

Ласковые сети в провиантских магазинах
Как она — в смысле история — начиналась? Самое поразительное, что чисто формально музей истории Первопрестольной родился… не в ней, а в Нижнем Новгороде.
На прошлой неделе в Музее Москвы состоялась — в качестве модного нынче жанра финиссажа — презентация каталога выставки «Азбука музея», которая открылась в августе и закончит работу в день окончания новогодних каникул. Случай достаточно редкий — Музей Москвы, к сожалению, пока не очень часто радует подобными изданиями. Но тут — случай до донышка особый.
Поскольку «Азбука музея» — говорить об этом можно и должно без особого преувеличения — во всех отношениях главная. За его 120-летнюю аж историю.
Из «кармана» родом
Как она — в смысле история — начиналась? Самое поразительное, что чисто формально музей истории Первопрестольной родился… не в ней, а в Нижнем Новгороде. В «кармане России», ежели кто забыл. Всероссийская художественно-промышленная выставка 1896 года, положившая начало многим великим делам в истории страны — например, первому русскому автомобилю — давно стала легендой. И был на ней, разумеется, и павильон Москвы.
А дальше… дальше произошло то, что, вообще-то, должно было произойти ещё на Московской политехнической выставке 1872 года — из которой, между прочим, родился нынешний Государственный исторический музей. Московские власти решили, понятно, сохранить экспонаты своего павильона — из него и появился музей, застенчиво названный музеем городского хозяйства. Зато «поселился» он в одном из самых эффектных архитектурных комплексов Москвы — бывших Крестовских водонапорных башнях у только что построенного Виндавского (ныне — Рижского) вокзала.
В 1920 году — в полном согласии с наступавшим веком коммуналок — музей был переименован в Московский коммунальный музей. В 1925 году, за недостатком выставочных площадей, переехал в Сухареву башню. Но ни башням, ни башне, что называется, не свезло — оба памятника были уничтожены якобы «как мешавшие движению».
Не просуществовав в творении Михаила Чоглокова и десяти лет, музей в очередной раз сменил адрес, перебравшись в здание церкви Иоанна Богослова под Вязом, стоявшей у только что снесённой Китайгородской стены. Вместе с адресом в очередной раз — в 1940 году — сменилось и название: теперь в бывшей церкви размещался Музей истории и реконструкции Москвы — с очевидным идеологическим упором на вторую половину названия — под которым прожил почти полвека. В 1986-м, в пору ранней перестройки, вывеска в очередной раз сменилась — теперь на «Музей истории города Москвы».
Пора на Склады
Но даже тогда было очевидно, что старая и не очень вместительная церковь — очевидно не место для музея даже истории такого города, как Москва. В 1990-е годы бродило немало слухов о переезде музея истории Москвы в классическое здание Екатерининской больницы у Петровских ворот. Но бюрократический пасьянс в итоге лёг иначе: в 12-колонное казаковское здание вселился аппарат Мосгордумы.
Музей истории Москвы, правда, тоже остался не в убытке: в 2006 году ему был передан другой великий памятник русской архитектуры — Провиантские склады (они же магазины), возведённые в 1829-35 годах Фёдором Шестаковыс с использованием «образцового проекта» Василия Стасова. До того в гигантском комплексе зданий «проживал» гараж Министерства обороны. И служивых, сражавшихся за него, что называется, до последней бумажки, очень даже можно понять…
Комплекс зданий был передан в 2006-м и явно готовился под очередной лужковский «торгово-познавательный» мегапроект с перекрытием двора, непременными торговыми площадями, подземным переходом из метро и прочим, против чего активно восстали и историки, и градозащитники, и обычные москвичи. Но, по выражению Бунина, «Бог переменил Орду» — проект не состоялся.
Клио и другие
Скитания музея истории столицы по её многочисленным адресам, надо полагать, наконец закончились. И название, обретённое в 2008-м — Музей Москвы — тоже, видимо, надо считать окончательным. Исчезновение из названия слова «история» можно считать очень показательным и символичным.
История города, кто бы спорил, чрезвычайно важна. Но она — лишь часть того колоссального и исключительно многообразного потока бытия, потока сознания, потока впечатлений какой представляет собой нынешний московский мегаполис. Если вспомнить, какое внимание уделяет в последние годы Музей Москвы проектам, так или иначе связанных с современным искусством, то легко понять, почему старушке Клио пришлось чуток потесниться…
За без малого десять лет музей уже основательно обжился в ампирным здании бывших Провиантских складов, и этот период его существования — вместе с предыдущими — требовалось закрепить основательным и запоминающимся выставочным проектом. Именно такой и стала «Азбука музея», занявшая целый этаж самого большого, выходящего на Садовое кольцо корпуса Провиантских магазинов. Это — обретение не только Места — в прямом и переносном значениях, но и Смысла. Голоса. Голоса — с первого звука узнаваемого в хоре многих сотен столичных музеев.
