Следующим объектом стал Bantey Kdei, основательно заросший джунглями, кое-где покосившийся и в этом плане не намного уступающий Та Прому. Он был возведён в конце XII века при Джайавармане VII чтобы использоваться как буддийский монастырь. Напротив него расположен Sras Srang, водоём для священных омовений; можно по каменным ступеням спуститься почти к самой воде.

Ещё одно усилие, и перед нами предстаёт Pre Rup, образца середины X века, выстроенный при Раджендравармане. Он интересен не только своим обликом, но и тем, что дал название целому стилю: расположеннее севернее East Mebon по исполнению очень схож. Оба храма стали первыми постройками после того как Ангкор снова стал столицей империи после периода смуты.

Два этих сооружения разделяет совсем короткое расстояние, однако для нас они оказались очень сильно разнесены - примерно на полпути от одного к другому начинается дорога на восток, выводящая одним своим ответвлением к Bantey Samre, а другим к лежащему в 30 километрах севернее Bantey Srey. Мы, признаться, долго колебались, ехать ли в ту сторону, но потом всё-таки решились.

Так уж совпало, что по ходу дела именно в этом месте из-за туч выглянуло солнце. Мы-то поутру решили, что будет пасмурно и оделись потеплее, потому как плотные облака ничего хорошего не предвещали. Куртки-то снять несложно, а вот поменять плотные футболки на более лёгкие, увы, нельзя. Оголиться же до пояса было неудобно, поскольку кругом торчали дома местных жителей, многие из которых глядели нам вслед так, словно впервые увидели белого человека. С другой стороны, часто из-за плетня слышалось радостное "Хэлло", и высовывалась улыбающаяся, чаще всего чумазая физиономия.

В итоге мы пришли к выводу, что поездка того стоила - хоть на неё и ушло полтора часа, Bantey Samre оказался подлинным сокровищем. Во-первых, он принадлежит к тому же стилю, что и Ангкор Ват, да и построен был буквально следом. Во-вторых, он прекрасно сохранился. В-третьих, его посещает очень малое количество народу, отчего впечатления только улучшаются.

Что интересно, билеты проверяли везде, даже на тропинках к самым отдалённым объекту, и везде же наш трёхдневный пропуск к сокровищам Ангкора был действителен. Кроме того, возле Bantey Samre есть довольно цивильный туалет, бесплатный для обладателей билетов, так что избавиться от жидкости удалось без труда, а вот разжиться питьём оказалось труднее: хотя по обочинам дороги то и дело попадались таблички "Проект "Чистая вода" (европейцы выделили денег на улучшение водоснабжения района), брать воду из- под крана мы не рискнули, в то время как приставалы вблизи достопримечательностей торговали исключительно туристической лабудой. Хорошо, что мы взяли в дорогу достаточный запас бутылок, и, хотя он потихоньку истощался, можно было сосредоточиться на интересных объектах, а не на текущих потребностях.

Первым по счёту храмом после нашего возвращения на маршрут "большого кольца" стал East Mebon, некогда стоявший посреди озера. Ныне озеро высохло, да и сама постройка серьёзно обветшала - а ведь в своё время она была по масштабам и значимости несопоставима ни с чем. Мне больше всего запомнились мощные слоны, охраняющие углы террас.

Проделав ещё пару километров к северу, мы попали к постройке под названием Ta Som, считающейся уменьшенной копией Та Прома: тот же стиль, то же время, при том же короле. Это оказалась самая дальняя точка кольца - и самая жаркая к тому же. Дальше шоссе уже довольно основательно прикрывали деревья, так что наши дела пошли полегче, и, бросив взгляд на расположенный по правую руку Krol Ko, мы вскоре свернули на дорожку к Neak Pean. Это относительно небольшое святилище выстроено на острове посреди водоёма; за порядком в этом пруду пристально следят две наги, громадные змеи, чьи хвосты переплетаются на противоположной стороне круга. Считается, что посещение данного места было показано древним кхмерам в медицинских целях; якобы от присутствия храма вода делалась целительной. Ой, не знаю, что можно исцелить в такой жидкости, какая попалась нам на глаза, но факт остаётся фактом: какие-то местные подростки бодро шлёпали по мелководью и что-то искали на дне. Мы же тем временем перекусили, усевшись на одной из "трибун", что по периметру окаймляют комплекс.

