Марино Лациале, (Marino Laziale), Лацио

 

Зачем ехать

 Небольшой городок с парой интересных церквей, несколькими заслуживающими внимания палаццо и прелестным парком рядом с остатками античных ворот. Перед Дуомо стоит фонтан, который в период винных фестивалей наполняют вином.

 Рейтинг: 3 из 5 

 

Как добраться

 Время в пути, стоимость проезда  и время отправления уточняйте, пожалуйста, на http://www.trenitalia.com/en/index.html

О железных дорогах Италии и проездных по Лациоhttp://talusha.3bb.ru/viewtopic.php?id=19

От станции – через привокзальную площадь прямо и вправо вверх по ступенькам древнего вида, увитым плющом и размалеванным граффити. Увы, молодежь везде малопочтительна к древностям…

  

История

 Как и вся история Италии, история Марино насыщена событиями, войнами, интригами и разными волнениями вроде чумы и землетрясений – такова специфика страны. Богатая история города очень подробно изложена на итальянской страничке города в википедии (видимо, краеведы постарались). Я же предполагаю, что обычным туристам ни к чему погрязать в средневековых дрязгах, и посему ограничусь довольно кратким изложением основных событий.

 Марино был известен еще с X  века до н.э. – он входил в лигу италийских городов, возглавляемых Альба Лонгой и назывался Ferentum. Римляне оценили горную местность и укрывались от летней жары на своих здешних виллах. Из соображений безопасности в центре городка возвели крепость Castelletto, от нее – акведук, доставлявший воду с гор. С VI в. окрестные земли принадлежали Папе Римскому.

 В 846 г. сарацины разрушили соседний городок Bovillae, также входивший в лигу италийских городов, все население сбежало в Ferentum, его укрепили, и с тех пор он стал именоваться Марино. С 1090 г. город с замком входил в состав владений графа Тускулумского (по названию античного города Tusculum близ Рима), затем он принадлежал роду Франжипане, а в 1266 г. перешел семье Орсини. В 1272 г. Святой Бонавентура основал здесь первое братство в Италии. В 1347 г. замок в  Марино осаждал Кола ди Риенцо – безуспешно. 50 лет спустя здесь произошло решающее сражение между войсками антипапы Клемента VII и войсками Папы Урбана VI. После очередной череды войн капитан папского войска Паоло Орсини начинает строить в Марино новый замок, Rocca Orsini, который со временем трансформируется во дворец Колонна. В течение каких-то 30 лет – с 1379 по 1414 гг. замок переходил из рук в руки – то его захватывали враги, то неаполитанские войска, то он переходил в собственность Папского государства, то его отбивал его законный владелец – Орсини. В 1417 г. замок купила семья Колонна, и владела этими землями до 1914 г.

 В 1571 г. жители города приветствовали Маркантоньо Колонна, героя битвы при Лепанто, командующего Папским флотом, шумным фестивалем, который с тех пор проводится здесь ежегодно.  В 1606 г. Папа повышает статус города до герцогской резиденции, а Колонна за заслуги перед Папой становятся герцогами. В 1618 г. святым патроном города провозглашается Святой Барнаба, в 1640-62 гг. возводится собор, посвященный ему. Скажу пару слов о фестивалях. Каждое первое воскресенье октября в Марино проводится виноградный фестиваль (Sagra dell''''uva): в течение целого часа городские фонтаны бьют вином вместо воды. Пончиковый фестиваль (Sagra della ciambella al mosto) – каждое 2е воскресенье октября весь город торгует и питается пончиками с изюмом, сделанными по рецептам XVII в. Делают такие пончики только в Марино.

 В 1944 г. город разбомбила американская авиация, поэтому от былого величия мало что осталось, но для двух-трехчасовой прогулки впечатлений хватит.

  

Город

 Маршрут по городу: piazza della Stazione – scalinata della Stazione – largo Oberdan – piazza Republica – piazza Lepanto – piazza San Barnabo – corso Trieste – via Rosselli – via Cavour – piazza Matteotti – corso Trieste – piazza Lepanto – piazza Republica – via Roma – via С. Batocchi – piazza Garibaldi – via C. Batocchi – via Roma – piazza Republica – largo Oberdan – scalinata della Stazione – piazza della Stazione

 После подъема по лестнице от станции углубляемся в улочки. Где-то звучат детские голоса, из открытого окна звенит посуда. Население мирно судачит на остановках и в тихих двориках, тетеньки сушат белье, смело выкидывая его из окон на головы зазевавшимся туристам. Вдруг на голову нам падают прищепки, которые тетка упустила, оживленно болтая с соседкой из дома напротив. «Скузи, синьор, скузи, синьора!» - и тетка продолжала пересказывать товарке что-то ужасно интересное. С правой стороны виден розовый с серым палаццо с гербом города, часами и античной колонной в арке – палаццо Колонна.