Конечно, одним проектом — пусть и самым удавшимся — немыслимо «объять необъятное», какова и есть Москва. Но главные черты «схватить» очень даже можно. С чисто формальной точки зрения «алфавитный» подход построения выставки — совсем не новинка, и ряд, в общем, легко угадывающийся: Археология, Бонистика, Васнецов, Городское управление, Двор, Еда, Ёлка, Жалованные грамоты, Заводы, Красный… ну, и так далее.
Зато такой подход даёт великолепную возможность сполна отобразить едва ли не главную черту Москвы, сложившуюся на протяжении всей её истори. Цветаева когда-то воскликнула: «Москва! Какой огромный Странноприимный дом!» Москва всех примет, всё на свете сделает своим, всё «переварит» — любого чудика, любого оригинала, любое здание — эта московская «всеядность» давно вошла в предание.
Скептики спросят: «А как же быть с общеизвестной пословицей насчёт того, что Москва слезам не верит?» И получат ответ, что — такое бывает нередко — в обиход попадает лишь первая часть поговорки, вторая половина напоминает о том, что Москва и дела хочет. Делай дело — и ты дома, будь ты старообрядец или мусульманин, татарин или немец.
«В ласковые сети…»
С другой стороны, азбука тут — подход чисто формальный. Если же попытаться вынести самое общее образное впечатление от выставки, то она напоминает… сеть. Речь не только о самой реальной сети, под которой находятся многие ценные экспонаты. И не только о сети, утилитарно выполняющей роль своего рода арматуры для фундамента, на котором будет строиться Музей (да ещё с пятью — или будет больше? — филиалами). Тут — подымай выше.
Если подробнее, то каждая буква имеет свою, чуточку отдельную и замкнутую в этакий мини-павильончик экспозицию (особенно, например, я бы выделил те, что посвящены московским играм, московским дворам и московским щёголям). Но при входе на каждую тщательно выписано то, что на современном языке принято называть тегами, а музей — честь ему и хвала! — проще, по-русски и по-московски называет связями. Тематическими связями. Можно смотреть экспозицию по порядку, а можно — по этим самым тематическим связям. Можно даже по форматам — от старенького «Москвичонка» первой модели до, например, совсем невеликой визитной карточки «дяди Гиляя» — да ещё с его автографом.
Всё же вместе ненавзячиво сплетается в большую, просторную и очень незаметную, очень «ласковую» опять-таки сеть, в которую и попадает посетитель. И попробуй не уйти с мыслью о том, что в музей, обладающий такими сокровищами, надо бы заглянуть ещё разок! Желательно с детьми.
А там, глядишь, и принести в дар что-то из того, что в доме хранится ещё от бабушек и прабабушек, что в семье нередко считается «надо-бы-выкинуь» хламом, а на деле может сделаться для музея ценнейшим экспонатом. «Азбука музея» очень зримо доказывает давно, впрочем, известный коллекционерский постулат: самыми редкими со временем становятся те вещи, которые выпускались массовыми тиражами.
Но, правда, думаешь при этом: из трёх корпусов Провиантских магазинов два отведены под экспозиции, один — под фондовое хранилище (на всякий случай — более миллиона единиц хранения на сегодня). Надолго ли его хватит? Ведь и тот же Исторический музей в пору его молодости нередко называли «великой пустотой». А вот сейчас… За дарителями и доброхотами дело не станет — всё-таки в Москве живём.
…Говорят, по окончании первого представления «Кольца Нибелунгов» в Байройте Рихард Вагнер вышел к восторженной публике и произнёс «загадочную» фразу: «Вы видели, что мы можем. Теперь стоит вам захотеть, и у нас будет Искусство». Сегодня в здании Провиантских складов можно воочию убедиться в том, что у Первопрестольной не только был, но и будет Музей. И даже немного боязно предположить, какую выставку он устроит к своему 125-летию…
Георгий Осипов
Достопримечательности Россия
Лучшие тематические парки развлечений в Европе
В Европе расположены одни из ведущих в мире парков развлечений с захватывающими дух аттракционами.

Мы расскажем вам о парках, которые в последние годы демонстрируют наибольший рост посещаемости, а также выясним, почему некоторые из ведущих парков продолжают оставаться столь успешными.
1. Диснейленд-парк, Диснейленд Париж, Франция — посещаемость 9 930 000 человек
Парк Диснейленд является флагманским объектом курорта Disneyland Paris, и его проверенные временем аттракционы привлекают большое количество гостей. К ним относятся «Мир тесен», «Гора Большого Грома», «Пираты Карибского моря» и «»вездные войны», «Гиперкосмическая гора».