Через 20 минут наступило время заглянуть в последний на кольце храм, носящий имя Preah Khan. Изначально это был крупный монастырь, где жило более 1000 монахов, да и сам король Джайаварман VII не погнушался жить в здешних стенах, когда в его ангкортомском дворце шли ремонтные работы. Мне больше всего запомнился внушительный каменный мост, обрамлённый фигурами богов и демонов, пахтающих Молочный океан.

Дальнейший путь по кольцу лежит в пределы Ангкор Тома, где мы уже побывали вчера, так что не тратя время на повторный осмотр, поспешили к Та Прому, дабы заснять его как следует и компенсировать тем самым вчерашнее фиаско. Но прежде чем входить на территорию храма, мы разжились водой и мороженым. Занятно, что если цена на сладкое была у продавца фиксирована и обозначена, то поначалу воду нам хотели всучить по 2 доллара за бутылку. Естественно, мы обратили внимание на соседний прилавок, где и приобрели две полуторалитровки за доллар.

После короткой трапезы наше настроение пошло резко вверх, тем более что ввечеру Там Пром оказался практически безлюден и смотрелся особенно здорово. Единственное, что омрачало жизнь, так это солнце, севшее в тучи, хотя буквально за час до этого оно ярилось вовсю. Впрочем, качество фотографий, как известно, зависит не столько от освещения или аппаратуры, сколько от мастерства фотографа, так что кадры у нас получились что надо.

Хотя наступал вечер, на текущий день у нас оставалось целых два несделанных дела: изначально было запланировано подняться над Ангкором на воздушном шаре и посмотреть закат у Ангкор Вата. И если с надеждой исполнить первой из задуманного пришлось распроститься, то прощание с солнцем упускать никак не хотелось. Нажимая на педали, мы изо всех оставшихся сил двинулись по дороге на юго-восток, однако темнота наступила гораздо раньше, чем ожидалось - светило попросту бухнулось в тучу, разрушив наши планы.

Обратный путь в отель лучше не вспоминать, и только наличие под рукой бассейна привело нас в чувство по приезде. Отдохнув в его прохладной водице, мы более-менее оклемались и вскоре нашли в себе силы поехать на отельском микроавтобусе в город, ужинать и договариваться насчёт отъезда.

Я, кстати, отчасти именно из-за дороги между Таиландом и Камбоджей так спланировал кольцо по Индокитаю, чтобы ехать от кхмеров к тайцам, а не наоборот. Сперва мы хотели ехать до границы обычным автобусом, а там пересаживаться на поезд; в этом случае поездка выходила по 10 долларов на брата (9 за автобусный билет, остальное за железнодорожный). Однако по ходу дела меня вдруг начали терзать мрачные предчувствия и после прогулки по Сием Рипу мы, узнав стоимость такси, решили ехать с комфортом. Цены варьировались исключительно в зависимости от жадности агентств, так как ехать в любом случае пришлось бы на опробованной многими путешественниками "Тойоте-Камри". В городских агентствах фигурировали самые разные цифры, в том числе и 40, и 35, и 32, так что решено было остановиться на 30 долларах за машину. Дальнейшие формальности не заняли и пяти минут: мы заплатили деньги, получили ваучеры, а когда контрагент приготовился выспрашивать название отеля и его адрес, просто вручили ему заранее приготовленную визитку "Lotus Lodge" (на ней и схема проезда была), назвали номер комнаты, и были таковы. Вроде бы всё было предусмотрено, но поутру, когда мы, сытно позавтракав, притопали в холл, никаких вызовов в нашу комнату зарегистрировано не оказалось, зато у входа в гостиницу робко топтался какой-то местный житель, получивший приказ отвести в Пойпет двух белых, но не получивший инструкций, кого именно ему нужно брать на борт. Пришлось признаться, что мы и есть пассажиры, после чего все наличные кхмеры облегчённо вздохнули. Возникла ещё одна заминка, а именно: терминал пластиковых карточек напрочь отказывался работать, так что сам Андре был вынужден явиться и быстро нашёл неисправность - кто-то под стойкой зацепил сетевой кабель ногой, так что соединения, естественно, не было, и быть не могло. Заплатив по счёту, мы сердечно распрощались с персоналом и отбыли восвояси.

