Мы в соцсетях
Швейцария. Горный туризм или хайкинг Швейцария. Горный туризм или хайкинг
Швейцария

Швейцария. Горный туризм или хайкинг

Хайкинг или горный туризм в Альпах, и особенно в Швейцарии настолько популярен, что 2010-й год объявлен в здесь годом именно этого активного отдыха.

Опубликовано

Признаюсь, я никогда не понимал, почему многие привычные и понятные слова вдруг абсолютно немотивированно вытесняются у нас новыми, ну, скажем, были всегда кегли, стали почему-то боулингом. Так же и с горным туризмом, который с недавних пор именуется хайкингом, впрочем, это касается только заграничного его применения. Другое дело, что их цивилизованный хайкинг отличается от нашего дикого горного туризма отсутствием зачетно-спортивной заданности, выраженной познавательной составляющей на всем маршруте, размеченными знаками дорожками и избушками с удобствами на пути.

Хайкинг или горный туризм в Альпах, и особенно в Швейцарии настолько популярен, что 2010-й год объявлен в здесь годом именно этого активного отдыха, в связи с чем Швейцарский совет по туризму устроил показательный хайкинг, пригласив в конце августа журналистов из 30 стран в самый южный кантон Тичино. В переводе с английского хайкинг означает дальнее пешее путешествие, в спортивно-туристическом смысле – это путешествие по горам, точнеее предгорьям, потому что не предполагает использования альпинистского снаряжения. Есть еще трекинг, вот тот уже включает элементы скалолазания. Чем хорош хайкинг – он доступен практически любому относительно здоровому человеку, включая пожилых и детей, минимально затратен и возможен в любое время года кроме зимы. Последнее очень важно, потому что в распоряжении хайкера с апреля по ноябрь оказывается вся пустующая в это время альпийская горнолыжная инфраструктура – отели, подъемники, смотровые площадки, рестораны, причем по весьма щадящим тарифам.

И все же, когда руководители Швейцарского туризма сказали нам, что в стране 60.000 км специально подготовленных трасс для хайкинга – больше, чем в любой другой стране мира, в сознании с трудом умещались эти полтора экватора, которыми какие-то фокусники сумели опоясать горные долины страны площадью в одну область Центральной России. Осознаешь это не сразу даже “на местности”, только в какой-то момент, когда шагаешь, например, с палками по бесконенечной лестнице на обзорную точку на вершине горы Generoso и оттуда видишь дивную панораму Луганского озера и окрестных гор, тебя вдруг осеняет, что в Швейцарии куда ни пойди, и природа, и деяния человеческих рук вызывают восторг и благоговение.

Понятно, что за четыре дня мы не преодолели и одной тысячной этой дистанции, зато впечатления незабываемы, ведь хайкинг как раз и настроен не столько на преодоление трудностей в пути, сколько на созерцание окрестностей. А Тичино есть что показать. Это итальяноговорящий кантон, история и культура которого уходят корнями в Древний Рим, его главная долина, в которой расположена столица Беллинцона, стоит на главном альпийском пути, связывающим Южную и Центральную Европу, а потому веками была предметом раздоров, и сегодня три ее замка-крепости занесены в список Всемирного наследия Юнеско и по праву являются одной из главных туристических достопримечательностей и, естественно, отличным маршрутом для хайкинга.

По иронии судьбы другой такой достопримечательностью стал строящийся железнодорожный тоннель AlpTransit, длиной в… 57 км, длиннейший в мире!, который в отличие от крепостей не перекрывает этот главный альпийский транзит, как крепости, а наоборот, упрощает его, убирая с горных дорог тысячи фур, курсирующих тут в обоих направлениях ежедневно. Чтобы посмотреть это будущее чудо инженерной и строительной мысли и технологий, люди записываются на экскурсии за полгода, нам же сделали исключение, и после теплого курортного Лугано и берегов его озера мы продолжили свой хайкинг по мрачным тоннелям в выданных оранжевых комбинезонах, резиновых сапогах и касках. Аттракцион продлится до декабря 2017 года, когда тоннель будет полностью готов. Впрочем, тогда тоннель тоже можно будет посмотреть, но уже из окна скоростного поезда, который по расчетам преодолеет 57 км за 18 минут, то есть, со скоростью 200 км/час – много не увидишь.

