“Лыжи, конечно, не являются счастьем, но вполне могут заменить его" - таким эпиграфом открывалась книжка Ж.Боннэ "Лыжи по-французски" изданная в Москве в конце 60-х. Она была моей настольной книгой многие годы и, потрепанная, долго стояла на полке пока куда-то не испарилась недавно. За эти годы я прочно убедился в бесспорной правоте эпиграфа.

ГИБЕЛЬ ЧЕМПИОНА

А началось всё в раннезастойном 66-м году в Москве, где я начал катание с подержанных "Карпат", неподъёмного отечественного продукта добытого по блату, ботинок забытой марки и креплений, состоявших из пружин и сыромятных ремней и требовавших недюжинной силы для фиксации.   Сам процесс катания, помнится, был фрейдистско-мазохистической смесью долгого нудного труда и мгновения счастья. По-выходным, мы отправлялись в Подмосковье: либо ближнее - в Крылатское (метро тогда кончалось на "Пионерской"), либо, если повезет, в Подрезково.

Там, если предварительная дипломатия давала результат (что бывало крайне редко), нам разрешали попользоваться поставленным каким-то “ящиком” бугельным подъёмником, что делало счастье беспредельным и о чем потом можно было долго упоминать в лыжной компании. Если же нет, то день состоял из 10-минутного карабканья вверх по склону, 3-минутной фиксации креплений и 15-секундного спуска с малоуспешной попыткой сделать это "на параллельных". Стоп или падение, отстегивание креплений и процесс повторяется. Зато никакой диеты не требовалось - "катание" гарантировало, что вес держался на минимальном уровне при самом варварском питании и злоупотреблении алкоголем.

Но речь не об этом, а о том что 1967 год начался для меня с двух ослепительных удач: напряженные поиски увенчались приобретением "по блату" новых (!) полупластиковых (!!) венгерских лыж "Champion” и (новых!) чехословацких ботинок "Ботас".

Помню, что "Чемпион" обошелся в 50 руб (а студенческая стипендия моя была 35 руб), а цену "Ботас" память стерла как часто бывает с травматическими воспоминаниями. "Карпаты" были засунуты на антресоли, а "Чемпион" занял подобающее место в моей "хрущобной" комнате. Он и "Ботас" постоянно протирались и полировались и наполняли комнату восхитительным запахом, с которым сейчас и новый "Мерседес" не может сравниться. Крепления, увы, остались те же пружинно-ременные - более продвинутых достать не удалось.

Вот так блестяще экипированный, я оказался на февральских каникулах 67-го в Тиберде. Без спору, лучше было бы в Домбае, но в Домбай попасть было просто невозможно - Теберда-то была добыта в результате многоходовых интриг. На склонах Кавказа я чувствовал себя птицей созданной для счастья (как человек для полета). И хотя блат на бугельный подъемник срабатывал через раз, и карабкаться на крутые склоны приходилось дольше, но все эти мелкие трудности меркли в сравнении с экстазом катания на лёгких как пух "Чемпионах" и твердых как сталь "Ботасах". Да, в мое поле зрения иногда попадали какие-то запредельные люди на "Саломонах" и "Фишерах", но они были так же далеки от моей реальности как Мэрилин Монро и Марина Влади. Я купался в своем маленьком горнолыжном счастье.

И вот "в один прекрасный" день, я летел потной птицей по склону и въехал с ходу в плотный сугроб. Я услышал какой-то трагический хруст, но мозг отказывался его принять. Отрицая реальность, я медленно распутал крепления и еще медленнее вытащил лыжи из сугроба. Но не все. Верхняя четверть правой лыжи отсутствовала. Она отломилась! Счастье оборвалось, время кончилось, время ночь.

Далее, как в полусне, последовали унылые и безуспешные попытки "приклеить" обломки. Останки "Чемпиона" были кому-то проданы за безценок. Катание на дровах-"Карпатах" было после "Чемпиона" мучительным истязанием. Моя горнолыжная карьера увядала, не успев расцвести. На розы упали морозы. Жизнь теряла смысл.

ДЕЛАЙ КАК Я!

Смысл вернулся к ней, когда судьба занесла меня в начале 80-х на работу в Нью-Йорк, где я вскоре узнал об инструкторе Саше, дававшем за очень умеренную плату уроки лыжного мастерства. Уже первая встреча с ним показала что я на верном пути.

Компания его учеников поехала на weekend, каждый своим ходом, в Killington, популярное горнолыжное место в штате Вермонт. От Нью-Йорка туда где-то 300 миль (480 км). Я не мог взять свою машину, и Саша великодушно предложил мне место в своей. Мы познакомились (до этого лишь общались по телефону).