Начитавшись про ужасы дороги между границей и Сием Рипом, я первые минут сорок поездки только сидел и удивлялся, насколько преувеличены страхи: всё это время мы ехали по довольно неплохому в сравнении с большинством российских дорог шоссе. Оказалось, это были цветочки, а вот дальше начался знаменитый просёлок...

Порой, когда машина полностью тонула в дорожной пыли, казалось, будто мы одиноки во вселенной, состоящей из серой мглы. Иногда движение шло просто наобум, хотя наш "капитан" всё время оставался спокоен, забывая, однако, подать положенные кораблю "два долгих гудка в тумане". Оставалось предполагать, что задние сиденья машины при лобовом столкновении сохранятся более-менее в целости, и надеяться, что сквозь непроницаемое облако нам навстречу движется такая же "Тойота", а не гружёный бетонными плитами "КамАЗ".

Путешествие по этому участку "дороги" продолжалось без малого два часа, с одним перерывом на туалет водителю в какой-то Тьмутаракани. Покидать прохладный салон машины мы отказались, и пока кхмер ходил по делам, обнаружили сбоку от себя возникшую из тучи пыли терракотовую армию. Её весьма достоверно изображали туристы "рейсового" автобуса, покрытые слоем светлого песка с головы до ног. Да, незавидна их судьба: если ехать с закрытыми окнами, то неминуемо сваришься заживо, а открытые окна впускают в себя ту непроглядную мглу, которую мы видели на дороге, и от которой избавлены кондиционером нашей "Тойоты". Транспорт кхмеры старательно моют из шланга, и было бы чертовски неплохой идеей устроить там же возле кафе и помывочную для туристов; думаю, такая услуга пользовалась бы значительным спросом.

Нельзя всё-таки не отметить, что на трассе идут кое-какие ремонтные работы. Имеется, например, целый ряд готовых мостов, призванных заменить нынешние. То есть мостами то, что там сейчас, назвать сложно: пара труб метрового диаметра закатана в глину - вода себе журчит и проходит, машины сверху ездят, и все, в сущности, довольны. Так что, возможно, когда-нибудь шоссе приведут в божеский вид, правда, тогда экзотики в поездке поубавится...

Последний участок, длиной в полчаса, мы проделали уже по достаточно цивилизованному асфальту, подъехав к самому КПП около полудня. Кхмер получает чаевые и уезжает довольный, мы, также довольные, встаём в очередь на паспортный контроль. В отличие от информации путеводителей, две кучки людей перед окошечками вовсе не делятся на местную и иностранную: все идут вперемешку, и всех пограничники снимают камерами. Очередь движется достаточно быстро, в том числе потому, что никто ничего не спрашивает, кхмеры только штампуют паспорта и отдают их обратно. Затем, уже возле шлагбаума, ленивый офицер небрежно проверяет наличие выездной отметки, и Камбоджа остаётся позади. Спустя полсотни шагов мы оказываемся на пограничном мосту, совершенно - положа руку на сердце - не замечая разницы в грязности берегов двух стран. Если бы не пограничные пункты и не смена направлений движения, можно было бы и спутать одно государство с другим. А так нам уже машут перейти на другую сторону моста, ведь здесь Таиланд, здесь не как у людей, здесь движение левостороннее; страна улыбок в первый (но далеко не в последний!) раз показывает нам зубки... 

P.S. Фотографии Ангкора можно посмотреть тут - http://www.vazlav.narod.ru/cambodia/cambodia_photo2.htm

Страницы123

5,0/5 (2)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Камбоджи Читать все

    Аэропорт Сим Рип

    Аэропорт Сим Рип

    Международный аэропорт Сиемреап — самый крупный камбоджийский международный коммерческий аэропорт, расположенный в городе Сиемреап.…