 На месте Palazzo Colonna, чей фасад выходит на piazza della Repubblica, когда-то высилась крепость XIV века, построенная капитаном папского войска Паоло Орсини и получившая имя Rocca Orsini. Перестраивать замок во дворец стала Агнесса, жена Фабрицио Колонна, в новом еще не дворце, но уже и не в крепости родилась в 1490 г. итальянская поэтесса Виттория Колонна (помните «Муки и радости»? она считается последней возлюбленной Микеланджело). В 1501 г. укрепления замка, однако,  восстановили (по проекту Браманте). Строительство дворца начинается вновь в 1532 г. при Асканио Колонна, который приглашает архитектором Антонио да Сангалло. Строительство велось до 1632 г., и внутри было на что посмотреть – росписи стен выполняли братья Zuccari. На всякий пожарный во внутреннем дворике-таки построили боевую крепостную башню – вдруг Ватикан попретJ В главном зале дворца имеются росписи, которые служили образцом для новых росписей одной из важнейших римских церквей -  Сан-Паоло-Фуори-ле-Мура (San Paolo Fuori le Mura). После пожара 1823 г. базилика сгорела и ее восстанавливали всей Европой (на эту стройку успел пожертвовать даже российский царь Александр I). Дворец оставался собственностью Колонна до 1916 г., когда его приобрел муниципалитет Марино. После бомбежки 1944 г. дворец был разрушен до основания, остался только средневековый фундамент, да та самая крепостная башня. Кроме того, обвалившийся кусок фасада разрушил фонтан Четырех мертвых, который стоял тогда на площади Лепанто.

 На соседней площади стоит барочный собор Святого Барнабы (Basilica di San Barnaba), построенный на средства семьи Колонна по проекту Антонио дель Гранде. Церковь имеет интересную историю: 11 июня 1615 г. выпал сильный град, уничтоживший все посевы вокруг Марино, в этот же день град побил виноградники в 1616, 1617 и 1618 гг. 11 июня был днем Святого Барнабы, поэтому местные жители единогласно решили – быть здесь большому храму в честь святого. Местный епископ Франческо Сфорца да свое согласие, а герцоги Колонна выбрали место для будущей церкви – ее было решено построить в нижней части города. В ту пору Марино делился на два прихода – при церквях Святой Лючии и Иоанна Крестителя, но герцог рассудил иначе – он распустил оба прихода и сделал один – при соборе, чем вызвал массу скандалов. Священнослужители обоих приходов даже ездили жаловаться в Рим, но ничто не помешало герцогу изъять казну бывших приходов и употребить их на новое строительство. В 1640 г. кардинал Джироламо Колонна благословил первый камень собора, заложенный в фундамент герцогом Филиппо Колонной. Несмотря на финансовые затруднения семьи Колонна и эпидемию чумы, поразившую окрестности Марино, строительство все же довели до конца, хотя и с опозданием. Первую мессу отслужили в соборе 22 октября 1662 г., в декабре того же года сюда перенесли образ Девы Марии из церкви Святой Лючии, но официальное открытие собора случилось только в 1713 г. в присутствии архиепископа Неаполя монсеньора Антонио Санфеличе. В 1908 г. после землетрясения собор был несколько поврежден, и его несколько лет ремонтировали. В 1944 г. собор заминировали войска союзников, и он пострадал от бомбежек, но в 1946 г. его снова восстановили. Храм возведен в форме латинского креста, внутри стоит взглянуть на изображение Святого Бартоломью мастера Guercino и бюст Святого Антония работы Эрколе Феррата. Перед собором стоит фонтан «Тритон» (1889), выполненый по проекту скульптора Микеле Трипициано (Michele Tripisciano).

 Мимо собора по улицам corso Trieste, via Rosselli и via Cavour мы поднимаемся в верхнюю часть города, к piazza Matteotti. Еще при римлянах на вершине холма над небольшим поселением, живущим за счет виноградников, была построена крепость Castelletto. В Средние века здесь построили замок, называемый Rocca Frangipane, по имени знатной семьи, владевшей окрестными землями в XII-XIII вв. Увы и ах – крепость разрушили до основания в XVII веке, но доподлинно известно, что располагалась она как раз на месте Piazza Matteotti, а от бывших фортификационных укреплений остались три башни, изящно интегрированные в довольно хаотичную застройку города - одна из них выглядывает из-за стен Palazzo Matteotti. На каждом конце небольшого городка Марино, таким образом, было по мощной крепости – столь велико было его стратегическое значение.

 На площадь выходит фасад Palazzo Matteotti (или Palazzo Comunale). В 1879 г. городской совет заметался в поисках наилучшего места для строительства мэрии, и оно вскоре было найдено – где еще, как не на пересечении главных городских улиц. До начала XIX века здесь размещалась гостиница, на ее фундаменте и начали строительство. Здание закончили в августе 1884 г. и оно служило мэрией до 1958 г. Сейчас здесь банк.