Удивительно, но на территории маленького кантона мегатоннель оказался далеко не единственным мировым рекордсменом. Следующией целью нашего хайкинга стал еще один строительный монстр – дамба Luzzone в долине Бленио, самая длинная в мире, на которой пролождена трасса для скалолазов. Высота дамбы – более двухсот метров, да еще вверху она зрительно имеет отрицательный уклон, и при ракурсе снизу весьма впечатляет – спортсмен, карабкающийся на дамбу, снизу смотрится, как муравей. Правда, меня больше поразило не это, а то, что у гиганской плотины, сдерживающей собой нависшее над долиной озеро, я не увидел никакой охраны. Сквозь тело дамбы проходит автомобильная дорога, а также дорожка для туристов. У нас это был бы стратегический строгоохраняемый объект, а в Швейцарии – fun для скалолазов и туристов.

Наверное, это немаловажный фактор, который в значительной мере делает Швейцарию столь желанной для путешествий – ощущение абсолютной безопасности и полного спокойствия в любой ее точке в любое время суток, будь то железнодорожный вокзал или горное урочище.

К счастью, есть Альпы, есть Швейцария, вошедшая в Шенген, и ставшая тем самым доступнее для россиян, есть Тичино и ее горные долины c дорогами, мощенными древними римлянами и романскими церквами времен раннего Средневековья. В их арочках я вижу явные признаки родства с домонгольскими памятники Владимирской Руси. Одна из самых известных, Негретино, с фресками 11 века, стоит у водопада по дороге на дамбу Luzzone, еще две я встретил в живописнейшей деревушке Giornico, стоящей прямо на главной автотрассе кантона. Река картинно раздваивается в центре деревни, открывая взору два старинных каменных мостика и силуэты церковных башен. Вплотную к церковным стенам и к замкам Беллинцоны подступают виноградники – Тичино славится своим “Мерло”.

Я непременно вернусь сюда не обремененным расписанием, просто побродить по горам золотой осенью и поснимать вволю, а потому беру с собой в Москву подаренные палки для хайкинга, с которыми, как оказалось, не пускают в самолет, — их нужно сдавать в багаж. Впрочем, это единственное, в чем можно упрекнуть Swiss Interhational Airlines — лучшего авиаперевозчика по маршруту Россия-Швейцария. Из Москвы и Петербурга у них три ежедневных рейса в Цюрих и Женеву, летающих практически без опозданий и масса услуг, не знакомых другим компаниям. Так, уже закончив свой хайкинг в Беллинцоне и имея еще полдня до рейса из Цюриха, я, по подсказке Швейцарского совета по туризму, которому очень благодарен за эту поездку, «зачекинил» свой чемодан и получил посадочный талон с указанным местом в самолете прямо на тамошней железнодорожной станции. Освободив себе таким образом руки и лишний час, если не полтора, для фотосессии живописного старинного Люцерна, попасть в который я давно мечтал и который весьма кстати оказался практически по дороге в Цюрих.

Текст & фото: Алекс Миловский. Фотогалерея «Швейцария. Горный туризм или хайкинг».

Туристический портал 100 дорог благодарит Офис по туризму Швейцарии за организацию поездки. Самые свежие туристические новости о Швейцарии на сайте www.MySwitzerland.ru

Руковожу проектом 100dorog с 2007 года по настоящее время. Стараюсь, чтобы сайт был функциональным и интересным

Россия

Покорение собственных вершин

Российский турист заменил для себя европейские горнолыжные трассы отечественными. Курорты стараются обеспечить высокий комфорт, в том числе и за счет качественной инфраструктуры и оборудования, чтобы удовлетворить высокие запросы горнолыжников, привыкших к западному уровню сервиса.

Опубликовано

Покорение собственных вершин

Горнолыжные курорты Европы стали терять популярность у российских граждан. Скажем, по данным сервиса заказа трансферов I’way, в Альпы, на Куршевель и Шамони-Монблан, отправляется сейчас в 2 раза меньше россиян.

