Наш сайт существует и развивается показывая онлайн-рекламу нашим посетителям.
Пожалуйста, подумайте о поддержке, отключив блокировку рекламы для нашего сайта. Спасибо!

Судьба усадьбы

Попробуйте представить себе великую русскую литературу без такого понятия, как «усадьба» - Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова, Бунина… Что, не получается? Вот и у меня тоже. Да и не только литературу. Изобразительное искусство, науку, музыку, историю, вообще весь уклад жизни наших предков понять без этого чисто российского феномена невозможно.

Россия Автопутешествие, Достопримечательности, Статьи по странам

Попробуйте представить себе великую русскую литературу без такого понятия, как «усадьба» - Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова, Бунина… Что, не получается? Вот и у меня тоже. Да и не только литературу. Изобразительное искусство, науку, музыку, историю, вообще весь уклад жизни наших предков понять без этого чисто российского феномена невозможно. Причем, это были не только «дворянские гнезда», а городские, купеческие, крестьянские усадьбы. Большинство из них не пощадили время и исторические вихри – их судьбы оказались печальны. Но многие, к счастью, чудом сохранились или были восстановлены благодаря подвижникам и меценатам.

Путь из Москвы до Тамбова неблизкий, но зато было много времени, чтобы, глядя на запорошенные снегом поля и перелески, подумать неспешно обо всем, о чем некогда подумать в столичной суете. А также представить, как еще каких-нибудь полтора века назад наши прапрадеды преодолевали эти необъятные просторы на ямщицких или крестьянских повозках со скоростью раз в десять медленнее, чем наш мощный автобус.

Первым пунктом нашей программы оказался Музейный комплекс «Усадьба Асеевых» в Тамбове. Кстати, филиал музеев Петергофа. До революции усадьба принадлежала известному фабриканту, меценату и общественному деятелю, почетному гражданину города, Михаилу Васильевичу Асееву, происходившему из купеческой династии. За заслуги перед Отечеством ему было пожаловано потомственное дворянство. Весной 1918 года усадьба была реквизирована, а семья Асеевых эмигрировала за границу.

Дом был создан по проекту знаменитого московского архитектора Льва Кекушева в 1905 году. Столичный масштаб, тонкая деталировка и декоративное разнообразие, а также высокое качество исполнения строительных работ были беспрецедентны. Построенный в стиле модерн, с оригинальными фасадами и эксклюзивными интерьерными решениями, дом и сейчас поражает своей оригинальностью, красотой, изяществом всех элементов. В этой работе архитектору удалось создать целостный ансамбль интерьеров с уникальными элементами, созданными по его эскизам: тонкая лепнина, фрески, горельефы, оригинальные панно, осветительная арматура, встроенная мебель, деревянные полотна отделки и т. д.

На территории усадьбы расположен прекрасный парк, жемчужиной которого является уникальный пятисотлетний черешчатый дуб. В парковой зоне проложены прогулочные тропинки, есть беседки и скамьи для отдыха, сценическое пространство для концертных программ. Напротив главного входа в усадьбу внимание приковывает великолепный многофазовый светодинамический каскадный фонтан, увенчанный мраморной копией статуи Венеры Медицейской. Вот, видимо, почему усадьба стала филиалом Петергофа.

Усадьба Асеевых в Тамбове восстановлена и открыта год назад, но директор комплекса Дмитрий Смородин с энтузиазмом заявляет, что на этом его команда не собирается останавливаться. Будут ещё фонтаны, будут масштабные мероприятия, кажется, что он может бесконечно говорить о планах, идеях, и можно было бы и не поверить, если бы не стоял на набережной канала реки Цны белоснежный красавец дворец, отреставрированный с такой заботой и вниманием к оригинальным задумкам и технологиям, что просто диву даёшься!