В 2021 году в парижском Диснейленде была введена новая программа обеспечения доступности, предоставляющая персональную автономию посетителям с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
«Наша новая программа доступности — это важный шаг вперед в нашем стремлении обеспечить доступность Disneyland Paris, позволяющий каждому гостю ощутить магию парка Disneyland и Walt Disney Studios Park», — сказал Даниэль Делькур, старший вице-президент Disneyland Paris.
В 2022 году парижский Диснейленд отметил свое 30-летие.
В 2023 году парк объявил о ряде мероприятий и обновлений, посвященных компании Pixar. Среди них — новая комната по мотивам фильма Disney и Pixar «Лука» (2021 г.) в ресторане Pizzeria Bella Notte и преобразование ресторана Fuente Del Oro в мексиканской тематике во Frontierland в Casa de Coco — Restaurante de Familia по мотивам фильма Disney и Pixar «Коко» (2017 г.).
2. Европа-парк, Германия — посещаемость 5 400 000 человек
Самым загруженным тематическим парком Европы, не принадлежащим компании Disney, является Europa-Park в Германии. В 2019 году семья Мак, владеющая парком, приступила к осуществлению самой крупной инвестиции — строительству долгожданного аквапарка Rulantica.
Построенный на сумму около 180 млн. евро, этот преимущественно крытый объект выполнен в привлекательной скандинавской тематике. Некоторые из его горок и аттракционов являются первыми в своем роде в Германии. Объект площадью 32 600 кв. м непосредственно связан с шестым тематическим отелем курорта Europa-Park — Krønasår. В 2021 году к «Рулантике» добавился еще один отель — «Свальгурок».
В целом именно внимание к деталям делает Europa-Park таким привлекательным местом для посещения. Аттракционы и развлечения распределены по тематическим зонам, представляющим 18 европейских стран. В 2020 году в парке была открыта многомиллионная реконструкция аттракциона «Пираты Батавии».
Недавно в парке появилась новая концепция развлечений — Eatrenaline.
3. Эфтелинг, Нидерланды — посещаемость 5 430 000 человек
Следующим в списке лучших тематических парков Европы является Эфтелинг. В 2019 году посещаемость тематического парка №1 в Нидерландах составила 5,4 млн. человек. Однако за последние 10 лет этот сказочный парк, расположенный неподалеку от Тилбурга, продемонстрировал исключительные результаты: в начале десятилетия его посещаемость выросла с 4 млн. человек в год.
Эфтелинг также ввел 365-дневный календарь работы и вторую деревню отдыха, Loonsche Land. Все это способствовало росту числа посетителей и формированию международного профиля.
Поклонники темных аттракционов высоко оценили аттракцион Symbolica, который был открыт в 2017 году. Кроме того, большие надежды возлагаются на предстоящий перезапуск классического аттракциона Droomvlucht («Полет мечты»). В то же время подводная горка Baron 1898 компании B&M заслуживает внимания не только благодаря великолепному тематическому оформлению, но и благодаря захватывающим ощущениям.
ДостопримечательностиКультура, ТрадицииМаршрутыОбзорыСтатьи по странам Россия
Кострома музейная. Путешествие в мир цыганской культуры и быта
Колорит и таинственность, пестрые юбки, браслеты, звенящие бусы и черные локоны, лошади, романс, гитара, кочевая кибитка…. Все это можно сказать про цыган — отдельную цивилизацию, существующую много веков параллельно нашей…

Почему они не смешались с народами, среди которых жили? Что мы о них знаем? То, что они с рождения прекрасно поют и танцуют, больше жизни любят лошадей, что они находчивы, хитры, вороваты, живут табором. Не много, практически ничего!
На сегодня это единственный кочевой народ, у которого нет своей страны, но, не смотря на это, у этого народа есть столица, хоть и не официальная (г.Сороки в Молдавии), есть свой гимн и свой флаг. И это, наверное, единственный народ, сохранивший при своей разрозненности язык, культуру и традиции, а еще почти не меняющиеся многие годы детали одежды, украшения и свои эталоны красоты.
С удивлением узнала, что этот народ – выходец из Индии. Яркие цвета, бусы из монет, множество украшений – все это отголоски народной праздничной одежды индусов. В наше время, цыган можно встретить во всех городах, странах и на всех континентах, говорят они на разных языках, впитывая диалекты и обогащая свой язык и традиции опытом тех народов, на территории которых они проживают.
Душу цыган сложно постичь без глубокого погружения в истоки зарождения этого народа, не послушав их песен и не увидев их танцев. Лирика цыганского народа стала знакомой всему миру через их проникновенные голоса, их веселье и задор. Ну а танцы — шумные, яркие, раскованные, с летящими подолами пышных юбок и звоном монет на груди у танцовщиц, стали символом радости и свободы изначально на ярмарках и праздниках, а сейчас на конкурсах среди профессиональных хореографических коллективов.
