно интересно – можно долго ходить лабиринтами узких улиц. Много котов, а один даже залез на мою машину.
 
  Ванс
  Расположен в 10 км к северу от Кань-сюр-Мер. Центр этого города обнесен крепостной стеной. Внутренняя площадь довольно небольшая, обходится быстро и после Кань-сюр-Мера сильно не впечатляет.
 
  Антиб
  На мысе Антиба находятся дачи всяких богачей, в частности, мега-дача Березовского с бассейнами и т.д. На самом деле ничего особо интересного не видно. Мы там немного покатались – все дачи обнесены высоченными заборами, так что завистливо понаблюдать за частной жизнью олигархов не удалось.
 
  Еще в Антибе находится порт, носящий громкое имя «гавань миллиардеров». Лучше всего он обозревается с небольшого форта Каре. Попасть на форт можно только в виде экскурсии, которая проводится каждые полчаса. В целом, меня не впечатлил ни форт, ни экскурсия, а «гавань миллиардеров» ничем особо на вид не отличается от других портов Лазурного Берега.
 
  Исторический центр начинается возле порта входом в Старые Ворота. Стандартный набор – небольшой кафедральный собор, башня, старые улочки... В целом, приятно побродить.
 
  Канны
  Город впечатлил. Хотя поначалу мнение сложилось отрицательное, когда мы вышли к дворцу Фестивалей и Конгрессов. Это типа мега-дворец, где проводится всемирно известный каннский фестиваль, а по парадной лестнице проходили все кино-знаменитости. Однако снаружи дворец смотрится довольно серенько, и прозвище «бункер» к нему вполне подходит. Под дворцом находятся многочисленные впечатанные в асфальт отпечатки рук тех самых кино-знаменитостей с корявыми подписями.
 
  От дворца Фестивалей и Конгрессов берет начало шикарный бульвар Круасет. По бокам его уходят в небо пальмы, с одной стороны плещется море, с другой стоят всякие фешенебельные отели.
 
  С холма Шевалье открываются виды на Старый город и порт. Узкие пешеходные улочки центра города состоят из сплошных ресторанов, плавно переходящих друг в друга.
 
  Сен-Рафаэль
  Довольно большой город, однако делать там особо нечего. Заслуживает внимания разве что набережная города и большая церковь тамплиеров, стоящая неподалеку. Зато дорога сюда была одной из самых красивых на всем пути – вьющаяся вдоль моря среди красных скал на высоте. Скалы эти являются вулканическими образованиями.
 
  Сен-Тропе
  Праздничный город, раскрашенный в веселые желто-красные тона. Небольшой уютный порт привычно забит под завязку. Вдоль него расположилось множество художников, продающих свои картины. Как ни странно, художники больше нам нигде не встречались, а тут их было действительно очень много.
 
  В целом, городок очень понравился. Неплохие виды с цитадели, куда недалеко идти пешком. Очень оригинально выглядит церквушка, окрашенная все в те же красно-желтые тона.
 
  Раматюэль
  На этом этапе мой КПК вдруг сделал hard reset и мы остались без навигации до конца поездки. Поэтому дальше пришлось ехать по указателям, планировать маршрут по карте и т.д. Деревня Раматюэль расположена недалеко от Сен-Тропе. Она высится на холме, нагромождение домиков снаружи смотрится неплохо, но внутри там особо делать нечего. Несколько однотипных улочек и все.
 
  Гассен
  Еще чуть дальше находится деревня Гассен. Она тоже расположена на холме, но оттуда открываются отличные виды на море и местные ландшафты. По самой деревне тоже довольно неплохо побродить.
 
  Марсель
  Это второй по величине город Франции, где проживает 1 млн человек – половина населения Лазурного Берега. Несмотря на то, что я не особо люблю такие большие города, Марсель очень понравился. Путь в Center Ville идет через весь город, затем наконец, после энного количества светофоров и перекрестков ныряет в платный туннель и выныривает прямо возле порта. Здесь всегда пробки и проблемы с парковкой.
 
  Марсельский порт понравился больше всех остальных. Особенно впечатляет вид с форта Св. Николая – отсюда видно весь этот довольно немаленький порт, как на ладони, а мачты яхт образуют уже даже не лес, а одну сплошную стену. Между противоположными берегами порта лавирует кораблик за 0.8Е.
 
  Еще один прекрасный вид, теперь уже на весь город, открывается с эффектной церкви Нотр Дам де ла Гарде – похоже, это самая высокая точка города. Отсюда видно все, даже небольшой остров Иф с замком, расположенный недалеко от берега.
 
  С другой стороны порта находится огромный полосатый Кафедральный собор – тут даже можно гулять по территории алтаря, такого я больше нигде не видел. Также по ту сторону порта лежат старые улочки рыбацкого квартала, еще один форт, красивое здание мэрии и прочие достопримечательности.
 
  Небольшие приключения ждали нас поздним вечером, когда мы начали поиски кемпинга. Для этого я сначала выехал из города куда глаза глядят – еще дальше на запад. Там мы немного заблудились, кемпингов не нашли, даже к морю не смогли выехать – карты этого района у нас не было. Спрашивали людей – все безрезультатно, пока я не напал на 4х негров на заправке. Один из них говорил совсем чуть-чуть по английски. «Вам нужно море? ОК, следуйте за нами».
 