 На площади перед палаццо Коммунале стоит фонтан Четырех мертвецов (Fontana dei Quattro Mori), который до 1944 г. стоял у стен палаццо Колонна на пьяцца Лепанто. Построили его на городские средства в память о славной победе Маркантоньо Колонна в битве при Лепанто (1571). Фонтан символизирует то, что было и самым большим достижением семьи Колонна, и началом ее упадка – особых денег победа не принесла, а вот в долги семья влезла, и в следующем столетии им пришлось распродавать свои земли знатным римским семьям. Название фонтан получил по четрыем туркам, привязанным вокруг столба, которых поддерживают русалки - сей геральдический символ был прибаделн к гербу Колонна после битвы при Лепанто. В 1944 г. рухнувшая при бомбежке стена дворца разрушила фонтан, и восстановили его в 60-е гг. прошлого века, установив зачем-то в противоположном конце города. Во время винного фестиваля из фонтана льется вино, поэтому его еще называют Fontana del Vino.

 Среди зданий на площади еле заметна готическая церковь Святой Лючии (Chiesa di Santa Lucia) XII века, основала ее Джакома Сеттезоли, сподвижница Франциска Ассизского и владелица местных земель. Сегодня церковь используется одним из местных музеев. Уникальность церкви состоит не только в почтенном возрасте, но и в том, что построена она на месте римской цистерны – сюда, к крепости, был провдеен акведук, доставлявший в замок воду с гор.

 В верхней части города имеется также церковь Святой Троицы (Chiesa della Santissima Trinità) Она была построена в 1640 г. и может похвастаться алтарной росписью работы Гвидо Рени и распятием, которое считается чудотворным.. В 1944 г. она была разрушена во время бомбежки и построена заново уже в 50-е гг. прошлого века.

 Когда-то поселение Марино окружало кольцо стен , где каждые 5 метров высилась квадратная сторожевая башня, но после череды войн и особенно из-за союзнических бомбежек во время Второй мировой осталось от стен немного – фрагменты стены все еще можно увидеть на via Paolo Mercuri, в начале улицы via Giuseppe Garibaldi, прямо в стенах домов на Corso Trieste. Кроме стен, сохранилось трое ворот – на via Roma с правой и левой стороны по дороге к piazza Garibaldi – т.н. Porta Romana и  Porta Giordana в конце via Paolo Mercuri.

 На подходе к пьяцца Гарибальди, по левой стороне, прячется уникальный памятник доримской эпохи – святилище бога Митры (Mitreo di Marino, II в. н.э.), расположенное в небольшой древней цистерне. На центральной стене святилища имеется фреска с изображением бога Митры, убивающего быка, по бокам цистерны - изображения легенд о Митре (союз между Митрой и солнцем, Митра укрощает быка, появление Митры и пр.).

 На piazza Garibaldi нас встречают еще три интересных объекта: церковь Девы Марии, большой доминиканский монастырь и палаццо Бандинелли (Palazzo Bandinelli) XV века. Огромный домиканский монастырь, несмотря на резной портал и соседство с милым парком, все же напоминает тюрьму (некоторое время он и был ею). Монастырская церковь, посвященная Святому Розарио (Convento del Santissimo Rosario, 1713) представляет собой интересный образец стиля рококо. Изначально монастырь был доминиканским и учредил его сам Папа Климент X в 1675 г. по просьбе благородной доньи Марии Изабеллы Колонны в память о славной победе в битве при Лепанто. Финансировала строительство семья Колонна. Руководил работами Джузеппе Сарди, по его же проекту все и было возведено. За алтарем имеется дарохранительница эпохи кватроченто, приписываемая школе Мино да Фьезоле.

 Церковь Девы Марии (Chiesa di Santa Maria delle Grazie)  была построена в составе августинского монастыря (1580), была перестроена в 1634 г. В 1807 г., после экспроприации церковного имущества монастырь был упразднен, и вновь открыт в 1815 г. Монастырь постепенно пришел в упадок, и в 1954 г. церковь сделали приходской. Если будет открыто, непременно загляните – над алтарем висит фреска Беноццо Гоццоли XV века, а на одной из стен – картина, изображающая Святого Роха  (1681).

 Святилище di Maria Santissima dell''''Acquasanta di Marino существует в Марино с XII века. Посетив его, Святой Бонавентура решил основать первое в Италии братство (1272). Увы - вход надежно закрыт решеткой, и можно ли туда попасть вообще, мы так и не поняли.

 Неподалеку от города, по шоссе 217 расположены две виллы, некогда принадлежащие роду Колонна, а сейчас находящиеся в собственности Софии Лорен и Карло Понтии – это Villa Sara и Villa Gabrielli, в последней имеются фрески в стиле рококо.

 Ссылки

 http://www.comune.marino.rm.it/

http://en.wikipedia.org/wiki/Marino_Laziale

http://www.romeartlover.it/Marino.html

 

Страницы1234

0,0/5 (0)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Италии Читать все

    Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

    Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

    Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - главный храм в Палермо, где хранятся мощи самой почитаемой на Сицилии святой - святой Розалии.…