Выехали мы на ночь глядя, и Саша взял с места в карьер, развив скорость миль под 80 в час (при лимите в 55 миль). Его очень пожилой и нездоровый Форд-Россинант несся в метельную ночь дребезжа всеми суставами и свистя всеми щелями. Я не очень большой трус, но уверенности в завершении поездки, как говорится, in one piece, не было совсем.

Я решил тактично поправить ситуацию и деланно равнодушным тоном заметил, что полиция в последнее время совершенно озверела и раздает тикеты за превышение скорости на раз, а это ведет потом к сильному повышению платы за страховку, что не здорово. Саша столь же равнодушно ответил что ему это по барабану, потому что у него страховки все равно нет. Я онемел. Отсутствие страховки является нарушением закона и в мои представления о жизни такая ситуация не входила. 

Обретя через некоторое время речь, я решил все же поделиться с Сашей ценным жизненным опытом и вновь равнодушно заметил что ездить без страховки не очень-то практично, т.к. если полиция остановит, то она не только зверски штрафанет но уж точно отберет права (потеря которых в США - большая беда; людей без автомобильных прав просто не существует в природе). На что Саша еще равнодушней заметил что это ему малоинтересно, т.к. права у него давно отобрали и он сейчас как раз ждет суда где он точно докажет что полицейские гады сделали это из вредности. По тону его ответа чувствовалась что эта мелочь его совершенно не занимает и ему гораздо интересней поговорить о лыжах.

Мой шок загустел, ибо такого я не видел никогда. Вернее видел, но в кино, и из него знал чем закончится наша встреча с полицией - наручники, участок и крупные (какие, даже представлять не хотелось) неприятности. Я смирился с судьбой и вперился взглядом в летящий снег.

Зато на следующий день Саша был богом. Тогда я впервые увидел в его исполнении лыжный балет. А инструктором он был прирожденным.  "Помни - ты собака, ты стережешь склон! Взгляд по склону, грудь по склону, а не туда куда лыжи поворачивают!" Этот простой мнемонический приём и другие его уроки - и за четыре часа моя техника улучшилась в разы. Три дня в Вермонте заложили основу всего, что позволяет мне по сю пору кататься на прочном среднем уровне. Но обратно, смалодушничав, я поехал на другой машине.

Прошли годы, Саша стал бизнесменом средней руки и я давно потерял его из виду. Но всякий раз выкатываясь на склон, я слышу его голос: "Ты собака, ты стережешь склон! Делай как я!". И я делаю.

СМЕЛОГО ПУЛЯ БОИТСЯ

В марте 1992-го я оказался в Сараево, где ооновские стратеги поместили штаб ооновской операции UNPROFOR которая следила за перемирием в Хорватии. Не успели мы заняться поддержанием хрупкого мира в Хорватии, как он начал разваливаться под нашими ногами в Боснии. Такого не предвидел никто из ооновцев. Еще пару недель назад шумное Сараево вдруг омертвело, бурлящий рынок Башчарджия закрылся, закрылись магазины и кафаны. Только стрекотали пока редкие автоматные очереди и изредка хлопали разрывы пока малокалиберных мин. Но люди всё ещё верили, что это временные неурядицы, что все обойдется, рассосётся.

Утром в последнюю субботу марта, лучшие умы ооновской операции безуспешно ломали головы в командной комнате на верхнем этаже (она еще не переехала в подвал) штабного здания над анализом ситуации. Ситуация продолжала быть нехорошей - ясно слышались редкие выстрелы и очереди. Вдруг кто-то из наших крикнул от окна: "Гляньте-ка!". Я глянул и увидел что по противоположной стороне полностью пустынной улицы (лишь изредка по ней проносились на бешеной скорости редкие машины; позже эту улицу прозовут "аллеей снайперов”) идёт человек. Человек был одет в лыжный костюм, на плече у него были лыжи, а в руках лыжные ботинки. Неспешным шагом он шел в сторону горы Яхорины, где когда-то проходили олимпийские соревнования по слалому. Идти ему было далеко.

У меня мороз пробежал по коже, на глаза навернулись слезы. Передо мной буднично демонстрировалось величие человеческого духа и презрение к людской осатанелости и злобе. "Занимайтесь своей дурацкой войной сколько хотите", давал понять всем своим видом лыжник, "мне до вас, идиотов, дела нет. У меня занятие поважнее - я на лыжах буду кататься".

Не знаю дошел ли до горы тот лыжник, взобрался ли он по склону с неработающими подъёмниками, выжил ли в кровавом лихолетье. Но хочется верить что выжил, что где-он он крутит виражи по залитым солнцем склонам, а вечером попивает "црно вино" и повторяет: “Лыжи, конечно, не являются счастьем, но вполне могут заменить его".

