Личность формируется благодаря знакомству с достижениями выдающихся людей нашей страны — художников, мастеров народных ремесел, ученых, писателей, спортсменов и т.д. В области искусства нам есть чем восхититься — это творчество каракалпакских художников, демонстрирующее не только богатство нашего культурного наследия, но и подлинное единство и сплоченность многонационального народа независимого Узбекистана.

Среди них, конечно же, важно отметить и творчество художниц-женщин — это Альвина Шпаде, Дамегуль Бердимбетова, Галия Абдурахманова и др. Их творчество связано, главным образом, с каракалпакским изобразительным искусством, где они признаны как большие мастера и авторы многих известных работ. Произведения художниц входят в собрания многих музеев и частных коллекций, как в нашей стране, так и за рубежом. Они участники многих престижных выставок и представляют каракалпакское искусство во всех его видах и жанрах.

А.Шпаде (1935 г.р.) живописец, график, дизайнер по ковровым изделиям, реставратор. Она — одна из представителей старшего поколения каракалпакских художников. Работает в жанре портрета, пейзажа, натюрморта, но основным, ее излюбленным жанром является тематико-бытовой, где она запечатлевает окружающую ее будничную жизнь людей. Художницу особо волнует женская тема — "Хлопкоробы", "Матери", "Беседа", "У плиты" и мн. др. Композиции очень обыденны и просты, поражают своей монументальностью. Образ женщины, созданный художницей, наполнен спокойствием и внутренней духовной силой. Натюрморт и пейзажи художницы — это все богатство нашего солнечного края — дары природы ("Натюрморт с кошмой", "Натюрморт с шумовкой"), древние архитектурные памятники ("Джампык", "Кават-кала", "Степь") и др.

Сюжеты произведений Г.Абдурахмановой (1956 г.р.) пронизаны философичностью, в которой всегда присутствует тяга к размышлению. В начальной стадии творчества художница всерьез увлекалась миниатюрой, приемы которой использовала в поисках своего стиля применительно к каракалпакским сюжетам ("Невеста", "У лавки ювелира" и др.). Знание и понимание каракалпакских национальных традиций, культуры сказываются и в ее художественном творчестве — строгостью композиционных решений, сдержанным, всегда сгармонированным колоритом, пластичностью форм и тонко разработанной живописной фактурой. Мир молодости, созидания и творчества раскрыт в картине "Вышивальщица". В ней художница изобразила девушку-мастерицу, склонившуюся над своей причудливой вышивкой. В более поздних работах Г.Абдурахмановой всегда присутствует покров тайны, мистика, неуловимые мгновения — серия "Времена года", где прочитывается глубокая печаль и таящаяся тишина. Автор всегда на грани действительности и фантастики, восторга и скорби, света и теней.

Творчество Абдурахмановой — это постоянный процесс познания хрупкой, вечно меняющейся, завораживающей своим таинством некой эгоцентричной модели бытия. Отсюда направленность ее живописных работ, склонность к стилю модерна и мистификации. Возвращение к своим истокам — такова художественная тематика скульптурных произведений Д.Бердимбетовой (1950-1997). Художница побывала во многих городах и странах (Никарагуа, США).

В творческом своеобразии Д.Бердимбетовой в значительной мере заметна ее неразрывная связь с национальным искусством, пристрастие к народным образам и фольклорным мотивам. Все необычное, интересное она находила около и среди нас.

Тонкий знаток национальной культуры Д.Бердимбетова с особой любовью наблюдала людей, рисовала сценки из их жизни. В ее работах обыденная простота скульптурной композиции сменялась неожиданной, вдохновенной темпераментной лепкой небольших сюжетов: "Женге", "Всю жизнь вместе", "За водой", "Сауле", "Гулайим" и др. Ранние работы скульптора — аллегорическая композиция в образе девушки с развевающимися волосами ("Ветер"), женщина в национальном головном уборе ("Раздумье") — находятся в постоянной экспозиции ГМИ им. Савицкого. Работы выполнены в традиционном материале — дереве, позднее Д.Бердимбетова стала работать с более твердым материалом — шамотом ("Весна", "Женский портрет" и ДР-)

- Сюжет работы "Ижан жайсенбе" характерен своей незамысловатостью, в ней показаны домашние нехитрые дела женщин. Скульптор сосредотачивает внимание зрителей на своих персонажах. Это простая сельская женщина, которая, устав от своей работы, решила немного передохнуть. Скульптура привлекает полнотой передачи женского мира, выраженного в грустном, смиренно-мудром лице женщины. Верно угадано состояние женщины, соглашаешься с мастером, что именно такие простые женщины-труженицы живут в наших аулах.

В заключение хотелось бы сказать, что предназначение искусства — это сделать духовную жизнь людей богаче, поделиться с ними радостью бытия. И каким бы искусство ни было, то, что делает женщина, всегда будет очень интересно потому, что у женщины очень острый, более изощренный и гораздо более утонченный взгляд на окружающий мир. Творчество художниц-женщин свидетельствует не только об их большом трудолюбии, но и говорит о лирическом складе их дарования, привлекает большим ощущением правды жизни, нравственной силой любви к Родине, которую нужно любить и защищать, как самое дорогое и ценное на земле.

П.ХОЖАМЕТОВА