Причиной тому стали не только санкции и заградительные действия Запада в отношении туристов из России. Но и тот факт, что Россия переживает бум внутреннего туризма, и оказалось, что предложения собственных отечественных курортов ничуть не хуже. Да и горы у нас тоже есть высокие, с невероятными обзорами, с крутыми или длинными склонами, что дает разнообразие сложности трасс – это ценится любителями горнолыжного отдыха.

А главное – регионы с большим энтузиазмом бьются за туриста – появилась реальная конкуренция. Это раньше, представляя себе отдых с горнолыжным катанием в России, сразу думали о сочинском регионе. А теперь – практически в любом направлении можно найти курорт, причем с хорошей инфраструктурой. И конечно, строятся и новые! Потому что бизнес увидел  -турист поехал! Точнее – покатил. Покатил на свои, российские склоны.

И для требовательных, и для спортивных

К примеру, самые крупные горнолыжные курорты сегодня работают в таких горах как Кавказ, Саяны, Алтай, Урал, Хибины, Камчатка, и здесь отменные трассы. Свои усилия в развитие горнолыжки направили Сибирь, Мурманская область, Карелия, Калининград, и даже центральные регионы страны. Но, конечно, Сочи в целом задает тон – ведь когда-то именно здесь, на Красной Поляне, и стартовало развитие горнолыжной отрасли России уже в современном понимании этого слова – тогда началась подготовка к Зимней Олимпиаде в Сочи-2014.
 
Здесь, в горах сочинского региона, курорты, пожалуй, самые инфраструктурно развитые и самые дорогие – отвечают взыскательным вкусам тех, кто когда-то ездил в Куршевель. Другие регионы не отстают – взять тот же «Манжерок» Сбербанка на Кузбассе, номера в отелях тут космического уровня – как по интерьерам, так и по ценам. В общем, все сделано, чтобы удовлетворить требования капризных туристов. Но и для тех, кто едет не на тусовки, а кататься, вариантов в России море. И горнолыжники уже с предвкушением ждут новых предложений, а они скоро будут. Скажем, в Северной Осетии это новый курорт Мамисон, в Чечне – Ведучи, и здесь скоро появится несколько новых канатных дорог. На Камчатке строится мощный туристический кластер с горнолыжным отдыхом. А в Сочи начинается строительство большого курорта «Турьев Хутор», тут появится несколько канатных дорог общей протяженностью 6,5 км, а также около 50 км горнолыжных трасс.

При этом на том же Эльбрусе, например, — самый продолжительный сезон катания в России — с ноября по июнь, почти 8 месяцев! А многие курорты стараются делать у себя и круглогодичное катание. Не каждый зарубежный курорт может этим похвастаться.

«Я раньше часто ездила катать за границу. Италия, Франция – любимые места, там хорошие интересные склоны. Но и наши не хуже! Полюбились поездки на Шерегеш, побывала на курорте «Манжерок», ну а в Сочи мы и раньше катались очень часто. И считаю, что уровень нашей горнолыжки не уступает зарубежному, — делится своим опытом Екатерина С., горнолыжница с большим стажем. — А еще я бы отметила сервис. Часто говорят, что у нас невежливый персонал, но я в последнее время как раз сталкивалась чаще с равнодушием и пренебрежительностью при обслуживании на европейских курортах, а вот на наших всегда встречаешь теплый прием и заботу. И еще – у нас становится все больше уютных и качественных кафе и ресторанов на горнолыжных курортах, все больше активностей, и мне нравится, что администрации курортных мест вкладываются в свою инфраструктуру, обновляются, не хотят быть отстающими или дряхлыми, ведь в конкуренции выигрывают самые современные, качественно оснащенные курортные места».

Без пробок на трассах

Туристы очень дотошно в последнее время отслеживают уровень современности оборудования на курорте. «Даже в Европе вовсе не всегда можно встретить качественные подъемники. А это важно. Потому что когда на курорт приезжает огромное количество туристов, а подъемники стоят старого типа, то можно стоять в очереди на него и час, и больше. Это портит всю радость от катания. Уже знаешь такие курорты, не ездим туда, выбираем другие места», — поясняет Сергей М., который катается на горных лыжах уже более 30 лет.