ГУСАР ЕЁ ВЕЛИЧСТВА

Ровно через два года, в марте 1994-го, я оказался в мирном Загребе, где ооновские любители лыж сколотили группу для разовой поездки на катание в местечко Саппада в итальянских Доломитах (этот городок - бедный родственник олимпийской Кортины-д’Ампеццо). Поездка была дешевой, ехали на автобусе, народ подобрался военный, простецкий, в основном из нижних чинов. Жили в дешевеньком, но уютненьком отеле, по трое-четверо в комнате. В моей комнате ближайшим соседом оказался здоровенный английский кавалерист-гусар. На самом деле он был механиком-водителем из британского танкового полубатальона - в Великобритании многие бронетанковые части официально зовутся кавалерийскими ибо таковыми они и были много лет назад (названия частей не меняются столетиями). Это был очень сильно простой парняга лет 20, никогда лыжей и вблизи не видавший, но питавший живое любопытство ко всему новому.

Говорил он на немыслимом ньюкаслском наречии "джёрди"; понять его, кроме общеупотребительной матерщины, было нереально. Он был покрыт щедрой татуировкой (тогда она была намного менее распространена чем сейчас) из которой врезался в память сюжет с переплетенными змеями и львами и лозунгом-флагом "Death before dishonour". Несмотря на зверское выражение лица и эти татуировки, он был добрым, вежливым, слегка меланхоличным парнем. 

Утром я решил попробовать обучиться катанию на доске. Часа через пол безуспешных стараний, я понял что это не моё и переключился на лыжи. В это время я увидел, что на доску встал мой гусар. Выслушав вполуха объяснения на ломаном английском инструктора, он покатил по прямой без всяких ухищрений прямо на бугорок. Через мгновение ноги его взлетели вверх и с двухметровой высоты его многопудовое тело грянулось спиной об землю. "Перелом позвоночника", успел подумать я. В следующее мгновение гусар как ни в чем не бывало встал и стал пристегивать крепления. Облегченно вздохнув, я отправился кататься. 

Хорошенько раскатавшись, я направился на "экспертный", черноромбовый склон и, разок скатившись с него и вновь поднявшись, увидел на вершине моего бравого гусара. Картина повторилась: стремглав розогнавшись по прямой до третьей космичской на прямых ногах он долетел до первого бугра и, взмыв в воздух по траектории прыгуна в воду, врезался в склон головой вниз. О ужас! Теперь у меня не было сомнений, что Её Величество потеряла бойца. Отнюдь! Как птица феникс воспрял гусар, пристегнул крепления и без ухищрений исполнил тот же трюк метрами ста ниже по склону. Дальше я уже за ним не следил, мне было физически больно это видеть.

После катания мы практически не пересекались. Я ужинал и часов в 10 заваливался без задних ног спать до утра, а гусар вечерами жил бурной жизнью. Приходил он в номер, как я слышал в полусне, где-то часа в 2-3 ночи, но в 7:30 утра уже бодро вставал и часам к 9 уверенно отправлялся на склон. Где, как мне ещё разок довелось увидеть, исполнял по стандартной схеме тот же трюк: "запуск неуправляемого снаряда".

Совокупный результат этого своеобразного катания я увидел вечером накануне отьезда, когда мой гусар направлялся в душ. Все его мощное тело - спина, бока, грудь - были покрыты синяками разных размеров и оттенков. Так обычно выглядят жертвы зверских истязаний где-нибудь в гэбушно-эсэсовских застенках. Это зрелище резко контрастировало с благодушным, умиротворенным настроением гусара, каковое омрачало (насколько я мог понять его диалект) лишь неполное понимание его устремлений после полуночи женской публикой. В остальном он был полностью доволен жизнью.

Я понял, что Её Величество может законно гордиться своим гусаром. Лыжником он, конечно, не станет никогда. Но на поле брани я бы очень хотел, чтобы он был на моей стороне.

ЧТО МОЖЕТ СЛОМАТЬСЯ, СЛОМАЕТСЯ

Прежде чем перейти к сути, два замечания. Во-первых, за годы лыжных катаний я видел немало травм, но был полностью убежден, что со мной этого случиться ни при какой погоде не может. Во-вторых, в юные годы мама мне подкидывала брошюрки и листовки о вреде ранних половых контактов и злоупотребления алкоголем - я им не внял.