Имение в Ивановке, где жил и творил с 1890 по 1917 год великий русский композитор Сергей Рахманинов, находится от областного центра в сотне с небольшим километров. Дом довольно скромный, но добротный, просторный, прекрасно обставленный. Гулять по комнатам дома и аллеям имения одно удовольствие. Всюду чувствуется рука заботливых музейщиков. Гипсовый бюст на зелёном сукне стола в кабинете и салатовые шторы с белым тюлем в концертном зале – всюду идеальный порядок – ни пылинки, ни одной морщинки на складках ткани. Мебель сама по себе может быть предметом музейной экспозиции, настолько она качественно и изыскано сделана. Особенно трогательно выглядит сидящая на диване маленькая плюшевая собачка, которую Сергей Васильевич везде возил с собой, в том числе и в эмиграции.

Тепло и уютно в доме Рахманинова, волшебно звучит рояль – для нас исполнили четыре прелюдии композитора на принадлежавшем ему инструменте. И поэтому совершенно невозможно поверить в то, что в годы Гражданской войны усадьба была полностью уничтожена – все 24 строения Ивановки и прекрасный парк, которой вдохновлял Рахманинова на создание его шедевров. Но благодаря энергии и энтузиазму подвижников имение, как птица Феникс, возродилось в 1982 году. Сегодня ежегодно здесь проходит Международный фестиваль имени С. В. Рахманинова, другие музыкальные события.

Но пора отправляться в Рязанскую область, где в скромной крестьянской усадьбе родился другой человек, прославивший свою малую родину на весь мир. Это есенинское Константиново. Дом Есениных стоит напротив дома священника. Чуть дальше – храм Казанской иконы Божьей Матери, а за ней - обрыв к Оке. Село и имение помещиков Кашиных (дочь которых Лидия, вероятно, была юношеской любовью поэта и прототипом поэмы «Анна Снегина») расположились на высоком берегу, с которого открывается вид на излучины реки, бесконечные поля и простор неба.

Я впервые оказался здесь зимой и могу сказать, что эти виды и сейчас впечатляют не меньше, чем летом. Вообще можно сказать, что природа – одна из главных достопримечательностей села Константиново и его окрестностей. Тем более печально было видеть множество коттеджей и дач, которые, как грибы после дождя, выросли в последние годы на территории есенинского музея-заповедника в нарушение многих законов и норм. Усадьбами эти кирпично-сайдинговые строения уж точно никак не назовешь. Правда, после того, как местные и федеральные СМИ подняли шум по этому поводу, процесс превращения «страны березового ситца» в конгломерат стандартных дачных поселков вроде бы приостановился.

В этой связи мне бы хотелось немного рассказать о людях, которые работают здесь. Нас встречала специалист по связям с общественностью Елена Золотова. «Я очень люблю эту землю, здесь никогда не бывает скучно» - сказала эта молодая женщина, когда мы стояли на смотровой площадке над Окой, а перед нами простирались бесконечные дали. Насколько «не скучно» рассказал директор музея-заповедника Борис Иогансон за чаем в доме священника Ивана Смирнова.

Площадь охраняемой территории - сорок пять тысяч восемьсот пятьдесят гектаров – это действительно огромная зона ответственности. В задачу работников входит надзор за сохранением природных ландшафтов и облика населённых пунктов. Разработан регламент застройки и целевого использования земель. Постоянный мониторинг позволяет быстро выявлять нарушения, информация о которых в виде доклада и фотофиксации направляется в Государственную инспекцию по охране памятников, та проверяет факт нарушения и, в случае невозможности урегулирования вопроса с нарушителем, подаёт дело в суд.

Работа по мониторингу соблюдения регламента не бывает простой и бесконфликтной. Требования предписывают не возводить на есенинской земле новые здания высотой более двух этажей. Собственники нашли лазейку и называют первый этаж полуподвалом, а четвёртый чердаком. Суды затягиваются, бумажная волокита растёт…

В этом году музейный комплекс посетило более четырёхсот тысяч человек. Писать о Константиново и о Есенине следует не в краткой заметке… А вообще-то надо сюда приехать. Благо от Москвы совсем недалеко.