Как отмечает заместитель генерального директора горного курорта «Роза Хутор» Рушан Сабиров, Сочи, к примеру, удается держать показатель NPS (Net Promoter Score) – индекс лояльности клиентов. – ред.) на высоком уровне – и как раз благодаря качественному оснащению в том числе: «Гости при сравнении нашего курорта с европейскими отмечают отличную подготовку трасс и демократичную по меркам известных европейских курортов стоимость услуг (прокат и обучение)».

А представители корпорации «Кавказ.РФ» считают, что повышение комфортности и расширение услуг повышает статус курорта и его прибыль. Компания хочет сделать горнолыжный отдых в Северо-Кавказском федеральном округе круглогодичным. Будут использоваться современные системы оснежения, в итоге до 85 процентов трасс будут в снегу даже летом. А это – дополнительный приток туристов.

Что же касается «пробок» на старте канатных подъемников, которые везут отдыхающих наверх, то помочь им рассосаться могут не только новые трассы. Но и современные канатные дороги. И сейчас это еще одна цель курортов, причем поставленная даже сверху: федеральные власти настоятельно рекомендовали оснащать курортные территории России отечественным специализированным оборудованием, и это касается в том числе ратраков и канатных подъемников.
 
На пике прогресса

В чем преимущество новых разработок канатных дорог? Они более плавные и быстрые, они умеют замедляться перед посадкой и ускоряться по пути наверх, поэтому перевозят большее количество туристов за меньшее время. И поэтому на склонах нет толпы и очередей – всем удобно. Ну а еще, конечно же, современные канатки имеют и комфортные сиденья, и подогрев. В общем, все цивилизованно, прогресс не стоит на месте.

Пока российские курорты по-прежнему поднимают горнолыжников наверх силами европейских канатных дорог. Другое дело, что обслуживание своих канаток западные бренды уже не ведут – компании ушли из России еще весной 2022 года. Россия находит выход: скажем, на курорте «Роза Хутор» уже обеспечили российским ПО распределительные шкафы механизмов европейской канатной дороги – а это значит, что поломки уже не страшны, и это первый такой важный опыт.

Второй вопрос – а чем оснащать новые трассы? Или на что будут менять постепенно устаревающие нынешние подъемники, которые работают уже не одно десятилетие? Есть предложения российских компаний, которые активно разрабатывают современные канатные дороги. Есть варианты и китайские – скажем, свои подъемники России предлагает бренд BMHRI, компания из КНР. 

С одной стороны, Китай, как мы знаем, вполне умело и профессионально копирует западные разработки и выдает интересную продукцию, в разных отраслях, только с качеством, которое, как мы знаем, хромает. Так же китайцы поступили и с канатными дорогами: они ориентировались на разработки Европы и успешно копировали и внедряли их у себя. Но есть нюанс: то, что внедрял Китай, уже устарело на рынке, об этом много говорили и специалисты-производители горнолыжного оборудования, и туристического сектора – тот же Сбербанк, который вкладывает серьезные средства в «Манжерок», уделяет аналитике большое внимание, говорил, что китайские подъемники «устарели технологически».

В таком случае, это не понравится клиентам курортов. Туристы хотят пользоваться новейшим оборудованием и получать удовольствие от катания. К тому же есть риски и получить оборудование, которое не сможет работать в российские морозы – китайские подъемники порой ломаются в холода, такое случается даже на самих китайских курортах.
 
Да и понравится ли любителям лакшери-отдыха уровня Куршевеля катиться в гору на китайском подъемнике? Такие клиенты обычно относятся к китайской продукции как к упрощенной копии всего качественного западного, не доверяют. И могут просто отказаться от отдыха на курорте, который использует китайские механизмы в оснащении своей территории.

Тем временем российские производители не стоят на месте. Например, на том же «Турьевом Хуторе», инвестиции в который составляют 80 млрд рублей, будут ставиться уже наши, отечественные подъемники. «Одним из первых объектов нового курорта «Турьев Хутор» на северном склоне хребта Аибга станет скоростная канатная дорога с кольцевым движением и с отцепляемыми на станциях зажимами. Подвижной состав из 36 шестиместных кресел с подогревом и колпаками будет перевозить до 2,4 тыс. человек в час. Работы по строительству данной канатной дороги планируется начать в конце 2024 года», — сообщает РБК-Кубань.  А делает эти дороги известная отечественная компания «РУСЛЕТ».