В 90-е годы из Москвы в Salt Lake City переехал мой давний приятель, и я наладился ездить к нему в гости кататься. Когда я приехал к нему в марте 2000 года, его жена была в Москве, а он сам в короткой командировке в Чили (он инженер-горняк). Он радушно оставил мне ключи от дома и машину, и я принялся экстазно кататься на бесчисленных склонах в 20 минутах езды от его дома. Дней через 5 он вернулся, и я к его приезду не ударил лицом в грязь - скуховарил достойный ужин, заморозил большую бутылку "Столичной" и затоварился чешским пивом. Мы очень оживленно поужинали, памятуя о том что "водка без пива деньги на ветер". Утром он кататься не стал, ссылаясь на утомленность работой, но отвез меня на склон, в "Альту" - моё самое любимое катальное место.

Катание в этот раз шло вяловато, сказывалось вчерашнее. В горле было сухо, томило жажда.

Теперь самая пора упомянуть о своеобразной реакции моего тонкого организма на горнолыжное катание. Я обычно залезаю на склон часов в 9-10-11 и слезаю в 14-15-16 часов. За эти 4-5 часов на склоне я никогда не делаю никаких перерывов, не ем, не пью, не курю и (пардон за подробность) не писаю. Не то что я так решил, просто организм этого совершенно не хочет, а хочет, сердечный, беспрерывно, кататься. И не то что я нахожусь в каком-то трансоподобном экстазе. Вовсе нет, состояние нормальное, просто хочется беспрерывно кататься и все.

Это резко отличется от моего обыденного поведения, Если я хотя бы раз в час не прогуляюсь на работе по коридору до туалета, то кажется что мочевой пузырь лопнет; если в час дня не пообедаю, то наверно умру от голода. А на склоне всё совсем наоборот.

В этот день наоборот не было. Где-то через часок я стал обращать внимание на стоящий около склона на полпути вниз ресторанчик откуда несло жаренным мясом. Снаружи сидел народ с холодным пивом в руках. Они (народ и кабачок) и раньше там были, но я их в упор не видел. А тут очень ясно увидел и меня туда как магнитом потянуло (якобы в туалет). Туалетом дело, естественно, не кончилось. Я взял пинту пивка, шматок мясца, всё употребил, и одряб и осоловел. 

Но вместо того, чтобы по уму направиться домой, я решил заняться самовоспитанием и укреплением характера. Я решительно одел лыжи и покатил вниз. В духе укрепления духа, на развилке я взял не налево на гладкий склон, а направо, где были наделаны бугры-могулы. Присел, напружинил колени, пролетел первый бугор, второй, третий, а на четвертом что-то раскоординировалось, расслабилось, и я полетел кувырком. В долю секунды почуял что правая лыжа отстегнулась на полсекунды позже (наверное потому что крепления были Саломон, а не Фишер) и в ноге что-то хрустнуло. Не дай бог, потянул сухожилие, подумал я, пропахивая лицом снег. Через секунду, я сел и устыженный и потрясенный, стал утираться и осматриваться. "Все в порадке?" - спросили остановившиеся около лыжники. "Всё ОК", бодро ответил я, встал и тут же упал. "Видно здорово потянул", подумал я и был не прав. Как оказалось, я сломал правую коленку. И сломал так "мастерски" (как сказал мой хирург) что для её ремонта пришлось при операции выпиливать кусочек кости из левой части таза и вставлять в сломанную коленку.

В чём же мораль этой заунывной истории, спросит читатель? Мораль, дорогой читатель, мне представляется шестиякой (1) не злоупотребляйте накануне; (2) не пейте пива на склоне, а только после; (3) не закаляйте характер непосильными мерами; (4) травмы случаются со всеми; (5) слушайтесь маминых советов; ну и главное (6) ставьте на лыжи крепления Фишер , а не Саломон.

И никогда, ни за что не забывайте, что лыжи, конечно, не являются счастьем, но вполне могут заменить его.

Страницы1

4,9/5 (42)

5 комментариев

  1. Гость
    Гость 12 января

    Да, хотелось бы отдохнуть , хоть в какихто горах, так еще нигде и не катался на лыжах. Алексей

  2. Борис
    Борис 16 января

    Занятный рассказ :) Очень, очень хочется научиться парить по склонам на лыжах !

  3. Гость
    Гость 20 января

    DA, rasskaz klassnuy, osobenno nekotorue opicania gusara ego velichestva i ostalnuy veseluy momentu, posmeyalas na slavy. A po luzi mogy skazat,,, da eto delo zaxvatuvaet ,daze s odnogo raza, kogda poprobuesh.. no probovat toze nado ymet, avtor prav.. s luzami shutit nelzia , iz nado yvazat..togda vse budet v poriadke.

  4. Belko1997
    Belko1997 13 января

    Лыжи это круто.Всегда хотела научиться кататься на них.Даже купила их себе вот здесь Трубы ПВХ Производители ПВХ Канализационные трубы ПВХ Пластиковые трубы ПВХ

  5. Belko1997
    Belko1997 13 января

Ваш комментарий

Достопримечательности России Читать все

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…