  Ехали довольно долго. Когда негры свернули с трассы куда-то вниз в темноту, стало немного не по себе. На всякий случай я стал запоминать номер их машины. Но негры таки вывели нас к пляжу, причем к какому пляжу! Расположен он под большим мостом, эффектно подсвечивающимся ночью, а вокруг кипит жизнь – с разных мест слышна музыка, отовсюду разговоры, в общем, крупное тусовочное место.
 
  Много людей, причем все без исключения – черные, так что мы чуствовали себя немного не в своей тарелке. Наши негры тоже вышли из машины и стали забивать траву. Кемпингами тут не пахло, да и дикарями ночевать на этом пляже не хотелось. Но место супер, мы его отыскали на следующий день. Оказывается, пляж расположен на окраине Марселя. В самОм городе с пляжами не сложилось – тут бы яхты свои куда приткнуть, так что всюду порты. И вообще, похоже что окрестности города – это чисто индустриальная зона.
 
  В поисках ночлега мы отправились дальше. Наконец, нашли какую-то тихую парковку в каком-то тихом городке и тихо там осели. Только начали готовить машину к ночевке, как приехали жандармы – «Бон Суар!». Я им начал грузить, что мы типа устали, ночлега не нашли, собрались тут мирно поспать немного, но жандармы английского языка почти не понимали. Наконец, один из них меня спросил:
 
  - Вы что, собираетесь спать в машине?
  - Да!
  - А, ну без проблем, только чтоб за пределы машины ни-ни.
 
  После этой встречи с властями, прошедшей на самом высшем уровне, мы наконец-то устроились на ночевку. А в целом, Марсель – отличный город, сюда стОит приехать.
 
  Монако
  Это конечно уникальное место, второе с конца по площади (после Ватикана) государство в мире. Почти на всех перекрестках стоят полицаи со свистками в белоснежных формах. По всему княжеству установлены видеокамеры. Границу государства проезжаешь, не замечая ее.
 
  Самое интересное место – гора Монако-Виль. Там находится дворец Гримальди, где обитает принц Альберт II, перед входом ходит почетный караул. Рядом памятник Франческо Гримальди, который взял эту территорию хитростью еще в 13-м веке. Еще в Монако-Виле расположены океанографический музей, кафедральный собор, сады Сан Мартин и несколько музеев. С самОй горы открываются прекрасные виды на весь Монако – в частности, на порт, на район Монте Карло и знаменитое казино.
 
  По набережной можно пройти в Монте Карло. Прямо возле моря расположен большой открытый бассейн. Пляжей в центре Монако нет, только два порта. Казино Монте Карло впечатляет снаружи, а внутри мы конечно не были. Построено оно было по решению Карла III, отсюда и название («Монте» – гора, «Карло» - Карл).
 
  И конечно же для меня, как любителя Формулы 1, одной из главных целей было проехать по Гран-При Монако – самой престижной трассе этих гонок. Сразу за казино идет спуск к знаменитому развороту вокруг пальмы, затем коварный туннель, затем участок по набережной вдоль яхт... Скоростей болидов Ф1 мне достичь не удалось (исключительно из-за боязни штрафов за превышение скорости), но все равно супер. Интересно, что сразу после прохождения Гран-При счетчик моей машины перевалил за 200 000 км.
 
  Вильфранш-сюр-Мер
  Типичный приятный приморский городок, с цитаделью и широким длинным пляжем. Там мы и провели остаток последнего дня. Море за прошедшую неделю уже значительно прогрелось.
 
  В целом, Лазурный Берег – отличное место. Море, яхты, пальмы, живописные дороги, интересные города, не похожие друг на друга – это все тут.
 
  15 июня 2006 г.

Комментарий автора:
…Движение на дорогах более-менее спокойное, на машинах ездят в основном быстро, но корректно. Между автомобилями ловко маневрируют мотоциклисты. Иногда среди них всречаются совсем безбашеные, которые проделывают свои рискованные финты на огромной скорости. Таких лучше сразу пропускать…

Страницы1

4,8/5 (25)

3 комментария

  1. Шаман
    Шаман 18 июня

    Фотки
    Фотки можно посмотреть тут: http://shaman.myflathost.com/photoalb.php?id=8

  2. Вадим
    Вадим 21 июня

    Насчет мятых машин
    Сам не далее как несколько дней с Лазурного берега. Тоже на машине покатались примерно по тому же маршруту. Насчет мятых машин явное преувеличение. Никак не каждая вторая-третья. Хотя конечно много мятых. Насчет фастфудов тоже неверно. Самые популярные фастфуды Ah-Ha, кухня юго-восточной азии там (въетнамская и т.п), короче бывших колоний Французского индокитая. Причем посоветовали их нам сами французы, так как немного говорю на этом прекрасном языке и тренировался постоянно.

  3. Шаман
    Шаман 21 июня

    Без названия
    Я помятые машины не считал, но практически на любой парковке как минимум треть машин более или менее мятые. По поводу фастфудов - название "Ah-Ha" мне нигде не встречалось (хотя может не обращал внимания), но, например, в Ницце очередь в ларек за пиццами была человек 20; в Марселе - сплошные стойки с пиццами и т.д...

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Ресторан Pierre Gagnaire

Ресторан Pierre Gagnaire

Ресторан Pierre Gagnaire – Включенный в список шести лучших ресторанов мира 2005 года…