Легенда о Хиве. В древние времена Бог дал знать своему наместнику на земле, пророку Ною о грядущем наводнении. Бог приказал ему построить большой корабль и поместить в него всех верующих, а также попарно каждой живущей твари. Когда произошло наводнение, Ной приказал свому сыну Сому найти высокий холм и построить там крепость. Эта крепость была названа сначалаХейвак, а потом название изменилось на Хива. Это - только одно из многих легенд о Хиве. Один из наиболее примечательных городов Центральной Азии – Хива находится на левобережье Амударьи на юге современной Хорезмской области Узбекистана. Это уникальный, единственный целиком сохранившийся в регионе город-памятник. В 1967 г он был объявлен городом-заповедником, а с 1990 г. внутренняя часть Хивы – Ичан-кала признана ЮНЕСКО историческим памятником мирового значения. По словам Н. Муравьева, в начале ХIХ в. в Хиве насчитывалось “до трех тысяч домов и до десяти тысяч жителей . У полковника Г. И. Данилевского в середине прошлого века “народонаселение Хивы не превышает 4000 душ обоего пола”. В начале века в ней проживало около 20 тыс. человек, а в настоящее время, по последним статистическим данным, население ее достигло 52 тыс. чел. Природно-географические условия Хивы и ее окрестностей весьма благоприятны для жизнедеятельности человека. Город расположен в юго-западной части Хорезмского оазиса, почти непосредственно примыкая к пустыне Каракумы. Плодородные земли в окрестностях и сам город питаются водами древнего канала Палван-Газават, протекающего через всю южную часть области. Климат здесь резко континентальный, зима умеренно холодная, малоснежная, лето жаркое и сухое. Вблизи города имеется ряд озер, питающихся сбросовыми водами низовых оросительных систем. Флора и фауна, оберегаемая и рационально используемая местным населением, в Хивинском районе, как и во всей области, весьма богата. Этнический состав современных хивинцев в основном однороден – это узбеки, составляющие 95,5% всего населения города. Незначительным количеством представлены русские, татары, корейцы, казахи, украинцы и представители других национальностей. На рубеже ХХ в. население всего Хивинского ханства было не менее пестрым. По данным “Туркестанского сборника”, в Хиве были представители пятишести народностей: узбеки – потомки Шейбанидов – покорители и хозяева страны; старты – древнее население ; догма – рабы – персияне ; вокруг туркмены кочевые и полукочевые; каракалпаки и казахи 3. Характерно, что население Хорезма и после образования Хивинского ханства, как и сами хивинцы, называло себя хорезмийцами. Название нового государства как Хивинское в основном употреблялось лишь европейцами, особенно русскими авторами. Не случайно в 1920 г. после свержения хивинского хана в название созданной республики было введено слово “Хорезм “ с сохранением в качестве столицы Хивы. На этнический состав и культуры хорезмийцев-хивинцев оказали влияние их связи с окружающими племенами и народами, а также непрерывные миграционные процессы, проходившие через Хорезмский оазис, и многочисленные прищельцы-завоеватели, неоднократно вторгавшиеся на протяжении его многовековой истории. Тем не менее коренное население Хорезма, в том числе и Хивы, устойчиво сохраняло своеобразные черты культуры и быта, даже в значительной мере свой язык, не исчезнувший еще окончательно, как это доказано новейшими исследованиями, вплоть до периода Золотой Орды и господства в Хорезме чагатайских тюрков. По данным исследований, проведенных антропологами и этнографами ТашГУ в городе Хиве, население Ичан-калы представлено европеоидами с незначительной примесью монголоидности. В окрестностях города сельское население по антропологическим признакам несколько отличается от горожан. Вероятно, здесь сказались этногенетические и расогенетические связи местного земледельческого и торгово-ремесленного населения с соседними полукочевыми и кочевыми туркменскими племенами, имеющими значительные европеоидные признаки. С начала своего возникновения история Хивы неразрывно связана с историей всего Хорезма, богатой важными политическими, социально-экономическими и культурными событиями. Хорезм или Хваразм – “Земля солнца” – с его уникальными городищами несомненно принадлежат к числу древнейших историко-культурных областей Центральной Азии, о чем свидетельствуют не только письменные источники, археологические, нумизмати-ческиеи эпиграфические памятники УI-У вв.до н.э.–I-IУ вв.н.э. Название “Хорезм” в разной транскрипции встречается не только в священном писании зороастрийцев “Авесте”, но и в Бехистунской надписи, сочинениях Геродота, Гекате Милетского. Хива - один из древнейших городов Средней Азии, расположена в южной части Хорезмского оазиса. С юга к этой древней, овеянной легендами узбекской земле подступают барханы пустыни Каракумов, с северо-востока опоясывает песчаное царство - Кызылкум. Воды Амударьи щедро поят прохладной влагой хлопковые плантации, сады и виноградники. На широких равнинных землях, прорезанных густой сетью оросительных каналов, выращиваются персики, абрикосы, инжир. Еще в седой древности непревзойденные хорезмские дыни, надежно укрытые свинцовыми оболочками, вывозились в дольные страны к столу владык и именитых вельмож. Исторические и Архитектурные памятники Хивы: - Медресе Алликули Хана (1834/35) - Медресе Кутлимурод Инок (1804/12 гг.) - Тим и Каравансарай Алликули Хана (19 век) - Медресе Абдулла Хана (1865 г.) - Мечеть Ануш Хана (1657 г.) - Дворец Таш Хавли (Дворец Аллакули Хана) (1830/36 гг.) - Ак Мечеть (1832/42 гг.) - Мечеть и Минарет Джума (1788/89 гг.) - Мавзолей Сеид Аллаутдина (14 век) - Медресе Мухаммад Амин Хана (1851/52 гг.) - Минарет Кальта Минар (1855 г.) - Кухня Арк (1868/88 гг.) - Минарет Тура Мурат Тур (1888 г.) - Медресе Мухаммад Рахим Хана (1871 г.) - Madrassah of Sherghazi-Khan (1718/20) - Мечеть Багланди (19 век) - Медресе Араб Хан (1838 г.)