А в центре Рязани уже больше полутора веков стоит городская усадьба, где родился и вырос другой наш великий соотечественник – первый в России лауреат Нобелевской премии (1904 год) физиолог, основатель науки о высшей нервной деятельности Иван Павлов. Музей находится, естественно, на улице Павлова. Усадебный комплекс, весьма, кстати, скромный, - это два дома, летняя беседка, надворные постройки, баня, колодец, сад, городошная площадка. Этот уголок притягивает к себе гармонией, неизменным обаянием вечных человеческих ценностей.

Здесь, в Рязани, прошли детство и юность Павлова со всеми радостями и тревогами. Родители Ивана Петровича были из семей священников. И мало кто знает, что сам будущий Нобелевский лауреат закончил сначала духовное училище, а потом духовную семинарию, о чем впоследствии тепло вспоминал. Но однажды ему в руки попала брошюра «Рефлексы головного мозга», которая перевернула его жизнь. Затем была учеба в Петербургском университете, кстати, сначала на юридическом факультете – представитель духовного сословия не мог поступать на естественнонаучные отделения. Потом - Военно-медицинская академия, стажировка в Германии, путешествия по Европе, блистательная научная карьера, слава.

Но вдали от Родины Павлов всегда тосковал по родным рязанским просторам, по заливным лугам над Окой. Он был неизменно привязан к родным, землякам, и самой Рязани. Именно сюда, к родному порогу, к истокам своей жизни приезжал он незадолго до смерти в августе 1935 года всемирно известным ученым, академиком, лауреатом Нобелевской премии.

А уже по дороге домой, уже в Московской области, мы заехали в гости еще к одному гению – Антону Павловичу Чехову. В его первый купленный на заработанные писательским трудом деньги дом в Мелихово. Усадьба была приобретена семейством Чеховых в 1892 г., за 13 тысяч рублей у театрального художника Н. Сорохтина. Прежний владелец оформил дом в духе собственных декораций к театральным феериям: стрельчатые окна, причудливая веранда с колоннами, цветные витражи... Семья Чеховых вложила немало средств и сил на обустройство своего родового гнезда. Был расчищен парк, посажены новые плодовые деревья, выкопан пруд. Дом скромной архитектуры, более похожий на летнюю дачу, оставили без изменений.

Скоро Антона Чехова захватили новые заботы и интересы. Окончив медицинский факультет, он не занимался практикой, но в окрестностях Мелихова нужда в медицинской помощи была так велика, что он не мог не оказывать её. С раннего утра к мелиховскому дому собирались больные из соседних сёл, и начинался амбулаторный приём. Во время холерной эпидемии Чехов вошёл в состав Серпуховского санитарного совета и принимал участие в организации лечебных пунктов. Через его руки прошло более тысячи больных. Лишь когда бедствие было ликвидировано, Антон Павлович смог снова вернуться к творческой литературной работе.

Хотя Чехов прожил в Мелихово недолго – всего семь лет, да и то непостоянно, этот период жизни стал наиболее плодотворным в его творчестве. Здесь были написаны «Палата №6», «Дом с мезонином», «В овраге», «Человек в футляре», «Черный монах», «Остров Сахалин», «Чайка» и многие другие великие произведения.

И вы знаете, я заметил, что посещение столь знаковых и прекрасных мест делает меня лучше и вдохновляет. Пока вдохновило на написание этого материала. Дальше видно будет. Вы тоже попробуйте.

 

Дмитрий КУКАНОВ

Фото автора
 

Источник: 100dorog.ru

Еще публикации на эту тему Читать все

Особенности Ярославской кухни

Особенности Ярославской кухни

Об особенностях ярославской кухни руководителю проектов Евразийского содружества специалистов туриндустрии Елене Сергеевой рассказал шеф-повар ресторана гостиницы AZIMUT Отель Ярославль…

    Ваш комментарий

    к списку статей