И как раз эти подъемники избавят туристов от неудобств: благодаря системе отцепляемого зажима канатка обеспечивает хорошую скорость и комфорт. И никакого коллапса у захода на подъемник не случится. Это лишь один пример. Отечественные канатные дороги будут появляться и на других склонах России. Понятно, что курорты будут выбирать для себя те варианты оборудования, которые обеспечат удобство и высокий сервис, а значит, лояльность туристов.

 

Читать далее

Россия

Недорого и комфортно: лучшие курорты для горных лыж 2024

Удовольствие от катания на горных лыжах не обязательно должно быть привилегией богатых людей

Опубликовано

Недорого и комфортно: лучшие курорты для горных лыж 2024

Удовольствие от катания на горных лыжах не обязательно должно быть привилегией богатых людей. Хотя курорты в таких странах, как Швейцария, Италия и Франция, могут оказаться дорогими, есть и другие варианты, которые дешевле.

Согласно последнему исследованию, средняя цена однодневных ски-пассов в Европе выросла с 47,40 евро в 2015 году до 66,46 евро в 2023/24 году. Это увеличение на 34,8% выше инфляции. Компания Radical Storage, специализирующаяся на хранении багажа и лыжного снаряжения, с 2015 года проводит анализ стоимости путевок на 100 популярных курортов в Европе.

Неудивительно, что из десяти самых дорогих однодневных путевок 9 относятся к швейцарским курортам. Замыкает список северная Италия.

Самая высокая цена за дневной абонемент находится на Маттерхорне, в таких местах, как Церматт, Брёй-Червиния и Вальтурнанш. Там каждый день на склонах обойдется в 108 евро. Даже курорт Гриндельвальд-Венген, занимающий десятое место в списке дорогих, стоит 78 евро — сумма, недоступная для многих.

Однако, если вы хотите насладиться зимой и катанием на лыжах, не потратив все свои сбережения, вам стоит рассмотреть более доступные места в Европе. Вот некоторые из лучших курортов и однодневных туров, где сочетаются доступная цена и качество.

Читать далее

Россия

Где покататься на лыжах в Европе зимой 2024?

Сильный снегопад вернулся на горные склоны Европы, подарив радость любителям зимних видов спорта

Опубликовано

Где покататься на лыжах в Европе зимой 2024?

Сильный снегопад вернулся на горные склоны Европы, подарив радость любителям зимних видов спорта. Прошлая неделя принесла с собой холодные морозы и экстремальную холодную погоду, когда термометры в некоторых частях Швеции показывали до -43°C. Однако, на этой неделе настоящий арктический взрыв обрушился на южные регионы, сделав зимний карнавал еще более ярким и веселым

Альпы во Франции, такие роскошные курорты, как Шамони, Ле-Же и Морзин, стали белоснежными благодаря более чем метровому слою свежего снега. По данным специалистов, таких как On the Snow, соседи Франции — Италия, Австрия и Швейцария, тоже не остались без внимания природы. В этих странах выпало от 30 до 50 см снега на горнолыжных курортах, принося счастье и радость любителям активного отдыха.

Такие снегопады на старте 2024 года дают большую надежду на один из самых успешных лыжных сезонов последних лет. Ожидается, что снегопады будут сильными и длительными, благодаря изменениям, вызванным климатическим феноменом Эль-Ниньо. Обычно зимы в Европе начинаются с относительно теплой и влажной погодой, а затем становятся более холодными и суше в январе, феврале и марте.

Такой период снегопадов — замечательное изменение для горнолыжных курортов Европы, которые в последние годы страдали от нехватки снега из-за глобального потепления. Это даст возможность всем желающим окунуться в мир зимних спортивных развлечений и насладиться неповторимыми пейзажами горных вершин. Если вы планируете поездку на горнолыжные курорты Европы, январь 2024 года — идеальное время для этого. Для тех, кто хочет окунуться в атмосферу зимнего карнавала, предлагаем ознакомиться с прогнозом осадков снега на популярных курортах, чтобы быть уверенными в отличном катании на лыжах.

Читать далее

Новости партнеров

Популярное