Кстати, подарком от цыган для нас является романс. Мне кажется, нет человека на земле, душу которого не трогает удивительно глубокая мудрость текста и задушевная музыка романса.
Сегодня прикоснуться к традициям этого загадочного народа можно приехав в Кострому. Именно в этом русском городе создан единственный Музей цыганской культуры и быта.
Коридоры музея, его комнаты заполнены предметами, одеждой, фотографиями, картинами, которые отражают тысячелетнюю историю народа, представители которого, рассыпались по миру как бусины одного ожерелья.
Хранитель музея, Андреев Сергей Борисович, эмоционально расскажет о том, чего мы не знаем — взаимоотношения цыган с коренными народами разных стран, традиционные занятия цыган, влияние европейской моды на цыганский костюм, их вклад в музыкальную культуру и кинематограф Европы и, конечно, России.
От входа — небольшой коридор истории СССР. Все экспонаты коридора – старые фотографии и документы, показывающие, как цыганам жилось в Стране Советов. А еще – история. Геноцид цыган во время многочисленных войн и особенно II Мировой. Солдаты Великой Отечественной. Хоть и нет у цыган своей страны – они шли воевать за СССР, становились Героями.
Отдельная экспозиция посвящёна театру «Ромэн», в котором о Костромском музее, хорошо знают. Здесь собраны костюмы, афиши, билеты, программки, фотографии. Среди экспонатов есть театральный костюм, лично подаренный Сергею Борисовичу народным артистом СССР, руководителем театра Николаем Сличенко. Из последних поступлений — наряд цыганки принадлежащей к касте котляров. Традиционное занятие этой касты не гадание и не лошади. Это ремесленники — кузнецы и лудильщики посуды.
Дальше – типичная цыганская комната, где всё, как положено — золотые чайные чашки, комоды, шкафы и неизменное пианино.
А еще в музее есть уголок с книгами, на полках собраны самоучители, словари и азбуки. И в финале сюрприз для посетителей – уголок цыганского театра кукол, представления которого увлекают не только детей, но и взрослых.
Основатель музея медленно, шаг за шагом погружает посетителей в тот мир, которого мы совсем не знаем. В мир, который он бережно хранит. Мир, который заслуживает внимания и который просто необходимо сохранить для будущих поколений. Ведь это наша история и она заслуживает бережной памяти.
Адрес музея: Кострома, ул. Козуева д. 3/46
Телефон: 8 (4942) 50 17 34
ДостопримечательностиОбзорыСтатьи по странамТранспорт Россия
Маршруты путешествий по стране в формате «поезд-отель»
Любите путешествовать на поезде? РЖД предлагает туристам разные маршруты путешествий по стране в формате «поезд-отель».

Пассажиры туристических поездов могут спланировать свою экскурсионную программу самостоятельно или в пути у проводника оформить отдельные экскурсии. Мы собрали лучшие маршруты в одной подборке. Сохраните себе и не забудьте поделиться с друзьями.
«Сочи»
Поезд № 927/928
Туапсе – Сочи – Гагра (Абхазия)
Тур в Абхазию можно совершить на 1 день или 2 дня/1 ночь. Автобусные экскурсии по Абхазии можно приобрести во время поездки у проводника.
Все вагоны поезда оформлены в ретро стиле времен СССР.
«Серебряный маршрут»
Поезд № 924/923
Москва – Псков – Великий Новгород – Рыбинск – Ярославль – Москва
Красоты древних русских городов вы увидите всего за одни выходные.
«Жемчужина Кавказа»
Москва – Майкоп – Нальчик – Грозный – Махачкала – Дербент – Кисловодск – Москва
За 7 дней поездки можно увидеть побережье Каспийского моря, горные пейзажи, знаменитое озеро Казеной, мечеть «Сердце Чечни», Сулакский Каньон, Эльбрус, древний Дербент и другие красоты.
«В Карелию»
Поезд № 928/927
Москва – Петрозаводск – Сортавала – Выборг – Москва
На участке пути от станции Хелюля до Сортавала туристический поезд будет следовать на паровозной тяге.
«В Сибирь»
Поезд 926/927
Москва – Казань – Тюмень – Тобольск – Пермь – Москва
5 ночей/6 дней. Доступны вагоны классов «Люкс» и «купе». Туристы смогут посетить музей-заповедник «Казанский Кремль», термальный СПА-курорт в Тюмени, туристский комплекс «Абалак» в Тобольске и другие интересные объекты.
«Цветущая степь»
Москва – Ростов-на-Дону – Элиста – Москва
За 4 дня тура путешественники смогут увидеть не только интересные города с самобытной культурой, но и станут свидетелями уникального явления – цветения калмыцкой степи.
При написании использовались материалы публикации https://t.me/trip2rus2/81